№ 4 - 2015 г.
13.00.00 Педагогические науки
УДК 378.1:316.74
ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО
ЗАВЕДЕНИЯ НА ОСНОВЕ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА
Т. Н. Кондратьева
ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава
России (г. Новосибирск)
В статье рассмотрена проблема воспитания культуры межнационального общения студентов вуза через оказание им целенаправленной помощи в достижении определенного уровня компетентности в их вхождении в полиэтническую и в современную мировую культуру. Формирование данного вида культуры личности происходит в процессе познания и освоения ценностей общечеловеческой и национальной культур, во взаимодействии с миром на уровне современных достижений этнических культур и культуры мира, в сознательном выстраивании своих отношений с представителями различных этнических общностей. В основу теоретической и практической деятельности, направленной на формирование этнокультурной компетентности студентов высшего учебного заведения, положен этнопедагогический подход, суть которого заключается в единстве общечеловеческой и национальной культур; в преемственности прошлого, настоящего и будущего; в гармонии этнокультурного и социального в воспитании личности.
Ключевые слова: воспитание, культура межнационального общения, этнопедагогический подход, национально-психологические особенности, общение «студент-преподаватель», национальная культура, средства народной педагогики, кросскультурное исследование.
Кондратьева Татьяна Николаевна — кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и психологии ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», е-mail: Tanita973@list.ru
Воспитание культуры межнационального общения студентов вуза на основе этнопедагогического подхода в настоящее время рассматривается как актуальная проблема, решение которой возможно в условиях развития современного этнокультурного образования. Сложная проблематика структуры вопроса позволяет выделить его основные педагогические параметры для изучения: методологию
исследования, целеполагание, особенности содержания, методы и средства организации воспитательного процесса, условия и факторы достижения положительных результатов. Методологической базой, обеспечивающей основные положения теоретической и практической деятельности, реализацию принципов исследования педагогических явлений в контексте изучаемой проблемы, выбор оптимальных методов исследования и поиск путей внедрения полученных знаний в практику современного образования, является этнопедагогический подход.
Этнопедагогический подход как методологическая основа воспитания культуры межнационального общения — это концептуально выраженная совокупность закономерных связей этнопедагогических ценностей культуры этноса и организации воспитания культуры межнационального общения в процессе педагогического образования. Ведущие идеи, составляющие смысловое ядро подхода, — единство общечеловеческой и национальной культур в воспитании личности; преемственность прошлого, настоящего и будущего; гармония этнокультурного и социального в воспитании личности.
Воспитание культуры межнационального общения студентов вуза заключается в целенаправленной помощи им в достижении определенного уровня компетентности в их вхождении в полиэтническую и в современную мировую культуру через познание и освоение ценностей общечеловеческой и национальной культур, взаимодействие с миром на уровне современных достижений этнических культур и культуры мира, в сознательном выстраивании ими своих отношений с представителями различных этнических общностей.
Определяя цель в воспитании культуры межнационального общения на основе этнопедагогического подхода, необходимо обратиться к воспитательному идеалу как высшей цели, к общей задаче процесса воспитания личности, к этнопедагогической идее совершенного человека. Идеал содержит вполне конкретные ценностные ориентиры, которые определяют направления воспитания и проецируются на личность в виде желаемых качеств.
К задачам воспитания культуры межнационального общения студентов вуза на основе этнопедагогического подхода относятся:
• ориентация на общечеловеческие нравственные ценности, на достижения человеческой цивилизации, на осознание принадлежности к мировому сообществу;
• приобщение личности к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой и национальной культуры и формирование адекватного этим ценностям поведения;
• воспитание в духе мира и уважения ко всем народам Земли, их этносоциальным и этнокультурным особенностям;
• влияние на развитие интернационального и гражданского сознания, интернациональных чувств;
• воспитание ценностного, бережного отношения к людям различных национальностей страны и региона, к их культуре, языкам, другим социальным ценностям;
• воспитание в духе толерантности к различным религиозным чувствам людей, обеспечение мирового разрешения возникающих конфликтов культур на стыке разных религий;
• привитие любви к Отечеству, глубокого уважения к многонациональному народу России, гордости за его прошлое и настоящее, готовности к защите его интересов, развитие гражданского самосознания, толерантности во всём её многообразии;
• обеспечение освоения культуры своего народа, его истории, традиций, нравственных и других ценностей и через неё обеспечение освоения общечеловеческих ценностей;
• развитие системы позитивных отношений к социокультурным ценностям своего и других народов.
