Научная статья на тему 'Толерантность как принцип воспитания в поликультурном обществе'

Толерантность как принцип воспитания в поликультурном обществе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1207
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ / MULTICULTURALISM / МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ОБЩЕНИЕ / INTERCULTURAL COMMUNICATION / ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ / INTOLERANCE / ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ИНТОЛЕРАНТНОСТИ / MANIFESTATIONS OF INTOLERANCE / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ / INTERNATIONALISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хугаева Фатима Владимировна

Среди духовно-нравственных ценностей личности студента в особом ряду стоит воспитание гражданина, обладающего толерантным мировоззрением, способного к межкультурному, межконфессиональному диалогу и взаимопониманию с представителями других народов. Это тем более важно, что в условиях многонациональной, поликультурной среды регионального вуза социально-политическая стабильность зависит от нравственного развития личности и толерантности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOLERANCE AS A PRINCIPLE OF EDUCATION IN A MULTICULTURAL SOCIETY

Among the spiritual and moral values of the individual student in a special series of citizen education worth having tolerant outlook capable of intercultural, interfaith dialogue and mutual understanding with other peoples. This is all the more important that in the conditions of a multinational, multicultural environment of regional high school social and political stability depends on the moral development and tolerance.

Текст научной работы на тему «Толерантность как принцип воспитания в поликультурном обществе»

Примечание:

Обозначение показателей приведено в таблице 1;

- прямые взаимосвязи, выделенные на уровне

значимости р < 0,05

------ обратные взаимосвязи, выделенные на уровне

значимости р < 0,05

-прямые взаимосвязи, выделенные на уровне

значимости р < 0,01

-------обратные взаимосвязи, выделенные на уровне

значимости р < 0,01

Таблица 1 - Перечень показателей гендерных и психологических свойств респондентов

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Колесов Д.В., Сельверова Н.Б. Физиолого-педагогические аспекты полового созревания. - М., 1978. - 493с.

2. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание и психогигиена у детей. - Л., 1979. - 183с.

3. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб., 2002. - 724с.

4. Кон И.С. Сексология.- М., 2004.- 384 с.

5. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб., 2001.-638с.

6. Филатова-Сафронова М.А. Особенности половой социализации в условиях современной России // сб. материалов всероссийской научно-практической конференции «Самореализация личности в современных социокультурных условиях», Тольятти, 2007. - С. 243-245.

7. Темкина А.О. Сценарии сексуальности и тендерные различия. - СПб., 2002. - 238с.

8. Половые стереотипы мужского и женского поведения. - СПб., 1991. - 438с.

9. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. - М.: "МЕДпресс", 2002. - 592 с.

10. Степанова Н.В., Петрова В.Н. Влияние гендерных установок в ситуации конфликта на поведение в межличностных конфликтах юношей и девушек // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 3. С. 207-209.

11. Захарова Е.Ю. Факторы существования проституции в современных условиях // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 4. С. 78-80.

12. Тарасова С.М., Тарасова Е.М. Отношение студентов к проблеме гомосексуализма // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 2. С. 286-288.

13. Власова Н.В. Это загадочное слово - идентичность // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 3 (14). С. 50-53.

14. Филатова-Сафронова М.А. Взаимосвязь ген-дерных и психологических особенностей личности в период сексуального созревания // сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Российская семья в XXI веке: тенденции и перспективы» / под ред. Л.В. Карцевой. Тольятти, 16-17 октября 2008г. - Тольятти: ТГУ, 2008. - Ч.1. - С.122-127.

Номер Показатель Номер Показатель

1 шкала А (замкнутость — открытость) 10 шкала Ь (доверчивость -подозрительность)

2 шкала В [низкий уровень интеллекта- 11 шкала М (пр актично сть - р а звито е воображение)

3 шкала С{эмоциональнаяустойчивость— эмоциональнаянеустойчивость) 12 шкала N (прямолинейность -дипломатичность)

4 шкала Б (беспокойство — уравновешенность) 13 шкала О (уверенность в сеое — тревожность)

5 шкала Е(подчиненность - доминантность) 14 шкала <21 (консерватизм — радикализм)

