Научная статья на тему 'Формирование толерантности у молодежи как индикатора культуры межнациональных отношений'

Формирование толерантности у молодежи как индикатора культуры межнациональных отношений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1375
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ИНДИКАТОР / КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ / ЭТИКЕТ / ЭМПАТИЯ / КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / ТОЛЕРАНТНАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРА РАЗЛИЧИЙ / TOLERANCE / INDICATOR / CULTURE OF INTERNATIONAL RELATIONS / ETIQUETTE / EMPATHY / CULTURAL VALUES / TOLERANT CULTURE / CULTURE OF DISTINCTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркова Надежда Григорьевна

Сегодня формирование толерантности у молодежи является важной педагогической проблемой. Важная цель воспитания толерантности состоит в утверждении ценности человеческого достоинства и неприкосновенности каждой человеческой личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of youth's tolerance as indicator of culture of international relations

Nowadays formation of youth's tolerance is an important pedagogical problem. The significant purpose of tolerance formation consists in the statement of value of human inner world and inviolability of each person.

Текст научной работы на тему «Формирование толерантности у молодежи как индикатора культуры межнациональных отношений»

туальному испытанию, поэтому нами предлагается ряд стратегий, прогнозирующих положительный результат интеллектуального испытания.

Тестирование представляет процедуру, позволяющую объективно установить уровень подготовки студентов в области теоретических знаний, интеллектуальных умений, практических навыков.

Всего выделяют четыре формы тестовых заданий:

- задания с выбором одного или нескольких правильных ответов;

- задания открытой формы;

- задания на установление правильной последовательности;

- задания на установления соответствия.

Ситуация интеллектуального испытания

характеризуется тем, что стрессор не является внезапным, неожиданным. Студенты, как правило, заранее знают о сроках предстоящих испытаний. Поэтому у них есть возможность подготовиться к встрече со стрессором, сформировать копинг-стратегии, расширить копинг-ресурсы и на основе этого выработать копинг-поведение для более «экологичного» выхода из стрессового состояния, применяя антистрессовые страте-

гии, как во время самого испытания, так и после него. Поэтому антистрессовые стратегии поведения можно разделить на три группы: 1) дотестовые антистрессовые стратегии, 2) тестовые стратегии, 3) послетестовые стратегии.

1. Selye H. The stress of life. N. Y., 1956.

2. Ludenia K., Donham G.W. Dental outpatients: Health locus of control correlates // Journal of Clinical Psychology. 1983. V. 39. P. 854-858.

3. Пидкасистый П.И. Требования, предъявляемые к обучающимся в вузах // Педагогика. 2005. № 3. С. 47-52.

Поступила в редакцию 26.05.2009 г.

Khutomaya M.L. Model of development of stress-resistance of students in the conditions of intellectual tests. The article presents psychological-acmeological model of stress resistance of students in the conditions of the intellectual tests. When speaking about tests we mean: examination (in the form of testing), conferences, public presentations, inspection test, students field-work, self-guided work.

Key words: model; intellectual tests; professional competence; stress resistance; strategies.

УДК 371

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МОЛОДЕЖИ КАК ИНДИКАТОРА КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

© Н.Г. Маркова

Сегодня формирование толерантности у молодежи является важной педагогической проблемой. Важная цель воспитания толерантности состоит в утверждении ценности человеческого достоинства и неприкосновенности каждой человеческой личности.

Ключевые слова: толерантность; индикатор; культура межнациональных отношений; этикет; эмпатия; культурные ценности; толерантная культура; культура различий.

Социальные преобразования в XXI в. предполагают, что толерантные взаимоотношения между людьми должны стать социальной нормой современного общества, принятой и узаконенной на государственном и межгосударственном уровнях. Понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс продолжается до сих пор. Накапливая разносторонние зна-

чения, термин «толерантность» стремится соответствовать действительности, в которой многообразные проявления нетерпимости требуют новых средств преодоления.

