УДК 37.026.4 : 304
Л. В. Коновалова Проектные технологии в этнокультурном образовании
В статье рассматривается использование проектных технологий в этнокультурном образовании, которые способствуют активизации познавательной деятельности, развивают творческую активность и самостоятельность и нацелены на формирование нормальной этнической идентичности и культуры межнациональных отношений.
The article considers un utilization of design technologies in ethnocultural education that give a boost to cognitive work, develop a creative activity and independence and are intended to build normal ethnic identity and a culture of inter-ethnic relations.
Ключевые слова: проектные технологии, этнокультурное образование, познавательная активность, самостоятельность, культура межнационального общения.
Key words: design technologies, ethnocultural education, cognitive activity, independence, culture of inter-ethnic relations.
Стандарты нового поколения предъявляют обновленные требования к организации учебно-воспитательного процесса, актуализируя вопрос об использовании технологий, обеспечивающих формирование у обучающихся умений самостоятельно добывать новые знания, находить необходимую информацию, делать выводы. Общая дидактика и методика преподавания в рамках учебного предмета построены так, что организация образовательного процесса конкретного предмета должна осуществляется на основе развития у обучающихся умений и навыков саморазвития и самостоятельности в принятии тех или иных решений. Поэтому в настоящее время в рамках реализации ФГОС наиболее актуальным является вопрос об использовании в обучении проектных технологий, которые способствуют формированию познавательной активности, самостоятельности в нахождении необходимой информации и принятии решений.
Термин «технология» в научном в педагогическом тезаурусе появился в начале ХХ в. Греческое слово «techne» означает «умение», «искусство», «мастерство»; «logos» - «слово, знание, наука»; следовательно, в широком смысле, технология может рассматриваться как знание об умении, мастерстве [2]. В более узком понимании - это достаточно строго зафиксированная последовательность действий и
© Коновалова Л. В., 2018
операций, гарантирующих получение заданного результата. Введение в педагогику данного понятия было инициировано отечественными учеными В.П. Беспалько, Т.А. Ильина, Ф.П. Фрадкин, М.В. Кларин, Г.К. Селевко, Н.Е. Щуркова и др. Трактовка термина «педагогическая технология» отличается вариативностью, это связано с тем, что в педагогической науке нет единого подхода к определению данного понятия, научные споры относительно его определения продолжаются до сих пор.
Педагогическая технология, по определению ЮНЕСКО - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования [3, с. 15].
Пройдя период своего становления, сегодня педагогические технологии - это не только результативные пути обучения, но и организационно-методический инструментарий учебно-
воспитательного процесса.
Педагогическая технология может быть представлена тремя аспектами:
> научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, проектирующие учебный процесс, определяющие цели и задачи обучения;
к V V
> процессуально-описательным: описание алгоритма действий, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
> процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее эффективные пути обучения, и как система принципов, способов и средств, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.
Анализ научных исследований показал, что существует несколько подходов к классификации образовательных технологий. Ученые-педагоги выделяют технологии объяснительно-иллюстративного обучения, личностно ориентированные технологии, технологии развивающего обучения и т.д.
Проектные технологии следует отнести к технологиям развивающего обучения, поскольку они нацелены на развитие творческих способностей и познавательную активность обучающихся. А проектная деятельность позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие задатки и умственные
способности, необходимые для интеллектуального развития обучающегося. Приобретая эти качества, ученик в будущем способен адаптироваться к различным жизненным ситуациям, ориентироваться в окружающей действительности, работать совместно в различных коллективах, т. е. стать более приспособленным к жизни.
В России основоположниками проектной деятельности (20-е гг. ХХ в.) были П.П. Блонский, которому принадлежат теоретические идеи проектной деятельности, и С.Т. Шацкий, предпринявший попытку внедрения метода проектов в образовательную практику. Как отмечал в своих работах С.Т. Шацкий, школа должна не только учить грамоте, но и готовить учащихся к жизни, а воспитание человека должно стать воспитанием его самостоятельности в процессе творческой самостоятельной деятельности, каковой, по его мнению, и является проектная деятельность.
Говоря о проектной технологии, следует отметить, что слово «проект» в переводе означает «брошенный вперед». Проект - это самостоятельная, оригинальная работа, выполняемая учащимися в соответствии с избранной ими темой-проблемой и включающая отбор информации, распределение полученной информации. Результатом проектной деятельности всегда должен быть какой-либо продукт: программа, брошюра, альбом, сценарий, радиопередача и т. д. Иными словами, проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта.
На основе сказанного можно заключить, что проектные технологии всегда нацелены на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую). Следует отметить, что длительность выполнения проекта зависит от поставленной цели. Проект может быть выполнен в процессе урока и это будет краткосрочный проект, а может выполняться несколько недель -среднесрочный, а также месяцев и даже учебный год - долгосрочный проект.
