ISSN 2078-1024
ВЕСТНИК МГТУ, 2/2017
УДК 378.147.88 ББК 74.480.27 Ц - 30
Цеева Лидия Хусеновна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и педагогических технологий ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»;
Панеш Бэлла Хамзетовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественно-математических дисциплин и методики их преподавания в системе дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», e-mail belapanesh1@yandex. ru;
Симбулетова Рима Казбековна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», e-mail rimma. simbuletova@mail. ru
МОДЕЛЬ СТАНОВЛЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ
ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ (рецензирована)
В данной статье самостоятельность определяется как результат взаимодействия воли, рефлексии и активности на основе ценностных ориентаций и интеллекта личности. Становление самостоятельности как интегрального качества конституирует автономность, рефлексивность, креативность и целеустремленность. Представленная авторская модель включает компоненты проектной деятельности, отражающие уровни и этапы работы над проектом.
Ключевые слова: самостоятельность, становление самостоятельности, модель, проектная деятельность.
Tseeva Lydia Khusenovna, Candidate of Pedagogics, a professor of the Department of Pedagogy and Pedagogical Technologies FSBEI HE "Adygh State University";
Panesh Bella Khamzetovna, Candidate of Pedagogics, an associate professor of the Department of Natural and Mathematical Disciplines and Methods of Teaching them in the Preschool and Primary Education System of FSBEI HE "Adygh State University", e-mail [email protected];
Simbuletova Rima Kazbekovna, Candidate of Pedagogics, an associate professor of the Department of Foreign Languages of FSBEI HE "Adygh State University", e-mail [email protected]
MODEL OF INDEPENDENCE FORMATION IN STUDENTS IN THE PROCESS OF
UNIVERSITY TRAINING (Reviewed)
In this article independence is defined as the result of the interaction of will, reflection and activity on the basis of value orientations and the intellect of an individual. The emergence of independence as an integral quality constitutes autonomy, reflexivity, creativity and purposefulness. The presented author's model includes the components of project activity, reflecting the levels and stages of work on the project.
Key words: independence, formation of independence, model, project activity.
Происходящая в настоящее время реформа высшего образования связана по своей сути с переходом от парадигмы обучения к парадигме образования. В этом плане следует признать, что
ISSN 2078-1024_ВЕСТНИК МГТУ, 2/2017
самостоятельная работа студентов является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой.
Актуальность обращения к проблеме самостоятельности личности обусловлена происходящим переломом в развитии российского общества, где снимается иллюзия единых для всех людей смыслообразующих ориентиров и ценностей. Если в прежней общественной системе вопрос о соотношении общественного и личностного решался в пользу общества за счет личности, стирая тем самым миллионы «самостей» и индивидуальных «Я», то в современном общественном развитии возрастает роль личностного фактора, и самостоятельности отводится существенное место среди подлинных позитивных ценностей, способствующих проявлению индивидуальности и достижению успешности в различных сферах жизнедеятельности, в том числе в области профессионализма.
Психологически обоснованная профессиональная деятельность выражается в абсолютной самостоятельности человека как субъекта труда [1]. Это утверждение имеет прямое отношение и к педагогическим профессиям. Самостоятельность соответствует самому высокому уровню педагогического творчества и этот уровень становится личностно самостоятельным. В то же время для развития педагогического творчества молодому учителю важно с самого начала предоставить максимальную самостоятельность. Лучше, если это будет сделано еще на этапе профессионального обучения, так как именно в вузе закладываются основные качества специалиста. Самостоятельность признается исследователями одновременно и качеством личности профессионала, и средством достижения профессионализма [2].
Каждый год в разные образовательные учреждения (детские сады, школы, гимназии) приходят молодые специалисты. Выпускников в педагогических коллективах ждут, рассчитывая на их знания, самостоятельный поиск новых подходов к сложной работе воспитания и развития детей. Компетентный педагог, имеющий качественное профессиональное образование, бесспорно, ключевое условие повышения качества образования. Человек сам и только сам должен прожить и пережить свой процесс становления, ибо в виде набора знаний опыт не передается. Только самостоятельная деятельность студента прививает вкус к самообразованию.
