Научная статья на тему 'Поликультурное воспитание школьников и студентов средствами музейно-педагогического центра'

Поликультурное воспитание школьников и студентов средствами музейно-педагогического центра Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
223
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MULTICULTURALISM / UPBRINGING / MUSEUM PEDAGOGY / EDUCATION / ПОЛИКУЛЬТУРНОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моруденко Ю.И., Макарчук Я.В., Хортова М.В.

В данной статье рассматривается проблема поликультурного воспитания подрастающего поколения средствами музейной педагогики. Идея формирования единого образовательного пространства с опорой на региональный компонент и потенциал музейной педагогики является в современной России актуальной темой исследования. С целью повышения уровня поликультурного воспитания обучающихся школ и вуза авторы предлагают в статье обратить внимание на новые формы и способы формирования отношений между представителями различных этносов, проживающих на одной территории средствами деятельности музейно-педагогического центра. В статье представлены конкретные направления деятельности музейно-педагогического центра, которые были реализованы в учебно-воспитательном процессе вуза. Значительное внимание в поликультурном воспитании обучающихся уделяется проектно-исследовательской деятельности. Обосновывается мысль о том, что музейно-педагогический центр является местом, где создаются условия для самообучения и саморазвития личности и осуществляется поликультурное воспитание подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLIKULTURAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN AND STUDENTS BY MEANS OF A MUSEUM-PEDAGOGICAL CENTER

The article deals with a problem of multicultural education of the younger generation through museum pedagogy. The idea of forming a single educational space based on the regional component and the potential of museum pedagogy is a relevant topic of research in modern Russia. With the purpose of increasing the level of multicultural education of students in schools and universities, the authors offer to pay attention to new forms and ways of forming relations between representatives of various ethnic groups living in the same territory through the activities of a museum-pedagogical center. The article presents specific directions of the activity of the museum-pedagogical center, which are realized in the educational process of the university. Considerable attention is paid in the multicultural education of students to design and research activities. The author substantiates the idea that the museum and pedagogical center is the place, where conditions for self-education and self-development of the individual are created and multicultural education of the younger generation is carried out.

Текст научной работы на тему «Поликультурное воспитание школьников и студентов средствами музейно-педагогического центра»

говорят на другом языке, имеют иные семейные и бытовые привычки и традиции, другую культуру, кулинарные предпочтения, национальные костюмы и т. д.

Как фактор, способствующий эффективному формированию у чеченской молодежи этнографической культуры, стал первый документ, подписанный президентом республики Рамзаном Кадыровым - это «Концепция государственной национальной политики», в котором подтверждена необходимость создания достойных условий и для экономического, и для культурного развития народов всех национальностей, заселяющих Чечню издревле.

В этой связи необходимо использовать все формы воспитания, что бы формировать ценности народной культуры на основе современных средств обучения и воспитания [3 - 5].

Старейшины отмечают, что предки, наравне с чеченским языком, свободно владели рядом других языков. Сегодня же уровень владения даже чеченским языком значительно снижен,

уходит память о чеченском происхождении и межнациональных отношениях, единстве между народами, населяющими республику. Современные народы кавказских республик чаще всего самоидентифицируют себя по этнической принадлежности к той или иной нации. А в древности предки чеченского народа, общаясь с людьми из других поселений, могли легко переходить с одного языка на другой язык, поэтому их вхождение, «вливание» было таким же гармоничным в случае, если случались межнациональные браки.

Итак, факт многонациональности и многоконфессиональ-ности республики Чечни, дальнейшее развитие межэтнической дружбы и единения между народами, делают необходимым поднимать и развивать этнографию республики, этнографическое образование, этнографическую грамотность населения, способствующие пониманию того, кто тебя окружает, какова культура твоего соседа, чем этот сосед может быть интересным для тебя.

Библиографический список

1. Единая концепция духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения Чеченской Республики на 2014 -2018 гг. Грозный, 2013.

2. Нахские племена: прямые наследники Кобанской культуры. Available at: http://history-thema.com/nahskie-plemena-pryamyie-nasledniki-kobanskoy-kulturyi/

3. Мамалова Х.Э. Организация воспитания студенческой молодёжи Чечни на основе вайнахской этики. Мир науки, культуры, образования. 2015; 3 (52): 167 - 168.

