УДК 37.017.4:39
И. В. Кожанов, М. Б. Кожанова
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА
Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,
г. Чебоксары, Россия
Аннотация. В статье на основе проведенного анализа литературы по проблеме исследования делается вывод, что формирование гражданской идентичности личности на основе этно-педагогического подхода обусловлено как содержанием гражданской идентичности личности, включающим этническую составляющую, так и признанием научной и педагогической общественностью необходимости учета этнопсихологических особенностей личности воспитуемого, использования идей и опыта традиционного воспитания в условиях современных образовательных организаций, формирования этнопедагогической культуры педагога.
Ключевые слова: идентичность, гражданская идентичность, этнопедагогика, этнопеда-гогический подход.
Актуальность исследуемой проблемы. Полиэтничный, мультикультурный и поликонфессиональный состав Российской Федерации ставит перед государством задачу консолидации российского общества, что связывается с формированием гражданской идентичности личности.
Значительная роль в ее формировании отводится системе образования, что подтверждается Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», где говорится о том, что одними из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования являются гуманистический характер образования, приоритет свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры [11].
При этом формирование таких качеств, как гражданственность, патриотизм, социальная ответственность, тесно связывается с формированием представлений о социокультурных ценностях родного народа, о диалоге культур, толерантности, уважении многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества, этнокультурной социализации [1], [6], [7].
В связи с этим становится актуальным исследование подходов к формированию гражданской идентичности личности, в частности этнопедагогического.
Материал и методика исследований. В качестве основного метода исследования мы использовали теоретический анализ литературы в аспекте изучаемой проблемы.
© Кожанов И. В., Кожанова М. Б., 2017
Кожанов Игорь Владимирович - кандидат педагогических наук, доцент, исполняющий обязанноси декана факультета иностранных языков Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; е-mail: [email protected]
Кожанова Марина Борисовна - доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры дошкольного образования и сервиса, проректор по воспитательной работе и социальным вопросам Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; е-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 13.03.2017
Результаты исследований и их обсуждение. Анализ литературы по проблеме исследования позволил определить гражданскую идентичность личности как социальный, культурный и педагогический феномен, являющийся уникальной характеристикой индивидуальности личности (осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющее для индивида значимый смысл), ее социального поведения (активное участие в общественно-политической жизни гражданского общества).
Реализация цели формирования гражданской идентичности личности, по А. Г. Асмо-лову, О. А. Карабановой, Т. Д. Марцинковской, может быть обеспечена на основе использования системно-деятельностного, гуманистического и компетентностного подходов [1].
Авторы проекта «Воспитание гражданской идентичности обучающихся сельских школ в процессе реализации социально значимых проектов» под руководством Л. В. Бай-бородовой предлагают следующие подходы:
- событийно-продуктивный подход - построение работы таким образом, чтобы сами учащиеся находили приложение своим силам, активно участвовали в разработке и реализации своих позитивных и полезных для общества идей с учетом своих интересов, потребностей и способностей;
- субъектно-ориентированный подход, предполагающий опору в образовании на естественный процесс саморазвития творческого потенциала и способностей человека;
- социокультурологический подход, в соответствии с которым предполагается рассмотрение личности ребенка как носителя культуры: нравственной и духовной, мировой и отечественной, совокупности социально-педагогического опыта человечества, знаний и мышления, творчества и общения, патриотизма и гражданственности;
- гендерный подход (в организации социально-проектной деятельности), являющийся деконструкцией для традиционных культурных ограничений развития потенциала личности в зависимости от пола, создания условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек;
- рефлексивно-деятельностный подход, в основе которого лежит педагогическая рефлексия как анализ субъектом собственного сознания и деятельности, побуждающий к проявлению, развитию и саморазвитию творческой индивидуальности и самостоятельности [4].
Подробное описание наиболее значимых для формирования гражданской идентичности личности научных подходов с выделением их специфики дает Л. В. Землянченко:
- культурологический подход, в рамках которого осуществляющееся в культуросо-образной образовательной среде воспитание понимается как культурный процесс; образовательный процесс на основе данного подхода призван приобщать обучающихся к достижениям духовной и материальной культуры стран и народов мира, способствовать осознанию ими родной культуры как неотъемлемой части мировой, воспитывать патриотизм, формировать этническую идентичность личности, являющуюся основой для последующего становления гражданской идентичности, развивать культуру межнационального общения, этническую толерантность;
- этнокультурный подход, который реализуется через принципы культуросообраз-ности, народности, диалога культур, обеспечивает вхождение младших школьников в другие культуры и на этой основе выводит их на единение с субъектами других культур, позволяет им соотносить себя и других гражданами Российского государства.
