Научная статья на тему 'Категоризация и интерпретация культуры межнационального общения'

Категоризация и интерпретация культуры межнационального общения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
940
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАТЕГОРИЯ / КУЛЬТУРА / МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матис Владимир Иванович

Автор определяет качества личности, которые предполагает культура межнационального общения; выделяет компоненты культуры, рассматривает направления формирования культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Категоризация и интерпретация культуры межнационального общения»

РАЗДЕЛ VIII ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

ПРОСТРАНСТВЕ

УДК 008

В. И. Матис

КАТЕГОРИЗАЦИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

Общение - важнейший фактор формирования личности, средство воспитания. Оно обеспечивает регуляцию поведения человека, его отношений с другими людьми, создает условия для целенаправленного регулирования чувств, поведения, воздействует на его ориентации и оценки. Формы общения, основанные на гуманизме, стимулируют развитие положительных человеческих качеств, а нетерпимость друг к другу, эгоизм или любое проявление «центризма», будь то эгоцентризм или европоцентризм, приводят к обострению противоречий и повышению психологического напряжения.

Культура межнационального общения зависит от уровня общего развития населения, его умения соблюдать общечеловеческие нормы нравственности и поведения, взаимной готовности правильно воспринимать инонациональные ценности, стремления обогащать себя знанием этих ценностей.

Понятия культуры межнационального общения, межкультурной компетенции, их структура и технологии формирования или воспитания активно разрабатываются российскими и зарубежными исследователями. Все они в той или иной степени затрагивают различные качества личности, ее способности и умения (Т. Бурмистрова [1], 3. Гасанов[2], М. Ку-ранов [3], В. Кутьев [4], В. Матис [6], М. Byram [7], К. Knapp [8], J. Lehtonen [9], Е. Phillips [10]).

3. Гасанов, например, выделяет знаниевые компоненты формирования культуры межнационального общения [2]. Для успешной коммуникации в иной культуре, с точки зрения Д. Летонена, необходимо знать язык, историю страны, искусство, экономику, общество, т.е. обладать всесторонними знаниями об истории и культуре этой страны [9]. Исследователь ставит вопрос об этике межкультурных отношений. Т. Ю. Бурмистрова акцентирует внимание на содержании специального учебного курса «Культура межнационального общения», который может решить многие проблемы общения [1]. В. И. Матис, разрабатывая проблему культуры межнационального общения, особое внимание уделяет комплексному изучению структуры и содержания этого феномена [6]. Технология формирования культуры межнационального общения может быть реализована, если к делу приступать с дошкольных образовательных учреждений. Предлагаемая К. Напп модель сориентирована на поведенческий аспект общения с представителями дру-

гой культуры, не включающий в себя обмен культурными смыслами, в ходе которого происходит понимание и познание иной культуры [8].

Авторы большинства работ в той или иной степени обращаются к знаниям, необходимым для осуществления межкультурного общения, и отношениям, возникающим при коммуникациях, а также умениям (интерпретации и соотнесения, открытия и взаимодействия) и критическому осознанию действительности. Основным достоинством рассматриваемых различных подходов является выделение в них двух взаимосвязанных сторон межкультур-ной компетенции личности - способности понимать родную и чужую культуру. Другим положительным моментом представляется установление или признание связи между мышлением и поведением, что выводит межкуль-турную компетенцию на более осознанный культурологический, философский уровень.

При гармоничном и непредвзятом подходе к межкультурным коммуникациям отношения, с точки зрения культуры межнационального общения, строятся на основе открытости и заинтересованности, готовности отказаться от предубеждений относительно родной и другой культуры.

Знания в общей концепции культуры межнационального общения включают информированность об истории, культуре, обычаях и традициях нации, характеристику социальных групп - участников общения, анализ их практической деятельности, общих процессов социального и личностного взаимодействия.

