Научная статья на тему 'Межнациональные коммуникации в студенческой среде: региональный срез'

Межнациональные коммуникации в студенческой среде: региональный срез Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
976
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Коммуникология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИИ / COMMUNICATION / КУЛЬТУРА / CULTURE / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ETHNIC RELATIONS / КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ / CULTURE OF INTERNATIONAL COMMUNICATION / ИНСТИТУТ / СТУДЕНЧЕСТВО / INSTITUTE STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нигматуллина Т. А.

Автор рассматривает в статье проблемы межнационального общения молодежи, ее включение в новые, динамично меняющиеся социально-культурные реалии полиэтнической и многонациональной среды. Автор полагает, что важнейшей составляющей этой проблемы является межнациональное коммуникативное взаимодействие молодежного сообщества как компонента социокультурной интеграции глобализации в рамках их учебно-академической социализации. На основе анализа практики молодежных взаимодействий в рамках современного коммуникативного процесса и, в частности, с помощью средств культуры межнационального общения, автор делает вывод о том, что в молодежной среде, в том числе и в учебно-образовательных учреждениях, актуализируются такие социокультурные проблемы, как межнациональные притязания и противоречия, формирование языковых барьеров и этнофобий, что, в конечном счете, сказывается на толерантном самоопределении молодых людей. Сегодня, особенно в условиях глобализации, жизненное самоопределение и социальная карьера молодого поколения во многом зависят от уровня его межкультурного, интеллектуального и профессионального потенциала, для развития которого немаловажную роль играет собственно культура межнационального общения. Автором предлагается разработанная экспериментальным путем коммуникативная модель межнационального общения студентов на региональном уровне

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interethnic communication in the student''s environment: regional aspects

The author discusses in the article problems of interethnic communication of youth, its inclusion in the new, rapidly changing sociocultural realities of the multi-ethnic and multinational environment. The author believes that the most important component of this problem is transnational communicative interaction of youth and communities as a component of sociocultural integration of globalization as part of their learning and academic socialization. Based on the analysis of practices of youth interactions in the framework of modern communicative process and, in particular, by means of culture of interethnic communication, the author makes a conclusion about, in youth, including educational institutions, are updated such socio-cultural issues as ethnic claims and contradictions, the formation of language barriers and ethnophobia that, ultimately, affects tolerant self-determination of young people. Today, especially in the context of globalization, life-determination and social career of the young generation is largely dependent on the level of its cross-cultural, intellectual and professional potential for the development of which plays an important role the actual culture of interethnic communication. The author proposes developed experimentally communicative model of interethnic communication students at the regional level

Текст научной работы на тему «Межнациональные коммуникации в студенческой среде: региональный срез»

■ ■ ■ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ СРЕЗ

Автор: НИГМАТУЛЛИНА Т.А.

НИГМАТУЛЛИНА Танзиля Алтафовна — доктор политических наук, доцент, директор Башкирского института социальных технологий (филиала) Образовательного учреждения профсоюзов высшего профессионального образования «Академия труда и социальных отношений». Почетный работник высшего профессионального образования РФ.

Адрес: 450057, Республика Башкортостан, г Уфа, проспект Октября, 74/2. Тел.: +7 (347) 241-42-04. Е-mail:bist-atiso@rambler.ru

Аннотация: Автор рассматривает в статье проблемы межнационального общения молодежи, ее включение в новые, динамично меняющиеся социально-культурные реалии полиэтнической и многонациональной среды. Автор полагает, что важнейшей составляющей этой проблемы является межнациональное коммуникативное взаимодействие молодежного сообщества — как компонента социокультурной интеграции глобализации — в рамках их учебно-академической социализации. На основе анализа практики молодежных взаимодействий в рамках современного коммуникативного процесса и, в частности, с помощью средств культуры межнационального общения, автор делает вывод о том, что в молодежной среде, в том числе и в учебно-образовательных учреждениях, актуализируются такие социокультурные проблемы, как межнациональные притязания и противоречия, формирование языковых барьеров и этнофобий, что, в конечном счете, сказывается на толерантном самоопределении молодых людей. Сегодня, особенно в условиях глобализации, жизненное самоопределение и социальная карьера молодого поколения во многом зависят от уровня его межкультурного, интеллектуального и профессионального потенциала, для развития которого немаловажную роль играет собственно культура межнационального общения. Автором предлагается разработанная экспериментальным путем коммуникативная модель межнационального общения студентов на региональном уровне.