4. Мамалова Х.Э. Вайнахская этика как средство этнокультурного воспитания чеченской молодёжи. Мир науки, культуры, образования. 2015; 5 (54): 82 - 83.

5. Мамалова Х.Э., Везиров Т.Г., Везиров Т.Т. Вайнахская этика: электронный учебно-методический комплекс. Грозный, 2012.

References

1. Edinaya koncepciya duhovno-nravstvennogo vospitaniya i razvitiya podrastayuschego pokoleniya ChechenskoT Respubliki na 2014 -2018 gg. Groznyj, 2013.

2. Nahskie plemena: pryamye nasledniki Kobanskoj kul'tury. Available at: http://history-thema.com/nahskie-plemena-pryamyie-nasledniki-kobanskoy-kulturyi/

3. Mamalova H.'E. Organizaciya vospitaniya studencheskoj molodezhi Chechni na osnove vajnahskoj 'etiki. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 3 (52): 167 - 168.

4. Mamalova H.'E. Vajnahskaya 'etika kak sredstvo 'etnokul'turnogo vospitaniya chechenskoj molodezhi. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 5 (54): 82 - 83.

5. Mamalova H.'E., Vezirov T.G., Vezirov T.T. Vajnahskaya 'etika: 'elektronnyj uchebno-metodicheskij kompleks. Groznyj, 2012.

Статья поступила в редакцию 24.09.18

УДК 378.183

Morudenko Yu.I., Cand. of Sciences (History), Khakassia State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia),

E-mail: morudenko@mail.ru

Makarchuk Ya.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Khakassia State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia),

E-mail: yanamakarchuk@mail.ru

Khortova M.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Khakassia State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia),

E-mail: khortova@mail.ru

POLIKULTURAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN AND STUDENTS BY MEANS OF A MUSEUM-PEDAGOGICAL CENTER. The article deals with a problem of multicultural education of the younger generation through museum pedagogy. The idea of forming a single educational space based on the regional component and the potential of museum pedagogy is a relevant topic of research in modern Russia. With the purpose of increasing the level of multicultural education of students in schools and universities, the authors offer to pay attention to new forms and ways of forming relations between representatives of various ethnic groups living in the same territory through the activities of a museum-pedagogical center. The article presents specific directions of the activity of the museum-pedagogical center, which are realized in the educational process of the university. Considerable attention is paid in the multicultural education of students to design and research activities. The author substantiates the idea that the museum and pedagogical center is the place, where conditions for self-education and self-development of the individual are created and multicultural education of the younger generation is carried out.

Key words: multiculturalism, upbringing, museum pedagogy, education.

Ю.И. Моруденко, канд. ист. наук, доц., Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан,

E-mail: morudenko@mail.ru

Я.В. Макарчук, канд. пед. наук, доц., Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан,

E-mail: yanamakarchuk@mail.ru

М.В. Хортова, канд. пед. наук, доц., Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан,

E-mail: khortova@mail.ru

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА

В данной статье рассматривается проблема поликультурного воспитания подрастающего поколения средствами музейной педагогики. Идея формирования единого образовательного пространства с опорой на региональный компонент и потенциал музейной педагогики является в современной России актуальной темой исследования. С целью повышения уровня поликультурного воспитания обучающихся школ и вуза авторы предлагают в статье обратить внимание на новые формы и

способы формирования отношений между представителями различных этносов, проживающих на одной территории средствами деятельности музейно-педагогического центра. В статье представлены конкретные направления деятельности му-зейно-педагогического центра, которые были реализованы в учебно-воспитательном процессе вуза. Значительное внимание в поликультурном воспитании обучающихся уделяется проектно-исследовательской деятельности. Обосновывается мысль о том, что музейно-педагогический центр является местом, где создаются условия для самообучения и саморазвития личности и осуществляется поликультурное воспитание подрастающего поколения.

Ключевые слова: поликультурность, воспитание, музейная педагогика, образование.

В последние годы одной из ключевых задач современного образования является развитие и сохранение культурного многообразия народов Российской Федерации, воспитание толерантного отношения к различным представителям разных культур, совершенствование навыков взаимодействия в современном поликультурном обществе.

