Научная статья на тему 'Формирование готовности будущего педагога к проектной деятельности в дошкольной образовательной практике'

Формирование готовности будущего педагога к проектной деятельности в дошкольной образовательной практике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1362
379
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / PROJECT ACTIVITY / PROJECT COMPETENCE / PROFESSIONAL PEDAGOGICAL READINESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цеева Лидия Хусеновна, Панеш Белла Хамзетовна

Статья посвящена современному пониманию содержания проектной деятельности в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов дошкольного образования. Анализируются подходы к данной технологии, приводится структурная модель метода проектов, адаптированная к практике преподавания в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цеева Лидия Хусеновна, Панеш Белла Хамзетовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF READINESS OF FUTURE TEACHER TO PROJECT ACTIVITY IN PRESCHOOL EDUCATIONAL PRACTICE

The paper discusses the modern understanding of the content of project activity in the course of professional training of future preschool teachers. An analysis is made of approaches to this technology. The authors provide the structural model of a method of the projects, adapted for teaching practice in higher education institution.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности будущего педагога к проектной деятельности в дошкольной образовательной практике»

УДК 378

ББК 74.580

Ц 30

Л.Х. Цеева

Кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и педагогических технологий Адыгейского государственного университета; с.т. 8-909-469-68-76

Б.Х. Панеш

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественно-математических дисциплин и методики их преподавания в системе дошкольного и начального образования Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА К ПРОЕКТНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

(Рецензирована)

Аннотация. Статья посвящена современному пониманию содержания проектной деятельности в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов дошкольного образования. Анализируются подходы к данной технологии, приводится структурная модель метода проектов, адаптированная к практике преподавания в вузе.

Ключевые слова: проектная деятельность, проектная компетентность, профессионально-педагогическая готовность.

L.Kh. Tseeva

Candidate of Pedagogy, Professor of Pedagogy and Pedagogical Technology Depatment, Adyghe State University, mob. ph.: 8-909-469-68-76

B.Kh. Panesh

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Natural and Mathematical Disciplines and Technique of Their Teaching in System of Preschool and Primary Education, Adyghe State University; E-mail: [email protected]

FORMATION OF READINESS OF FUTURE TEACHER TO PROJECT ACTIVITY IN PRESCHOOL EDUCATIONAL PRACTICE

Abstract. The paper discusses the modern understanding of the content of project activity in the course of professional training of future preschool teachers. An analysis is made of approaches to this technology. The authors provide the structural model of a method of the projects, adapted for teaching practice in higher education institution.

Keywords: project activity, project competence, professional pedagogical readiness.

На современном этапе развития общества высшее профессиональное образование призвано обеспечить подготовку квалифицированного педагога дошкольного учреждения соответствующего уровня и профиля, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного на работу в смежных областях, а также способного к эффективной работе на уровне мировых стандартов, социально и профессионально мобильного, готового к постоянному профессиональному росту. Тенденции наполнения содержания дошкольного образования гуманистическими ценностями создали благоприятную ситуацию для переосмысления сущности и поиска эффективных путей формирования профессионально-педагогической готовности воспитателей ДОУ, которая представляет собой интегративную динамическую систему психологических образований, включающую личностный, функциональный и социальный уровни организации, обеспечивающие эффективное выполнение поставленных целей деятельности [1].

Согласно сложившейся теории и практике дошкольного образования, основным

направлением профессиональной деятельности педагога ДОУ является организация и содержательное наполнение воспитательно-образовательного процесса, целью которого является воспитание физически, психически здорового и социально адаптированного ребёнка, создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала каждого дошкольника. В связи с этим специальные профессиональные компетенции будущего педагога дошкольного образования в области воспитательно-образовательной деятельности отражают способность выпускника проектировать содержание и формы организации дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В условиях модернизации системы российского образования, ориентирами которой являются доступность, качество, эффективность, происходит смена требований и к дошкольным образовательным учреждениям. Отличительной чертой современного дошкольного учреждения является внедрение инноваций в педагогический процесс, рост многообразия вариантов педагогической деятельности, а это требует от педагога готовности разрабатывать, осуществлять инновационные проекты и участвовать в них. Участие педагогов дошкольного образования в опытно-экспериментальной, инновационной деятельности, инновационных проектах является показателем постоянного поиска современных моделей организации воспитательно-образовательного процесса, повышения его качества и удовлетворённости всех его участников. В связи с этим специальные профессиональные компетенции будущего педагога дошкольного образования в области научно-исследовательской деятельности отражают способность выпускника проектировать этапы и направления научно-педагогического исследования собственного педагогического опыта или экспериментальных подходов к обновлению и модернизации практики дошкольного образования.

Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста, является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность. В последнее время проектный метод активно внедряется в отечественную педагогику. Новый виток интереса к проекту как способу организации жизнедеятельности студентов объясняется его потенциальной интегративностью, соответствием технологии развивающего обучения, обеспечением активности студентов в учебном процессе.

В первую очередь, проектную деятельность начинают рассматривать как средство формирования широкого спектра компетенций и компетентностей. Это обусловлено деятельностной природой, генетической связью компетентности и деятельности, что нашло отражение во многих работах, посвященных проблематике компетентностного обучения. Проектная деятельность всегда ориентирована на самостоятельную деятельность его участников - индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени.

Наиболее благоприятное развитие и саморазвитие личности будущего специалиста осуществляются в условиях подготовки к организации проектной деятельности студентов, ведущей к получению продуктов, носящих субъективно-творческий характер и отражающих личностные достижения каждого учащегося, способного экстраполировать полученную информацию в будущую теоретическую и практическую деятельность, самостоятельно принимать решения, генерировать идеи, находить способы их разрешения.

Проблема проектной деятельности исследовалась в многочисленных работах отечественных и зарубежных ученых в области философии, педагогики, психологии - Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, Н.В. Бордовской, Л.С. Выготского, B.C. Гершунского, В.И. Загвязинского, М.С. Кагана, А.Н. Леонтьева, Р.С.Немова, И.П. Подласого, Л.С. Рубинштейна, А.Т. Спиркина, В.А. Сластенина, Л.И. Лебедевой, Л.В. Фридман, А.В. Хуторского, Г.И.

Щукиной и других.

Разработкой и анализом основ проектной деятельности, изучением особенностей ее организации занимались Е.М. Борисова, М.Е. Брейгина, И.Н. Бухтиярова, Н.О. Гафурова,

B.В. Гузеев, В.В. Копылова, В.М. Монахов, М.В. Моисеева, Т.А. Новикова, ЕС. Полат, ИВ. Ромашко, Н.В. Тарасова и другие.

Фонд научных знаний, имеющийся в педагогике, позволяет предположить, что дальнейшее исследование проблемы организации проектной деятельности связано с использованием теории и практики продуктивного обучения, объединяющего идеи и концепции продуктивного подхода (И. Бем, М.Вертгеймер, Н.Б. Крылова, О.М. Леонтьева,

C.Н. Позняков, С.И. Чистякова, Й. Шнейдер и другие), гуманизации обучения (Е.В. Бондаревская, СВ. Кульневич, В.Д. Шадриков, П.С. Хейфец, СМ. Юсфин, И.С Якиманская и другие), свободного самоопределения и самореализации (М.И. Башмаков, С.И. Гессен, Г.М. Коджаспирова А. Маслоу, И.Г. Щендрик и другие), развития самостоятельной творческой деятельности (В.И. Андреев, П.П. Блонский, Л.А. Дмитриева и другие) обучаемых.

Анализ научной педагогической литературы показал, что, несмотря на разносторонность охвата многих вопросов, касающихся организации проектной деятельности, и несомненную теоретическую и практическую значимость, обсуждаемая проблема остается открытой для теоретического осмысления и экспериментального изучения.

Метод проектов - совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов.

Проектное обучение можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.

Объектом проектирования может стать педагогическая система ДОУ или отдельная программа как единство системы целей образования и всех факторов педагогического процесса, способствующих достижению целей. Между тем для каждого педагога важнейшим являются вопросы, связанные с проектированием образовательного процесса по конкретной методике, индивидуальной воспитательной системы, отдельного специально-организованного занятия, педагогической ситуации. В дошкольном образовании использование метода проектов является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования.

Проектное обучение - одно из наиболее бурно развивающихся направлений инновационной дидактики. Проектное обучение, основанное на расширении видов совместной работы студентов, их коммуникативного опыта, прежде всего в совместной деятельности, по сути, является главным принципом организации профессионального образования на основе компе-тентностного подхода. Для будущего педагога потребность в развитии проективных умений актуальна еще и потому, что он должен будет сформировать их у своих воспитанников.

Формирование готовности студентов к проектной деятельности в процессе их профессионально-педагогической подготовки представляет собой преобразование совокупности мыслительных и практических действий в нужную качественную характеристику - проективные умения.

Проективные умения в свете нового ФГОС:

1) планировать занятие и цикл занятий в соответствии с целями и ступенями обучения предмету;

2) предвидеть результаты планирования, составлять прогноз (педагогическое прогнозирование - процесс получения опережающей информации об объекте, опирающийся на научно обоснованные положения и методы);

3) отбирать и дозировать необходимый для занятия материал;

4) анализировать и критически оценивать материал современных общеобразовательных программ для ДОУ;

5) учитывать при планировании психологические закономерности усвоения материала;

6) анализировать организационно-обучающую деятельность (ООД) и проблемные ситуации и выбрать верное решение;

7) делать логические переходы в этапах занятия, в этапах работы над темой и т.д.;

8) предвидеть и предупреждать утомление детей или спад в усвоении материала, переключать их с одного вида деятельности на другой;

9) импровизировать в неожиданных ситуациях.

