Исследователи полагают, что эсперанто призван служить универсальным языком вторым (после родного) для каждого образованного человека:
- он может вывести межъязыковые контакты на новый уровень;
- он обладает определенной пропедевтической ценностью, облегчает последующее изучение других языков.
Словарный состав - большая часть словаря состоит из романских и германских корней, ин-тенационализмов латинского и греческого происхождения. Все заимствованные слова в основном приспосабливаются к фонологии эсперанто и записываются фонематическим алфавитом.
Что касается английского языка, то он не имел такого широкого распространения как в настоящее время: bajto - байт, blogo - блог, nur - только, danko - благодарность.
Эсперанто в настоящее время - самый известный и распространенный из всех универсальных международных языков как по числу энтузиастов, так и как способ общения и по истории возникновения, длительности существования. Почему этот язык так легко изучить? Правила этого языка не имеют исключений.
- каждое слово читается так, как написано. Одна буква = один звук. Нет ни непроизносимых букв, ни удвоенных согласных в корнях слов;
- ударение всегда падает на предпоследний слог;
- части речи различаются по окончаниям, добавленным к корню слов [3].
Ежегодно на эсперанто пишутся миллионы писем, УЗА имеет всемирную сеть делегатов для облегчения контактов между людьми, говорящими на эсперанто. До 15000 эсперантистов отправляются ежегодно за границу на встречи, а многие другие путешествуют частным образом, используя знание эсперанто. Ежегодно публикуются списки "гастигантов" - лиц, имеющих возможность принимать гостей. Многие из этого списка бесплатно принимают молодежь на ночлег, чтобы гости принимали участие в расходах (главным образом на питание). Список 1983 года включает 561 адрес в 50 странах. Эта "Паспорта Сарво" предлагает уникальные услуги для приобретения друзей в других странах.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Дюг Гонинд М. Славянское влияние в эсперанто // Проблемы международного вспомогательного языка. М.: Наука, 1991.
2. Глазунов А. Soveric Esperantisto // Nr. 6(18). 1990.
3. Колпер Б.Г. Вклад русского языка в формирование и развитие эсперанто: автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 1985.
4. Международный язык эсперанто. М.: Наука, 1991. 113 с.
5. Толстой Л.Н. Собр. соч. Т. 6. С. 101.
6. http. evortaro.ru
7. http. catalog aport ru/rus/themes aspx.
8. http: // forum.developing.ru / show thread.
9. http: // merecnefanto.narod.ru
И.Ф. Шумилова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ
Ведущими тенденциями образования Украины XXI века являются возрождение национальной духовности, признание мировоззренческих приоритетов, постижение трансцендентности, расширение кругозора, формирование у молодежи гражданских качеств, воспитание любви к Родине и, как результат, признание самоценности молодого человека, его потребности в способности быть нравственным субъектом - человеком. Реалии современного бытия человека-творца требуют конкретных изменений в сознании учителя как носителя ценностных ориентиров в образовательном пространстве.
Краеведение, всегда интересовавшее философов, социологов, психологов, этнографов, историков, географов как феномен социальной культуры, раскрывает особенности усвоения людьми уникального природного ландшафта, национальной культуры. На уровне региона этот феномен обладает определенной спецификой. Таким образом, любой регион, с присущими ему едиными и относительно автономными социальными, экономическими и культурными условиями, определяется значимыми для его населения историческими событиями, памятниками культуры, персоналиями, ментальностью, духовными ценностями населения. Поэтому растущая роль регионального фактора приводит к необходимости изучения региона как самостоятельной социокультурной единицы. Геополитические и социально-экономические изменения, которые происходят в Украине, свидетельствуют об относительной самостоятельности общественного и культурного развития регионов. Происходит интенсивный расцвет регионалистики (регионознания) - научного направления, предметом которого являются исследования локальной территории (местности) как целостного и, безусловно, неповторимого по своей сути явления. В области регионалистики географии встречаются понятия ойконимы, топонимы, микротопонимы, астронимы, урбанонимы, годонимы, агоронимы.
