УДК 008:316.34
ПРОЦЕСС СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ МОЛОДЕЖИ
© Лилия Ирековна ГАЛЕЕВА
Казанский государственный университет культуры и искусств, г. Казань, Российская Федерация, аспирант, кафедра социально-культурной деятельности, e-mail: [email protected]
Представлен анализ культуры межнационального общения молодежи в аспекте вовлечения их в социально-культурное творчество
Ключевые слова: культура межнационального общения; социально-культурное творчество; межнациональное общение; социально-творческая деятельность.
Культура в сфере межнационального общения, толерантность, эмпатия и уважение этнонациональных, культурных, религиозных и иных принадлежностей людей, их права на взгляды и убеждения являются серьезными проблемными вопросами педагогической и социально-культурной науки. Формирование культуры межнационального общения, включающей различные компоненты и качества, в современном обществе возможно при особой роли социально-культурного творчества, т. к. именно в этой сфере формируются взгляды на мир, ценностные установки и ориентации, накапливается личный опыт общения в условиях как социальной, так и художественно-творческой деятельности. Человеку с развитой этикой межнационального общения присущи следующие наиболее типичные черты личности: навыки общения в многонациональном коллективе, умение пользоваться ими в своей практической деятельности; уважительное отношение к национальному достоинству других людей, к национальным культурам, к прогрессивным национальным традициям, национальным обычаям; непримиримое отношение к проявлениям национального эгоизма и национального тщеславия, национального нигилизма; умение освобождаться от предрассудков прошлого не только в мировоззрении, но и в чувствах; уважительное отношение к языку народа, на территории которого он проживает.
Формирование культуры межнационального общения - это педагогически организованный процесс, направленный на удовлетворение потребностей молодежи в межлич-
ностных контактах и взаимодействии с представителями различных этнических общностей, обеспечивающий формирование навыков общения в многонациональном государстве, умение пользоваться ими в своей практической деятельности, уважительное отношение к национальному достоинству других людей.
Культура межнационального общения рассматривается в науке как совокупность специальных знаний и умений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся в межличностных контактах и взаимодействии представителей различных этнических общностей, позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах. Она является органической составной частью духовной жизни общества, его культуры, в частности культуры человеческих отношений в целом.
Можно также отметить, что формирование культуры межнационального общения является сложным, многоаспектным, длительным процессом утверждения в образе мышления, чувствах и поведении людей таких гуманных норм, как благожелательность, дружелюбие, терпимость, взаимопонимание, взаимность в отношениях между людьми разных национальностей.
Проблеме формирования культуры межнационального общения посвящены многие исследования: А.Б. Багдасарова, Г.М. Валетова, Г.О. Даракчян, Е.А. Журавлева, Л.А. Захарова, В.Л. Кубышко, И.М. Кунгурова, Д.И. Латышина, О.В. Литвина, Н.Г. Маркова
О.В. Морозова, С.Б. Морозов, Г.А. Николаева, С.Ф. Орлова, ОН. Попова, М.И. Проко-
хина, Г.Ю. Тютюнникова и др. Все они подчеркивают, что культура межнационального общения - это система характерных для личности нравственных идей и представлений, форм и способов поведения, специфических видов деятельности, которые осуществляются в целях взаимодействия, углубления взаимопонимания и взаимовлияния культур между людьми разных национальностей. Кроме того, важно подчеркнуть, что межнациональное общение является сложным, структурированным понятием. Оценить его сфор-мированность можно по наличию следующих компонентов:
- национальное самосознание;
- ориентация на общечеловеческие ценности;
- интерес к истории, литературе, культуре, науке других народов;
- отношение к представителям иного народа и его культуре, проявляющееся в содержании культуры межнационального общения личности.
В процессе социально-культурного творчества в ходе формирования культуры межнационального общения молодежь усваивает следующие понятия:
- историю и культуру своего этноса;
- национальную культуру этносов, с которыми осуществляется процесс общения;
- нормы и правила поведения при взаимодействии людей разных национальностей;
- нормы, принципы и требования общей гуманистической этики;
- знание национальных и межнациональных отношений в стране и регионе;
- знания о правах человека и народов, о межэтнических и межконфессиональных конфликтах и причинах их возникновения.
