Научная статья на тему 'Культура межнационального общения как психолого-педагогический феномен'

Культура межнационального общения как психолого-педагогический феномен Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2596
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матвеев Денис Евгеньевич, Беловолов Валерий Александрович

В статье исследуется характеристика понятий «культура», «культура межнационального общения», подчеркивается их общность в созидательной, деятельной направленности на человека. Так же автор выделяет гуманистическое содержание составляющих компонентов понятия «культура межнационального общения» в рамках специфики педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культура межнационального общения как психолого-педагогический феномен»

УДК. 370. 179

Матвеев Денис Евгеньевич

Адъюнкт Новосибирского военного института внутренних войск Министерства Внутренних Дел России, dematveev@mail.ru, Новосибирск

Беловолов Валерий Александрович

Доктор педагогических наук, профессор Новосибирского военного института внутренних войск Министерства Внутренних Дел России, vabelovolov@mail.ru, Новосибирск

культура межнационального общения

КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

В статье исследуется характеристика понятий «культура», «культура межнационального общения», подчеркивается их общность в созидательной, деятельной направленности на человека. Так же автор выделяет гуманистическое содержание составляющих компонентов понятия «культура межнационального общения» в рамках специфики педагогической деятельности.

Ключевые слова: культура, межнациональное общение, культура межнационального общения.

Matveev Denis Evgenjevihc

Adjunct of the Novosibirsk military institute of Internal armies of the Ministry of Internal Affairs of Russia, dematveev@mail.ru, Novosibirsk

Belovolov Valery Aleksandrovich

Doctor ofpedagogical sciences, the professor of the Novosibirsk military institute of Internal armies of the Ministry of Internal Affairs of Russia, vabelovolov@mail.ru, Novosibirsk

CULTURE OF INTERETHNIC INTERACTION AS A PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PHENOMENON

The article is focused on the research of interrelations between the notions of culture and international communication culture. The author allocates the humanistic content components of concept «culture of international dialogue» in the limits of specificity of pedagogical activity. Keywords: culture, international communication, international communication culture.

Россия исторически сложилась и про

должает существовать как многонациональное государство. Это всегда накладывало свой отпечаток на развитие культуры и образования. Российское образование во все времена выступало фундаментом национальной культуры, специфической формой ее существования и способом трансляции культурного опыта народов страны. Наше государство, вступая в XXI век, столкнулось с изменениями, охвативших все мировое сообщества и повлекших за собой усложнение жизни и ускорение ее ритмов, революцию средств массовой информации и интеграцию мировой экономики и финансов, расширение международных, политических и культурных контактов. Именно этот процесс, происходящий в современном мире, способствует расширению культурных гра-

ниц и влияет на интенсивность культурного общения. Следствием происходящего всего этого возникла необходимость роста государственного самосознания этносов, то есть народ пытается сохранить самобытность и уникальность. Появилось межэтническое расслоение, которое стало зачастую переходить в национальную нетерпимость.

При этом многонациональное общество испытывает потребность в новом мировоззрении, направленном на интеграцию культур и народов с целью их дальнейшего сближения и духовного обогащения. Все это обосновывает значимость поликуль-турного образования, целью которого выступает формирование человека культуры, творческой личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в поли-культурной среде, обладающей развитым

чувством понимания и уважения других культур, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей.

На протяжении многих лет ведутся поиски наиболее эффективных средств и способов использования толерантности как инструмента межкультурного общения и взаимопонимания. Опыт решения проблем, возникающих при межнациональных общениях, и есть опыт культуры межнационального общения. Вне межнационального общения невозможны процесс и результат практического воздействия на мир, и владение культурой межнационального общения важно для будущих офицеров, которые призваны ориентировать военнослужащих в сложных ситуациях межкультурного взаимодействия.

В условиях постоянно расширяющихся межнациональных связей и усиления взаимозависимости между народами, культура межнационального общения зависит от уровня общего развития населения, его умения соблюдать общечеловеческие нормы нравственности и поведения, взаимной готовности правильно воспринимать инонациональные ценности, стремление обогащать себя знаниями этих ценностей, то есть умения жить в поликультурном мире [6].

