УДК 377.034 DOI 10.26293/chgpu.2019.102.2.023
И. В. Павлов1, Т. В. Кулиш2
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1 Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,
г. Чебоксары, Россия
2Чебоксарский машиностроительный техникум, г. Чебоксары, Россия
Аннотация. В статье на основе изучения научной литературы раскрываются сущность и содержание понятий «толерантность» и «интолерантность», показываются проявления этих качеств в различных жизненных ситуациях, возможности формирования толерантности в целостном педагогическом процессе техникума. С учетом потребностей общества и требований образовательного учреждения была разработана и в опытно-экспериментальной работе реализована модель процесса формирования толерантности у обучающихся техникума. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности выявленных и опытно-экспериментальным путем подтвержденных педагогических условий, обеспечивающих успешное формирование единства толерантного сознания и поведения студентов.
Ключевые слова: толерантность, интолерантность, толерантное сознание и поведение, моделирование, принципы, формы, методы, средства, критерии, спецкурс, педагогические условия.
I. V. Pavlov1, T. V. Kulish2
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF TOLERANCE AMONG STUDENTS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION
'/. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia
2Cheboksary Engineering Training College, Cheboksary, Russia
Abstract. On the basis of the study of the research works devoted to the discussed topic, the article reveals the essence and content of the concepts of tolerance and intolerance, shows the manifestations of these qualities in different situations, the possibility to develop tolerance in holistic pedagogical process of the training college. The authors developed and implemented the model of tolerance formation at students, considering the needs of the society and the educational institution. The results obtained indicate the effectiveness of the identified and experimentally confirmed pedagogical conditions that ensure the successful formation of tolerant consciousness and behavior of students.
Keywords: tolerance, intolerance, tolerant consciousness and behavior, modeling, scientific approaches, principles, forms, methods, means, criteria, special course, pedagogical conditions.
Актуальность исследуемой проблемы. Необходимость организации воспитательной работы по формированию толерантности продиктована проявлением среди части учащейся молодежи нетерпимости, агрессии, насилия, терроризма, национализма, ксенофобии и т. д. Эти факты представляют собой угрозу здоровью человека, его духовно-
нравственному росту, общественной жизни. Таким образом, актуальной становится проблема развития культуры межнациональных и межконфессиональных отношений, формирования у обучающихся единства толерантного сознания и социального поведения. Целью исследования является обоснование оптимальных педагогических условий, обеспечивающих успешное формирование в образовательном процессе толерантного сознания и социального поведения у студентов машиностроительного техникума.
Материал и методика исследований. Исследование проводилось в Чебоксарском машиностроительном техникуме с 2016 по 2018 г. В нем приняли участие 12 педагогов различных учебных дисциплин, 5 кураторов, 66 студентов экспериментальных и 67 студентов контрольных групп. При этом были использованы следующие методы: теоретический анализ литературы; обобщение опыта работы; моделирование, наблюдение, беседа; изучение учебно-методической документации и результатов деятельности педагогов и студентов, творческих проектов, дневников производственной практики; тестирование, опытно-экспериментальная работа, методы математической статистики.
Результаты исследований и их обсуждение. В России техникумы и колледжи занимают важное место в системе профессиональной подготовки специалистов среднего звена, которым в будущем предстоит жить и трудиться в поликультурных регионах, взаимодействовать с людьми различных национальностей, убеждений, вероисповеданий.
Анализ опыта работы показывает, что педагогические коллективы техникумов Чувашской Республики прилагают немало усилий для формирования единства толерантного сознания и социального поведения у обучающихся. Вместе с тем часть преподавателей (67 %) испытывает определенные трудности в решении этой задачи. В частности, педагоги все еще слабо знают содержание государственных документов: «Декларации принципов толерантности», «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» (2001-2005 гг.), «Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года», научную и методическую литературу по данной проблеме, лишь от случая к случаю используют воспитательный потенциал учебных предметов в формировании толерантности у студентов и др. В связи с этим возникает настоятельная необходимость совершенствования учебно-воспитательного процесса по формированию толерантности у обучающихся техникума, вооружения педагогов специальными знаниями и умениями в этой области.
