Научная статья на тему 'Формирование толерантности и культуры межнационального общения в студенческой среде'

Формирование толерантности и культуры межнационального общения в студенческой среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
356
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / КОММУНИКАЦИИ / МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суржикова Л.Ф.

В статье представлены результаты теоретического исследования воспитания толерантности у студенческой молодежи. Показано, что процесс взаимодействия студенческой молодежи в ву-зах предполагает воспитанность, культуру поведения, принятие других взглядов, уважительное отношение к традициям другого народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Суржикова Л.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование толерантности и культуры межнационального общения в студенческой среде»

УДК 37.06

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ И КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Л.Ф. Суржикова

Аннотация. В статье представлены результаты теоретического исследования воспитания толерантности у студенческой молодежи. Показано, что процесс взаимодействия студенческой молодежи в вузах предполагает воспитанность, культуру поведения, принятие других взглядов, уважительное отношение к традициям другого народа.

Ключевые слова: толерантность, коммуникации, материальная и духовная культура, система ценностей личности.

Abstract. The article presents the results of a theoretical study of education of tolerance among students. It is shown that the interaction of students in higher education involves education, culture of behavior, acceptance of other opinions, respect for the traditions of other nations.

Keywords: tolerance, communication, material and spiritual culture, system of values personality

Российского образование в рамках всесторонней гуманитаризации должно формировать свободную и непредубежденную личность с высокой мерой ответственности за судьбу Отечества и планеты в целом, а современная педагогическая теория и практика должна учитывать динамику мировых общественно-политических процессов, взаимозависимость стран и народов, сближение и взаимопроникновение разных культур с целью подготовки молодого человека к жизни в условиях быстро меняющегося мира. Огромное значение в деле воспитания молодежи имеют национальные духовные традиции народов России. Социальное воспитание студенческой молодежи должно осуществляться в гармонии национального и общечеловеческого. Представляя толерантность как многоаспектный феномен, мы можем обосновать, что полноценная толерантность закладывается в образовательном процессе вуза, поскольку основной частью образовательного процесса является

<д|Ь>

МФЮА

всестороннее и гармоничное развитие личности студента, способного к толерантному мышлению и поведению.

Толерантность прежде всего ориентирует на взаимоуважительные отношения друг к другу, на сохранение этического и культурного разнообразия между людьми. Она выступает как приемлемая основа урегулирования социальных и межэтнических конфликтов, снятия напряженности и достижения взаимоуважения интересов всех этносов.

Толерантность - это не одно и то же, что терпение или терпеливость. Если терпение выражает чаще всего чувство или действие со стороны испытывающего боль, насилие или другие формы негативного воздействия, то терпимость заключает в себе уважение или признание равенства других и отказ от доминирования или насилия. Терпимость -это свойство открытости и свободного мышления, личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а, значит, и взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу.

Необходимо активизировать деятельность воспитательных структур в вузах, расширить воспитательных потенциал всех образовательных предметов, повысить роль кафедр гуманитарной направленности, библиотек, музеев.

Система ценностей личности изменчива, так как обусловлена как меняющейся социальной средой, так и актуальным уровнем развития личности: Э. Фромм отмечал, что для того, чтобы понять динамику социального процесса, необходимо понять динамику психологических процессов, имеющих место внутри индивида и, наоборот, для того, чтобы понять индивида, необходимо рассматривать его в контексте той культуры, которая формирует его.

В современном мире, в начале нового тысячелетия происходят глобальные процессы, ускоряется темп активности. Зарождаются новые стили и формы коммуникаций, по-новому понимается смысл человеческой жизни, трансформируются личностные и общественные ценности.

Общество не существует как некий самостоятельный объект или субъект. Основным условием существования общества является наличие человека, отношений между людьми, определенных условий существования.

В последнее время наблюдается активизация внимания к проблеме толерантности. Это обусловлено факторами, характеризующими се-

годняшнюю ситуацию в мире и нашем обществе: социальные и межэтнические конфликты, рост насилия и терроризма, напряженная социальная, экономическая, идеологическая обстановка. Возросший интерес к проблеме толерантности вызван прежде всего потребностями социальной практики и новыми подходами к исследованию вопросов, связанных с общением и межличностным взаимодействием. Развитие общественных отношений выдвинуло на передний план вопросы разностороннего развития личности, потребовало осмысления разнообразных факторов, в их совокупности и взаимодействии, влияющих на формирование человека. Одним из наиболее важных является общение. Вне общения личность развиваться не может. По существу - это основа глубинной, изначальной толерантности человека к человеку. Сформированная у человека толерантность позволяет ему легко вступать в коммуникативные связи с другими людьми, этически грамотная позиция в общении делает человека толерантным. Толерантность в общении студенческой молодежи способствует познанию позиции, мнения другого, стабилизирует сам процесс коммуникации. Все это ведет к современному понимаю коммуникативной толерантности как социально- и личностно-значимой ценности. Формирование коммуникативной толерантности как личностного качества обучающихся вызывает закономерный интерес исследователей, педагогов-практиков, широких кругов общественности.

Особенно актуальной на сегодняшний день представляется проблема толерантности коммуникаций в молодежной среде.

Термин «толерантность», постепенно внедряясь в сознание молодежи, подготавливает изменения в системе межличностных отношений, способствует позитивному взаимодействию, обогащению личности молодого человека новым и иным культурным достоянием, социальным опытом. Толерантность вообще предполагает бескорыстное принятие другого человека таким, каков он есть, независимо от его культурного и социального уровня. Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Целью воспитания, которой является воспитание в современном поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей, независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрений, стилей мышлений и поведения.

Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые

<д|Ь>

для общего выживание и свободного развития (этику и стратегию ненасилия, идею терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям культурам, идею диалога и взаимодействия, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.).

«Толерантность - это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», - так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой, генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 г.

Толерантность - это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, конфессиональным, межличностным, разногласиям, признание возможности равноправного существования «другого».

На возрастной период с 17 до 25 лет приходятся важнейшие социальные и демографические «события» в жизни человека: завершение общего образования, выбор профессии, получение профессионального образования, начало самостоятельной трудовой деятельности, вступление в брак, рождение детей. За относительно короткий отрезок жизни молодежь, как часть общества, переживает многократную смену своего статуса. Жизненные планы, ориентации студенчества следует рассматривать как фактор субъективный, складывающийся из отражения потребностей общества в молодежи и условий существования, интересов студенческой молодежи.

В отличие от других групп молодежи, студенчество представляет собой отдельную социокультурную группу. Это связано с тем, что молодое поколение является наиболее динамичной и трудоспособной частью социума. Студенчество, как потенциальная, интеллектуальная элита общества, может стать эффективным средством процесса интеграции в обществе, обозначив стремление к его целостности. Более того, студенчество - это центральный период становления человеческой личности в целом, проявления самых разнообразных интересов. Так, Б.Г. Ананьев утверждает, что - это пора сложнейшего структурирования интеллекта, которое очень индивидуальной вариативно.

Человек строит свои отношения с миром и управляет своими поступками, самостоятельно оценивая и направляя их должным образом в соответствии с ключевыми, высшими ценностями своего бытия, важно, чтобы эти ценности не ущемляли права и интересы окружающих.

В человеке от природы существует стремление к самореализации и самоутверждению. Человек - это мир его культуры. Следовательно,

лишь с развитием взаимосвязи и взаимозависимости человека с объективными реалиями его социокультурной характеристики возможно творческое воздействие человека на объективные условия в направлении формирования социально-гармоничной трансформации общества.

Для многонациональной, такой этнически разнообразной страны, как Россия, проблема толерантности имеет большое значение.

Как задачи формирования культуры межнационального общения можно привести конкретные проявления взаимопонимания и согласия между людьми в современных условиях:

■ уважение к человеческому достоинству;

■ проявление и закрепление таких качеств, как чуткость, доброжелательность, терпимость, великодушие;

■ чувство меры и такта в общении с людьми, умение преодолевать конфликты в отношении с ними;

■ уважительное отношение к языку, культуре, традициям, обычаям;

■ других народов;

■ потребность претворять нравственные знания в действия и поступки;

■ умение управлять своими поведением, своими потребностями, сочетая их с интересами окружающих;

■ стремление словом и делом, своим личным примером утверждать нормы нравственности.

Сегодня мировое сообщество осознало необходимость толерантности как нормы межгосударственных, межнациональных и межличностных отношений. В связи с этим одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом и системой образования, является создание необходимых социально-педагогических условий для воспитания толерантности личности. «Воспитание - это функция общества, независимо от того, регулируется оно государством или осуществляется свободно». Поэтому за пороки воспитания нужно возлагать ответственность на все общество.

Современное общество нуждается в специалисте не только компетентном, владеющем профессиональными умениями и навыками в определенной сфере, но и обладающим гражданской позицией, личност-но участвующим в решении общественных и профессиональных задач. Формирование такого человека возможно только посредством специальной системы воспитательной работы. Такая система формирования гражданской позиции студенчества может быть эффективной, если:

<glb>

■ выступает основой всей воспитательной системы в вузе;

■ система воспитательной деятельности носит этапный характер с учетом специальности, учебного курса, личностных особенностей студентов и учебных групп;

■ функционирование системы обеспечивается самоуправлением студентов и способствует активизации лично стно-творческого проявления студентов во внеучебной, волонтерской и общественной деятельности;

■ созданы необходимые социально-педагогические условия.

Культура профессии, являясь показателем готовности человека осуществлять профессиональную деятельность на достаточно высоком уровне, позволяет проследить и процесс становления личности в период подготовки к этой деятельности в системе высшего образования, так как именно вузовским образованием закладывается фундамент профессиональной культуры.

Толерантность - это особое нравственное качество, отражающее активную социальную позицию и психологическую готовность к позитивному взаимодействию с людьми или группами иной национальной, религиозной, социальной среды, иных взглядов, мировоззрений, стилей мышления и поведения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асмолов А.Г. Толерантность: от утопии к реальности / На пути к толерантному сознанию. - М., 2000.

2. Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа / Толерантность в общественном сознании России. - М., 1998.

3. Банщикова Т.Н. Толерантность в поликультурном пространстве вуза // Высшее образование в России. 2011. № 2.

4. Белкин А.С., Нестеров В.В. Педагогическая компетентность. Учебное пособие. - Екатеринбург, 2009.

5. Березина Н.И. Мой первый урок толерантности // История. 2009. № 20.

6. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. пособие для студ. средн. и высш. учеб. завед. - М., 2003.

7. Гаюрова Ю.А, Толерантность: психологический и филосовский анализ феномена. - Екатерингбург, 2003.

8. Латыпов Д.Н. Социально-педагогические основы формирования этнокультуры молодежи: Дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 2001.

9. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. -М., 1998.

10. Хайруллин Р.З. Формирование культуры межнационального общения и толерантности в молодежной среде // Вопросы психологии. 2009. № 3.

Л.Ф. Суржикова, канд. пед. наук, доцент,

Московский финансово-юридический университет МФЮА E-mail: akmeologia@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.