Работа над проектом носит дискретный, но вместе с тем целостный характер. Дискретность - это поэтапный процесс, где каждый шаг отличается содержанием и видами деятельности учителя и обучающихся. Тем не менее, проектная деятельность целостна, поскольку этапы, дополняя друг друга, способствуют созданию единой картины исследуемой проблемы. В таблице представлены этапы и содержание проектной деятельности.
Таблица 1
Этапы работы над проектом
Подготовительный этап
Содержание работы Деятельность учащихся Деятельность учителя
Учитель, совместно с обучающимися выбирает тему; Определяется число участников проекта, состав группы Участники проектной группы совместно с педагогом обсуждают тему и разрабатывают план работы Мотивирует учащихся на проектную деятельность, объясняет сущность проектной деятельности. Прогнозирует предполагаемые результаты проекта
Планирование работы
Определение и нахождение источников информации; Планирование способов сбора и анализа информации; Определение предполагаемого продукта проекта и формы представления результатов; Разработка критериев, показателей и процедур оценки процесса работы, результатов; Распределение обязанностей среди участников проектной группы Формулировка цели и задачи, прогнозирование предполагаемых результатов, разработка план действий Определяет сроки консультаций на этапах проектной деятельности и работы проектной группы. Высказывает предположения и идеи
Исследовательская деятельность
Сбор информации из различных источников, проведение экспериментальной работы, решение промежуточных задач Проводят исследования, решая промежуточные задачи Наблюдает за работой обучающихся, корректирует в случае необходимости деятельность учащихся
Результаты или выводы
Анализ полученных результатов и информации. Формулировка выводов. Оформление результата Анализ полученных результатов в группе, оформление результатов Наблюдение, консультирование
Представление готового продукта
Презентация результата работы Презентация результатов работы Участвует в обсуждении презентации результатов проектной деятельности
Оценка процесса и результатов работы
Участвуют в коллективном обсуждении, рефлексия Оценивает результаты проектной деятельности учащихся: самостоятельность, инициативность, креативность их мышления, качество отчета
Проектные технологии активизируют образовательный процесс, развивают творческую самостоятельность его участников, позволяют учиться на собственном опыте, приносят удовлетворение обучающимся, которые видят результаты своего собственного труда.
Важную роль проектные технологии играют и в этнокультурном образовании, которое нацелено на формирование нормальной этнической идентичности, при которой имеет место уважительное отношение к обычаям и традициям не только своего народа, но и других народов. Таким образом, этнокультурное образование следует рассматривать как целостный процесс приобщения обучающихся к ценностям родной культуры с одновременным освоением российского и мирового культурного наследия.
В ФГОС, разработанных с учётом общенациональных, региональных, и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации, идея сохранения и развития культуры нашей многонациональной страны является приоритетной в современном образовании.
Формированию у обучающихся целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве, и разнообразии этнокультурных традиций, обычаев и религиозных взглядов способствуют проектные технологии этнокультурной направленности, которые позволяют организовать социальное взаимодействие с окружающей действительностью и социальную деятельность обучающихся в условиях полиэтнической образовательной среды, выразить личностное отношение и самому регулировать характер отношений с различными объектами этносоциокультурной действительности.
Применительно к этнокультурному образованию используются термины, введенные в научный обиход В.С. Кукушиным,
B. И. Солодухиным, К.А. Строковым («этнокультурные технологии») и
C.В. Мажаренко, Т.В. Поштарёва («этноориентированные технологии»).
Этнокультурные технологии образования и воспитания
обучающихся представляют собой сложное социально-педагогическое явление. Отвечая требованиям, предъявляем к педагогическим технологиям, обладая в своей основе теми же признаками (концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость), этнокультурные технологии имеют свои особенности. Так, содержательно этнокультурные технологии включают народные обычаи, традиции, этнические нормы поведения, духовно-нравственные ценности народов России, создают условия для участия школьников в равноправном диалоге с представителями других культур, способствуют формированию положительных стереотипов поведения, обусловленных традициями и особенностями этнокультуры.
