Научная статья на тему 'Взаимосвязь национального самосознания,социально-психологических характеристики межэтническойтолерантности студентов'

Взаимосвязь национального самосознания,социально-психологических характеристики межэтническойтолерантности студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
196
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь национального самосознания,социально-психологических характеристики межэтническойтолерантности студентов»

Клейберг Юрий Александрович,

доктор психологических и педагогических наук, профессор, г Ульяновск

ВЗАИМОСВЯЗЬ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ, СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК И МЕЖЭ ТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

с

Я ОБЫТИЯ последних десятилетий, ^^^^ произошедшие в России, обусловили качественные изменения в социальной структуре общества, динамике и характере системы общественных отношений.

Условия проживания большого числа этносов на ограниченной территории приводит к росту межэтнической напряженности. В связи с этим социально-психологические взаимодействия этнических групп часто приобретают конфликтный характер. Сегодня этническая нетерпимость уже является реальной формой проявлений кризисных трансформаций многонационального общества. Зоны межэтнической напряженности, зараженные этнофобиями, порождающие потоки миграции, с полным основанием можно назвать зонами этнической нетерпимости.

Очевидным является факт, что источником современных социальных катаклизмов является сам человек, особенности его отношения к другим людям, сопряженные с особенностями отношения человека к самому себе. Следствием этого является

теоретический и практический интерес к явлению толерантности как к одному из возможных путей преодоления различных форм межэтнической напряженности. Сегодня наиболее цивилизованная часть мирового сообщества осознала угрозу интолеран-тности, об этом свидетельствует провозглашение и принятие 185 государствами - членами ЮНЕСКО, включая Россию, Декларации о принципах толерантности. В 2001 году Правительством Российской Федерации принята федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе», направленная на освоение и укоренение установок толерантного поведения как основы согласия в обществе.

На сегодняшний день в научной литературе встречается множество определений понятия «толерантность», в зависимости от контекста (С.К. Бон-дырева, 2003; Ю.А. Клейберг, 2004; Дж. Экенниа, 1996; А.Е. Сериков, 2000; А.Е. Зимбули, 1996; Н.М. Лебедева, 1996; Б.Б. Хубиев, Н.В. Кильберг-Шахзадова, З.А. Шогенов и др, 2003; В.В. Шалин, 2000; и др.).

8

Толерантность как социальная норма, определяющая устойчивость к конфликтам в полиэтническом межкультурном сообществе, диапазон сохранения различий популяций и общностей в изменяющейся действительности представлена в работах А.Г. Асмолова, А.В. Петровского, Г.У. Солдатовой, В.В. Глебкина, А.Л. Шарова и др. Однако неизбежно возникает проблема нормы «в соперничестве между разнообразием и одинаковостью (например, между национальным разнообразием и тоталитарным национализмом)» (Асмолов, 2000). Отсюда использование мною такого термина, как оптимальная (конструктивная) толерантность, под которой я понимаю своего рода баланс между абсолютной нетерпимостью (максимальной устойчивостью без колебаний и отклонений) к другим взглядам, идеям, культуре и полным отсутствием сопротивления чужим влияниям. Этот баланс обеспечивает, с одной стороны, само существование этноса как такового, с другой стороны - позволяет лояльно относиться к иным проявлениям во взаимодействии с другими. В изменяющихся условиях, баланс, обеспечивающий максимально допустимый уровень развития толерантности, является, как показывает ряд исследований (T. Cox, S. Blake, 1991), необходимым условием развития индивида, организации, общества.

Как обеспечить саму возможность оптимальной устойчивости, конструктивной толерантности субъекта в изменяющихся условиях межэтнического взаимодействия? Вопрос чрезвычайно сложный. Но я попытаюсь на него ответить данными исследованиями.

В серии психолого-педагогических, социально-психологических исследований последних лет развитие способности к толерантности связывают с наличием диалогичности, уважения и понимания других, развитием саморегуляции, саморефлексивности, независимого мышления, уверенности в собственной групповой идентичности, с общим культурным и личностным развитием. При этом, я считаю, что в культуре любого этнического образования уже заложены механизмы воспитания оптимального (с точки зрения каждого конкретного этноса и условий его существования) толерантного взаимодействия.

