Научная статья на тему 'Формирование толерантной личности студента в условиях поликультурного пространства вуза'

Формирование толерантной личности студента в условиях поликультурного пространства вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / LANGUAGE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кривопуск Тамара Михайловна, Теплова Наталья Владимировна

В данной статье подробно рассматриваются теоретико-методологические основания формирования толерантной личности студента в условиях высшего учебного заведения. Авторами представлены характеристики поликультурного пространства вуза, его функции, а также причины проявления интолерантности в молодежной среде. Воспитание толерантности является одной из основных задач при работе с молодёжью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кривопуск Тамара Михайловна, Теплова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article bellow presents theoretical and methodological basis of formation of the tolerant personality of the student within the conditions of multicultural university environment. The author in details describes the characteristics of the multicultural environment at the university, its functions, and explains the reasons of the intolerant behaviour of the students. The upbringing of tolerancy remains one of the main tasks while working with youth.

Текст научной работы на тему «Формирование толерантной личности студента в условиях поликультурного пространства вуза»

178

ISSN 1683-0377. Труды БГТУ. 2011. № S. История, философия, филология

УДК 159.923:378.015.31

Н. В. Теплова, преподаватель (БГТУ); Т. М. Кривопуск, преподаватель (БГТУ)

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА

В данной статье подробно рассматриваются теоретико-методологические основания формирования толерантной личности студента в условиях высшего учебного заведения. Авторами представлены характеристики поликультурного пространства вуза, его функции, а также причины проявления интолерантности в молодежной среде. Воспитание толерантности остается сегодня одной из основных задач при работе с молодежью.

The article bellow presents theoretical and methodological basis of formation of the tolerant personality of the student within the conditions of multicultural university environment. The author in details describes the characteristics of the multicultural environment at the university, its functions, and explains the reasons of the intolerant behaviour of the students. The upbringing of tolerancy remains today one of the main tasks while working with youth.

Введение. Современная познавательная концепция основывается на идее множественности мировоззренческих систем. В этом отношении становится актуальным воспитание у студентов поведения, основанного на стремлении к поиску компромиссов и мирного сосуществования в студенческом образовательном сообществе.

Понимание толерантности в разных языках включает готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь (англ.); уважение свободы другого, его образа мысли (фр.); позволение великодушия в отношении других (кит.); прощение, снисхождение, благосклонность, терпение, расположенность к другим (араб.).

В настоящее время в нашем обществе появляются объективные факторы, затрудняющие воспитание толерантности у молодежи. Связано это в первую очередь с ослаблением роли государства и падением его авторитета в обществе и в мире, экономическим кризисом, девальвацией ценностей отечественной истории, культуры и нации в целом. Стимулируют тенденцию ослабления гражданских и патриотических чувств такие явления, как поражения в локальных военных конфликтах (Афганистан, Чечня), просчеты во внешней политике. К числу «негативных» факторов в данном случае относятся криминализация общества, сокращение возможностей для «честного труда», распространение бедности, кризис семьи, постепенное разрушение традиционных родственных связей, универсализация товарно-денежных отношений, вследствие которой культ денег охватывает все более широкие слои общества. К субъективным факторам, затрудняющим формирование толерантности, относятся индивидуальные особенности личности: психофизиологические свойства, генетические особенности, задатки и способности, профессиональные характеристики, степень образованности и квалификации, практиче-

ский жизненный опыт, уровень усвоения нравственной культуры и развитость сознания.

Несформированность толерантного отношения характеризует все слои общества, в том числе и людей, обучающихся в высших учебных заведениях. Исследователи и практики высшего профессионального образования выделяют сегодня многочисленные факты деви-антного поведения студентов: нарушение учебной дисциплины на занятиях и во внеаудиторной деятельности, конфликтность в отношениях с преподавателями и товарищами по учебе, неумение адаптироваться к требованиям, которые предъявляет вузовская учебно-образовательная среда, неумение выстроить индивидуальный образовательный маршрут, рационально распределить время.

Исследователи также отмечают слабую сформированность умений студентов вести спор, диалог, участвовать в дискуссиях по самым различным вопросам, нежелание соглашаться с оппонентом даже в том случае, когда последний приводит глубоко обоснованные и аргументированные доводы в защиту своего утверждения, мнения или вывода. Отмечается и ослабление коллективизма, неспособность соотнести собственные интересы с интересами окружающих. Все это затрудняет профессиональную и социальную адаптацию студента в последующей профессиональной и социальной деятельности.

Очевидно, что среду становления и развития личности как социального объекта составляют общественные условия развития личности, степень ее социальной зрелости и активности, психический настрой, личностные качества, характер и содержание социальных противоречий, экономические, политические, культурные и бытовые условия. А педагогические и дидактические условия обеспечивают успешность обучения и воспитания толерантности [1].