При объяснении значения ключевого термина исследования «толерантность» мы придерживаемся определения, данного в «Декларации принципов толерантности», утвержденной резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. В статье 1 данного документа «толерантность» трактуется как «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Терпимость - это гармония в многообразии, это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Терпимость - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира» [9]. Исходя из этой трактовки, толерантность означает признание прав другого, восприятие другого как себе равного, претендующего на понимание и сочувствие, готовность принять представителей других народов и культур такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия и доверия [1], [5].
В реальной жизни толерантный человек проявляет в общении и поведении выдержку, самообладание, гуманность, ответственность, уважение к людям разных национальностей, вероисповеданий. Толерантность у людей может проявляться «в виде привычки, установки, потребности, мотивации, уважения, подчинения, выгоды, умысла,
скрытости, парадоксальности, снисходительности, вынужденности, конструктивности, компромисса, сочувствия, сострадания, провокации, фанатизма и др.» [5, с. 11].
Толерантность имеет свою противоположность - интолерантность, или нетерпимость. Как пишет С. К. Бондырева, «интолерантность - это всегда проявление небезразличия, тогда как толерантность может быть как активной (на основании небезразличия), так и пассивной (на основании равнодушия, незатронутости индивида объектом, его адаптированности, привычки, когда объект становится безразличным вторично)» [5, с. 6]. Но не следует думать, что толерантность - это всегда хорошо, а интолерантность - это всегда плохо. Проявлением положительной интолерантности является принципиальность, а примером отрицательной ... - вседозволенность. С толерантностью нередко связано сотрудничество, а с интолерантностью - конфронтация [5, с. 7].
Интолерантность, нетерпимость людей чаще всего проявляется в виде оскорбления, насмешки, выражения пренебрежения; игнорирования (отказ в беседе, признании); преследования, запугивания, угрозы; ксенофобии, национализма (убеждение в превосходстве своей нации над другими), осквернении религиозных святынь и пр. [19, с. 26]. Интолерантность людей, стоящих у властных структур, может проявляться, как показывает многовековая история человечества, в форме принятия решений по этнической чистке и геноцида, умышленного уничтожения людей, народов.
Главное отличие толерантной личности от нетолерантной - в самоконтроле, изменении сознания и самосознания в результате зрелой оценки собственных достоинств и недостатков [6, с. 25].
Одним из центральных противоречий, обозначивших проблему нашего исследования, стало явное несоответствие между декларируемой в государственных документах необходимостью формирования толерантности обучающихся и недостаточной разработанностью теоретических основ и практических подходов к организации этого процесса в поликультурном образовательном пространстве Чебоксарского машиностроительного техникума, где обучаются представители 11 национальностей в возрасте 16-22 лет. Среди них - русские, чуваши, татары, мордва, марийцы, евреи, башкиры, украинцы, белорусы, азербайджанцы, туркмены и др. Юноши составляют до 89 %, девушки - до 11 % от всех обучающихся. Среди студентов есть неформалы, верующие. Многие живут и учатся в отрыве от семей, в образовательной поликультурной среде техникума. У каждой студенческой группы есть куратор из числа преподавателей, который координирует воспитательные воздействия педагогов, родителей, органов студенческого самоуправления.
Теоретический анализ научной литературы, изучение опыта работы техникумов, колледжей Чувашской Республики позволили нам обосновать педагогические условия, призванные, на наш взгляд, обеспечить эффективное формирование толерантности у обучающихся.
Под педагогическими условиями в исследовании мы понимаем совокупность учебно-воспитательном мер, которые должны обеспечить достижение целей формирования толерантности у студентов. В результате теоретического анализа научной литературы (А. Г. Асмолов, И. А. Асташова, С. К. Бондырева, А. А. Галкин, А. П. Садихин, В. А. Тишков и др.), обобщения опыта работы педагогических коллективов техникумов и колледжей Чувашской Республики мы предположили, что формирование толерантности у обучающихся машиностроительного техникума (специальности: электрик, автослесарь, технолог машиностроения, программист, эколог и пр.) будет эффективным, если реализуются следующие педагогические условия:
- педагогический процесс организуется на основе научно обоснованной структурно-функциональной модели, включающей цель, задачи, принципы, содержание, формы и методы, средства, технологии обучения и воспитания;
- воспитательная работа планируется, организуется и корректируется с учетом данных мониторинга уровня сформированное™ толерантности студентов;
- используется воспитательный потенциал гуманитарных дисциплин, осуществляются межпредметная и внутрипредметная связи в обучении;
- в учебный процесс внедряются спецкурс ««Развитие культуры межнациональных отношений», учебное пособие «Формирование толерантности», применение которых способствует повышению уровня сформированное™ толерантности студентов;
- обучающиеся вовлекаются в педагогически целесообразные, содержательные, многоплановые виды общественно полезной, добротворческой деятельности в техникуме и вне его;
- в процессе воспитания осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к студентам.