Содержание воспитания культуры межнационального общения студентов на основе этнопедагогического подхода формируют следующие источники: социокультурные ценности человечества; богатая культура народов мира; национально-психологические особенности народов; история, традиции и обычаи своего народа и народов мира; родной язык и языки народов мира; устное народное творчество; национальные педагогические системы и педагогическая культура народов; примеры народных героев и выдающихся представителей разных этносов; результаты этнографических исследований; социальный и этнокультурный опыт воспитанника и др.
Анализ исследований по данной проблеме позволяет выделить основные идеи выбора содержания, методов и средств воспитания культуры межнационального общения, формулирования концепций и создания авторских воспитательных систем этнокультурной направленности:
• человек в гуманистической парадигме воспитания культуры межнационального общения рассматривается как наивысшая ценность, при этом одним из основных является принцип принятия человека таким, каков он есть;
• суть воспитания культуры межнационального общения — развитие системы ценностных отношений воспитанника к окружающему многонациональному поликультурному миру и поведения, общения, адекватных этим ценностям;
• идея диалога культур; смысл воспитания культуры межнационального общения как феномена — человек культуры;
• в процессе воспитания культуры межнационального общения обеспечиваются реализация свободы личности, её права на выбор, субъектная позиция;
• идея этнопедагогического сопровождения образовательного процесса, психолого-педагогическое сопровождение человека при вхождении в чужую культуру в многонациональной поликультурной среде и др.
Важными составными звеньями содержания воспитания культуры межнационального общения являются:
1. когнитивный компонент (система знаний о мире, культуре народа и его национально-психологических особенностях, традициях и обычаях);
2. эмоционально-волевой компонент (система отношений к ценностям Национальных культур, к представителям этих культур, к самому себе как носителю самобытной культуры конкретной этнической общности);
3. поведенческо-деятельностный компонент (субъектный опыт жизнедеятельности, межкультурной коммуникации, общественного поведения в многонациональном социуме, система поступков человека).
Реализация перечисленных компонентов обеспечивается через содержание педагогического образования, сопровождаемого актуализацией его этнопедагогической составляющей.
В соответствии с обозначенными выше целями, задачами и содержанием воспитания культуры межнационального общения можно выделить следующие методы практической деятельности: методы организации жизнедеятельности (упражнение, использование и создание ситуаций, пример и др.); методы убеждения (информационные, поисковые,
дискуссионные, взаимного просвещения); межкультурный тренинг (когнитивный, атрибутивный, поведенческий тренинги, тренинги самосознания и этничности); ориентирование; просвещение; инструктаж и др. Все эти методы конкретизируются в соответствии со спецификой организации учебного процесса в учебном заведении.
Средствами воспитания культуры общения служат традиции, нормы культурного поведения, образцы речи, устные и письменные произведения народного творчества и другие элементы национальной культуры. Особое место в работе по воспитанию культуры межнационального общения студентов на основе этнопедагогического подхода продолжают занимать факторы и средства народной педагогики: загадки, пословицы, поговорки, народные песни, эпос, игра, природа и др.
Факторы, влияющие на успешность воспитания культуры межнационального общения студентов, можно разделить на две группы: те, с которыми студент пришёл в учебное заведение, и те, которые появились в процессе обучения в вузе. К первой группе относятся: система отношений студента к миру, к себе, к людям; информированность о национальных культурах и культуре межнационального общения, об этнопедагогике народов; субъектный опыт межнационального общения и поведения в поликультурной среде и др. Эти факторы послужат отправной точкой для организации процесса воспитания культуры межнационального общения студентов. От их качества будет зависеть эффективность влияния факторов второй группы. К ним относятся: организация процесса воспитания студентов вообще и процесса воспитания культуры межнационального общения, в частности; включение студентов в активную учебно-научно-исследовательскую деятельность и этнопедагогическое самообразование; обеспечение интериоризации ценностей национальных культур, осознания их значимости как на личностном, так и социально-профессиональном уровне и др.
