Научная статья на тему 'Формирование культуры межнационального общения молодежи: методологический анализ'

Формирование культуры межнационального общения молодежи: методологический анализ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4326
722
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ" / "МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ" / "МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ" / "КРИТЕРИИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галеева Л. И.

В статье представлен ретроспективный анализ понятия культура межнационального общения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of interethnic communication culture of the youth: methodological analysis

The article presents a retrospective analysis of the notion«Culture of interethnic communication”.

Текст научной работы на тему «Формирование культуры межнационального общения молодежи: методологический анализ»

УДК 13.11.44

Л.И.Галеева

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ МОЛОДЕЖИ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

В статье представлен ретроспективный анализ понятия культура межнационального общения

Ключевые слова: «культура межнационального общения», «межкультурный диалог», «межнациональное общение», «критерии межнационального общения»

L.I. GALEEVA. THE FORMATION OF INTERETHNIC COMMUNICATION CULTURE OF THE YOUTH: METHODOLOGICAL ANALYSIS.

The article presents a rétrospective analysis of the notion«Culture of interethnic communication".

Key words: «culture of interethnic communication», «intercultural dialogue», «interethnic communication», «criteria of interethnic communication»

Жизненная необходимость воспитания культуры межнационального общения объясняется тем, что население многих государств и регионов по своему составу многонационально. Необходимость регулирования отношений между людьми разных национальностей объясняется тем, что межнациональные отношения остаются сложнейшими во всем мире.

Межнациональное общение — это определение взаимосвязи и взаимоотношения, в процессе которых люди, принадлежащие к разным национальным общностям и придерживающиеся различных религиозных взглядов, обмениваются опытом, духовными ценностями, мыслями, чувствами. Культура такого общения зависит от общего уровня обучающихся, от их умения воспринимать и соблюдать общечеловеческие нормы и мораль

Современный мир характеризуется набирающими силу процессами глобализации и интеграции. Изменения, происходящие в Российской Федерации в области политики, экономики, социальных отношений, вызвали в свою очередь рост национального самосознания этносов, стремление народов сохранить свою самобытность и уникальность. Появилась определенная тенденция межэтнического расслоения, которая зачастую переходит в национальную нетерпимость.

Межнациональное общение людей реализуется на фоне роста социальной напряженности, разрушения единого культурно-просветительного пространства, экономического кризиса и политической нестабильности в обществе. Все это, в свою очередь, стимулирует проявление межнациональной конфликтности и приводит к осознанию необходимости культуры межнационального общения как альтернативы межнациональной конфронтации.

В студенческой среде наиболее интенсивна зона межэтнических контактов: в крупные города приезжает учиться молодежь практически со всех регионов, именно в высших учебных заведениях встречаются представители самых разных этнических групп и различных конфессий, вступают в контакт различные системы мировоззрения, мировосприятия и миропонимания. Также можно сказать, что в студенческом возрасте формируется этническое сознание, тут же и происходит большинство конфликтов.

Культура межнационального общения рассматривается, как правило, как совокупность специальных знаний и умений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся в межличностных контактах и взаимодействии представителей различных этнических общностей и позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах. Она является органической составной частью духовной жизни общества, его культуры, в частности культуры человеческих отношений в целом.

Единой точки зрения на феномен «культура межнационального общения» до сих пор не существует. Само представление о культуре межнационального общения в научной литературе характеризуется сложностью и неоднозначностью. Целесообразнее всего говорить о нескольких основных педагогических парадигмах воспитания культуры межнационального общения: концепции интернационального воспитания, теории поликультурного образования, школе диалога культур, концепции воспитания толерантности и толерантного сознания. Не каждая из них ставит перед собой задачу непосредственного воспитания культуры межнационального общения, но все они в той или иной мере ориентируются на решение этой проблемы, предлагают свои методы формирования основ культуры межнационального общения.