Экспериментальная работа по реализации названных педагогических условий проводилась с 2016 по 2018 г.
На начальном этапе исследования была разработана структурно-функциональная модель процесса формирования толерантного сознания и социального поведения у студентов машиностроительного техникума. Мы исходили из того, что моделирование в педагогике применяется для оптимизации структуры учебного материала, улучшения планирования учебного процесса, управления учебно-воспитательным процессом, диагностики, прогнозирования, проектирования обучения и воспитания. Главное преимущество моделирования - целостность представления информации [17, с. 66].
В структуре разрабатываемой модели мы выделили следующие компоненты: целевой, содержательный, процессуальный, результативный. Целевой компонент модели включает цель, задачи, научные подходы, принципы, содержание деятельности по формированию толерантности у обучающихся. В качестве задач выступали проведение диагностики исходных уровней сформированности толерантности у студентов; планирование, организация, корректировка учебно-воспитательного процесса; повышение теоретического и методического уровней готовности преподавателей и кураторов к формированию толерантности путем организации методологического семинара и самообразования; использование воспитательного потенциала гуманитарных учебных дисциплин, спецкурса «Развитие культуры межнациональных отношений», учебного пособия «Формирование толерантности».
В ходе проведения аудиторных занятий и воспитательных мероприятий проводились знакомство студентов с иными культурами, изучение истории и культуры народов, дискуссии, рефлексия, взаимодействие с правоохранительными органами по предупреждению правонарушений, наркомании, противодействию ксенофобии, соревнования по национальным видам спорта, выставки произведений художников, писателей разных народов, литературные, музыкальные конкурсы, оказание помощи студентам, волонтерские проекты, экскурсии, встречи с представителями различных конфессий и т. д.
Учебно-воспитательная работа требует учета особенностей студенческого возраста, главная особенность которого состоит в осознании растущим человеком своей индивидуальности, неповторимости, в становлении самосознания и формирования образа «Я», который психологи трактуют как социальную установку, отношение личности к себе, включающее три взаимосвязанных компонента: познавательный, эмоциональный и поведенческий. Именно в студенческом возрасте под влиянием педагогов закладываются основы дальнейшего социального поведения личности, происходит развитие нравственной и социальной устойчивости.
Педагогический процесс должен строиться на основе определенных методологических подходов. Таковыми в нашем опыте выступают системный (В. Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин, Ю. П. Сокольников и др.), культурологический (В. С. Библер,
В. П. Комарова, Л. И. Харченко), аксиологический (В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова), личиостио-деятельностный (А. Н. Леонтьев, В. А. Сластенин), этнопедагогический (Г. Н. Волков, М. Г. Тайчинов) и другие подходы. В воспитательной работе мы опирались на принципы целенаправленности, диалогичности, единства воспитания и обучения, сотрудничества, связи воспитания с жизнью, единства сознания и деятельности, учета индивидуальных и половозрастных особенностей обучающихся.
Содержательный компонент модели составляют основные направления деятельности педагогов по формированию толерантности у студентов: диагностика уровня ее сформированности у будущих специалистов, планирование и организация воспитательной работы, реализация практико-ориентированной направленности преподавания гуманитарных дисциплин, спецкурса «Развитие культуры межнациональных отношений».
Следующий компонент модели - процессуальный - включает применение индивидуальных, групповых, коллективных и массовых форм воспитательной работы, способствующих воспитанию у студентов чувства взаимной требовательности, умения работать в коллективе. По типу организации мы выделили аудиторные (проблемные лекции, уроки, тренинговые занятия, решение педагогических задач, ситуаций и др.) и внеаудиторные (беседы, дискуссии, конкурсы, социальные проекты, встречи, экскурсии, соревнования и др.) формы. В рамках исследования нами успешно применялись методы убеждения, упражнения, поощрения, мотивации, пример, деловые игры, общественные поручения, воспитывающие ситуации. Они обеспечивают овладение общественно ценным опытом, а также помогают корректировать поведение и действия студентов в специально заданных условиях.