Также необходимо отметить, что в процессе социально-культурного творчества происходит обмен духовными ценностями, а знакомство с достижениями культуры других народов значительно обогащает личность. Взаимодействие культур происходит и на уровне межличностного общения, т. к. в ощущении реализуются общезначимые ценности культур. Межличностное общение, расширяя источники социальной и культурной информации, может выступить важным фактором в преодолении стереотипизирован-ного мышления и этим способствует взаимо-обогащению духовного облика молодежи.
Социально-культурное творчество - это культурно-творческая деятельность, базирующаяся на освоении культурного содержания и приобщения к общечеловеческим культурным ценностям, способствующая обогащению личностного и творческого опыта молодежи, в процессе которой вырабатывается новые отношения, ценности, смыслы.
Так, в исследовании О.Н. Белинской отмечено, что сущность социального творчества молодежи в сфере досуга понимается как активное отношение молодых людей к миру, их способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения общественно-исторического опыта человечества и в силу возрастных и личностных стремлений молодежи к креативу и инновациям. Это проявляется, по мнению О.Н. Белинской, в социально-творческой деятельности, характеризующейся в сфере досуга свободой ее выбора, позитивной общественной направленностью, духовно мотивированной личной инициативой, интересом и достаточно высоким качеством инновационных, самостоятельных организаторских действий, направленных на проектирование и реализацию инициативы в форме социально значимых акций, объединений, организаций, движений. Автор считает, что специфика развития социально-творческой деятельности студенческой молодежи состоит в том, что в современных условиях такая деятельность не может быть успешно реализована без ее проектной разработки, что требует обучения лидеров студенческой молодежи основам проектирования социальных инициатив в сфере организованного досуга в системе внеучеб-ной воспитательной работы вуза, а также учета влияния на динамику социального творчества культурно-ментальных традиций, смены политических режимов общества и циклического характера эволюции социальных новшеств на этапе реализации социально-творческого проекта [1].
В исследовании Д.М. Абдурзаковой обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность развития толерантного сознания молодежи в учреждениях культуры и образования многонационального региона, а именно: проблемно-тематическое структурирование содержания обра-
зования; опора на инновационные педагогические технологии (создание диалогического пространства занятия, проектные технологии, коммуникативные тренинги межкуль-турного диалога, самостоятельная исследовательская деятельность молодежи, деловые игры, драматизация, игровое моделирование и т. д.); соотносительность в культурнообразовательной среде динамики культуры и процесса личностного становления; активизация особых механизмов культурного саморазвития личности в процессе коллективной творческой деятельности. Также автором исследования подтверждена значимость коллективной творческой деятельности для достижения у молодежи высокого уровня меж-культурной коммуникации. Выделены виды коммуникации внутри творческих коллективов: межличностная коммуникация, коммуникация малых групп, взаимоотношения солиста и группы в целом, общегрупповая коммуникация; и описаны уровни ее проявления: определяющий, предпочтительный,
конвенциональный, периферийный [2].
Д.Ш. Сангиров пришел к выводу, что поиски новых приемлемых значений креатива в индивидуальном и групповом социально-культурном творчестве были связаны с общим развитием демократических процессов в современном мире, с движением за права человека, с осознанием многими людьми и в целом народами своей значимости в культурном прогрессе, с ростом их потребности во внутренней свободе и внешних возможностях творческого самовыражения и самореализации. Д.Ш. Сангиров отмечает, что главной чертой духовной жизни общества была и остается культуросообразность. Суть и смысл деятельности миллионов людей, представляющих духовную элиту общества - деятелей науки и искусства, педагогов, мастеров-наставников - состоит в том, чтобы помочь каждому новому поколению в овладении материальной и духовной культурой своего народа, ее сокровищами. При этом необходимо иметь в виду, что высокая духовность, постоянные нравственные искания, возвышающие человека, всегда составляли одну из главных особенностей национального характера. Мерой культуры и воспитанности всегда считалось социально-культурное творчество. Главным гарантом духовного бытия общества является деятельность по
приобщению людей к миру прекрасного, к культуре быта и человеческих отношений, выработке высокого вкуса и неприятия пошлости, формированию культуры поведения и потребности строить жизнь по законам красоты и гармонии. Таким образом, автор делает вывод, что общество предстает как социально-культурная система, которая олицетворяет единство материального и духовного производства [3].