Ключевые слова: коммуникации, культура, молодежь, национальные отношения, культура межнационального общения, институт, студенчество.

Современное общество характеризуется набирающими силу процессами глобализации и интеграции, а изменения, происходящие в стране в области политики, экономики, социальных отношений, вызвали, в свою очередь, рост национального самосознания этносов, стремление народов сохранить свою самобытность и уникальность. Сегодня в социально-политической науке одним из важных вопросов является воспитание студенческой молодежи, живущей и развивающейся в поликультурном пространстве. Для формирования у молодежи культуры меж-

национального общения необходимо организовать целенаправленный процесс включения их в различные виды и формы социально-культурной деятельности, направленной на формирование патриотизма, гражданственности, толерантности и культуры межнациональных отношений, стимулирования активности по становлению гражданских качеств, социальной направленности личности[1].

Вопрос межнационального общения молодежи является сложным и многогранным. И одно из серьезных препятствий на пути институциона-лизации межнационального диалога среди молодежи — отсутствие позитивного образа национальных и этнических отношений в общественном сознании. Между тем, такой образ — это исключительно важный элемент полиэтнического и поликультурного общества [2].

Российское общество отличается этнической, культурной, языковой и конфессиональной мозаичностью, а осознание и принятие многообразия окружающего нас мира людей и явлений во многом определяет мировоззренческую позицию человека, наиболее ярко проявляющуюся в межнациональных и межэтнических отношениях. Наше государство на протяжении многих веков стремилось конструктивно развивать этническое и культурное разнообразие, создавать и поддерживать гармоничные отношения с представителями различных этнических общностей и народностей.

К основополагающим принципам формирования позитивного образа национальных и этнических отношений в общественном сознании, обеспечивающих межкультурное взаимоуважение и равенство, следует отнести последовательные открытые действия, направленные на понимание и принятие окружающего мира людей и явлений. Сегодня особенно важно понимать, что в межнациональных и межэтнических отношениях необходим переход от традиционного подхода к информационно-коммуникативному, направленному не только на описание прошлого, но и на прогнозирование будущего. Именно информационно-коммуникативный подход, в конечном счете, и будет предопределять культуру межнационального общения молодежи.

Межнациональное общение — это взаимоотношения, в процессе которых молодежь, принадлежащая к разным национальным и этническим общностям и придерживающаяся различных конфессиональных взглядов, обменивается опытом, духовными ценностями, мыслями, чувствами. Межнациональное общение молодежи на сегодняшний день складывается на фоне роста социальной напряженности, межэтнических конфликтов, экономического кризиса и политической нестабильности в обществе. Все это, в свою очередь, стимулирует проявление межнациональной конфронтации и приводит к осознанию необходимости формирования культуры межнационального общения как альтернативы межнациональных разногласий.

Основные направления организации формирования культуры межнационального общения связаны с реализацией поликультурного пространства, обеспечивающего освоение родной культуры, ее истории, традиций, нравственных ценностей. Социально-культурное творчество как средство формирования культуры межнационального общения, направлено на обеспечение возможности для молодежи получения доступа к культурным ценностям, создания благоприятных условий для творчества, разработки и реализации комплекса мер, направленных на организацию и поддержку проведения республиканских, всероссийских и международных фестивалей, а также поддержку приоритетных инновационных направлений в социально-культурной сфере.

Ценность формирования культуры межнационального общения заключается в том, что оно стимулирует сферу социально-политической деятельности молодежи, обеспечивает становление поликультурного менталитета, связывает социокультурную идентичность личности с социальной, творческой и духовной жизнедеятельностью. Современная идеология позволяет обеспечить молодежи формирование культуры межнационального общения как культуры общественно-исторического и социально-культурного феномена. Это, в свою очередь, связано с тем, что процесс формирования культуры межнационального общения может быть представлен как уровень нравственности и гуманизма, обеспечивающий знание и понимание норм, требований к обеспечению мотивации поступков и поведения молодежи в условиях поликультурного пространства.

