УДК. 376 ББК. 74,5
М.Б. Насырова
СОЦИО-ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И КАТЕГОРИЙНОПОНЯТИЙНОЕ ПОЛЕ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО
ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТА В ВУЗЕ
M.B. Nasyrova
SOCIAL ETNOCULTURAL FACTOR AND CONCEPTUAL CATEGORICAL FIELD OF EDUCATING CULTURE OF INTERETHNIC COMMUNICATION OF A STUDENT
IN HIGH SCHOOL
Ключевые слова: предпосылка, общение, межнациональное общение, культура, культура межнационального общения, воспитание культуры межнационального общения, категорийно-понятийное поле.
Key words: factor, communication, interethnic communication, culture, culture of interethnic communication, educating culture of interethnic communication, conceptual categorical field.
Аннотация
В статье раскрываются социальные, этнокультурные предпосылки как предварительные, необходимые условия исследования процесса воспитания культуры межнационального общения студента. Представлены базисные категории, отражающие всеобщие свойства и связи исследуемых педагогических явлений и понятия, отражающие существенные свойства в их смысловых связях, что обеспечивает научное основание исследования.
Abstract
The article reveals social, ethnocultural factors as the preliminary essential condition for the process research of educating culture of interethnic communication of а student. We presented the basic categories reflecting general properties and relations of the pedagogical phenomena and concepts. The concepts reflect the essential properties in its semantic relations.
Цель данной статьи - представить: 1) выявленные в результате теоретического анализа социо-этнокультурные предпосылки исследования и сформулированную на их основе исследовательскую позицию; 2) понимание исходных смыслов исследуемого явления, что обеспечено категорийно-понятийным полем исследования.
Приступая к исследованию проблемы поиска концептуальных основ воспитания культуры межнационального общения студента в процесс изучения педагогических дисциплин, мы исходили из того, что на современном этапе развития науки и общественной практики имеют место объективные социокультурные и этнокультурные предпосылки для исследования этой проблемы. При этом предпосылка понимается как предварительное условие, исходный пункт воспитания культуры межнационального общения.
Исходными положениями для выявления и характеристики социокультурных предпосылок стали утверждения: развитие личности возможно только в социокультурной среде; воспитание культуры межнационального общения невозможно без целенаправленной организации культурной среды образовательного учреждения; культурная среда создаёт многообразие зон развития и ситуацию их выбора, что предполагает свободу культурного самоопределения личности; культурная среда образовательного учреждения возникает лишь в совместной деятельности и глубинном общении субъектов.
Социальное в культуре межнационального общения представлено как предпосылка совместной жизни и деятельности людей разных национальностей. Содержательно социокультурные предпосылки воспитания культуры межнационального общения -система отношений между людьми разных национальностей в системе ценностей этнических культур, ценностей, обусловливающих поведение людей в полиэтническом социуме.
Соответствие социокультурных предпосылок предмету исследования приводит к необходимости определения исследовательских позиций по отношению к феномену культуры.
Современная культура - это культура диалога, а не монолога, именно поэтому особый интерес для нас представляла идея диалогической культуры, разработанная и представленная в отечественной философской литературе В.С. Библером1. Поскольку «участное мышление» (М.М. Бахтин) личностно, то культура неминуемо должна включать в себя многообразие личностно ориентированных мыслей, каждая из которых не только имеет право на существование, но и приобретает свою определенность только в отношении к таким же другим мыслям, т.е. через диалог.
В соответствии с концептуальной логикой нашего исследования, использовались константы диалоговой концепции культуры, которые находятся во взаимодействии с педагогическими системами (Л.Г. Викторова2): культура (сохранение, передача и производство новых элементов культуры); образование (гностическая, креативная, аксиологическая функции); личность (цель, воспитание, человек культуры, культура межнационального общения); творчество (научно-исследовательская работа, интеллектуальная потребность); гуманистическое и гуманитарное мышление (гуманизация, гуманистическое целеполагание, гуманитаризация); понимание
(коммуникация).
Утверждение о том, что социокультурные предпосылки связаны с потенциалом культуры, обосновано всеобъемлющими функциями и свойствами развития общества, творческих сил и способностей человека, которыми и обладает культура (в культуре аккумулирован человеческий опыт бытия и освоения мира).