В 1995 г. резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО утверждена Декларация принципов толерантности, разработан и утвержден ряд международных документов, защищающих права человека. Первое деся-

тилетие XXI в. провозглашено ООН «Международным десятилетием культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты». В 2001 г. нашим государством была принята федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе на 2001-2005 гг.», которая, несомненно, отмечает особую актуальность целенаправленной работы по формированию толерантности среди российских граждан. Однако действенный механизм реализации провозглашенных прав и свобод человека еще не создан, и в этом один из истоков интоле-рантности, царящей в мировом сообществе. Поэтому одним из эффективных средств решения этой проблемы является система образования, в рамках которой государство способно позитивно и целенаправленно формировать этнокультурные процессы в обществе. Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. Наиболее часто оно используется в связи с межнациональными, международными отношениями.

Сегодня остается самой сложной и многогранной проблема межнациональных отношений, т. к. она имеет глубокие исторические корни. Формируя личность будущего специалиста в любой области посредством развития у него культуры межнациональных отношений, вуз одновременно определяет жизнь будущего поколения. Умение после -дующих поколений решать задачи обновления и демократизации общества во многом зависит от качества сегодняшней их подготовки к жизни и, в целом, от овладения культурой межнационального взаимодействия. Актуальность проблемы формирования культуры межнациональных отношений во многом определяется характером социальных преобразований, проводимых в нашей стране. Современный мир в своем развитии сталкивается с целым рядом сложных социальных, экономических, экологических и политических проблем, требующих разработки и осуществления эффективных международных средств и форм межнационального взаимодействия. Проблеме межнациональных отношений и межнационального общения посвящено значительное количество фи-

лософской, социологической и психологопедагогической литературы. Философский аспект данной проблемы представлен в трудах Н.А. Бердяева, Л.Н. Гумилева, Н.О. Лосского,

В.С. Соловьева, Г.Г. Шпета и др. Общение-коммуникация вообще рассматривается в философских трудах Ж.В. Ильенкова, М.С. Кагана, М.И. Сетрова и др. Этносоциологический аспект исследуемой проблемы представлен в трудах Ю.В. Арутюнова, Л.М. Дробижевой, А.Г. Здравомыслова, А.А. Сусоколова и др.

Общетеоретические основы национальных и межнациональных отношений изложены в исследованиях Р.Г. Абдулатипова, Ф.С. Бабейко, Ю.В. Бромлея, З.Т. Гасанова,

Н.Д. Дашдамирова, Л.М. Дробижевой, Р.Г. По-дольного, И.И. Серовой и др. Формирование у молодежи толерантного отношения к социальному окружению, историческому и культурному наследию является одной из актуальных задач современного образования.

Толерантность (от лат. ТЫегапйа - терпение) - отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию, повышение порога эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию [1]. Толерантность является доминантой культуры межнационального общения. Проблема воспитания толерантности и взаимопонимания между народами остается нерешенной и, конечно, актуальной, о чем свидетельствуют события, происходящие почти ежедневно в разных уголках нашей планеты, где участниками становятся представители разных национальностей.

Каковы же главные причины столкновений между людьми разных национальностей? В первую очередь, это отсутствие культуры поведения, неспособность слушать и слышать, понимать, а значит, и уважать, принимать окружающих людей независимо от их национальности, возраста, социального положения, взглядов.

Другой причиной можно обозначить низкий этноэтикетный уровень знаний значительной части молодого поколения. В течение тысячелетий люди искали совершенные способы взаимодействия друг с другом, которые способствовали достижению согласия и взаимопонимания в поликультурном образовательном пространстве; созданию атмосферы терпимости, доброжелательно-