Готовность к профессионально-педагогической деятельности будущего специалиста ДОУ состоит из отдельных составляющих, определяемых в соответствии с ее структурными компонентами и основными видами деятельности данного специалиста. В связи с этим выделяют следующие виды профессионально-педагогической готовности будущего педагога ДОУ: теоретическая, практическая, научно-методическая, организационная, управленческая, проективная и т.д.

В своем исследовании особое внимание мы уделяем именно готовности будущего педагога ДОУ к проектной деятельности, так как именно она позволяет совмещать профессионально-личностные особенности с различными компонентами современных педагогических технологий, уйти от интуитивного, эмпирического выстраивания педагогических объектов, усилить логическое обоснование и структурирование познаваемого материала при использовании адекватных дидактических инструментов; совершенствовать образовательные системы и процессы; более комфортно и эффективно выполнять подготовительную, обучающую и творческую профессиональную деятельность [2].

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Проектная деятельность студентов позволяет сегодня решать многие проблемы современного образования: развитие заинтересованности обучаемого в самостоятельном образовательном процессе и его рефлексивной позиции в нем, формирование умений конструировать свою деятельность на основе конкретных практических требований, приобретение опыта самостоятельной творческой деятельности, а также привлечение к активному поиску и осознанному выбору путей самореализации.

Организация проектной деятельности требует определенной подготовки педагога к активному взаимодействию с его участниками, умению заинтересовать, мотивировать их на совместную деятельность, четко знать этапы проекта, соблюдать определенные требования к использованию этого метода в образовательном процессе. Среди них наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания; практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность участников; структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов); использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий (выдвижение гипотез, обсуждение способов оформления конечных результатов, сбор, систематизацию и анализ полученных данных, подведение итогов, оформление результатов, их презентация, формулирование выводов, выдвижение новых проблем исследования) [3; 4].

Теоретический анализ научных источников и обозначенные выше положения позволили нам структурировать модель методов проектов, которая представлена в таблице 1.

Таблица 1.

Деятельность преподавателя Этапы работы и их содержание Деятельность студента

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует студентов, I. Погружение в проект. Подготовка: определение темы и целей проекта. Обсуждает предмет с преподавателем и получает при необходимости

помогает в постановке целей и задач. Формулирует проблему проекта, сюжетную ситуацию. информацию. Осуществляет личностное присвоение проблемы проекта, вживание в ситуацию, принятие, уточнение и конкретизацию цели и задач.

Вырабатывает план действий, формулирует задачи. Организует деятельность - предлагает: создать группы, распределить амплуа в группах, спланировать деятельность по решению задач проекта, возможные формы презентации результатов. II. Организация деятельности. Планирование: определение источника информации; определение способов сбора и анализа информации; определение способа представления результатов; установление процедур и критериев оценки результатов и процесса; разделение задач (обязанностей между членами коллектива). Предлагает идеи, высказывает предположения. Осуществляет: разбивку на группы; распределение ролей в группе; планирование работы; выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов.

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью. Дает новые знания по необходимости, контролирует подготовку презентации. III. Осуществление деятельности. Исследование: сбор информации, решение промежуточных задач. Выбор основных методов и форм работы. Выполняет исследования, решая промежуточные задачи. Работает активно и самостоятельно, консультируется при необходимости, добывает недостаточные знания, подготавливает презентацию результатов.

Принимает отчет: обобщает, резюмирует полученные результаты; подводит итоги обучения; оценивает умение общаться, слушать, обосновывать свое мнение; акцентирует внимание на воспитательном моменте. IV. Презентация результатов. Представление (или отчет): возможные формы представления результатов: устный или письменный отчет, презентация. Демонстрирует понимание проблемы, цели и задач; умение планировать и осуществлять работу; найденный способ решения проблемы; рефлексию деятельности результата; дает взаимооценку деятельности и ее результативности.

Оценивает усилия студентов, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения, качество отчета. V. Оценка результатов и процесса в целом Участвует в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.

Технология формирования готовности будущего педагога к проектной деятельности в процессе профессионального обучения на факультете педагогики и психологии АГУ направлена на организацию систематической проектно-технологической деятельности при изучении дисциплин предметного блока «Дошкольная педагогика», «Психолого-педагогический практикум», «Психолого-педагогическое консультирование родителей дошкольников» и др. Основой замысла явилось то, что в зоне первичного внимания будет находиться деятельность самого студента, ведущая к созданию творческого проекта и профессионально-личностному росту.