6 шкала Р (сдержанность- экспрессивность) 15 шкала 1^2 (конформизм —

7 шил. а (пр.™,™™»™-пр инципиал ьно сть) 16 шкала<33 (низкий самоконтроль-высокий самоконтроль

S шкала Н(робоС1ь- сыелоетъ) 17 пиала <Ц (высшая апганипъ -тип.™™)

9 шкал« 1<ж«тоюсп - шш>») 1S уровень маскулинности- уровень

GENDER AND PSYCHOLOGICAL FEATURES OF A PERSON IN SEXUAL SOCIALIZATION

© 2014

M.A. Filatova-Safronova, candidate of psychological science, associate professor of the chair «Psychology of development and psychophysiology»

Institute of Economy, Managements and Law, Kazan (Russia)

Annotation: The article considers the issues related to sexual socialization. Detailed analysis of correlation of gender and psychological characteristics of a person on the sexual stage of the libido formation, as a final stage of sexual socialization.

Keywords: gender socialization, sex-role behavior, sexual revolution, gender, femininity, masculinity, sexuality education, personality.

УДК 37.014.2

ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ПРИНЦИП ВОСПИТАНИЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБЩЕСТВЕ

© 2014

Ф.В. Хугаева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики

Северо-Осетинский государственный педагогический институт, Владикавказ (Россия)

Аннотация: Среди духовно-нравственных ценностей личности студента в особом ряду стоит воспитание гражданина, обладающего толерантным мировоззрением, способного к межкультурному, межконфессиональному диалогу и взаимопониманию с представителями других народов. Это тем более важно, что в условиях многонациональной, поликультурной среды регионального вуза социально-политическая стабильность зависит от нравственного развития личности и толерантности.

Ключевые слова: толерантность, мультикультурализм, межкультурное общение, патриотизм, интолерантность, формы проявления интолерантности, интернационализм.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Проблема толерантности актуальна для современной России в силу ее многонациональности и многоконфессиональности, трансформации российского общества, усиления проявлений в массовом сознании различных предрассудков и страхов, снижения согласия и терпимости в социуме. В настоящее время взаимодействие народов и культур должно развиваться на основе принципа толерантности, выражающегося в стремлении достичь взаимного понимания и согласованности, не прибегая к насилию, пода-

влению человеческого достоинства, а путем диалога и сотрудничества. Только на основе принципов толерантности может выжить человечество в современном плюралистическом, поликультурном мире. Толерантность это намерение принять с уважением другую точку зрения, другую личность, признавая ее право на свои ценности и образ жизни и формируется в межкультурном общении, в котором происходит воспитание чувства уважения к другим народам, их традициям, ценностям, осознание непохожести и принятие всего этнокультурного многообразия мира [6, с. 98-104].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В последнее время вопросами воспитания толерантных отношений занимались: Ш.А. Амонашвили, Н.Е. Емузова, Е.Ю. Ермакова, В.А. Кучер, К.П. Овчинникова, А.В. Райцев, И.Б. Резникова, А.М. Сапожникова, А.Э. Ширванян и др. По мнению ученых, толерантность - категория социальная, она возникает и проявляется в процессе взаимодействия человека с социумом; фиксирует особый ненасильственный, миролюбивый, бесконфликтный тип подобного взаимодействия (идеи и подходы «Гуманистической педагогики» - Ш.А. Амонашвили, М.А. Данилов, М. Монтессори, В.А. Сухомлинский и др.; «Педагогики сотрудничества» - О.С. Газман, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, И.П. Иванов,

A.С. Макаренко, С.Т. Шацкий и др.; «Педагогики ненасилия» - А.Г. Козлова, В.Г. Маралов, В.А. Ситаров и др.; «Педагогики культуры мира» - М.В. Кабатченко, Э.С. Соколова, З.К. Шнекендорф и др.). Педагогический аспект проблемы толерантности рассматривается в следующих направлениях: формирование отношения обучающихся к толерантности как к общественно значимой ценности (М.И. Бекоева, Б.С. Гершунский, Е.И. Касьянова, Ф.А. Кокаева, М.С. Мириманова, Л.И. Семина, В.В. Глебкин, О.В. Гуткин, О.Б. Скрябина); формирование межэтнической толерантности школьников (Г.Г. Абдулкаримов, З.И. Бекоева, Н.П. Едыгова, З.Ф. Мубинова, Ф.М. Малхозова, Н.П. Магомедова, Н.В. Мольденгауэр, В.А. Тишков и др.) [1; 5; 10].

