Научная статья на тему 'Социально-педагогический аспект воспитания культуры межнационального общения студенческой молодежи'

Социально-педагогический аспект воспитания культуры межнационального общения студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
351
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ / ЭТНОПЕДАГОГИКА / ЭТНОПСИХОЛОГИЯ / ЭТНОТОЛЕРАНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуренко Ольга Ивановна

В статье рассматривается социально-педагогический аспект воспитания культуры межнационального общения студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогический аспект воспитания культуры межнационального общения студенческой молодежи»

стояние микроклимата в семье и школе и т.д. Если ребёнок здоров, если при его обучении используются здоровьесберегающие технологии, если в школе создан благоприятный психологический микроклимат, то и качество его знаний значительно повышается, и желание учиться у него значительно выше. В создании комфортных условий пребывания ребёнка в школе значимая роль принадлежит личности учителя, стилю его взаимоотношений с учащимися.

Задача педагога воспитывать ребёнка так, чтобы он с детства учился любви к себё, к людям, к жизни.

Только человек, живущий в гармонии с собой и миром, будет действительно здоров!

О.И. Гуренко

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Исходя из принципов демократического общества, украинское государство, полиэтничное, поликультурное, полиязычное, поликонфессиональное по своей сути, беспокоится о возрождении, сохранении и развитии отечественной культуры и культуры всех национальных групп, проживающих на его территории. Кроме того, иноэтническому населению гарантируется право на национально-культурную автономию, создаются условия для свободного духовно-культурного творчества, доступа к достижениям мировой культуры. Другими словами, поликультурность Украины направлена на то, чтобы этнокультурный ренессанс национальных меньшинств проходил параллельно с трансформацией этнических фрагментов полиэтнического украинского социума в единый этносоциальный и этнополитический организм - гражданское общество.

Исследователи в области этнопсихологии (В. Агеев, С. Артюнов, А. Бороноев, Т. Стефаненко и др.) и этнокультуры (В. Кафарский, В. Коралов, Б. Савчук, О. Садохин и др.) считают, что этничность - это фактор, влияющий на экономическую, политическую, профессиональную, образовательную сферы. Именно ментально-психологические и ценностно-нормативные основы функционирования каждого общества обеспечивают его неповторимость. При таких условиях происходит передача по наследству национальных традиций, раскрываются перспективы самореализации национальных групп и гармонизации отношений между ними.

Однако, факт поликультурности полиэтнического социума определяет и основное противоречие его развития: интеграция и дезинтеграция. Это говорит о том, что в таком обществе имеет место социальная работа. Она не только детерминирована фактами вышеупомянутого противоречия, но и обязана его нивелировать собственными специфическими средствами. В этом значении социальная работа определяется многокультурностью своей проблематики.

Современная социально-педагогическая теория и практика Украины свидетельствует о том, что в решении наиболее важных проблем полиэтнического общества (этнокультурное возрождение, положительное межнациональное общение, веротерпимость, этническая толерантность и другое) необходимо участие социальных работников (в социальных учреждениях) и социальных педагогов (в образовательных заведениях). Именно эти специалисты постоянно сотрудничают с представителями разных национальностей (национальные меньшинства, мигранты, беженцы), оказывают им посильную социальную помощь, создавая условия для социальной адаптации в новой поликультурной среде и предупреждая возникновение этнокультурной маргинальности и межнациональных конфликтов. Особую актуальность приобретает такая работа в полиэтническом социуме среди детей и подростков, заключающаяся в психолого-педагогической поддержке этих категорий детей, их социально-педагогическом патронаже, социальном сопровождении семей национальных групп, мигрантов, беженцев.

Итак, речь идет о необходимости специальной подготовки будущего социального педагога к деятельности в полиэтнической среде. Содержание и методика такой подготовки в условиях высшего педагогического учебного заведения лежат в основе поликультурного образования бу-

дущих социальных педагогов. Одним из направлений поликультурного образования будущих социальных педагогов является воспитание культуры межнационального общения.