Национальное самосознание представляет собой важнейший компонент структуры личности, наиболее важный продукт и процесс осмысления групповой, и этнической в том числе, принадлежности, в ходе которого и формируется толерантная личность. Национальное самосознание выступает не только как фактор развития личности, но и как условие формирования оптимальной толерантности в структуре мировоззренческих позиций субъекта. Так и должно быть на самом деле, часто так и бывает.

Однако большинство особенностей в межэтнических конфликтах носит, наряду с личностным, и социокультурный характер. Например, различия в языке, религии, нормах, ценностях, обычаях, традициях, стереотипах, национальных символах, способах мышления и поведения и т.д. Каждое из этих лич-

ностных и культурных различий при кризисном состоянии общества может стать (и часто становится) поводом или причиной возникновения межэтнического конфликта.

Одним из способов снижения межэтнической напряженности, разрешения и предотвращения конфликтов может выступить, я убежден в этом, развитие и формирование оптимального уровня толерантности.

Следует заметить, что на данный момент не существует четкого, всеми признанного определения толерантности. Тем не менее, очевидно, что толерантные отношения - это не просто равенство статусов, но и специальный вид равенства относительно тех, от кого мы претерпеваем: кто выступает против нас, оспаривает наши взгляды, ценности, интересы и т.п., а также относительно тех, кто слабее нас в культурном, политическом или экономическом отношениях. Российские ученые (в частности, И.С. Кон, А.А. Гусейнов) определяют терпимость как моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам и поведению других людей; выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения. А.А. Реан и Я.Л. Коло-минский рассматривают взаимосвязь феномена терпимости с понятием толерантности. Они полагают, что понятие толерантности - сугубо психофизиологическое и означает ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. По мнению

A.А. Реана, понятие «терпимость» включает в себя толерантность и является более общим. Терпимость понимается как свойство личности, которое связано с отношением к различным мнениям, непредубежденностью в оценке людей и событий.

Однако толерантность в отличие от терпимости, выражает активную, деятельную, а не страдательную позицию человека по отношению к другому человеку. С этих позиций рассматривают толерантность Г.У. Солдатова и Н.М. Лебедева, связывая понятие толерантности с уровнем национального самосознания. Свой подход к анализу толерантности - интолерантности предлагает Л.М. Дро-бижева, В.А. Ситарова и В.Г. Маралова, И. Йовел. Наиболее удачным мне представляется подход

B.А. Лекторского и Р.Р. Валитовой, определяющих толерантность через категорию уважительного отношения к другому в сочетании с установкой на диалогическое взаимодействие с ним. Такое определение согласуется с определением, данным в Декларации принципов толерантности: «...это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека»1, то есть его уважения. Отсюда представление об оптимальном уровне толерантности, включающем ценностные установки на диалогическое взаимодействие - ориентацию на равноправ-

1 Декларация о толерантности. Париж, 1993. С. 8.

9

ное общение, сотрудничество, на совместное творчество, стремление к взаимному самовыражению, развитию без подавления интересов другого или отказа от собственных ценностей и убеждений.

Диалогичное общение характеризуют отношения взаимодоверия, равноправия, взаимопонимания субъектов общения и оно является высшим уровнем взаимодействия.

Таким образом, под диалогичностью я понимаю ситуацию деятельности, в которой субъект-субъектное взаимодействие основано на признании ценностно-смысловой множественности, стремлении к информационному и ценностно-смысловому обмену в процессе познания действительности как объективно многомерной социокультурной реальности.

Диалогичность является адекватным средством воспитания оптимальной толерантности, так как представляет собой процесс дискуссионного общения с целью восстановления, передачи, истолкования, сопоставления различных точек зрения, способствующих идентификации. Поэтому, вероятно, такие понятия, как диалогичность и толерантность, идейно сходны.

