Научная статья на тему 'Формирование толерантной личности студента в условиях поликультурного пространства вуза'

Формирование толерантной личности студента в условиях поликультурного пространства вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1016
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / ПОЛИКУЛЬТУРНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗА / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / TOLERANCE / CROSS-CULTURAL COMMUNICATION / MULTICULTURAL / EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNI-VERSITY / MULTICULTURAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фахрутдинова Резида Ахатовна

В статье представлены теоретико-методологические основания формирования толерантной личности студента в условиях поликультурного пространства вуза. Автором представлены характеристики по-ликультурного пространства вуза, его функции, а также причины проявления интолерантности в молодежной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF TOLERANT PERSONALITY OF THE STUDENT WITHIN THE CONDITIONS OF MULTICULTURAL UNIVERSITY ENVIRONMENT

The article presents theoretical and methodological basis of formation of the tolerant personality of the student within the conditions of multicultural university environment. The author describes the character-istics of the multicultural environment at the university, its functions, and explains the reasons of the in-tolerant behaviour of the students.

Текст научной работы на тему «Формирование толерантной личности студента в условиях поликультурного пространства вуза»

ВЕСТНИК ТГГПУ. 2010. №2(20)

УДК 378.4.036

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА

© Р.А.Фахрутдинова

В статье представлены теоретико-методологические основания формирования толерантной личности студента в условиях поликультурного пространства вуза. Автором представлены характеристики по-ликультурного пространства вуза, его функции, а также причины проявления интолерантности в молодежной среде.

Ключевые слова: толерантность, межнациональное общение, поликультурность, образовательное пространство вуза, поликультурная среда.

Современный молодой человек живет в быстро изменяющемся мире, в котором представители различных социальных слоев, национальностей, конфессий и культур вступают в непосредственное взаимодействие. В связи с этим важно научить его уважать культурные ценности как своего, так и других народов. В Законе Российской Федерации "Об образовании" подчеркивается необходимость содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов [1: 14]. В "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года" отмечается, что при переходе к постиндустриальному, информационному обществу, при расширении масштабов межкультурного взаимодействия особую важность приобретают факторы, влияющие на формирование коммуникабельности и толерантности молодежи [2: 63].

В настоящее время в российском обществе появляются объективные факторы, затрудняющие воспитание толерантности у молодежи. Связано это в первую очередь с ослаблением роли государства и падением его авторитета в обществе и в мире, экономическим кризисом, с девальвацией ценностей отечественной истории, культуры и нации в целом. Стимулируют тенденцию ослабления гражданских и патриотических чувств такие явления, как поражения в локальных военных конфликтах (Афганистан, Чечня), просчеты во внешней политике. К числу "негативных" факторов в данном случае относятся криминализация общества, сокращение возможностей для "честного труда", распространение бедности, кризис семьи, постепенное разрушение традиционных родственных связей, универсализация товарно-денежных отношений, вследствие которой культ денег охватывает все более широкие слои общества.

К субъективным факторам, затрудняющим формирование толерантности, относятся индивидуальные особенности личности: психофизиологические свойства, генетические особенности, задатки и способности, профессиональные характеристики, степень образованности и квалификации, практический жизненный опыт, уровень усвоения нравственной культуры и развитость сознания.

Несформированность толерантного отношения характеризует все слои общества, в том числе и людей, обучающихся в высших учебных заведениях. Исследователи и практики высшего профессионального образования отмечают сегодня многочисленные факты девиантного поведения студентов: нарушение учебной дисциплины на занятиях и во внеаудиторной деятельности, конфликтность в отношениях с преподавателями и товарищами по учебе, неумение адаптироваться к требованиям, которые предъявляет вузовская учебно-образовательная среда, неумение выстроить индивидуальный образовательный маршрут, рационально распределить время.

Исследователи также отмечают слабую сформированность умений студентов вести спор, диалог, участвовать в дискуссиях по самым различным вопросам, отсутствие умения прислушиваться к мнению оппонентов, нежелание соглашаться с оппонентом даже в том случае, когда последний приводит глубоко обоснованные и аргументированные доводы в защиту своего утверждения, мнения или вывода. Отмечается и ослабление коллективизма, неспособность соотнести собственные интересы с интересами окружающих. Все это затрудняет профессиональную и социальную адаптацию студента в последующей профессиональной и социальной деятельности.