Исследователь В.М. Грусман считает, что современная социально-культурная
практика обогащена эффективными интерактивными методами, обеспечивающими органичную связь просвещения с вовлечением людей в социально-культурное творчество, в процессе которого историко-культурные знания преобразуются в нравственные убеждения и патриотическую гражданскую позицию. По мнению автора, Россия - это не просто некий искусственный конгломерат территорий, наций, народностей, этносов, а единый нерасчленимый организм с общим для всех его членов жизненным пространством. Народы и территории, вошедшие в состав Российского государства на разных этапах его формирования - независимо от того, как это произошло, добровольно или насильственным путем, на основе договорных или иных актов - уже в течение длительного времени составляют неразрывные части единого культурно-исторического и политикоэкономического пространства. Сущностное содержание русской идеи - полинациональность, органическое соединение различных народов, культур, традиций, конфессий и т. д. В этом единстве оказались органически скрепленными - государственность, социокультурная система, единый образ жизни, с одной стороны, этнонациональный, конфессиональный, национально-культурный плюрализм - с другой. По мнению автора, при определенных условиях современные социополитические процессы могут стать отправной точкой как государственного и духовного возрождения России, восстановления единого государственного сознания, так и возрождения национального самосознания многочисленных населяющих ее народов. Эти два начала не противоречат друг другу, а взаимодействуют [4].
Культура межнационального общения рассматривается нами как интегративная ха-
рактеристика, связанная с формированием системы ценностей и высоконравственной мотивации поступков и поведения в процессе общения с представителями различных национальностей; воспитание у молодежи в обществе установок толерантного сознания посредством межкультурного диалога; наличие плодотворных способов социального взаимодействия в многонациональной среде.
Формирование культуры межнационального общения в процессе социально-культурного творчества молодежи - это сложный и многоаспектный длительный процесс, направленный на формирование системы нравственных идей и представлений, межнациональных форм и способов поведения у молодежи, ориентации их на общечеловеческие ценности в процессе просветительской, рекреационной и творческой деятельности, связанной с развитием мировоззренческой, духовно-эмоциональной и деятельностной сферой [5].
Культура межнационального общения зависит от уровня общего развития участников нашего исследования, их умения соблюдать общечеловеческие нормы нравственности и поведения, взаимной готовности правильно воспринимать национальные ценности, их стремление обогащать себя знанием этих ценностей [6].
Сейчас проблема общения молодежи различных национальностей приобретает особое значение. В число задач формирования культуры межнационального общения входят: воспитание в духе миролюбия, веротерпимости и толерантности, формирование
норм социального поведения; пропаганда миролюбия, повышение терпимости к этническим, религиозным и политическим разногласиям; повышение действенности межэтнического и межконфессионального диалога; уважение к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям, верованиям.
1. Белинская О.Н. Развитие социального творчества студенческой молодежи в сфере досуга на основе проектных технологий: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2009.
2. Абдурзакова Д.М. Теоретико-методологические основы деятельности учреждений культуры и образования в развитии толерантного сознания молодежи многонационального региона: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2009.
3. Сангиров Д.Ш. Общее положения о социально-культурных услугах. иКЬ:
роПаїш. ги/то^Іеє/ШеогуоАатс'/т. Загл. с экрана.
4. Грусман В.М. Музей в системе формирования национально-государственной идеи. иКЬ: http://delist.rU/article/0. Загл. с экрана.
5. Межнациональное и межконфессиональное
общение. иКЬ: http://dgu.ru/home/news-
агсЫуе. Загл. с экрана.
6. Толерантность и культура межнационального общения / под ред. Е.А. Журавлевой. Краснодар, 2009.
Поступила в редакцию 3.06.2013 г.
UDC 008:316.34
PROCESS OF SOCIAL AND CULTURAL CREATIVITY AS FACTOR OF FORMATION OF YOUTH’S INTERETHNIC COMMUNICATION CULTURE
Liliya Irekovan GALEYEVA, Kazan State University of Culture and Arts, Kazan, Russian Federation, Post-graduate Student, Socio-cultural Activity Department, e-mail: [email protected]
The article presents analysis of the culture of international communication of young people in the aspect of their involvement in the social and cultural creativity
Key words: culture of interethnic communication; social and cultural creativity; interethnic communication; social and creative activity.