Научная статья на тему 'Интерактивные формы и методы обучения в формировании этнокультурной компетентности студентов'

Интерактивные формы и методы обучения в формировании этнокультурной компетентности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
280
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INTERACTIVE FORMS AND METHODS / ETHNO-CULTURAL COMPETENCE / ETHNO-CULTURAL EDUCATION / RESEARCH ACTIVITIES / PROJECT ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цеева Лидия Хусеновна, Панеш Бэла Хамзетовна, Симбулетова Римма Казбековна

Обоснована необходимость подготовки педагогов с новым мышлением, компетентных и способных решать профессионально-педагогические задачи, особенно в многонациональном поликультурном образовательном пространстве. Процесс формирования этнокультурной компетентности будущих педагогов выступает как один из важных компонентов профессиональной компетентности. Рассматривается проблема этнокультурного содержания подготовки бакалавров педагогики, обосновываются интерактивные технологии обучения, способствующие формированию этнокультурной компетентности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цеева Лидия Хусеновна, Панеш Бэла Хамзетовна, Симбулетова Римма Казбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE FORMS AND METHODS OF TEACHING IN THE FORMATION OF THE ETHNOCULTURAL COMPETENCE OF STUDENTS

The article substantiates the need to train teachers with new thinking, competent and able to solve professional and pedagogical tasks, especially in a multinational multicultural educational space. The process of formation of ethnocultural competence of future teachers is one of the important components of professional competence. The problem of the ethnocultural content of the preparation of bachelors of pedagogy is considered, and the interactive teaching technologies that contribute to the formation of the ethnocultural competence of students are substantiated.

Текст научной работы на тему «Интерактивные формы и методы обучения в формировании этнокультурной компетентности студентов»

УДК 37.035.6:378.147 ББК 74.65 Ц 30

Л.Х. Цеева

Кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и педагогических технологий факультета педагогики и психологии Адыгейского государственного университета; E-mail: rimma.simbuletova@mail.ru

Б.Х. Панеш

Кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой естественно-математических дисциплин и методики их преподавания в системе дошкольного и начального образования факультета педагогики и психологии Адыгейского государственного университета; E-mail: belapanesh1@yandex.ru

Р.К. Симбулетова

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Адыгейского государственного университета; E-mail: rimma.simbuletova@ mail.ru

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

(Рецензирована)

Аннотация. Обоснована необходимость подготовки педагогов с новым мышлением, компетентных и способных решать профессионально-педагогические задачи, особенно в многонациональном поликультурном образовательном пространстве. Процесс формирования этнокультурной компетентности будущих педагогов выступает как один из важных компонентов профессиональной компетентности. Рассматривается проблема этнокультурного содержания подготовки бакалавров педагогики, обосновываются интерактивные технологии обучения, способствующие формированию этнокультурной компетентности студентов.

Ключевые слова: интерактивные формы и методы, этнокультурная компетентность, этнокультурное образование, исследовательская деятельность, проектная деятельность.

L.H.Tseeva

Candidate of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Pedagogy and Pedagogical Technologies of the Faculty of Pedagogy and Psychology of the Adyghe State University; E-mail: rimma.simbuletova@mail.ru

B.Kh.Panesh

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Natural and Mathematical Disciplines and Methods of Teaching Them in the System of Preschool and Primary Education of the Faculty of Pedagogy and Psychology of the Adyghe State University; E-mail: belapanesh1@yandex.ru

R.K. Simbuletova

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Foreign Languages, Adyghe State University; E-mail: rimma.simbuletova@mail.ru

INTERACTIVE FORMS AND METHODS OF TEACHING IN THE FORMATION OF THE ETHNOCULTURAL COMPETENCE OF STUDENTS

Abstract. The article substantiates the need to train teachers with new thinking, competent and able to solve professional and pedagogical tasks, especially in a multinational multicultural educational space. The process of formation of ethnocultural competence of future teachers is one of the important components of professional competence. The problem of the ethnocultural content of the preparation of bachelors of pedagogy is considered, and the interactive teaching technologies that contribute to the formation of the ethnocultural competence of students are substantiated.