Процесс становления и взаимовлияния коммуникативных приемов и методов по-прежнему актуален, так как позволяет корректировать формирование культуры межнационального общения с учетом новых социально-политических и культурных тенденций. Методологическим основанием в решении проблемы формирования культуры межнационального общения является моделирование и системное структурирование основных направлений работы с молодежью. И не последнее место в институционализации культуры межнационального общения молодежи занимают образовательные учреждения.

Кроме того, современное коммуникативное развитие детерминируется рядом специфических особенностей, среди которых наиболее значимыми представляются следующие:

— коммуникативная среда как условие развития молодежи;

— сама молодежь (коммуникативного типа);

— коммуникативные условия, непосредственно влияющие на развитие личности;

— нарастание потребности в коммуникациях;

— коммуникативное многообразие;

— коммуникативная культура как система норм, правил и способов осуществления нововведений в различных сферах жизни общества.

Эти и другие особенности обусловливают нестабильность, изменчивость и противоречивость коммуникативного развития, в которой происходит становление культуры межнационального общения молодежи.

Также заслуживает отдельного внимания и диапазон влияния коммуникаций на формирование культуры межнационального общения молодежи в поликультурной среде. Учитывая возможности воздействия коммуникаций и ее культурного закрепления, можно многого добиться:

— в сфере конкретной политики или экономики — ускорения и повышения эффективности внедрения новых технологий и изобретений;

— в сфере управления — реального противодействия бюрократическим тенденциям;

— в сфере образования — содействия раскрытию коммуникативного потенциала личности и его реализации;

— в сфере культуры — оптимизации соотношения между традициями и обновлением, различными типами и видами культур.

Маркова Н.Г. также выделяет ряд закономерностей формирования культуры межнациональных отношений в поликультурном образовательном пространстве вуза, от которых зависит направленность процесса межкультурного образования студентов, качество воспитания этноори-ентированной личности и трансформация целей самой личности в межкультурных взаимодействиях:

— качество межкультурного воспитания студентов зависит от сочетания и взаимосвязи объективных и субъективных потребностей студентов, культурных ценностей в выборе разнообразных средств, форм, подходов в межкультурных ситуациях. Закономерная связь осуществляется между воспитательным воздействием и активной деятельностью студентов и преподавателя, их активной жизненной позицией, системой отношений в поликультурном обществе и ценностей. Данная закономерность обусловливается тем, что развитие этноориентированной личности осуществляется в различных видах деятельности. Нельзя сформировать значимые личностные качества студентов, не вовлекая их в межличностные отношения, в поликультурную развивающую среду, в различные межкультурные ситуации, межкультурный диалог, где студент познает свое «Я» в общении с другими «Я» в условиях субъект-субъектных отношений. Эти отношения позволяют осуществляться культурной конвергенции, то есть сближению этнокультурных различий;

— качество межнациональных отношений зависит от субъективной активности студентов и их готовности к межкультурным контактам, от этнокультурных знаний студентов, от их потребности в нравственных поступках. В межнациональных взаимодействиях студент ориентируется в ценностях, знание которых необходимо для установления обратной связи в межнациональных контактах;

— степень конструктивности межнациональных отношений зависит от оптимального сочетания студентами этнокультурных знаний о своей культуре, обычаях, традициях, нормах, ценностях и культуре других народов в межкультурных ситуациях;

— оптимальность межнациональных контактов обусловлена интеллектуальным потенциалом студентов, который помогает им легко и свободно оперировать этнокультурными знаниями в практике межнационального взаимодействия;

— динамика межкультурного контакта, которая зависит от качества взаимоотношений (общения) между представителями разных культур;

— эффективность межнациональных отношений зависит от знаний, умений и способностей этноориентированной личности адекватно вести себя в противоречивых межкультурных ситуациях, мобилизовать себя в целях адекватного реагирования на внешние воздействия, от оптимальной поисковой активности личности в любых межкультурных ситуациях, что является стержнем стрессоустойчивой жизненной стратегии личности в процессе адаптации к современному быстро меняющемуся миру;

— конструктивное межнациональное общение зависит от уровня сформированности менталитета толерантности, толерантной культуры личности;

— продуктивность межкультурных отношений зависит от качества сформированности значимых личностных характеристик, их взаимосвязи, которые прокладывают путь к преодолению серьезных межнациональных противоречий;

— консолидация отношений людей разных национальностей зависит от их интересов, жизненных ориентиров, общей культуры, толерантных отношений и толерантного поведения, стремления к сотрудничеству, мировоззрения, взглядов на равнозначность и взаимовыгодность контактов [3].