Географические и социально-исторические условия развития региона образуют пространственно-временной континиум, в рамках которого социокультурный феномен приобретает специфику, важным признаком которой является осознание населением региона их малой родиной (родным краем). Ведь именно знания своего села, города, области, края, где человек получил свои корни и силу, определяют осмысление высоких понятий «родина», «национальное достоинство», «патриотизм».
Понимание роли краеведения для культуры на уровне региона, поиск подлинности, социальной маргинальности невозможны без живого интереса к историческому, географическому, педагогическому наследию родного края. В последнее время украинское сообщество, как никогда нуждается в имманентной презентации собственного историко-культурного достояния перед европейскими и мировыми странами. А это возможно лишь при условии глубокого, системного изучения процесса длительного и сложного исторического развития каждого отдельного региона нашего государства: Галичины, Волыни, Буковины, Подолья, Слобожанщины, Северного Приазовья и др. Такие ретроспективные исследования - это накопление и представление фактического краеведческого материала, которого в наше время еще недостаточно.
Изучение педагогических дисциплин в соответствии с изменениями в обществе, решение задач, касающихся профессионального становления будущего учителя, требуют большего соответствия в изучении истории педагогики концепции национальной школы.
Путь от познания структуры формального образования и элементарной грамотности к настоящим высотам педагогической культуры - в умении «пройти» через столетия не только в научно-теоретическом, а и в историческом осмыслении. Сформировать такие умения поможет специальный раздел истории педагогики - педагогическое краеведение.
Объект педагогического краеведения - история педагогики края на фоне общего хода событий, а также социальная (активно-преобразовательная) функция человека, проявляющаяся в произведениях искусства, которые становятся достопримечательностями педагогики, в них собран опыт поколений. Педагогическое краеведение как отрасль историко-педагогического знания становится основанием в формировании сознательной профессиональной деятельности будущего учителя и выстраивает в его душе тот собор, в котором «... на дш... ночей горить свiчка бша» (И. Драч).
Предметом педагогического краеведения является определенный регион с присущими ему историей образования, культурой педагогического труда, ментальностью населения. Исследуются история образования края (региона, города, района, села, населенного пункта), деятельность известных персоналий, развитие системы народного образования и педагогической мысли в этнических группах. Изучение курса «Педагогическое краеведение» в педагогическом университете становится основой для переосмысления исторических событий прошлого в Украине и воспитывает у будущего учителя национальные интересы, стремления и чувства.
Ученые выделяют следующие направления краеведения: государственное, национальное, дидактическое, школьное, биологическое, географическое, этнографическое, историческое, литературное, хозяйственное, туристическо-краеведческое, музееведение и др. Совершенствуются функции краеведческой деятельности, а именно: мотивационная, пропедевтическая, процессуальная, развивающая, воспитательная, региональная, компетентностная и др.
Но, к сожалению, системный анализ архивных, музейных, научных материалов приводит к выводу о том, что исследование именно в области педагогического краеведения - важного основания для изучения гуманитарных дисциплин малоизвестны широкой публике и, как правило, в учебно-воспитательном процессе высшей педагогической школы используются эпизодично. Не существует как факт рекомендации и целостные исследования по управлению учебной и воспитательной деятельностью студентов средствами педагогического краеведения в высших педагогических учреждениях.
Целью данного курса является раскрытие возможностей педагогического краеведения как одного из средств профессиональной подготовки учителей к организации учебно-воспитательного процесса в школе, определение теоретико-методологических, учебно-методических аспектов педагогического краеведения, выделение места педагогическому краеведению в системе преподавания дисциплин педагогического направления в высшем педагогическом заведении.
Трудно переоценить значение, которое имеет для профессионального становления будущего учителя памятниковедение - изучение памятников истории, культуры, педагогики и хранение их в отдельных хранилищах (музеях, архивах). Например, архивы Бердянского краеведческого музея открывают студентам богатое наследие выдающегося педагога, поэта, переводчика, фольклориста Константина Максимовича Зиньковского (1873-1959 гг.). Мы коснёмся только некоторых его достижений в школьном краеведении, которому неутомимый педагог придавал особое значение.
Во многих документах из фондов архива (письмах, докладах, отчётах, фольклорно-этнографических записках, историко-педагогических работах) К.М. Зиньковского находим его посылания на особенности краеведческой работы, содержание и объём краеведческого материала, методы его изучения, аспекты и программы для изучения краеведческого материала (Бердянский государственный краеведческий музей - папка 71 - дело № 5191).