Успешное функционирование поли-культурного общества невозможно без образования. Потребность в образовании является следствием культурной истории человечества. «Образовываться - значит другого, себя, смысл жизни, свою ответственность перед обществом, перед культурой... Цель общества в духовном развитии человечества, возведению его к свободному и сознательному состоянию. Цель образования - помочь человеку научиться жить, то есть понять, определить отношение к себе, к окружающему миру, найти свое место в культуре и обществе» [1; 8].

На протяжении последних десятилетий в педагогике разрабатывается широкий круг национальных проблем образования, связанных с новым этапом развития общества. Разработаны и используются программы по-ликультурного образования. Созданы концепции культуросообразного воспитания и образования. Положительным примером осуществления и предотвращения общеобразовательных проблем современности, свя-

занных с постоянным усложнением международных связей является поликультурная модель образования [7].

Обозначенные цель и задачи поликуль-турного образования поднимают вопросы воспитания культуры межнационального общения. Для выяснения базовых категорий воспитания культуры межнационального общения раскроем характеристики понятий «культура» и «межнациональное общение».

Во второй половине XX в. именно культуру чаще всего называют основным фактором, лежащим в основе межэтнических различий психики. Занимаясь изучением связи между культурой и психологическими - прежде всего личностными - характеристиками. Трудно представить себе более распространенный и более многозначный термин. В обиходном языке мы используем его оценочное значение, например, говорим о ком-то, что он культурный человек или что он ведет себя некультурно. В науке не пользуются этим оценочным значением, но по подсчетам социологов в различных областях научной деятельности сформулировано более 250 определений культуры. Самое короткое и одновременно самое широкое определение предложил американский куль-турантрополог М. Херсковиц (1895-1963), утверждавший, что «культура - это часть человеческого окружения, созданная самими людьми»

В этом смысле к культуре принадлежит каждый, даже простейший предмет, созданный человеком, любая мысль, зародившаяся в его сознании. Культура - это то, что не есть природа.

При таком понимании культуры подчеркивается ее многоас- пектность, полная невозможность перечислить все ее элементы.

Это здания, орудия, одежда, способы приготовления пищи, социальное взаимодействие, вербальная и невербальная коммуникация, воспитание детей, образование молодежи, религии, эстетические предпочтения, философия и многое другое. Все эти элементы составляют материальные и духовные продукты жизнедеятельности человека [12].

Н. А. Бердяев рассматривает культуру через призму человеческой личности. Культура, в соответствии с концепцией Н. А. Бердяева, является феноменом духов-

ной человеческой истории, и ее ценности духовны. «Она осуществляет лишь истину в познании, в философских и научных книгах; добро-в нравах, бытии и общественных установлениях; красоту-в книгах стихов и картинах, в статуях и театральных представлениях; божественное-лишь в культе и религиозной символике» [2, с. 23].

В контексте поликультурного образования интересной представляется позиция С. Ньето, который включает в понятие «культура» постоянно меняющиеся ценностные ориентации, традиции, социальные и политические отношения, мировоззрения создаваемые и разделяемые группой людей, связанных вместе комплексом факторов (общая история, географическое положение, язык, социальное происхождение, религия)[8].

Ряд исследователей (Ю. В. Арутюнян, В. И. Белый, З. А. Малькова и др.) считают, что культура способствует объединению народов, развивает национальное самосознание и должна быть прогрессивным фактором в развитии многонационального общества отдельных народов, наций и определенной личности.

Американский психолог Г. Триандис выделяет субъективную культуру. Субъективной культурой Триандис называет характерные для каждой культуры способы социального восприятия, с помощью которых ее члены познают созданную людьми часть человеческого окружения, то есть какие категории (нормы, роли и ценности) признают своими, какие связи между категориями выделяют. Понимаемая таким образом, она охватывает все представления, идеи и убеждения, которые являются объединяющими для того или иного народа и оказывают непосредственное воздействие на поведение и деятельность его членов [12].