На базе Башкирского института социальных технологий (филиала) ОУП ВПО «Академия труда и социальных отношений» в течение трех лет (2011-2014 гг.) проводилось опытно-экспериментальное исследование культуры межнационального общения студентов юридического и финансово-экономического факультетов. В эксперименте приняли участие 300 студентов.

Само исследование проводилось в несколько этапов:

Первый этап (2011-2012 гг.) — теоретико-методологический, который включал изучение и анализ социально-политической, юридической, культурологической литературы по проблеме формирования культуры межнационального общения среди молодежи, разработку общетеоретических основ организации межнационального взаимодействия в студенческих сообществах. На данном этапе определялись и формулировались цели, объект, предмет, общая гипотеза и задачи, план и страте-

гии исследования; разрабатывались исходные позиции; уточнялись и конкретизировались основные понятия, значимые показатели.

Второй этап (2012-2013гг.) — социологический: проводилась диагностика, количественно-качественный анализ и обобщение полученных результатов, формулировка первичных выводов.

Третий этап (2013-2014гг.) — коммуникативно-итоговый: по результатам обработки социологических данных разрабатывалась коммуникативная модель межнационального общения студентов на региональном уровне. Отдельные результаты данного исследования изложены в работе автора [4].

Коммуникативная модель формирования культуры межнационального общения молодежи — это системно-формирующаяся модель, обусловленная информационно-коммуникативными потребностями современной молодежи в условиях многонационального и поликультурного общества. Направленность модели соответствует социальному заказу общества — формированию культурной и нравственной личности, жизнеспособной в условиях изменяющейся политической и социальной мультикультурной среды, технологичности и коммуникаций [5].

Цель коммуникативной модели: формирование специальных знаний и умений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся в межличностных контактах и взаимодействии молодежи с представителями различных этнических общностей и позволяющих достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах; формировать систему ценностей и высоконравственной мотивации на усвоение правил межнационального общения в процессе взаимодействия с представителями различных национальностей в многонациональной, поликонфессиональной и полиэтнической среде.

Коммуникативная модель базируется на том, что молодежные взаимодействия реализуются в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой молодежь: усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество — все эти занятия укажут на достигнутый уровень культуры молодежного досуга. И от самих коммуникаций (возможности представить национальные молодежные потребности «значимыми», «востребованными» для всего общества) во многом зависит качество формирования культуры межнационального общения.

Отличительным признаком коммуникативных технологий является эмоциональная окрашенность, возможность привнести в нее возможность заниматься любимым делом, встречаться с интересными людьми, посещать значимые для личности места, быть участником важных событий.

Коммуникативная модель направлена на развитие у молодежи совокупности специальных знаний и умений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся в межличностных контактах и взаимо-

действии с представителями различных этнических общностей и позволяющих достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах.

Модель опирается на парадигму конвергенции и интеграции духовных ценностей и их соответствия реалиям меняющегося мира. Она обеспечивает не только организацию открытого поликультурного образовательного пространства, но и реализует процесс, основная цель которого — создание условий для эффективных межнациональных взаимодействий молодежи в условиях всеобщей глобализации.

В целом эксперимент показал, что уровень культуры межнационального общения у молодежи неоднозначен: большинство не могут определить точно, в чем заключается культура межнационального общения и каковы ее компоненты; многие из опрошенных подчеркивают, что решение межнациональных конфликтов зависит от Корана, Библии, толерантных уроков или жестких законов, а некоторые считают, что их вообще трудно решать; отношение молодежи к такому понятию, как «культура мира», показывает, что они даже и не слышали о нем; практически никто не смог определить, что кроется за этой дефиницией; отношение к межнациональным бракам у молодежи двойственное — некоторые противоречат себе в ответах, считая, что такой брак — это хорошо, но по отношению к себе не хотят брать в жены (мужья) человека иной национальности; отношение к другим нациям базируется на четком различении культур и традиций, но почему-то при общении практически все респонденты считают, что необходимо обращать внимание на акцент, мимику, жесты, внешность, а не на духовные или культурные ценности.

