Научная статья на тему 'Блочно-модульное обучение как технология подготовки студентов к деятельности по социально-правовой защите детства'

Блочно-модульное обучение как технология подготовки студентов к деятельности по социально-правовой защите детства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ДЕТСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / BLOCK-MODULAR EDUCATION / SOCIAL AND LEGAL PROTECTION OF CHILDHOOD / PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цеева Лидия Хусеновна, Панеш Бэла Хамзетовна, Симбулетова Римма Казбековна

В статье представлены особенности модульного обучения как одного из наиболее целостных и системных подходов к процессу обучения, обеспечивающего высокоэффективную реализацию дидактического принципа. Модульное обучение дает возможность индивидуализации содержания и процесса обучения с точки зрения рационализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цеева Лидия Хусеновна, Панеш Бэла Хамзетовна, Симбулетова Римма Казбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Block-modular training as a technology for training students activities on social and legal protection of childhood

The article presents the features of modular learning as one of the most holistic and systemic approaches to the learning process, ensuring a highly efficient implementation of the didactic principle. Modular training allows individualization of content and the learning process from the point of view of rationalization.

Текст научной работы на тему «Блочно-модульное обучение как технология подготовки студентов к деятельности по социально-правовой защите детства»

УДК 378.147 ББК 74.580 Ц-30

Цеева Лидия Хусеновна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и педагогических технологий ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»; т.: 8(909)4696876;

Панеш Бэла Хамзетовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественно-математических дисциплин и методики их преподавания в системе дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»; e-mail: belapanesh1@yandex.ru;

Симбулетова Римма Казбековна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»; e-mail: rimma. simbuletova@mail. ru

БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЕ ДЕТСТВА (рецензирована)

В статье представлены особенности модульного обучения как одного из наиболее целостных и системных подходов к процессу обучения, обеспечивающего высокоэффективную реализацию дидактического принципа. Модульное обучение дает возможность индивидуализации содержания и процесса обучения с точки зрения рационализации.

Ключевые слова: блочно-модульное обучение, социально-правовая защита детства, профессиональная подготовка.

Tseeva Lidiya Khusenovna, Candidate of Pedagogics, a professor of the Department of Pedagogy and Pedagogical Technologies of FSBEI HE " Adygh State University", t.: 8(909)4696876;

Panesh Bela Khamzetovna, Candidate of Pedagogics, an associate professor of the Department of Natural and Mathematical Disciplines and Methods of Teaching in the System of Preschool and Primary Education of FSBEI HE "Adygh State University", e-mail: belapanesh1@yandex.ru;

Simbuletova Rimma Kazbekovna, Candidate of Pedagogics, an associate professor of the Department of Foreign Languages of FSBEI HE "Adygh State University", e-mail: rimma.simbuletova@mail.ru

BLOCK-MODULAR TRAINING AS A TECHNOLOGY FOR TRAINING STUDENTS ACTIVITIES ON SOCIAL AND LEGAL PROTECTION OF CHILDHOOD

(reviewed)

The article presents the features of modular learning as one of the most holistic and systemic approaches to the learning process, ensuring a highly efficient implementation of the didactic principle. Modular training allows individualization of content and the learning process from the point of view of rationalization.

Key words: block-modular education, social and legal protection of childhood, professional training.

Одним из важнейших требований Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) является использование в вузе блочно-модульного обучения, которое имеет практико-ориентированный характер подготовки будущего профессионала, основывается на личностно-ориентированном подходе, дает возможность обучающимся самим выбирать способы решения проблемы и проявлять определенную степень самостоятельности в освоении изучаемого материала [1].

Наиболее эффективной и действенной педагогической технологией, оптимальной для развития самостоятельности и побуждения к активной деятельности студентов в вузе, является блочно-модульное обучение [2].

Основа блочно-модульного обучения - максимальная индивидуализация продвижения в обучении и самостоятельном освоении программы, состоящей из определенных модулей (модульных единиц). Модуль представляет собой учебный материал по какой-либо теме и технологию овладения им.

Содержательная часть дисциплин Учебного плана включает укрупненные дидактические единицы, несущие основную смысловую нагрузку. Проектировочная деятельность, направленная на проработку содержания блоков, ориентирует обучающихся на целенаправленные действия по созданию и воплощению идеи проекта.