Умения интерпретации и соотнесения (общего и особенного) состоят в способности человека анализировать и интерпретировать явления общественной и культурной жизни, документы или события другой культуры, объяснять и соотносить их с явлениями собственной культуры с точки зрения общих методологических принципов. Умения при таком подходе дополняются усвоением новых знаний о культуре и культурных практиках, операционализацией знаниями, отношениями и навыками в условиях коммуникации и взаимодействия в реальном времени.

Критическое осознание действительности, включающее культуру, политическую структуру, систему образования и другие элементы общественной жизни, проявляется в умении, с одной стороны, критически, на основе определённых критериев воспринимать мировоззрение, деятельность и результаты деятельности, присущие собственной и иной культуре, а с другой

- остерегаться эти явления сравнивать и давать им оценку, поскольку каждая из них самоценна и самозначима.

Таким образом, культура межнационального общения предполагает формирование определенных качеств личности:

•способность увидеть взаимосвязи между разными культурами (как внешними, так и внутренними);

•умение быть посредником и способность интерпретировать одну культуру в терминах другой; ■

•критическое и аналитическое понимание собственной и иной культуры;

•осознание детерминированности собственного взгляда на мир культурными и мировоззренческими традициями.

Такой набор качеств ведет к формированию культуры межнационального общения и обусловливает продуктивность, результативность деятельно-

сти специалиста в области межнациональных отношений и комфортность любого коммуникатора, который попадает в инокулыурное окружение. На наш взгляд, под культурой межнационального общения следует понимать совокупность специальных знаний и убеждений, а также адекватные им поступки и действия, проявляющиеся как в межличностных контактах, так и во взаимодействии целых этнических общностей и позволяющие на основе межкультурной компетентности быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах.

Межкультурная компетенция, на основе которой строится и культура межнационального общения, представляет собой сложное образование, включающее в том числе и определённые знания, качества, навыки и умения.

В связи с этим в содержательном плане культура межнационального общения включает в качестве основных элементов знаниевый, мировоззренческий, поведенческий компоненты.

В первую очередь следует отметить знаниевый компонент, который включает:

- историю и культуру, традиции и обычаи собственного народа;

- историю и культуру, традиции и обычаи этноса партнера;

- место истории и культуры, традиций и обычаев собственного народа и этноса партнера в мировой культуре;

- язык родного этноса и языки межнационального и международного общения (билингвизм и полилингвизм);

- особенности национальной культуры как выражения национальной психологии, нормы и правила, которые регулируют взаимоотношения представителей разных этнических общностей или выработку их во взаимных интересах.

Что касается знаний истории, культуры своего этноса, его традиций, то без социальной памяти нет и не может быть национальной культуры. Многие россияне, независимо от национальной принадлежности или происхождения, обладают очень слабой этнографической грамотностью. Молодежь не знает своих корней и своей истории, не имеет порой даже элементарных сведений в области религии, плохо знает выдающихся деятелей российской культуры.

Далее следуют знания национальной культуры этноса, с которым осуществляется процесс общения. В условиях поликультурнош общества особенно важными являются знания народных обычаев и обрядов, праздников и народных традиций, танцев, пословиц, сказок, народной педагогики и медицины - всего, что связано с духовной культурой, что может уберечь от некомпетентности, ошибок при принятии решений и удержать от необдуманных поступков.

Следует отметить понимание роли своей национальной культуры и роли культуры этноса-партнера в мировой культуре. Это помогает уберечь от национального чванства, самоуспокоенности одних и бездумного самобичевания других. Объективная информация и глубокие знания позволят по достоинству оценивать не только свой этнос, но и партнера.

Определение этнического компонента образования в воспитании культуры межнационального общения необходимо осуществлять и на языковом

уровне, поскольку именно в языках, и прежде всего в диалектных формах, запечатлены культурные традиции различных этносов. Именно поэтому важный элемент в знаниевом компоненте принадлежит родному (национальному) языку и языкам межнационального и международного общения. Овладение родным языком предполагает не только формирование представления о системе языка, но и развитие коммуникативных умений и навыков, овладение нормативной стороной речи. При этом родной язык, являясь культурным наследием, вобравшим в себя все закономерности и случайности исторического развития, выступает также как средство познания культуры своего народа. Язык межнационального общения снимает непонимание, социальную и межэтническую напряженность.