В условиях полиэтнической структуры решение межнациональных проблем заключается не в искусственном подавлении процесса роста национального самосознания, а в создании наиболее благоприятных условий для его развития и диалогического взаимодействия с другими культурами. У кабардинцев и балкарцев, к примеру, с раннего детства поощряется формирование более позитивных установок к ценностям собственной культуры. Это не только элементы этнической культуры, но и основополагающие этнопсихологические условия сохранения этнической общности как целого и неповторимого социального организма. Одним из способов решения данной проблемы является развитие толерантности в процессе регионального (республиканского) и национального воспитания, овладения и приумножение собственной Кабардино-Балкарской национальной культурой. Именно культура, язык, обычаи и традиции Кабардино-Балкарского народа хранят в себе в большей мере, чем другие сферы общественной жизни, национально-особенное, специфическое, присущее именно этим национальностям. При этом ни о какой замкнутости только в рамках своей национальной культуры речь не идет. Напротив, кабардинцы и балкарцы - открыты к творческому содружеству различных культур, однако прочно оберегают свою национальную уникальность и самобытность, противостоят попыткам разного рода национальной ассимиляции.

Таким образом, толерантность можно и нужно воспитывать, причем с самого раннего возраста, чтобы изначально она закладывалась как доброжелательность, уважительность, как умение в своем поведении не выходить за определенные пределы, как лояльность и интерес к различиям, как способность судить не предвзято, не по принадлеж-

ности, а по сути, видеть и переживать свое глубинное сходство с другими людьми, без которых никакой индивид, даже самый интолерантный, существовать не может. Отсюда возникает необходимость детального анализа толерантности, национального самосознания и социально-психологических характеристик личности. В качестве объекта исследования мною взят студенческий возраст, как самый благодатный и благодарный возраст в научном плане.

Студенческий возраст - важнейший период в психосоциальном развитии человека. Студенчество

- активная и прогрессивная социальная группа, тонко реагирующая на перипетии общественной жизни. Глобальная жизненная ориентация студентов зависит от того, как они будут относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Поэтому выборку нашего исследования составили 230 студентов вузов г. Нальчика разных курсов и специальностей. В качестве методики диагностики толерантности была применена методика В.В. Бойко. Проведенное исследование позволило определить испытуемых с выраженным толерантным и интолерантным отношением к представителям других этнических групп.

Исследование взаимосвязи толерантности и уровней развития национального сознания позволили определить, что в исследуемой выборке большую часть занимают толерантные студенты (61,2 %). Большая часть проявления толерантности приходится на женский пол.

При анализе развития национального самосознания из всего массива обследованных эмпирически выделено три группы студентов: а) с низким уровнем национального самосознания (17,5 %); б) со средним уровнем национального самосознания (27,5 %); с высоким уровнем национального самосознания (55 %). Это позволило сделать вывод о достаточной сформированности национального самосознания студентов Кабардино-Балкарской Республики. Большинство респондентов не хотят менять место жительства (80 %), и только 20 % - хотели бы уехать. Из них 5 % - по семейным обстоятельствам и 15 % - в силу неподходящих экономических условий. Полученные данные могут свидетельствовать о довольно спокойной миграционной обстановке в КБР.

Будущее для русских и нетитульных народов, проживающих в КБР видится положительным 29,7 % студентов; отрицательным - 16,2 %; разным для всех

- 21,6 %; затруднились ответить - 5,4 %.

В группе толерантных готовы принять лиц другой национальности в качестве: жителей города

- 42 %, соседей - 35 %, партнера по делу - 27 %; непосредственного начальника - 19 %, подчиненного - 35 %, друга - 32 %, родственника - 32 %; супруга (и) детей - 27 %; супруга - 30 %.

В группе интолерантных готовы принять лиц другой национальности в качестве: жителей города -39 %, соседей - 27 %, партнера по делу - 18 %; непосредственного начальника - 13 %, подчиненного - 27 %, друга - 15 %, родственника - 15 %; супруга (и) детей

- 16 %; супруга - 14 %. Уровень возможного межлич-

10

ностного взаимодействия в группе толерантных студентов выше, чем в группе интолерантных.