- аксиологический подход - когда в рамках единой гуманистической системы ценностей признается равноправие культур при сохранении разнообразия ценностей этно-культур и этнических особенностей человека в поликультурном мире;
- этнопедагогический подход, предполагающий учет как прогрессивных традиций, так и народных средств воспитания в процессе формирования личности гражданина;
- личностный подход, в рамках которого на основе признания прав и свобод каждого ребенка на самоопределение, саморазвитие, самореализацию происходит построение процесса гражданского воспитания младших школьников с учетом личностных особенностей, этнической и религиозной принадлежности;
- региональный подход, призванный учесть при проектировании содержания воспитания этнокультурные традиции, природный потенциал и социально-экономические особенности региона, перспективы его развития;
- субъектный подход, необходимый для решения такой задачи гражданского воспитания, как обретение детьми активной рефлексивной позиции гражданина полиэтнического государства, что предполагает наличие самостоятельности, творчества и инициативности в решении задач в условиях полиэтнического состава социума, готовность нести ответственность за собственный выбор, иметь позитивные социальные ожидания;
- комплексный подход, предполагающий изучение и учет различных факторов, влияющих на гражданское становление личности;
- деятельностный подход - когда основой процесса формирования сознательного, социально активного и ответственного гражданина общества становится воспитание в деятельности и через деятельность [5].
Многими исследователями отмечается тесная взаимосвязь процесса формирования гражданской идентичности с социализацией личности, а в условиях поликультурной среды - с этнокультурной социализацией [3], [4], [7], [8]. Действительно, можно говорить о том, что этнокультурная социализация является системообразующей в формировании гражданской идентичности личности, что обусловлено следующими факторами:
1) в социальном контексте - наличием потребности общества, признанием ценности этого процесса государственными институтами и всеми субъектами образовательного пространства, представителями педагогической науки и образовательных учреждений;
2) в общепедагогическом контексте - этнопедагогическим подходом к образовательному процессу, предполагающим выбор соответствующего содержания, методов, средств и форм обучения и воспитания, этнопедагогической культурой педагога, необходимостью учета этнопсихологических особенностей личности воспитуемого;
3) в процессуальном контексте - использованием идей и опыта традиционного воспитания в условиях современных образовательных организаций, взаимодействием субъектов педагогического процесса в его организации и управлении.
В связи с этим среди выделяемых научно-теоретических подходов особого, детального рассмотрения требует этнопедагогический подход, в основе которого лежит убеждение в том, что человек живет в конкретной социокультурной среде, принадлежит к определенному этносу. Если общечеловеческое является базисным положением, обусловливающим формирование личности, то национальное - специфическим его отражением как особенного. Без национального, как «без почвенного, без корневого», нельзя серьезно говорить о воспитании как вечной человеческой деятельности, ибо «национальное в человеке коренится глубже всего» (К. Д. Ушинский). «Через нацию осуществляется человек и человечество. Человек входит в человечество через национальную индивидуальность, как национальный человек» (Н. А. Бердяев) [2].
По нашему мнению, этнопедагогический подход позволяет выделить в качестве одного из феноменов социокультурной реальности этническую картину мира, которая представляет собой совокупность знаний о бытии, предъявляемых этносом социуму. Также социокультурная реальность, репрезентированная в форме этнической картины мира, играет ключевую роль в самоопределении человека и является особым коммуника-
тивным состоянием, бытующим не в статике, а в процессе взаимодействия людей по поводу самых разнообразных явлений материальной и духовной жизни. В качестве основного понятия, а именно структурного элемента системы коммуникационного взаимодействия, который приводит к возникновению социокультурной реальности в форме этнической картины мира, выступает традиция народа - модель действительности, полученная в процессе деятельности этноса. Факт реальной действительности или факт, привнесенный из духовно-практической деятельности, становится первоэлементом, базисным понятием в творческом процессе воссоздания этнической картины мира [9].
Т. Н. Кондратьева [10] в контексте воспитания культуры межнационального общения у студентов вузов отмечает, что в основе этнопедагогического подхода лежит идея единства общечеловеческой и этнической культур, когда существует гармония этнокультурного и социального в воспитании личности, преемственность прошлого, настоящего и будущего. Данный подход, по мнению исследователя, представляет собой концептуально выраженную совокупность закономерных связей этнопедагогических ценностей культуры этноса и организации воспитания культуры межнационального общения в процессе педагогического образования.