Многие из участников продемонстрировали высокий уровень понимания ситуации по межнациональным отношениям в мире: ее оценивают как напряженную, нестабильную, однако участники указывают на то, что она требует вмешательства государственных структур, хотя и не понимают каких и считают, что межнациональная конфликтность — это естественная реалия современного мира. Некоторые участники проявили высокий уровень понимания сущности межнационального общения, которое, на их взгляд, связано с проявлением уважения, толерантности, взаимопонимания, взаимосотрудничества, обмена ценностями, уважения к традициям. Однако почти все отметили, что эти ценности часто не реализуются, результатом чего и являются национальные конфликты.

По результатам исследования, можно сделать вывод, что в целом уровень культуры межнационального общения студентов складывается под воздействием нескольких факторов: ценностно-смыслового выбора возможных альтернатив действий и поступков в процессе общения с представителями другой национальности; способности к ценностно-смысловому анализу, оценке и переживанию действительности; наличия и степени развитости мировоззренческих аспектов в общении, мировоззренческой культуры и социально-ценностной направленности личности.

Коммуникации (в том числе общение в «социальных сетях») позволяют повысить уровень культуры межнационального общения по следующим показателям: знание и понимание норм, принципов и требований общей гуманистической этики; желание освоить историю и культуру своей нации, а также традиции других народов; способность к идентификации, эмпатии, рефлексии, сопереживанию, соучастию, адекватной самооценке; самокритичность, толерантность.

Эксперимент стал открытой площадкой для обмена мнениями о способах гармонизации межнациональных отношений, соблюдения определенного нравственного такта и взаимной уважительности людей различных национальностей друг к другу, в их общении и недопустимости какого-либо пренебрежения к языку, национальным обычаям и традициям других народов. Участники экспериментальных групп научились не только принимать и правильно понимать богатое многообразие культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности, но и проявлять толерантность, признавать, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

По результатам эксперимента высокий уровень культуры межнационального общения прослеживается у 22% студентов, средний — у 65%, низкий — у 13%. При этом формирование позитивных практик культуры межнационального общения молодежи обеспечивается посредством коммуникативных технологий. Так считают 75% респондентов.

Можно утверждать, что представленные данные результатов проведенного эксперимента по формированию культуры межнационального общения коммуникативными средствами, позволяют утверждать о значимости проведенной нами опытно-экспериментальной работы. Кроме этого, участники экспериментальных групп проявляли осознание и признание приоритета общечеловеческих ценностей, понимание необходимости достижения баланса межнациональных интересов в сочетании с практико-регулируемом аспектом ценностно-обусловленных целей общения.

Проведенное исследование позволило сформулировать ряд рекомендаций. Наиболее перспективными для формирования культуры межнационального общения молодежи являются: грамотная организация творческой и досуговой культуры личности; социализация и инкульту-рация молодёжи как факторы формирования культуры межнационального общения; развитие навыков межкультурного взаимодействия в условиях интернет-технологий; формирование межкультурной коммуникации в системе национальных социально-значимых проектов и т.д.

Рассмотрим некоторые из них более подробно.

Для коммуникативно развивающегося общества крайне важна задача развития родовых творческих возможностей каждого члена общества, что

дает возможность участия значительно большего числа людей в коммуникативном процессе. Поэтому формирование культуры межнационального общения молодежи прежде всего связано с развитием творческих способностей, реализацией коммуникативного и творческого потенциала молодого человека. Коммуникативный потенциал — одна из важнейших характеристик молодой личности современного типа или «коммуникабельной личности». Межнациональная культура личности сегодня все больше определяется уровнем развития коммуникативных и творческих способностей молодого человека, следовательно необходимо формирование информационно-коммуникабельной личности молодого человека.

Творчество (досуг) не только величайшая ценность для общества, но и самоценность для каждого человека как условие его развития. Творческая деятельность не всегда приводит к конкретным коммуникациям, но коммуникации всегда связаны с творчеством. Творчество — это и феномен, и преобразовательная деятельность, и отношение, что и определяет его ценность в развитии человека и общества. А ценность коммуникаций как конкретного нового продукта определяется сбытом и прибылью на рынке.