Рассматривая культуру межнационального общения, одни ученые (А. Авксентьев, В. Авксентьев, Р. Кадиева и др.) трактуют ее как определенные взаимосвязи и взаимоотношения , в процессе которых люди, принадлежащие к различным национальным группам и придерживающиеся различных религиозных обрядов, обмениваются опытом, духовными ценностями, мыслями, чувствами. Культура такого общения зависит от общего уровня развития людей, от их умения принимать и придерживаться общечеловеческих норм морали [1; 4].

Другие ученые (Т. Атрощенко, В. Заслуженюк, В. Присакар и др.) считают, что культура межнационального общения - это система прогрессивных национальных установок и принципов, ставших общенациональными нормами и использующихся представителями разных народностей в процессе их общения [2; 3].

Ссылаясь на научно-методические наработки отечественных и зарубежных ученых, мы создали модель воспитания культуры межнационального общения у будущих социальных педагогов в условиях полиэтнической педагогической среды вуза (см. рис. 1).

Дадим некоторые пояснения к модели.

Изучая проблему воспитания культуры межнационального общения у подрастающего поколения, украинские ученые В. Заслуженюк и В. Присакар определяют ее принципы, являющиеся, на наш взгляд, основополагающими в данном направлении работы. Это: воспитание на традициях национальных культур;

• использование национального состава студенческого коллектива;

• единство патриотического, национального воспитания и культуры межнационального общения;

• учет особенностей и специфики каждой учебной дисциплины для воспитания и развития личности в условиях поликультурности;

единство национального самосознания и действий личности в межнациональном общении; опора на лучший опыт достижения эффективности и действенности воспитания культуры межнационального общения [3].

Процесс воспитания культуры межнационального общения

Этапы

I. Ментальный

II. Статусный

III. Коррекционно-гностический IV Оценочный

Рис. 1 Модель воспитания культуры межнационального общения у будущих социальных педагогов

Следует отметить, что культура межнационального общения будущего социального педагога должна быть поддержана кругом его деятельности, определенным «исполнительством», предусматривающим его предназначение, роль, обязанности. Это обуславливает необходимость определить функции культуры межнационального общения будущего социального педагога.

Следуя за Т. Атрощенко, З. Гасановым и другими, мы определяем такие функции: познава-тельно-гноссеологическая, воспитательная, ценностно-нормативная, коммуникативно -регулятивная.

Познавательно-гноссеологическая функция позволяет овладеть знаниями об историческом прошлом и современным того или иного народа, его культуре, языке, национальных традициях, обрядах и т.д. Воспитательная функция предполагает превращение морально-этических норм поведения относительно представителей других национальностей в личностно-моральные ценности. Ценностно-нормативная функция отвечает за соблюдение социальными педагогами общечеловеческих ценностей и выступает как система обязательных норм и требований ко всем сторонам жизнедеятельности общества. Коммуникативно-регулятивная функция культуры межнационального общения призвана регулировать социальные контакты личности с представителями разных национальностей в коллективе, обществе. В благоприятной социально-психологической атмосфере она стимулирует стремление человека к налаживанию дружественных отношений среди представителей разных национальностей, способствует преодолению психологических преград в межнациональных контактах.

Мы считаем, что процесс воспитания культуры межнационального общения у студентов состоит, как минимум, из четырех этапов: ментального, статусного, коррекционно-гностического и оценочного.

На первом, ментальном, этапе решаются задачи изучения национального состава группы, определения уровня сформированности национального и этнического самосознания студентов, определение основных ментальных признаков у представителей разных национальностей.

Второй, статусный, этап является очень важным в аспекте изучения статуса каждого студента в группе. На этом этапе нужно проследить степень влияния ментальных признаков того или иного представителя группы на его статус. Выполнить эту задачу поможет использование традиционных диагностических методик (социометрия, наблюдение, беседы, анкетирование и другие).