Проведённый теоретический анализ современных теорий культуры позволил сформулировать ряд положений, значимых для нашего исследования.
Культурантропология как социокультурная предпосылка воспитания культуры межнационального общения позволяет:
- рассматривать культуры разных народов как часть общечеловеческой культуры;
- утверждать взгляд на человека как высшее и совершеннейшее произведение природы и культуры;
- исходить из взаимозависимости человека и культуры, культуры и общества (социума), учитывать изменчивость человека под воздействием конкретно-исторического многообразия культур;
- рассматривать функционирование вуза как социального института,
обеспечивающего воспитание культуры межнационального общения студента.
Этнокультурные предпосылки воспитания культуры межнационального общения студента в качестве исходного условия могут быть представлены, на наш взгляд, дефиницией, характеристикой содержания и взаимосвязей понятий «этнос», «нация», «традиция», а также феноменологической системой:
- идентичности и его механизмом как необходимым условием преемственности культурной традиции;
1 Белкин, А.С. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы) /А.С. Белкин, Е.В. Ткаченко. - Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 2005. - 275 с.
2 Викторова, Л.Г. О педагогических системах / Л.Г. Викторова. - Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1989. - 101 с.
- этнического стереотипа как формы образа мира, детерминированного культурой, в том числе и этнической;
- этнического самосознания как отражения идей, взглядов, мнений, чувств, эмоций, настроений представителей членов этноса.
Предварительное выявление этнокультурных предпосылок исследования позволяет утверждать:
1) межкультурные отношения этносов - процесс противоречивый: с одной стороны, этнос стремится сохранить самобытность своей культуры; с другой - происходит взаимодействие культур, их диалог, взаимообогащение. При этом взаимообогащение связано с выделением всеобщего, т.е. того, что объединяет людей региона, страны, мира (общенационального, общероссийского и общечеловеческого). Каждый народ вносит свою лепту в сокровищницу мировой культуры. Ясно лишь одно - развитие демократии -мощный толчок сближения народов без идеологических шор, национальной кичливости, амбиций и притязаний;
2) одним из результирующих способов продуцирования национального сознания вовне является культура. Национальная культура выполняет важную функцию в национальной идентификации людей - отождествления, приравнивания себя к представителям своего сообщества, отграничения от других этнонациональных объединений. Этнодифференцирующая роль принадлежит таким соционормативным пластам культуры, как система ценностей, нормы поведения, традиции, обряды, присущие каждому народу.
Воспитание культуры межнационального общения студента рассматривается нами как педагогическая проблема. Мы исходим из понимания проблемы как совокупности задач, выражаемых вопросительными и целевыми предложениями и в известной мере предопределяющими все процедуры построения теории и поиска (открытия) эмпирических фактов1.
Для решения задач исследования стало необходимым проанализировать культуру межнационального общения с позиций педагогики, в контексте сложившихся теоретических представлений.
Для педагогического осмысления феномена культуры межнационального общения, преодоления возможной неопределённости в интерпретации смыслов сопряжённых понятий считаем целесообразным систематизировать понятийно-терминологическую базу проблемы, её категорийно-понятийное поле. Как известно, именно категории характеризуют наиболее сущностные грани явления, помогают понять его исходные смыслы.
Многоаспектность категорий науки, их употребление в различных отраслях знаний допускает противоречивые толкования предметов и явлений. Между тем, именно в понятиях отражаются наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения изучаемых явлений объективной реальности. Систематизация и совершенствование категорийно-понятийного поля позволяет конструировать процесс исследования на основе строгой и возможно более полной системы понятий и дефиниций.
Предлагаемые нами определения не претендуют на полноту, а используются в контексте целей и задач, ограниченных рамками исследования, являются операциональными («рабочими») и могут корректироваться по мере накопления этнокультурологических и этнопедагогических знаний.
Системообразующими понятиями, позволяющими выстроить блоки-подсистемы понятийного аппарата культуры межнационального общения, являются «общение» и «культура».