В этнопсихологическом словаре отмечается: понятие «культура межнационального общения» вошло в научный оборот в начале 1980-х гг. В содержательном плане она включает: знание и претворение в жизнь общепринятых на международном уровне норм и правил, которые регулируют отношения представителей разных этнических общностей; соблюдение сложившихся традиционных интернациональных форм межнационального общения; социально и профессионально ориентированные реакции на характер, стиль и особенности поведения людей других национальностей; стремление утверждать на практике взаимно

согласованные принципы бесконфликтного взаимопонимания и сотрудничества в ходе межнационального взаимодействия; способность противостоять национальной ограниченности и замкнутости, национальной предвзятости и вражде, национальному недоверию и отчужденности, национальному эгоизму и этноцентризму[8].

И теоретическая, и практическая функции культуры межнационального общения - способствовать интеграции наций, народностей страны, укреплению их дружбы и сотрудничества, воспитывая такт и взаимоуважение людей разных национальностей.

О.В.Морозова, С.Б.Морозов считают, что применительно к российской действительности исходным базисом в формировании культуры межнационального общения являются те традиции, те формы межнационального общения, которые вырабатывались в процессе его формирования как полиэтнического и поликонфессионального по своему составу, восходящие в своей основе к традициям и формам быта русского народа, его мировоззрению, как государство - и социообразующей этнической общности. Авторы высказывают мнение, что межнациональное общение должно опираться не только на абстрактно - всеобщее в культуре, но и на конкретно - историческое, так как интернациональное должно стать элементом (при этом органичным) внутренней структуры национальных общностей, что возможно лишь при опосредовании национально - особенным. При этом, однако, то, что определяется как культура межнационального общения, формируется не просто за счет сочетания абстрактно - всеобщего и специфически - особенного содержания культуры, присущего конкретной нации, но как результат осознания той реальной роли, в которой нация выступает в историческом процессе (в качестве самостоятельного социального целого, или как элемент социального организма). В соответствии с последним, культура межнационального общения должна рассматриваться как сложный феномен, в котором переплетаются абстрактно - всеобщее, наднациональное, общенациональное, соотносящееся с типом взаимоотношений между нациями сложившимся в конкретном обществе, под ведущим воздействием социообразующего этноса, и конкретно - национального, присущего национальной культуре нации, входящей в состав этого национального целого [6].

Г.А. Николаева обосновала тезис о том, что основу культуры межнационального общения составляют национальные и общечеловеческие ценности, именно они определяют поведение человека, позволяют оценивать ему свои поступки, действия и, конечно, поведение людей других культур с точки зрения их определенных представлений и выбирать конструктивные способы межнационального общения. Как считает автор, будучи продуктом межнационального взаимодействия, культура межнационального общения выступает критерием гуманистического характера, определенного уровня цивилизованности межнациональных отношений. Ее ценности, нормы и принципы, гуманистические по своей сути и характеру, призваны регулировать межнациональное общение таким образом, чтобы военнослужащие различных национальностей могли продуктивно взаимодействовать, невзирая на существующие между ними этнокультурные различия и этнополитические противоречия, на расхождения во вкусах, идеалах и моральных оценках, в концептуальных подходах и житейских представлениях. Г.А.Николаева пишет: «культура межнационального общения - это интегральное качество личности, характеризующееся знаниями о культуре, традициях и обычаях других народов; уважительным и толерантным отношением к иным точкам зрения и ценностям, отличных от собственных; умением преодолевать трудности в коммуникативных и иных формах взаимодействия с членами различных этнических общностей». Кроме этого, автором выявлено, что культура межнационального общения как интегральное качество личности позволяет найти адекватные модели поведения, способствующие поддержанию атмосферы согласия и взаимного доверия, высокой результативности в совместной деятельности, а, следовательно, и устранению нетерпимого отношения к людям, отличающимся антропологическим обликом, языком, ценностями, культурой [7].