сти, уважительного отношения друг к другу. Доминантой человеческих отношений стали правила и нормы этикета, зародившиеся еще в глубокой древности и в дальнейшем служащие надежным средством равноправного межнационального диалога. Они позволяли избегать ненужных конфликтов и натянутости в отношениях между народами. Со временем этикет стал своеобразным ядром межнациональных отношений, культуры общения и взаимопонимания. В современном по-ликультурном мире среди части студенческой молодежи наблюдается дефицит хороших манер, что приводит к возникновению конфликтов. Только знание и выполнение норм и требований этноэтикета будет способствовать снижению роста конфликтности. Другой важной составляющей в процессе формирования культуры межнациональных отношений у молодежи служит этнопсихологическая гибкость. Она дает возможность эффективно приспосабливаться к традициям, обычаям, образу мышления и действиям представителей разных этнических общностей и при этом сохранять уважение к ценностям собственного народа.

Обозначенные причины указываются практически во всех документах, в которых говорится о необходимости воспитания подрастающего поколения в духе межнациональной толерантности. В Декларации принципов толерантности, провозглашенной и подписанной 16 ноября 1995 г. в 1 ст. «Понятие толерантности» записано: 1.1. Толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.

Ст. 26 Всеобщей декларации прав человека гласит: «Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и

должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира».

Существенный вклад в раскрытие содержания толерантности вносят В.Г. Дмитриев, Н.Е. Казаринова, В.М. Куницына, Л.Ф. Обухова, К.Л. Роджерс, Н.Н. Сотникова и др. Развитие толерантности является объективной потребностью современного общества. В условиях формирования новых социальноэкономических отношений особое значение приобретает проблема научно-обоснованной адаптации системы образования к ним. Россия, Татарстан и многие другие регионы России являются пространством разнообразных культур, религий, языков, традиций, обычаев, отношений и ценностей. Национальные сообщества соотносятся с определенным этносом, отражающим целостность культуры, несущей идеи, материальные и духовные ценности определенной группы.

Воспитание культуры толерантности (терпения) и согласия должно стать одной из центральных тем образования наступившего века. Для современного общества характерен новый взгляд на образование и его функциональную роль в жизни людей. В настоящее время образование стало непрерывным процессом, и оно охватывает весь период активной жизни человека. Поэтому представители не только педагогической общественности, но и части российской политической элиты постепенно начинают осознавать, что именно образование может позволить России преодолеть затянувшийся кризис и войти в число современных высокоиндустриальных стран. Но при этом хочется подчеркнуть то, что просто словами проблему не решить, при этом необходимы практические действия. Россия становится органичной частью мирового сообщества, поэтому сегодня надо задуматься над тем, что может ожидать систему высшего образования России в будущем. В настоящее время подготовка специалистов с высшим образованием напрямую связана с качеством преподавательского состава, с перечнем изучаемых дисциплин и, конечно, с применением инновационных технологий.

В Федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» на 2001-2005 гг. говорится о необходимости формирования толе-

рантного поведения у молодежи, а также профилактике национализма и экстремизма, уменьшения риска социальных взрывов [2]. Значительное количество этнических конфликтов, с которыми сегодня сталкиваются национальные государства, имеют культурную составляющую. Многие исследователи проблем межнациональной толерантности в связи с этим обращаются к теме диалога культур, где каждая из сторон имеет право высказать свою точку зрения и быть при этом понятой и услышанной.

Идея формирования толерантности имеет давнюю историю. Анализ научных источников (А.М. Бабаков, Д.В. Бродский, С.К. Бон-дырева, В.Ф. Габдулхаков, А. А. Колюжный, А.П. Садохин и др.) показывает, что понятие «толерантность» - сложное, многоплановое, имеет два важнейших измерения: устойчивость и терпимость. Устойчивость характеризует последовательность действий лично -сти, предсказуемость ее поведения проявляется в способности к самоуправлению. Толерантность как терпимость характеризует отношения личности, группы, общества друг к другу и может проявляться в смирении или принятии. Культура терпения и согласия начинается с отношения человека к себе и к своему ближайшему окружению - с преодолениями своей отчужденности и внутреннего раздала с самим собой (М.М. Бахтин). К толерантности, взаимному уважению, сотрудничеству призывали гуманисты всех времен и народов: А. Вольтер, Дж. Локк, А. Маслоу, К. Роджерс, В. А. Сухомлинский и др. Проблемой толерантности в широком смысле слова занимались А.Г. Асмолов, Бэтти Э. Риэдок, О.Я. Бондаренко, М.Н. Макарова, А.А. Погодина и др. [3].

