Научная статья на тему 'Процесс социально-культурного творчества как фактор формирования культуры межнационального общения молодежи'

Процесс социально-культурного творчества как фактор формирования культуры межнационального общения молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
584
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО / МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CULTURE OF INTERETHNIC COMMUNICATION / SOCIAL AND CULTURAL CREATIVITY / INTERETHNIC COMMUNICATION / SOCIAL AND CREATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галеева Лилия Ирековна

Представлен анализ культуры межнационального общения молодежи в аспекте вовлечения их в социально-культурное творчество

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROCESS OF SOCIAL AND CULTURAL CREATIVITY AS FACTOR OF FORMATION OF YOUTH’S INTERETHNIC COMMUNICATION CULTURE

The article presents analysis of the culture of international communication of young people in the aspect of their involvement in the social and cultural creativity

Текст научной работы на тему «Процесс социально-культурного творчества как фактор формирования культуры межнационального общения молодежи»

УДК 008:316.34

ПРОЦЕСС СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ МОЛОДЕЖИ

© Лилия Ирековна ГАЛЕЕВА

Казанский государственный университет культуры и искусств, г. Казань, Российская Федерация, аспирант, кафедра социально-культурной деятельности, e-mail: r.zbn@yandex.ru

Представлен анализ культуры межнационального общения молодежи в аспекте вовлечения их в социально-культурное творчество

Ключевые слова: культура межнационального общения; социально-культурное творчество; межнациональное общение; социально-творческая деятельность.

Культура в сфере межнационального общения, толерантность, эмпатия и уважение этнонациональных, культурных, религиозных и иных принадлежностей людей, их права на взгляды и убеждения являются серьезными проблемными вопросами педагогической и социально-культурной науки. Формирование культуры межнационального общения, включающей различные компоненты и качества, в современном обществе возможно при особой роли социально-культурного творчества, т. к. именно в этой сфере формируются взгляды на мир, ценностные установки и ориентации, накапливается личный опыт общения в условиях как социальной, так и художественно-творческой деятельности. Человеку с развитой этикой межнационального общения присущи следующие наиболее типичные черты личности: навыки общения в многонациональном коллективе, умение пользоваться ими в своей практической деятельности; уважительное отношение к национальному достоинству других людей, к национальным культурам, к прогрессивным национальным традициям, национальным обычаям; непримиримое отношение к проявлениям национального эгоизма и национального тщеславия, национального нигилизма; умение освобождаться от предрассудков прошлого не только в мировоззрении, но и в чувствах; уважительное отношение к языку народа, на территории которого он проживает.

Формирование культуры межнационального общения - это педагогически организованный процесс, направленный на удовлетворение потребностей молодежи в межлич-

ностных контактах и взаимодействии с представителями различных этнических общностей, обеспечивающий формирование навыков общения в многонациональном государстве, умение пользоваться ими в своей практической деятельности, уважительное отношение к национальному достоинству других людей.

Культура межнационального общения рассматривается в науке как совокупность специальных знаний и умений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся в межличностных контактах и взаимодействии представителей различных этнических общностей, позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах. Она является органической составной частью духовной жизни общества, его культуры, в частности культуры человеческих отношений в целом.

Можно также отметить, что формирование культуры межнационального общения является сложным, многоаспектным, длительным процессом утверждения в образе мышления, чувствах и поведении людей таких гуманных норм, как благожелательность, дружелюбие, терпимость, взаимопонимание, взаимность в отношениях между людьми разных национальностей.

Проблеме формирования культуры межнационального общения посвящены многие исследования: А.Б. Багдасарова, Г.М. Валетова, Г.О. Даракчян, Е.А. Журавлева, Л.А. Захарова, В.Л. Кубышко, И.М. Кунгурова, Д.И. Латышина, О.В. Литвина, Н.Г. Маркова

О.В. Морозова, С.Б. Морозов, Г.А. Николаева, С.Ф. Орлова, ОН. Попова, М.И. Проко-

хина, Г.Ю. Тютюнникова и др. Все они подчеркивают, что культура межнационального общения - это система характерных для личности нравственных идей и представлений, форм и способов поведения, специфических видов деятельности, которые осуществляются в целях взаимодействия, углубления взаимопонимания и взаимовлияния культур между людьми разных национальностей. Кроме того, важно подчеркнуть, что межнациональное общение является сложным, структурированным понятием. Оценить его сфор-мированность можно по наличию следующих компонентов:

- национальное самосознание;

- ориентация на общечеловеческие ценности;

- интерес к истории, литературе, культуре, науке других народов;

- отношение к представителям иного народа и его культуре, проявляющееся в содержании культуры межнационального общения личности.

