Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования культуры межнациональных отношений студентов педагогического вуза'

Педагогические условия формирования культуры межнациональных отношений студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
284
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ / СТУДЕНТЫ / МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ЭКСПЕРИМЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Султанова Ляйсан Фирдависовна, Трубкулов Вильдан Ринатович

В последнее время в современном обществе проблема межнациональных отношений ставится актуальной, в особенности в среде молодежи. В статье рассмотрены вопросы создания педагогических условий для формирования культуры межнациональных отношений студентов в образовательном процессе педагогического вуза. В процессе создания педагогических условий учитывались особенности молодежной студенческой среды, взаимоотношения в многонациональном коллективе. Проведено экспериментальное исследование по внедрению выявленных педагогических условий для эффективного построения взаимоотношений между участниками межнациональных отношений с учетом реалий современного общества. Приведены результаты экспериментальной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Султанова Ляйсан Фирдависовна, Трубкулов Вильдан Ринатович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions of formation of culture of interethnic student’s relations of the pedagogical university

In recent times, the problem of interethnic relations becomes currently important in modern society, especially among young people. The article deals with the creation of pedagogical conditions of the formation of culture of interethnic student’s relations in the educational process of the pedagogical university. The experimental research was conducted for the efficient formation of the relationship between the participants of interethnic relations.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования культуры межнациональных отношений студентов педагогического вуза»

Султанахмедович. - М., 2010. - 155 с.

2. Султанахмедов, Г.С. Совершенствование методики повышения уровня специальной выносливости борцов вольного стиля в связи с изменениями правил соревнований / Г.С. Султанахмедов, Г.В. Лурье // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 12 (154). - С. 275-277.

3. Султанахмедов, Г. С. Особенности применения мультимедийных средств с целью совершенствования технико-тактических действий в вольной борьбе / Г. С. Султанахмедов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 2 (156). - С. 231-233.

REFERENCES

1. Sultanakhmedov, G.S. (2010), Individualization of the pace of combat highly-qualified wrestlers, dissertation, Moscow.

2. Sultanakhmedov, G.S. and Lurie, G.V. (2017), "Improving methods of increasing the level of special endurance of wrestlers in connection with changes of rules of competitions", Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol 154, No. 12, pp. 275-277.

3. Sultanakhmedov, G.S., "Features of application of multimedia means for the purpose of improvement of technical and tactical actions in free-style wrestling", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol 156, No. 2, pp. 231-233.

Контактная информация: gsultanaxmedov@mail.ru

Статья поступила в редакцию 31.03.2018

УДК 378.035.6

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ВУЗА

Ляйсан Фирдависовна Султанова, кандидат педагогических наук, доцент,

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы (БГПУ им. М. Акмуллы), г. Уфа, Вильдан Ринатович Трубкулов, аспирант, Башкирский государственный университет (БГУ), г. Уфа

Аннотация

В последнее время в современном обществе проблема межнациональных отношений ставится актуальной, в особенности в среде молодежи. В статье рассмотрены вопросы создания педагогических условий для формирования культуры межнациональных отношений студентов в образовательном процессе педагогического вуза. В процессе создания педагогических условий учитывались особенности молодежной студенческой среды, взаимоотношения в многонациональном коллективе. Проведено экспериментальное исследование по внедрению выявленных педагогических условий для эффективного построения взаимоотношений между участниками межнациональных отношений с учетом реалий современного общества. Приведены результаты экспериментальной работы.

Ключевые слова: педагогические условия, культура межнациональных отношений, студенты, межкультурные взаимодействия, взаимоотношения, толерантность, эксперимент.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF CULTURE OF INTERETHNIC STUDENT'S RELATIONS OF THE PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Lyaysan Firdavisovna Sultanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Bashkir State Pedagogical University Named after M. Akmulla, Ufa, Vildan Rinatovich Trubkulov, the post-graduate student, Bashkir State University, Ufa

Annotation

In recent times, the problem of interethnic relations becomes currently important in modern society, especially among young people. The article deals with the creation of pedagogical conditions of the

formation of culture of interethnic student's relations in the educational process of the pedagogical university. The experimental research was conducted for the efficient formation of the relationship between the participants of interethnic relations.