В соответствии с особенностями решаемой проблемы требуется разработка адекватных технологий воспитания культуры межнационального общения студентов вуза на основе этнопедагогического подхода. В качестве примера можно рассмотреть «ситуационный анализ», психодраму, технологию отражённой субъектности. Сущность ситуационного анализа как технологии, широко употребляемой при подготовке будущих специалистов, состоит в том, что студентам предъявляется проблемная ситуация, вызывающая затруднения межнационального общения. Использование технологии психодрамы и отражённой субъектности позволяет проникнуть во внутренний мир субъектов ситуационного диалога, побудить студентов к разрешению проблемы на эмоционально-чувственном уровне.
Результатом воспитания культуры межнационального общения студентов является адекватность их мировоззрения — системы представлений, идей, убеждений, взглядов на социокультурное окружение — совокупности общечеловеческих ценностей, принципам гуманизма и толерантности, принятым в данном обществе ценностным нормам. Мировоззрение в контексте культуры межнационального общения проявляется в понимании ценностного смысла национальных культур и поведения представителей этнических общностей, в социокультурном поведении человека, его поступках, деятельности, выраженных чувствах.
Основными критериями высокой культуры межнационального общения могут быть следующие:
• осознание и признание приоритета общечеловеческих ценностей, понимание необходимости достижения баланса межнациональных интересов, гармонизация
общечеловеческих и национальных интересов;
• чувство национальной и общенародной гордости, принадлежности к конкретному этносу и этнической культуре, к роду человеческому;
• забота о судьбах «малой родины», Отечества, всей планеты; понимание необходимости трудиться на благо своей нации, народов страны проживания, во имя сохранения человечества;
• стремление и содействие расширению взаимосвязей своей нации с народами страны проживания и всего мира;
• постоянный интерес к культуре своего народа, народов страны проживания, мировой культуре;
• знание родного языка, языка страны проживания (языка межнационального общения), языков других народов (языка международного общения) [1].
Апробация выявленных условий реализации этнопедагогического подхода в воспитании культуры межнационального общения студентов на основе этнопедагогического подхода (актуализация этнопедагогического потенциала педагогического образования в вузе; изучение педагогических дисциплин в вузе в контексте культуры конкретного народа, региона, России, мира); использование воспитательного потенциала национальных культур и устного народного творчества; научно обоснованное программно-методическое обеспечение учебного процесса является, на наш взгляд, перспективным направлением работы современных учебных заведений.
Таким образом, в изучении вопроса воспитания культуры межнационального общения студентов вуза на основе этнопедагогического подхода можно выделить основные педагогические параметры: методологию исследования, целеполагание, особенности содержания, методы и средства организации воспитательного процесса, условия и факторы достижения продуктивных результатов. Этнопедагогический подход представляется как концептуально выраженная совокупность закономерных связей этнопедагогических ценностей культуры этноса и организации воспитания культуры межнационального общения в процессе педагогического образования. К ведущим идеям, составляющим смысловое ядро этнопедагогического подхода, можно отнести: единство общечеловеческой и национальной культур в воспитании личности; преемственность прошлого, настоящего и будущего; гармония этнокультурного и социального в воспитании личности.
Изучение своеобразия проявления национально-психологических особенностей личности и групп людей, представителей той или иной этнической общности предполагает разработку теоретической педагогической модели деятельности воспитателя, основанной на принципах системно-структурного подхода.
Любая педагогическая система представляет собой взаимосвязь структурных и функциональных элементов, подчиненных целям обучения воспитания и развития. В структуре педагогической системы можно выделить следующие компоненты: цель педагогической системы; содержание учебной, воспитательной и научной информации; средства педагогической коммуникации; воспитуемые определенного возраста (учащиеся, студенты); педагоги, имеющие соответствующий уровень профессиональной подготовки.
Целью педагогической системы является создание и развитие этнокультурной воспитательной системы, через организацию «диалога» и «полилога» двух и более культур, широко представленных в содержании учебных предметов и воспитательных программ. Особое место в реализации этнокультурного компонента отводится системе дополнительного образования, в структуре которого можно выделить следующие
составляющие:
1. изучение национально-психологических особенностей воспитуемых, как представителей различных этнических общностей;
2. расширение знаний о национально-психологических особенностях представителей разных этнических культур, проживающих в РФ и за рубежом;
3. формирование навыков бесконфликтного общения между представителями разных национальностей в студенческой группе и в образовательном учреждении в целом.
