Научная статья на тему 'Воспитание толерантности у студентов университета'

Воспитание толерантности у студентов университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2072
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комаров В. П., Исаева О. В.

Успешному решению задач подготовки специалиста в университете как гармонично развитой личности будет способствовать научно обоснованная система воспитания толерантности студенческой молодежи на основе выявления противоречий и педагогических возможностей образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOLERANCE BRINGING UP OF UNIVERSITY STUDENTS

Scientifically proved system of tolerance bringing up of student youth on the base of contradiction exposure and pedagogical opportunities of educational institution will promote success tasks solving of specialist training in university as harmony developed personality.

Текст научной работы на тему «Воспитание толерантности у студентов университета»

Комаров В.П., Исаева О.В.

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА

Успешному решению задач подготовки специалиста в университете как гармонично развитой личности будет способствовать научно обоснованная система воспитания толерантности студенческой молодежи на основе выявления противоречий и педагогических возможностей образовательного учреждения.

Ушедший XX век характеризуется бурными и противоречивыми событиями. Его называют веком широкого распространения идей прав человека, веком политического, национального и культурного плюрализма, веком начавшейся международной интеграции. Но он же стал веком, породившим такие страшные явления, как тоталитаризм, фашизм, нацизм. Это также «изобретения» XX века.

Сегодня в мире по-прежнему весьма сильны расистские, религиозно-экстремистские настроения. Нет необходимости говорить, что эта проблема актуальна для современной России - страны многонациональной, многоконфессиональной, поликультурной. У представителей различных этносов возникает опасение, страх перед возможным ущемлением «национального достоинства». Оттенки этого опасения различны: от индифферентности до агрессии, от холодного безразличия до проявлений ксенофобии (страха, иногда ненависти по отношению к людям иной нации). Отчасти такие эксцессы могут рассматриваться в качестве своеобразной избыточной защитной реакции на действительные или мнимые угрозы со стороны представителей иных этносов. Так или иначе, носитель любой культуры забывает при этом, что он всего лишь человек и не обладает правом на злобу, ненависть, попрание законных прав другого.

Известно, подобная «забывчивость» ведет -среди людей - к усилению агрессивности, распространению - в обществе - шовинистических и фашистских идей. Ближайшими следствиями легко могут стать кровопролитные распри, войны, террористические выпады.

Последние события, связанные со вспышками террора, - своеобразный показатель нравственной патологии поликультуры.

Сложные социально-политические условия современной российской действительности, в том числе образовательной среды с ее внутренним и внешним пространством, актуализировали проблему воспитания толерантности, все более остро требующую практического решения, а потому и ее научного обоснования.

Воспитание толерантности, как считает педагогическое сообщество, - общее дело многих государственных и общественных институтов, но

когда его объектами выступают дети, главная нагрузка и ответственность в работе с ними ложится именно на образовательную среду.

Им в этом труднейшем деле остро необходимы, во-первых, информация о сущности воспитания толерантности, ее содержании и проявлениях, во-вторых, представление о возможных средствах

- технологиях такого воспитания, предназначенное для выбора и творческого использования таковых в тех или иных конкретных условиях, в-третьих, толерантность необходима и самому педагогу

- во всей неразрывности личностного и профессионального.

Мы попытаемся подойти к проблеме с определения толерантности.

Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости»: лат. - tolerantia - терпение; англ. - tolerance, toleration, нем. - Toleranz, фран. - tolerance. В процессе историко-культурного развития и становления философской мысли категория «терпимости» («толерантности») претерпевала изменения. Это является естественным явлением, т.к. менялось и само общество, во главу угла в человеческих взаимоотношениях ставились разные идеи.

В XIX в. глагол «терпеть» насчитывал множество лексем (26) и выражал различные значения: выносить, страдать, крепиться, стоять не изнемогая, выжидать чего-то, допускать, послаблять, не спешить, не гнать и т. д.