При этом значительным потенциалом в воспитании культуры межнационального общения на основе этнопедагогического подхода обладает народный идеал личности, обращение к которому как к высшей цели и общей задаче процесса воспитания личности может быть весьма эффективным, поскольку данный этнопедагогический идеал содержит вполне конкретные ценностные ориентиры, которые определяют направления воспитания и проецируются на личность в виде желаемых качеств.
В соответствии с этим к задачам формирования гражданской идентичности личности на основе этнопедагогического подхода можно отнести:
- ориентирование обучающихся на общечеловеческие ценности, осознание принадлежности к мировому сообществу, ценности достижений человеческой цивилизации;
- приобщение обучающихся к этнокультурным ценностям, отражающим богатство общечеловеческой и этнических культур, формирование соответствующего этим ценностям поведения;
- воспитание в духе взаимоуважения между народами, понимания их этнокультурных особенностей;
- развитие этнического, гражданского, интернационального сознания и самосознания;
- воспитание бережного, уважительного отношения к культуре, истории, языку других народов как величайшим ценностям человечества;
- воспитание в духе толерантности в аспекте существующих конфессий, обеспечение мирного разрешения возникающих конфликтов на стыке разных религий;
- формирование любови к малой родине и Отечеству, гордости за героическое прошлое и настоящее, готовности к защите интересов Родины, развитие гражданского самосознания;
- обеспечение освоения культуры родного народа, его языка и истории, без чего невозможно приобщение к общечеловеческим общекультурным ценностям;
- развитие позитивного отношения к социокультурным, этнокультурным ценностям родного и других народов.
Формирование гражданской идентичности личности на основе этнопедагогическо-го подхода требует соответствующих этнопедагогических технологий, представляющих
собой совокупность установок, определяющих специальный набор и компоновку методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, направленных на приобщение детей и учащейся молодежи к ценностям национальной культуры.
Этнопедагогические технологии строятся на опыте научного анализа народно -педагогических представлений, а также на привнесении в процессы обучения и воспитания этнографических феноменов, которые могли бы способствовать формированию этнического самосознания личности, этнической культуры в целом и гражданской идентичности. Характерной чертой этнопедагогических технологий является направленность на изучение различных аспектов традиционной народной культуры различных этносов, их потенциала в социализации подрастающего поколения.
Резюме. Формирование гражданской идентичности личности на основе этнопедагоги-ческого подхода обусловлено как необходимостью формирования представлений о социокультурных ценностях родного народа, о диалоге культур, толерантности, уважении многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества, этнокультурной социализации, так и признанием научной и педагогической общественностью необходимости учета этнопсихологических особенностей личности воспитуемого, использования идей и опыта традиционного воспитания в условиях современных образовательных организаций, сформированности этнопедагогической культуры педагога.
Реализация этнопедагогического подхода в формировании гражданской идентичности личности связана с использованием в образовательном процессе этнопедагогических технологий, представляющих собой совокупность установок, определяющих специальный набор и компоновку методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, направленных на приобщение детей и учащейся молодежи к ценностям национальной культуры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Асмолов А. Г. Как рождается гражданская идентичность в мире образования: от феноменологии к технологии : в 2 ч. Ч. 1. - М. : Федеральный институт развития образования, 2011. - 339 с.
2. БердяевН. А. Русская идея. Судьба России. - М. : Сварог и К°, 1997. - 541 с.
3. Волков Г. Н. Этнопедагогизация - главный и решающий фактор интеграции обучения и воспитания // Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса : материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Йошкар-Ола, 2003. - С. 4-7.
4. Воспитание гражданской идентичности обучающихся сельских школ в процессе реализации социально значимых проектов [Электронный ресурс] / под рук. Л. В. Байбородовой. - Режим доступа : http://mokeevo.edu.yar.ru/rip/rezultati_raboti_za_2012_god_rip.pdf.
5. Землянченко Л. В. Принципы и подходы формирования гражданской идентичности младших школьников // Теория и практика современной науки. - 2016. - № 4. - С. 903-908.
6. Карпушина Л. П. Этнокультурный подход как фактор социализации учащихся общеобразовательных учреждений в процессе музыкального образования. - Саранск : Мордов. гос. пед. ин-т, 2013. - 256 с.
7. Кожанов И. В. Сущность и структура этнокультурной социализации личности // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 8-5. - С. 1193-1197.
8. Кожанова М. Б. Регионально-этническая направленность воспитания как системообразующий фактор педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01. - М., 2007. - 42 с.
