УДК 338.431
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ КАК ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ИХ СОЦИАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ1
С. Д. Резник, А. Е. Черницов, Е. В. Носова
ECONOMIC INDEPENDENCE OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS AS AN IMPORTANT CONDITION OF IMPROVING THEIR SOCIAL SUSTAINABILITY
S. D. Reznik, A. E. Chernitsov, E. V. Nosova
Аннотация. Предмет. Анализируется экономическая самостоятельность студентов высших учебных заведений как важное условие повышения их социальной устойчивости. Методы. Статья подготовлена по результатам мониторинга студентов высших учебных заведений г. Пензы, выполненного Пензенским государственным университетом архитектуры и строительства. В мониторинге приняли участие свыше 400 студентов четырех высших учебных заведений г. Пензы. Результаты. Проведена оценка сформированности у студентов навыков реальной организаторской, предпринимательской и исследовательской деятельности; определены форматы сотрудничества студентов с реальным бизнесом Пензенской области, предложены образовательные технологии активизации предпринимательских инициатив студентов. Выводы. Полученные данные разрешают оптимизировать образовательный процесс, повысить уровень технологий формирования экономической самостоятельности студентов и подготовиться к реальной профессиональной деятельности в жизни.
Ключевые слова: студенты, экономическая самостоятельность, финансовая грамотность, предпринимательство, социальная устойчивость.
Abstract. Background. The article analyzes the economic independence of university students as an important condition for increasing their social sustainability. Methods. The article was prepared based on the results of the monitoring of students of higher educational institutions of the city of Penza performed by the Penza State University of Architecture and Construction. Over 400 students from four higher educational institutions of Penza took part in the monitoring. Results. The assessment of students' skills in real organizational, entrepreneurial and research activities was assessed; the formats of cooperation of students with the real business of the Penza region are determined, educational technologies for the activation of students' entrepreneurial initiatives are proposed. Conclusions. The obtained data allows us to optimize the educational process, to raise the level of technology for the formation of economic independence of students and to prepare for real activity in the life of students.
Key words: students, economic independence, financial literacy, entrepreneurship, social sustainability.
Введение
Вопросам развития малого и среднего бизнеса в России посвящено большое количество исследований [1]. Однако такой сегмент, как молодежное предпринимательство и процессы его активизации, равно как и процессы
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и правительства Пензенской области в рамках научного проекта № 18-410-580017.
формирования экономической самостоятельности молодежи, исследованы мало [2]. А ведь именно молодые предприниматели создают прорывные бизнес-проекты, именно они несут в себе наибольший потенциал развития экономики регионов и государства в целом и именно они испытывают максимальное количество проблем с реализацией своего предпринимательского потенциала [3].
Как разрешить эти проблемы и направить энергию молодых людей в русло предпринимательства? Оказать действенную помощь в решении этих непростых задач может реализация специальных образовательных технологий по формированию экономической самостоятельности и предпринимательских компетенций студенчества.
Все эти вопросы и определили актуальность нашего исследования.
Материалы и методы
Цель исследования - разработать рекомендации по развитию студенческого предпринимательства на основе повышения эффективности системы студенческого самоуправления.
Предметом исследования являются процессы управления развитием предпринимательства в молодежной среде.
Объектом исследования является активизация молодежного бизнеса на основе развития студенческого самоуправления.
В соответствии с поставленной целью в рамках исследования решены следующие задачи:
- изучены теоретические аспекты развития молодежного предпринимательства, исследован процесс формирования предпринимательского потенциала молодежи;
- определены этапы формирования экономической самостоятельности и предпринимательских компетенций студентов;
- дана оценка целей, принципов и аспектов функционирования студенческого самоуправления;
- разработаны рекомендации и мероприятия по вовлечению молодежи в предпринимательскую деятельность и студенческое самоуправление.
Результаты
Существенное внимание нашего проекта уделено формированию и развитию предпринимательских кадров в студенческой среде высшего учебного заведения, улучшению процесса развития экономической самостоятельности и формирования предпринимательских инициатив у студентов вузов.
Завершающим этапом нашего проекта «Технологии формирования экономической самостоятельности и предпринимательских компетенций студентов высших учебных заведений» является разработка и обеспечение эффективного функционирования системы активизации предпринимательских инициатив студенческой молодежи, которая способна оказать большое влияние на формирование экономической самостоятельности и предпринимательских компетенций студенческой молодежи и, следовательно, подготовиться к реальной практической и предпринимательской деятельности.