Таким образом, этнокультурные технологии представляют собой совокупность способов и средств, обеспечивающих проектирование этнокультурного образования, нацеленных на включение этнокультурного компонента в содержание учебных дисциплин и во внеурочную деятельность обучающихся. По существу, к данной группе можно отнести любую педагогическую технологию, которая предполагает освоение обучающимися этнокультурного содержания образования. Однако именно этноориентированные технологи позволяют более эффективно решать следующие задачи:
- изучение и анализ ценностей этнокультуры своего или иного народа в контексте общечеловеческих ценностей;
- формирование этнического самосознания и нормальной этнической идентичности личности;
- формирование толерантного сознания - основы в процессе гармонизации межнационального общения в условиях полиэтничного социума;
- формирование целостного взгляда на многообразие национальных культур и религий в стране и мире в целом;
- создание условий для интеграции учащихся в культуры других этносов;
- воспитание эмоционально-положительного отношения к людям разных этнических групп, их обычаям и традициям;
- развитие умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных национальностей;
- гармонизации межнациональных отношений.
Решение задач этнокультурного образования с применением проектных технологий должно осуществляться на основе личностно-деятельностного подхода, ставя обучающихся в позицию активных участников этнокультурного взаимодействия.
Личностный компонент при вовлечении обучающегося в проектную этноориентированную деятельность предполагает отношение к нему со стороны педагога как к полноценному субъекту образовательного процесса, как к личности. Этот компонент в структуре личностно-деятельностного подхода свидетельствует об ориентации на личность обучающегося, имеющего определенные задатки, наделенного определенными способностями и этнокультурными особенностями.
Основой деятельностного компонента выступает сама деятельность как средство формирования и развития личности обучающегося, поскольку именно во время деятельности происходит акт активного взаимодействия обучающихся друг с другом и с объектом окружающей действительности, во время которого ученики, удовлетворяя какие-либо свои потребности, достигают поставленной цели.
Как отмечают многие ученые, в процессе деятельности совершается как внешняя, так и внутренняя инициативность. Так А.Н. Леонтьев, исследуя данную тему, отмечал, что внутренняя деятельность, являясь вторичной по отношению к внешней, формируется в процессе перехода внешней деятельности во внутреннюю. Согласно научным взглядам С. Л. Рубинштейна, внешние причины воздействуют на ребенка непосредственно через внутренние условия. Участие обучающихся в проектной этноориентированной деятельности способствует проявлению таких личностных качеств, как самостоятельность, активность, ответственность, толерантность, внимательность, гуманность, эмпатия и т. д.
В контексте этнокультурного образования педагогические технологии, как уже отмечалось выше, позволяют в процессе проектной деятельности изучать объекты этнокультурного наследия, организовывать экскурсии, работать с краеведческим материалом, изучать народный фольклор, историю страны и своей малой родины и т.д.
Поскольку проектные этоориентированные технологии предполагают обучающую, поисково-исследовательскую творческую развивающую деятельность, связанную с музыкальным, танцевальным и устным народным творчеством, играми, промыслами, ремеслами, обычаями, традициями, следует выделить следующие проектные этнооринтированные технологии: 1) поисково-исследовательские, 2) творческие, 3) комплексные этнокультурные проекты.
Как уже было сказано выше, проектные технологии этнокультурной направленности представляют собой совокупность форм, методов и средств, обеспечивающих включение этнокультурного компонента в содержание учебных дисциплин и во внеурочную деятельность. Приведем некоторые примеры проектных этноориентированных технологий [1].
К поисково-исследовательским проектам можно отнести проект «Чему я могу научиться у людей разных национальностей?»
В ходе реализации данного проекта ученик должен опросить не менее двух взрослых людей; они могут быть членами семьи, учителями, знакомыми - представителями разных национальностей. Ученики должны получить ответы на вопросы:
1. Есть ли у вас знакомые других национальностей?
2. Есть ли у вас друзья других национальностей?
3. Познакомились ли вы с национальными традициями других народов?
4. Что полезного вы получили, узнав национальные традиции другого этноса?
5. С какими трудностями встретились в процессе работы над проектом?
После проведения исследования во время классного часа осуществляется обмен мнениями, представляются результаты исследования в виде рисунков, поделок, презентаций и т.д.
Проект «Этнокультурный Петербург» можно отнести к комплексным проектам. Он может проходить под девизом «Все флаги будут в гости к нам» и является примером коллективного классного проекта.
Цель проекта: развить интерес к истории родного города, познакомить с его этнокультурными особенностями, с выдающимися людьми разных национальностей.
Разбив класс на группы, педагог предлагает ребятам провести исследование по предложенным темам (ребята могут предлагать свои темы):
«Выдающиеся люди нашего города» - в процессе проектной деятельности учащиеся должны найти людей, живших или живущих в Санкт-Петербурге - представителей разных национальностей писателей, ученых, деятелей культуры, педагогов, строителей и т.д., которые внесли значительный вклад в становление и процветание Северной столицы. Результатом такой деятельности может стать разработка маршрута экскурсии (реальной или виртуальной).
