УДК 378 ББК 74.580 Ц 30
JI.X. Цеева
Кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и педагогических технологий Адыгейского государственного университета; с.т. 8-909-469-68-76
Б.Х. Панеш
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественно-математических дисциплин и методики их преподавания в системе дошкольного и начального образования Адыгейского государственного университета; E-mail belapaneshl@yandex.ru
P.K. Симбулетова
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Адыгейского государственного университета; E-mail rimma.simbuletova@mail.ru
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
( Рецензирована )
Аннотация. В статье конституируется сложность структуры готовности будущих педагогов к педагогической деятельности в условиях перехода к новым образовательным технологиям, ориентированным на вариативность, субъективность, творческую индивидуальность, личностный потенциал специалистов, выделены основные уровни и компоненты профессиональной компетентности в сфере социально-личностного развития детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, социально-личностное развитие дошкольников, компоненты профессиональной компетентности будущего педагога, уровни и показатели профессиональной компетентности.
L.Kh. Tseeva
Candidate of Pedagogy, Professor of Pedagogy and Pedagogical Technology Depatment, Adyghe State University; m. ph.: 8-909-469-68-76
B.Kh. Panesh
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Natural and Mathematical Disciplines and Technique of Their Teaching in System of Preschool and Primary Education, Adyghe State University; E-mail: belapaneshl @yandex.ru
R.K. Simbuletova
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Foreign Languages Department, Adyghe State University; E-mail rimma.simbuletova@mail.ru
FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS IN THE FIELD OF SOCIAL AND PERSONAL DEVELOPMENT OF PRESCHOOLERS
Abstract. This paper shows the complexity of the structure of the readiness of the future teachers to pedagogical activity in the transition to new educational
technologies, focused on variability, subjectivity, creative individuality, and personal potential of experts. The main levels and components of professional competence in the field of social and personal development of children of preschool age are identified.
Keywords: professional competence, social and personal development of preschoolers, the components of professional competence of future teachers, levels and indicators of professional competence.
Сегодняшняя ситуация в России, как никакая другая, способствует пристальному обращению к проблеме социализации. Нет необходимости доказывать специально, что кризисные ситуации в различных сферах жизни и в обществе в целом всегда обостряют проблему социализации и активизируют ее изучение, поскольку ставят под угрозу воспроизводство как существующих общественных структур, так и отдельно взятых индивидов и личностей.
В условиях, когда общество пребывает в глубочайшем кризисе, удержаться от социальной катастрофы - одна из насущных задач. От этого в немалой степени зависят судьба и перспективы социальных преобразований современной России и ее субъектов.
Каждый человек с самого раннего детства усваивает принятые манеры поведения и образцы мышления до тех пор, пока большинство их них не становятся привычными. Это вхождение в социальный мир происходит путем усвоения индивидом необходимого количества знаний, норм, ценностей, образцов и навыков поведения, позволяющего ему существовать в качестве полноправного члена общества.
Среди показателей социального развития дошкольников исследователи отмечают адекватные способы общения с близкими взрослыми, умственное сотрудничество со взрослым [1], социальную компетентность, или социальную зрелость, в единстве ее мотивационно-го, когнитивного и поведенческого компонентов [2], ориентировку в окружающем предметном мире, в представлениях о самом себе, о яв-
лениях собственной жизни и о своей деятельности, а также в явлениях общественной жизни [3] и др.
В период детства происходит «отработка» знаковой, социальной функции речи во взаимосвязи «предмет - его знак - его наименование»; смена ситуативно-личностной (от 2 до 6 месяцев) и ситуативно-деловой (от 6 месяцев до 3 лет) форм общения на внеситуативно-познавательную и внеситуативно-личностную формы общения, что связано с изменением содержания коммуникативной потребности в контактах детей дошкольного возраста со взрослым [1].
В игровой деятельности дети активно используют предметы-заместители, которые позволяют им осмыслить функции и значение разных продуктов человеческой культуры.
Взаимодействие ребенка со сверстниками строится на интересе друг к другу, играх рядом. Так формируется «просоциальное поведение», т.е. умение делиться, проявлять заботу, сотрудничать и др.