Такое многообразие определений порождает стремление упорядочить их, подводя под различные классификации, среди которых можно выделить следующие:

социологические, когда культура понимается как фактор организации общественной жизни, как совокупность идей, принципов, социальных институтов, обеспечивающих коллективную жизнедеятельность людей. Примером такого понимания может быть следующее определение: «Культура - это то, что определяет социальный аспект челове-

ческой личности с точки зрения усвоенного и приобретенного поведения. Культура динамична, равно как и личность, принявшая данную культуру, и обе они (как личность, так и культура) меняются под влиянием обстоятельств и времени»;

исторические, когда акцент делается на то, что культура является продуктом истории общества и развивается путем передачи приобретаемого человеком опыта от поколения к поколению, например: «Культура есть результат совместной жизнедеятельности, и основными составляющими культуры являются четко очерченная группа людей и определенная история их существования. Культура определяет способы, с помощью которых различные общества стандартизируют и канонизируют одобренные нормы поведения, а также методы, с помощью которых общество выражает неприятие несоответствующих моделей поведения»;

нормативные, согласно которым содержание культуры составляют нормы и правила, регламентирующие жизнь людей. Например, в словаре «Культурология. XX век» культура представляется как «совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, заученным формам человеческого поведения и деятельности, обретенных знаний, образов самопознания и символических обозначений окружающего мира». К этому же классу можно отнести определение культуры как «системы знаний и норм для восприятия, представления, оценки и действия. Это система социально усвоенных моделей поведения, которая служит для взаимодействия людей с окружающим миром. Она развивается во времени и постоянно, хотя и медленно, эволюционирует»;

психологические, которые основываются на взаимосвязи культуры с психологией поведения людей и видят в ней социально обусловленные особенности человеческой психики, например: «Культура - это образ жизни, тот контекст, в котором мы существуем, думаем, чувствуем и общаемся друг с другом. Это тот «клей», который соединяет в одно целое группу людей. Это программа, заложенная с раннего детства, которая управляет поведением людей в обществе и помогает понять, что от них ожидается и что случится, если эти ожидания не будут оправ-

даны. Культуру можно определить как идеи, обычаи, навыки, методы и приемы, характеризующие данную группу людей в данный период времени»;

Кроме того, культура может пониматься и как чрезвычайно индивидуальный процесс познания символов и значений, который дает индивиду представление о тех или иных явлениях окружающего мира. Этот процесс, в котором предварительные знания и представления всегда играют важную роль, направляет развитие значений у каждого человека. Формирующиеся благодаря этому процессу значения влияют на следующий за ними опыт, который в свою очередь способствует новой интерпретации уже имеющегося значения. Таким образом, явления окружающего мира понимаются все время по-новому. Поэтому культура представляет собой «постоянно развивающееся восприятие мира, которое индивидуально и неповторимо».

В современной науке о культуре можно обнаружить еще довольно большое количество определений, различающихся теми или иными методологическими аспектами. Если сравнить их с приведенными выше, то можно обнаружить наиболее общие характеристики культуры, которые свойственным всем этим подходам и определениям:

культура - это универсальное явление человеческой жизни, поэтому не существует ни одного человеческого сообщества или социальной группы без присущей им культуры;

культура - это продукт совместной жизнедеятельности людей;

культура находит свое выражение в ценностях, правилах, обычаях, традициях;

человечество не является единым социальным коллективом, разные популяции людей создали разные этнические, региональные, социальные культуры;

культура является результатом коллективной жизнедеятельности людей, но ее носителями выступают отдельные личности;

культура функционирует в качестве основания для самоидентификации общества и его членов, осознания ее носителями своего группового и индивидуального Я, различения «своих» и «чужих» во взаимодействии с другими культурами и народами.

Отмеченное разнообразие определений, интерпретаций, смыслов и методологических подходов, вероятно, вполне зако-

номерно, поскольку обусловлено тем, что культура представляет собой крайне сложное и многогранное явление, выражающее все стороны человеческого бытия.

Таким образом, несмотря на свою очевидную реальность, культура предстает в некотором смысле абстрактным понятием, ибо в действительности она существует только в виде множества культур разных эпох и регионов, а внутри этих эпох - в виде культур отдельных стран и народов, которые в культурологии принято называть локальными культурами.

Наличие локальных культур является также закономерной формой существования всей человеческой культуры в целом. Благодаря взаимодействию локальных и этнических культур возникает система общения, поддерживаются различные стили и типы поведения, ценностные ориентации, сохраняется их этническая самобытность. Это общение протекает как через взаимное выяснение отношений, распри, конфликты, так и через взаимную адаптацию и понимание культурного своеобразия соседей [10].