«Национальные обычаи и традиции в жизни Санкт-Петербурга» - в процессе работы над темой проекта участники группы, изучая обычаи и традиции разных народов, сравнивая их, находят общее и особенное. Продуктом такой деятельности может стать подготовка видеофильма или презентация.
«Национальные праздники и их роль в жизни нашего города». Результат изучения национальных праздников может быть отражен в альбоме, в котором в виде рисунков, фотографий показаны национальные праздники, которые проводятся в Санкт-Петербурге.
Замечательным средством этнокультурного образования является национальная литература народов России. В этой связи большой интерес у учеников может вызвать проект «Этнокультурная литературная мозаика».
Цель проекта: познакомить учащихся с писателями России -представителями разных национальностей.
Результатом работы над таким проектом может стать «Литературная гостиная», где ребята могут поделиться впечатлениями от работы над проектом, представить свои эссе или презентации, найти общее и что-то особенное в произведениях национальных писателей России.
Развитию критического мышления, познавательной активности, способствует работа над проектом «Шкатулка мудрости».
Цель проекта: изучение народного фольклора (пословиц, поговорок, загадок), на основе их сравнения осознание универсальности общечеловеческих ценностей.
Пословицы удовлетворяют многие потребности личности: образовательные, эстетические, нравственные, трудовые и др. Народные пословицы, имея форму, благоприятную для запоминания, прочно закрепляются в памяти, что усиливает их значение как этнопедагогического средства.
Трудно переоценить воспитательное значение пословиц. Они направлены на формирование у детей ценностного отношения к человеку, с опорой на общечеловеческие ценности, затрагивают важнейшие проблемы нравственности.
Приведем примеры пословиц народов России, отражающих отношение к жизни в таких категориях, как «справедливость», «дружба», «трудолюбие», «толерантность», «взаимопомощь», «терпение»: «Как аукнется, так и откликнется» - справедливость. «Без труда не вынешь и рыбку без труда» - трудолюбие. «<В чужой монастырь со своим уставом не суйся» - толерантность (русский этнос). «Бьешь другого, сам остерегайся» - справедливость. «Былинка к былинке - в помощь» - взаимопомощь. «В кое село пришел, тот обычай и соблюдай» - толерантность (кавказские народы). «У кого есть терпение ждать до скисания, тот не будет сидеть без простокваши» - терпение. «Сила птицы - в крыльях, сила человека -в дружбе» - дружба. «В чью лодку сядешь - тому и подтянешь» -толерантность (народы Поволжья).
В условиях полиэтничного социума России важно показать единство общечеловеческих ценностей у всех народов, населяющих нашу страну. Большую роль здесь играют пословицы и поговорки, поскольку многие из них, отражая общечеловеческие ценности, имеют единый смыл, но облечены в разные «языковые одежды»: «Десять раз отмерь, один раз отрежь» (рус., мар., морд.) «Два раза послушай, один раз скажи» (узб.); «Горы и камни разрушаются ветром, людская сила - словом» (узб.); «Горы разрушаются от землетрясения, любовь и дружба разрушаются от слова» (тадж.); «Гость на порог - счастье в дом» (рус.); «Гость несет благость» (осет.); «Куда гость не входит, там и счастья нет» (чечен.)
В ходе работы над проектом «Шкатулка мудрости» педагог предлагает ученикам выполнить следующие задания: найти или вспомнить и записать пословицы народов России, отражающие народную мудрость, составить список наиболее употребляемых пословиц своего народа и объяснить значение каждой; отметить, какие особенности национального характера отражены в предложенных пословицах; отыскать пословицы другого народа о ценностях своего
народа, имеющие одинаковый смысл, но разные «языковые одежды», представить пословицы, содержащие этнокультурную специфику.
Аккумулируя в себе ценностную информацию, пословицы затрагивают стержневые проблемы нравственности, они выполняют функцию воспитания нравственно-ценностных основ, способствуют приобщению подрастающего поколения к духовной культуре как своего этноса, так и культуре народов России, помогая воспитывать сообразительность, чуткость, тонкость восприятия, остроту ума, развивая толерантность, любовь Родине.
Подводя итог сказанному, необходимо отметить, что проектные технологии вообще и этноориентированные в частности способствуют развитию критического мышления, познавательных, творческих навыков, формируют умения ставить задачу и искать пути ее решения, самостоятельно находить нужную информацию, презентовать результаты своей деятельности, работать в сотрудничестве, а значит, содействуют формированию толерантного сознания и гармонизации межнациональных отношений.
Список литературы
1. Ахияров К.Ш. Народная педагогика и современная школ. - Уфа: БашГПУ, 2000. - 328 с.
2. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Азъ Ltd., 1992. - 960 с.
3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Нар. образование, 1998. - 256 с.
Статья поступила: 14.11.2018. Принята к печати: 11.12.2018