Основными задачами проекта являются:
- формирование у студентов навыков реальной организаторской, предпринимательской и исследовательской деятельности;
- проведение исследований рынков, составление бизнес-портретов существующих условий;
- сотрудничество студентов с реальным бизнесом Пензенской области.
В рамках проекта нами разработаны и реализуются на практике модель
базовых качеств и компетенций предпринимателя, конкурентоспособного в рыночных условиях, механизм формирования предпринимательских инициатив у студентов высшего учебного заведения [4]. Разработанные технологии основаны на опыте взаимодействия предприятий г. Пензы и Пензенской области с кафедрой «Менеджмент» Пензенского государственного университета архитектуры и строительства в организации и проведении производственных практик, реального курсового проектирования, а также подготовки выпускных квалификационных работ и магистерских диссертаций. Формирование предпринимательских компетенций основано на деятельности Института студенческих лидеров (далее ИСЛ) - структуры студенческого самоуправления, в рамках которой студенты приобретают реальные практические навыки и формируют предпринимательские компетенции, а также совместной работе кафедры «Менеджмент» с бизнес-сообществом и органами исполнительной власти по подготовке будущего специалиста к реальной практической деятельности, оказанию научной и консультационной поддержки реальным бизнесом и менеджментом [5].
Таким образом, результаты осуществления проекта позволяют говорить о том, что выпускающая кафедра через систему содействия непрерывной практической подготовке, экономической самостоятельности и трудоустройству помогает студентам еще в период обучения в вузе овладеть реальной практической деятельностью на конкретных должностях и предприятиях, приобрести определенный практический опыт и после окончания вуза успешно трудоустроиться.
Проект реализуется четырьмя этапами в течение четырех лет обучения будущих бакалавров менеджмента, управления персоналом и экономики (табл. 1).
Первый курс обучения. Овладение студентами этапов открытия собственного дела (бизнес-идея, бизнес-план, юридическое оформление и т.д.); обучение основам экономической теории; предварительная стажировка в структурах студенческого самоуправления (1 курс);
Второй курс обучения. Организация усиленного взаимодействия студентов с органами исполнительной власти региона, обеспечивающих развитие малого бизнеса (участие в конференциях, форумах, круглых столах по вопросам развития малого бизнеса), применение практических навыков в рамках работы в фирмах Института студенческих лидеров; овладение основами личной конкурентоспособности и персонального менеджмента (1-4 курсы);
Третий курс обучения. Формирование у студентов предпринимательских компетенций и экономической самостоятельности в рамках участия в деятельности и управлении фирмами Института студенческих лидеров (ИСЛ); участие в процессах развития малого предпринимательства в студен-
ческой среде; производственные практики; обучение основам предпринимательской деятельности (1-4 курсы);
Четвертый курс обучения. Открытие студентами реальных коммерческих предприятий и проектов (как вариант развития базы, заложенной фирмами Института студенческих лидеров - ИСЛ); руководство структурами студенческого самоуправления; содействие продвижению в бизнесе и менеджменте женской части студенчества; овладение искусством ведения домашнего хозяйства (выпускные курсы - 3-4 курсы).
Таблица 1
Инновационный образовательный проект: «Технологии формирования экономической самостоятельности и предпринимательских компетенций студентов высших учебных заведений»
Этапы формирования экономической самостоятельности и предпринимательских компетенций Курсы обучения
1 курс 2 курс 3 курс 4 курс
1. Интенсивное введение в будущую профессию и технологии карьерного менеджмента
2. Стажировка в структурах студенческого самоуправления (Институт студенческих лидеров)
3. Практическая работа в фирмах Института студенческих лидеров (ИСЛ)
4. Руководство структурами студенческого самоуправления
5. Участие в процессах развития малого предпринимательства в студенческой среде
6. Производственные практики (экономические и управленческие)
7. Обучение основам экономической теории (кафедра МиЭТ)
8. Обучение основам экономики предприятия (кафедра ЭОиУП)
9. Обучение основам предпринимательской деятельности
10. Овладение технологиями личной конкурентоспособности
11. Овладение технологиями персонального менеджмента
12. Содействие продвижению в бизнесе и менеджменте женской части студенчества
13. Овладение искусством ведения домашнего хозяйства
На уровне нашего факультета проект курируют заместители декана по направлениям. От кафедр активно участвуют кураторы студенческих групп и преподаватели профильных дисциплин.