Самостоятельность в вузе выступает в двуедином качестве: во-первых, от уровня ее сформированности зависит успешность обучения в вузе в силу специфики такового; во-вторых, чем выше уровень самостоятельности студента, тем выше его профессиональная компетентность, а значит, и конкурентоспособность на рынке труда. Компетентностный подход в профессиональном образовании акцентирует внимание на результатах образования, значимых за его пределами, то есть не на сумме усвоенной обучаемыми информации, а на способности выпускника учебного заведения самостоятельно действовать в различных (профессиональных, жизненных, проблемных ситуациях). Следовательно, изучение факторов, способствующих развитию самостоятельности студентов в процессе обучения в вузе, является актуальной проблемой вузовской подготовки.
Среди множества внешних условий, оказывающих своё влияние на становление самостоятельности личности, образование играет не последнюю роль, поскольку «социально-исторический образ жизни» в нашей стране обуславливает включение человека в учебную деятельность на довольно большом жизненном интервале - начиная со школы и не заканчивая вузом. Молодому специалисту придётся ещё долго учиться в условиях непрерывного потока информации и постоянной смены технологий, а возможно и переучиваться, переквалифицироваться в другого специалиста [3].
ISSN 2078-1024_ВЕСТНИК МГТУ, 2/2017
Следует заметить, что в педагогике и педагогической психологии до сих пор нет единого взгляда та сущность понятия «самостоятельность». Исследователи проблемы формирования самостоятельности специалистов группируются вокруг нескольких тем: обобщен опыт использования и классифицированы различные виды и типы самостоятельных работ; разработаны инновационные теории, методы и технологии активного обучения: развивающее обучение в разных его модификациях, проблемное обучение, программированное обучение, деловые игры; предложена теория управления учебной деятельностью студентов; предприняты попытки изучения
проявлений умственной самостоятельности студентов разных когнитивных стилей и психологических особенностей формирования у студентов умений учиться самостоятельно [2,4,5,6].
С.Л. Рубинштейн определял самостоятельность как «независимость», как существенную особенность воли: «Подлинная самостоятельность предполагает сознательную мотивированность действий и их обоснованность. Неподверженность чужим влияниям и внушениям является не своеволием, а подлинным проявлением самостоятельной воли, поскольку сам человек усматривает объективные основания для того, чтобы поступать так, а не иначе». Итак, самостоятельность по С.Л. Рубинштейну это способность устанавливать основания для тех или иных поступков, т.е. выбор поведения [7].
Под самостоятельностью мы понимаем системное качество социально зрелой личности, позволяющее ей осуществлять деятельность, адекватную ситуации, в том числе и в условиях неопределённости. Являясь результатом взаимодействия воли, рефлексии и активности, на основе ценностных ориентаций и интеллекта личности, самостоятельность проявляется в критичности мышления, самоконтроле, ответственности, целеполагании, надситуативной активности, свободе и творчестве. При этом самостоятельность взаимосвязана с надситуативной активностью и свободой личности, что выражается во взаимообусловленности их развития и становления. Механизмом становления самостоятельности личности является трансценденция как жизненное усилие по выходу за свои природные, социальные и психологические рамки.
Таким образом, система высшего образования призвана решить проблему подготовки высококвалифицированного специалиста, способного адаптироваться к условиям инновационных социально-экономических преобразований общества и нуждается в поиске новых технологий и идей для ее реализации.
Внедрение в практику современной высшей школы такой инновационной технологии, как метод проектов способно обеспечить высокий уровень формируемой профессиональной компетентности студентов. Проблеме эффективного использования метода проектов в высшем профессиональном образовании посвящены работы E.H. Балыкиной, М.У. Гаппоевой, H.A. Забелиной, И.А. Зимней, Р.К. Симбулетовой, М.С. Чвановой и др. авторов. В них представлены различные пути формирования профессионально значимых качеств и характеристик будущих специалистов [4,8].