В процессе социально-культурного творчества в ходе формирования культуры межнационального общения молодежь усваивает следующие понятия:

- историю и культуру своего этноса;

- национальную культуру этносов, с которыми осуществляется процесс общения;

- нормы и правила поведения при взаимодействии людей разных национальностей;

- нормы, принципы и требования общей гуманистической этики;

- знание национальных и межнациональных отношений в стране и регионе;

- знания о правах человека и народов, о межэтнических и межконфессиональных конфликтах и причинах их возникновения.

Также необходимо отметить, что в процессе социально-культурного творчества происходит обмен духовными ценностями, а знакомство с достижениями культуры других народов значительно обогащает личность. Взаимодействие культур происходит и на уровне межличностного общения, т. к. в ощущении реализуются общезначимые ценности культур. Межличностное общение, расширяя источники социальной и культурной информации, может выступить важным фактором в преодолении стереотипизирован-ного мышления и этим способствует взаимо-обогащению духовного облика молодежи.

Социально-культурное творчество - это культурно-творческая деятельность, базирующаяся на освоении культурного содержания и приобщения к общечеловеческим культурным ценностям, способствующая обогащению личностного и творческого опыта молодежи, в процессе которой вырабатывается новые отношения, ценности, смыслы.

Так, в исследовании О.Н. Белинской отмечено, что сущность социального творчества молодежи в сфере досуга понимается как активное отношение молодых людей к миру, их способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения общественно-исторического опыта человечества и в силу возрастных и личностных стремлений молодежи к креативу и инновациям. Это проявляется, по мнению О.Н. Белинской, в социально-творческой деятельности, характеризующейся в сфере досуга свободой ее выбора, позитивной общественной направленностью, духовно мотивированной личной инициативой, интересом и достаточно высоким качеством инновационных, самостоятельных организаторских действий, направленных на проектирование и реализацию инициативы в форме социально значимых акций, объединений, организаций, движений. Автор считает, что специфика развития социально-творческой деятельности студенческой молодежи состоит в том, что в современных условиях такая деятельность не может быть успешно реализована без ее проектной разработки, что требует обучения лидеров студенческой молодежи основам проектирования социальных инициатив в сфере организованного досуга в системе внеучеб-ной воспитательной работы вуза, а также учета влияния на динамику социального творчества культурно-ментальных традиций, смены политических режимов общества и циклического характера эволюции социальных новшеств на этапе реализации социально-творческого проекта [1].

В исследовании Д.М. Абдурзаковой обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность развития толерантного сознания молодежи в учреждениях культуры и образования многонационального региона, а именно: проблемно-тематическое структурирование содержания обра-

зования; опора на инновационные педагогические технологии (создание диалогического пространства занятия, проектные технологии, коммуникативные тренинги межкуль-турного диалога, самостоятельная исследовательская деятельность молодежи, деловые игры, драматизация, игровое моделирование и т. д.); соотносительность в культурнообразовательной среде динамики культуры и процесса личностного становления; активизация особых механизмов культурного саморазвития личности в процессе коллективной творческой деятельности. Также автором исследования подтверждена значимость коллективной творческой деятельности для достижения у молодежи высокого уровня меж-культурной коммуникации. Выделены виды коммуникации внутри творческих коллективов: межличностная коммуникация, коммуникация малых групп, взаимоотношения солиста и группы в целом, общегрупповая коммуникация; и описаны уровни ее проявления: определяющий, предпочтительный,

конвенциональный, периферийный [2].

Д.Ш. Сангиров пришел к выводу, что поиски новых приемлемых значений креатива в индивидуальном и групповом социально-культурном творчестве были связаны с общим развитием демократических процессов в современном мире, с движением за права человека, с осознанием многими людьми и в целом народами своей значимости в культурном прогрессе, с ростом их потребности во внутренней свободе и внешних возможностях творческого самовыражения и самореализации. Д.Ш. Сангиров отмечает, что главной чертой духовной жизни общества была и остается культуросообразность. Суть и смысл деятельности миллионов людей, представляющих духовную элиту общества - деятелей науки и искусства, педагогов, мастеров-наставников - состоит в том, чтобы помочь каждому новому поколению в овладении материальной и духовной культурой своего народа, ее сокровищами. При этом необходимо иметь в виду, что высокая духовность, постоянные нравственные искания, возвышающие человека, всегда составляли одну из главных особенностей национального характера. Мерой культуры и воспитанности всегда считалось социально-культурное творчество. Главным гарантом духовного бытия общества является деятельность по

приобщению людей к миру прекрасного, к культуре быта и человеческих отношений, выработке высокого вкуса и неприятия пошлости, формированию культуры поведения и потребности строить жизнь по законам красоты и гармонии. Таким образом, автор делает вывод, что общество предстает как социально-культурная система, которая олицетворяет единство материального и духовного производства [3].

