УДК 796.01:159.9
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье представлены результаты опытно-экспериментальной работы по формированию культуры межнационального общения у студентов педагогического вуза. Публикация рассматривает технологию формирования исследуемой культуры на основе комплекса педагогических условий, включающую три этапа: информационно-
подготовительный, методический, системно-деятельностный. Данная технология разработана с учетом психологических особенностей студенческого возраста, специфики профессиональной подготовки в педагогическом вузе, социокультурных особенностей полиэтнической образовательной среды вуза в Ставропольском крае.
Ключевые слова: культура межнационального общения, педагогические условия, полиэтническая образовательная среда, технология по формированию культуры межнационального общения у будущих учителей, студенты педагогического вуза.
Современная социальная ситуация в России, расширение контактов с другими странами, а также процесс глобализации общественного развития требуют от человека понимания не только родной культуры, но и культуры иных народов, вхождения во «множественность» существующих культур 1 . В этих условиях культура межнацио- нального общения рассматривается в качестве средства комфортного существования в новом социуме.
Культура межнационального общения на современном этапе рассматривается как ведущая личностная и профессиональная характеристика любого специалиста и будущего учителя особенно. Отмеченное обусловлено тем, что именно педагогу в процессе своей трудовой деятельности необходимо приобщать детей к системе ценностей родной и иной культуры, учитывать индивидуально-личностные и этнические особенности ребенка, налаживать взаимодействие с его семьей, учитывать влияние религии и средств массовой информации на эмоционально-личностную сферу учащегося. В связи с этим формирование культуры межнационального общения у будущих учителей представляет несомненный интерес для педагогической науки.
Формирование культуры межнационального общения у будущих учителей получило развитие в ряде исследовательских работ (Н. Ф. Чипинова, Е. В. Кузнецова, И. А. Арабов, Г. Ю. Нагорная, Д. И. Латышина и др.). Многие исследователи отмечают, что содержание этого процесса во многом зависит от возрастных особенностей субъектов образования. В нашем исследовании такими субъектами являются студенты педагогического вуза. Студенческий возраст приходится в психологии на такой возрастной этап, как юность. Юность в научной литературе рассматривается как психологический возраст перехода к самостоятельности, период самоопределения, приобретения психической, идейной и гражданской зрелости, формирования мировоззрения, морального сознания и самосознания. В юности складывается мировоззрение как система обобщенных представлений о мире в целом, об окружающей действительности и других людях и самом себе и готовность руководствоваться им в деятельности, создаются благоприятные условия для становления смысла жизни. В этом возрасте активно развивается сфера чувств. Направленность на будущее, ощущение расцвета физических и интеллектуальных возможностей создают у юношей и девушек оптимистическое самочувствие, повышенный жизненный тонус. Эмоциональная сфера в юности стано-
Н. Н. Назаренко А. В. Шумакова
Ставропольский
государственный
педагогический
институт
e-mail:
вится значительно богаче по содержанию и тоньше по оттенкам переживаний, чем в подростковом возрасте, повышается эмоциональная восприимчивость и способность к сопереживанию. В то же время эмоциональная восприимчивость часто сочетается с категоричностью и прямолинейностью юношеских оценок окружающего, с демонстративным отрицанием нравственных аксиом, вплоть до морального скепсиса. Характерный уровень интеллектуального развития в юности - это абстрактное, теоретическое, гипотетико-дедуктивное мышление, не связанное с конкретными условиями внешней среды, существующими в данный момент. В юности общие умственные способности уже сформированы, однако на протяжении данного периода они продолжают совершенствоваться. В юношеском возрасте происходит также увеличение потребности в общении, расширение его круга. Общение молодых людей реализуется не только в учебных заведениях, в семье, но и в разных социальных пространствах. Это существенно повышает возможность взаимодействия с представителями других национальных групп, а также способствует развитию коммуникативных способностей 2 .
