УДК 159.922.7:316.6 ББК 88.840 Ц-30
Цеева Лидия Хусеновна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и педагогических технологий Адыгейского государственного университета, т.:8(909)4696876;
Панеш Бела Хамзетовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественно-математических дисциплин и методики их преподавания в системе дошкольного и начального образования Адыгейского государственного университета, e-mail: belapanesh1@yandex. ru;
Симбулетова Рима Казбековна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Адыгейского государственного университета, e-mail: [email protected]
СОДЕРЖАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(рецензирована)
В статье рассматривается этнокультурный компонент содержания профессиональной подготовки бакалавров психолого-педагогического образования в современных условиях реформирования российской системы высшего образования. В результате проведённого исследования были выявлены потенциальные возможности дисциплин психолого-педагогического цикла по формированию этнокультурной компетенции будущего педагога.
Ключевые слова: этнокультурная подготовка, содержание образования,
этнокультурная компетентность.
Tseeva Lydia Khusenovna, Candidate of Pedagogy, professor of the Department of Pedagogy and Pedagogical Technologies of Adygh State University, tel.: 8 (909) 4696876;
Panesh Bela Khamzetovna, Candidate of Pedagogy, assistant professor of the Department of Natural and Mathematical sciences and Methods of Teaching in Pre-school and Primary Education System Adygh State University, e-mail: [email protected];
Simbuletova Rimma Kazbekovna, Candidate of Pedagogy, associate professor of the Department of Foreign Languages of Adygh State University, e-mail: [email protected]
CONTENTS OF ETHNO-CULTURAL TRAINING OF BACHELORS OF PSYCHO-PEDAGOGICAL EDUCATION
(Reviewed)
The article considers ethnic and cultural component of the contents of vocational training of bachelors of psycho-pedagogical education in modern conditions of the Russian higher education system reforming. As a result of the conducted research potentials of the subjects of psychological and pedagogical cycle for the formation of ethnocultural competence of a future teacher have been revealed.
Keywords: ethno-cultural training, content of education, ethno-cultural competence.
На сегодняшний день признание важности этнокультурной подготовки, ракурс его исследования осуществляется сквозь призму интеграции современного образования в
мировое образовательное пространство, где актуальность приобретают практически те же ключевые термины, но с других позиций и иных академических дефиниций.
Мировой опыт показывает, что наиболее успешной стратегией аккультурации является интеграция, сохранение собственной культурной идентичности личности наряду с овладением ею культурой других этносов. Отсюда и необходимость подготовки высококультурных и образованных членов общества, которые могут жить и работать в поликультурной среде, знающих и уважающих не только свою этническую культуру, но и культуру других этнических групп, способных сочетать национальные и интернациональные интересы. В этой связи перед педагогической теорией и практикой встала проблема формирования личности, способной успешно функционировать в условиях неоднородной этнической среды, обладающей высоким уровнем этнокультурной, в том числе этнопедагогической компетентности.
В последнее время возникли концепции многокультурного образования Г.Д. Дмитриева, поликультурного образования А.Н. Джуринского, В.В. Макаева, З.А. Мальковой, мультикультурного образования Н.Б. Крыловой, Г.В. Палаткиной, A.B. Шафиковой и др.
Психологический аспект данной проблемы раскрывается в трудах А.Г. Асмолова, A.A. Бодалева, Л.Н. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, A.B. Петровского, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна и других ученых, которые исследовали общие тенденции и движущие силы развития личности [1].
Содержание вузовского образования базируется на основных общекультурных, профессиональных и специальных компетенциях [2].
Необходимость и своевременность формирования этнопедагогической компетентности педагога в условиях поликультурного образовательного пространства указана в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года», в которой подчеркнуто, что система образования призвана обеспечить «... сохранение, распространение и развитие национальной культуры», а также «... развитие культуры межэтнических отношений» [3].
Этнокультурное образование в сфере подготовки педагогических кадров играет огромную роль. Педагог является носителем культуры общества, поэтому он должен быть этнокультурной личностью, личностными качествами которой будут: тактичность, терпимость, открытость, доброжелательность, отзывчивость. Такой человек должен осознавать себя представителем одновременно нескольких культурных групп.
Профессиональный стандарт педагога предполагает наличие у учителя «умения формировать и развивать навыки поликультурного общения и толерантность» [4], причём это умение должно реализовываться в реальном социокультурном контексте. Очевидно, что в ходе вузовской подготовки специалиста мы должны заложить базовые основы этого умения. Федеральный государственный образовательный стандарт раскрывает это умение в двух основных компетенциях будущего педагога: способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5); способность работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6).