Модель в педагогике - созданная или выбранная исследователем система, воспроизводящая для цели познания характеристики (компоненты, элементы, свойства, отношения, параметры и т.п.) изучаемого объекта и вследствие этого находящаяся с ним в таком отношении замещения и сходства, что ее исследование служит опосредованным способом получения знания об этом объекте и дает информацию, однозначно преобразуемую в информацию о познаваемом объекте и допускающую экспериментальную проверку.
ISSN 2078-1024_ВЕСТНИК МГТУ, 2/2017
Модель I- (это [искусственно (созданный [объект |в| (виде (схемы, [физических! [конструкций, знаковых (форм (или (формул, Iкоторый, [будучи (подобен (исследуемому [объекту [(илиявлению), отображает ( и ( воспроизводит ( в ( более ( простом ( и ( огрубленном ( виде i структуру, i свойства, взаимосвязи и отношения (между элементами этого объекта [9].
Апробация Авторской (модели ((рис.1) Подтверждает Правильность Предположения о (том, (что реализация ( конструкта ( становления ( самостоятельности ( студентов, ( основанной ( та ( методе проектов, создает] (дидактические (условия (развития самостоятельности (в (процессе| (обучения (в (вузе, расширяет (сферу (межличностного| (общения, (повышает (социокультурную| (компетенцию, j что предполагает (тематическую, (общекультурную (и (проектную (компетенции, (а (также (способствует развитию! ( индивидуально-психологические! ( особенностей ( J ( творческих,! ( мыслительных способностей, (общительности, (целеустремленности, (рефлексивности, (автономности.
Наше! ( исследования ( доказываем ( целесообразность! ( внедрения! ( модели! \ становления самостоятельности (с (использованием (метода (проектов (как (главного дидактического| (средства системы проектного (обучения в педагогическую| (практику.
Литература:
1. Пряжников| (НС. (Профессиональное (самоопределение, теория (и (практика. Москва: Академия, 2008. 320 (с.
2. Архипов (ВВ. (Проявление (умственной (самостоятельности (студентов| (разного (когнитивного стиля: дис. ... на соиск. уч. степ. канд.| (психол. (наук: Санкт-Петербург, 1999.| 157|с.
3. Асмолов А.Г. (Психология (личности: (культурно-историческое (понимание (развития (человека. Москва:| (Смысл, 2007. 416 (с.
4. Забелина H.A. Применение (метода (проектов (для (формирования (профессионально (значимых качеств (студентов (информатиков // Материалы |XIV Международной (конференции-выставки «Информационные (технологии (в (образовании». | Минск, 2004.
5. Панеш| (Б.Х. (О (методической (подготовке (бакалавров (педагогики (в (свете (требований (ФГОС общего начального| (образования (// Сборник трудов (по (материалам (П Международной (научно-практической! ( конференции! ( «Психология! ( и! ( педагогика! ( актуальные ( вопросы».! Санкт-Петербург: Globus, 2015. С. 62-67.
6. Менчинская Н.А, Проблемы (обучения, (воспитания (и (психического (развития (ребенка. ¡Москва: МПСИ; Воронеж, Модэк, 2004. 512 (с.
7. Рубинштейн С.Л. Основы (общей (психологии. (Санкт-Петербург: Питер, 2002.| 7201 (с.
8. Цеева (Л.Х., (Симбулетова (Р.К. (Модель (метода (проектов (в (развитии (самостоятельности студентов| (в (процессе (профессиональной (подготовки // Материалы (II (Международной (научно-практической (конференции: (сборник (научных (трудов (в 3-х| (томах. Т. 1. Краснодар, (2012.| (С. 235-242.
9. Бешенков (С.А. (Моделирование (и (формализация: (методическое (пособие. (Москва: (БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002. 336 (с.
10. Цеева Л.Х., (Панеш Б.Х., (Симбулетова Р.К. (Формирование (профессиональной (компетентности студентов| (в (сфере| (социально-личностного (развития (дошкольников //[Вестник (Адыгейского государственного университета. [Сер. (Педагогика и психология. (2015. Вып.| 2 ((159), (С. 81-87.