Результативный компонент включает мониторинг уровней сформированности толерантности [13].
На начальном этапе эксперимента нами был изучен уровень сформированности толерантности у студентов техникума. Для этого мы использовали методики Г. У. Солдато-вой, Л. А. Шайгеровой «Индекс толерантности», П. И. Степановой «Толерантность», опросник «Выявление уровня толерантности/интолерантности», тест О. И. Тушкановой «Насколько вы терпимы», методики ценностных ориентаций М. Рокича и пр.
Сформированность толерантности оценивалась по следующим критериям: полнота и осознанность знаний о толерантности, интолерантности, истории и национальных культурах, нормах и правилах межнационального общения; уважение прав и свобод другого, социальная активность, ответственность перед самим собой и коллективом, единство толерантного сознания и социального поведения, наличие умений и навыков взаимодействия с представителями различных этносов.
На начало проведения опытно-экспериментальной работы 59 % обучающихся имели низкий уровень знаний по проблеме толерантности. Многие студенты не смогли дать полный ответ на вопрос: «Что такое толерантность, интолерантность, межкультурное общение?»
Часть студентов выделила следующие виды толерантности: «социально-классовую» (11 %), «межэтническую» (28 %), «эмоциональную (межличностную)» (19 %). Материалы анкетирования показали недостаточный уровень сформированности у обучающихся межэтнической толерантности, которая требует налаживания доброжелательных отношений между ними.
На вопрос «Испытываете ли Вы недостаток толерантности в отношениях с окружающими?» 56 % респондентов ответили «нет», 20 % - «да», 24 % - «не знаю, не задумался». Наблюдения показали, что студенты техникума в межличностном общении нередко сталкиваются с интолерантными проявлениями, хотя многие из них (59 %) считают себя толерантными людьми. Среди причин интолерантного отношения к людям разных национальностей 51 % студентов русской и чувашской национальности называют «разный образ жизни» представителей других национальностей и 28 % - некоторую психоло-
гическую несовместимость в общении, что провоцирует недружелюбие, конфликты, особенно это бывает у первокурсников во время адаптации к условиям жизни в техникуме.
Студенты русской и чувашской национальности отметили, что они плохо знают историю и культуру, традиции, уклад жизни, например, туркмен, азербайджанцев, таджиков, татар, с которыми учатся в техникуме. Знание этого факта позволяет вести целенаправленную работу по их приобщению к истории и культуре названных народов.
В целом проведенные исследования позволили нам определить три уровня сформированное™ толерантности у студентов техникума (низкий, средний, высокий) и с учетом этих данных строить учебно-воспитательный процесс по реализации задач формирования толерантоности у обучающихся.
Экспериментальная группа состояла из 69 студентов, контрольная - 66 первокурсников. Высокий уровень развития толерантности в экспериментальной группе имели 7 %, средний - 23 % и низкий - 70 % испытуемых. У студентов контрольной группы были примерно такие же показатели. Опрос преподавателей техникума выявил, что и они сами еще не имеют достаточных знаний об истории и культуре, традициях народов, представители которых учатся в техникуме. Кроме того, педагоги слабо знают государственные документы по проблемам толерантности, профилактики правонарушений, экстремизма, наркомании, а также научно-методическую литературу по организации процесса формирования толерантности у студентов.
С учетом поставленных в исследовании задач в экспериментальной работе важное значение придавалось повышению теоретической и практической готовности преподавателей, кураторов студенческих групп к организации воспитания толерантности у обучающихся. На постоянно действующем методологическом семинаре были изучены следующие темы:
1. Цель и задачи современного воспитания. Концепция стратегии формирования толерантного сознания в современном законодательном пространстве.
2. Толерантность как фундамент общечеловеческой цивилизации XXI века. Декларация принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995).
3. Толерантность и права человека. Реализация принципов толерантности в реальной жизни и деятельности.
4. Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах женщин. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религий или убеждений.
5. Гарантии прав коренных малочисленных народов в соответствии с положениями нормативно-правовых актов РФ и их соотношение с международно-правовыми стандартами.
6. Формы, методы, средства, технологии формирования толерантности у обучающихся в учебно-воспитательном процессе и др.