Мы предприняли попытку рассмотреть процесс развития проективных умений у студентов путем включения их в проектную деятельность в рамках проекта «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста в условиях поликультурного образовательного пространства».

Актуальность проекта обусловлена тем, что в системе профессионального педагогиче-

ского образования особое место сегодня занимает проблема подготовки будущих специалистов дошкольного образовательного учреждения к осуществлению педагогической деятельности в поликультурном образовательном пространстве. Этот проект объединяет в себе отдельные проекты, подчиненные общей логике содержания и структуры социального развития дошкольника и соответствующие направлениям работы дошкольного учреждения: «Педагогические условия приобщения детей к этнокультурным ценностям», «Воспитание дошкольников в поликультурной среде средствами народных сказок», «Взаимодействие ДОУ с семьей в формировании коммуникативных навыков дошкольников», «Воспитание социальной компетентности старших дошкольников», «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры» и др.

В качестве примера приведем описание проекта «Знакомство с родным городом как средство патриотического воспитания дошкольников».

Основными этапами осуществления проектной деятельности студентов условно были выделены: формирование идеи проектной деятельности и реализация проектной деятельности.

На первом этапе студенты личностно присваивали предлагаемую им проблему, выдвигали гипотезу и пути ее решения, обсуждали возможные источники информации для проверки данной гипотезы, вживались в ситуацию, принимали задачи проекта, планировали свою работу. В процессе реализации данного этапа использовались такие формы работы, как дискуссия, мозговой штурм, работа с Интернет-источниками, и методы: погружения, сбора и обработки данных, исследовательский и проблемные методы и другие.

На втором этапе студенты непосредственно участвовали в практической деятельности в индивидуальном образовательном проекте, составляли собственные сценарии, распределяли задания с учетом выбранной позиции (роли), собирали и обрабатывали материалы, интерпретировали результаты.

Руководитель проекта в ходе проектной деятельности студентов оказывал консультационную помощь, организовывал индивидуально-групповую работу, ненавязчиво контролируя, давал новые знания, когда у студентов появлялась в этом необходимость. Наблюдение за студентами показало, что в подавляющем большинстве случаев они принимали проект как личностно значимый, переживали за ход его проведения и полученные результаты.

Итогом всей работы явилась презентация проектов, подготовленных и реализованных авторами. Критериями оценки были соответствие поставленных целей содержанию и продукту проекта, практическая значимость, качество оформления портфолио, качество выступления на защите, качество оформления компьютерной презентации, ответы на вопросы.

В заключение подчеркнем: проектная деятельность студентов - это непрерывный динамический процесс проявления активности личности обучаемых, обусловленный интегра-тивными связями ее основных этапов и структурных элементов, обеспечивающий внутри-личностную мотивацию на основе целевых установок, содержания по разработке замысла, его реализации и получения результатов в виде создания новых творческих проектов.

Таким образом, представленная модель подготовки студентов к проектной деятельности способствует самореализации интересов студентов, повышает уровень мотивации и заинтересованности в получении таких важных профессиональных умений, как проектирование профессиональной деятельности и предвидение последствий ее преобразований, ориентирует на практическое достижение успехов в обучении, воспитании самоорганизации, изменению культуры образования и культуры управления учебным процессом со стороны педагога и ведет к профессионально-личностному росту.

Примечания:

1. Жуков Г.Н., Матросов П.Г., Каплан С.Л. Основы общей и профессиональной педагогики: учеб. пособие / под общ. ред. Г.П. Скамницкой. М.: Гардарики, 2005. 382 с.

2. Богданова Н.И. Проективные умения студентов педагогического вуза: пути формирования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. Вып. 88.С. 162-168.

3. Белкина В.Н., Захарова Т.Н. Особенности проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении // Ярославский педагогический вестник. Сер. Психолого-педагогические науки. 2011. № 4. С. 131-135.

4. Симбулетова Р.К. Реализация личностно-образующей функции метода проектов в развитии самостоятельности студентов (на примере изучения иностранного языка): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Майкоп, 2004. 22 с.

References:

1. Zhukov G.N., Matrosov P.G., Kaplan S.L. Fundamentals of the general and professional pedagogy: a manual / general ed. by G.P. Skamnitskaya. M.: Gardariki, 2005. 382 pp.

2. Bogdanova N.I. Projective abilities of students of pedagogical higher school: ways of formation // News of the Russian state teachers' training university of A.I. Herzen. 2008. Iss. 88. P. 162-168.

3. Belkina V.N., Zakharova T.N. Features of design activity in preschool educational institution // Yaroslavl pedagogical bulletin. Ser. Psychology and pedagogical sciences. 2011. No. 4. P. 131-135.

4. Simbuletova R.K. Realization of personal forming function of method of projects in the development of students' independence (based on foreign language learning): Disss. abstract for the Cand. of Ped. degree. Maikop, 2004. 22 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.