Следовательно, юношеский возраст - это благоприятное время для формирования культуры межнационального общения студентов и будущих учителей, в частности. Именно на данном возрастном этапе достигают максимума в своем развитии не только физические, но и психологические свойства, высшие психические функции: мышление, эмоции, чувства. Именно в этом возрасте общение, в том числе и межнациональное, является ведущим видом деятельности и фактором развития личности. Все эти черты существенно влияют на формирование культуры межнационального общения студентов и будущих учителей в том числе.
Разработка содержания процесса формирования культуры межнационального общения будущего учителя требует и учета специфики профессиональной подготовки в педагогическом вузе. Профессиональная подготовка будущего учителя рассматривается через критерии педагогического мастерства и профессионализма. Однако, как показывает практика, требования к современному педагогу не могут быть полностью охарактеризованы с помощью этих критериев, так как в стенах вуза практически невозможно сформировать учителя-мастера из-за многих субъективных факторов. Учитель как молодой специалист, формируемый в процессе обучения в вузе, должен соответствовать эталонной модели, определяемой квалификационной характеристикой. Это комплекс обобщенных требований на уровне его теоретического и практического опыта. В настоящее время об уровне подготовленности выпускника педагогического вуза можно судить не только по наличию теоретических знаний и практических умений, но и по профессиональным, личностным качествам з . С позиций такого подхода содержание процесса формирования культуры межнационального общения будущих учителей должно быть направлено не только на становление специальных теоретиче- ских знаний и практических умений. Доминирующим фактором, определяющим сущ- ность рассматриваемого процесса, является деятельность самих студентов, нацеленная на формирование знаний, исследовательских умений и навыков в области этнопедагогики.
Наибольшую значимость вопрос формирования культуры межнационального общения у будущих учителей приобретает в условиях полиэтнического региона, в частности, Ставропольского края. Отличительной особенностью образовательных учреждений Ставрополья является многонациональный состав учащихся и студентов. Многона-циональность Ставропольского края способствует развитию полиэтнической образовательной среды. Наше исследование осуществлялось именно в таких условиях, поэтому считаем необходимым раскрыть специфику полиэтнической образовательной среды.
Категория «полиэтническая образовательная среда» на данный момент не является устоявшейся. Ее часто употребляют в узком значении, а именно как среду, в которой взаимодействуют субъекты образования, принадлежащие к различным национальностям. По нашему мнению, представляет интерес точка зрения
Т. В. Поштаревой, которая трактует понятие «полиэтническая образовательная среда» как «часть образовательной среды какого-либо учебного учреждения, представляющую собой совокупность условий, влияющих на формирование личности, готовой к эффективному межэтническому взаимодействию, сохраняющей свою этническую идентичность и стремящейся к пониманию других этнокультур, уважающей иноэтнические общности, умеющей жить в мире и согласии с представителями разных национальностей» 4 .
В психолого-педагогической литературе уделяется значительное внимание проблеме образования в полиэтнической образовательной среде. В работах О. В. Гукаленко, Ю. В. Прилепко, Н. В. Шишониной, В. Н. Галяпиной, Т. В. Поштаревой и др. раскрыта специфика образовательной деятельности в полиэтнической среде. В большинстве представленных исследований дается информация о том, что педагог, работающий в условиях полиэтнической образовательной среды, находится на острие проблемы межнациональных отношений, поскольку в процессе работы сталкивается с множеством следующих социально-педагогических проблем:
1. Обучающиеся в условиях полиэтнической образовательной среды являются представителями какого-либо этноса, а соответственно, помимо индивидуальнопсихологических особенностей, обладают и специфическими этнопсихологическими характеристиками, которые, в свою очередь, влияют на восприятие и усвоение получаемых знаний, на степень эффективного приспособления к педагогическому процессу.