Keywords: pedagogical conditions, culture of interethnic relations, students, intercultural cooperation, relationships, educational process, experiment.

ВВЕДЕНИЕ

Новые социально-экономические, политические условия, современная миграционная политика общества изменили содержание межнациональных отношений в современной молодежной среде, поэтому в свете происходящих последних политических событий, проблема культуры межнациональных отношений становится все более актуальной.

Процесс построения цивилизованных норм взаимопонимания и сотрудничества народов, которых связывают традиции совместного проживания, взаимоотношения в духовной, нравственной, социальной, политической и экономической сферах требуют развития диалога национальных культур в связи со сложностями межнациональных отношений во всем мире в ХХ1 веке.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В процессе формирования культуры межнациональных отношений основную роль отводят образованию, т.к. контингент студентов вузов сильно изменился, он стал более многонациональным. Сегодня в процессе профессионально-педагогической подготовки необходимо учитывать комплекс проблем, связанных с формированием культуры межнациональных отношений современных студентов. Маркова Н.Г. отмечает, что в комплекс проблем формирования культуры межнациональных отношений входит обогащение личности национальными ценностями разных культур, этнопедагогическое обогащение знаний современной молодежи с целью расширения и углубления её этнокультурных представлений, формирование сознания, мировоззрения, интеллекта межнациональных взаимоотношений, предполагающих гармонию межкультурного взаимодействия студентов вуза [5, с.3]. В процессе образования студентов вузы должны учитывать, в первую очередь, толерантность (принятие человека таким, какой он есть) в отношениях в студенческих коллективах в процессе их педагогического взаимодействия, общения, коллективной деятельности, чтобы гарантировать бесконфликтное, дружелюбное взаимоотношения представителей различных культур. Современная студенческая молодежь является активным участником современных изменений нашего общества. Она принимает участие в гражданских, государственных и политических процессах, поэтому взгляды студентов на этническое развитие, понимание и освоение этого процесса повлияют на дальнейший ход развития национальных культур и межнациональных отношений.

В разные периоды развития нашего общества проблема культуры межнациональных отношений была объектом внимания многих советских, российских и зарубежных ученых и исследователей таких, как А.И. Арнольдов, А.Г. Асмолов, М.М. Адухова, В.С. Библер, Г.Н. Волков, У.Б. Гаджиев, Г.Т. Галиев, М.С. Джунусов, А.Н. Жолудова, В.Ф. Ковров, Р. А. Кертанов, Н.Г. Маркова, В.И. Слободчиков, Р.М. Тухватуллин, Ф.Ф. Ха-рисов, Г. Олпорт, А. Маслоу, М. Мид, Р. Хенви и др. В своих работах они рассматривали и изучали вопросы, связанные с диалогом культур, сохранением культурного разнообразия, равноправия, взаимообогащающего межкультурного взаимодействия, особо отмечали открытое и толерантное взаимодействие представителей различных культур, культивирование бережного отношения к языкам народов, национальным ценностям, традициям, обычаям, уважительного отношения ко всем народам и др.

Межнациональные отношения в широком смысле - социальные отношения, складывающиеся между различными этносами в экономической, социальной, политической, духовной сферах; межнациональные отношения в узком смысле - отношения в национальной сфере по этническим проблемам (национальная принадлежность, язык, культура,

традиции, обычаи и т.д.) [4, с.6].

Культуру межнациональных отношений Каюмова Л. А. рассматривает как целостно организованную совокупность ценностей и норм, находящих отражение в стереотипах восприятия людей разной национальности и в шаблонах их поведения по отношению друг к другу [3, с.11].

Культура межнациональных отношений - это уровень взаимоотношений между этносами и людьми различных национальностей на основе правовых норм, нравственных принципов, норм взаимного уважения и доверия [6].

Культура межнациональных отношений рассматривается нами как совокупность знаний (история, культура, литература, обычаи, традиции), принятие правил и норм межнациональных взаимоотношений, которая проявляется в готовности быть толерантным и признавать различия культур, осуществлять совместную плодотворную деятельность и интерактивное (диалоговое) общение с представителями различных национальностей.

