Итак, покидая арену споров связанных с пониманием термина дискурс и его методологической значимости, постараемся дать основные, значимые для политико-правовой области, и в частности для нашего исследования, понятия дискурса.
В философском смысле, дискурс следует, с нашей точки зрения, понимать как условие (языковое, коммуникативное, историческое), которое раскрывает и актуализирует бытие для субъекта, как особый «фон», контекст существования реальных феноменов. Дискурс, таким образом, это особый стиль мышления, действия и высказывания о бытие, характерный для определенной социокультурной среды, содержащий особую систему объектов и потребностей, когнитивных го-товностей и аксиологических знаний.
В политико-правовом смысле, дискурс, это контекст, особая логика порождения и функционирования коммуникативных практик и стратегий, это не только специфический арсенал «инструментов» социальной деятельности (языковые, символические и др. структуры), но и социокультурная обусловленность, закономерность их существования и развития. Дискурс позволяет увидеть культурный фон, т. е. рассмотреть влияние социальных, идеологических, политических, правовых, религиозных и прочих факторов на формирование конкретных социальных закономерностей и их воплощение в реальной практике.
Политико-правовое мышление, пытаясь проникнуть в сущность социальных явлений и процессов, опирается на реальную социокультурную жизнь общества, которая и является источником формирования образов того или иного социального феномена (например, право, власть, закон, государство и т. п.) которые складываются в непосредственной практики, для упорядочения накопленного опыта и самой практики. Бесспорно, что познание не может обойтись без определенных обобщений (образов - понятий), которые в принципе являются моделью воспринимаемых объектов и явлений. Так, конкретное историческое условие или социальный фон во многом определяет образ того или иного политико-правового феномена, оформляет свой неповторимый стиль, национального правового и политического мышления, и уже в соответствии с последним выстраиваются конкретные модели и механизмы упорядочивания социальных отношений.
Очевидно, что политико-правовая жизнь общества - это целая совокупность духовных, чувственных, эмоциональных и практических форм социального бытия. Само политико-правовое мышление, равно как и действие, теснейшим образом переплетено с множественностью форм общественной и индивидуальной мыследеятельности, вплетено в национальный и цивилизационный контекст. Бесспорно, что юридико-государственные отношения рождаются, точнее порождаются, сложной системой общественных отношений, её спецификой и культур -цивилизационными особенностями.
Т.С. Мандрыкина, Л.Я. Романова
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ МУЗЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА
В высших учебных заведениях Украины, в частности в Бердянском государственном педагогическом университете, накоплен определенный опыт поликультурного воспитания будущего учителя. Это связано с поисками путей реализации концепции вариативного образования, которая предусматривает, с одной стороны, сохранение национальной идентичности, а с другой - создание условий для свободного вхождения в мировое культурно-образовательное пространство с учетом глобализации всех процессов [8, 4].
Изучение международных документов, анализ педагогических трудов как российских, так и украинских ученых свидетельствует о том, что в последнее десятилетие ХХ в. и в начале нового столетия в культурологии, историографии, этнологии, психологии, педагогике началось активное исследование вопросов поликультурного образования подрастающего поколения и будущих учителей (О.В. Гукаленко, И.А. Зязюн, А.П. Лиферов, О.В. Сухомлинская, В.А. Тишков, В.Д. Шадри-ков, Т.А. Якадина и др.). Появился ряд серьезных исследований, посвященных интеграции нацио-
нальных культур в современный учебно-воспитательный процесс, создаются учебные пособия по этнопедагогике, в которых отражены многие аспекты истории культуры, традиций народов, населяющих тот или иной полиэтнический регион [7; 11; 15]. К этой деятельности привлекаются поисковые, краеведческие, фольклорные экспедиции студентов разных вузов, ведущих ученых.
Анализ существующих подходов к проблеме поликультурного образования и воспитания обнаруживает существенные разногласия в среде отечественных и российских ученых в понимании самого феномена «поликультурное образование», терминов «поликультурность», «культурный плюрализм» и других, что свидетельствует о необходимости глубокой и тщательной разработке как теоретико-методических и психолого-педагогических основ, так и методических вопросов поликультурного образования и воспитания учителей и учащихся [5; 12; 15].