Высшая школа должна готовить как высококвалифицированных специалистов, так и культурных, интеллектуально развитых, духовно богатых людей, грамотно работающих с проблемами и умениями искать и находить пути их решения; с эмоциональной стабильностью, самостоятельностью, ответственностью, уверенностью в себе; с гибкостью и критичностью мышления.

Подавляющим большинством специалистов отмечается специфическая роль культуры как механизма сдерживания, обуздания нетерпимости. Наиболее эффективный механизм воспитания толерантности - изучение

иных культур [4]. Только человек, знающий свою культуру, способен понимать культуру других народов. На него и направлено большинство международных образовательных программ, и на нем же базируется вся политика ЮНЕСКО. Дистанция между практикой воспитания толерантности и психологическими, педагогическими методами заставляет задумываться о создании принципиально нового механизма воплощения этой идеи. Для России формирование толерантности актуально не менее, чем во всем остальном мире.

В России в последние десятилетия заметно развернулся процесс национального возрождения и вместе с тем мы наблюдаем усиление межнациональной напряженности. Поэтому образование может и должно сыграть важную роль в снижении этнической напряженности. Это зависит от того, какие содержательные идеи и ценности заложены в образовательные программы. Для осуществления этих целей необходимо умелое использование в образовательном и воспитательном процессах основ народной педагогики, принципов поликультурного образования, внедрение в учебный процесс программ по формированию у студентов установок толерантного сознания и поведения. Именно их смысловой потенциал будет выступать фактором гражданского образования и воспитания нового поколения, имплицитно включающего принцип толерантности и здравого космополитизма, что, несомненно, будет способствовать формированию толерантности у подрастающего поколения. Толерантность является ведущей характеристикой уровня развития культуры индивида и общества в целом, при этом толерантность отождествляется с умением человека жить в гармонии как с собой, так и с миром людей. «Толерантность - это хрупкая, ненадежная, но абсолютно необходимая конструкция в человеческих, конфессиальных, социальных, государственных отношениях» (В.С. Библер).

Толерантность не передается по наследству, она формируется в процессе жизни человека, в процессе постоянной работы над собой, наполняясь положительным содержанием, способностью терпимого отношения к социальной несправедливости, пониманием чужих мнений, верований, поведения. Поэтому внедрение новых технологий в прак-

тику обучения следует рассматривать как необходимое условие интеллектуального, творческого и нравственного развития как учащихся, так и студентов. Важна роль школы как базового звена образования и вуза в подготовке будущих специалистов в любой области. Несомненно, большое значение имеет способность образовательных учреждений гибко реагировать на запросы общества, сохраняя при этом накопленный положительный опыт. Поэтому внедрение новых инновационных технологий в образовательный процесс должны отвечать запросам общества.

Наша работа со студентами по формированию толерантности и культуры межнациональных отношений строилась на основе интеграции содержания вузовских дисциплин, где интеграция понимается нами как более глубокая форма их взаимосвязи. Термин «интегральная технология» введен В.В. Гузеевым, который считает, что этому названию могла бы соответствовать технология, представляющая собой сплав четырех наиболее перспективных, по его мнению, направлений: укрупнение дидактических единиц, планирование результатов обучения, психологизация образовательного процесса и компьютеризация. Содержание учебных материалов определяется необходимостью обеспечить основу для развития способности воспринимать, видеть, чувствовать, слышать, сопоставлять, сравнивать явления и факты различных культур, давать соответствующие определения, идентифицировать понятия, общаться, вести конструктивный диалог.