На третьем, коррекционно-гностическом, этапе предусматривается внедрение в педагогический процесс спецкурса, посредством которого студенты смогут подробнее изучить историю, географию, этнокультуру, этнополитику. На лекционных занятиях студенты смогут больше узнать об историческом прошлом родного края, культуре (материальной и духовной), менталитете, проблемах как своего этноса, так и других, компактно проживающих на данной территории. Наряду с познавательной работой проводится и коррекционная. Она предполагает коррекцию негативного, а иногда агрессивного отношения к представителям других национальностей и их культурного наследия, преодоление коммуникативных барьеров между студентами, формирование национального самоутверждения студенческой молодежи.

Этого можно достичь при условии внедрения в воспитательный процесс коррекционной программы, включающей групповые тренинговые занятия, индивидуальные беседы со студентами, арт-терапию с использованием полинациональных элементов различных видов искусства, коллективную этнокультурную деятельность всех представителей группы.

На последнем, оценочном, этапе происходит переоценка взглядов каждого студента относительно самого себя и представителей других национальностей.

С целью реализации модели воспитания культуры межнационального общения будущих социальных педагогов на базе Бердянского государственного педагогического университета на социально-педагогическом факультете в пределах учебной, научной и воспитательной деятельности студентов осуществляется опытно-экспериментальная работа.

Так, на первом этапе нашей работы (ментальный этап в модели) мы решали следующие задачи: изучение национального состава студенческой группы, уровня сформированности национального и этнического самосознания студенческой молодежи, выявление основных признаков менталитета представителей разных национальностей. Для этого мы провели опрос среди студен-

тов специальности "Социальная педагогика". Опросник включал такие вопросы: "Кто Вы по национальности?", "Как Вы относитесь к представителям других национальностей, проживающих в Украине?", "Как Вы считаете, важно ли для представителей национальных групп сохранять и возрождать аутентическую этнокультуру?" и другие.

В результате опроса мы, во-первых, установили национальную принадлежность респондентов: 44% - украинцы, 16% - русские, 14% - болгары, 10% - греки, 8% - немцы, 5% - евреи, 2% -поляки, 1% - чехи. Таким образом, большинство опрошенных студентов (56%) являются представителями иноэтнического населения полиэтнического украинского Северного Приазовья, на территории которого находится вуз. Во-вторых, мы узнали, что преобладающее большинство респондентов (98%) положительно относятся к людям других национальностей, населяющих Украину. Свои ответы студенты обосновывали тем, что: 1) они сами являются представителями национальных групп; 2) большинство родственников другой национальности; 3) представители разных этносов им ничего плохого не сделали; 4) мы все - украинский народ и поэтому разделение на национальности неуместно. Кроме этого, респонденты убеждены в том, что для каждого человека, не взирая на национальную принадлежность, важно сохранять и приумножать свою национальную культуру.

Социометрия, осуществленная на втором этапе нашего исследования, показала, что статус студентов в группе не зависит от их национальной принадлежности.

Наша экспериментальная работа находится на третьем этапе воспитания культуры межнационального общения будущих социальных педагогов. Опишем ее результаты.

В вариативной части учебного плана подготовки социальных педагогов на дневном и заочном отделении планируются спецкурсы поликультурного направления: «Тренинг этнической толерантности» и «Этнокультура национальных меньшинств украинского Северного Приазовья».

Целью курса «Тренинг этнической толерантности» является формирование этнической толерантности студентов, повышение их социокультурной компетентности и способности осуществлять профилактику ксенофобии в детском коллективе. Задачи курса: формирование гуманистического сознания, идеологии культуры мира и толерантности; ознакомление студентов с основами этнотолерантности, ее структурой, функциями, подходами к изучению, методологическим аспектом; воспитание у будущих педагогов положительного отношения к этнодругим; развитие положительного социального потенциала: социального интереса, социальной чувствительности, социального воображения; способности к эмпатии, сопереживанию. Преподавание курса осуществляется на лекционных и практических (тренинговых) занятиях.