2. Представители различных этнических общностей по-своему воспринимают стиль поведения педагога, предъявляют неодинаковые требования к их личностным качествам, профессиональным навыкам. Например, у народов Севера существует традиция не противопоставлять себя явному воздействию со стороны педагога другой национальности, а, постепенно завоевывая его на свою сторону, свести его деятельность к приемлемым способам и формам. Народы Северного Кавказа склонны сразу оказывать противодействие, если приемы воспитательного воздействия им непривычны или непонятны, а тем более, если они задевают их чувство самолюбия. Жители Средней Азии положительно реагируют на воспитательные воздействия, если они постепенны, уважительны к представителю их нации. Представители славянских народов приоритет в воспитательной работе отдадут тому человеку, который сразу смог доказать логическую необходимость и целесообразность предпринимаемых усилий.
3. Каждая национальная группа имеет свою систему воспитания, которая может значительно отличаться от традиционной. Так, например, у народов Кавказа ребенка (особенно если это мальчик) всячески поощряют, если он мужественно терпит неудачи, прикладывает максимум усилий к решению задачи. Внимание и помощь оказываются, как правило, только тогда, когда проблема достаточно серьезная. При попытке оказать немедленную поддержку такому ребенку, стремлению установить близкий эмоциональный контакт с ним педагог может встретиться с непониманием, насмешкой - то есть с теми реакциями, которые демонстрировали родители, когда ребенок обращался к ним за помощью.
4. В условиях полиэтнической образовательной среды обучающийся находится на рубеже различных культур и перед ним возникают две узловые личностно значимые проблемы: обретение и сохранение своей этнической идентичности и адаптации в этой среде либо обретение или сохранение своей этнической идентичности и адаптации в новой среде.
5. В полиэтнической образовательной среде учатся мигранты со специфическим опытом, который предшествовал миграции и который во многом определил условия их социализации. Они привезли в себе культурный опыт - акцент, манеры, взгляды, привычки той социальной среды, где они жили ранее. Мигрантам приходится осваивать новую культуру, приспосабливаться к незнакомой среде и поэтому педа-
гогу необходимо знать особенности и этапы межкультурной адаптации, «последствия культурного шока» 5 .
Таким образом, в условиях полиэтнической образовательной среды края педагог имеет дело с нестандартными ситуациями, каждая из которых требует от него специфического подхода и решения. Поэтому в педагогической деятельности особое значение приобретает умение быстро ориентироваться, правильно оценивать сложившуюся обстановку и принимать решения, имеющие необходимое воспитательное значение. В условиях многонационального коллектива это становится возможным, если педагог в общении с людьми разных национальностей умеет выслушать и высказать свою точку зрения, участвуя в обсуждении национально-этических проблем, проявляет такт в оценке исторических событий, обрядов, традиций других народов, хорошо знает историко-культурное наследие народов, проживающих в крае, а также владеет основными методами и формами работы в полиэтнической образовательной среде 6 .
Описанные социально-педагогические проблемы находят свое проявление как в условиях ДОУ и школы, так и вуза. Следовательно, задача педагогического вуза создать не только благоприятные условия для взаимодействия студентов различных национальностей, но и формировать у будущих учителей этнопедагогическую компетентность, включающую знание специфики работы в многонациональных классах.
Изучение особенностей формирования культуры межнационального общения у будущих учителей и полиэтнической образовательной среды Ставрополья позволило нам выявить организационно-педагогические условия, позволяющие реализовать процесс формирования культуры межнационального общения у студентов педагогического вуза. При определении условий мы исходили из возрастных особенностей студентов, специфики профессиональной подготовки в педагогическом вузе, учитывали социокультурные особенности полиэтнической образовательной среды вузов в Ставропольском крае. Так, к организационно-педагогическим условиям формирования культуры межнационального общения у будущих учителей в полиэтнической образовательной среде вуза мы отнесли следующие: введение этнокультурного компонента в содержание профессионально-педагогического образования; апробация в условиях полиэтнической образовательной среды школы и ДОУ содержания этнокультурной методической практики; внедрение в вузе системы внеаудиторной работы студентов в рамках научной лаборатории.