Несмотря на многозначность, категория «терпимости» имеет созерцательный оттенок, пассивную направленность.

Характеристика определения толерантности видоизменяется в Преамбуле Устава ООН:

«...проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи».

Здесь понятие получает не только действенную, социально активную окраску, но и рассматривается как условие успешной социализации (интеграции в систему общественных отношений), заключающееся в умении жить в гармонии как с собой, так и с миром людей (микро- и макросредой).

Гармония отношений подразумевает прежде всего уважение субъектами друг друга. Такую смысловую нагрузку несет определение «толеран-

тности», предлагаемое словарем иностранных слов и выражений: «Толерантность - способность к признанию или практическое признание и уважение убеждений и действий других людей». (6).

Впрочем, мальтийский исследователь Кеннет Уэйн приходит к выводу, что определение «толерантности» здесь неполно, т. к. «толерантность не просто признание и уважение убеждений и действий других людей, но признание и уважение самих «других людей», которые отличаются от нас. В «других» признаются (должны признаваться) и отдельные индивидуумы, и личности в качестве представителей этнических групп, к которым они принадлежат» (8).

Для полинационального и многоконфессионального государства это особенно актуально, т.к. объект нетерпимости - представители конкретных этносов и конфессий, этносы и религии в целом.

Несколько иную смысловую нагрузку несет определение толерантности в психологической литературе. Рассматривая психологическую трактовку данного понятия, следует отметить, что в ней толерантность определяется неоднозначно:

во-первых, как установка либерального принятия моделей поведения, убеждений, ценностей другого;

во-вторых, как способность выносить стресс без серьезного вреда.

Таким образом, этимологическое значение толерантности заключается в том, что термин употребляется для обозначения способности к сопротивлению: стрессам, вредным воздействиям окружающей среды, собственному раздражению поведением другого индивида.

Современная философская трактовка понятия толерантности близка ко многим ранее описанным определениям - терпимость к иного рода взглядам. Таковая является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другой точкой зрения и не избегает духовной конкуренции. Мы предполагаем, что это пояснение свидетельствует об активной позиции личности в таких процессах, как:

- познание и признание своего «Я» (позиций, взглядов, мировоззрения) и позиции другого;

- определение тактики поведения и диалога с другими;

- взаимодействие с другими (быть с другими и сохранять свое «Я»);

- анализ результатов взаимодействия.

Таким образом, понятие толерантности, хотя и

отождествляется большинством источников с понятием терпения, имеет более яркую активную направ-

ленность. Толерантность - не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других; не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

Активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости - основные компоненты понятия «толерантности», которое мы попытались дать на основе анализа различных подходов к пониманию данного термина.

Естественно, что эти компоненты не возникают на пустом месте, ниоткуда, и не являются, как и любое социальное качество, врожденными. Следовательно, и активная нравственная позиция вместе с психологической готовностью формируются, стимулируются (прежде всего - «изнутри») и корректируются. Целью формирования данных социально-психологических качеств является позитивное взаимодействие с людьми иных культур, взглядов, позиций, ориентаций.

В педагогической литературе понятие «взаимодействие» определяется как универсальная форма развития, обоюдно изменяющая взаимодействующие объекты, явления и приводящая каждое из них в новое состояние. В настоящее время существует множество типологий взаимодействия. Остановимся на типологии, которая позволяет отразить взаимосвязь понятий «взаимодействие» и «толерантность».

Данная типология, по Л.В. Байбородовой, представляет следующие типы взаимодействия:

- диалог;

- сотрудничество;

- опека;

- подавление;

- индифферентность;

- конфронтация;

- конфликт.

Позитивной толерантности соответствуют первые три типа взаимодействия.