В решении этой задачи важная роль отводится культуре межнационального общения, с помощью которой возможно познать мир культуры других народов и познакомиться с общечеловеческими ценностями и приоритетами иной культуры.

В философском плане культуру межнационального общения Н. Ф. Чипинова рассматривает как способ организации и развития межнациональных взаимоотношений, направленных на освоение и взаимо-обогащение прогрессивных национальных ценностей и традиций и создание условий для роста материального и духовного богатства каждого человека и общества в целом. Определяя место культуры межнационального общения в общей структуре культуры,

Н. Ф. Чипинова показывает, что понятие «культура» включает все материальные и духовные ценности, созданные человеческим обществом, способы, нормы человеческой деятельности, характеризующие особенности функционирования конкретного общества. Понятие «культура общения» является видовым по отношению к родовому понятию «культура», поскольку именно в общении выявляются общественные связи людей.

При этом общение выступает как необхо-

димая предпосылка становления не только социальных отношений, но и культурного мира в целом. Культура межнационального общения характеризует взаимоотношения различных наций, т. е. может рассматриваться как составная культуры общения [11].

Исследователи определяют культуру межнационального общения как совокупность специальных знаний умений и адекватных поступков и действий, которые обеспечивают в процессе профессиональной подготовки полноценное межнациональное общение, направленное на освоение национальных и общечеловеческих ценностей и целостное развитие, и обогащение личности [3; 4; 11].

Авторы в содержание понятия «культура межнационального общения» включают: -знания об основных ценностных характеристиках (интернационализме, патриотизме, дружбе народов, гражданстве, толерантности и др.); знания о возможностях достижения взаимопонимания в межнациональном общении; знания родного языка, языка страны проживания, языков других народов; знания и претворение в жизнь общепринятых на международном уровне норм и правил, которые регулируют отношения представителей разных этнических групп; понимание необходимости трудиться на благо своей нации, народов страны проживания, во имя сохранения человечества и др.; - национальную скромность и заботу о достоинстве своей нации, народов стран проживания, всего человечества; глубокое уважение к национальному достоинству граждан своей национальности и любой другой, доброжелательность и такт во взаимоотношениях; социально и профессионально ориентированные реакции на характер, стиль и особенности поведения людей других национальностей; неразделенное чувство национальной и общенародной (народов страны проживания) гордости, принадлежности к человеческому роду; неразрывный и постоянный интерес к культуре своего народа, народов страны проживания, ее месте в общечеловеческой культуре; осознание значения культуры межнационального общения и др.; - соблюдение сложившихся традиционных интернациональных форм межнационального общения; стремление к овладению и повышению культуры межнационального общения; стремление и содействие расширению взаимосвязей

своей нации с народами страны проживания и всего мира; стремление утверждать на практике взаимно согласованные принципы бесконфликтного взаимопонимания в ходе межнационального общения; способность противостоять национальной ограниченности и замкнутости, национальной предвзятости и вражде, национальному недоверию и отчужденности и др. [5; 10; 11].

Культуру межнационального общения В. И. Матис определяет как «совокупность специальных знаний и убеждений, а так же адекватных им поступков и действий, проявляющихся как в межличностных контактах, так и во взаимодействии целых этнических общностей, позволяющих на основе меж-культурной компетенции быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах».

Автор выделяет в формировании культуры межнационального общения несколько компонентов.

Первый - знание истории, культуры своего этноса, его традиций. Без социальной памяти нет и не может быть национальной культуры. Из-за откровенно нигилистического отношения ко всему национальному в нашей стране мы имеем отнюдь не характерные для российского, да и цивилизованного общества явления манкуртизма. Молодежь не знает своих корней и своей истории и не имеет порой даже элементарных сведений в области религии, плохо знает выдающихся деятелей культуры.

Второй компонент - знание национальной культуры этноса, с которым осуществляется процесс общения. В условиях по-ликультурного общества особенно важными являются знания народных обычаев и обрядов, праздников и народных традиций, танцев, пословиц, сказок, народной педагогики и медицины - всего, что связано с духовной культурой, что может уберечь от некомпетентности, ошибок при принятии решений и удержит от необдуманных поступков.