Усвоение ребенком общественного опыта осуществляется в процессе становления предметно-игровой деятельности, продуктивных видов деятельности, научения. Познание жизни окружающих взрослых людей происходит благодаря играм, в том числе сюжетным. Ребенок свободно выбирает сюжет и действует с предметами независимо от их конкретного назначения.
У детей формируются представления о близких людях, об окружающей действительности: они хорошо знают свои инициалы, адрес, по которому живут, имена и отчества родителей и других близких лю-
Таблица 1
Показатели базовых компонентов профессиональной компетентности
педагогов ДОУ
Когнитивный компонент
Деятельностный компонент
Профессионально-личностный компонент
Знание отечественных и зарубежных психолого-педагогических теорий воспитания и развития детей дошкольного возраста (JI.C. Выготский, JI.A. Венгер, A.B. Запорожец, А.Н. Леонтьев и др.)
Знание основных закономерностей психического развития детей дошкольного возраста (факторы развития, возрастная периодизация, этапы, периоды развития и др.)
Знание содержания разных видов образовательных программ (комплексных, парциальных, дополнительных) и основных направлений развития детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС систем дошкольного воспитания
Знание содержания традиционных и инновационных педагогических технологий обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста; основ взаимодействия педагога и ребенка в разных видах детской деятельности
Знание требований ФГОС последнего поколения к условиям организации образовательного процесса и предметно-развивающей среды группы
Информационные умения
- подбирать, отображать, излагать содержание необходимой информации детям дошкольного возраста в соответствии с основными направлениями их развития по образовательной программе и ФГОС
Проектировочные умения
- определять и формулировать конкретные задачи обучения, воспитания и развития детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей; проектировать и планировать педагогическую деятельность и ее результаты
Организаторские умения
- создавать условия для эффективной организации педагогической деятельности, жизнедеятельности детей и работы с родителями
Коммуникативные умения — конструировать общение детей со сверстниками, взрослыми, создавать зону успеха каждому ребенку, воспринимать его индивидуальность
Аналитические умения - диагностировать, анализировать уровень развития детей, конкретные педагогические ситуации, деятельность педагогов-новаторов и собственную педагогическую деятельность
Представление педагога о смысле, значении, целях и содержании своей профессиональной деятельности
Определение направленности своей профессиональной деятельности (направленность на себя, на общение, на деятельность)
Отношение педагога к своей профессии КЭ.К к призванию, а к себе как к профессионалу, мастеру своего дела
Потребность педагога в профессиональных достижениях, стремление к профессиональному карьерному росту
дей, их профессии. Сформированные представления о своей семье и ее членах позволяют ребенку выделять собственную позицию в ней.
Особое место занимают процессы половой идентификации и социализации ребенка, которые включаются в структуру образа «Я», осуществляется не только через семью, но и через сверстника. Так происходит осмысление наименований «мальчик» - «девочка» в связи с их половыми особенностями. Появление чувств неловкости, стыдливости - это результат своеобразия культурного развития общества. Любопытство, проявляемое ребенком в вопросах, связанных с половой принадлежностью, является в этом возрасте естественным и должно правильно удовлетворяться взрослыми.
Один из известнейших ученых в области дошкольного воспитания и образования - A.B. Запорожец рассматривал дошкольное детство как фундамент, основу формирования личности, поэтому доминирующим в этот период должно быть воспитание в основных видах деятельности: игровой, продуктивной, трудовой и других.
Опираясь на исследования JI.C. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, A.B. Запорожец выдвинул идею амплификации (обогащения) развития психики и личности благодаря специально организованной системе воспитания и обучения.
Современное профессиональное педагогическое образование будущего педагога предполагает расширение поля его подготовки за счет теоретического и методического компонентов обучения в ВУЗЕ. Одним из наиболее приемлемых вариантов такого преобразования является процесс формирования готовности будущего воспитателя к социально-личностному развитию дошкольников [4].