Выявление педагогических условий формирования культуры межнационального общения у студентов педагогического вуза в полиэтнической образовательной среде вуза позволило нам определить конкретные пути реализации данного процесса, то есть разработать педагогическую технологию формирования исследуемой культуры у будущих учителей. Технологическая реализация процесса формирования культуры межнационального общения студентов педагогического вуза предусматривала поэтапность.
Первый этап, информационно-подготовительный, был нацелен на расширение культурогического кругозора студентов, формирование теоретических знаний в области культуры межнационального общения и этнопедагогики, поиск возможностей приобрести опыт межнационального общения с представителями других национальных групп.
Данный этап был целенаправленно ориентирован на проверку такого организационно-педагогического условия, как введение этнокультурного компонента в содержание профессионально-педагогического образования. Создание этого условия предполагало изучение студентами спецкурса «Этнокультурный диалог».
Действия преподавателя на первом этапе включали проведение тренинговых занятий в рамках спецкурса, в процессе изучения которого организовывались дисску-сии, игры, групповая деятельность студентов и т. п.
Целью дисциплины «Этнокультурный диалог» явилось формирование у студентов знаний и умений, позволяющих будущим учителям успешно жить и работать в условиях полиэтнического региона.
Спецкурс был рассчитан на 28 лекций и 18 семинарских занятий.
Дисциплина включала в себя изучение следующих тем: «Актуальные проблемы культуры межнационального общения в Ставропольском крае», «Содержание понятия «культура межнационального общения»», «Религиозные воззрения русского народа», «Уклад жизни, традиционные праздники, обряды, фольклор русского народа», «Воспитание подрастающего поколения у русского народа», «Своеобразие быта народов Северного Кавказа», «Религиозные представления народов Северного Кавказа», «Семейные обычаи, обряды, праздники, фольклор народов Северного Кавказа», «Воспитание детей у народов Северного Кавказа», «Национальные особенности представителей славянского этноса и народов Северного Кавказа», «Межнациональный конфликт: характеристика и причины возникновения», «Пути и способы предотвращения и преодоления межнациональных конфликтов», «Основные факторы воспитания культуры межнационального общения у учащихся», «Содержание процесса формирования культуры межнационального общения у учащихся».
Учебные занятия в рамках спецкурса «Этнокультурный диалог» проходили в формах дискуссии или беседы и были рассчитаны на применение методов анализа конкретных ситуаций, использования цифровых образовательных ресурсов, метода «мозгового штурма», деловой игры, рефлексии и др.
Таким образом, на информационно-подготовительном этапе технологии были проведены тренинговые занятия со студентами в процессе изучения дисциплины «Этнокультурный диалог». Результатом данного этапа явилось повышение интереса к культурам других народов, формирование специальных знаний, необходимых для жизнедеятельности в полиэтническом регионе, расширение культурологического кругозора студентов. Благодаря дисциплине будущие учителя начинали понимать значение культуры межнационального общения в современном мире.
Второй, методический, этап предусматривал применение знаний, полученных в процессе изучения спецкурса «Этнокультурный диалог», в педагогической деятельности. Целью данного этапа было освоение способов организации этнопедагогической деятельности в полиэтнической образовательной среде школы и ДОУ, развитие навыков межнационального общения и умения применять накопленный материал в профессиональной деятельности. На методическом этапе проверялось такое организационно-педагогическое условие, как апробация в условиях полиэтнической образовательной среды школы и ДОУ содержания этнокультурной методической практики. Создание второго условия предполагало организацию и проведение этнокультурной методической практики, которая явилась структурным компонентом педагогической практики.
Действия преподавателя на данном этапе включали вовлечение студентов в поисковую деятельность, организацию фестиваля национальных культур и фольклорного концерта, посещение с практикантами краеведческих музеев, оказание помощи в поиске этнопедагогического материала, контроль и оценивание этнопедагогической деятельности студентов.
Реализация отмеченного педагогического условия была рассчитана на участие студентов в самостоятельной поисковой деятельности, а также учебно-воспитательную работу с использованием собранного материала.