Формирование целей статьи (постановка задания). Воспитание основ культуры толерантности в студенческой среде регионального вуза обогащает и конкретизирует представления о стратегических направлениях развития личности. Трудность исследования выделенной темы обусловлена текущими темпами нарастания уровня напряженности в современном обществе, способствующего осложнению межэтнических и межнациональных отношений в вузе. В связи с этим мы попытались в рамках данной статьи раскрыть особенности толерантного подхода в межкультурной коммуникации, который выступает как условие сохранения отличий (культурных, этнических, расовых, социальных и др.). При таком подходе восприятие элементов чужой культуры происходит на основе сравнения с аналогичными элементами собственной культуры одновременно на рациональной и чувственно-эмоциональной основе.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Толерантность в научной литературе рассматривается как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения этого многообразия к единообразию и преобладанию какой-либо одной точки зрения. Так, Ю.А. Ищенко толерантность определяет как внутреннее активное отношение, проявляемое то ли в сострадании (и молчании), то ли в действии (и диалоге). Иными словами, оно представляется как ответственный поступок, который может быть воплощен в участном действии, мысли, слове [4, с. 48-60]. Понятие толерантности

B.Н. Гурова определяет как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой - то одной точки зрения [20, с. 118]. В.А. Петрицкий выделяет следующую иерархию определений толерантности: толерантность есть терпимость субъекта по отношению к другому субъекту, несмотря на возможную первоначально негативную оценку вкусов, поступков, стиля поведения, образа жизни, иной культуры; толерантность есть признание права на существование иных вкусов,

поступков, стиля поведения, образа мыслей, отличных от моих, и шире, иной культуры; при вычленении социально-нравственно-позитивных элементов типичных ситуаций толерантного поведения как процесса, толерантность есть внутренне осознанная терпимость, основанная на нравственно-понимающем сопереживании [11, с. 139-151].

В научном обиходе «толерантность» часто заменяют синонимом «терпимость». Рассмотрим этимологические корни данных понятий. В «Современном словаре иностранных слов» дается следующее определение толерантности: «Tolerantia (лат.) - терпимость, терпение, устойчивость, выносливость, снисходительность к чему-либо, способность переносить неблагоприятное воздействие». В «Советском энциклопедическом словаре» приводится многозначное толкование этого понятия: «Толерантность - иммунологическое состояние организма; способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды; терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению».

Большинство ученых подтверждают тот факт, что уровень толерантности индивида отчетливо коррелирует с уровнем его образования. При этом трансформация толерантности как ценности в принцип деятельности личности, основываясь на включении толерантности в смысловые установки, происходит лишь в процессе личностно-значимой для воспитанника деятельности. Рассуждая о роли образования в формировании толерантной личности, американский психолог Г.У. Олпорт писал: «К несчастью, наши образы других людей чаще снисходительны или враждебны, чем дружелюбны. Одна из причин этого на его взгляд состоит в том, что «школы, по расставляемым ими акцентам, редко являются интернациональными. Ученый может быть знаком со всеми этическими системами, может быть сам автором альтруистической этической доктрины, но в своей личной жизни он может быть явно эгоистичным, шови-нистичным и воинственным...» [9, с. 216].

Толерантным отношением называется такое, когда человек стремится достичь взаимопонимания и реализации собственных целей путем достижения других людей без применения каких - либо мер насилия, принуждения и давления, а лишь посредством взаимодискуссии, убеждения и обоюдной корреляции поведенческих актов и действий. Приобщение к культуре другого народа, пишет З.И. Валиева, - вещь во всех отношениях полезная. Это не только путь духовно-нравственного обогащения ребенка, возможность познакомиться с «чужим», но лучше узнать свое, научиться ценить его, любить, беречь, обогащать за счет влияний других культур. Кроме того, знакомство с культурой другого народа -это самый верный путь воспитания уважения, симпатии, добрых чувств к людям иных национальностей и этики межнационального общения, что особенно актуально в условиях Российской Федерации [2, с. 40-43].