В современной науке существует множество определений понятия «общение». В контексте рассматриваемого феномена под общением понимаем взаимодействие двух или
1 Белкин, А.С. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы) /А.С. Белкин, Е.В. Ткаченко. - Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 2005. - С. 256.
более людей, состоящее в обмене между ними познавательной или эмоциональной информацией, опытом, знаниями, умениями, являющимися определённым результатом их психической и духовной деятельности, приобщающее субъектов общения к культуре, традициям, обычаям друг друга, к социокультурным ценностям своих этнических и социальных сообществ.
Принятое определение позволяет выделить функции общения, значимые при воспитании культуры межнационального общения студентов: готовность к
взаимодействию с другими людьми (контактная функция); обмен информацией, знаниями, ценностями культур своего этноса (информационная функция); понимание партнёрами друг друга - смыслов сообщений, переживаний, эмоционального состояния (эмотивная функция); согласование действий и поступков с нормами культуры, принятыми в данном этническом сообществе, в данном многонациональном регионе (нормативно-координирующая функция); обмен социокультурными ценностями в виде народных традиций и обычаев, этнокультурного опыта (культуротворческая функция).
При изучении особенностей общения представителей различных этнических общностей оперируют понятием «межнациональное общение». Межнациональное общение мы рассматриваем как социокультурный процесс, особую форму взаимодействия людей, в основе которого лежит обмен людьми разных национальностей познавательной и/или эмоциональной информацией, социокультурным опытом, установками, различающимися национально-психологическими особенностями, приобщающий субъектов общения к культуре, традициям, обычаям друг друга, к социокультурным ценностям своих этнических и социальных сообществ.
В соответствии с предметом исследования для нас важное значение имеет антропологическое понимание культуры, которое основано на признании: самоценности культуры каждого народа, на каком бы этапе своего развития он ни находился; равноценности всех культур на земле.
Для понимания культуры межнационального общения как педагогического феномена важными, на наш взгляд, являются следующие теоретические положения:
- культура представляет собой специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, следовательно, и конкретного этноса;
- культура является выражением специфически человеческого единства с природой и обществом, социокультурным и этнокультурным сообществом;
- культура фиксирует общее отличие человеческой жизни от биологических форм жизни, а также качественное своеобразие конкретно-исторических форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития, в рамках определенных эпох, общественно-экономических формаций, этнических и национальных общностей;
- культура включает в себя не только предметные результаты деятельности человека, но и его субъективные силы и способности, реализуемые в деятельности;
- выступая как механизм преемственности, культура обеспечивает творческое развитие каждого человека, конкретного этнического сообщества и общества в целом.
С учетом вышесказанного обратимся к определению и выявлению сущности понятия культуры межнационального общения.
В философской, педагогической, психологической литературе (А.В., В.А. Авксентьевы, Т.Б. Алексеева, Э.А. Баграмов, З.Т. Гасанов, А.Н. Джуринский, М.А. Мазалова, В.И. Матис и др.) понятие «культура межнационального общения» определяется как: часть духовной жизни общества, его культуры; совокупность идейно-политических, нравственных, эстетических ценностей, функционирующих, взаимообогащающихся и творчески развивающихся в процессе непосредственного и косвенного (опосредованного) общения представителей различных национальностей; система характерных для личности, наций, классов, социальных групп или общества в целом идей и убеждений, проявляющаяся во всех сферах человеческой жизни; способ установления нормальных отношений между людьми различных национальностей.
Теоретический анализ научной литературы позволяет выделить сущностные аспекты культуры межнационального общения: совокупность ценностей, функционирующих и развивающихся в процессе прямого и косвенного общения представителей различных национальностей; совокупность норм взаимодействия и общения представителей различных наций и народностей; средство развития и совершенствования национальных отношений; система характерных для личности идей, убеждений, способов, форм, видов специфической культурной деятельности, многогранное социально-психологическое свойство личности, представляющее интегративную характеристику со специфическим содержанием и разноуровневой степенью воспитанности.
Сущность культуры межнационального общения состоит в том, что, обеспечивая сохранение и развитие накопленных отдельной нацией и передаваемых от поколения к поколению ценностей и традиций, она содействует реализации полноценного взаимодействия представителей различных национальностей на основе взаимообогащения культур и создает условия для творческого, духовного развития личности.