Сущность новой парадигмы высшего образования заключается
в компетентностном подходе к моделированию всего процесса подготовки будущих педагогов и проектированию его результатов [5]. Профессиональная компетентность должна стать одной из важнейших характеристик деятельности будущего педагога, интегральным качеством личности, выступающим как результат профессионально-педагогической подготовки и как важнейшее условие эффективности профессиональной деятельности. Сегодня компетентный педагог -это не только человек, обладающий определённой специальной, профессиональной подготовленностью, но и человек, который может работать в команде, принимать самостоятельные решения, проявлять инициативу, работать в инновационном пространстве и т.д. [6].
Особая роль в воспитании и обучении дошкольников отводится педагогу, владеющему на профессиональном уровне ключевыми компетентностями, базовыми компонентами которых являются такие показатели, как когнитивный, деятельностный, профессионально-личностный.
На основании теоретических положений мы можем выделить ряд профессиональных компетенций будущего педагога дошкольного образования, позволяющих ему осуществлять развитие дошкольников:
- социальные компетенции: способность личности обмениваться информацией, заявлять о своих потребностях и интересах, проявлять терпимость к другим людям и их мнениям, обладать определенной эмоциональной устойчивостью, уметь оказывать разнообразную помощь другим людям, участвовать в работе команды;
- познавательные компетенции: самостоятельно обрабатывать информацию, концентрироваться на учебе или работе, переносить освоенные способы учения на новые ситуации, находить источни-
Таблица 2
Уровни и показатели сформированности профессиональной компетентности
педагогов ДОУ
3 н и ф и о в Я о К
Оптимальный уровень (осознанная компетентность)
Допустимый уровень (осознанная некомпетентность)
Критический уровень (неосознанная некомпетентность)
'S
3 и n я н Я
и h о
к
Демонстрирует прочные, глубокие, системные знания в области дошкольной педагогики, детской психологии и методик дошкольного образования. Осознает глубину своих профессиональных знаний и уверенно использует их в педагогическом процессе.
Имеет недостаточно полные представления в области дошкольной психологии и методик дошкольного образования. Не уверен в их точности и содержательности, о чем сам объективно судит, сомневаясь в своих профессиональных знаниях.
Имеет поверхностные, несистемные представления в области дошкольной педагогики, детской психологии и методик дошкольного образования, но не осознает этого, поэтому внешне демонстрирует уверенность в своих профессиональных знаниях.
'S
3 и н и о и л
4
О)
н
И ф
«
Демонстрирует творческий подход, иннова-ционность, целенаправленность и обоснованность действий в организации педагогического процесса и форм взаимодействия с его участниками. Уверен в правильности педагогических целей, действий.
Стремится к созданию условий для эффективной организации педагогического процесса и разнообразных форм взаимодействия с его участниками, но не всегда достигает оптимальных результатов и недальновиден в анализе причин успехов и неудач своей педагогической деятельности.
Считает, что организация педагогического процесса и формы взаимодействия его участников достаточно эффективны, результативны и соответствуют государственным требованиям. Сложно дается принятие критических замечаний, так как не осознает своей профессиональной некомпетентности и редко рефлексирует._
=к
3 и н и о и V
я
4 ■
о и
л
4
еб И О
5
и
и ф
о а К
Объективен в оценке своих профессиональных действий. Проявляет потребность в профессиональном самосовершенствовании, активность в саморазвитии и достижении профессионального успеха. Осознает свои профессиональные способности и уверенно отстаивает свой профессиональный авторитет.
Недостаточно осознает значимость и ценность педагогической профессии, но выполняет профессиональные действия с чувством профессионального достоинства. Стремится к профессиональному успеху, но не всегда объективен в оценке результатов своей профессиональной деятельности. Проявляет потребность в профессиональном совершенствовании и развитии, однако осознание своей некомпетентности может либо открыто проявлять, либо скрывать от коллег, внешне демонстрируя уверенность в своих действиях.
Не относится к своей профессии как к призванию и не осознает полной ответственности за результаты своей педагогической деятельности. Не осознает своей профессиональной некомпетентности и недостаточно проявляет потребность в профессиональном совершенствовании и развитии. Потребность в достижении профессионального успеха слабо выражена. Не всегда объективен в оценке своих профессиональных действий, успехов и неудач.