Не ставя задачу глубокого анализа существующих подходов к самой концепции поликультурного образования в рамках данной статьи, мы сделали попытку выделить её основные идеи и принципы с целью их реализации в формировании поликультурной личности будущего педагога, которой органически будут присущи доброжелательный интерес и уважение к иной культуре. Нами определены следующие:
• принцип диалектической включенности национальной культуры в отечественную и мировую, выражающий систему общекультурных императивов, которые присущи в равной степени всем этнокультурным образованиям;
• принцип историко-культурной и цивилизованной направленности национального образования, предполагающий необходимость раскрытия исторической обусловленности явлений прошлого и настоящего, изучения фольклора, национального искусства, обычаев и традиций;
• принцип поликультурной идентификации и самоактуализации личности, основанный на включении в региональное содержание образования знаний о человеке и обществе;
принцип глобальности культурно-образовательного процесса, постулирующий развитие целостного поликультурного мировоззрения, коммуникативных особенностей личности в современном мире;
принцип поликультурной толерантности и интеробразовательной перспективы, отражающий механизм этнокультурной идентификации личности в аспекте гармонизации межэтнических отношений.
Следует отметить, что именно этнокультурный фактор должен выступить основой для поликультурного образования. Социокультурный контекст развития личности предполагает максимальный учет конкретных национальных реалий и определение их места и значимости в интернациональном мире. На основе данной целевой установки определяется образовательная стратегия, направленная на формирование личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения других культур. Данная образовательная стратегия определяет следующие задачи: глубокое и всестороннее овладение основами национальной культуры, что является непременным условием интеграции в другие культуры; формирование представлений о многообразии национальных культур.
В «Концепции гражданского воспитания личности в условиях развития украинской государственности» делается акцент на том, что современное поликультурное образование должно не только опираться на сравнительно-сопоставительный анализ различных этнокультурных модусов, но всемерно использовать диахронический подход, позволяющий проследить этапы формирования системы духовно-нравственных ценностей. Увидеть в историко-ретроспективном аспекте инвариантные и специфические явления в развитии определенного типа культуры, почувствовать «духовный стиль эпохи» и выявить артефакты в развитии данной этнокультуры [12, 9].
Таким образом, поликультурное образование должно опираться на междисциплинарный творческий подход и быть направлено на формирование поликультурологической рефлексии, в результате которой познающий субъект поднимается над различными этнокультурными парадигмами видения мира и человека. Результатом данного образовательного процесса является формирование поликультурного мышления, выступающего отражением современных глобалистиче-ских тенденций в образовательной сфере [12].
Автор глубоких и содержательных работ по проблеме поликультурного воспитания профессор О.В. Гукаленко справедливо отмечает, что целостного определения этого феномена пока не существует. Оно первоначально сводилось «к теме национальной школы, затем к задачам многонациональной школы в полиэтнической среде, в то же время термин «полиэтническое воспитание» недостаточно полно описывает суть самого явления» [5, 123].
В этой связи мы разделяем точку зрения профессора О.В. Гукаленко на суть поликультурного воспитания как «восхождение от личностно-этнического к общечеловеческому, формирование планетарного сознания через осознание себя частью этноса, государства, человечества» [там же].
Таким образом, процесс поликультурного воспитания включает в себя этнический, гражданский и глобальный уровни, что является важным условием в практике формирования поликультурности будущего учителя. Именно поэтому одним из необходимых условий подготовки учителя в вузе является формирование у него миропонимания и мировосприятия в контексте поликультурности, вооружение его культурологическими, этноисторическими, этнопсихологическими знаниями, позволяющими осознать полифонию современного мира и специфику культурных проявлений на уровне личности, группы, социума, нации, народа. Эти знания помогут ему воспитать у учащихся доброжелательное отношение к «инаковости» [5, 127].
Из изложенного становится очевидной актуальность проблемы поликультурного образования и воспитания современного учителя, подготовленного к поликультурному воспитанию школьников. Этим обусловливается необходимость включения в учебный план педагогических вузов специальных учебных курсов и семинаров, ориентированных на достижение целей формирования поликультурной личности учителя.
Кроме этого, целесообразно практиковать диалогические формы обучения и метод проектов как эффективные формы освоения культурного опыта других народов. Более подробно остановимся на действующем в Бердянском педуниверситете музейном поликультурном проекте как наиболее эффективной педагогической технологии поликультурного воспитания будущего учителя.
В научной и методической литературе за музеем закрепилась образовательно-воспитательная функция, которая обладает широчайшими возможностями педагогического воздействия. Музей правомочно считать институтом социально-культурной деятельности, дополняющим и углубляющим работу учебно-воспитательных учреждений, включающим экскурсовода и посетителя в субъект-субъектные отношения, реализующим свои образовательно-воспитательные отношения, реализующим свои образовательно-воспитательные возможности при помощи средств педагогики сотворчества [7, 13].