Изменение парадигмы языковой политики в многонациональной России предусматривает осуществление практических шагов в нескольких направлениях и, в первую очередь, в сторону постоянного поиска конструктивных решений, направленных не только на преодоление отдельных недостатков и перекосов в языковой политике, но и на создание действительно благоприятных условий для свободного развития всех этнических языков в стране. Важным стратегическим направлением в этой сфере социокультурной деятельности должен стать переход от моно- к полилингвизму.

Знания особенностей национальной культуры как выражения национальной психологии, норм и правил, которые регулируют взаимоотношения представителей разных этнических общностей, также позволят избежать ошибок в общении, будут способствовать взаимопониманию на различных уровнях коммуникации. История знает немало примеров, когда руководители самого высокого уровня из-за некомпетентности в элементарных вопросах этнопсихологии пытаясь помирить народы, допускали досадные ошибки и нелепости, в результате только обостряющие отношения.

Однако очевидно, что межкультурная компетенция не должна сводиться только к знаниям. Одни знания не могут гарантировать, что в практических ситуациях общения в поликультурной или инокультурной среде будет всегда достигнута ситуация успеха. На наш взгляд, знаниевый компонент, предусматривающий в содержательном смысле изучение истории, культуры, традиций, обычаев и языка, будет выглядеть неполным без идейной убежденности и усвоения основ мировоззрения представителей изучаемой культуры. Устанавливая соотношение компонентов, мировоззренческий аспект может быть определен как систематизирующий во всей этой сложной структуре. Таким образом, обязательным признаком культуры межнационального общения становится идейная убежденность, позволяющая не только размышлять о сложных проблемах общественной жизни, о собственном месте в мире, но и принимать самостоятельные решения. Поэтому важным компонентом является мировоззренческий аспект культуры межнационального общения, который включает:

- способность противостоять антиподам культуры межнационального общения - национальной ограниченности и замкнутости, национальной предвзятости и неприязни, национальному недоверию и отчужденности, национальному эгоизму и этноцентризму, национальному тщеславию и спеси;

- социально и профессионально ориентированные реакции на характер, стиль и особенности поведения людей других национальностей;

- потребность утверждать на практике взаимно согласованные принципы бесконфликтного взаимопонимания и сотрудничества в ходе межнационального взаимодействия.

Мировоззренческий аспект культуры межнационального общения как социальная ценность личности рождается в результате внутреннего овладения региональной, национальной и всей человеческой культурой, обобщенным процессом ее формирования. Любая личность - продукт общества, но лишь та поднимается на уровень сформированного мировоззрения, через сознание которой преломляется история. Сама личность является непосредственным участником исторического процесса. Никакое схематичное усвоение абстрактных духовных ценностей, никакое самое обширное знание отдельных, не связанных внутренней логикой конкретных эмпирических фактов не вырабатывает мировоззренческой культуры. Непреходящее значение для этого имеет изучение в школьные и студенческие годы национальной и всей российской культуры, истории своего народа и России как общей Родины. Особенно велико значение истории и национальной общественной мысли для формирования мировоззренческой культуры. Подняться на уровень межкулыурной компетентности может только тот, кто органично усвоил сущность национальной и мировой культуры, почувствовал свою личную сопричастность к стране, ее истории и, конечно же, овладел языками, как национальным, так и государственным и международным. Таким образом, межкультурная компетентность предполагает, что личность не просто ориентируется в четырех (мега-, макро-, мезо- и микро-) уровнях понимания современных проблем, но и активно участвует в их решении [6].

Напряженность между общающимися может возникнуть также в конкретной психологической ситуации, сложившейся под влиянием низкого уровня обыденного сознания (восторг по поводу успехов своей нации, национальное чванство, спесь и др.). Поэтому понятие межкультурной компетенции наряду со знаниевым и мировоззренческим компонентами включает навыки, умения и качества личности, которые составляют компетенцию субъектов межкультурного общения.