В пределах изучения дисциплины студенты приняли участие в проекте «Этническая толерантность студентов БГПУ», целью которого было определение уровня этнической толерантности студентов университета (свыше 2000 человек). Были получены интересные данные, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Общие результаты анкетирования

Вопросы Положительные ответы (%) Отрицательные ответы (%)

Чем больше различий между моей и другой культурой, тем интереснее ее изучать. 82,1 17,9

У меня есть друзья - представители разных народов (этносов) и религий. 64,1 35,9

Мои взаимоотношения с людьми никак не связаны с их этнической или религиозной принадлежностью. 66,7 33,3

Я считаю, что человечество только бы выиграло, если бы люди считали себя просто личностями, а не членами этнических и/или религиозных групп. 56,4 43,6

Окончание таблицы 1

Главное для меня чувствовать себя представителем своего народа (этноса) и/или религии, и только затем в определенных ситуациях -просто человеком, личностью. 25,6 74,4

Необходимо держаться настороже с людьми другого этноса, религии. 5,1 94,9

Если бы это было возможно, я общался бы лишь с представителями своего народа (этноса) и религии. 41 59

Иногда мне страшно из-за того, что рядом со мной живут люди, чья культура (язык, традиции, обычаи, обряды) очень отличается от моей. 25,6 74,4

Я пытаюсь не сближаться с людьми - представителями других народов (этносов) и/или религий. 12,8 87,2

Традиции, существующие у некоторых народов, религиях, кажутся мне дикими и бессмысленными. 51,3 48,7

Я уверен, что при общении с людьми необходимо ориентироваться на их личностные качества, а не на этническую или религиозную принадлежность. 89,7 10,3

Если я почувствую в другом человеке "родственную душу", то он может стать моим близким другом, несмотря на то, что является представителем другого народа (этноса), религии. 97,4 2,6

Мне интересно понять традиции и обычаи представителей другого этноса - моих соседей. 89,7 10,3

Если бы люди потеряли чувство принадлежности к своему народу (этноса) и/или своей религии, то это была бы очень большая потеря для человеческой культуры. 82 18

Спецкурс «Этнокультура национальных меньшинств украинского Северного Приазовья» является алгоритмом этнокультурной деятельности педагога. Он объединяет разные отрасли знаний: этнографию, педагогику, народоведение, поэтому позволил организовать систематическое усвоение знаний об этнокультурных традициях, быте, обычаях, историческом прошлом национальных меньшинств Северного Приазовья, отработать умение применять эти знания в практической деятельности.

Целью спецкурса является формирование у студентов системы специальных знаний и умений в отрасли этнокультуры национальных меньшинств Северного Приазовья, что влияет на все аспекты этнокультурной подготовки (учебный, воспитательный, практический). Задачи спецкурса: ознакомление студентов с основами этнической истории национальных меньшинств украинского Северного Приазовья, материальной и духовной культурой болгар, греков, немцев; формирование практических умений (гностических, организаторских, коммуникативных, проективных) этнокультурной работы; воспитание уважительного отношения к людям других национальностей и к их этнокультурным традициям.

Подбор тем в программу спецкурса «Этнокультура национальных меньшинств украинского Северного Приазовья» осуществлялся таким образом, чтобы одновременно расширить кругозор студентов, дать им основательные знания и тщательным образом проработать материал, который они будут объяснять своим воспитанникам. Тематика данного спецкурса следующая: «Этнодемо-графическая ситуация на территории украинского Северного Приазовья», «Национальная и народная символика этнических групп украинского Северного Приазовья», «Народные представления о семейных отношениях и семейное воспитание этнических групп украинского Северного Приазовья», «Воспитания средствами этнопедагогики национальных меньшинств украинского Северного Приазовья», «Быт населения украинского Северного Приазовья», «Воспитательные возможности народного календаря». Программа спецкурса учитывает особенности профессиональной подготовки будущих социальных педагогов, предусматривает усвоение методологиче-

ских, этнопедагогических, этнографических, исторических, методических знаний, способствует выработке профессиональных умений.