Основная часть. Анализируя сущность понятия «толерантность», в последние годы наиболее широкое распространение получило такое определение толерантности как терпимость, спокойное отношение к всевозможным вариациям мировоззрения, поведения и внешнего облика другого человека. В современном понимании толерантность - это способность человека, сообщества, государства слышать и уважать мнение других.

Истинная толерантность является качеством развитой личности, которая, обладая адекватной самооценкой, высоким чувством собственного достоинства, системой нравственных норм и ценностей, не нуждается в унижении другого человека для собственного самоутверждения. Толерантность формируется при наличии у личности адекватной самооценки, навыков независимого мышления, критического осмысления, осознанности мотивации терпимости.

Толерантность как особенность сознания или личностная черта не является врожденной и может никогда не появиться. Поэтому она должна быть специально воспитана, сформирована. Формирование толерантности предполагает отказ от социальных предубеждений, негативных социальных стереотипов, выработку объективного отношения к любому человеку вне зависимости от его индивидуальных особенностей [2].

В качестве основных условий формирования толерантности в студенческой среде называются следующие: повышение уровня информированности студентов о сущностных и содержательных характеристиках толерантности; формирование толерантности в личной сфере ценностей студентов и ее превращение в регулятивный принцип их профессиональной и непрофессиональной деятельности; формирование умений и навыков толерантного межличностного взаимодействия; формирование установок на толерантность, состоящих в способности и эмоционально-волевой готовности студента к равноправному диалогу; использование лекционных, дискуссионных и игровых форм и тренингов в учебно-воспитательной работе для формирования толерантности.

Для формирования толерантных установок у студентов важно знать основные различия между толерантной и интолерантной личностями. Психологи считают, что интолерантная личность характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переноса ответственности на окружение, высокой тревожностью, желанием сильной власти. Толерантная личность, напротив, - это человек, хорошо знающий себя, свои недостатки и достоинства и признающий других в

их личностных качествах. К сожалению, в последнее время среди студентов возрастает тенденция проявления полного безразличия к окружающей образовательной среде. Около 40% обучающихся предпочитают игнорировать внеучебные мероприятия, появилось большое количество бездеятельных, инфантильных молодых людей. Поэтому важно знать и объяснить студентам, что толерантность не должна сводиться к конформизму, ущемлению собственных интересов. Напротив, она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Подготовка мероприятий во внеаудиторном проекте дает одним студентам опыт отстаивания своих идей и взглядов в попытке уйти от конформистского типа поведения, а другие учатся сдерживать свою интолерантность, свой натиск и проявлять уважение к позиции других.

В основу формирования толерантности положены следующие принципы:

1) отказ от насилия как неприемлемого средства приобщения человека к какой-либо идее. Добровольность выбора, «свобода совести», акцент на искренности убеждений;

2) умение принудить себя, не принуждая других. Страх и принуждение извне не способствуют формированию терпимости, хотя в качестве воспитательного фактора в определенный момент дисциплинируют людей;

3) толерантность в европейском понимании задает пример «законопослушания». Подчинение законам, а не воле большинства или одной личности представляется важным фактором общественного развития;

4) принятие другого человека, который может отличаться по разным признакам - национальным, расовым, культурным, религиозным и т. д. Формирование взаимоотношений согласно «золотому» правилу: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе» [3].

Итак, под толерантностью понимается такой перечень личностных качеств студента, который можно объединить терминами «согласие», «взвешенность», «основательность в суждениях». Формирование толерантной личности -целенаправленный процесс по привитию уважения и понимания уникальности других народов, многообразия их культур и исторических особенностей, а также систематическое обучение отказу от насилия [4].

Современное образовательное пространство вуза ценным и значимым признает культурную самобытность каждого народа, в нем открывается доступ ко всем цивилизациям мира, включая собственную. Здесь формируется некая социокультурная и жизненная установка,

180

ISSN 1683-0377. Труды БГТУ. 2011. № 5. История, философия, филология

предполагающая самодостаточность и одновременно стремление к самосовершенствованию. Однако специфика развития общества создает систему препятствий для реализации этих целей (опять-таки с известной степенью условности допустимо называть это «негативным» влиянием). Результатом этого воздействия является дегуманизация молодежного социума, выражающаяся в распространении жестокости, агрессивности, росте криминальной активности.

Проявления интолерантности в образовательном пространстве вуза обусловлены также спецификой субъектов образовательного процесса в вузе:

- состав студенчества является разновозрастным (17-25 лет);

- студенты выступают представителями различных культур, регионов, что сказывается в различиях их ментальности;

- увеличивающийся поток академической мобильности (студенты других стран ближнего и дальнего зарубежья, взаимообмены преподавателями и студентами, участие в международных образовательных программах);

- студенты, в отличие от учащихся школ, более свободны в общении с внешним социумом, более открыты в макросоциум;

- воспитательный процесс в основном осуществляется с помощью кураторов и часто носит формальный характер;

- нацеленность преподавателей на решение узкопредметных задач в рамках преподаваемой дисциплины;

- представленность различных мировоззренческих позиций, политических убеждений, различных идеологических воззрений в преподавательской и в студенческой средах.