Зарубежные и отечественные ученые уделяют значительное внимание проблеме поликультурного образования и воспитания подрастающего поколения. В частности, в исследованиях Г.Д. Дмитриева поликультурное воспитание рассматривается как воспитание культуры толерантности к этнокультурным различиям, межнационального общения [1, с. 98]. В работах П.П. Гречко, Т.Ю. Гурьяновой, Е.М. Щегловой и др. подчеркивается, что одной из задач системы образования является подготовка человека к общению и полноценной деятельности в поликультурной среде, которая характеризуется способностью к культуросообразному поведению [2, с. 36].

Особенностям поликультурного воспитания школьников посвящены труды А.А. Глебова, А.В. Шафриковой. В исследовании А.Н. Джуринского сделан сравнительный анализ отечественной и зарубежной систем поликультурного воспитания и образования. Проблеме формирования поликультурной компетентности у различных категорий граждан уделено пристальное внимание в работах Л. Даниловой, И.Л. Плужник, Е.М. Щегловой.

По мнению Т.Т. Нуржановой, поликультурное воспитание является одним из направлений социализации личности, которая сочетает в себе национальное достоинство с общением и сотрудничеством с представителями других этнических групп [3, с. 598].

Согласно Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, определена необходимость создания инновационных воспитательных моделей дополнительного образования подрастающего поколения, обеспечивающих формирование гражданской идентичности обучающихся в условиях поликультурного и поликонфессионального общества.

По нашему мнению, одной из эффективных форм поликультурного воспитания школьников и молодежи является их участие в деятельности музейно-педагогического центра. Исходя из своей специфики, музейно-педагогический центр как учреждение культуры и образования обладает мощными потенциальными возможностями, что, несомненно, является важным моментом в процессе воспитания подрастающего поколения. Образовательная деятельность музейно-педагогического центра строится на передаче социального опыта по следующим направлениям: информирование, обучение, познание, досуг, развитие, творчество.

Для современного отечественного образования, безусловно, важна идея формирования единого образовательного пространства, основанного на региональном компоненте с опорой на потенциал музейной педагогики.

Музейно-педагогический центр (Центр) представляет собой музейную среду, а также фондовую, экспозиционную, экскурсионную, творческую и культурно-образовательную деятельности на основе взаимодействия участников музейно-педагогического процесса.

Одними из основных задач деятельности музейно-пе-дагогического центра является содействие формированию единого культурного пространства и сохранению культурного наследия народов Российской Федерации; приобщение молодежи к поисково-исследовательской, музейно-экспозиционной и музейно-педагогической работе; вовлечение обучающихся общеобразовательных организаций в систему дополнительного образования на базе музейно-педагогического центра.

Организация музейно-педагогической деятельности в Центре может осуществляться по следующим направлениям:

• дополнительное образование детей на базе музейно-педагогического центра;

• проектно-исследовательская деятельность;

• культурно-образовательная деятельность.

Еще в 30-е годы прошлого столетия поднимался вопрос о необходимости создания системы взаимодействия музеев с образовательными учреждениями. В то время начинают появляться музеи новых видов, такие как экологические, детские, музе-и-культурные центры и т. д. Наблюдается расширение функций музеев, внедряются многоуровневые музейно-педагогические программы. По мнению З.А. Бонами, музей как орган общественного сознания действует в сфере «параллельного образования», являясь посредником между музейными экспонатами как частью прошлого и человеком.

Как отмечает М.Ю. Юхневич, музейная педагогика остаётся до настоящего момента еще «неоткрытым континентом» для музейных работников и педагогов России [4, с. 73]. Длительное время в зарубежном и отечественном музейном деле считали, что в задачи музеев не должно входить обучение. В исследованиях В.А. Новожиловой, Б.А. Столярова, Т.В. Чу-маловой и др., музейная педагогика рассматривается как наука изменения внутреннего образа личности методами и средствами, которые обеспечиваются разнообразными формами музейной деятельности как в музее, так и в образовательном учреждении. Музейно-педагогический центр выступает как особая образовательная среда, в которой осуществляется формирование личности ребенка, развивается его способность анализировать, наблюдать, классифицировать полученную информацию в процессе собственной деятельности [5, с. 132].

Исследования психологов позволяют констатировать тот факт, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве, более развито образное воображение, они эмоциональнее, более свободно оперируют образами.