Необходимо научиться предоставлять своим мыслям полную свободу и не пытаться направить их по заранее определенному руслу. В основе такой свободы творческой активности на пути молодого человека могут возникать всякого рода затруднения, что обусловливает необходимость формирования умений и навыков преодоления таких трудностей, а это связано и с повышением коммуникативных способностей молодежи в целом. И начинать надо с образовательных учреждений, где и происходит привитие молодежи профессиональных навыков.

Такими затруднениями могут быть: слабая информированность о происходящих процессах; недостаточность теоретических знаний о новых технологиях и методах; неуверенность в практической пользе коммуникаций; наличие внутренних противоречий, тормозящих использование коммуникативных средств в работе; трудность в реализации новых идей; страх неудач, ошибок; затрудненность в изменении способов деятельности в нестандартных условиях; материальные причины; опасение высказать необычные идеи из-за внутренней боязни оказаться неправым.

При высоком уровне коммуникативной культуры общества в силу взаимокорреляции, взаимозависимости ее частей изменение одной составляющей вызывает быстрое изменение других. А в условиях коммуникативной стагнации необходим мощный организационно-управленческий и правовой импульс, чтобы заработали механизмы саморегулирования. Для этого требуется институционализация коммуникативной культуры, то есть превращение ее развития в организованный, упорядоченный процесс с определенной структурой отношений, правилами поведения, ответственностью участников.

В условиях современной глобализации в коммуникативно развивающемся обществе усиливается роль социализации и инкультурации как факторов формирования культуры межнационального общения молодежи.

Социализация — это процесс получения молодежью навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. Первоначально социализация индивида происходит в семье, а уже потом в обществе.

В отличие от социализации, категория инкультурации подразумевает обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре. Это происходит в процессе отношений обмена между человеком и его культурой, при которых, с одной стороны, культура определяет основные черты личности человека, а с другой, человек сам влияет на свою культуру. Таким образом, индивид, срастаясь с родной культурой, становится человеком воспитанным.

Передача в процессе социализации того опыта и знания, которые общественная группа накопила и сберегла в течение веков, не только уподобляет индивида группе, что составляет интерес последней, но и позволяет ему использовать этот капитал в собственных интересах. В прагматических рамках социализация является благом и для индивида, поскольку, осваивая коллективный опыт выживания и результативной деятельности, индивид становится способен решать ряд проблем и может достигать поставленных целей, в том числе и собственных.

Первичная социализация, которую каждый проходит в период детства — это незавершенный процесс, трансформирующийся у взрослого (социализированного) человека в инкультурационные процессы, протекающие в результате смены привычной среды обитания на новую (переезд из сельской местности в город или эмиграция и пр.). Освоение в ходе первичной социализации объектов культуры и их значений возможно только в определенной среде. Культурное пространство, освоение которого начинается с процесса первичной социализации, не только выполняет функцию удовлетворения потребностей, но и позволяет усвоить принципы культурных норм, оно становится также источником самоидентификации человека.

Задача инкультурации и социализации молодого индивида — не вписать его в толпу, не обезличить, а напротив, придать его жизнедеятельности максимально человеческий, максимально отличающийся от биологического, максимально «нагруженный» культурой характер. Сам процесс идентификации предполагает построение обобщающей модели жизнедеятельности, причем в процессе идентификации главной целью остается обретение тождества в социокультурной практике. Каждая из таких моделей может существовать достаточно длительное время.

Для полноценного личностного развития молодежи ей требуется организованное социальное пространство. Оно формируется и обеспечи-

вается группой или сообществом, в которое он вписан как его элемент. Личностное становление индивида и его успешная интеграция в общество сопровождается процессом его самоидентификации, формирования его социокультурной идентичности.