Помимо качественных признаков субъектов образовательного процесса не менее значимым в формировании толерантности представляется характер образовательного пространства, рассматривающегося наряду с образовательными процессами и образовательными институтами как форма образовательной практики. В качестве характеристик пространства выступает способ организации и насыщенность образовательными ресурсами. Социокультурно значимыми факторами образовательного пространства являются люди (студенты, преподаватели, педагоги, методисты), «образ жизни» учреждения (ценностно-смысловой мир), социально-экономические и духовно-нравственные процессы, конкретные связи и отношения.

Рассмотренные уровни имеют непосредственное отношение к возможности построения толерантной среды в вузе. Нарушение хотя бы одного из них приводит к интолерантному поведению. Специфика современного образова-

тельного процесса такова, что планирование, социальное и организационное проектирование, исследования и эксперименты не замыкаются в рамках самих педагогических систем, а затрагивают другие субъекты культуры и разные социальные институты, социокультурные процессы и движения. В связи с этим и выдвигается идея построения толерантной среды, способной обеспечить формирование основ нового культурно-образовательного и социально-педагогического мышления. Целевая установка на формирование толерантной личности в условиях толерантной среды дает основание рассматривать понятие «образовательное пространство» как отражение единства социокультурной и духовной жизни общества и непрерывной системы образования, направленной на формирование толерантной личности.

Поликультурное пространство вуза - это система, в рамках которой студенты получают полноценное высшее образование в соответствии со стандартами, и одновременно оно предполагает процесс приобщения людей разных этносов к национальной культуре, истории, традициям. Изучение культуры определенных народов должно способствовать формированию чувств достоинства, равенства, нравственной основы межнациональных отношений, обеспечивать культурный диалог представителей различных национальностей. Такая система требует иного подхода к содержанию образования. В нем должны быть наиболее полно представлены богатства национальных культур народов, проживающих в регионе и за его пределами, образ жизни каждого этноса, традиции, обычаи, социальные нормы поведения, духовные ценности.

В качестве функций поликультурного пространства вуза можно выделить следующие: адаптационная, общественно-правовая, культурологическая, образовательная, социально-воспитательная. Адаптационная функция поликультурного пространства вуза обеспечивает педагогическую поддержку, общение и межкультурное взаимодействие студентов, изучение культуры, языка и истории, знакомство с менталитетом различных народов, приобщение к истокам национальной культуры этносов.

Вместе с тем для устранения негативных последствий влияния социально-экономического, образовательного кризиса на личность студента недостаточно только его адаптации, в этой ситуации студент больше всего нуждается в поддержке и защите. Реализацией этой направленности становится общественно-правовая функция поликультурного пространства вуза.

Культурологическая функция поликультурного пространства вуза предоставляет студенту

возможность самоидентифицироваться, приобщиться к различным пластам культуры этноса, общества, мира в целом. Реализация образовательной функции связана с содержанием учебных курсов, в рамках которых студент должен получать возможность усваивать такие основные понятия и категории поликультурного образования, как самобытность, уникальность, культурная традиция, духовная культура, этническая идентификация, национальное самосознание, мировая культура, межкультурная коммуникация, культурная конвергенция межнационального общения, конфликт, культура мира, взаимопонимание, согласие, солидарность, сотрудничество, ненасилие, толерантность и др.

Социально-воспитательная функция поликультурного пространства вуза предполагает включение студента в систему воспитательных отношений с окружающей его поликультурной средой. Суть данной функции заключается в том, чтобы научить молодежь управлять своим поведением, сохранять стабильность в конфликтных и эмоционально неустойчивых ситуациях, особенно в отношении представителей разных национальностей. Реализация всех представленных функций будет способствовать формированию толерантной личности студента в условиях поликультурного пространства вуза.

Заключение. Таким образом, изучение проблемы толерантности позволяет выделить три взаимосвязанных направления в рамках поликультурного образования: воспитание личности, осознающей себя представителем определенной культурной группы и знающей свое культурное наследие; подготовка студентов к жизни в условиях, требующих принятия культурного плюрализма как положительного явления современного мира, понимания и уважения культур иных народов; максимальное развитие способностей студента вне зависимости от расовой, этнической, социальной принадлежности.

Литература

1. Мацковский, М. С. Права ребенка и толерантность: пособие для учителей средних школ / М. С. Мацковский. - М.: Издатель А. А. Можаев, 2002. - 144 с.

2. Мириманова, М. Толерантность как проблема воспитания? / М. Мириманова // Развитие личности. - 2002. - № 2. - С. 120.

3. На пути к толерантному сознанию / отв. ред. А. Г. Асмолов. - М.: Смысл, 2000. - 255 с.

4. Янкина, Н. В. Межкультурная толерантность как компонент межкультурной коммуникации / Н. В. Янкина // Вестник ОГУ. Гуманитарные науки. - 2006. - № 1. - С. 20-25.

Поступила 17.03.2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.