9. Кожанова М. Б. Этнопедагогический подход в изучении социокультурной реальности // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2010. - № 1(65). - С. 105-110.
10. Кондратьева Т. Н. Воспитание культуры межнационального общения студентов высшего учебного заведения на основе этнопедагогического подхода [Электронный ресурс] // Медицина и образование в Сибири. -2015. - № 4. - Режим доступа : http://www.ngmu.ru/cozo/mos/artide/text_full.php?id=1833.
11. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Ы1р://минобрнауки.рф/документы/2974/файл/1543/12.12.29-ФЗ_Об_образовании_в_Российской_Федерации^Г
UDC 37.017.4:39
I. V. Kozhanov, M. B. Kozhanova
ETHNOPEDAGOGICAL AP PROACH TO FORMATION OF CIVIL IDENTITY OF A PERSON
I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia
Abstract. Basing on the analysis of the research works on the discussed problem, the article concludes that the formation of civil identity of a person based on ethnopedagogical approach is conditioned both by the content of the civil identity of a person, including the ethnic component, and the recognition of the need to consider ethnopsychological characteristics of a person, the experience gained in traditional education in the conditions of modern educational organizations, the formation of ethnopedagogical culture of the teacher by the scientific and pedagogical community.
Keywords: identity, civil identity, ethnopedagogics, ethnopedagogical approach.
REFERENCES
1. Asmolov A. G. Kak rozhdaetsja grazhdanskaja identichnost' v mire obrazovanija: ot fenomenologii k tehnologii : v 2 ch. Ch. 1. - M. : Federal'nyj institut razvitija obrazovanija, 2011. - 339 s.
2. Berdjaev N. A. Russkaja ideja. Sud'ba Rossii. - M. : Svarog i K°, 1997. - 541 s.
3. Volkov G. N. Jetnopedagogizacija - glavnyj i reshajushhij faktor integracii obuchenija i vospitanija // Jetnopedagogizacija celostnogo uchebno-vospitatel'nogo processa : materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Joshkar-Ola, 2003. - S. 4-7.
4. Vospitanie grazhdanskoj identichnosti obuchajushhihsja sel'skih shkol v processe realizacii social'no znachimyh proektov [Jelektronnyj resurs] / pod ruk. L. V. Bajborodovoj. - Rezhim dostupa : http://mokeevo.edu.yar.ru/rip/rezultati_raboti_za_2012_god_rip.pdf.
5. Zemljanchenko L. V. Principy i podhody formirovanija grazhdanskoj identichnosti mladshih shkol'nikov // Teorija i praktika sovremennoj nauki. - 2016. - № 4. - S. 903-908.
6. Karpushina L. P. Jetnokul'turnyj podhod kak faktor socializacii uchashhihsja obshheobrazovatel'nyh uchrezhdenij v processe muzykal'nogo obrazovanija. - Saransk : Mordov. gos. ped. in-t, 2013. - 256 s.
7. Kozhanov I. V. Sushhnost' i struktura jetnokul'turnoj socializacii lichnosti // Fundamental'nye issledovani-ja. - 2013. - № 8-5. - S. 1193-1197.
8. Kozhanova M. B. Regional'no-jetnicheskaja napravlennost' vospitanija kak sistemoobrazujushhij faktor ped-agogicheskogo processa v doshkol'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii : avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk : 13.00.01. - M., 2007. - 42 s.
9. Kozhanova M. B. Jetnopedagogicheskij podhod v izuchenii sociokul'turnoj real'nosti // Vestnik Chuvash-skogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva. - 2010. - № 1(65). - S. 105-110.
10. Kondrat'eva T. N. Vospitanie kul'tury mezhnacional'nogo obshhenija studentov vysshego uchebnogo zavedenija na osnove jetnopedagogicheskogo podhoda [Jelektronnyj resurs] // Medicina i obrazovanie v Sibiri. -2015. - № 4. - Rezhim dostupa : http://www.ngmu.ru/cozo/mos/article/text_full.php?id=1833.
11. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» [Jelektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa : http://minobrnauki.rf/dokumenty/2974/fajl/1543/12.12.29-FZ_Ob_obrazovanii_v_Rossijskoj_ Federacii.pdf.
© Kozhanov I. V., Kozhanova M. B., 2017
Kozhanov, Igor Vladimirovich - Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Acting Dean of the Faculty of Foreign Languages, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]
Kozhanova, Marina Borisovna - Doctor of Pedagogics, Associate Professor, Professor of the Department of Preschool Education and Service, Pro-rector on Education and Social Issues I. Ya-kovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]
The article was contributed on March 13, 2017