Толерантность признается сегодня как актуальная проблема и важнейшая ценность сосуществования людей в мультикультурном и мультиэтническом обществе и при этом - именно система поликультурного образования признается основной площадкой для реализации программы развития толерантных отношений в обществе [12-19]. Поликультурное образование - процесс освоения подрастающим поколением этнической, общенациональной и мировой культуры в целях духовного обогащения и развития его планетарного сознания, формирования готовности и умения жить в многокультурной, полиэтнической среде (М.И. Бекоева, З.И. Валиева, Н.Л. Кобесашвили, И.Л. Набок, А.А. Погодина и др.). Сегодня педагогу, работающему в поликультурной среде, необходимо обладать такими свойствами развитого профессионального сознания как диалогичность, гуманность, поликультурность, интегративность, проект-ность, экологичность, толерантность, креативность, интуитивность, рефлексивность, гибкость и многими дру-

гими качествами [1, с. 64]. При этом следует учитывать, что в поликультурной вузовской среде многонациональной республики большую роль играет межэтническая и межконфессиональная толерантность, которую можно считать нормой гражданского и либерального общества, а также ключом к решению сложных задач развития личности.

Принятые государственные документы по толерантности («Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» от 19.12.2012 г.; Закон 273 ФЗ «Об образовании в РФ» (2013) и др.) рассматривают образование во всех его формах как основной канал распространения и укоренения идей культуры мира в жизни общества. Важнейшей задачей вуза сегодня становится формирование личных качеств, направленных на развитие у студентов способности к самостоятельным суждениям об окружающем мире, умение выстраивать коммуникацию с представителями других культур, уважительно относясь к их ценностям и традициям. Важную роль в решении поставленных задач играет поликультурное образование, направленное на воспитание гармоничной толерантной личности, уважающей культуру, традиции других народов страны и мира с целью снижения межэтнических конфликтов, ксенофобии, шовинизма на основе позитивного межэтнического общения.

Таким образом, толерантность в поликультурной образовательной среде можно рассматривать как минимум в трех аспектах: во-первых, овладение определенной философией толерантности как ценностью; во-вторых, как культуру толерантного сознания; в-третьих, отношение к соответствующей действительности, воплощающееся в реальном поведении. Воспитание толерантности - общее дело многих государственных и общественных институтов, но когда его объектам выступает молодежь, главная нагрузка и ответственность в работе с ними ложится именно на образовательную среду, на профессорско-преподавательский состав вуза, его отдел по воспитательной работе. Им в этом труднейшем деле остро необходимы: информация о сущности и содержании толерантности, ее проявлениях и особенностях воспитания; представление о возможных средствах - технологиях такого воспитания, для их выбора и творческого использования в тех или иных условиях.

Вот почему процесс формирования толерантной личности в студенческой среде представляет для нас определенный интерес. Наш вуз - Северо-Осетинский государственный педагогический институт (СОГПИ) - флагман педагогического образования Республики Северная

- Осетия Алания. В условиях многонациональной республики, той поликультурной среды, которая свойственна данному вузу в создании благоприятного социально-психологического климата большую роль играет межэтническая и межконфессиональная толерантность

- ключ к решению сложных задач развития личности, норма гражданского, либерального общества.

Как известно, формирование основ этнической и религиозной толерантности в многокультурной среде обогащает и конкретизирует представления о стратегических направлениях развития личности. В связи с этим, воспитание толерантных начал в СОГПИ носит многоплановый характер и в условиях полиэтничности, многоязычия, поликультурности и полиментальности населения республики является основой поликультурного образования. Среди конкретных задач, решаемых нами в данном направлении, следующие:

- глубокое и всестороннее овладение студентами культурой своего собственного народа как непременного условия интеграции в иные культуры;

- формирование у них представлений о многообразии культур, воспитание положительного отношения к культурным различиям, способствующим прогрессу человечества и служащим условиям для самореализации личности;

- создание условий для интеграции студенческой молодежи в культуры других народов;

- формирование и развитие у студентов умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культур;

- воспитание их в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.