Так, согласно учебному плану этого семинара одно из занятий было посвящено изучению «Декларации принципов толерантности», утвержденной резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. Педагогами техникума были проанализированы статьи, содержащиеся в этом документе, определены возможности их использования в учебной и внеаудиторной работе.
Ими был выявлен воспитательный потенциал учебников по гуманитарным («Отечественная история», «История и культура родного края», «Культурология», «Правоведение», «Родной язык и литература», «Иностранные языки (английский, немецкий)» и другим дисциплинам, позволяющим, с нашей точки зрения, используя внутрипредметную и межпредметную связи, успешно решать проблему формирования толерантности у студентов.
Вопросы толерантного и интолерантного поведения обстоятельно рассматривались в ходе реализации спецкурса «Развитие культуры межнациональных отношений», который проводился со студентами как факультативный. На занятиях изучались следующие темы: «Основные правовые документы о толерантности», «Национальная политика
в Российской Федерации и Чувашской Республике», «Народы, проживающие в регионе», «Межэтническое, межконфессиональное общение», «Восприятие людьми разных национальностей друг друга», «Политическая, этнокультурная толерантность», «Стереотипы в межэтническом общении», «Предупреждение и преодоление этнических конфликтов», «Педагогические технологии развития культуры межнациональных отношений». Проводилась разработка и защита индивидуальных проектов «Я - толерантная личность». При проведении занятий использовалась психолого-педагогическая литература [1], [2], [3], [4], [5], [7], [8], [9], [10], [11], [12], [14], [15], [16], [18], [20], [21].
Были организованы тренинговые занятия для студентов на темы: «Круг доверия», «ТерпиМЫ», «На кого мы похожи в конфликтных ситуациях?», «Толерантный человек» и др. Участники тренинга анализировали поведения людей разных национальностей в сложных жизненных ситуациях, обосновывали необходимость в своих действиях учитывать нормы морали и права, традиции народов в межкультурном взаимодействии.
На вечера встреч приглашались люди разных национальностей, живущие в городе. Мы приучили студентов регулярно смотреть и анализировать телепередачи, посвященные международным событиям, давать им собственную оценку с точки зрения толерантности и интолерантности.
Мы также вовлекали обучающихся в общественно-полезную, волонтерскую деятельность, благодаря чему они имели возможность проявить свои качества как толерантного и интолерантного человека. Организуя конкурсы, олимпиады по предметам, мы комплектовали команды из студентов разных национальностей, стремились к тому, чтобы они не оставались равнодушными друг к другу, а проявляли взаимный интерес, ответственность.
Определенная работа проводилась со студентами по воспитанию веротерпимости. Мы учили их уважительно относиться к различным конфессиям, знакомили с моральными заповедями мировых религий. Вопросы истории Русской православной церкви, ислама и других великих религий рассматривали при изучении курсов «История», «География», «Культурология». Интересно прошло изучение темы «Православное христианство и ислам на территории Чувашии». Знание истории и традиций различных конфессий позволяло нам формировать культуру межрелигиозной терпимости и взаимопонимание.
В техникуме стало традицией проведение фестивалей музыки, языка и литературы различных народов, праздников «Акатуй», «Навруз», Дней толерантности. Кураторы групп смело включали студентов в проектную деятельность по изучению истории и культуры родного края, других народов. Интересными были проекты «Мой город - древний и вечно молодой», «Спортивные звезды Чувашии», «Космонавты земли Чувашской». «Природа родного края» и др. Непосредственное участие молодежи в творческих культурно-исторических проектах помогало их более глубокому вхождению в поликультурное пространство культуры республики, самоидентификации себя как носителя родной культуры, обретению ценности и смысла жизни, формированию личности будущего специалиста как человека культуры.
В результате проведенной работы у студентов экспериментальных групп уровень сформированности толерантности заметно вырос. Если на начальном этапе исследования низкий уровень толерантности имели 70 % человек, средний - 23 %, высокий - 7 %, то к концу эксперимента высокий уровень толерантности был у 65 %, средний - у 35 %, низкий не имел никто. Аналогичные изменения произошли и в контрольных группах. Все это свидетельствует о том, что формы и методы работы педагогов техникума, использованные ими при формировании толерантности у студентов, дали заметный воспитательный эффект.