Итак, под культурой межнационального общения в данной работе понимается органическая часть культуры общества, культуры человеческих отношений в нём, определённый уровень совокупности специальных знаний и умений, а также адекватных им поступков и действий членов общества в процессе взаимодействия представителей различных этнических общностей, позволяющих достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах.
Культура межнационального общения рассматривается нами как социальнодуховный феномен, следствие и регулятор межнационального взаимодействия, важное условие формирования группового и индивидуального национального сознания и самосознания, весомый фактор развития этносоциальной общности и человечества в целом, ценностная и поведенческая система.
Основу современной культуры межнационального общения составляют приоритет общечеловеческих ценностей, уважение к человеку независимо от его национальной, религиозной и расовой принадлежности, к народам и гражданам, их истории, культуре, языкам, традициям, толерантности ко всем народам Земли, непримиримость к любым негативным проявлениям национализма.
Считаем целесообразным особо выделить такие специфические функции культуры межнационального общения, как:
- трансляционную - сохранить историческую память, критически переосмыслить опыт предшествующих поколений и на этой основе выработать верные критерии и социальные ориентиры взаимоотношений различных наций и народностей;
- нормативную - выработать нормы и требования, обеспечивающие социальный
тип поведения во взаимоотношениях представителей различных национальностей,
соответствующий требованиям современного этапа развития общества;
- коммуникативную - формировать умения и готовность устанавливать контакты с лицами других национальностей, полнее использовать межнациональное общение для развития и совершенствования личности; способствовать формированию толерантности во взаимоотношениях с представителями различных культур, национальностей.
В содержание понятия «культура межнационального общения» правомерно
включить следующие составляющие:
- знания об основных ценностных характеристиках (интернационализме,
патриотизме, дружбе народов, гражданстве, толерантности); знания о возможностях достижения взаимопонимания в межнациональном общении; знания родного языка, языка страны проживания, языков других народов; знание и претворение в жизнь общепринятых на международном уровне норм и правил, которые регулируют отношения
представителей разных этнических групп; понимание необходимости трудиться на благо своей нации, народов страны проживания, во имя сохранения человечества;
- национальную скромность и заботу о достоинстве своего этноса, народов стран проживания, всего человечества; глубокое уважение к национальному достоинству граждан своей национальности и любой другой, доброжелательность и такт во взаимоотношениях; социально и профессионально ориентированные реакции на характер, стиль и особенности поведения людей других национальностей; чувство национальной и общенародной (народов страны проживания) гордости, принадлежности к человеческому роду; неразрывный и постоянный интерес к культуре своего народа, народов страны проживания, ее месту в общечеловеческой культуре; осознание значения культуры межнационального общения;
- нормативные требования и правила регулирования взаимоотношений представителей различных этнических общностей;
- сложившиеся в процессе повседневного общения традиционные нормы взаимоотношений между представителями различных национальностей, в которых отражены общечеловеческие идеалы братства, дружбы и уважения к другим народам;
- социально ориентированная, на основе принципов гуманизма, нормативная поведенческая характеристика личности в условиях межличностного межнационального общения и освоение соответствующих этим требованиям характера, стиля и уровня поведения.
Заключая вышеизложенное, отметим, что ключевые понятия проблемы и сопряжённые с ними как сложноорганизованная система могут быть представлены в следующей диалектической логике: «общение» - «межнациональное общение» - «культура» - «культура общения» - «культура межнационального общения». При таком подходе к культуре межнационального общения как педагогической проблеме следующим логическим этапом в исследовании становится воспитание культуры межнационального общения как процесс. При этом процесс рассматривается нами как смена состояний в развитии коммуникативных умений студента как формируемого качества в его культуре межнационального общения. Процесс воспитания культуры межнационального общения студента - это педагогический процесс. Он характеризуется совместной деятельностью, сотрудничеством, сотворчеством его субъектов, опосредованным этнокультурным содержанием, методами освоения норм межнационального общения, способствует самореализации личности в жизнедеятельности в полиэтнической среде. Педагогическая задача, на решение которой направлены действия субъектов образовательного процесса, заключается в воспитании у студентов гуманизма, российского патриотизма, уважения к людям иной национальности, коллективизма, трудолюбия, чувства человеческого достоинства.