Сам процесс передачи социально-политического опыта приводит к разделению двух социально-возрастных групп — молодого поколения и старшего поколения. В свое время Генеральный секретарь ООН Кофи Ан-нан в речи, произнесенной на Всемирной ассамблее, посвященной проблемам старения, отметил: «Мы все должны признать и понимать ввиду того, что люди на сегодняшний день становятся гораздо более образованными по сравнению с предыдущими историческими этапами, они дольше живут и при этом дольше сохраняют хорошее здоровье. В таких условиях пожилые люди могут вносить, как никогда прежде, и действительно вносят очень существенный, значимый вклад в процесс развития общества. Содействуя активному участию представителей старшего поколения в жизни общества, в поступательном его развитии, люди могут способствовать использованию талантов, знаний и опыта. Людей в возрасте, которые желают и по своему состоянию могут работать, нужно обеспечивать возможностями для этого. Официально заявляем, что каждому человеку нужно предоставить возможность учиться всю жизнь» [6].

Однако в российской действительности, по мнению общественности, наблюдается снижение значимости роли пожилых людей в социокультурных процессах. К сожалению, на данный момент существующие экономические и социальные программы почти не учитывают специфику единства поколений в процессе коммуникативного развития. Разрушение традиционных форм социализации, основанной на социальной предопределенности жизненного пути, с одной стороны, повысило личную ответственность молодых людей за свою судьбу, поставив их перед необходимостью выбора, с другой — обнаружило неготовность большинства из них включиться в сферу коммуникативного развития. Встает вопрос о жизненных перспективах молодежи: ее творческой самореализации, благосостоянии и, как следствие, создания своей будущей семьи. В связи с этим возникает такая важная проблема, как место молодой семьи в коммуникативном развитии страны. Молодая семья сегодня - одна из самых незащищенных групп населения, один из главных объектов социальной работы. Современная молодая семья переживает сложные, кризисные моменты, характеризующиеся падением рождаемости, ростом числа разводов и увеличением числа одиноких людей. Наличие социальных рисков, неопределенность в будущем, жизненная неустроенность, влекут за собой невысокую репродуктивность молодых семей. И также сказываются на формировании культуры межнационального общения молодежи, разделяя молодежные сообщества на «своих» и «чужих».

Сама динамика ценностных ориентаций, которые есть у представителей молодежных этносов и народностей, очень разнообразна. Она зависит от огромного количества показателей: образование,

— социальное происхождение и положение;

— региональный фактор;

— принадлежность к национально-этническим группам;

— вероисповедание и многое другое [7].

Вместе с тем анализ исследований, проводимых в последние десятилетия в различных регионах страны, доказывают, что эти перемены пока еще фатально не затронули базовые культурные ценности россиян: семья, дети, религия, а также друзья и работа.

Изучение молодежных стратегий и ценностных ориентаций представителей различных этнических общностей и народностей представляет несомненный интерес для политической науки. Сегодня сложно выделить категорию молодежи, жизненные ценности и стратегии которой отражали бы жизненные планы молодого населения в целом. Подходя комплексно и системно к вопросу жизненных стратегий молодежи, можно более адекватно прогнозировать будущее коммуникативное развитие, учитывая при этом многонациональные и полиэтнические условия, в которых идентифицируется и развивается молодое поколение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Галеева Л.И. Формирование культуры межнационального общения молодежи: методологический анализ // Вестник КазГУКИ. — Казань, 2013. № 3. с. 83-87.

2. Ларгина Е.О. Воспитание культуры межнационального общения и толерантного поведения в школе. Интернет ресурс: http://www.prodlenka.org/psikhologiia-publikatcii/vospitanie-kultury-mezhnatcionalnogo-obshcheniia-i-tolerantnogo povedeniia-v-shkole.html/.

3. Маркова Н.Г. Толерантность как индикатор культуры межнациональных отношений. Нижнекамск, 2009. 178 с.

4. Нигматуллина Т.А. Механизмы формирования современной российской молодёжной политики: региональный аспект. М., 2013.

5. Нигматуллина Т.А. Политическая интерпретация этноксенофобии в молодёжной среде: новые вызовы глобализации // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2014. № 1 (24). С. 83-94.

6. Roco M.C., Bainbridge W.S. Eds. Converging Technologies for Improving Human Performance: Nanotechnology, Biotechnology, Information Technology and Cognitive Science. Dordrecht, The Netherlands, 2003.