На факультете педагогики и психологии Адыгейского государственного университета реализуется подготовка бакалавров направления подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», по профилям «Психология и педагогика начального образования», «Психология и педагогика дошкольного образования» и «Психология образования». В каждом из указанных профилей действует свой учебный план, включающий перечень дисциплин, способствующих формированию определённой компетенции, в частности - этнокультурной компетенции.
Проведённый нами анализ содержания учебных планов позволил выделить дисциплины этнокультурной направленности: «Этнопедагогика», «Этнопсихология», а также дисциплины, которые можно подвергнуть этнопедагогизации («Этнопедагогизация - это естественно организованный процесс интеграции традиционных (народных, национальных, этнических) культур с современными воспитательными системами, идеями, технологиями, создающими воспитательную среду (этнопедагогическое пространство)» [5]: «Поликультурное образование», «Формирование толерантности в поликультурной образовательной среде».
Содержание этнокультурной подготовки бакалавров психолого-педагогического образования может реализовываться через дисциплины:
«Этнопсихология» - формирует систему знаний и умений у будущего педагога, обеспечивающую общепредметную компетентность о психологических аспектах этнической культуры, национально-этнических чувствах, эмоциях, национальном самосознании (психологических особенностях различных этносов).
«Этнопедагогика» - позволяет сформировать систему знаний и умений у будущего педагога, обеспечивающую общепредметную компетентность о педагогических аспектах этнической культуры (особенностях, теоретико-практическом значении дисциплины, о влиянии народной педагогики на современные образовательные парадигмы, на культуру межэтнических отношений), умения сопровождения профессиональной деятельности в поликультурном образовательном пространстве, осваивать этнопедагогические традиции воспитания детей.
«Поликультурное образование» - способствует формированию готовности бакалавров к организации межкультурного взаимодействия субъектов образовательных отношений в условиях поликультурной образовательной среды. Основные задачи курса предполагают культивирование бережного отношения к представителям различных этнических культур, их языкам, национальным ценностям; ознакомление с
теоретическими основами организации межкультурного взаимодействия субъектов образовательных отношений в условиях поликультурной образовательной среды; развитие личностных качеств и способностей бакалавров, позволяющих проектировать, осуществлять, анализировать процесс межкультурного взаимодействия в условиях поликультурной образовательной среды; освоение технологий межкультурного взаимодействия.
«Формирование толерантности в поликультурной образовательной среде» -содержание курса носит теоретико-методологический характер, ориентировано на выработку необходимых навыков, умений и компетенций межкультурного
взаимодействия, на формирование педагогической направленности мышления студента. Рассматривается взаимосвязь поликультурного, патриотического, гражданского
воспитания; индивидуальные различия в культурах, этнических особенностях общения, поведении; этнокультурных особенностях социализации и воспитания детей; этнической идентичности, национальном сознании, характере, менталитете, традициях, обычаях, национально-психологических особенностях и т.п.
Теоретическая подготовка студентов определяется не только совокупностью психолого-педагогических и специальных знаний, но и умением педагогически мыслить: анализировать, прогнозировать, моделировать, рефлексировать и т.п.
Мы считаем, что мотивацию студентов к профессиональной деятельности в обозначенном контексте можно сформировать через проектную деятельность в рамках освоения вышеперечисленных учебных дисциплин, которая позволяет студенту самостоятельно и творчески подходить к решению образовательных задач.
В рамках данного исследования студенты факультета педагогики и психологии представ творческие проекты по всем направлениям этнокультурного развития детей.
В качестве примера приведем темы некоторых проектных работ:
1. Проектирование предметно-развивающей этнокультурной среды учреждений дошкольного образования;
2. Формирование этнокультурной осведомленности детей в процессе игровой деятельности;
3. Формирование нравственных ценностей по мотивам сказок разных народов Адыгеи;
4. Педагогические условия приобщения детей к этнокультурным ценностям;
5. Современная система социально-правовой защиты детства в условиях Республики Адыгея;
6. Взаимодействие учреждений дошкольного образования и семьи в формировании этнокультурных компетенций;
7. Воспитание этнокультурной компетентности старших дошкольников;
8. Формирование основ здорового образа жизни с использованием фольклора разных народов.
Следует отметить, что студенты выбирали конкретный раздел, тему изучаемого педагогического курса, провод анализ его содержания, оформляли в виде проекта и защищали свои проекты на занятиях. Также имелась возможность апробировать студенческие проекты на базе образовательных учреждений во время прохождения ими педагогической практики.