Именно музей позволяет закрепить и углубить имеющиеся знания, преобразовать их в соответствующие убеждения. Этому способствуют два принципиально важных фактора.
Во-первых, в центре музейного педагогического процесса всегда находится подлинник истории и культуры. Во-вторых, здесь проявляется феномен единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на разум и чувства посетителей. В музее информация приобретает наглядность, образность, активизирует визуальное мышление, становится эффективным средством преемственности культуры и передачи социального опыта.
Всякий музей обладает магией особого рода, всякий гипнотизирует по-своему, но механизм такого гипноза общий для всех музеев: он состоит в искусстве одушевления бездушных предметов. В принципе это очень просто: положи кусок битого кирпича, еще вчера валявшийся на дороге, под стеклянный колпак, и кирпич заговорит, превратится в источник откровений и мудрости. Он расскажет и о дороге, где пролежал, быть может, очень долго, и о доме, чье основание он составлял, и о людях, которые в доме жили.
Каждый музей в своих стенах с различной степенью эффективности осуществляет просве-тигельную и образовательную функцию. Но, если не считать действующие на его базе поисково-творческие объединения, кружки, лектории и иные стабильные формы вовлечения разных групп населения в социально-культурную деятельность, этот процесс в основном носит фрагментарный характер и оставляет у посетителей музея лишь самое общее представление об увиденном. Преодолеть это противоречие помогает музейная педагогика, включающая человека или социальную общность в педагогически целесообразно организованный процесс комплексного восприятия цен-
ностей истории и культуры, в ходе которого обеспечивается целостное духовное развитие человека. Совершенно естественно, что музейная педагогика строится ус учетом особенностей современного музея, в котором образуется уникальная предметно-пространственная среда, ведется постоянный диалог с бесценными шедеврами прошлого и настоящего, где обеспечена максимальная открытость, доступность и свобода выбора содержаниями форм общения с ценностями истории и культуры.
Сказанное позволяет сделать вывод, что один из альтернативных путей поликультурного воспитания будущего педагога через приобщение к культуре своего этноса и знакомство с этно-культурой других народов, освоения культуры межнационального общения является эффективное использование в учебно-воспитательном процессе педагогического высшего учебного заведения уникального музейно-образовательного пространства.
Например, результатом научно-педагогического сотрудничества коллектива краеведческого музея и музея истории города Бердянска (директор Л.Ф. Ноздрина) и преподавателей кафедр педагогики, общего языкознания и славянской филологии Бердянского педуниверситета стала разработанная и апробированная методика «погружения» студентов в поликультурную деятельность в условиях уникального этнического музейного образовательного пространства. На наш взгляд, Бердянский краеведческий музей является примером успешного поликультурного педагогического пространства. Научными сотрудниками музея методически достоверно воспроизведены экспозиции быта, культуры народов многонационального Приазовья: «Болгары в Таврии. История и современность», «Интерьер болгарской хаты Х1Х ст.», «Интерьер украинской хаты Х1Х ст.», «Бердянск и греки», «Интерьер еврейского дворика» и др. Музейные экспозиции здесь дополняют кино- и видеокомплексами, воспроизводящими страницы истории и культуры украинцев, греков, немцев, болгар, поляков, мирно проживающих на территории Запорожского региона.
Таким образом, на занятиях по народоведению, истории культуры, которые регулярно проводятся в музее, студенты вступают в диалог, эмоциональный контакт с разными, параллельно существующими в одном образовательном пространстве этническими культурами народов.
Согласно логике концепции гражданского воспитания личности (О.В. Сухомлинская) были разработаны культурологические модули, которые способствовали формированию этнической толерантности, этнопедагогической компетентности, этнокультурной просвещенности будущего учителя. Перечислим лишь некоторые из них: «Народно-педагогические традиции зимнего календарного цикла в этногенезе славян» (доценты А.А. Малыхин и В.В Ткач); «Школа Запорожских казаков» (доценты Т.С. Мандрыкина и В.В. Ткач); «Хата моя, бша хата» (директор музея Л.Ф. Ноздрина, доцент В.В. Ткач); «Общее и особенное в культуре украинского и болгарского народов» (директор музея Л.Ф. Ноздрина, старший преподаватель Донецкого госуниверситета А.Ф. Михина, доцент Л.Я. Романова); «Традиции и обряды болгар» (доцент Л.Я. Романова, доцент, доктор Росица Пенкова - Республика Болгария); «Болгарские народно-педагогические представления о ребенке, семье и школе» (доцент Л.Я. Романова) и другие.