Общественные условия развития личности, степень ее социальной зрелости и активности, психический настрой, личностные качества, ха-

рактер и содержание социальных противоречий, экономические, политические, культурные и бытовые условия составляют среду становления и развития личности как социального объекта. Педагогические и дидактические условия обеспечивают успешность обучения и воспитания толерантности.

В современной научно-педагогической литературе вычленяется несколько видов толерантности:

1) активная толерантность (открытость, готовность к межэтническим контактам);

2) пассивная толерантность (нерегулярность межэтнических контактов, склонность общаться с представителями своей национальности при сохранении позитивного отношения к представителям различных этнических групп);

3) толерантность избирательная (межэтнические контакты носят ограниченный характер по какому-либо признаку - языку, религиозной принадлежности, культурным особенностям);

4) толерантность вынужденная (межэтнические контакты возникают под давлением обстоятельств и носят сугубо деловой характер, например, по служебной линии);

5) интолерантность (категорическое нежелание взаимодействовать с людьми другой культуры).

Учитывая то, что толерантность проявляется в процессе взаимодействия людей посредством языка, мимики, жестов, конкретных действий, М.С.Мацковский выделяет две формы толерантности - вербальную и поведенческую:

1) вербальная толерантность определяется языком общения и предполагает использование позитивных суждений, употребление слов и выражений, адекватных уровню культуры;

2) поведенческая толерантность определяется позитивной манерой общения и ненасильственными действиями в отношении оппонента. Она характеризуется конкретными позитивными действиями, основанными на взаимоуважении, конструктивности, законности [3: 144].

Анализируя сущность понятия "толерантность", мы пришли к выводу, что в последние годы наиболее широкое распространение получило такое определение толерантности как терпимость, спокойное отношение к всевозможным вариациям мировоззрения, поведения и внешнего облика другого человека. В современном понимании толерантность - это способность человека, сообщества, государства слышать и уважать мнение других.

Истинная толерантность является качеством развитой личности, которая, обладая адекватной самооценкой, высоким чувством собственного

достоинства, системой нравственных норм и ценностей, не нуждается в унижении другого человека для собственного самоутверждения. Толерантность формируется при наличии у личности адекватной самооценки, навыков независимого мышления, критического осмысления, осознанности мотивации терпимости.

Толерантность как особенность сознания или личностная черта не является врожденной и может никогда не появиться. Поэтому она должна быть специально воспитана, сформирована. Формирование толерантности предполагает отказ от социальных предубеждений, негативных социальных стереотипов, выработку объективного отношения к любому человеку вне зависимости от его индивидуальных особенностей. В отечественной педагогической мысли начинает утверждаться мнение о формировании нового направления - педагогики толерантности (А.Г.Ас-молов, Б.С.Гершунский, Д.В.Зиновьев и др.), которая должна заниматься следующими проблемами: созданием социально-педагогических условий толерантного взаимодействия, толерантного образовательно-воспитательного пространства; формированием условий культуры общения; развитием синергетического мышления, позволяющего принимать широкий спектр личностных качеств, индивидуальных и этнических проявлений человека; созданием личностноориентированного подхода в образовательном процессе, основой которого являются субъект-субъектные отношения в системе "преподаватель

- студент" [5: 255].

В качестве основных условий формирования толерантности в студенческой среде называются следующие: повышение уровня информированности студентов о сущностных и содержательных характеристиках толерантности; формирование толерантности в личной сфере ценностей студентов и ее превращение в регулятивный принцип их профессиональной и непрофессиональной деятельности; формирование умений и навыков толерантного межличностного взаимодействия; формирование установок на толерантность, состоящих в способности и эмоционально-волевой готовности студента к равноправному диалогу с Другим; использование лекционных, дискуссионных и игровых форм и тренингов в учебно-воспитательной работе для формирования толерантности.

В основу формирования толерантности положены следующие принципы:

• отказ от насилия как неприемлемого средства приобщения человека к какой-либо идее. Добровольность выбора, "свобода совести", акцент на искренности убеждений;

• умение принудить себя, не принуждая других. Страх и принуждение извне не способствуют формированию терпимости, хотя в качестве воспитательного фактора в определенный момент дисциплинируют людей;

• толерантность в европейском понимании задает пример "законопослушания". Подчинение законам, а не воле большинства или одной личности представляется важным фактором общественного развития;

• принятие Другого, который может отличаться по разным признакам - национальным, расовым, культурным, религиозным и т.д. Формирование взаимоотношений согласно "золотому" правилу: "Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе" [4: 105].