Исследователь В.М. Грусман считает, что современная социально-культурная

практика обогащена эффективными интерактивными методами, обеспечивающими органичную связь просвещения с вовлечением людей в социально-культурное творчество, в процессе которого историко-культурные знания преобразуются в нравственные убеждения и патриотическую гражданскую позицию. По мнению автора, Россия - это не просто некий искусственный конгломерат территорий, наций, народностей, этносов, а единый нерасчленимый организм с общим для всех его членов жизненным пространством. Народы и территории, вошедшие в состав Российского государства на разных этапах его формирования - независимо от того, как это произошло, добровольно или насильственным путем, на основе договорных или иных актов - уже в течение длительного времени составляют неразрывные части единого культурно-исторического и политикоэкономического пространства. Сущностное содержание русской идеи - полинациональность, органическое соединение различных народов, культур, традиций, конфессий и т. д. В этом единстве оказались органически скрепленными - государственность, социокультурная система, единый образ жизни, с одной стороны, этнонациональный, конфессиональный, национально-культурный плюрализм - с другой. По мнению автора, при определенных условиях современные социополитические процессы могут стать отправной точкой как государственного и духовного возрождения России, восстановления единого государственного сознания, так и возрождения национального самосознания многочисленных населяющих ее народов. Эти два начала не противоречат друг другу, а взаимодействуют [4].

Культура межнационального общения рассматривается нами как интегративная ха-

рактеристика, связанная с формированием системы ценностей и высоконравственной мотивации поступков и поведения в процессе общения с представителями различных национальностей; воспитание у молодежи в обществе установок толерантного сознания посредством межкультурного диалога; наличие плодотворных способов социального взаимодействия в многонациональной среде.

Формирование культуры межнационального общения в процессе социально-культурного творчества молодежи - это сложный и многоаспектный длительный процесс, направленный на формирование системы нравственных идей и представлений, межнациональных форм и способов поведения у молодежи, ориентации их на общечеловеческие ценности в процессе просветительской, рекреационной и творческой деятельности, связанной с развитием мировоззренческой, духовно-эмоциональной и деятельностной сферой [5].

Культура межнационального общения зависит от уровня общего развития участников нашего исследования, их умения соблюдать общечеловеческие нормы нравственности и поведения, взаимной готовности правильно воспринимать национальные ценности, их стремление обогащать себя знанием этих ценностей [6].

Сейчас проблема общения молодежи различных национальностей приобретает особое значение. В число задач формирования культуры межнационального общения входят: воспитание в духе миролюбия, веротерпимости и толерантности, формирование

норм социального поведения; пропаганда миролюбия, повышение терпимости к этническим, религиозным и политическим разногласиям; повышение действенности межэтнического и межконфессионального диалога; уважение к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям, верованиям.

1. Белинская О.Н. Развитие социального творчества студенческой молодежи в сфере досуга на основе проектных технологий: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2009.

2. Абдурзакова Д.М. Теоретико-методологические основы деятельности учреждений культуры и образования в развитии толерантного сознания молодежи многонационального региона: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2009.

3. Сангиров Д.Ш. Общее положения о социально-культурных услугах. иКЬ:

роПаїш. ги/то^Іеє/ШеогуоАатс'/т. Загл. с экрана.

4. Грусман В.М. Музей в системе формирования национально-государственной идеи. иКЬ: http://delist.rU/article/0. Загл. с экрана.

5. Межнациональное и межконфессиональное

общение. иКЬ: http://dgu.ru/home/news-

агсЫуе. Загл. с экрана.

6. Толерантность и культура межнационального общения / под ред. Е.А. Журавлевой. Краснодар, 2009.

Поступила в редакцию 3.06.2013 г.

UDC 008:316.34

PROCESS OF SOCIAL AND CULTURAL CREATIVITY AS FACTOR OF FORMATION OF YOUTH’S INTERETHNIC COMMUNICATION CULTURE

Liliya Irekovan GALEYEVA, Kazan State University of Culture and Arts, Kazan, Russian Federation, Post-graduate Student, Socio-cultural Activity Department, e-mail: r.zbn@yandex.ru

The article presents analysis of the culture of international communication of young people in the aspect of their involvement in the social and cultural creativity

Key words: culture of interethnic communication; social and cultural creativity; interethnic communication; social and creative activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.