В процессе формирования толерантности и культуры межнационального взаимодействия интеграция предполагает использование активных методов преподавания в учебном процессе, где при отборе методов важно, чтобы они отвечали трем основным требованиям: валидности, т. е. были бы обоснованы, устойчивости, т. е. могли бы воспроизводиться, репрезентативности. Технология формирования культуры межнациональных отношений предполагает реализацию совокупности принципов, таких как: принцип этноаттракции, принцип синергизации,

принцип ассертивности, принцип синтонно-сти, принцип интеллекта межнациональных отношений и др.

Принцип этноаттракции в нашем исследовании имеет существенное значение, впервые рассматривается как принцип в процессе формирования толерантности как доминанты межнациональных отношений; основан на проявлении положительного эмоционального отношения одного народа к другому, на взаимопонимании и внутренней и внешней гармонии при речевом взаимодействии. Только при равноправном отношении народов друг к другу, при взаимоуважении и взаимопонимании возможен диалог культур. Для продуктивного диалога необходима совокупность ценностных и других оснований, мотивов, целей, которые объединяют народы, необходимо выделение всех возможных сфер взаимодействия, взаимопонимания и взаимопроникновения, которые насыщены основополагающими ценностями, идеями для сближения наций.

В нашем исследовании принцип этноси-нергизации впервые рассматривается и включен в процесс формирования толерантной культуры и культуры межнациональных отношений у студенческой молодежи.

Синергия (от греч. 8упе^е1а - сотрудничество, содружество) - совместное действие, которое (в результате соединения и умелого объединения составляющих, порой разнородных частей и элементов) приводит к лучшим результатам, чем простая совокупность действий отдельных элементов.

В процессе межнационального взаимодействия сотрудничество полезно обеим сторонам, именно в такой ситуации о партнере создается положительное впечатление и соответствующий стереотип. Практика показывает, что плодотворное межнациональное сотрудничество возможно лишь тогда, когда они взаимно пользуются понятными и приемлемыми стереотипами, т. е. программами и установками действий, которые направлены на толерантное понимание. Толерантное понимание - это путь к установлению сотрудничества между этносами, нациями и государствами.

В нашем исследовании процесс формирования толерантности включает принцип ассертивности, который реализуется и раскрывается как принцип впервые. Данный принцип способствует формированию значимых личностных качеств человека. Ассер-тивное поведение означает умение эффек-

тивно постоять за себя в межличностных отношениях. Нами делается акцент на значимость и проявление данного умения в межнациональных отношениях. Психолого-

педагогический смысл ассертивности в нашем исследовании заключается в способности человека любой национальности отстаивать и защищать свои интересы, добиваясь своих целей, не причиняя вреда другой стороне. Более того, ассертивность личности предполагает, что реализация интересов любого человека будет являться условием реализации интересов других людей, как это происходит в стратегии толерантного сотрудничества и компромисса.

В процессе формирования толерантности и культуры межнациональных отношений нами впервые реализуется принцип синтон-ности, т. к. он ориентирован на сотрудничество. Партнеру дается положительная оценка, уместно звучит заслуженная похвала; взаимодействие осуществляется с позиции на равных в атмосфере доброжелательности, а главное, в процессе взаимодействия акцент делается на положительные качества в партнере, например, проявление толерантности.

Технология формирования культуры межнациональных отношений впервые применяет и раскрывает сущность принципа интеллекта межнациональных отношений. Данный принцип раскрывается через гармонию взаимодействия людей разных национальностей. Межнациональные отношения включают «интеллект отношений», а это совокупность благоразумия, рациональности и осмотрительности, которые толерантная личность включает в свое синтонное поведение в межнациональное общение с другими людьми. Такие личности способны завоевать, мотивировать и настраивать людей благодаря собственному поведению, т. к. «интеллект отношений» - это талант межнационального общения обеих сторон. Интеллект межнациональных отношений помогает превращать партнеров по общению в друзей и союзников и завоевать активную поддержку с их стороны. Благодаря повышению убедительности и привлекательности «интеллект межнациональных отношений» обеспечивает стратегические преимущества и помогает справиться с проблемами в межкультурных ситуациях.

