УДК:13.11.44
Л.И.Галеева
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
В статье дается подробное описание реализации культуры межнационального общения студенческой молодежи на примере множества мероприятий, происходящих на территории Республики Татарстан, а также дается теоретическое обоснование данного явления.
Ключевые слова: студенческая молодежь, культура межнационального общения, мультикультурная среда, патриотизм, толерантность, интернационализм, государственная молодежная политика.
Lilija Gafeeva FEATURES OF FORMING OF CULTURE OF INTERNATIONAL COOMMUNICATION OF STUDENTS ON THE EXAMPLE OF REPUBLIC TATARSTAN
This article provides a detailed description of the implementation of culture of intemational communication student at the plethora of events taking place on the territory of the Republic of Tatarstan, and also gives a theoretical justification of this phenomenon.
Key words: students, culture of interethnic communication, multicultural environment, patriotism, tolerance, internationalism, national youth policy.
Студенческая молодежь - это профессионально ориентированная группа, обладающая приори-тетным инновационным потенциалом. Студенческая молодежь является частью молодежи как соци-ально-демографической группы и, соответственно, характеризуется определенными признаками, при-сущими ей, при всем том, что сама студенческая молодежь также имеет ряд признаков, отличающих ее от молодежи в целом: студенческая молодежь осуществляет учебную деятельность и готовится к включению в социум на основе полученной профессиональной подготовки, обладая наибольшим потенциалом в социальной, культурной, научной, творческой сферах.
И.М.Кунгурова, ГМ.Валетова под формированием культуры межнационального общения пони-мают педагогический процесс, направленный на усвоение студентами убеждений, знаний и пони-мания культуры межнационального общения; формирования системы ценностей и высоконравствен-ной мотивации поступков и поведения в процессе общения с представителями различных националь-ностей, интереса к межнациональному общению; организацию позитивного опыта межнациональ-ного общения. Учебное заведение воспитывает будущего специалиста, для которого значительными становятся такие нравственные ценности, как патриотизм, гражданственность, толерантность, межна-циональное общение, уважение к представителям других народов. По мнению авторов, знакомство студентов с языком, историей, культурой, бытом различных народов позволяет на практике утверж-дать принципы бесконфликтного взаимопонимания и сотрудничества. Знание истоков культуры, нра-вов, обычаев народов помогает понять и объяснить многие моменты истории страны, судьбы разных этнических групп, помогает избежать ошибок и найти способы борьбы с отрицательными явлениями, уходящими корнями в толщу народных верований. В этой связи особую значимость приобретает значение национальных традиций, обрядов и праздников [1].
В ходе многолетнего исследования проблемы М.И.Прокохиной выявлены и научно обоснованы педагогические условия эффективности формирования культуры межнационального общения у сту-дентов в сфере межнациональных отношений: «приоритетность общей культуры в контексте гумани-зации и гуманитаризации педагогического образования, систематическое и последовательное вклю-чение студентов в межнациональный диалог культур, расширение и углубление межнационального фонда в содержании профилирующих дисциплин. [2]
Одним из приоритетных направлений воспитательной работы Республики Татарстан во всех образовательных учреждениях является воспитание культуры межнационального общения как глав-ного демократического принципа, соблюдение которого обеспечивает мирное поступательно-устой-чивое развитие полиэтнической, мультикультурной среды Республики Татарстан. Большое внимание в республике уделяется вопросам воспитания уважения к культуре, истории, языку всех народов Татар-стана, мировым культурным ценностям, проблемам профилактики молодежного экстремизма. Идет работа по разработке и внедрению новых воспитательных технологий, позволяющих эффективно ре-шать данные вопросы. Разработана республиканская программа духовно-нравственного воспитания.
Так, в рамках Дня народного единства в районах и городах республики прошли акции "Я -
граж-данин России", праздничные концертные программы "Пою тебе, моя Россия", прошли тематические мероприятия, дискуссии по проблемам формирования толерантного сознания, предупреждения моло-дежного экстремизма и причинам, порождающим это явление.
Формированию патриотизма, интернационализма, толерантности способствует продуктивное сотрудничество Министерства образования и науки Республики Татарстан с 35 регионами РФ, СНГ и рядом зарубежных стран в области образования, и в частности, в сфере развития молодежной дипло-матии. Сюда же относится проведение республиканской историко-краеведческой экспедиции "Тайны родного края", целенаправленная работа 850 музеев, разнообразная деятельность национальных воск-ресных школ и клубов международной дружбы и межнационального согласия.
В рамках реализации Стратегии государственной молодежной политики Российской Федерации Министерством образования и науки Республики Татарстан проведен научно-методический семинар "Студенческое самоуправление в XXI веке: взгляд молодых". В период работы семинара была организо-вана работа круглых столов по проблемам развития студенческого самоуправления, принципам дея-тельности органов студенческого самоуправления, межнациональных отношений, принципам толе-рантного сознания в студенческой среде, проявлений экстремизма. Участниками семинара разрабо-таны различные социальные проекты.
Как пример формирование культуры межнационального общения, 22 февраля 2016 г проводился конкурс Министерства по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан среди дейст-вующих на территории Республики Татарстан учреждений молодежной политики, детских и мо-лодежных общественных организаций по восьми номинациям: "Новое поколение", "Команда", "Сохра-ним природу Татарстана", "Культура межнациональных отношений и профилактика экстремизма в молодежной среде", "Шаг навстречу", "Успех в твоих руках", "Российская молодежная информационная сеть "Новый взгляд", "Здоровый образ жизни, профилактика социально негативных явлений".