Преимущества модульного обучения - сочетание активных и интерактивных методов обучения, опора на личностно-деятельностный подход (наличие интереса, мотивации у обучающегося), практико-ориентированная направленность (приобретение практического опыта в решении конкретных задач, ориентированных на будущую профессиональную деятельность).

Блочно-модульное обучение - такая технология освоения материала, которая способствует организации деятельности студентов при освоении дисциплины на интегративной основе. Решение дидактических задач, ориентированных на индивидуальные особенности и мотивацию студентов, способствует формированию коммуникативных компетенций, развивает учебные навыки (поиск новой информации, умение анализировать, интерпретировать и практически ее применять) и самостоятельность обучающихся, базирующуюся на способности к самоорганизации, целеполагании, самоконтроле, самооценке. Блочно-модульное обучение как технология развивает творческий потенциал студентов, развивает логическое мышление и способствует адаптации студента к учебному процессу.

Цель исследования заключалась в создании методических условий при освоении студентами дисциплины по выбору «Современная система социально-правовой защиты детства» на основе овладения ими в индивидуальном темпе укрупненных учебных единиц в виде блоков-модулей. При этом под модулем мы понимаем относительно самостоятельную дидактическую единицу модульной программы, состоящую из учебных элементов и интегрирующую дидактическую цель.

Применяя технологию блочно-модульного обучения, мы руководствовались следующими принципами:

1. Принцип модульности - предполагает опору на отдельные блоки-модули, предназначенные для решения конкретных дидактических задач. Базируется на самостоятельной работе студента, которая становится основным учебной видом деятельности.

2. Принцип динамичности - гибкость структуры модульной программы позволяет свободно изменять содержание модулей с учетом социального заказа.

3. Принцип осознанной перспективы - представление студентом близких, средних и отдаленных ориентиров обучения, для чего каждому предоставляется модульная программа в целом.

4. Принцип паритетности - основан на взаимодействии педагога и студента. Студент самостоятельно осваивает информацию, а преподаватель консультирует и координирует его учебную деятельность.

5. Принцип региональности - учет особенностей нормативно-правовой документации и республиканской системы защиты детства.

Проектирование модульной программы дисциплины «Современная система социально-правовой защиты детства» осуществлялось в следующей последовательности:

1. На основе требований Федерального государственного образовательного стандарта, Конвенции о правах ребенка и основных характеристик педагога, формируется комплексная дидактическая цель, на которой базируется модульная программа.

2. Функции профессиональной деятельности педагога в области социально -правовой защиты детства (воспитательная, прогностическая, профилактическая и коррекционно-реабилитационная) опираются на общую дидактическую цель, которая делится на необходимое количество частных дидактических целей.

3. В соответствии с целями учебный материал дисциплины по выбору «Современная система социально-правовой защиты детства» группируется, а затем формулируются наименования обучающих модулей.

4. В соответствии с требованиями стандарта и содержанием обучения в рамках курса в каждом модуле определяются характерные особенности организации самостоятельной работы студента и перечень знаний и умений, необходимых для освоения дисциплины.

5. Модуль включает конкретные вопросы, задания, педагогические ситуации, проецирующие подготовку к социально-правовой защите детства.

6. По каждому модулю разрабатываются текстовые материалы, тестовые задания для входного, рубежного и промежуточного контроля.

Самостоятельная работа студента при изучении тем, входящих в модули, осуществляется по следующим направлениям:

- Отбор методического инструментария;

Составление каталога ресурсов для подготовки студентов к ознакомлению с темой, создание глоссария основных терминов дисциплины;

Выделение собственных критериев отбора литературных источников;

Подготовка собственных методических рекомендаций к занятиям по социально-правовой защите детства;

Создание технологической карты «Состояние проблемы социально-право-вой защиты детства в Республике Адыгея»;

- Проведение мониторинга и выявление «генераторов идей» и «аналитиков» в целях организации групповой работы: дискуссий, работы «круглого стола», «мозгового штурма» и т.д.;

- Разработка практических рекомендаций для проведения занятий в ходе педагогической практики;

- Создание собственных образовательных ресурсов (презентаций, нормативно-правовых документов, аудио- и видеопособий и т.д.);

- Подготовка интерактивного сценария организационно-деятельностной игры.

Более подробно остановимся на отдельных направлениях организации

самостоятельной деятельности студентов (модуль «Состояние проблемы системе социально-правовой защиты детства в Республике Адыгея»).