Конечно, в процессе формирования толерантности у молодежи нами используются

и другие принципы, которые в практике работы дополняют друг друга и способствуют получению результата. Например, технология проблемного обучения гибко вписывается в нашу технологию, т. к. активизирует мыслительную деятельность студентов, развивает их творческие способности, умение анализировать, обобщать, классифицировать, находить оптимальные решения в проблемных межкультурных ситуациях, что для нашего исследования является существенным, а методы проблемного обучения предполагают наряду с восприятием и воспроизведением учебной информации решение специальных задач - проблем, которые подобраны в системе и в соответствии с поставленной целью.

Рассмотрим педагогические условия, при которых возможно формирование толерантности, значимых качеств личности в межнациональном взаимодействии. Реализация комплекса педагогических условий формирования толерантности студентов нами осуществляется через учебную деятельность и внеаудиторную работу.

Совокупность педагогических условий составляют культурно-воспитательную среду, в которой осуществляется, развивается, совершенствуется процесс формирования толерантности, необходимой в межнациональных отношениях. Нами созданы педагогические условия, при которых возможно формирование, развитие и саморазвитие субъектов поликультурного образовательного пространства и их уровня толерантности. С целью формирования толерантности наша технология предусматривает реализацию следующих условий:

- создание толерантного поликультур-ного образовательного пространства;

- формирование установки на процесс формирования толерантности, состоящей из готовности и способности студентов к конструктивным межличностным отношениям через синергетическое межнациональное взаимодействие;

- процесс формирование толерантности подразумевает использование активных методов, которые способствуют формированию мировоззрения, ассертивности, синтон-ности и формированию «интеллекта межнациональных отношений»;

Таблица 1

Индикативная характеристика уровня сформированности толерантности студенческой молодежи

Индикативные уровни До эксперимента (%) После эксперимента (%)

Высокий 11 25

Выше среднего 10 28

Средний 29 30

Ниже среднего 34 9

Низкий 16 8

- организация интеграции содержания вузовских дисциплин, где интеграция нами рассматривается как более глубокая форма взаимосвязи содержательных компонентов изучаемых дисциплин, которая формирует и развивает креативное, синергетическое

мышление, позволяющее проявлять значимые личностные качества молодых людей, трансформируя их в сторону эмпатии, син-тонности, взаимоуважения и чувства партнерства.

Для диагностики толерантности нами использовалось тестирование и анкетирование студентов, которые были направлены на анализ уровня сформированности толерантности.

Полученные данные позволяют говорить о сложности формирования данного процесса и необходимости развития всех значимых сторон нравственности у подрастающего поколения. Обращенность современного общества к человеку, его культуре, духовному миру должны стать доминантой цивилизованного развития.

Психолого-педагогический анализ технологии формирования толерантности и культуры межнациональных отношений занимает особое место в нашей работе, т. к. позволяет определить уровень развития эт-ноориентированной личности и уровень сформированности культуры межнациональных отношений, а также проектировать модель будущего специалиста.

Толерантность - это та общественная норма, без которой невозможны продуктивные межличностные, межгосударственные, межнациональные отношения; толерантность

- это внутренняя установка, которая очень значима в отношениях, от которой зависит характер дальнейшего взаимодействия; толерантность - это то мирное средство решения, без которого не обойтись в нестандартных

ситуациях общения; толерантность - это диалогический принцип, который помогает вырабатывать конструктивные решения и нести за них моральную ответственность; толерантность - это фундаментальный индикатор в межнациональных отношениях на пути к сотрудничеству, культурному плюрализму и бесконфликтному взаимодействию.