7. Разиньков В.В. Влияние молодежной культуры на формирование идентичности // Материалы VII Ковалевских чтений. Санкт-Петербург, 2012. С.34-40.

kommyhmkomrnq - communicology

■ ■ ■ INTERETHNIC COMMUNICATION IN THE STUDENTS' ENVIRONMENT: REGIONAL ASPECTS

Author: NIGMATULLINA T.A.

NIGMATULLINA Tanzila Altafovna, Doctor of political Sciences, Associate Professor, Director of the Bashkir Institute of social technologies (branch) of the Educational establishments of trade unions of higher professional education «Academy of labor and social relations». Honorary Academic Figure of the Russian Higher Education.

Address: 74/2, October prospect, Ufa, The Republic of Bashkortostan, 119571. Tel.: +7 (347) 241-42-04. E-mail: bist-atiso@rambler.ru

Abstract: The author discusses in the article problems of interethnic communication of youth, its inclusion in the new, rapidly changing socio-cultural realities of the multi-ethnic and multinational environment. The author believes that the most important component of this problem is transnational communicative interaction of youth and communities as a component of socio-cultural integration of globalization — as part of their learning and academic socialization. Based on the analysis of practices of youth interactions in the framework of modern communicative process and, in particular, by means of culture of interethnic communication, the author makes a conclusion about, in youth, including educational institutions, are updated such socio-cultural issues as ethnic claims and contradictions, the formation of language barriers and ethnophobia that, ultimately, affects tolerant self-determination of young people. Today, especially in the context of globalization, life-determination and social career of the young generation is largely dependent on the level of its cross-cultural, intellectual and professional potential for the development of which plays an important role the actual culture of interethnic communication. The author proposes developed experimentally communicative model of interethnic communication students at the regional level.

Keywords: communication, culture, youth, ethnic relations, culture of international communication, Institute students.

References

1. Galeev L.I. Formirovaniye kultury mezhnatsionalnogo obscheniya molodezhi: metodologicheskiy analyz. // Vestnik KazGUKI. Kazan, 2013. #3,s. 83-87. [Galeev L.I. 'Formation of culture of interethnic communication of young people: a methodological analysis' Vestnik KazGUKI. Kazan, 2013. N 3. Pp. 83-87].

2. Largina E.O. Vospitaniye kultury mezhnatsionalnogo obscheniya I tolerantnogo povedeniya v shkole. [Largina E.O. Foster a culture of interethnic communication and tolerant behaviour in school. URL, available at: http://www.prodlenka.org/psikhologiia-publikatcii/vospitanie-kultury-mezhnatcionalnogo-obshcheniia-i-tolerantnogo-povedeniia-v-shkole.html/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Markova N.G. Tolerantnost kak indicator kultury mezhnatsionalnykh otnosheniy. Khabarovsk, 2009, 178 s. [Markova N.G. (2009) Tolerance as an indicator of culture of interethnic relations. 2009. 178 p.].

4. Nigmatullina T.A. Mekahanizmy formirovaniya sovremennoy rossiyskoy molodezhnoy politiki: regionalnyy aspect. M., 2013. [Nigmatullina T.A. (2013) Mechanisms of formation of modern Russian youth policy: a regional perspective. Moscow].

5. Nigmatullina T.A. Politicheskaya interpretatsiya etnoxenofobii v molodezhnoy srede: novyye vyzovy globalizatsii // Voprosy natsionalnykh I federativnykh otnosheniy. 2014. No.1 (24). S. 83-94. [Nigmatullina T.A 'Political interpretation of ethnoxenophobia among youth: new challenges of globalization' // Voprosy natsionalnykh I federativnykh otnosheniy. 2014. No.1 (24). Pp. 83-94].

6. Roco M.C., Bainbridge W.S. Eds. Converging Technologies for Improving Human Performance: Nanotechnology, Biotechnology, Information Technology and Cognitive Science. Dordrecht, The Netherlands, 2003.

7. Razinkov V.V. Vliyaniye molodezhnoy kultury na formirovaniye identichnosti. // Materialy VII Kowalewskikh chteniy, SPb., 2012, s. 34-40. [Razinkov V.V. Influence of youth culture on the formation of identity // Materials of VII Kowalewski readings. St. Petersburg, 2012. Pp. 34-40].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.