Массовое общение людей может также стать источником возникновения больших психологических перегрузок, конфликтных ситуаций. Поэтому важным является поведенческий компонент, включающий ряд поведенческих качеств личности, которые составляют межкулыурную компетенцию при коммуникации с представителями иных культур. Здесь основой несущей конструкции являются толерантность и эмпатия, включающие на поведенческом уровне:

- соблюдение сложившихся традиционных или стереотипных форм межнационального общения;

- проявление уважения и позитивной оценки другого человека;

- позитивную, лишённую предубеждений реакцию на поведение представителя другой культуры;

- принятие точки зрения собеседника, способность взглянуть на событие с его позиции;

- толерантность к неожиданному повороту событий, способность справиться с ранее неизвестной и неопределённой ситуацией, не показывая своего замешательства.

Эмпатия, означающая способность к сопереживанию, умение поставить себя на место другого, наиболее важна в периоды нестабильности в обществе, когда особенно нужна поддержка друг друга. К сожалению, это качество развито далеко не одинаково у всех, что также может приводить к проблемам общения. Часто случается так, что человек, не зная в совершенстве язык, затрудняется подобрать слова, но тон, которым он говорит, может подсказать дальнейшее поведение его собеседника. Отсутствие эмпатии блокирует эмоциональную чувствительность, что, в свою очередь, может перерасти в жестокость. К сожалению, примеров этому в истории взаимоотношений этносов, проживающих на территории России, более чем достаточно.

Национальная ограниченность может порождаться теми или другими обстоятельствами, порой совершенно не связанными с национализмом. Это обычно связано с предвзятым мнением о человеке, отсутствием уважительного отношения к товарищам в коллективе и вообще неосторожностью и нетактичностью в процессе общения с окружающими людьми. Иногда в разговорной речи используются шутки, а также сложившиеся в прошлом клички и прозвища, адресованные представителям той или иной нации, обидные для них.

Нравственные аспекты культуры межнационального общения требуют специального внимания и рассмотрения. Анализируя требования, предъявляемые к нравственному облику участника межкультурного диалога, в качестве обязательного элемента включают и вопросы этического самосознания. Нравственное сознание осмысливается как диалектическое единство этических знаний, чувств, воли, убеждений и идеалов, определяющих уровень творческих и созидающих взаимоотношений коммуникатора в ситуациях межкультурной деятельности. Нравственный мир участников межкуль-турных связей проявляется в сознании, деятельности и отношениях и представляет собой сложную и разнообразную структуру. Он включает такие понятия, как идеал, смысл жизни, счастье и любовь, долг и совесть.

Нравственная кул ьтура заключает в себе не только нравственное сознание, формируемое на уровне теоретических этических знаний, но и нравственные чувства, развитие которых невозможно при опоре лишь на теорию. Исходя из этого, формирование культуры межнационального общения на основах толерантности, гуманизации отношений в системе коммуникаций предполагает не только теоретическое осмысление материала, но и его эмоциональное переживание, что способствует развитию межкультурной эмпатии. Умение сопереживать чужому миру, делать содержательные обобщения позволяет скорректировать свои нравственно-ценностные ориентации и установки, выработать целостное гармоничное отношение к гуманистическому характеру процесса межнациональных отношений.

Таким образом., в процессе формирования культуры межнационального общения как отдельной личности, социальной или национальной группы, так и целого поколения неразрывно связаны знаниевый, мировоззренческий и поведенческий компоненты. При этом понятие культуры межнационального общения, разложенное на компоненты, позволяет более глубоко познать процесс воспитания культуры межнационального общения, лучше понять проблемы, с которыми сталкивается личность, когда попадает в ино-

культурное окружение. Такое понимание культуры межнационального общения, на наш взгляд, не достижение конечной цели, а важный этап, создающий фундамент в дальнейшем для более сложного процесса формирования свободной, всесторонне развитой личности, которой чужды и конформизм, и анархически понимаемая свобода.