По мнению А.Г. Асмолова, Н.А. Асташовой, В.П. Бездухова, А.В. Кирьяковой, толерантность может рассматриваться как ценность социокультурной системы, своего рода внутренний стержень социально-психологического бытия. Это комплексный феномен, определяющий отношение человека как к себе, так и к окружающему миру. Вне отношения к человеку нельзя говорить о толерантности-ценности. Следовательно, толерантность-ценность выступает как некий поведенческий ориентир, представляющий цель активности личнос-

ти (1; 7; 2; 5). Толерантность может функционировать как принцип. Этот вариант связан с переводом толерантности в статус руководящей идеи, основного положения, внутреннего убеждения, определяющего деятельность человека. Довольно часто идеи, находящиеся на уровне принципа, обеспечивают согласие в социальных группах. Толерантность как норма позволяет усилить упорядоченность социальных взаимодействий, точно обрисовать выполнение выработанных человечеством правил. На этом уровне толерантность отражает позицию личности в данной ситуации, ориентированную на конкретные образцы поведения, обобщенные принципы деятельности. Самый высокий уровень проявления толерантности личности -наличие толерантности как идеала. Толерантность, отмеченная идеальным проявлением, отражает совершенный образец. Это главный критерий в решении практически любых вопросов, это самый действенный стимул поведения и деятельности личности (7).

Образ толерантной личности сочетает важнейшие характеристики, отражающие психолого-этические линии человеческих отношений: гуманность, рефлексивность, свобода, ответственность, защищенность, гибкость, уверенность в себе, самообладание, вариативность, перцепция, эмпатия, чувство юмора.

В структуре толерантности, как и в любом личностном качестве, можно выделить три основных структурных компонента: познавательный, эмоционально-оценочный, поведенческий. Три указанных компонента находятся во взаимосвязи и взаимозависимости.

Познавательный компонент представляет собой своеобразное информационное «поле», отдельные элементы которого характеризуют особенности личности, взаимоотношения в образовательной сфере, специфику работы, предметное содержание обучения и предъявляют многие другие знания, необходимые для полноценной организации педагогического процесса. Из познавательного компонента извлекаются необходимые сведения, связанные с возникшей ситуацией. Как правило, ситуация вызывает определенные эмоции, связанные с ведущими интересами личности. Возникает познавательно-эмоциональное образование, т. е. своего рода эмоционально окрашенные знания, необходимые для формирования поведенческой готовности, а на более сложном уровне и поведенческих программ.

Мы считаем, что воспитывать толерантность необходимо именно в юношеском возрасте. Этот возрастной период (студенчество) имеет свои пси-

холого-возрастные особенности, характеризуемые эмоциональной незрелостью, открытостью, внушаемостью, малым жизненным опытом, самоидентификацией не на основе общечеловеческих ценностей, а под влиянием коллизий в сфере культурных, национальных, социальных и других отношений.

В этом возрасте начинает формироваться чувство культурной идентичности человека, а соответственно повышается интерес к вопросам культурной принадлежности.

В этом возрасте поиск приемлемых социальных ролей, интерес к общению за рамками ближайшего социума, потребность во взаимопризнании и взаимопонимании с окружающим миром заставляют молодых людей столкнуться с иными культурами, конфессиями, социальными группами.

Именно в юношеском возрасте закладываются основы дальнейшего социального поведения личности, в том числе способность к эмпатии или конфликтность, социальная изолированность, позитивное или заведомо негативное отношение к представителю другой нации, религии, социальной среды.

Особое значение для студенческой молодежи приобретает собственная жизненная позиция. Предпосылки этого: повышенный интерес к себе, своему внутреннему миру, развитие рефлексии, стремление к отстаиванию собственного мнения.

Молодые люди должны понимать, что именно им жить в этом новом взаимосвязанном, взаимообусловленном мире, строить свои отношения с представителями других наций и конфессий. Они должны осознать: эти отношения служат как прогрессу и процветанию нашего общества, так и прогрессу мирового сообщества.

На базе Оренбургского государственного университета нами проведено специальное исследование.