Резюме. Как показала экспериментальная работа, высокий уровень сформированности толерантности у обучающихся Чебоксарского машиностроительного техникума стал возможным благодаря успешной реализации на практике обоснованных в начале эксперимента педагогических условий.
ЛИТЕРАТУРА
1. АсмоловА. Г. Слово о толерантности //Век толерантности. -2001. -№ 1. - С. 4-7.
2. Байбаков А. М. Введение в педагогику толерантности: для педагогов и старшеклассников. - М. : Академия, 2002. - 187 с.
3.Бакулина С. Д. Толерантность. От истории понятия к современным социокультурным смыслам : учебное пособие. - М. : ФЛИНТА ; Наука, 2014. - 112 с.
4. Бимбаева Э. В. Межэтническая толерантность современных студентов (на примере республики Бурятия) : автореф. дис. ... канд. социол. наук : 22.00.04. - Улан-Удэ, 2011. -24 с.
5. Бондырева С. К, Коле сов Д. В. Толерантность (введение в проблему). - М. ; Воронеж : Изд-во МПСИ ; Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. - 243 с.
6. Виниченко В. А. Формирование межэтнической толерантности у будущих специалистов по связям с общественностью : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. -Якутск, 2010. -250 с.
7. Гнатышева Е. А., Садырин В. В. Проблема толерантности в обеспечении безопасности в поликультурном социуме // Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития. Ч. 1. - М. ; Ярославль : МАНПО ; Ремдер, 2013. - 504 с.
8. Грачева Л. Н. Воспитание толерантности студентов в учебно-воспитательном процессе технического вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Самара, 2009. - 18 с.
9. Декларация принципов толерантности // Век толерантности. - 2001. - № 4. - С. 62-68.
10. Зиннатова А. А. Моделирование процесса формирования толерантности современной молодежи в условиях досуга : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05. - Казань, 2013. - 266 с.
11. Золотухин В. М. Толерантность как проблема философской антропологии : автореф. дис. ... д-ра филос. наук : 09.00.13. - Екатеринбург, 2004. -44 с.
12. Кац А. А. Формирование межэтнической толерантности студентов в поликультурной среде вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. -Казань, 2018. - 17 с.
13.Кулиш Т. В. Формирование интолерантности к вредным привычкам у студентов техникума // Крымский научный вестник. - 2016. - № 4(10). - С. 49-66.
14. Кулиш Т. В. Формирование толерантности. - Чебоксары : НИИ педагогики и психологии, 2015. - 202 с.
15. Кулиш Т. В., Павлов И. В. Формирование толерантности как фактор снижения уровня деструктивного поведения у студентов // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. -2015. -№4(88). - С. 141-148.
16. Молодежный экстремизм: истоки, предупреждение, профилактика : материалы Международной научно-практической конференции : в 2 ч. Ч. 1. - М. : НОУ ВПО «МПСУ», 2014. - 526 с.
17. Подласый И. П. Педагогика: новый курс : учебник для студентов вузов : в 2 кн. Кн. 1 : Общие основы. Процесс обучения. - М. : ВЛАДОС, 2000. - 574 с.
18. Психология национальной нетерпимости : хрестоматия / сост. Ю. В. Чернявская. - Минск : Хар-вест, 1998. -560 с.
19. Пугачева Е. А. Формирование толерантности студентов в поликультурной среде вуза : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Н. Новгород, 2008. - 197 с.
20. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений: теория и практика : сборник науч.-метод. статей. - М., 2003. - 368 с.
21. Толерантность как фактор противодействия ксенофобии: управление рисками ксенофобии в обществе риска / под ред. Ю. П. Зинченко, А. В. Логинова. - М. : Федеральный ин-т развития образования, 2011.-608 с.
Статья поступила в редакцию 20.03.2019
REFERENCES
1. Asmolov A. G. Slovo о tolerantnosti // Vek tolerantnosti. -2001. - № 1. - S. 4-7.
2. Bajbakov A. M. Vvedenie v pedagogiku tolerantnosti: dlya pedagogov i starsheklassnikov. - M. : Aka-demiya, 2002. - 187 s.
3. Bakulina S. D. Tolerantnost'. Ot istorii ponyatiya k sovremennym sociokul'turnym smyslam : uchebnoe posobie. - M. : FLINTA ; Nauka, 2014. -112 s.