Объективные процессы развития современной цивилизации, многонациональный и поликультурный характер большинства государств мира требуют подготовки педагога, который мог бы компетентно, активно и творчески решать проблему гармонизации межэтнических и межкультурных отношений на личностном и социальном уровне. Для этого современный педагог должен обладать этнокультурной профессиональнопедагогической компетентностью.
В рамках данной статьи отметим, что формирование компетенций будущего педагога - один из сложных и противоречивых процессов, требующих комплексного подхода к его решению. На наш взгляд, основным результатом этнокультурной компетенции будущего педагога является сформированность профессиональных
компетенций, необходимых для вхождения в общество и ценных для последующей жизни, умения и навыки поведения и деятельности.
Таким образом, современные условия, виды и тенденции развития профессиональной этнокультурной деятельности в современном российском обществе обуславливают необходимость дополнения традиционного содержания подготовки студентов этнокультурной компонентой.
Литература:
1. Цеева Л.Х., Панеш Б.Х., Симбулетова Р.К. Формирование этнокультурной компетентности будущего педагога в образовательной среде вуза // ScientificRewiew. CzechRepublic,KarloviVari-Russia (Moscow, 29-30 May). М., 2015. С. 428-437.
2. Цеева Л.Х., Симбулетова Р.К. Воспитание толерантного отношения к миру у
дошкольников в условиях поликультурного пространства. Традиции и инновации в мировом образовательном пространстве: Материалы международной научно-
практической конференции, посвященной юбилею Л.Л. Супруновой. Пятигорск, 2014. С. 336-341.
3. О национальной доктрине образования в Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. №751. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html
4. Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс]. URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129
5. Волков Г.Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса. М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2001. 160 с.
6. Панеш Б.Х. Содержательная характеристика поликультурной компетентности будущего учителя начальных классов // Наука и образование: история, современность, перспективы: материалы и статьи V Международной научно-практической конференции, посвященной Году математики в Татарстане (Казань, 28 марта 2014 г.) / сост. и науч. и ред. Р.Ш. Маликов. Казань: Отечество, 2014. С. 149-150.
7. Цеева Л.Х., Симбулетова Р.К. К проблеме формирования социальной компетентности дошкольников // Педагогическое образование: история, современность, перспективы: материалы III Международной научно-практической конференции ( 29 марта 2013 г.). Казань: Центр инновац. технологий. Ил. С. 181-182.
8. Цеева Л. Х. Этнопсихолого-педагогический аспект адыгских игр // Концепт. 2014. Спецвыпуск №11. ART 14637. иURL: http://e-koncept.ru/2014/14637.htm.
References:
1. Tseeva L.H., Panesh B.H., Simbuletova R.K. Formation of ethnocultural competence of a future teacher in the educational environment of a high school // ScientificRewiew. CzechRepublic, KarloviVari-Russia (Moscow, 29-30May). M., 2015. P. 428-437.
2. Tseea L.H., Simbuletova R.K. Education of tolerance or attitude to the world, in preschool students in the conditions of a multicultural space. Traditions and innovations in the world of educational space: materials of International scientific-practical conference dedicated to the anniversary of L.L. Suprunova. Pyatigorsk, 2014. P. 336-341.
3. On the National Doctrine of Education in the Russian Federation: Government
Resolution dated 4 October, 2000 № 751 [electronic resource]. URL:
http://www.rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html
4. A professional teacher standard [electronic resource]. URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129
5. Volkov G.N. Ehtnopedagogization of the holistic educational process. M.: State Research Institute of Family and Education, 2001. 160 p.
6. Panesh B.H. Substantial characteristic of a multicultural competence of a future primary school teacher // Science and education: history, modernity, prospects: materials and articles of V International scientific-practical conference dedicated to the year of mathematics in Tatarstan (Kazan, March ,28, 2014) / Comp. and ed. by R.Sh. Malikov. Kazan: Fatherland, 2014. P. 149-150.
7. Tseeva L.H., Simbuletova R.K. To the issue of social competence formation in preschoolers // Pedagogical education: history, modernity, prospects: materials of the International scientific and practical conference (March, 29, 2013). Kazan: Innovation technologies center. P. 181-182.
8. Tseeva L. H. Ethnopedagogical aspect of Adygh games // Concept. 2014. Special issue №14637. 11. ART14637. URL: http://e-koncept.ru/2014/14637.htm.