Так, диагностическое изучение наличия знаний о толерантности дало следующую картину. На вопрос «Что такое толерантность?» большинство студентов ответили, что это «терпимость», «терпеливое отношение» или «сдержанность», т. е. обозначили ее лишь как пассивную категорию. Часто встречался и такой ответ, как «Толерантность - это способность к бесконфликтному общению». Кроме того, студентам был представлен тест «Черты толерантной личности». В опроснике представлены 15 характеристик, свойственных толерантной личности. Они были выделены, исходя из анализа работ Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой, Л. Тру-биной, Л.И. Паиной и др. Это: расположенность к другим людям, снисходительность, терпение, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, терпи-

мость к различиям (национальным, религиозным и т. п.), умение владеть собой, доброжелательность, умение не осуждать других, гуманизм, умение слушать собеседника, любознательность, способность к сопереживанию.

Интересно, что те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантной личности (с точки зрения данной группы). Чаще всего студенты называют терпение, терпимость к различиям, доброжелательность, расположенность к другим и способность к сопереживанию.

В нашем исследовании был проведен тест по определению студентами самооценки и взаимооценки уровня толерантности. По пятибалльной шкале уровень самооценки толерантности студентов оказался ниже среднего, а уровень взаимооценки - низкий.

Таким образом, исходя из приведенных выше определений толерантности с заключенной в них позитивной оценкой данного качества и его необходимостью на различных этапах развития общества и в настоящий момент в частности, рассмотрев различные точки зрения на понятие толерантности, выделив основные сущностные характеристики данного качества личности и его уровень сформированности у студентов университета, можно сделать вывод о необходимости воспитания толерантности как личностного качества в интересах успешного ведения «культурного» диалога и в целях избежания межкультурных конфликтов с различными культурными, национальными, конфессиональными, социальными группами и их представителями. Воспитание толерантности следует рассматривать в качестве неотложной задачи.

В ходе исследования нами анализировались Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, а также ныне действующие программы гуманитарных и социальных дисциплин (отечественной истории, философии, культурологии, политологии, психологии, педагогики) в Оренбургском государственном университете и в Оренбургском государственном педагогическом университете.

Проведенный нами анализ был направлен на выявление достаточности их для воспитания толерантности у студентов.

Содержательный аспект исследования состоял в выявлении наличия элементов толерантности в материалах указанных дисциплин, его отборе, определении тем и взаимосвязи с другими вопросами подготовки студентов.

Разбор программ позволил установить, что обучение по ним студентов проходит в основном

на протяжении 1, 2 курсов. В совокупности гуманитарные и социальные дисциплины не представляют последовательной логической системы в их изучении. Наличие компонентов толерантности выявлено в содержании только ряда тем изучаемых дисциплин.

Из проведенного анализа становится очевидным то, что имеющиеся программы цикла гуманитарных дисциплин не раскрывают основные понятия феномена «толерантность» и тем более его сущностных характеристик. Хотя некоторые дисциплины в определенной степени рассматривают основные понятия интересующей нас проблемы (такие, как культура, ценность, отношения, общение). Но здесь необходимо отметить, что элементы, присутствующие в содержании дисциплин, не заложены в определенной системе. Таким образом, материал каждой рассматриваемой дисциплины и ' их совокупность фактически не ориентируют обучающихся на приобретение знаний и умений общения и взаимодействия с людьми, представляющими различные культурные, национальные, конфессиональные, социальные группы.

Следует заметить, что педагогическая практика должна опираться на выявление возможностей воспитания толерантности студентов в вузе. При этом необходим учет прогрессивного зарубежного и отечественного опыта воспитания толерантности студенческой молодежи. : Так, концепция глобального образования, ко-

: торая внедряется в учебных заведениях стран Западной Европы и Америки, предусматривает включение в учебные планы школы таких направлений педагогической деятельности, как воспитание у студентов интереса и уважения к культурам народов мира, достижение понимания общемирового и специфического в этих культурах. Глобальное образование ставит целью приобщить студентов к культурам и традициям различных национальностей и формировать у них чувство и сознание граждан мира.