Н.Г.Маркова пришла к выводу, что главным в развитии межнациональных отношений и в целом человечества был и остается диалог культур. Взаимодействие культур, их диалог — это та благоприятная основа для развития межэтнических, межнациональных отношений. Межнациональное общение предполагает культуру общения, исключая пренебрежения к истории, культуре, достижениям какого-либо народа, а предполагает уважение, внимание к личности, политолерантность независимо от его национальности. Под культурой общения Н.Г.Маркова понимает высоко развитое умение осуществлять коммуникацию соответственно нормам, которые исторически сложились в данном обществе. Она считает, что способность к межнациональному общению можно считать врожденной, но и как другие способности ее надо развивать в процессе воспитания. Исследователь отмечает, что важнейшим ориентиром поведения и поступков студенческой молодежи в межнациональных отношениях являются моральные ценности. Именно в межнациональном общении необходимым условием является возникновение духовно-нравственной силы. Только в межнациональном общении человек постигает смысл своего бытия, свою нравственную самоценность и незаменимую значимость. В статье отмечено, что жизнь без дружбы, любви, доброго участия «другого» не может быть индивидуально и социально полноценной. Воспитание культуры межнационального общения предполагает формирование у молодежи установок этнотолерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия [5].

Необходимо отметить, что подлинная культура межнационального общения, взаимодействия и сотрудничества народов может возникнуть только на основе раскрытия духовно-нравственного потенциала каждой нации, обмена опытом социального и культурного творчества, на основе реализации идеалов свободы, справедливости и равенства.

В.Л.Кубышко высказывает мнение, что культура межнационального общения является проявлением культуры как общественно-исторического феномена. По его мнению, культура межнационального общения

— это качество человека, характеризующее общий уровень его воспитанности, готовность и умение общаться с представителями разных культур, способность учитывать их национальную специфику, деликатность и терпимость в любых ситуациях. Данное качество представляет систему характерных для личности нравственных идей и представлений, форм и способов поведения, специфических видов деятельности, которые осуществляются в целях взаимодействия, углубления взаимопонимания и взаимовлияния культур между людьми разных национальностей. Кроме этого, автор высказывает мнение, что культура межнационального общения — это многофункциональное явление, имеющее интегративную характеристику и зависящее от общего уровня людей, от их умения воспринимать и соблюдать общечеловеческие нормы и мораль. Очевидно, что в основе культуры межнационального общения лежат принципы гуманизма, доверия, равноправия и сотрудничества.

В.Л.Кубышко отмечает, что культура межнационального общения имеет следующие структурные компоненты:

- когнитивный — знание и понимание норм, принципов и требований общей гуманистической этики

— таких, как долг, ответственность, честь, добро, справедливость, совесть и др.; проблем теории и практики межнациональных отношений;

- мотивационный — желание освоить историю и культуру своей нации, а также других народов; интерес к общению с другими людьми, представителями других национальностей;

- эмоционально-коммуникативный — способность к идентификации, эмпатии, рефлексии, сопереживанию, соучастию, адекватной самооценке; самокритичность, толерантность;

- поведенческо-деятельностный — владение своими эмоциями, умение объективно оценивать ситуацию, непримиримость к нарушению прав человека любой национальности и веры [3].

Основными чертами и критериями высокой культуры межнационального общения являются:

- осознание и признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми и групповыми, понимание необходимости достижения баланса межнациональных интересов, гармонизации общечеловеческих и национальных интересов;

- нераздельное чувство национальной и общенародной (народов страны проживания) гордости, принадлежности к роду человеческому;

- чувство дружбы между народами страны проживания, единства семьи человеческой; забота о судьбах "малой родины", большой родины, всей планеты Земля;

- понимание необходимости трудиться на благо своей нации, народов страны проживания, во имя сохранения человечества;

- стремление и содействие расширению взаимосвязей своей нации с народами страны проживания и всего мира;

- неразрывный и постоянный интерес к культуре, своего народа, народов страны проживания, мировой демократической культуре;

- знание родного языка, языка страны проживания, языков других народов;

В учебном пособии под ред.Е.А. Журавлевой, культура межнационального общения рассматривается как историческое явление, продукт истории, в котором утверждаются и передаются достижения социального опыта. Они реализуются в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и институтов. Но культуру межнационального общения также рассматривают не только как совокупность материальных и духовных ценностей, но и как процесс саморазвития и самореализации человека. Культура общения - это некоторый свод правил, общих для всех участников равноправного общения [2].