Структура культуры межнационального общения может меняться в зависимости от исторических условий, уровня развития общества и некоторых других параметров, но всегда будут оставаться некоторые общие элементы, от усвоения которых будет зависеть уровень общения. К таким элементам можно отнести политическую культуру общения, нравственное содержание общения между народами, эстетику общения и некоторые другие.

Поэтому важно вооружать население многонационального государства хотя бы минимумом знаний по основам межнациональных и международных отношений, дать ему представление о культуре, традициях, обычаях народов, населяющих страну, республику, регион, конкретную местность. Необходимо так построить содержание всего образования и воспитания, чтобы оно обеспечивало знаниями об этносах, с представителями которых люди учатся, работают и живут, формировало готовность противостоять антиподам культуры межнационального общения и принимать национальные особенности других народов. Для реализации такой сложной цели, чтобы она отвечала всем требованиям науки (полноте содержания, опера-циональности, реальности, временной определенности и побудительности для субъектов деятельности) и могла быть достигнута в условиях современной России, может быть введение специального курса. Целью организации курса «Культура межнационального общения» является дальнейшее развитие и обогащение содержания педагогического образования в регионе и стране.

К общетеоретическим задачам курса можно отнести:

- воспитание глубокого уважения и любви к Отечеству, к многонациональному народу России, Сибирского края, конкретного места с целью укрепления единства федеративного устройства нашего государства;

- культивирование бережного отношения к людям различных национальностей страны и региона, к их языкам, культуре, другим социальным ценностям;

- формирование интернационального и гражданского сознания и чувств;

- ориентация на общечеловеческие нравственные ценности, на лучшие достижения человеческой цивилизации, на осознание принадлежности к мировому сообществу в духе мира и уважения ко всем народам Земли, их этнонациональным особенностям;

- обращение к национальному достоинству в духе веротерпимости к различным религиозным чувствам людей, обеспечение мирного разрешения возникающих конфликтов культур на стыке различных религий;

- стимулирование непримиримого отношения к проявлению шовинизма, национализма и расизма.

Научно-методическое обеспечение учебно-воспитательной деятельности в плане формирования культуры межнационального общения ставит перед собой задачи:

- усвоения общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения человека, места жительства и отношения к религии;

- привития шобви к культуре, истории своего народа, родному языку;

- формирования национального самосознания;

- приобщения к общечеловеческим нравственным ценностям, к лучшим достижениям человеческой цивилизации;

- воспитания чувства причастности к мировому сообществу, уважения к инонациональным языкам;

- обеспечения сочетания национального (этнического), интернационального и патриотического в самосознании гражданина многонационального государства;

- формирования гражданской позиции (уважение, забота, тактичность, чуткость к человеку, сопереживание, понимание чувств и желаний людей, непримиримое отношение к эгоизму, высокомерию, грубости;

- выработки умений и навыков преодоления личностно-психологических барьеров в общении;

- вооружения знаниями, необходимыми для общения;

- предупреждения ситуаций, порождающих эмоциональную напряженность в отношениях.

Культура межнационального общения может формироваться на основе принципов социального партнерства народов, равенства людей независимо от их национальной принадлежности, на основе интернационализма, коллективизма и демократии.

В различных регионах многонационального государства культура межнационального общения, как верно отмечает 3. Гасанов [2, с. 12], имеет свои особенности, определяемые социально-историческим прошлым нации, историей ее отношений с другими народами, этнопсихологической совместимостью представителей тех или иных народов, религиозно-конфессиональной спецификой. Однако так или иначе культура межнационального общения может формироваться лишь на основе прочных знаний, мировоззренческой культуры и психологической готовности, что и составляет основу межкультурной компетентности - такой степени проявления знаний, навыков и умений, которая позволяет правильно оценивать специфику и условия взаимодействия, взаимоотношений и общения с представителями конкретных этнических общностей, видеть проявляющееся в их ходе своеобразие традиций, привычек и психологических качеств, находить адекватные формы воздействия на них с целью поддержания атмосферы согласия, добропорядочности и взаимного доверия.