Keywords: interactive forms and methods, ethnocultural competence, ethnocultural education, research activities, project activities.

Необходимость и актуальность формирования этнокультурной компетентности педагога в мульти-культурной образовательной среде отмечены в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года». В документе подчеркивается, что система образования призвана обеспечить развитие культуры межнациональных отношений, а также «... сохранение, распространение и развитие национальной культуры» [1].

Системность в формировании этнокультурных установок у молодежи и на их основе развитие межкультурной коммуникации способствует формированию этнической и гражданской идентичности, гармонизации отношений в этнически многообразном современном мире. Основополагающим фактором интеграции молодого поколения в этническую культуру в процессе формирования этнической идентичности в контексте разнообразия и многомерности современной социокультурной ситуации является образовательная среда. Приобщение студентов к историко-культурным ценностям, созданным усилиями многих поколений наших предков, актуализирует внимание к проблемам профессиональной подготовки будущего педагога, готового к выполнению этой функции.

В силу этого ключевая позиция обновления современного педагогического образования нам видится в возрождении его культурно-созидающей

роли. Следует отметить, что в образовательном пространстве Юга России, где на протяжении столетий взаимодействовали и обогащали друг друга культуры разных народов, национальной культуры, недоступной восприятию другого народа, не существует.

Задача высшего учебного заведения - подготовить будущего педагога, патриота, принадлежащего как к определенной культуре своего этноса, так и к культуре этносов не только страны, но и всего мира.

Процесс формирования толерантной личности в многонациональной образовательной среде рассматривается рядом ученых (в.Н. Гуров, Б.З. Вульфов, В.Н. Га-ляпина и др.) [2].

Проблема формирования этнокультурной компетентности будущего педагога связана с реализацией культурно-образовательного аспекта педагогической подготовки, возможности которого в большинстве исследований последнего времени изучаются с разных точек зрения: этнокультурная направленность содержания образования (А.Б. Панькин, Г.Г. Филипчук, Е.Н. Ненькина и др.), формирование личности в мультикультурной образовательной среде (В.Н. Цыбанев, Е.В. Бондаревская, О.В. Гукаленко и др.), подготовка педагогов к работе в образовательном учреждении с полиэтническим составом воспитанников (О.В. Гукаленко, В.П. Бо-рисенков, А.Я. Данилюк и др.) [3; 4].

В нашем исследовании мы придерживаемся мнения А.Б. Афанасьевой об этнокультурной компетентности как совокупности интегративных профессионально значимых качеств личности, выражающихся в овладении совокупностью знаний и представлений о родной и неродной этнических культурах, их месте в отечественной и мировой культурах, опыте овладения этнокультурными ценностями, умении вести диалог культур, их сопоставлении, что способствует реализации соответствующих знаний, умений, навыков и опыта профессиональной деятельности в многонациональной образовательной среде [5].

Однако, несмотря на интерес отечественных исследователей к данной проблеме, многие аспекты этнокультурной подготовки педагогов на современном этапе остаются недостаточно разработанными. Традиционные подходы к формированию этнокультурных представлений бакалавров педагогики приводят к недостаточной этнокультурной подготовке, ограничивающейся на уровне интериоризации культуры. Вопросы развития базовых качеств педагога, необходимых для его успешной профессиональной самореализации в поликультурной среде, не находят должного отражения в работах исследователей. Нет целостного представления об этнокультурной направленности педагогической деятельности в системе обучения вуза и наиболее эффективных методов и форм его реализации, которая требует дополнительного внимания исследователей в контексте рассматриваемой проблемы, а также координации научных исследований на междисциплинарном уровне.