Студенты целиком вовлечены в процесс подготовки их к реальной практической деятельности, вырабатыванию их лидерских и организаторских способностей.
В Институте студенческих лидеров создана система занимаемых должностей, целью которой является предоставление возможности студентам реализовать себя в качестве стажера, подчиненного, руководителя, специалиста-консультанта.
Данная система является ступенчатой в зависимости от количества занятых студентов. Следовательно, на 1 курсе большинство студентов работают стажерами под руководством студентов выпускного курса. На 2 курсе основная часть студентов может работать в качестве заместителей директоров или руководителей фирм.
На 3 курсе обучения происходит выбор деканов факультетов, следовательно, все бывшие второкурсники передают свои руководящие посты и становятся сотрудниками подразделений проектно-аналитического центра, но также продолжают работу в фирмах.
На 4 курсе избирается руководитель проектно-аналитического центра, директор ИСЛ, остальные становятся консультантами в фирмах, продолжают развивать свои приобретенные знания и опыт. Большинство активных студентов может получить постоянную работу в реальных фирмах, но в структурах ИСЛ они становятся консультантами второго уровня.
В осеннем семестре студентами 4 курса (выпускниками) осуществляется большая работа с 1 курсом (кадровый резерв) и введение их в систему ИСЛ.
Большинством учебных заведений даются необходимые экономические знания, но не определяются стимулы и поведенческие компетенции, которые помогут студенту успешно готовиться к реальной предпринимательской и практической деятельности [6].
Благодаря хорошо отлаженной системе студенческого самоуправления выпускающая кафедра не испытывает проблем с формированием кадрового резерва преподавателей и административно-управленческого персонала (к поступлению в магистратуру и аспирантуру рекомендуются прежде всего наиболее отличившиеся в структурах Института студенческих лидеров студенты). Важным результатом реализации проекта является успешно функционирующая Ассоциация выпускников Института экономики и менеджмента, которую возглавляют выпускники, достигшие выдающихся результатов на профессиональном поприще. Они же являются своеобразными менторами для студентов, с ними проводятся встречи, консультации, на их предприятиях студенты проходят учебно-ознакомительную и производственную практики, проводят исследования и пишут выпускные работы.
Многолетний опыт реализации нашего проекта показывает, что предлагаемые формы и методы работы со студентами дают положительный эффект. В настоящий момент в рамках нашего Института студенческих лидеров функционируют 47 студенческих фирм по направлениям (факультетам): факультет «Деловое администрирование», факультет «Менеджмент в науке», факультет «Менеджмент в бизнесе», факультет «Менеджмент в культуре», факультет «Менеджмент в спорте», факультет «Менеджмент в журналистике», факультет «Менеджмент в спорте». 10 % студентов старших курсов
имеют собственный бизнес, в рамках реализации проекта в 2014 г. открыто и функционирует Малое инновационное предприятие ООО «Бизнес-опора» (согласно реализации ФЗ № 217 от 02.08.2009). Учредителями и руководителями также являются студенты и аспиранты института.
Выводы
Таким образом, предпринимательское образование является эффективным механизмом формирования предпринимательской культуры и организации слоя цивилизованных предпринимателей, решающих не только задачи повышения личного благосостояния, но и задачи положительного развития экономики города, региона и страны, которое необходимо прививать студентам на протяжении всего обучения в высшем учебном заведении [7].
Процесс формирования предпринимательского потенциала молодежи должен быть системным и поэтапным, следовательно, каждый этап имеет свои эффективные задачи и методы для формирования экономической самостоятельности и предпринимательских компетенций студентов.
В процессе развития молодежного предпринимательства в конкретном учебном заведении необходимо предоставить оценку целей, принципов и аспектов функционирования студенческого самоуправления как ключевого элемента данного процесса [8].
Из опыта видно, что необходимо формировать положительное отношение к слою молодых предпринимателей, развивать систему бизнес-образования молодежи, оказывать положительное влияние на самоорганизацию молодых предпринимателей для того, чтобы они самостоятельно решали проблемы молодежного предпринимательства, а также были готовы к реальной практической деятельности. Подтверждением этого являются разработанные и успешно реализуемые на практике рекомендации и мероприятия по вовлечению молодежи в предпринимательскую деятельность и студенческое самоуправление.
Библиографический список
1. Цеева, Л. X. Модель становления самостоятельности студентов в процессе вузовской подготовки / Л. Х. Цеева, Б. Х. Панеш, Р. К. Симбулетова // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2017. - № 2.