ISSN 2078-1024
ВЕСТНИК МГТУ, 2/2017
Уровни самостоятельной деятельности Компоненты Типы самостоятельной работы Тематика проектов
содержательный результативный рефлексивный
1 2 3 4
I Копирующие действия учащегося по заданному образцу (Воспроизводящая) задания на повторение действий по образцу верно выполненное задание дает преподавателю возможность судить о степени готовности к самостоятельной работе Репродуктивная деятельность с опорой на объект или подсказку, содержащиеся в явном или несколько скрытом виде в задании и описании действия «История геральдики: традиции и современность» «Из истории адыгов и казаков» «Наш город» «Семейные традиции в Адыгее и в Англии»
II Репродуктивная деятельность (Реконструктивно -вариативная) задания воспроизводящег о типа (типовые задачи) по образцу, известному алгоритму верно выполненное задание, сформированные умения по решению типовых задач с помощью преподавателя начинается обобщение, сравнение результатов деятельности, корректировка «Чистое» воспроизведение (репродуктивная деятельность без опоры на внешнюю подсказку). Прямое приложение ранее усвоенного способа действия к аналогичной ситуации
III Продуктивная деятельность - самостоятельное применение приобретенных знаний (Эвристическая) задания реконструктивно -вариативного и эвристического характера верно выполненное задание и умение выполнять выходящие за пределы известного учебные действия потребность к самообразованию, готовность к проведению исследовательской деятельности (способность видеть и решать познавательно-творческие задания) Продуктивная деятельность на основе преобразования усвоенных ранее знаний в уже известные человечеству способы деятельности (добывается субъективно новая информация)
IV Самостоятельная деятельность по переносу знаний при решении задач в совершенно новых ситуациях, условиях (Творческая) задания творческого характера новые знания, сформированные умения, навыки выполнения творческой деятельности достижение высокого уровня самостоятельной деятельности -творческого Творческая деятельность, добывается объективно новая информация
Рис.1.Модель становления самостоятельности студентов в процессе реализации проектов
ISSN 2078-1024
BECTHHK MrTY, 2/2017
Literature:
1. Pryazhnikov N.S. Professional self-determination: theory and practice. M.: Academy, 2008. 320 p.
2. Arkhipov V.V. Manifestation of mental independence of students of a different cognitive style: dis .... Cand. of Psychology: SPb., 1999. 157p.
3. Asmolov A.G. Psychology of a personality: cultural-historical understanding of human development. M.: Smysl, 2007. 416p.
4. Zabelina N.A. Application of a method of projects for the formation of professionally significant qualities of information students / Materials of an international conference-exhibition "Information technologies in education". Minsk, 2004".
5. Panesh B.H. On methodical training of bachelors of Pedagogy in the light of the requirements of FSES of general primary education /Coll. of articles on the materials of II International scientific-practical conference "Psychology and pedagogy: topical questions". SPb.: Scientific Journal "Globus", 2015. P. 6267.
6. Menchinskaya N. A. Problems of training, upbringing and mental development of a child. M.: MPSI, Voronezh: Modec, 2004. 512 p.
7. Rubinshtein S.L. Basics of general psychology. SPb.: Peter, 2002. 720 p.
8. Tseeva L.Kh., Simbuletova R.K. Project method model in the development of students' independence in the process of professional training / Materials of II International scientific-practical conference: coll. of scientific works. Krasnodar. In 3 volumes. V. 1. Krasnodar, 2012. P. 235-242.
9. Beshenkov S.A. Simulation and formalization: resource book. M.: BINOM. Laboratory of knowledge, 2002. 336 p.
10. Tseeva L.Kh., Panesh B.Kh., Simbuletova R.K. Formation ofprofessional competence of students in the field of social-personal development ofpreschoolers / Bulletin of Adygh state university. Ser. Pedagogy and psychology. Issue 2 (159). P. 81-87.