Образовательная политика должна отражать общенациональные интересы, учитывать общие тенденции мирового развития. Для России - страны многонациональной, многоконфессиональной и поликультурной -проблема воспитания подрастающего поколения в духе терпимости является наиболее острой. «Противостоять разобщенности людей и проявлению взаимной агрессии позволяет толерантность. Толерантность расширяет возможности народов для достижения согласия в обществе, мире» [3].

Итак, толерантность настоящего времени показывает, что она является образовательным компонентом взаимодействия между людьми, принадлежащими к разным этносам, культурам, традициям, религиям. Необходимым условием выживания человечества в период обострения существующих противоречий является диалог культур и мировоззрений, плюрализм мнений [5].

1. Психология. Словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990. С. 401402.

2. Век толерантности: научно-публицистический вестник. М., 2001. С. 152.

3. Безюлева Г.В., Бондырева С.К., Шаламова Г.М. Толерантность в пространстве образования. М., 2005.

4. Бондырева С.К. Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства: избр. тр. М.; Воронеж, 2003.

С. 152.

5. Маркова Н.Г. Решение проблемы формирования толерантности - условие успешной социализации // AlmaMater. 2006. № 2. С. 56.

Поступила в редакцию 9.11.2008 г.

Markova N.G. Formation of youth’s tolerance as indicator of culture of international relations. Nowadays for-

mation of youth’s tolerance is an important pedagogical problem. The significant purpose of tolerance formation consists in the statement of value of human inner world and inviolability of each person.

Key words: tolerance; indicator; culture of international relations; etiquette; empathy; cultural values; tolerant culture; culture of distinctions.

УДК 371

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ КАК РЕТРАНСЛЯТОРОВ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ

© И.Э. Абдрахманова

В статье даны определения аудиовизуальной культуры, классификация аудиовизуальных материалов, выявлены дидактические возможности современных технических средств, дидактический потенциал аудиовизуальных материалов как средств наглядности, определены основные принципы совершенствования русской речи иностранных студентов через посредство российской аудиовизуальной культуры.

Ключевые слова: аудиовизуальная культура; аудиовизуальные материалы; дидактическое назначение.

Одним из действенных средств совершенствования изучаемой иноязычной речи является познание языка через культуру его носителей. Принцип соизучения языка и культуры был выдвинут еще Ф.И. Буслаевым в его знаменитом труде «О преподавании отечественного языка». «Язык, - писал Буслаев, - ...есть неистощимая сокровищница всего духовного бытия человеческого» и далее: «Кто понял сравнительное языкознание, для того уже не существует непроходимого средостения между своим . и чужеземным, столь же недостаточно изучать только свое, не ведая чужого, как и толковать только о чужом, ни во что ставя свое» [1].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Культура, согласно Большому толковому словарю русского языка, есть совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни [2]. Все достижения и традиции, накопленные в речевом поведении народа, неизбежно отражаются в той сфере культуры, которая связана с областью искусства, просветительской деятельностью, т. е. в литературе, театре, кино, на телевидении и т. п.

В рамках учебного занятия приобщение к речевому поведению носителей языка воз-

можно через посредничество специальных средств, важнейшими из которых являются аудиовизуальные. Мысль о необходимости применения этих средств на занятиях русского языка высказал А.В. Текучев. «Синтетический характер средств кино и телевидения, - писал ученый, - ставит эти виды технических средств в особое, преимущественное положение по сравнению со всеми другими. Аудиовизуальный характер восприятия учащихся при демонстрации звукового кинофильма или телепередачи помогает учителю одновременно решать разные задачи: и познавательные, и задачи развития, и чисто практические - развитие навыков. Этим же средством осуществляются и межпредметные связи - русского языка и литературы (инсценировки художественных произведений Пушкина, Толстого, Островского), русского языка и истории (фильмы о Кутузове, Суворове, А. Невском), русского и иностранного языков (специальные фильмы по сопоставительной грамматике, например, на темы о структуре предложения в разных языках, об интонации)» [3].

Большое развитие идея использования дидактических свойств аудиовизуальных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.