Таким образом, в процессе профессиональной подготовки для формирования культуры межнациональных отношений студентов необходимо создать специальные педагогические условия, которые будут способствовать решению проблем в образовательном процессе в межнациональных отношениях.

Современные ученые, исследователи в области педагогического образования по-разному определяют понятие «педагогические условия», под педагогическим условием Н.М. Борытко понимает внешнее обстоятельство, фактор, оказывающее существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательного сконструированного педагогом, предполагающего достижение определенного результата [1, с.112]. Н. Ипполитова, Н. Стерхова рассматривают педагогические условия как один из компонентов педагогической системы, отражающий совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, воздействующих на личностный и процессуальный аспекты данной системы и обеспечивающих её эффективное функционирование и развитие [2, с.11].

В нашем понимании понятие «педагогические условия» это совокупность мер, обстоятельств, требований, возможностей, направленных на качественное создание предпосылок для успешного достижения поставленных целей, что способствует обеспечению устойчивых и эффективных результатов в образовательном процессе.

Исходя из вышеизложенного применительно к нашему исследованию, мы выдвинули ряд педагогических условий, согласно которым педагогическое исследование по формированию культуры межнациональных отношений у студентов педагогического вуза будет плодотворным, если будут внедрены следующие педагогические условия:

- активация интереса к национальным и общечеловеческим ценностям через изучение культуры соседствующих народов и их традиций;

- плодотворное межкультурное взаимодействие представителей разных культур на принципах приоритета общечеловеческих ценностей, сотрудничества и толерантности на основе мультикультурного подхода;

- реализация полисубъектного (диалогового) подхода на основе доброжелательных, открытых и конструктивных отношений в образовательном процессе с учетом особенностей и интересов многонационального студенчества.

Также для определения уровня сформированности культуры межнациональных отношений нами были определены следующие критерии: когнитивный (знания истории и культуры своего и других народов, особенностей других национальностей (истории, литературы, религии, обычаев, общепринятых норм и правил поведения при взаимодействии людей разных этнических групп, межкультурная компетентность), мотивационно-цен-ностный (мотивация общения студентов с представителями различных национальностей, уважение, доверительное, дружелюбное отношение к человеку, ориентация на общечеловеческие ценности), деятельностный (готовность позитивно общаться, вести диалог с

представителями других национальностей, проявление взаимопонимания и этнической толерантности).

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Студенты педагогического вуза не только получают профессионально-педагогическое образование, где проявляют свою межкультурную компетентность, но и являются социально мобильными в процессе выстраивания позитивной культуры межнациональных отношений. Организованный в процессе исследования педагогический эксперимент по внедрению педагогических условий в образовательный процесс, показал, что произошли значительные изменения в процессе формирования культуры межнациональных отношений у студентов вуза. Участники экспериментальной группы приглашались на мероприятия с представителями различных национальностей, которые проводились и в стенах Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, и в разных образовательных и культурных организациях г. Уфы Республики Башкортостан: День студента; Праздник, посвящённый Международному дню родного языка; Навруз-2016; Международный форум тюркской молодежи «Золото тюрков» (в работе форума приняли участие представители тюркских народов из студенческой среды - граждане Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Киргизии и Азербайджана, обучающиеся в российских вузах); Чемпионат мира по мини-футболу среди иностранных учащихся вузов г. Уфа; II международный фестиваль "Студенческая весна стран БРИКС и ШОС"; Конкурс красоты «Королева весна» среди студенток стран ШОС и БРИКС; V Международный Фестиваль языков в Башкортостане; Международный Новый год и др.

В ходе опытно-экспериментальной работы у участников экспериментальной группы повысился интерес к освоению истории, культуры, литературы, обычаев и традиций своего и других народов, студенты стали инициативно и деятельно общаться с представителями других наций. Кроме этого, участники экспериментальной группы проявляли непримиримое отношение к нарушению прав человека любой национальности, признание преимущества общечеловеческих ценностей в многонациональном студенческом коллективе, понимание необходимости толерантного (принятие человека таким, какой он есть) взаимодействия и учета особенностей и межнациональных интересов разных народов в межконфессиональных контактах с представителями различных этнических групп.

РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате исследования в экспериментальной группе по когнитивному критерию высокий уровень изменился с 30% до 59%, средний уровень изменился с 52% до 28%, низкий уровень изменился с 18% до 9%. Если смотреть на результаты заключительного среза в экспериментальной группе по мотивационно-ценностному критерию, то видим, что высокий уровень изменился с 59% до 76%, средний уровень - с 34% до 21%, низкий уровень - с 7% до 3%. Так же мы видим изменения и по результатам заключительного среза в экспериментальной группе по деятельностному критерию. Высокий уровень изменился с 46% до 69%, средний уровень - с 30% до 20%, низкий уровень - с 24% до 10%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты экспериментальной работы доказали, что формирование культуры межнациональных отношений является актуальной проблемой, которую уже изучают многие годы. Современный мир изменился, изменились и отношения между людьми разных национальностей. Будущий педагог станет связующим звеном между миром этнической культуры разных народов для подрастающего поколения. Сегодня важно в процессе формирования культуры межнациональных отношений студентов учитывать интересы к национальным и общечеловеческим ценностям, изучать историю, литературу, культуру, традиции, обычаи и особенности развития разных народов, плодотворно вести межкультурное

взаимодействие с представителями разных национальностей на принципах приоритета общечеловеческих ценностей, строить доброжелательные, открытые и конструктивные отношения для дальнейшего совершенствования взаимоотношений в разных сферах человеческой деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Борытко, Н.М. В пространстве воспитательной деятельности : монография / Н.М. Бо-рытко. - Волгоград : Перемена, 2001. - 181 с.

2. Ипполитова, Н. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация [Электронный ресурс] / Н. Ипполитова, Н. Стерхова // General and Professional Education. - 2012. -№ 1. - Режим доступа : http://genproedu.com/paper/2012-01/full_008-014.pdf (дата обращения: 01.03.2017).

3. Каюмова, Л.А. Формирование культуры межнациональных отношений у подростков средствами хореографического искусства : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Каюмова Л.А. - Казань, 2010. - 22 с.

4. Ковров, В.Ф. Проблемы гармонизации межнациональных отношений в Республике Башкортостан : автореф. дис. ... канд. соц. наук / Ковров В.Ф. - Уфа, 2000. - 22 с.

5. Маркова, Н.Г. Формирование культуры межнациональных отношений студентов в поликультурном образовательном пространстве : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Маркова Н.Г. - Казань, 2010. - 35 с.

6. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://psychology_pedagogy.academic.ru (дата обращения: 01.03.2018).

REFERENCES

1. Boritko, N.N. (2001), In the space of educational activity: monograph, The Change, Volgograd.

2. Ippolitova, N. and Sterkhova, N. (2012), "Analysis of the concept of "pedagogical conditions": essence, classification", General and Professional Education, No. 1, available at: http://genproedu.com/pa-per/2012-01/full_008-014.pdf.

3. Kayumova, L.A. (2010), Formation of the culture of interethnic relations among adolescents through the means of choreographic art, dissertation, Kazan.

4. Kovrov, V.F. (2000), Problems of harmonization of interethnic relations in the Republic of Bashkortostan, dissertation, Ufa.

5. Markova, N.G. (2010), Formation of culture of interethnic relations of students in polycultural educational space, dissertation, Kazan.

6. Collegiate Dictionary of Psychology and Pedagogy, available at: https://psychology_peda-gogy.academic.ru

Контактная информация: sulyajsan@mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.04.2018

УДК 796.856.2

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ В ТХЭКВОНДО НА ЭТАПЕ ВЫСШЕГО СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА

Владимир Александрович Таймазов, доктор педагогических наук, профессор, Сергей Евгеньевич Бакулев, доктор педагогических наук, профессор, ректор, Александр Михайлович Симаков, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой бокса, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье рассмотрены особенности интегральной системы подготовки в тхэквондо на этапе высшего спортивного мастерства. Рациональное построение эффективной системы подготовки спортсменов, предполагает стабильность демонстрации высоких спортивных результатов на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.