Самостоятельная поисковая деятельность студентов предусматривала сбор культурологического и этнопедагогического материала. Обязательным условием поисковой деятельности практикантов было взаимодействие с представителями других этнических групп с целью непосредственного знакомства с искомым культурологическим материалом и его записи, что способствовало развитию навыков межнационального общения у студентов. Поисковая деятельность студентов помогла в полной мере
реализовать кросс-культурный метод, предполагающий анализ сходства и различия этнокультур. Это позволило, на наш взгляд, глубже познакомиться с культурой и историей народов нашего края.
Для того, чтобы студенты получили более наглядное представление о той или иной культуре, нами были организованы экскурсии в краеведческие музеи, а также фестивали национальных культур, на которых различные национальности представили свои обычаи и традиции.
Наряду с поиском культурологического материала студенты в течение практики накапливали этнопедагогический материал, то есть материал, отражающий методику учебно-воспитательной работы учителя и воспитателя, работающих в многонациональных коллективах.
Следующим направлением деятельности практикантов явилось использование собранного этнопедагогического и этнокультурного материала в ходе реализации учебно-воспитательной деятельности. Студенты организовывали краеведческие уголки в школе и ДОУ, проводили внеклассные мероприятия, включающие этнокультурный компонент, например, празднование памятных дат исторического значения, юбилеев выдающихся деятелей культуры, литературы разных народов, проведение фестивалей, олимпиад, выставок по этнической культуре, соревнований по национальным видам спорта и играм, экскурсии этнокультурного содержания, внеклассные чтения произведений различных народов и др. Кроме этого, во время прохождения практики будущие учителя вели на уроках работу по изучению истории и культуры Ставропольского края.
Итогом в работе практикантов явилась конференция, проведенная в форме фольклорного концерта, на котором студенты представили этнопедагогический материал, музыкальный и поэтический фольклор различных народов Ставропольского края, рассказали об их традициях и обычаях.
Итак, этнокультурная методическая практика дала возможность студентам проверить степень своей готовности к самостоятельной педагогической деятельности в полиэтнической образовательной среде школы и ДОУ, оценить себя, свои способности, личностные качества с точки зрения сформированности культуры межнационального общения. Результатом второго этапа явилось повышение интереса в освоении культуры других этносов, методики работы учителя в многонациональных ученических коллективах, развитие навыков межнационального общения и этнопедагоги-ческих умений.
Третий - системно-деятельностный - этап формирования культуры межнационального общения у студентов педагогического вуза был рассчитан на достижение базового уровня культуры межнационального общения студентов. Целью данного этапа явилось формирование уважительного отношения к представителям других этнических групп, создание условий, обеспечивающих осознанию удовлетворенности тесного взаимодействия с представителями различных этносов, повышение уровня творческих и исследовательских способностей студентов в области этнопедагогики. Системно-деятельностный этап предполагал проверку условия: внедрение в вузе системы внеаудиторной работы со студентами в рамках научной лаборатории.
Действия преподавателя на данном этапе включали вовлечение студентов в различные виды творческой и исследовательской деятельности в вузе и вне вуза, организацию встреч с представителями других национальностей, с сотрудниками различных образовательных учреждений, руководство НИРС.
На системно-деятельностном этапе реализация третьего организационнопедагогического условия предполагала создание научной студенческой лаборатории «Этновзгляд». В состав лаборатории были включены творческие студии, научные кружки, проблемные группы, действующие под руководством преподавателей вуза.
Содержание работы в творческих студиях, научных кружках, проблемных группах составлялось с учетом профильной подготовки студентов.
Работа со студентами в научной лаборатории производилась в несколько этапов: диагностический, информационно-мотивационный, поисково-аналитический, субъектно-деятельностный, рефлексивный. На диагностическом этапе определялись образовательные потребности и интересы студентов по проблеме межнациональных отношений, на информационно-мотивационном этапе были организованы встречи с будущими учителями с целью обсуждения разного рода вопросов по заявленной проблеме, исследования различных этнопедагогических явлений, на поисковоаналитическом этапе обучающиеся осуществляли поиск материала по исследуемой проблематике, анализировали и оценивали его, на субъектно-деятельностном этапе -демонстрировали индивидуальное видение этнической проблематики средствами науки и творчества, на рефлексивном - обсуждали результаты выполненной работы. Работа в научной лаборатории предусматривала взаимодействие с другими вузами, встречи и переписку с представителями различных диаспор, педагогами школ и дошкольных учреждений.