Благодаря воссозданным в краеведческом музее интерьерам украинской и болгарской хат и другим типологическим историко-этническим комплексам Х1Х - ХХ вв., будущие учителя «погружаются» в исторически достоверную среду, в место пространственного визуального и эмоционального восприятия национально-культурных традиций и образа жизни народов Приазовья, что во многом способствует воспитанию у студентов чувства толерантности, доброжелательности, способности понимать ментальные характеристики другого человека, выстраивать гармоничные отношения с представителями различных культур, выработке умения жить в общностях, где влияния культур накладывается друг на друга, что является характерной особенностью Запорожского региона.
Основой педагогического воздействия в целесообразно созданном музейно-историческо-этническом пространстве стала методика многомерного диалога, активными участниками которого становятся студенты, педагоги, музейное образовательное пространство, олицетворяющее прошлое и настоящее.
Надо отметить, что благодаря фольклорным экспедициям студентов-филологов по украинским, болгарским селам Приазовья, образовательное пространство краеведческого музея наполня-
ется ценными экспонатами: элементами старинной одежды, кухонной утварью, рушниками, документами. Но главное - это записи обрядов, традиций, песен. В культурологическом модуле «Традиции и обряды болгар» (доцент Л.Я. Романова) были использованы материалы, собранные студентами в болгарских селах (Андровка, Зеленовка, Палаузовка, Преслав, Трояны - Бердянского и Приморского районов Запорожской области).
Приведем некоторые из них, которые были инсценизированы студентами в музейном интерьере «Болгарская хата - вторая половина Х1Х - начало ХХ ст.». Например, театрализованный обряд рождения и крещения ребенка, записанный студентами из рассказов со сторожилами болгарского села Трояны Бердянского района.
Интерьер болгарской хаты. Бабка-повитуха в момент начала родов зажигает перед иконами лампадку и молится Богородице об облегчении родов. Затем, взяв роженицу за руку, она водит ее по комнате для облегчения родов. После рождения ребенка бабка, посолив новорожденного солью, купает его в теплой воде, кладет его рядом с матерью и с ладаном обходит комнату. Таким образом, ребенок появился на свет, и приняты все известные меры против всяких воздействий на него и его мать посторонних сил.
После этого бабка вместе со свекровью пекут хлеб - питу - и отправляются по соседкам с приглашением на угощение - буганик. Гости пьют за здоровье новорожденного, разговаривают, смеются. Первый тост за здоровье новорожденного провозглашает бабка; взяв стакан с водкой от свекрови, она говорит: «Да даде Господ това дете да порасте, от нивата да дойде с колата, на врат-нику кулата да не закачи, денгилу да шчупи...». Вслед за бабкой тосты провозглашают и остальные из присутствующих женщин. Встав из-за стола, гости благодарят за угощение, а бабка раскладывает среди комнаты огонь (зажигается метла), и присутствующие перепрыгивают через огонь, а затем расходятся по домам. Отпустив гостей, бабка, завернув в салфетку хлеб, отправляется к священнику, который читает молитву и нарекает новорожденного, называя его именем, намеченным родителями. В ближайшую субботу та же бабка с бутылкой водки отправляется к куму и приглашает его для крещения ребенка. Взяв его, бабка с кумом отправляются в церковь, крестят ребенка и возвращаются с ним домой. К этому времени в дом новорожденного приглашают жену кума, родственников, соседей, знакомых и устраивают крестины.
Педагогически целесообразным в поликультурном воспитании будущего учителя стал модуль «Болгарские хороводы», реализованный в образовательном пространстве Бердянского краеведческого музея. Надо отметить, что для его театрализации директор музея Л.Ф. Ноздрина любезно предоставила национальные болгарские костюмы - копии аутентичных образцов одежды общины Тунджа города Ямбол (Республика Болгария). Оказалось, что предки бердянских болгар, переселившихся сначала в Бессарабию, а 145 лет назад из Бессарабии в Приазовье, были выходцами как раз из этих мест. Кроме того, студенты использовали национальные болгарские инструменты - годулку и кавал.
Приведем пример и этого театрализованного культурологического модуля.
Каждый праздник после обеда на сельской площади с ранней весны начинают собираться разодетые девушки и парни, поют песни, разговаривают, водят хороводы (хоро, уро, джок). Во время танцев в хороводе девушки держат друг дружку за пояс у талии, мужчины - за руки. В хороводном пении принимают участие только девушки: во время пения, держа друг дружку за пояс, девушки в такт песни двигаются кругом, делая несколько шагов право, затем один - два шага влево; исполняя песню, хоровод делится на две половины. Одну строфу из двух-трех строчек исполняет одна половина хора, другая продолжает песню, повторяя последний стих, только что спетый первой половиной хора.