В Адыгейском государственном университете неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса является этнокультурное образование будущих педагогов, включающее развитие личностных качеств: открытости миру культуры и

готовности к этноориентированной педагогической деятельности. Необходимо сочетание общекультурных и этнокультурных установок у бакалавров педагогики и создание условий для применения этих знаний в практической деятельности непосредственно в процессе обучения и воспитания детей. Для достижения цели и эффективности решения поставленных задач необходим комплекс условий: использование опыта и традиций других вузов стран ближнего и дальнего зарубежья; изучение ценностных ориен-таций студентов; реализация прак-тико-ориентированного подхода в преподавании учебных дисциплин этнокультурной направленности; применение интерактивных форм и методов в процессе профессиональной подготовки студентов [6].

В своей педагогической практике мы пытаемся расширить представления студентов об актуальности проблем этнизации и гуманизации образования, межкультурного образования, показать корни и истоки национальной культуры и этнопеда-гогики. Результаты опроса обучающихся позволили определить представления об этнокультуре своего народа: знание языка, традиций, быта, фольклора, народной медицины, педагогики и т.д. Студенты имеют определенный уровень знаний по этнопедагогике, отмечают свою принадлежность к национальной культуре, ощущают себя носителями культуры своего народа. Однако необходимо отметить, что респонденты более близко знакомы с материальными ценностями национальной культуры, гораздо ниже уровень понимания и осмысления духовных ценностей: идеалы, традиции, обычаи, народный эпос.

Этноментальные сообщества имеют свои традиции: праздники, легенды, кухню, музыку, обряды и обычаи, фольклор, индивидуальные социальные институты, культуру дома, одежду. Этнография не изолирует, а объединяет людей, она берет

на себя роль знания этнических установок организации жизни. В руки людей традиционная культура воспитания вкладывает не средства манипулирования человеком, а способы решения проблем и ситуаций. Из этого следует, что этническая культура предоставляет людям ресурсы для работы с соционорматив-ными компонентами культуры.

В целях реализации современной образовательной политики Республики Адыгея, обеспечения высокого качества профессиональной подготовки педагогов в Адыгейском государственном университете внедрены интерактивные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса: проблемные лекции и практические занятия, групповая и самостоятельная работа обучающихся с элементами исследовательской и проектной деятельности, ролевые, имитационные и деловые игры, дискуссии, моделирование, круглые столы, case-study, мастер-классы, что, в свою очередь, формирует представление о будущей деятельности, умение ставить цель и выдвигать гипотезу, навыки моделирования и проектирования, определение средств в достижении цели [7].

Особую роль играет коллективное выполнение заданий, благодаря которому студенты не только овладевают технологией проектной деятельности, но и совершенствуют коммуникативные способности, развивают дружеские отношения, ответственность, способность к объективной самооценке, самоидентификации. Коллективная деятельность может быть организована как в рамках конкретного учебного курса, так и сформирована на основе интеграции, на междисциплинарном уровне.

В учебный процесс широко внедряются проекты следующих типов: исследовательские, ознакомительно-ориентировочные, творческие, поисковые, практико-ориентирован-ные. Так, например, реализуемые в

самостоятельной деятельности разнообразные творческие проекты позволили студентам представить результаты учебно-исследовательской работы:

- просмотр и обсуждение учебных видеоматериалов («Инновационные технологии в этнокультурном воспитании дошкольников»);

- решение ситуативных задач («Чем мы похожи»), работа в мини-группах;

- игровое проектирование («Сказки разных народов», «Театрализованные игры по мотивам сказок разных народов»);

- развлечения и праздники (презентация «Праздники народов мира»);

- кейсы (составление диагностических карт по этнокультурной осведомленности);

- проблемная лекция («Этнокультурная осведомленность дошкольников», «Особенности быта моего народа»);

- мозговой штурм (Брейн-ринг «Пословицы, поговорки моего народа»);

- групповая дискуссия («О роли матери в жизни ребенка», «Почитание детьми родителей»);

- мастер-класс («Традиции семейного воспитания: вчера и сегодня»);

- деловая игра («Народные игры в воспитании дошкольников»);

- игра-путешествие («Адыгея, родная моя!», «Кухня разных народов»).