2. Акмаева, Р. И. Высокое качество обучения как основа обеспечения конкурентоспособности вузов в условиях инновационной экономики / Р. И. Акмаева, В. М. Жуков // Вестник АГТУ. - 2017. - № 4.
3. Медянцева, С. Г. Экономическая культура студентов в условиях рыночной экономики / С. Г. Медянцева, Н. В. Кавкаева // Знание. Понимание. Умение. - 2015. -№ 4.
4. Резник, С. Д. Технологии интенсивного формирования экономической самостоятельности и предпринимательских компетенций студентов высших учебных заведений / С. Д. Резник, А. Е. Черницов. - Пенза, 2013.
5. Резник, С. Д. Развитие предпринимательства в студенческой среде на основе активизации студенческого самоуправления / С. Д. Резник, А. Е. Черницов // Russian Journal of Management. - 2015. - № 6. - С. 655.
6. Сторожева, Е. В. Моделирование процесса формирования экономической грамотности студентов в структуре дополнительного образования вуза / Е. В. Сторо-жева, А. С. Валеев, Т. В. Кружилина, А. Н. Сергеев // Сибирский педагогический журнал. - 2016. - № 12.
7. Черницов, А. Е. Управление процессом формирования предпринимательских компетенций в региональном вузе / А. Е. Черницов, М. В. Светалкина // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1. - С. 1.
8. Черницов, А. Е. Перспективы развития молодежного предпринимательства в России: реальность или утопия? / А. Е. Черницов // Друкеровский вестник. - 2016. -№ 2 (10). - С. 205-212.
References
1. Tseeva L. Kh., Panesh B. Kh., Simbuletova R. K. Vestnik Maykopskogo gosudarstven-nogo tekhnologicheskogo universiteta [Bulletin of Maikop state technological University]. 2017, no. 2.
2. Akmaeva R. I., Zhukov V. M. Vestnik AGTU [High quality of education as a basis for ensuring the competitiveness of universities in an innovative economy]. 2017, no. 4.
3. Medyantseva S. G., Kavkaeva N. V. Znanie. Ponimanie. Umenie [Knowledge. Understanding. Skill]. 2015, no. 4.
4. Reznik S. D., Chernitsov A. E. Tekhnologii intensivnogo formirovaniya ekonomich-eskoy samostoyatel'nosti i predprinimatel'skikh kompetentsiy studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy [Technologies of intensive formation of economic independence and entrepreneurial competences of students of higher educational institutions]. Penza, 2013.
5. Reznik S. D., Chernitsov A. E. Russian Journal of Management. 2015, no. 6, p. 655.
6. Storozheva E. V., Valeev A. S., Kruzhilina T. V., Sergeev A. N. Sibirskiy pedagog-icheskiy zhurnal [Siberian pedagogical journal]. 2016, no. 12.
7. Chernitsov A. E., Svetalkina M. V. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education]. 2015, no. 1, p. 1.
8. Chernitsov A. E. Drukerovskiy vestnik [Drucker's Bulletin]. 2016, no. 2 (10), pp. 205-212.
Резник Семен Давидович доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
(Россия, г. Пенза, ул. Германа Титова, 28) E-mail: [email protected]
Черницов Алексей Евгеньевич кандидат экономических наук, доцент, и.о. декана Института экономики и менеджмента, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
(Россия, г. Пенза, ул. Германа Титова, 28) E-mail: [email protected]
Носова Елизавета Вячеславовна
студентка,
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
(Россия, г. Пенза, ул. Германа Титова, 28) E-mail: [email protected]
Reznik Semen Davydovich
doctor of economical sciences, professor,
head of sub-department of management,
Penza State University
of Architecture and Construction
(28 Herman Titov street, Penza, Russia)
Chernitsov Alexey Evgenyevich candidate of economical sciences, associate professor,
acting dean of the institute of economics and management, Penza State University of Architecture and Construction (28 Herman Titov street, Penza, Russia)
Nosova Elizaveta Vyacheslavovna student,
Penza State University
of Architecture and Construction
(28 Herman Titov street, Penza, Russia)
УДК 338.431 Резник, С. Д.
Экономическая самостоятельность студентов высших учебных заведений как важное условие повышения их социальной устойчивости / С. Д. Резник, А. Е. Черницов, Е. В. Носова // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2018. - № 3 (27). - С. 40-47.