ки информации, самостоятельно обрабатывать, структурировать информацию и т.д.;
- операциональные компетенции: определять цели и порядок работы, уметь противостоять неуверенности и неопределенности, уметь принимать и осуществлять решения, обобщать результаты работы, определять временной регламент работы;
- специальные компетенции: планировать методы решения проблемы, осуществлять самоконт-
роль, обладать профессиональной активностью, гибко перестраиваться в новых ситуациях, оценивать и корректировать планы, выявлять ошибки и находить адекватные способы их устранения [7].
Анализ социально-личностного развития как педагогического явления и особенностей развития личности дошкольника позволил нам раскрыть содержание подготовки будущего педагога к профессиональной деятельности в обозначенном контексте.
Примечания:
1. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / под ред. А.Г. Рузской. М.; Воронеж: МОДЭК, 1997.
2. Истоки: базисная программа развития ребенка-дошкольника / Т.И. Алиева, Т.В. Антонова, Е.П. Арнаутова [и др.]. 2-е изд., испр. и доп. М., 1997.
3. Козлова С.А. Я - человек: программа приобщения ребенка к социальному миру // Дошкольное воспитание. 1996. № 1.
4. Цеева Л.Х., Панеш Б.Х. Формирование готовности будущего педагога к проектной деятельности в дошкольной образовательной практике // Вестник Адыгейского государственного университета Сер. Педагогика и психология. Майкоп: Изд-во АГУ, 2014. Вып. 3(143). С. 100-106.
5. Цеева Л.Х., Зайко В.В., Панеш Б.Х. Социально-личностное развитие детей младшего возраста в условиях поликультурного образовательного пространства // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп: Изд-во АГУ, 2012. Вып. 2(97). С. 99-103.
6. Шибанова Н.М. Проектирование результатов подготовки будущих педагогов дошкольного образования в логике ФГОС ВПО 3-го поколения: опыт разработки основной образовательной программы. URL: http://www.rae.ru/ monographs/
7. Профессиональная компетенция педагога дошкольного образования в овладении современными образовательными технологиями. URL: kowtun-ira. narod2.ru/vizitnaya./ doklad_na_ konferencciju.doc.
8. Дёмкина Е.В. Формирование будущего специалиста в условиях учебно-воспитательного процесса // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп: Изд-во АГУ, 2012. Вып. 3(103). С. 38-42.
References:
1. Lisina M.I. Child's communication, personality and mentality / ed. by A.G. Ruzskaya. M.; Voronezh: MODEK, 1997.
2. Sources: a basic programme of development of a preschool child / T.I. Aliyeva, T.V. Antonova, E.P. Arnautova [etc.]. 2nd ed., revised and enlarged. M., 1997.
3. Kozlova S.A. I am a person: the programme of child's introduction into social world // Preschool education. 1996. No. 1.
4. Tseeva L.Kh., Panesh B.Kh. Formation of readiness of a future teacher for project activity in preschool educational practice // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Pedagogy and Psychology. Maikop: ASU publishing house, 2014. Issue 3(143). P. 100-106.
5. Tseeva L.Kh., Zayko V.V., Panesh B.Kh. Social and personal development of younger age children in the conditions of multicultural educational space //
Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Pedagogy and Psychology. Maikop: ASU publishing house, 2012. Issue 2(97). P. 99-103.
6. Shibanova N.M. Project of results of training of future preschool teachers in the logic of FGOS VPO of the 3rd generation: an experience of development of the main educational programme. URL: http://www.rae.ru/monographs/
7. Professional competence of a preschool teacher in mastering modern educational technologies. URL: kowtun-ira.narod2.ru/vizitnaya./doklad_na_ konferencciju.doc.
8. Demkina E.V. Formation of a future expert in the conditions of teaching and educational process // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Pedagogy and Psychology. Maikop: ASU publishing house, 2012. Issue 3(103). P. 38-42.