Нельзя забыть и отечественный опыт, когда воспитание советского патриотизма было нацелено на сплочение наций и народностей страны в рамках союзного государства.

Осуществляя государственно-общественное управление воспитанием молодежи, необходимо придерживаться таких принципов современного международного права: мирное сосуществование государств, сотрудничество народов, неприменение силы и угрозы в международных отношениях, равноправие и самоопределение наций и народов, уважение прав человека и основных свобод, суверенитет и равенство государств, невмешательство

во внутренние дела друг друга, добросовестное выполнение международных обязательств.

В Декларации принципов толерантности подчеркивается, что «наиболее эффективное средство предупреждения нетерпимости - воспитание. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, чтобы обеспечить осуществление этих прав и укрепить стремление к защите прав других. Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве неотложной важнейшей задачи. Оно должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях» (4).

Сегодня в первую очередь требуется четкое представление об учебно-воспитательном процессе как факторе воспитания толерантности личности. В данном случае нами использованы идеи ученых-педагогов З.Т. Гасанова, В.П. Комарова, Н.М. Таланчука, Б.З. Вульфова, О.А. Гривы, А.П. Садо-хина и др.

Основа толерантности и возможное пространство ее динамики, по мнению Б.З. Вульфова, лежат и действуют, прежде всего, в опыте личности. Поэтому и воспитание толерантности - это, с педагогической точки зрения, целенаправленная организация позитивного опыта толерантности, т. е. целенаправленное создание условий, требующих взаимодействия с другими, какими бы в глазах субъекта они ни были. При этом происходит взаимное обогащение опыта толерантности, что создает эмоционально-интеллектуально-нравственное поле, на почве которого произрастает положительный опыт отношений и общения (3).

В качестве факторов воспитания толерантности О.А. Грива выделяет просвещение - процесс, в ходе которого человек знакомится с историей своей культуры, этноса, рода, семьи, осваивает моральные правила взаимоотношений и взаимодействия с другими людьми, и обучение толерантности, включающее в себя серию психолого-педагогических тренингов, которые выполняют следующие задачи: 1) знакомство с понятиями толерантности, толерантного поведения, толерантного сознания; 2) стимулирование собственных поисков и активности в освоении данных понятий; 3) обучение навыкам толерантного поведения, толерантного взаимодействия (7).

В нашем исследовании основополагающим является гуманистический подход, который предполагает:

- равноправие взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей при сохранении культурных и этнических особенностей;

- равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности духовного открытия в настоящем и будущем, взаимообогаща-ющего диалога между традиционалистами и новаторами;

- равенство людей, социокультурный прагматизм вместо демагогических споров об основаниях ценностей, диалог и подвижничество вместо индифферентности.

Это подтверждается тем, что в центре гуманистической педагогики находится человек, который рассматривается как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. Концепция гуманизации утверждает, что наш мир - это мир целостного человека, поэтому важно научиться видеть то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует каждого отдельного человека.

Опираясь на это высказывание, определим основные идеи образовательной стратегии формирования толерантности:

- согласно общим положениям о правах человека, изложенным в Декларации ООН по правам человека, и общим положениям о правах ребенка, изложенным в Конвенции прав ребенка, считаем необходимым создание системы социальных и педагогических условий, способствующих формированию толерантных убеждений, взглядов и навыков толерантного поведения в микросреде - в семье, в учебном заведении, на рабочем месте, при участии всех заинтересованных лиц (родителей, педагогов, работников социальной сферы, политиков, СМИ и общества в целом);

- образовательная стратегия должна распространять позитивный подход к этническим вопросам и предотвращать любые проявления расизма, шовинизма, экстремизма, ксенофобии, национальных стереотипов через создание доброжелательной атмосферы в студенческих коллективах, акцентируя внимание на том, что объединяет представителей разных этносов (культурное наследие; вклад в развитие науки, искусства, государства; позитивные черты характера);