В России имеется опыт создания и функционирования данных Центров, которые сочетают музейную и образовательную деятельности. К ведущим музейно-педагогическим центрам России можно отнести такие учреждения как: творческая лаборатория «Музейная педагогика» Российской академии переподготовки работников искусства и культуры; Центр музейной педагогики Государственного Русского музея; лаборатория музейного проектирования Российского института культурологии; детский музейный центр при Государственном музее-заповеднике «Кижи» и др.

Так, основным направлением деятельности Центра музейной педагогики Государственного Русского музея является взаимодействие художественного музея с системой образования. В Центре функционируют различные творческие группы, в частности студийно-кружковая, арттерапевтическая, фондово-выста-вочная, образовательно-информационная, которые помогают осваивать школьникам весь образовательный спектр деятельности Русского музея. В Центре апробирована и внедряется первая из разработанныхв России музейно-педагогических программ «Здравствуй, музей!».

Созданный в 1993 году, детский музейный центр при Государственном музее-заповеднике «Кижи» стал первым в России учреждением, в котором воплотилась идея взаимодействия системы образования и музея. Наряду с тем, что большая работа проводится в Центре с детьми, здесь также базируется научно-методический и координационнный центр в области музейной педагогики. Центром успешно реализуются программа деятельности летней школы по апробации новых идей и совместных му-зейно-образовательных проектов.

Несмотря на имеющийся опыт организации и функционирования музейно-педагогических центров в России, следует отметить, что подобных учреждений, основная направленность деятельности которых посвящена поликультурному воспитанию детей и подростков, нами не выявлено.

На базе Института непрерывного педагогического образования ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» в 2018 году был создан музейно-педагогический центр, который представляет собой музейно-образовательное пространство для практической реализации современных форм учебной и воспитательной деятельности в вузе.

На начальном этапе функционирования данного Центра проводится систематическая поисково-исследовательская работа по наполнению экспозиций; организуются экспедиции по ознакомлению студентов с теорией и практикой организации музееведческой и музейно-педагогической деятельности. Организовано посещение школьниками и студентами краеведческих музеев, музеев под открытым небом. Немаловажная роль в работе Центра отводится и проведению мастер-классов, таких как «Этикет встречи гостей», «Игра на национальных музыкальных инструментах», «Народные игры»; проходит знакомство обучающихся с древними ритуальными обрядами народов Южной Сибири. В музейно-педагогическом центре организована работа по созданию и оформлению этнографических экспозиций жилищ народов Южной Сибири (хакасов, русских, алтайцев, тувинцев, шорцев).

Также на базе музейно-педагогического центра планируется деятельность по дополнительному образованию детей по таким направлениям как декоративно-прикладное творчество; обучение технологии обработки текстильных материалов; изготовление оберегов; обучение технологии вышивки национальных узоров; обучение войлоковалянию; обучение бисероплетению; изготовление национальных кукол; художественная обработка текстильных материалов (аппликация, батик, пэчворк, гобелен, макраме); обучение основам театрализованного этнографического дефиле; фольклорная этностудия; студия национального танца народов Южной Сибири; студия по изучению хакасского языка.

На базе музейно-педагогического центра ХГУ им. Н.Ф. Ка-танова планируется осуществлять проектно-исследовательскую деятельность. В результате проведенной работы обучающимися школ и вуза будет освоена технология разработки исследовательских и проектных работ по проблематике общечеловеческих нравственных ценностей, проблемам культуры, образования, экологии, экономики, социализации детей и молодёжи Сибирского региона, а также приобретен опыт реализации совместных проектов обучающихся общеобразовательных организаций и студентов психолого-педагогического и педагогического направлений подготовки университета.

В качестве примера могут быть предложены проекты по следующим темам исследования: «Создание генеалогического древа или схемы семьи «У истоков прошлого»», «Хакасская семья в истории страны», «Головные уборы, украшения коренных народов Сибири», «Обряды, приметы, связанные со строительством юрт», «Праздничная и ритуальная пища коренных народов Сибири», «Дикорастущие растения в системе питания народов Сибири», «Безалкогольные напитки в традициях застолья и угощения у хакасов», «Национальные праздники коренных народов Сибири», «Хакасский эпос как основа национального фолькло-

Библиографический список

ра» с последующим оформлением экспозиций и выставок работ обучающихся, размещением на интернет-странице.