Среди форм организации воспитательной деятельности, обеспечивающих выход на перечисленные выше уровни, можно назвать чтение спецкурсов, организацию предметных кружков, клубов общения по интересам, языковых площадок, этнокультурных лагерей, проведение индивидуальных учебно-исследовательских занятий и т. д.
Опираясь на данный теоретико-методологический подход, можно составить программу этнопсихологического исследования на примере высшего учебного заведения. В качестве воспитателя выступает преподаватель вуза, воспитуемых — студенты и студенческие группы.
Учитывая недостаточную теоретическую и практическую разработанность вопроса подготовки профессиональных кадров в вузах с учетом их национально-психологической принадлежности и социальных характеристик, можно предположить, что подобное этнопсихологическое исследование в настоящее время не только актуально, но и социально значимо.
Педагогической основой этнопсихологических исследований могут стать положения, разработанные В. И. Ганецинским и Н. В. Кузьминой [3], которые наиболее полно отражают сущность воспитательного процесса:
1. Воспитание есть процесс, который ведет к определенным изменениям.
2. Воспитание осуществляется людьми, наделенными неповторимым своеобразием.
3. Результатом воспитания является развитие, направленное на реализацию ранее заложенных задатков человека.
4. Воспитание есть процесс социализации, протекающий в порядке последовательного и постоянного усвоения воспитуемыми социально выработанных норм, ценностей, способов деятельности.
5. Воспитательная деятельность есть деятельность целенаправленная и формирующая.
6. Позиция воспитателя носит активный характер по отношению к воспитуемым, к среде и условиям, в которых протекает воспитание и т. д.
При таком понимании воспитание есть специально организованная система воздействий на психологию личности студента, осуществляемых посредством вовлечения последнего в различные виды деятельности (учебную, общественно-политическую, трудовую, педагогическую и др.) и создания определенных педагогических ситуаций для решения конкретных воспитательных задач.
В процессе решения дидактических задач преподаватель, так или иначе, включается в определенную систему взаимоотношений, взаимодействий и общения со студентами. Формы, методы и приемы этой деятельности несут в себе конкретный воспитательный смысл, порой более значимый, чем специально организованная система взаимодействия. Сама личность преподавателя, как субъекта общения, оказывает решающее влияние на студентов. Педагогические умения, нравственный облик и мировоззрение
преподавателя, преломляясь через его деятельность, становятся достоянием студентов.
Учитывая вышесказанное, воспитательный процесс в вузе необходимо рассматривать, вo-первых, как воспитание в широком смысле слова, где основным элементом является преподаватель.
Во-вторых, необходимо учитывать следующие средства и формы воспитательного воздействия преподавателя на студентов:
• воздействие, с использованием наглядного примера (доброжелательность, объективность, дисциплинированность, чуткость и т. д.);
• личностно-коммуникационную форму воздействия (беседа, обсуждение, разъяснение, убеждение и др.);
• воздействие, определяющее личный опыт и деятельность студента (расширение кругозора, раскрытие способностей, творчество и др.).
В-третьих, для успешного решения воспитательных задач этнопсихологического исследования преподавателю необходимо знать объект воспитания (его национально-психологические особенности); методы и формы воздействия; четко представлять свои педагогические возможности.
В-четвертых, воспитательная деятельность преподавателя в рамках «преподаватель — студенческий коллектив — студент» в социально-психологическом аспекте должна представлять собой взаимосвязь структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания.
Функционирование данной системы должно обеспечить оптимальное протекание воспитательного процесса при активном взаимодействии всего комплекса форм, методов и средств воспитания студентов. Структурные компоненты деятельности преподавателя отражаются в совокупности умений. Анализ результатов деятельности позволит судить об уровне мастерства преподавателя, который в социально-психологическом плане предполагает формирование состояния готовности (мотивационной, волевой, интеллектуальной, эмоциональной и др.) к осуществлению воспитательной деятельности.