Третий компонент - знание роли своей национальной культуры и роли культуры этноса - партнера в мировой культуре. Эти знания особенно важны и помогут уберечь от национального чванства, самоуспокоенности одних и бездумного самобичевания других. Объективная информация и глубокие знания позволят по достоинству оцени-

вать не только свой этнос, но и партнера. Это одно из важнейших условий оценки явлений общественной жизни и формирования культуры межнационального общения.

Четвертый компонент - знание особенностей национальной культуры как выражения национальной психологии, что также позволит избежать ошибок в общении.

В качестве пятого компонента может выступать эмпатия, означающая знание психологических особенностей этноса, способность к сопереживанию, умение поставить себя на место другого. Это качество наиболее важно в периоды нестабильности и различных невзгод в обществе, когда особенно нужна поддержка друг друга. К сожалению, это качество развито далеко не одинаково у всех, что также может приводить к проблемам общения. Часто случается так, что человек, не зная в совершенстве язык, затрудняется подобрать слова, но тон, которым он говорит, может подсказать дальнейшее поведение его собеседнику. Отсутствие эмпатии блокирует эмоциональную чувствительность, что, в свою очередь, может перерасти в жестокость.

Шестой компонент - знание родного (национального) языка и языка межнационального общения. Определение этнического компонента образования в современных условиях школы поликультурной модели осуществляется на языковом уровне, поскольку именно в языках и, прежде всего в диалектных формах запечатлены культурные традиции различных этносов. Овладение родным языком предполагает не только формирование представления о системе языка, но и развитие коммуникативных умений и навыков, овладение нормативной стороной речи. При этом родной язык, являясь культурным наследием, вобравшим в себя все закономерности и случайности исторического развития, выступает также как средство познания культуры своего народа [6].

В современных воспитательных системах формирование культуры межнационального общения, имеет определенные сложности, как и воспитание других нравственных качеств личности и нравственного поведения в целом. Поэтому можно сказать, что культура межнационального общения-интегративное и многофункциональное явление, которое может выступать как сложная научно-теоретическая проблема, и в то же время как

самостоятельное качество личности. Зная сущностные характеристики изучаемого качества личности: сущность данного феномена, его оптимальный структурный и функциональный состав, а также наиболее характерные взаимосвязи между компонентами позволяет сформировать культуру межнационального общения.

Библиографический список

1. Аракелян О. В. Поликультурное образование. Сущность и содержание. - М.: Издательски дом «Грааль», 2001. -148 с.

2. Бердяев Н. А. Смысл истории. - М.: Мысль, 1990. - 175 с.

3. Беловолова С. П., Кергилова Н. Н., Акунова Н. В. К вопросу о формировании этното-лерантности в воспитательно-образовательном пространстве // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 10. - С. 220-226.

4. Дашкевич Л. Ф. Модель подготовки учителя иностранного языка к воспитанию культуры межнационального общения младшего школьника // Сибирский педагогический журнал. - 2008. -№ 4. - С. 224-230.

5. Маркова И. Г. О проблеме формирования кросскультурной грамотности молодежи как индикатора межнационального понимания // Сибирский педагогический журнал. - 2008. -№ 15. - С. 317-329.

6. Матис В. И. Педагогика межнационального общения: уч. для студ. вузов. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2003. - 506 с.

7. Матис В. И. Проблема национальной школы в поликультурном обществе. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 1997. - 328 с.

8. Орлова Р А. Формирование готовности будущего учителя начальных классов к воспитанию культуры межнационального общения младших школьников: автореф. .канд. пед. наук. - Новосибирск: Новосибирский гос. пед. ун-т., 2009. - 17 с.

9. Садохин А. П. Межкультурная коммуникация: учебное пособие. - М.: Альффа-М, ИНФА-М, 2004. - 288 с.

10. Султанбаева К. И. Педагогика межнационального общения. - Абакан: Изд-во Хакисс. гос. ун-та, 2007. - 96 с.

11. Чипинова Н. Ф. Формирование культуры межнационального общения у студентов педагогического вуза в процессе профессиональной подготовки: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. -Челябинск: Челябинский гос. ун-т, 2004. - 26 с.

12. Этнопсихология: Учебник для вузов / Т. Г. Стефаненко. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 368 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.