Межкультурная компетентность в межнациональных отношениях реализуется прежде всего как высокая степень грамотности в области правильного осознания и соответствующей интерпретации национально-психологических особенностей представителей тех или иных наций и выражается в тщательной фиксации и учете:

- потребностей, мотивов и ценностных ориентаций жителей конкретных национальных регионов нашей страны, этническая специфика проявления которых существенно влияет на формы общения с ними;

- фактов, свидетельствующих о наличии противоречий между потреб-ностно-мотивационными компонентами национальной психологии и функционирующими в общественном сознании населения традиционными нормами делового, политического и межнационального взаимодействия между людьми;

—характера проявления познавательно-интеллектуальных составляющих национального самосознания представителей конкретных национальностей, которые должны приниматься во внимание при совместной деятельности;

- специфики форм защиты политического самосознания представителей конкретных этнических общностей от элементов национализма и шовинизма, проявляющихся в ходе межнациональных отношений;

- конкретных национально-психологических предпосылок для повышения эффективности интернационального взаимодействия в конкретных национальных регионах страны, которые могут учитываться в процессе деятельности.

В основных элементах культуры межнационального общения как самостоятельного социально-политического и социокультурного феномена в то же время следует, как это предлагают Э. А. Саракуев и В. Г. Крысько [5, с. 181], выделять четыре систематизирующих элемента, составляющих опору несущей конструкции:

- во-первых, прочные знания теории и практики реально существующих в государстве национальных отношений, а также психологии национальных общностей, ее населяющих;

- во-вторых, непредвзятую позицию при оценке других людей и особенно их национально-психологических особенностей и форм проявления;

- в-третьих, умение выбирать по отношению к каждому из них такой способ общения, который, не расходясь с собственными представлениями о морали, в то же время наилучшим образом отвечал бы индивидуальному и национальному своеобразию восприятия и оценки представителей других этнических общностей;

- в-четвертых, способность эмоционально и участливо откликаться на запросы, интересы и поступки этносов.

Таким образом, культура межнационального общения представляет собой не достижение какой-то конкретной цели - это перманентный процесс восхождения к новым вершинам культуры общения, основой которого, с одной стороны, являются знаниевый, мировоззренческий и поведенческий компоненты, а с другой - свободная, внутренне ориентированная личность.

Литература

1. Бурмистрова, Т. Ю. Социология национальных отношений / Т. Ю. Бурмистрова // Социологиче ские исследования. - 1994. — №5.

2. Гасанов, 3. Т. Формирование культуры межнационального общения в многонациональном регионе / 3. Т. Гасанов // Педагогика. - 1994. - №5,

3. Куранов, М. Культура межнационального общения / М. Куранов // Педагогика. —1992. -№7-8.

4. Кутьев, В., Бондырева, С. Культура межнационального общения / В. Куть-ев, С. Бондырева // Педагогика. - 1991. - №3.

5. Крысько В. Г., Саракуев, Э. А. Введение в этнопсихологию: учебно-методическое пособие для студентов / В. Г. Крысько, Э. А. Саракуев. - М., 1996.

6. Матис, В. И. Педагогика межнационального общения / В, И. Матис. - Барнаул, 2003.

7. Byram, М. Assessing Intercultural Competence in Language Teaching / M. Byram // Sprogforum. -N. 18. - Vol. 6. - P. 8-13.

8. Knapp, K. Intercultural Communication in EESE / К. Кларр// http://www.cs.uu.nl/ docs/vakken/bci/programma/intercult.html Retrieved January 3, 2003.

9. Lehtonen, J. Globalization, National Cultures, and the Paradox of Intercultural

Competence / J. Lehtonen // http ://viesti.jyu.fi/l aitos/lehtonen/globalization .html Retrieved December 2,2003. ■ ■

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Phillips, E. IC? I see! Developing learners’ intercultural competence / E. Philipps // LOTE CED Communique, issue 3. Retrieved February 17, 2004 from http:// www.sedl.org/loteced/communique/n03.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.