В содержательном плане культура межнационального общения включает следующие основные элементы:

- знание конституционных требований, регулирующих взаимоотношения субъектов межнационального общения и обязательных для исполнения всеми гражданами многонационального государства независимо от национальной принадлежности, наличие интернационалистского сознания, чувства принадлежности к единому Отечеству;

- культура межнационального общения включает готовность эмоционально и участливо откликаться на запросы, поведение и состояние людей другой национальности, богатство эмоциональной сферы, способность к моральному резонансу, к сочувствию и переживанию, наличие таких социальных чувств, как коллективизм, интернационализм, патриотизм, гуманизм и др.;

- культура межнационального общения предполагает соответствующие действия, культуру поведения,

умение выбирать по отношению к каждому представителю другой нации такой способ обращения, контакта, который, не расходясь с требованиями интернационалистской морали, в то же время наилучшим образом отвечал бы их индивидуальным, национально-психологическим особенностям;

- знание и понимание норм, принципов и требований гуманизма;

- осознание приоритета общечеловеческих ценностей;

- чувство национальной и общенародной гордости, принадлежности к роду человеческому.

И.М.Кунгурова, Г.М.Валетова под формированием культуры межнационального общения понимают

педагогический процесс, направленный на усвоение студентами убеждений, знаний и понимание культуры межнационального общения; формирование системы ценностей и высоконравственной мотивации поступков и поведения в процессе общения с представителями различных национальностей, интереса к межнациональному общению; организацию позитивного опыта межнационального общения. Учебное заведение воспитывает будущего специалиста, для которого значительными станут такие нравственные ценности, как патриотизм, гражданственность, толерантность, межнациональное общение, уважение к представителям других народов. По их мнению, знакомство студентов с языком, историей, культурой, бытом различных народов в течение недели позволило на практике утверждать принципы бесконфликтного взаимопонимания и сотрудничества. Знание истоков культуры, нравов, обычаев народов помогает понять и объяснить многие моменты истории страны, судьбы разных этнических групп, помогает избежать ошибок и найти способы борьбы с отрицательными явлениями, уходящими корнями в толщу народных верований. В этой связи особую значимость приобретает знание национальных традиций, обрядов и праздников [4].

У.Б.Гаджиева, М.МАдухова высказывают мнение, что каждый народ имеет свою историческую нишу в мировом процессе, и нельзя отрывать определенные народы от исторического процесса. Сегодня это проявляется в межнациональных конфликтах, от которых ни один из народов не выигрывает. Напряженность в межнациональных отношениях, конфликты между народами и республиками обнаружили ограниченность представлений о нерушимой дружбе народов. Познав чувство любви к своему народу, радость открытий от общения со сверстниками и взрослыми, своего ближайшего окружения, личность проникается уважением к людям разных национальностей, начнет постигать культуру общения [1].

Итак, можно сделать вывод, что формирование культуры межнационального общения - это педагогически - целесообразно организованный процесс, направленный на удовлетворение потребностей молодежи в межличностных контактах и взаимодействии с представителями различных этнических общностей, обеспечивающий формирование навыков общения в многонациональном государстве, умение пользоваться ими в своей практической деятельности, уважительное отношение к национальному достоинству других людей.

Литература

1. Гаджиева У.Б., Адухова М.М. Культура межнационального общения как фактор сохранения мира и общественного согласия [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.ekstremizm.ru/publikacii/profi laktika

2. Толерантность и культура межнационального общения: Учебно-методическое пособие (для студентов высших учебных заведений). под ред.Е.А Журавлевой -Краснодар: Просвещение-Юг, 2009. - 307 с.