В ходе подготовки и написания курсовых и выпускных квалификационных работ студентов предлагаются темы по музейной педагогике с разработкой программ музейно-педаго-гической деятельности для общеобразовательных школ. Для младших школьников в деятельности музейно-педагогического центра запланированы занятия музейного клуба «Все начинается с родного гнезда!»

Культурно-образовательная деятельность музейно-педаго-гического центра включает в себя организацию экскурсионных мероприятий, направленных на формирование общечеловеческих нравственных ценностей: «Исторические корни хакасского (алтайского, тувинского) народа»; «Черты русского характера, хакасского характера»; «Человеческие радости и человеческие трагедии: мир сегодня и завтра». Значительная роль в деятельности музейно-педагогического центра отводится работе «Школы юного экскурсовода».

Основными результатами деятельности музейно-педагоги-ческого центра «ХГУ им. Н.Ф. Катанова» являются:

• формирование у обучающихся ценностного отношения к культурно-историческому наследию народов Южной Сибири и привитие нравственно-эстетического вкуса к общению с музейными ценностями;

• использование и популяризация интерактивных технологий музейного образования в форме отдельных проектов поликультурной направленности;

• создание этнографических интерактивных экспозиций детского специализированного музея-мастерской - отделения музейно-педагогического центра.

Презентация опыта реализации музейно-педагогического центра состоялась на Межрегиональном форуме выпускников президентской программы «Биржа социальных проектов Республики Хакасия», где данный проект стал победителем мероприятия. В настоящее время в рамках Центра успешно осуществляет свою деятельность экспозиции «Русская изба» и «Хакасская юрта - традиционное жилище хакасов». Значительная часть экспонатов изготовлены руками студентов.

Таким образом, музейно-педагогический центр, являясь центром аккумулирования культурно-исторического наследия региона, способствует формированию у подрастающего поколения интереса и любви к национальной истории, искусству, к обычаям, традициям разных народов, проживающих в регионе. Образовательное пространство Центра, является местом, где создаются условия для самообучения и саморазвития личности, способствует формированию убеждений и личного опыта в отношении истории и культуры разных народов, осуществляет поликультурное воспитание подрастающего поколения.

1. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. Москва: Народное образование, 2009.

2. Гурьянова О.А. Поликультурное образование. Тольятти: ТГУ, 2013.

3. Нуржанова Т.Т. Поликультурная компетентность учащихся начальных классов. Молодой учёный. 2015; 4.

4. Юхневич М.Ю. Ребёнок в музее: новые векторы детского музейного движения. Москва: Академич. проект, 2006.

5. Столяров Б.А. Музейная педагогика: история, теория, практика. Москва: Высшая школа, 2004.

References

1. Dmitriev G.D. Mnogokul'turnoe obrazovanie. Moskva: Narodnoe obrazovanie, 2009.

2. Gur'yanova O.A. Polikul'turnoe obrazovanie. Tol'yatti: TGU, 2013.

3. Nurzhanova T.T. Polikul'turnaya kompetentnost' uchaschihsya nachal'nyh klassov. Molodoj uchenyj. 2015; 4.

4. Yuhnevich M.Yu. Rebenok v muzee: novye vektory detskogo muzejnogo dvizheniya. Moskva: Akademich. proekt, 2006.

5. Stolyarov B.A. Muzejnaya pedagogika: istoriya, teoriya, praktika. Moskva: Vysshaya shkola, 2004.

Статья поступила в редакцию 28.09.18

УДК 37.016:51

Oboldina T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Shadrinsk State Pedagogical University (Shadrinsk, Russia),

E-mail: tatiana.oboldina@yandex.ru

THE USE OF NEW INFORMATION TECHNOLOGIES IN ASTRONOMY TEACHING IN CONDITIONS OF REALIZATION OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF BASIC GENERAL EDUCATION (FSES BGE). The article is dedicated to a topical problem of teaching astronomy at school. Astronomy is an important part of natural science education system. According to FSES BGE, at schools of the Russian Federation a common information space should be realized. Thereupon the problem of the use of information technologies in the field of education causes an increased interest in the theory and practice of the national pedagogical science. The author gives various interpretations of the concept of "information technology training" and specifies the concept of "new

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.