На наш взгляд, уровень формирования этнокультурной компетентности отражается в понимании и знании студентами необходимости изучения культур этнических групп, проживающих в нашем регионе; в знании культуры своей этнической группы; в умении культивировать толерантность в этнически многообразной образовательной среде. В условиях поликультурного пространства страны необходимо реа-лизовывать интерактивные методы и формы обучения, основанные на

взаимопонимании и взаимодействии при повседневном многонациональном общении студентов. Этнокультурная направленность в подготовке будущих педагогов способствует формированию у них гражданского и патриотического сознания, любви к малой и большой Родине, уважению к этническим группам, проживающим в регионе, к их культуре, стране в целом, позволяет им сохранять, развивать и передавать

молодому поколению русскую и родную культуру, культуру народов России в контексте мировой культуры.

Изложенные положения позволяют сделать вывод о том, что профессиональная подготовка бакалавров, осуществляемая с учетом особенностей ее этнокультурного компонента, способствует профессиональному образованию личности, необходимой обществу на современном этапе.

Примечания:

1. Национальная доктрина образования в Российской федерации до 2015 года: URL: http:// www.rg /2000/10/11/doktrina-doc.html (дата обращения 12.02.2019).

2. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде: учеб. пособие / В.Н. Гуров, Б.З. Вульфов, В.Н. Галяпина [и др.]. М.: Педагогическое общество России, 2004. 239 с.

3. Панькин А.Б. Формирование этнокультурной личности. М.: МОДЭК, 2008. 280 с.

4. Борисенков В.П., Гукаленко О.В., Данилюк А.Я. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования. М.; Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2004. 576 с.

5. Афанасьева А.Б. Этнокультурное образование в России: теория, история, концептуальные основы: монография. СПб.: Университетский образовательный округ СПб и ЛО, 2009. 295 с.

6. Цеева Л.Х., Панеш Б.Х., Симбулетова Р.К. Содержание этнокультурной подготовки бакалавра психолого-педагогического образования // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2016. Вып. 3. С. 113-118.

7. Tseeva L.Kh., Panesh B.H., Simbuletova R.K. Ethno-cultural aspect of the preparation of Bachelor students in the system of higher Education. Colloquium-journal. Warszawa, Poland. 2018. № 10 (21). P. 22-26.

References:

1. The national doctrine of education in the Russian Federation until 2025: URL: http: // www.rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html (access date 12.02.2019)

2. Formation of a tolerant personality in a multi-ethnic educational environment: a manual / V.N. Gurov, B.Z. Vulfov, V.N. Galyapina [etc.]. M.: Pedagogical Society of Russia, 2004. 239 pp.

3. Pankin A.B. Formation of ethnocultural personality. M.: MODEK, 2008.280 pp.

4. Borisenkov V.P., Gukalenko O.V., Danilyuk A.Ya. Polycultural educational space of Russia: history, theory, design fundamentals. M.; Rostov-on-Don: RGPU Publishing House. 2004. 576 pp.

5. Afanasyeva A.B. Ethnocultural education in Russia: theory, history, conceptual foundations: a monograph. SPb.: University Educational District of SPb. and Leningrad Region. 2009. 295 pp.

6. Tseeva L.Kh., Panesh B.Kh., Simbuletova R.K. Contents of the ethnocultural training of the bachelor of psychological and pedagogical education // Bulletin of Maikop State Technological University. 2016. Iss. 3. P. 113-118.

7. Tseeva L.Kh., Panesh B.Kh., Simbuletova R.K. Ethno-cultural aspect of the preparation of Bachelor students in the system of higher Education. Colloquium-journal. Warszawa, Poland. No.10 (21), 2018. P.22-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.