3. Кубышко В.Л. Формирование культуры межнациональных отношений с учетом национального своеобразия служебных коллективов [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://rudocs.exdatcom/docs/index-

4. Кунгурова И.М., Валетова Г.М. Воспитание у студентов педагогического вуза культуры межнационального общения [Электронный ресурс]/ Кафедра педагогики, ПГГПУ, г. Пермь /Режим доступа: http://www.pedagog.pspu. ru/conference/n

5. Маркова Н.Г. Формирование культуры межнациональных отношений студентов в поликультурном образовательном пространстве ВУЗА: автореф...докт.пед.наук/ Маркова Н.Г.- Казань, 2010 - 35 с.

6. Морозова О.В., Морозов С.Б. Культура межнационального общения: к определению понятия [Электронный ресурс]/сайт национального института системных исследований гражданского общества/ Режим доступа: http://nisipgo.ru/

7. Николаева Г.А. Сущностные характеристики

1. Gadzhieva U.B., Aduhova M.M. Kul'tura mezhnacional'nogo obshhenija kak faktor sohranenija mira i obshhestvennogo soglasija[Jelektronnyj resurs]/ Rezhim dostupa: http://www.ekstremizm.ru/publikacii/profi laktika

2. Tolerantnost' i kul'tura mezhnacional'nogo obshhenija: Uchebno-metodicheskoe posobie (dlja studentov vysshih uchebnyh zavedenij). pod red.E.A. Zhuravlevoj - Krasnodar: Prosveshhenie-Jug, 2009. - 307 s.

3. Kubyshko V.L. Formirovanie kul'tury mezhnacional'nyh otnoshenij s uchetom nacional'nogo svoeobrazija sluzhebnyh kollektivov [Jelektronnyj resurs]/ Rezhim dostupa: http://rudocs.exdat.com/docs/index-

4. Kungurova I.M., Valetova G.M. Vospitanie u studentov pedagogicheskogo vuza kul'tury mezhnacional'nogo obshhenija [Jelektronnyj resurs]/ Kafedra pedagogiki, PGGPU, g. Perm' /Rezhim dostupa: http://www.pedagog.pspu.ru/conference/n

5. Markova N.G. Formirovanie kul'tury mezhnacional'nyh otnoshenij studentov v polikul'turnom obrazovatel'nom prostranstve VUZA: avtoref...dokt.ped.nauk/ Markova N.G.- Kazan', 2010 - 35 s.

6. Morozova O.V., Morozov S.B. Kul'tura mezhnacional'nogo obshhenija: k opredeleniju ponjatija [Jelektronnyj resurs]/sajt nacional'nogo instituta sistemnyh issledovanij grazhdanskogo obshhestva/ Rezhim dostupa: http://nisipgo.ru/

7. Nikolaeva G.A. Sushhnostnye harakteristiki kul'tury

культуры межнационального общения у военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации [Электронный ресурс]/сайт электронного журнала научных публикации аспирантов и докторантов/ Режим доступа: http://www.iurnal.org/

8. Этнопсихологический словарь [Электронный ресурс]/ культура межнационального общения- статья- М.: МПСИ. В.Г. Крысько.1999.- Режим доступа: http://ethnopsychology.academic.rU/1

mezhnacional'nogo obshhenija u voennosluzhashhih Vooruzhennyh Sil Rossijskoj Federacii [Jelektronnyj resurs]/sajt jelektronnogo zhurnala nauchnyh publikacii aspirantov i doktorantov/ Rezhim dostupa: http://www.jurnal.org/

8. Jetnopsihologicheskij slovar' [Jelektronnyj resurs]/ kul'tura mezhnacional'nogo obshhenija- stat'ja- M.: MPSI. V.G. Krys'ko.1999.- Rezhim dostupa: http://ethnopsychology.academic.ru/1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.