В Доме Дружбы народов Татарстана молодежь различных национальностей отметила праздник Навруз. В 2016 году благодаря инициативе, созданной в начале марта Молодежной ассамблеей народов Татарстана, представители одиннадцати национальностей из разных вузов, разных национально-культурных общественных организаций, собрались в стенах Дома Дружбы народов Татарстана, чтобы вместе отметить праздник. Гости - студенческая молодежь Казани, члены национальных общест-венных объединений Ассамблеи народов Татарстана пришли в Дом Дружбы народов Татарстана. На первом этаже можно было посмотреть работы профессиональных художников, преподавателей и студентов Камского института искусств и дизайна, представленные на выставке "Навруз". В программе праздника были номера азербайджанской, узбекской, кыргызской, таджикской, татарской, казахской, булгарской, турецкой, башкирской, туркменской и даже иранской культур. И песни, и танцы, и корот-кие рассказы об обычаях и особенностях празднования Навруза в каждой из стран.
Реализация межнационального общения молодежи в мультикультурной и мультиязыковой сре-де в различных сферах жизнедеятельности города Казани имеет следующие направления:
- развитие образовательной деятельности учреждений культуры, направленной на просвещение молодежи в области культуры и истории города;
- расширение программ, освещающих мультикультурность и поликонфессиональность г. Казани, поддерживающих национальные традиции и толерантность;
- повышение уровня методической обеспеченности культурно-образовательного процесса посред-ством внедрения инновационных технологий, современных информационных и техногенных средств;
- привлечение внимания общества к важности и приоритетности культуры межнационального общения;
- расширение программ, проведение публичных акций, посвященных юбилейным датам;
- обучение молодежи и студентов иностранным языкам и поведению в многоязыковой и мультикультурной среде;
- развитие волонтерского движения, расширение участия молодежи в культурных проектах, развитие специальных программ, поощряющих волонтерское движение на базе учреждений культуры, образования, молодежных клубов.
Сохранение атмосферы взаимного уважения к национальным и конфессиональным традициям и обычаям народов и укрепление единства народов, проживающих на территории
Татарстана, предусматривают решение следующих задач:
- формирование методических основ деятельности в сфере межнациональных отношений;
- распространение идей терпимости и взаимного уважения в вопросах межнациональных отно-шений;
- поддержка деятельности областных общественных объединений, работающих в сфере межнациональных отношений на территории республики Татарстан;
- освещение в средствах массовой информации культур и традиций народов, населяющих Татарстан, и распространение идей межнационального согласия.
Так, например, 30 октября 2016 г в здании Дома Дружбы народов Татарстана состоялся Круглый стол «Татарстан - Туркменистан: история, некоторые итоги и перспективы сотрудничества», посвя-щенный 25-й годовщине Независимости Туркменистана и 24-й годовщине со дня принятия Конс-титуции Республики Татарстан. Основными организаторами Круглого стола стали: Национально-культурная автономия туркмен РТ в составе Ассамблеи народов Татарстана и Татарстанское отделение Международной гуманитарной ассоциации туркмен мира, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Дом Дружбы народов РТ.
В ходе круглого стола его участники выступили и обсудили следующие вопросы:
1. История татаро-туркменских отношений в историческом развитии.
2. Настоящее и будущее татаро-туркменских связей и контактов в рамках дальнейшего развития российско-туркменских межгосударственных отношений.
3. Контакты и связи Туркменистана и Татарстана в области культуры, науки и образования.
4. Изучение и преподавание истории, культуры и языков народов Центральной Азии в научных центрах и учебных заведениях России.
5. Итоги участия ученых Татарстана в Международной научной экспедиции ЮНЕСКО и конференции «Туркменская природа: нераскрытые тайны Койтендага».
В процессе целенаправленного общения студенческая молодежь обеспечивает взаимопомощь и позитивное взаимовлияние между представителями разных национальностей, которое происходит на базе усвоения образцов поведения, манер, действий, поступков, свойственных той или иной национальности.
Литература
1.Кунгурова, И.М., Валетова Г.М. Воспитание у 1. Kungurova, I.M., Valetova G.M. Vospitanie u студентов педагогического вуза культуры studentov pedagogicheskogo vuza kul'tury межнационального общения [Электронный ресурс]/ mezhnacional'nogo obshhenija [Jelektronnyj resurs]/ Кафедра педагогики, ПГГПУ г. Пермь; И.М.Кунгурова, Kafedra pedagogiki, PGGPU, g. Perm'; I.M.Kungurova, ГМ.Валетова.- Режим доступа: G.M.Valetova.- Rezhim dostupa:
http://wwwpedagog.pspu.ru/ conference/n http://www.pedagog.pspu.ru/conference/n
2. Прокохина, М.И. Педагогические условия 2. Prokohina, M.I. Pedagogicheskie uslovija ф°рмир°вания культуры межнаци°нальн°г° formirovanija kul'tury mezhnacional'nogo obshhenija v общения в вузе [Текст]: автореф... дис. vuze [Tekst] avtoref dis канд.пед.наук/М.И.пр°к°хина-М., 2005. - 20 с. kand.ped.nauk/M.I.prokohina.- M., 2005. - 20 s.