Хороводы водились, как правило, круглый год. Во время хороводов девушки держатся за платки. Они собирались небольшими группами и пели обыкновенно сидя где-нибудь у забора. После хоровода девушки шли к колодцу, где продолжались песни и шутки.
В Бердянском районе открытие хороводов весной начиналось так называемым «сбором», на который съезжались несколько окрестных сел, как молодежь, так и старики, и устраивались тан-
цы, борьба. «Сборы» носили характер национальных праздников: народ одевался в лучшие костюмы, экипажи украшались коврами, лошадей запрягали в лучшую упряжь. Победитель в танцах или борьбе на «сборах» пользовался особой популярностью и уважением. В настоящее время эти народные традиции сохранились в ряде сел Приморского района.
Анализ процесса результатов апробирования представленного культурологического модуля «Традиции и обряды болгар» и других модулей, например: «Символизм народного жилища, костюма, декоративно-прикладного искусства украинцев и болгар», показывает, что их реализация в музейно-образовательном пространстве способствует развитию у студентов понимания особенностей культуры украинцев, болгар и других народов, формированию умений жизнедеятельности в современном поликультурном обществе, воспитанию культуры межэтнического и межнационального общения.
Определяя образовательную миссию музея ХХ1 века, Л.М. Шляхтина и Е.Н. Мастеница подчеркивают, что музей - это исторически сложившийся институт, построенный на принципе диалога культур [13, 114-116]. Транслируя накопленный человечеством за многие века своего существования духовный опыт, музей исходит из признания за каждой эпохой права на собственное видение мира, права на диалог с современной культурой. Культурная среда современного музея - не только созерцательное пространство, где человек выступает в роли наблюдателя раскрывающихся перед ним нравственных и иных коллизий ушедшего времени, но и живое, развивающееся пространство, обладающее высокой силой информационного и эмоционального воздействия.
Реализуя изложенное выше, можно сделать вывод о том, что уникальные, но не всегда использованные возможности для поликультурного воспитания студентов представляет музейно-образовательное пространство, что подтверждает опыт плодотворного творческого содружества научных сотрудников краеведческого музея и преподавателей педагогического университета г. Бердянска.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Артемов Е.Г. Музейно-педагогическая технология. СПб., 1999.
2. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973.
3. Бердянський краезнавчий музей. Бердянськ, 1999.
4. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974.
5. Гукаленко О.В. Поликультурное воспитание как процесс формирования национальной и этнической толерантности у современной молодежи // Известия АПСН. М., 2005. Вып. 9. С. 121-128.
6. Крижко В.В. Антолопя аксюлопчно! парадигми освпи: Навч. поаб. К.: Освгга Украши, 2005.
7. Лиферов А.П. Региональные аспекты реинтеграции образовательного пространства стран СНГ. М., 2001.
8. Нацюнальна Доктрина розвитку освпи в Украш у ХХ1 ст. К., 2002.
9. Нагорский Н.В. Музейная педагогика и музейно-педагогическое пространство // Педагогика. № 5. 2005. С. 3-12.
10. Ноздрина Л.Ф. А в хате той, ой, как интересно. - Записки краеведа: К 75-летию Бердянского краеведческого музея. Бердянск: Модем, 2004. С. 147.
11. Ржепецький Л.А. Нариси з етнопедагогжи украшського народу: ще1, цшносл, перспективи: Поибник для педфакультетав, учшв старших клаав, студентв, учител1в, класних кер1вниюв, педагог1в-оргашзатор1в, лектор1в, батьюв. Микола1в: Вид-во МФНаУКМА, 2000. С.147.
12. Сухомлинська О.В. та ш. Концепцiя громадянського виховання особистосл в умовах розвитку украшсько! державносп // Шлях освпи. 2000. № 5. С. 5-13.
13. Шляхтина Л.М., Мастеница Е.Н. Образовательная миссия музея // Произведение искусства в образовательном процессе: Материалы Международной научно-практической конференции, 5-7 апреля 200 г. СПб., 2000.
14. Чонгарова Ирина. Интеркултурната коммуникация. Аспекти на лингвокултурната теория и практика. Пловдив, 2002. 134 с.
15. Якадина Т.А. Поликультурное образование и воспитание современного учителя // Известия АПСН. М., 2005. Вып. 9. С. 305-312.