Мы разделяем точку зрения З.К. Шнекендорфа1 о двух взаимосвязанных звеньях воспитания культуры межнационального общения: 1) развитии национального
самосознания студентов на базе своей культуры, языковой среды; 2) овладении достижениями мировой культуры, системой общечеловеческих ценностей. Таким образом, образовательный процесс строится так, чтобы воспитывать уважительное отношение, прежде всего, к своей культуре, а через неё ко всем национальным культурам. Гуманное отношение к достижениям различных культур обеспечивает студентам понимание позитивного значения общечеловеческих ценностей в развитии культур народов.
Анализ философской, социологической, педагогической и психологической литературы по проблеме исследования позволил нам выделить комплекс факторов воспитания культуры межнационального общения, среди которых особо значимы социальные (связаны с общественно политической, учебно-производственной и общественной деятельностью людей и с педагогическими факторами), педагогические (включают в себя педагогический процесс, общественно-полезную деятельность и
1 Шнекендорф, З.К. Воспитание учащихся в духе культуры мира, взаимопонимания, прав человека / З.К. Шнекендорф // Педагогика. - 1998. - № 1. - С. 43-50.
общение с культурно-национальной направленностью и научно-исследовательскую работу студентов, направленную на изучение социально-педагогических процессов, включая и межнациональные отношения), социально-педагогические (движущие силы, которые обязаны своим происхождением социальной базе и выступают связующим звеном между общественной жизнью и педагогическим процессом) и психологопедагогические (внутреннее состояние студентов, участников педагогического процесса, их установки, интересы, мотивы, потребности. Культура межнационального общения воспитывается на основе взаимодействия трех ведущих психологических факторов: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностно-практического).
Учитывая выше изложенные положения, в нашей работе под воспитанием культуры межнационального общения студентов понимается педагогический процесс, направленный на обеспечение студентов теоретическими знаниями о ценностях культуры этноса (этносов), культуре межнационального общения, развитие ценностномотивационной сферы и расширение опыта межнационального общения студентов, формирование практических умений и навыков общения с представителями других национальностей.
Наша исследовательская работа позволяет констатировать, что процесс воспитания культуры межнационального общения студента (на основе содержания педагогических дисциплин) обладает рядом специфических признаков:
- сущностные его характеристики базируются на категориях национальных (языка, истории, искусства, фольклора, традиций народной педагогики) в сочетании с общечеловеческими;
- динамичный воспитательный процесс обладает различной степенью актуализации на всем протяжении развития личности;
- его содержание определяет формирование планетарного мировоззрения и базовой культуры личности;
- в реализации его сущности определяющим является принцип глобализма и регионализации, то есть учет объективно опосредуемых социальных и педагогических условий;
- его функционирование проходит в рамках мультикультурного общества и поликультурного образовательного пространства;
- механизмом, обеспечивающим его совершенствование и развитие, является интеграция педагогических усилий на основе принципов: системно-деятельностного подхода, учета национально-этнического, культурного фактора, синергетики, личностно ориентированного подхода, преемственности при условии, что учащийся является активным субъектом образовательного процесса.
Библиографический список
1. Авксентьев, А.В. Краткий этносоциологический словарь-справочник / А.В. Авксентьев, В.А. Авксентьев. - Ставрополь: Изд-во СГПИ, 1994. - 100 с.
2. Белкин, А.С. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы) / А.С. Белкин, Е.В. Ткаченко. - Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 2005. - 275 с.
3. Библер, В.С. На гранях логики культуры / В. С. Библер. - М.: Наука, 1997. - 412 с.
4. Викторова, Л.Г. О педагогических системах / Л. Г. Викторова. - Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1989. - 101 с.
5. Шнекендорф З.К. Воспитание учащихся в духе культуры мира, взаимопонимания, прав человека / З. К. Шнекендорф // Педагогика. - 1998. - № 1. - С. 43-50.
6. Этнопсихологический словарь / под ред. В.Г. Крысько. - М.: Моск. психолого-соц. ин-т, 1999. - 343 с.