4. Bimbaeva E. V. Mezhetnicheskaya tolerantnost' sovremennyh studentov (na primere respubliki Buryatiya): avtoref. dis. ... kand. socio! nauk : 22.00.04. -Ulan-Ude, 2011.-24 s.
5. Bondyreva S. K., Kolesov D. V. Tolerantnost' (vvedenie v problemu). - M. ; Voronezh : Izd-vo MPSI ; Izd-vo NPO «MODEK», 2003. - 243 s.
6. Vinichenko V. A. Formirovanie mezhetnicheskoj tolerantnosti u budushchih specialistov po svyazyam s ob-shchestvennost'yu : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01. - Yakutsk, 2010. -250 s.
7. Gnatysheva Е. A., Sadyrin V. V. Problema tolerantnosti v obespechenii bezopasnosti v polikul'turnom soci-ume // Professionalizm pedagoga: sushchnost', soderzhanie, perspektivy razvitiya. Ch. 1. - M. ; Yaroslavl' MANPO ; Remder, 2013.-504 s.
8. Gracheva L. N. Vospitanie tolerantnosti studentov v uchebno-vospitatel'nom processe tekhnicheskogo vuza : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01. - Samara, 2009. - 18 s.
9. Deklaraciya principov tolerantnosti // Vek tolerantnosti. - 2001. - № 4. - S. 62-68.
10. Zinnatova A. A. Modelirovanie processa formirovaniya tolerantnosti sovremennoj molodezhi v usloviyah dosuga : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.05. - Kazan', 2013. -266 s.
11. Zolotuhin V. M. Tolerantnost' как problema filosofskoj antropologii : avtoref. dis. ... d-ra filos. nauk : 09.00.13. - Ekaterinburg, 2004. - 44 s.
12. Kac A. A. Formirovanie mezhetnicheskoj tolerantnosti studentov v polikul'turnoj srede vuza : avtoref. dis. ...kand. ped. nauk : 13.00.01. - Kazan', 2018. - 17 s.
13. Kulish Т. V. Formirovanie intolerantnosti к vrednym privychkam u studentov tekhnikuma // Krymskij nauchnyj vestnik. - 2016. - № 4(10). - S. 49-66.
14. Kulish Т. V. Formirovanie tolerantnosti. - Cheboksary : N11 pedagogiki i psihologii, 2015. - 202 s.
15. Kulish Т. V., Pavlov I. V. Formirovanie tolerantnosti как faktor snizheniya urovnya destruktivnogo povedeniya u studentov // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Ya-kovleva. - 2015. - № 4(88). - S. 141-148.
16. Molodezhnyj ekstremizm: istoki, preduprezhdenie, profilaktika : materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 2 ch. Ch. 1. - M. : NOU VPO «MPSU», 2014. - 526 s.
17. Podlasyj I. P. Pedagogika: novyj kurs : uchebnik dlya studentov vuzov : v 2 kn. Kn. 1 : Obshchie os-novy. Process obucheniya. - M. : VLADOS, 2000. - 574 s.
18. Psihologiya nacional'noj neterpimosti : hrestomatiya / sost. Yu. V. Chernyavskaya. - Minsk : Harvest, 1998.-560 s.
19. Pugacheva E. A. Formirovanie tolerantnosti studentov v polikul'turnoj srede vuza : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01. -N. Novgorod, 2008. - 197 s.
20. Tolerantnoe soznanie i formirovanie tolerantnyh otnoshenij: teoriya i praktika : sbornik nauch.-metod. statej. -M., 2003. -368 s.
21. Tolerantnost' как faktor protivodejstviya ksenofobii: upravlenie riskami ksenofobii v obshchestve riska / pod red. Yu. P. Zinchenko, A. V. Loginova. - M. : Federal'nyj in-t razvitiya obrazovaniya, 2011. - 608 s.
The article was contributed on March 20, 2019
Сведения об авторах
Павлов Иван Владимирович - доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, психологии и философии Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]
Кулиш Татьяна Викторовна — педагог-психолог Чебоксарского машиностроительного техникума, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]
Author information
Pavlov, Ivan Vladimirovich - Doctor of Pedagogics, Professor of the Department of Pedagogics, Psychology and Philosophy, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]
Kulish, Tatyana Viktorovna - Educational Psychologist, Cheboksary Engineering Training College, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]