- образовательная стратегия должна реализо-вывать идею привития детям и студенческой молодежи полинационального государства открытых и уважительных отношений к другим людям, понимания возможности многовариантного человеческого бытия в разнообразных, отличных друг от друга культурных, религиозных и социальных сферах;

- образовательная стратегия должна способствовать созданию благоприятного микроклимата культурного, межэтнического взаимопонимания, в котором каждый ребенок, независимо от этнической принадлежности, чувствует себя комфортно, защищенно и способен к открытому взаимодействию с миром.

Реализовать вышеперечисленные идеи образовательной стратегии позволяет выполнение педагогами высших учебных заведений следующих принципов:

- человек рождается и воспитывается в определенной культурной среде, которая имеет множество позитивных черт; опора на позитивный социально-культурный опыт этноса - важнейший принцип образовательной стратегии;

- принцип межкультурного общения предполагает создание условий для позитивного взаимодействия и взаимообогащения людей разных культурных, национальных, религиозных и социальных групп;

- принцип самоценности человека предполагает принятие студента таким, какой он есть;

- человек от природы способен на неосознанную агрессию, унижение и издевательство над другими, поэтому принцип нравственной атмосферы («социального комфорта»), предполагающий обеспечение защиты от насилия, издевательств и бойкотирования в студенческом коллективе, является основополагающим.

Студенты, готовящие себя к реализации в профессиональной деятельности образовательной стратегии формирования толерантности, должны получить знания и умения в областях народной педагогики, педагогики межкультурного взаимодействия, этнопедагогики, психологии, социологии, культурологии, философии, религии, антропологии и других науках.

Гарантировать получение таких знаний, умений и навыков студентам-педагогам могут только комплекс учебных курсов и система воспитательной работы по данному направлению.

Логика образовательного процесса в вузе обусловливает последовательность выявления педагогических возможностей воспитания толерантности в пределах структурных элементов: целей, задач, направлений, содержания, форм, методов, а также методик и технологий.

В свете признания гуманистической парадигмы образования (и воспитания как его части) ряд исследователей (Т. Анохина, О.С. Газман, Е. Александрова) определили, что воспитание - это деятельность, базирующаяся на саморазвитии и его педагогической поддержке. Следовательно, становятся

как никогда актуальными задачи: 1) углубление понимания индивидуальности каждого обучающегося; 2) психологическое обоснование специфической педагогической поддержки; 3) психолого-культурные основания ее технологии; 4) ориентация образования на заботу о растущем человеке и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Опираясь на вышеизложенное, можно определить следующие направления педагогической деятельности:

- активизация интереса к жизни и деятельности различных культурных, национальных, конфессиональных, социальных групп и воспитание адекватного восприятия их своеобразия;

- формирование целостного представления о теории и практике толерантного общения и взаимодействия;

- пропаганда общечеловеческих ценностей, основанных на достижениях мировой культуры;

- воспитание этических и правовых норм поведения в межличностном общении;

- развитие способности к прогнозированию конфликтных межличностных ситуаций и их упреждению;

- воспитание культуротворческих способностей в толерантном общении, опирающихся на умения присваивать и преобразовывать накопленный человечеством мировой опыт.

В содержании вузовского образования можно выделить три взаимосвязанных блока:

1) обеспечивающий возможность личности самоидентифицироваться по принадлежности к той или иной культуре, общности, социальной группе и т. д.;

2) создающий условия для вступления личности в равноправный диалог с имеющимся инокуль-турным, инонациональным, иноконфессиональ-ным, иносоциальным окружением;

3) обеспечивающий возможность включенности личности в современные мировые общециви-лизационные процессы.