В материалах по методике школьного краеведения (1929 г.) К.М. Зиньковский отмечает, что многие из этих сведений, что «охватывают описание Бердянского района..., дали бы учителю возможность самому работать над материалом, который может стать разносторонним и ценным вкладом в местную статистику, географию, историю, археологию и этнографию». Он призывал учительство к народоведческо-краеведческой деятельности, популяризируя опыт тех народных учителей-единомышленников в деле введения краеведения в школьную практику.
Так, в программе изучения «местного сельского хозяйства» автор предлагает каждому описать «цель, которую хозяйство ставит, хозяйственный план, благоприятные и неблагоприятные условия развития, описание местности. бюджет хозяйства, его денежную и натуральную часть, соотношение этих частей.».
В каждой строчке краеведческой тематики К.М. Зиньковского прослеживается глубокая, продуманная работа, заинтересованность народной жизнью, обычаями, традициями, бытом, народной мифологией. Именно это учёный намеревался привить и педагогам, и ученикам. Своей исследовательско-краеведческой работой они «дали бы не менее богатый материал и для заключения детской книжки, которая может широко охватить бытовые стороны народа с его историей, географией, этнографией, поэзией - книжки целиком народной для народа». Не найти упоминания о нём и в украинских академических изданиях, педагогических словарях, энциклопедиях.
Для того, чтобы это богатое наследие стало достоянием современной историко-педагогической науки и практики, был введён в 2003 году курс «Педагогическое краеведение» в учебно-воспитательный процесс Бердянского государственного педагогического университета, что способствовало созданию позитивной морально-психологической атмосферы в студенческом коллективе, непринужденному свободному общению между студентами, личностной заинтересованности в историко-педагогической краеведческой деятельности. Основная идея создания и внедрения курса - интегрировать как краеведческие, так и методические знания студентов, необхо-
димые для эффективной реализации краеведческого принципа преподавания в практике работы учителя.
И кому, как ни школьникам общеобразовательных школ на уроках истории, студентам высших учебных заведений, быть осведомленными относительно достояний местного материала. Таким образом, увековечив память о педагоге в названии одной из школ г. Бердянска, где он был директором и учительствовал, необходимо уделить внимание богатому педагогическому наследию К.М. Зиньковского, что и является предметом педагогического краеведения.
А сколько таких педагогов, учёных, чьи имена незаслуженно по ряду причин не введены в научный оборот. Следует отметить, что педагогическое краеведение имеет тесную связь с философией, педагогикой, психологией, географией, историей, краеведением, археографией, этнографией и др. Студенты работают с архивными материалами городских музеев, с раритетными изданиями, которые хранятся в фондах Бердянского государственного педагогического университета. Это материалы библиотечных фондов Бердянского государственного педагогического университета: Сборник постановлений Бердянского уездного земского собрания с 1866 по 1908 гг. В III-х т., Т. II. - Типография Московского товарищества Н.Л. Казецкого. - Москва: 1910; Очерк о деятельности Бердянского Уездного земства Таврической губернии по народному образованию с 1866 по 1896 гг.: Составлена Бердянскою Уездною Земскою управою. - Бердянск, Разрядная книга, 1850 г. издания; энциклопедия Брокгауза и Ефрона (дореволюционного) в 82 томах и 4 тома дополнительных; энциклопедический словарь братьев Гранат; книги по истории, географии, геологии, математике, астрономии и другие издания.
Огромную ценность в изучении местного материала представляют собой археографические источники. Так, для приобщения студентов к научно-исследовательской работе большое значение имеют работы Лымана Игоря Игоревича. Это «Матерiали з юторп Бердянського державного педа-гопчного ушверситету (вщ останньо! третини Х1Х столггтя до 1953 року ХХ столггтя)» у 4-х томах. Важными источниками по краеведению в изучении Бердянска второй половины 19 столетия являются дневники титулярного советника Василия Константиновича Крыжановского, который несколько десятилетий жил в нашем городе, был свидетелем его развития, о чём и свидетельствует информация, собранная в дневниках.