Усвоение теоретического материала и активная практическая деятельность студентов в процессе изучения спецкурса является переходным этапом к участию в научно-исследовательской работе. С целью привлечения студентов к научному поиску на социально-педагогическом факультете организован научный кружок «Родной край», содержанием работы которого является: сбор народоведческого материала, его систематизация, обсуждение методических вопросов, подготовка и проведение культурно-досуговых мероприятий. Так, в пределах народоведческо-поисковой работы студенты общаются с представителями этнических групп украинского Северного Приазовья с целью сбора исторической и этнокультурной информации; наблюдают за проведением семейных праздников болгар, греков и немцев Приазовья; пересматривают телепрограммы и прослушивают радиопередачи, посвященные этническим группам Приазовья; сотрудничают с информационно -культурными обществами национальных меньшинств Северного Приазовья.

Своеобразным итогом научно-поисковой деятельности будущих социальных педагогов является презентация собственных наработок на научных семинарах, конференциях. Так, 1 октября 2009 года в стенах Бердянского государственного педагогического университета на социально-педагогическом факультете состоялась Всеукраинская студенческая конференция «Толерантность межличностных отношений ученической и студенческой молодежи», на которой обсуждались проблемы толерантности в мировой философии и педагогике, ее формирования в межэтнических и межконфессиональных отношениях ученической и студенческой молодежи, воспитания толерантного отношения к людям с особенными потребностями. Эти проблемы являются достаточно новыми и непонятными для современного общества, но в о же время актуальными и нуждаются в глубоком дальнейшем изучении. Интересными и дискуссионными для студенческой аудитории были такие аспекты данной проблемы, как влияние СМИ на формирование гетеростереотипов у студенческой молодежи, толерантное отношение к неформальным молодежным объединениям, влияние этнических границ на личность человека, толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями и другие. Кроме того, в ходе конференции студенты продемонстрировали разные методы и формы социальной работы (тренинговое упражнение «Черты толерантной личности», тематическая презентация волонтеров социально-педагогического факультета «Толерантность как жизненная позиция», выступление агитбригады). Активность и результативность работы конференции обеспечивалась рейтинговым оцениванием докладов самой студенческой аудиторией.

В заключение следует отметить, что на сегодняшний день проблема веротерпимости, межэтнического взаимопонимания и конструктивного взаимодействия, культуры межнационального общения в социально-педагогической сфере не изучена окончательно. Но, как показывает практика, для решения таких проблем все чаще привлекаются социальные педагоги. Поэтому необходимо осуществлять специальную социально-педагогическую подготовку будущих педагогов, позволяющую им решать полинациональные проблемы в своей профессиональной деятельности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Авксентьев А.В., Авксентьев В.А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. Ставрополь: Изд-во Ставроп. гос. пед. ин-та, 1993.

2. Атрощенко Т. Розвиток культури мiжнацiонального спшкування у студентському колективi // Науюж записки Тернопшьського державного педагопчного ушверситету. Сер1я: Педагопка.Тернопшь, 1999. № 6. С. 92-95.

3. Заслуженюк В.С., Присакар В.В. Сощально-педагопчш проблеми виховання в учшв культури мiжнацiонального спшкування // Нж технологи навчання: Наук.-метод. зб. / Редкол.: В.О. Зайчук (гол. ред.) та ш. Кшв: 1ЗМН, 1997. Вип. 19. С. 65-77.

4. Кадиева Р.И. Формирование культуры межнационального общения в учебных заведениях многонационального региона // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона. Ростов н/Д.: Изд-во Ростов. гос. пед. ун-та, 1997. Ч. 2. С. 200-204.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.