При исследовании взаимосвязи уровня развития толерантности и личностных характеристик в группе толерантных студентов наблюдаются, как правило, следующие личностные характеристики в межличностном взаимодействии: терпимость к дискомфорту, вызванному состоянием партнера по взаимодействию; душевность; отзывчивость; отсутствие желания быть эталоном в общении; отсутствие стремления перевоспитать партнера, подогнать его под себя.

Уровень национального самосознания развит в два раза больше, нежели в группе интолерантных и характеризуется высокой степенью важности мирных и дружеских отношений между нациями, отсутствием агрессии, «нациофобии».

Выявлено отсутствие предрассудков, национальное принятие, высокая лояльность, высокая эмпатийность, способность быстро устанавливать контакты с окружающими и находить компромиссные решения.

В общении выражена ориентация на равноправное общение, на коммуникативное сотрудничество, на совместное творчество, взаимопонимание, взаимосодействие, стремление к взаимному самовыражению, развитию.

Коммуникативная установка более позитивна, чем в интолерантной группе. Показатели шкал не превышают средних показателей - 21,5 %.

У интолерантных студентов уровень национального самосознания развит в два раза меньше, нежели в группе толерантных и характеризуется низкой степенью важности мирных и дружеских отношений между нациями, присутствием агрессии. Выявлены такие личностные характеристики в межличностном взаимодействии, которые могут выступать в качестве факторов (часто диаметрально противоположных), ведущих к интолерантности. Это: категоричность в оценке других; неумение прощать; сглаживать негативные чувства; стремление перевоспитать партнера, подогнать его поведение под себя; неумение приспосабливаться к партнеру. Присутствует агрессия, выработаны стереотипы восприятия национальных проблем. Наблюдается отсутствие лояльности, тенденция к ограничению межличностных отношений с людьми только одной национальности.

Преобладает низкий уровень эмпатийности, студенты данной группы характеризуются затрудне-

ниями в установлении контактов с людьми, неуютно чувствуют себя в большой компании.

Выявлены социальная дезадаптация, агрессивность, конфликтность, пренебрежение социальным нормам и ценностям, неустойчивость настроения, обидчивость, злопамятность. Присутствует стремление насаждать свои взгляды, поэтому наблюдается склонность к конфликтам с окружающими.

Направленность в общении характеризуется проявлением эгоцентризма, стремлением быть понятым другим при полном игнорировании проблем другого, наличием ригидных, авторитарных установок (коммуникативная агрессия), неуважение к чужой точке зрения. В личностном плане студенты не склонны скрывать своих негативных оценок и переживаний по поводу окружающих: выводы резкие, однозначные.

Группа интолерантных студентов так же характеризуется высоким уровнем агрессии, которая проявляется в следующих видах: высокой эмоциональной агрессией, высоким уровнем вербальной агрессии, высоким уровнем физической агрессии.

Полученные результаты позволяют сделать заключение:

1. В группе толерантных студентов достаточно высокий уровень развития национального самосознания по сравнению с интолерантными (в целом по шкалам t = 2,2 ). Здесь преобладает эмпатийность, диалогичность, низкая агрессивность, отсутствие негативных коммуникативных установок, отчужденности в межличностном взаимодействии, высокая степень осмысления важности мирных и дружеских отношений между этносами, присутствует мировоззренческая преемственность поколений, наблюдается отсутствие предрассудков, ограничений межличностных отношений с людьми только одной нации (уровень значимости по шкалам не менее 0,05).

2. В группе интолерантных студентов помимо низкого уровня развития национального самосознания, выявлено наличие эмоциональной отчужденности, авторитарной направленности в общении, выраженной агрессии, жестокости, склонности к национализму, стереотипизации, социальной дистанции с представителями других национальностей.

Таким образом, прослеживается явная связь между уровнем развития толерантности субъектов, национальным самосознанием и определенными личностными характеристиками (уровень значимости по шкалам не менее 0,05).

11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.