Цель изучения студентами курса - обеспечение основательной осведомленности с казной народной педагогической мудрости, привлечение их к рациональному использованию этих знаний, подготовка к народоведческой работе в школе, сохранение и передача следующим поколениям социального опыта, стабилизация семейных и общественных отношений, регламентация и контроль собственного поведения. Последовательное и целенаправленное выполнение образовательных задач в учебно-воспитательном процессе обеспечивается путем реализации принципов народности, культуро- и природосоответствия, региональности, эмоциональности, имеет целью возродить и развить духовно-нравственную культуру гражданина Украины.
Формирование мотивационно-ценностного отношения учителя к педагогически-краеведческой работе - целенаправленный, многогранный, противоречивый и в то же время целостный процесс, обусловленный рядом социальных условий и факторов, составляющих причину и движущую силу его развития, формирования и становления.
Рассматривая краеведение как педагогический феномен, целесообразно выяснить факторы в подготовке будущего учителя к краеведческой работе с учащимися, а именно внешние объективные и внутренние субъективные. Объективные факторы существуют независимо от воли и сознания человека. Таковыми являются материально-бытовые условия обучения, наличие свободного времени, качество постановки преподавания дисциплин в вузе, социальные общественные отношения, материально-техническое оборудование учебного процесса, условия жизнедеятельности студента, преподавательский состав, социальное обеспечение и т.д. Объективные факторы служат своеобразным фундаментом для возникновения субъективных, направляющих, регулирующих, стимулирующих активность студентов или, наоборот, вызывающих пассивное отношение к краеведческой деятельности.
Субъективные факторы рассматриваются как совокупность обстоятельств, зависящих от сознания людей, воспитательных воздействий на человека. К ним относятся особенности индиви-
дуального познания студента, удовлетворенность выбранной профессией, морально-волевые качества личности, интересы, потребности, мотивы деятельности, ценностные ориентации и убеждения. К этому следует добавить индивидуальные особенности студентов - пол, возраст, семейное положение, состояние здоровья, уровень физической подготовки и развития и т.д.
Педагогическое краеведение изучает процессы воспитания, образования и обучения только в определенном регионе, рассматривая в них аспекты, направленные на краеведческую деятельность и полученный результат этой деятельности, исследует общепедагогические, историко-педагогические принципы, благодаря которым посредством краеведческой работы необходимо реализовывать воспитательный процесс, образование и обучение учащихся, подготовку педагогических кадров.
Также педагогическое краеведение обеспечивает адаптацию студентов к обучению в высшей школе. Процесс адаптации начинается с принятия, понимания, усвоения общепринятых традиций, норм, правил сначала ближайшего окружения, а уже как следствие применение их вместе с уже существующими в обществе оценками и формами поведения. Адаптивная функция краеведения предполагает эффективные механизмы и средства физической, психологической и интеллектуальной адаптации студентов в учебной деятельности. Это может быть обеспечено с помощью экскурсий в музеи, отчетности студентов об экскурсиях, защиты рефератов, составления коллажей, оформления схем, построения таблиц, составления кроссвордов о местных памятниках, личностях, их жизни и деятельности; представления родного края, написания конспектов, тезисов, докладов и т.п.
В процессе обучения студентов педагогическому краеведению реализовываются следующие функции: воспитательная, образовательная, развивающая, организационная, мотивационная, когнитивная. Изучение основ педагогического краеведения способствует воспитанию в студентах таких качеств, как гражданственность, патриотизм, любовь к родному краю, формированию творческого подхода к изучению и использованию местного историко-педагогического опыта, а также индивидуального стиля деятельности, направленности на профессию учителя, уважение к педагогической деятельности, развитию коммуникативных умений.
Образовательная функция предполагает усвоение, пополнение и закрепление знаний по истории, географии, краеведению, школоведению, истории педагогики, педагогике формирования умений и навыков использования их на практике в педагогической деятельности.
Реализация воспитательной функции способствует формированию у студентов чувства коллективизма, нравственных и этических ценностей, развитию умений диалогического взаимодействия студентов.