Решение этих задач осуществляется путем соответствующего изменения в рамках нашего вуза содержания таких учебных дисциплин как «Педагогика», «История образования и педагогической мысли», «Всеобщая история», «История Осетии», «Культурология», «Религиоведение», «Искусство» и т.д. Содержание перечисленных гуманитарных курсов дает возможность усвоить такие основные понятия и категории поликультурного образования, как самобытность, уникальность, культурная традиция, духовная культура, этническая идентификация, национальное самосознание, российская культура, мировая культура, общие корни культур, многообразие культур, различия между культурами, взаимовлияние культур, межкультурная коммуникация, культурная конвергенция, культура межнационального общения, конфликт, культура мира, взаимопонимание, согласие, солидарность, сотрудничество, ненасилие, толерантность и др.».

Воспитание толерантности - общее дело многих государственных и общественных институтов, но когда его объектам выступает молодежь, главная нагрузка и ответственность в работе с ними ложится именно на образовательную среду, на профессорско-преподавательский состав вуза, его отдел по воспитательной работе. Им в этом труднейшем деле остро необходимы: информация о сущности воспитания толерантности, ее содержании и проявлениях; представление о возможных средствах - технологиях такого воспитания, для их выбора и творческого использования в тех или иных условиях.

Процесс воспитания толерантности, эффективен при соблюдении следующих условий: многокультурное и отражающее плюрализм мнений и трактовок содержание учебно-воспитательного процесса (на основе принципа дивергентности); организация толерантной среды, обеспечивающая толерантное взаимодействие субъектов образовательного процесса (деятельностный подход); использование интерактивных, личностно-ори-ентированных, рефлексивных и имеющих диалоговое основание технологий, направленных на развитие толерантных качеств личности (интерактивно-диалоговый подход с использованием проектных технологий); развитые толерантные качества личности педагога и его компетентность в вопросе воспитания толерантности (компетентностный подход).

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Высказанные соображения дают возможность дать следующие определения толерантности и терпимости. Толерантность мы рассматриваем как свойство личности, актуализирующееся в ситуациях несовпадения взглядов, мнений, оценок, верований, поведения людей и т.п. и проявляющееся в снижении сензитивности к объекту за счет задействования механизмов терпения (выдержка, самообладание, самоконтроль). Границы ее проявления распространяются от высокомерия, сдержанности, терпеливости, выдержки, самообладания до беспомощности. Под терпимостью мы понимаем свойство личности, актуализирующееся в ситуациях несовпадения взглядов, мнений, оценок, верований, поведения людей и т.п. и проявляющееся в повышении сензитивности к объекту за счет задействования механизмов принятия (понимание, эмпатия, ассертивность) и терпения (выдержка, самообладание, самоконтроль). Границы ее проявления - от снисходительности, сотрудничества (как согласования мнений, действий, взаимоожиданий и т.п.) до уступчивости.

Рассмотрев понятия «терпимость» и «толерантность», обозначив современную проблематику иссле-

дования, в качестве важной перспективной задачи мы наметили рассмотрение концептуальных и методологических аспектов воспитания и формирования терпимости-толерантности личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бекоева М.И., Бекоева З.И., Кокаева Ф.А. Эдукактивные аспекты педагогики. - Владикавказ: СОГУ, 2007. - 165 с.

2. Валиева З.И. Роль устного народного творчества в формировании патриотизма учащихся в современных социокультурных условиях Северного Кавказа // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2013, №4 (15). - С. 40-43.

3. Васильев В. Толерантность - важный фактор культуры. - М., 2002. - С. 25.

4. Ищенко Ю.А. Толерантность как философско-мировоззренческая проблема // Философская и социологическая мысль. 1990. №4. - С.48-60.

5. Касьянова Е.И. Социально-философские основания толерантности Дис. ...докт. филос. Наук. - Чита: 2009 - 338 с.

6. Кобесашвили Н.Л. Некоторые аспекты исследования процесса формирования толерантной личности в студенческой среде // Сборник научных трудов СевероОсетинского отделения Академии наук высшей школы РФ. - Владикавказ. 2008. - № 6. - С 98-104.

7. Маслова Г.Г. Воспитание толерантности как фактор развития личности Дис. .канд. пед. наук. - Псков: 2006. - 234 с.

8. Набок И.Л. Педагогика межнационального общения: Учебное пособие. - М.: Академия, 2010. - 304 с.

9. Оллпорт Г. Становление личности. Избранные труды // Под ред. Л.А. Леонтьева. - М.: Смысл 2002. - 462 с.

10. Скрябина О.Б. Педагогические условия формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников. Дисс. ... канд. пед. наук. - Кострома, 2000. - 209

с.

11. Петрицкий В.А. Толерантность - универсальный этический принцип // Известия СП лесотехнической академии. - СПб., 1993. - С.139-151.

12. Хугаева Ф.В. Нартский героический эпос как средство поликультурного воспитания // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 4 (15). С. 209-211.

13. Апанасюк Л.А. Психолого-педагогический аспект преодоления ксенофобии среди молодежи // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 2. С. 5-10.

14. Третьякова Т.В., Лейфа А.В. Формирование толерантности социальных педагогов в вузе на основе этнопедагогического подхода // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 2. С. 355-360.

15. Чекмарева Т.Н. Условия развития толерантности как профессионально важного качества будущего педагога // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 4 (11). С. 317-321.

16. Апанасюк Л.А. Педагогическая эффективность преодоления ксенофобии и нетерпимости среди молодежи // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 11 (127). С. 154-162.

17. Апанасюк Л.А. Анализ региональных программ преодоления ксенофобии и экстремизма в молодежной среде // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 8 (124). С. 90-97.

18. Кислицин И.И. Психологические аспекты толерантности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 4 (26). С. 105-107.

19. 12Погодина А.А. Толерантность: термин, позиция, смысл, программа. - М.: Владос, 2002. - 246 с.

20. 13Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде // Под. ред. Гурова В.Н. - М.: Владос, 2004. - 224 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

TOLERANCE AS A PRINCIPLE OF EDUCATION IN A MULTICULTURAL SOCIETY

© 2014

F.V. Hugaeva, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the general

and social pedagogics department

North-Ossetian State Pedagogical Institute, Vladikаvkaz (Russia)

Annotation: Among the spiritual and moral values of the individual student in a special series of citizen education worth having tolerant outlook capable of intercultural, interfaith dialogue and mutual understanding with other peoples. This is all the more important that in the conditions of a multinational, multicultural environment of regional high school social and political stability depends on the moral development and tolerance.

Keywords: tolerance, multiculturalism, intercultural communication, patriotism, intolerance, manifestations of intolerance, internationalism.

УДК 37.014.2

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИДЕЙ И ОПЫТА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

© 2014

М.Ю. Хуриева, магистрант кафедры психологии факультета психологии

Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова, Владикавказ (Россия)

Аннотация: Передача подрастающему поколению социально-нравственных ценностей предшествующих поколений, прогрессивных традиций народа осуществляется через труд, созидательную деятельность и через приобщение молодежи к своей истории и произведениям народного творчества. Вместе с опытом трудовой деятельности, направленного на удовлетворение насущных жизненных потребностей в пище, одежде, жилище и др., передавался и опыт общения людей друг с другом. Эти отношения из поколения в поколение закреплялись, развивались и совершенствовались в языке, живописи, символах.

Ключевые слова: народная педагогика горских народов, идеи и опыт семейного воспитания северокавказских народов, преемственность народного воспитания, традиции и обычаи народов Северного Кавказа.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Анализ исторического развития идей и опыта семейного воспитания горских народов - актуальная потребность современной педагогической теории и практики, так как тенденция повышения национального самосознания побуждает обращаться к вековым традициям и обычаям

народа, в которых заложены высокие нравственные приоритеты, наряду с умственным развитием и физическим совершенством. В них нашли отражение жизненные интересы людей в конкретно исторических условиях, а также многие общечеловеческие ценности, способствующие сохранению и развитию человеческого общества и его взаимоотношений с окружающей средой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.