Воспитание толерантности носит многоплановый характер. Среди конкретных задач можно выделить следующие: глубокое и всестороннее овладение студентами культурой своего народа как непременное условие интеграции в иные культуры; формирование у студентов представлений о многообразии культур, воспитание положительного отношения к культурным различиям; создание условий для интеграции студентов в культуры других народов; формирование и развитие умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культур; воспитание студентов в духе терпимости, гуманного межнационального общения.

Н.В.Янкина, рассматривая толерантность в качестве активной нравственной позиции и психологической готовности к взаимодействию с людьми иной социальной, национальной, религиозной и культурной принадлежности, выделяет следующие ее виды:

• межличностная толерантность - способность и практическое признание иных ценностей, логики мышления и форм поведения;

• межсоциальная толерантность, направленная на обеспечение устойчивой гармонии между различными социальными группами;

• межконфессиональная толерантность - терпимость к чужим верованиям;

• межэтническая или межкультурная толерантность - интерес и внимание к мысли, мнениям, опыту, обычаям, поведению представителей других культур, этносов, национальностей [6: 84].

Итак, под толерантностью понимается такой перечень личностных качеств студента, который можно объединить терминами "согласие", "взвешенность", "основательность в суждениях".

Формирование толерантной личности - целенаправленный процесс по привитию уважения и

понимания уникальности других народов, многообразия их культур и исторических особенностей, а также систематическое обучение отказу от насилия.

Современное образовательное пространство вуза ценным и значимым признает культурную самобытность каждого народа, в нем открывается доступ ко всем цивилизациям мира, включая собственную. Здесь формируется некая социокультурная и жизненная установка, предполагающая самодостаточность и одновременно стремление к самосовершенствованию. Однако специфика развития общества создает систему препятствий для реализации этих целей (опять-таки с известной степенью условности допустимо называть это "негативным" влиянием). Результатом этого воздействия является дегуманизация молодежного социума, выражающаяся в распространении жестокости, агрессивности, росте криминальной активности.

Проявления интолерантности в образовательном пространстве вуза обусловлены также спецификой субъектов образовательного процесса в вузе:

• состав студенчества является разновозрастным (17-25 лет);

• студенты выступают представителями различных культур, регионов, что сказывается в различиях их ментальности;

• увеличивающийся поток академической мобильности (студенты других стран ближнего и дальнего зарубежья, взаимообмены преподавателями и студентами, участие в международных образовательных программах);

• студенты, в отличие от учащихся школ, более свободны в общении с внешним социумом, более открыты в макросоциум;

• воспитательный процесс в основном осуществляется с помощью кураторов и часто носит формальный характер;

• нацеленность преподавателей на решение узкопредметных задач в рамках преподаваемой дисциплины;

• представленность различных мировоззренческих позиций, политических убеждений, различных идеологических воззрений в преподавательской и в студенческой средах.

Анализ особенностей субъектов образовательного процесса в вузе дает основание считать, что выделенная нами специфика, с одной стороны, создает реальные предпосылки для эффективного воздействия в направлении поставленных целей воспитания толерантности, а с другой стороны - препятствует их реализации.

Помимо качественных признаков субъектов образовательного процесса не менее значимым в

формировании толерантности представляется характер образовательного пространства, рассматривающегося наряду с образовательными процессами и образовательными институтами как форма образовательной практики (В.И.Сло-бодчиков). В качестве характеристик пространства выступает способ организации и насыщенность образовательными ресурсами. В.Г.Ворон-цова определяет такие социокультурно значимые факторы образовательного пространства, как люди (студенты, преподаватели, педагоги, методисты), "образ жизни" учреждения (ценностносмысловой мир), социально-экономические и духовно-нравственные процессы, конкретные связи и отношения. Анализ педагогических работ С.Г.Вершловского, А.А.Макареня, И.В.Слобод-чикова, Г.С.Сухобской, А.П.Тряпицыной и др. позволяет отметить современные подходы к раскрытию феномена образовательного пространства, рассматривая его в качестве одной из сфер социальной жизни.

Рассмотренные нами уровни имеют непосредственное отношение к возможности построения толерантной среды. Как показало наше исследование, нарушение хотя бы одного из них приводит к интолерантному поведению. Специфика современного образовательного процесса такова, что планирование, социальное и организационное проектирование, исследования и эксперименты не замыкаются в рамках самих педагогических систем, а затрагивают другие субъекты культуры и разные социальные институты, социокультурные процессы и движения. В связи с этим и выдвигается идея построения толерантной среды, способной обеспечить формирование основ нового культурно-образовательного и социально-педагогического мышления. Целевая установка на формирование толерантной личности в условиях толерантной среды дает нам основание рассматривать понятие "образовательное пространство" как отражение единства социокультурной и духовной жизни общества и непрерывной системы образования, направленной на формирование толерантной личности.