Особое место в системе работы научной лаборатории было отведено информационно-мотивационному этапу, включающему организацию заседаний в творческих студиях, научных кружках, проблемных группах по определенной методике. Деятельность студентов на информационно-мотивационном этапе включала моделирование различных ситуаций в области межэтнических отношений, обсуждение разного рода вопросов по заявленной проблеме, исследование различных явлений в многонациональном школьном коллективе. Заседание научных кружков, творческих объединений, проблемных групп проходила в формах фестивалей, дискуссий, бесед, тематических вечеров. Кроме того, использование на заседаниях методов «мозгового штурма», ролевой игры, цифровых образовательных ресурсов, культурного асимилятора позволило, на наш взгляд, в большей степени достичь ожидаемого результата.
Таким образом, результатом системно-деятельностного этапа технологии явилось повышение исследовательских и творческих способностей студентов, развитие умения проводить анализ коммуникативного общения с представителями других этнических групп. Рефлексивный этап работы со студентами в рамках научной лаборатории позволил также получить информацию о том, что у будущих учителей сформировалась положительная установка на взаимоотношение с другими национальностями, у большинства развилось уважительное отношение к представителям других этнических групп.
Все вышесказанное позволяет заключить, что формирование культуры межнационального общения у будущих учителей в полиэтнической образовательной среде вуза на основе комплекса организационно-педагогических условий целесообразно реализовывать в технологии. Результаты опытно-экспериментальной работы дают основание рассматривать представленную технологию формирования исследуемой культуры у студентов педагогического вуза как эффективное средство качественной и диктуемой временем подготовки будущих учителей.
Список литературы
1. Рощупкин В. Г. Кросскультурная грамотность студента-будущего учителя: диагностика, формирование. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006.- 240 с.
2. Шаповаленко И. В. Возрастная психология.- М.: Гардарики , 2004.- 349 с.
3. Кузнецова Е. В. Этнопедагогическая подготовка студентов педвуза к работе в полиэтническом регионе: дис.... канд. пед. наук.- Волгоград, 2001. - 167 с.
4. Поштарева Т. В. Формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде: автореферат дис.... канд. пед. наук. - Владикавказ, 2009. - 45 с.
5. Галяпина В.Н. Этнопедагогические и этнопсихологические аспекты профессиональной педагогической деятельности: курс лекций: учеб. пособие для студентов педагог. учеб. заведений и слушателей ФПК и ИПК. в 3-х частях. - Ставрополь: Изд-во СКИПКРО, 2004. - 352 с.
6. Иванова С. Ю. Формирование современных навыков межэтнического взаимодействия в Ставропольском крае. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002.- 76 с.
TECHNOLOGY OF FORMATION OF INTERNATIONAL COMMUNICATIONCULTURE OF THE FUTURE TEACHERS BY MEANS OF PROFESSIONAL EDUCATION
N.N. Nazarenko A.V. Shumakova
Stavropol State Pedagogical Institute e-mail:
The results of experimental investigation on formation of inter- national communication culture skills of the pedagogical university students are presented in the article. The article considers technology of the culture formation on the basis of a set of the pedagogical condi- tions, including three major stages: information-preparatory, metho- dological, and system-activity. The described technology is developed according to the psychological features of the student's age, to the spe- cifics of professional training in the pedagogical university and socio- cultural diversity of the polyethnic educational atmosphere in the Sta- vropol region academic facilities.
Key words: international communication culture, technology of the international communication culture formation, pedagogical conditions, pedagogical university students, age features of pedagogical university students.