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие основные нормативно-правовые акты и структурное содержание республиканской системы защиты детства Вы можете назвать?

2. Какие основные факторы, определяющие положение детей в Республике Адыгея Вы можете назвать?

3. Считаете ли Вы целесообразным осуществление социально-правовой защиты детей в дошкольном учреждении? Почему? Что Вы понимаете под эти видом деятельности?

4. Какое содержание предполагает работа по социально-правовой защите детей в дошкольных образовательных организациях, образовательных учреждениях Республики Адыгея?

5. Считаете ли Вы необходимой работу с родителями по правовому воспитанию в семье? Перечислите методы и приемы работы с родителями.

6. Считаете ли Вы уместным знакомство детей с правами человека (детей)? Если «да», то назовите, с какими? Если «нет», то почему?

7. Какие статьи первого раздела Конвенции о правах ребенка Вы использовали бы в своей работе?

Организационно-деятельностная игра «Защита прав ребенка в условиях семьи». Игровые роли: педагог-психолог, правозащитник, юрист, детский врач, родители.

Практические задания для самостоятельной работы:

1. Раскройте сущность понятий «детство», «защита детства», «социально-правовая защита детства».

2. Дайте характеристику деятельности основных субъектов социально-правовой защиты детства в РА?

3. Разработайте модель социально-правовой защиты детства в условиях РА.

4. Разработайте интерактивный сценарий круглого стола «Что такое защита детства» с участием родителей, воспитателей, социального педагога, психолога.

5. Разработайте анкеты, проведите опрос и определите уровни развития правовой и методической компетентности педагогов в правовом воспитании детей. Оцените степень знакомства с нормативно-правовой документацией по вопросам правового воспитания.

Творческое задание. Разработать проект детско-родительской гостиной «Поговорим о Ваших правах и обязанностях». Участники проекта - родители воспитанников, дети подготовительной группы, социальный педагог, воспитатели группы.

Темы для обсуждения: «Технология выявления особенностей семейного воспитания и отношений в семье», «Реализация прав и достоинств ребенка», «Интеграция возможностей детского сада и семьи по реализации прав и достоинств ребенка».

Таким образом, организация самостоятельной работы студентов при блочно-модульной системе обучения базируется на дидактических принципах (модульности, динамичности, осознанной перспективы, паритетности, региональности), имеет практико-ориентированный характер, формирует у обучающихся умение структурировать, планировать, прогнозировать, проектировать и анализировать эффективность деятельности по социальной защите несовершеннолетних в образовательных организациях и учреждениях социально-педагогической инфраструктуры детства.

Литература:

1. Стратегия развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях: решение коллегии Минобразования РФ №24/1 от 24 декабря 1994 г. // Вестник образования. 2007. №3. С. 72-79.

2. Дейнега С.А. Проектно-модульное обучение в техническом вузе [Электронный ресурс] // Ярославский педагогический вестник. 2011. №3. С. 146-150. URL: //http//vestnik.yspu.org/releases/2011_3pp/36.pdf.

3. Уваровская О.В., Краева И.Ю. Самостоятельная работа студентов: учебно-методическое пособие. Сыктывкар: СыктГУ, 2009. 30 с.

4. Фокин Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: Академия, 2006. 240 с.

5. Элиасберг Н.И. Система этико-правового образования и гражданского воспитания: первые итоги // Народное образование. 2010. №4. С. 115-120.

Literature:

1. The strategy of development of historical and social education in general education institutions: Decision of the board of the Ministry of Education of the Russian Federation No. 24/1 of December 24, 1994 //Education Herald. 2007. No. 3. P. 72-79.

2. Deinega S.A. Design-module training in a technical college // Yaroslavsky Pedagogical Bulletin. 2011. No. 3. P.146-150. URL: //http//vestnik.yspu.org/releases/2011_3pp/36.pdf.

3. Uvarovskaya O.V. Independent work of students: a textbook. Syktyvkar: SykTU, 2009.

30 p.

4. FokinYu.G. Theory and technology of training: an activity approach: study guide for students of higher educational institutions . M.: Academy, 2006. 240 p.

5. Eliasberg N.I. The system of ethical and legal education and civic education: the first results//Public Education. 2010. №4. P. 115-120.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.