Поликультурное пространство вуза - это система, в рамках которой студенты получают полноценное высшее образование в соответствии со стандартами, и одновременно оно предполагает процесс приобщения людей разных этносов к национальной культуре, истории, традициям. Изучение культуры определенных народов должно способствовать формированию чувств достоинства, равенства, нравственной основы межнациональных отношений, обеспечивать культурный диалог представителей различных национальностей. Такая система требует иного

подхода к содержанию образования. В нем должны быть наиболее полно представлены богатства национальных культур народов, проживающих в регионе и за его пределами, образ жизни каждого этноса, традиции, обычаи, социальные нормы (стереотипы) поведения, духовные ценности.

В качестве функций поликультурного пространства вуза можно выделить следующие: адаптационная, общественно-правовая, культурологическая, образовательная, социально-воспитательная. Адаптационная функция поликуль-турного пространства вуза обеспечивает педагогическую поддержку, общение и межкультурное взаимодействие студентов, изучение культуры, языка и истории, знакомство с менталитетом различных народов, приобщение к истокам национальной культуры этносов.

Вместе с тем для устранения негативных последствий влияния социально-экономического, образовательного кризиса на личность студента недостаточно только его адаптации, в этой ситуации студент больше всего нуждается в поддержке и защите. Реализацией этой направленности становится общественно-правовая функция поликультурного пространства вуза.

Культурологическая функция поликультур-ного пространства вуза предоставляет студенту возможность самоидентифицироваться, приобщиться к различным пластам культуры этноса, общества, мира в целом. Реализация образовательной функции связана с содержанием учебных курсов, в рамках которых студент должен получать возможность усваивать такие основные понятия и категории поликультурного образования, как самобытность, уникальность, культурная традиция, духовная культура, этническая идентификация, национальное самосознание, российская, мировая культура, межкультурная коммуникация, культурная конвергенция межнационального общения, конфликт, культура мира, взаимопонимание, согласие, солидарность, сотрудничество, ненасилие, толерантность и др.

Социально-воспитательная функция поликультурного пространства вуза предполагает включение студента в систему воспитательных отношений с окружающей его поликультурной средой. Суть данной функции заключается в том, чтобы научить молодежь управлять своим поведением, сохранять стабильность в конфликтных и эмоционально неустойчивых ситуациях, особенно в отношении представителей разных национальностей. Реализация все представленных функций будет способствовать формированию толерантной личности студента в условиях поликультурного пространства вуза.

Итак, изучение данной проблемы позволяет выделить три взаимосвязанных направления в рамках поликультурного образования: воспитание личности, осознающей себя представителем определенной культурной группы и знающей свое культурное наследие; подготовка студентов к жизни в условиях, требующих принятия культурного плюрализма как положительного явления современного мира, понимания и уважения культур иных народов; максимальное развитие способностей студента вне зависимости от расовой, этнической, социальной принадлежности при условии учета его социально-культурных особенностей.

1. Закон РФ "Об образовании" в редакции от 10.07.92, №3266-1 "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М.: АПКиПРО. -2002.

3. Мацковский М. С. Права ребенка и толерантность. Пособие для учителей средних школ. - М., 2002.

4. Мириманова М. Толерантность как проблема воспитания? // Развитие личности. - 2002. - №2.

5. На пути к толерантному сознанию / отв. ред. А.Г.Асмолов. - М.: Смысл. - 2000.

6. Янкина Н.В. Межкультурная толерантность как компонент межкультурной коммуникации // Вестник ОГУ. Гуманитарные науки. - 2006. - №1.

- Т.1.

THE FORMATION OF TOLERANT PERSONALITY OF THE STUDENT WITHIN THE CONDITIONS OF MULTICULTURAL UNIVERSITY ENVIRONMENT

R.A.Fakhrutdinova

The article presents theoretical and methodological basis of formation of the tolerant personality of the student within the conditions of multicultural university environment. The author describes the characteristics of the multicultural environment at the university, its functions, and explains the reasons of the intolerant behaviour of the students.

Key words: tolerance, cross-cultural communication, multicultural, educational environment of the university, multicultural environment.

Фахрутдинова Резида Ахатовна - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.