Придерживаясь социально-психологического подхода в изучении национальных особенностей студентов, необходимо выделить следующие области исследования: национальное самосознание, потребностно-мотивационная сфера, познавательные интересы, ценностные ориентации, коммуникативно-поведенческая деятельность, этнические стереотипы, которые будут влиять на уровень развития межличностных отношений.
Любые отношения одного индивида к другому как представителю определенной этнической группы неизбежно приобретают личностную окраску и влияют на особенности взаимоотношений. В свою очередь, степень влияния межгрупповых отношений на отношения межличностные будет зависеть от того, насколько включенные в них люди (в нашем случае студенты и преподаватели) воспринимают себя и других как членов какой-либо группы [2, 4].
Важно отметить, что изучение национально-психологических особенностей студентов может проводиться в русле кросскультурного исследования, когда та или иная национальная специфика изучается в сравнении.
Наряду с этим, особое внимание уделяется другой стороне исследования — воспитательной деятельности преподавателя, поскольку любая констатация фактов
существования национальной специфики проявления социально-психологических качеств студентов должна быть не только отслежена и спрогнозирована, но и успешно внедрена в воспитательную практику.
Список литературы
1. Басаргина Е. В. Межнациональные отношения в системе среднего профессионального образования [Электронный ресурс] / Е. В. Басаргина // Медицина и образование
в Сибири : сетевое научное издание. — 2007. — № 4. — Режим доступа : (http://ngmu.ru/cozo/mos/article/text_full.php?id=21). — Дата обращения : 08.07.2015.
2. Крысько В. Г. Социальная психология : учебник для вузов / В. Г. Крысько. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Эксмо, 2010. — 684 с.
3. Остапенко А. А. Теория педагогической системы Н. В. Кузьминой : генезис
и следствия / А. А. Остапенко // Человек. Сообщество. Управление. — 2013. — № 4. — С. 37-50.
4. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология : учебник для студентов вузов / Т. Г. Стефаненко. — 5-е изд., исправл. и доп. — М. : Аспект Пресс, 2014. — 352 с.
EDUCATION OF INTERNATIONAL COMMUNICATION CULTURE OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION ON THE BASIS OF ETHNOPEDAGOGICAL
APPROACH
T. N. Kondratyeva
SBEIHPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health» (Novosibirsk)
The problem on educating the culture of international communication of students of higher education institution through rendering the purposeful help to achieve a certain level of competence of their getting into multiethnic and in modern world culture is considered in the article. Formation of this type of personal culture proceed when obtaining knowledge and development of universal human values and national culture values, in interaction to the world at the level of modern achievements of ethnic cultures and world culture, in conscious forming of the relations with representatives of various ethnic communities. Ethnopedagogical approach was placed in a basis of the theoretical and practical activities referred on formation of ethnocultural competence of students of a higher educational institution. It is about unity of universal and national cultures, continuity of the past, present and future, in harmony of ethnocultural and social in education of the person.
Keywords: education, culture of international communication, ethnopedagogical approach, national and psychological features, communication «student-teacher», national culture, agents of national pedagogics, cross-cultural research.
About authors:
Kondratyeva Tatyana Nikolaevna — candidate of pedagogical science, assistant professor, head of pedagogics and psychology chair at SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health», e-mail: Tanita973@list.ru
List of the Literature:
1. Basargina E. V. International relations in system of secondary professional education [electron resource] / E. V. Basargina // Medicine and education in Siberia : online scientific publication. — 2007. — N 4. — Access mode : (http://ngmu.ru/cozo/mos/article/text_full.php? id=21). — Access date : 08.07.2015.
2. Krysko V. G. Social psychology : textbook for higher education institutions / V. G. Krysko. — 3rd is., rev. and add. — M. : Exmo, 2010. — 684 p.
3. Ostapenko A. A. Theory of pedagogical system of H. V. Kuzmina : genesis and consequences / A. A. Ostapenko // Person. Community. Management. — 2013. — N 4. — P. 37-50.
4. Stefanenko T. G. Ethnopsychology : textbook for students of higher education institutions / T. G. Stefanenko. — 5th is., rev. and add. — M. : Aspect Press, 2014. — 352 p.