При работе со студенческой молодежью необходимо использовать программы, направленные на установление духа терпимости, воспитание культуры мира, развитие межкультурного понимания. Мы предлагаем применять следующие формыг работ: проблемные лекции и беседы, семинары-дискуссии («Толерантность - что это?», «Толерантная личность», «Направленность толерантного общения и особенности общительности»), семинары -ситуативные игры («Пантомима толерантности», «Волшебная лавка», «5 добрых слов»), тренинги («Строим большой дом», «Инопланетяне», «Капля терпения», «Общественный транспорт», «Пробка», «Конкуренты», «Поделись улыбкою своей»,

«Подарок», «Испорченный телефон») и др. В основные задачи тренингов входит развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других; развитие способности к самоанализу, самопознанию; формирование позитивного отношения к своему и другим народам; обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без конфликтов и насилия; развитие социальной восприимчивости, социального воображения, доверия, эмпатии, сочувствия, умения выслушивать другого человека; развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи; обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению в межэтнических отношениях.

Для оценки эффективности осуществляемой педагогической деятельности следует применять критерии:

1) целостность знаний о толерантности как личностном качестве;

2) отношение к особенностям различных культур, наций, конфессий, социальных групп и их представителям;

3) умения и навыки взаимодействия с представителями различных культур, наций, конфессий, социальных групп.

Заметим: первый критерий служит для оценки сформированности «познавательного компонента» толерантности; второй - для оценки сформи-рованности «эмоционально-оценочного» компонента и третий - для оценки сформированности «поведенческого компонента».

Каждому критерию соответствует набор конкретных показателей. Так, критерий «целостность знаний о толерантности как личностном качестве» раскрывают показатели: знания о:

- сущности понятия «толерантность»;

- личности как саморазвивающемся человеке;

- человеке и жизни как ценности;

- диалоге как методе построения взаимоотношений между людьми.

Критерий «отношение к особенностям различных культур, наций, конфессий, социальных

групп и их представителям» раскрывают показатели:

- самоидентификация себя как представителя данной культуры, нации, конфессии, социальной группы;

- уважительное отношение к людям, формируемое на основе признания прав и свобод человека;

- проявление духа терпимости, формирование отношения открытости, внимания к людям и солидарности;

- устойчивость к ситуациям противоречивого характера с участием представителей различных культур, наций, конфессий, социальных групп и предвидение выхода из них.

Критерий «умения и навыки взаимодействия с представителями различных культур, наций, конфессий, социальных групп» раскрывают показатели:

- взвешенное и осторожное высказывание собственных суждений;

- многократное возвращение к основаниям собственных идей и поступков (спустя время после их конструирования);

- внимательное выслушивание и оценка точки зрения оппонента;

- доказательство правоты своей идеи или понимание, почему она отвергается;

- организация самоконтроля и самокоррекции, использование способов самопознания и самовоспитания;

- вступление в диалогические отношения, демонстрирование таких качеств, как отзывчивость, тактичность, доброжелательность, стремление к сотрудничеству;

- способствование утверждению прав человека, культурного плюрализма, демократии;

- наличие собственных взглядов и признание такого же права за другими.

По обозначенным критериям мы будем судить об уровне сформированности данного интегратив-ного качества. Компоненты толерантности выступают в этом случае в качестве признаков ее сфор-мированности.

Список использованной литературы:

1. Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. - М., 1998.

2. Бездухов В.П., Бездухов А.В. Ценностный подход к формированию гуманистической направленности студента - будущего учителя. - Самара: Изд-во СамГПУ, 2000. - 185 с.

3. Вульфов Б.З. Воспитание толерантности: сущность и средства // Внешкольник. - 2002. - №6. - С.12-16.

4. Декларация принципов толерантности, утвержденная Генеральной конференцией ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года.

5. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Монография. - Оренбург: Южный Урал, 1996. - 190 с.

6. Словарь иностранных слов и выражений. - М.: Мысль, 1998.

7. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.-метод. ст. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2002. - 368 с.

8. Уэйн К. Образование и толерантность // Высшее образование в Европе. - 1997. - №2. - С. 24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.