Развивающая функция предусматривает активизацию и совершенствование психических познавательных процессов в соответствии с требованиями педагогической деятельности, развитие когнитивной сферы студентов в процессе обучения.
Мотивационная функция характеризует желание будущего учителя работать над формированием исторических, географических, краеведческих представлений, направленность на получение знаний и выработку навыков.
Когнитивная функция отражает взаимодействие учителя с учениками, стили руководства в учебной и внеурочной деятельности, учет учителем в процессе обучения возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровень знаний о родном крае, его истории, личности, которые его представляют.
Организационная функция предполагает использование учителем основных форм организации обучения, нестандартных и нетрадиционных, внеклассной историко-педагогической работы в общеобразовательной школе (проведение внеклассных мероприятий), организацию школьных музеев.
В.В. Матияш, исследуя теоретические основы и практическое использование педагогического краеведения в высшей школе, выделяет такие его функции: социально-культурную, теоретико-методологическую, дидактическую, аксиологическую (ценностную), праксеологическую (исследовательскую), прогностическую (антиципации) [1].
В наиболее обобщенном виде функции педагогического краеведения представлены Л.А. Семеновской: культурологическая, теоретико-методологическая и практически-ориентированная.
Культурологическая функция отражает возможности влияния педагогического краеведения на повышение уровня общей и профессиональной культуры будущих учителей. Изучение основ педагогического краеведения способствует воспитанию у студентов патриотизма и гражданственности, основанных на уважении и любви к родному краю, чувство гордости за свою «малую родину» и ее достижения. В процессе привлечения будущих учителей к педагогической культуре региона развиваются способности к национально-культурной идентификации, к аккумулированию педагогических ценностей, формируется творческий подход к изучению и использованию местного педагогического опыта, направленность на профессию учителя, ценностное отношение к педагогической действительности и деятельности. На основе соотношения собственного уровня культуры с уровнем педагогической культуры региона формируется индивидуальный стиль профессиональной деятельности, развиваются коммуникативные умения, педагогический такт, повышается культура теоретико-педагогического мышления.
Теоретико-методологическая функция характеризует способность педагогически-краеведческой информации влиять на формирование знаний студентов, на обогащение педагогической теории, на укрепление связи обучения с реальной педагогической практикой, на развитие интереса к комплексу педагогических дисциплин.
Практически-ориентированная функция отражает возможность использования краеведения с целью адаптации студентов к практической профессиональной деятельности в условиях региона. Знания по педагогическому краеведению дополняют методическую подготовку будущих учителей инновационными материалами из творческого опыта лучших педагогов родного края [2].
Следует также отметить, что все функции педагогического краеведения взаимосвязаны, взаимообусловлены и взаимозависимы. И от реализации учителем этих функций будет зависеть эффективность учебно-познавательной действительности, самостоятельная деятельность студентов средствами педагогического краеведения.
Таким образом, качество подготовки будущих учителей к краеведческой работе с учащимися требует тщательной и плодотворной работы преподавателей вузов. Именно поэтому в учебно-воспитательный процесс высших учебных заведений внедрены курсы общественно-гуманитарного направления: «Историческое краеведение», «Географическое краеведение», «Педагогическое краеведение», что является не только одним из этапов теоретической подготовки студентов, а и результатом практической ориентации в подготовке к семинарским, практическим занятиям, самостоятельной, творческой деятельности, индивидуальной, поисково-исследовательской работе, а также в период прохождения педагогической практики в школе.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Матаяш В.В. Педагопчне краезнавство: суттсть, принципи, джерела // Педагогжа i психолог1я професшно! освгги. 2003. № 5. С. 111-120.
2. Семеновська Л.А. Шдготовка майбуттх учителш до професгйно! д1яльносп засобами педагопчного краезнавства // Дидаскал. 2006. № 4. С. 49-52.
Н.Г. Щитова
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ В ВУЗЕ В РАМКАХ КУРСА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Владение языком, знание его норм, идиоматики, лексических, грамматических и фонетических ресурсов - одно из основных условий прогресса будущих специалистов в профессиональной деятельности. Процесс компьютеризации и «интернетализации» все больше проникает в образовательный процесс. Базовый набор услуг, который Интернет может предложить своим пользователям как информационная система, включает в себя: