ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
Т. Б. Кашпирева
Тульский государственный педагогический университет
им. Л.Н. Толстого Б. В. Черенкова
Тульский государственный педагогический университет
им. Л.Н. Толстого
ДИАЛОГ КУЛЬТУР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВУЗОВСКОГО ОБУЧЕНИЯ
Статья посвящена вопросу формирования поликультурной личности студента в условиях образовательной среды современного российского вуза на основе теории диалога культур. В работе обосновывается необходимость формирования в высшей школе поликультурной образовательной среды, которая содействует развитию у учащихся представлений о культурном многообразии, способствует их социокультурной и этнокультурной идентификации, формирует толерантное отношение к представителям других этносов и культур, а также развивает умения и навыки конструктивного и эффективного взаимодействия с представителями иных культур. Авторами описывается опыт разработки и внедрения в Тульском государственном педагогическом университете им. Л. Н. Толстого комплексной программы социально-воспитательного характера для иностранных учащихся «Межкультурный диалог», а также представляются результаты анкетирования, проведенного среди иностранных студентов, по вопросам, связанным с социально-культурной адаптацией в российский социум и с включением представителей разных культур в поликультурное пространство университета.
Ключевые слова: диалог культур, поликультурная личность, поликультурная образовательная среда, международные проекты, межкультурная коммуникация, иностранные учащиеся, высшее образование
T. B. Kashpereva
TSPU (Tula, Russia) B. V. Cherencova
TSPU (Tula, Russia)
DIALOGUE OF CULTURES AS A MEANS OF FORMATION OF THE POLYCULTURAL PERSONALITY IN THE CONTEXT OF UNIVERSITY LEARNING
The article reveals the problem of the formation of a student's multicultural personality in the educational environment at a modern Russian University on the basis of the theory of dialogue of cultures. The paper substantiates the need for the formation of a multicultural educational environment in higher education, which promotes the development of students' ideas about cultural
diversity, promotes their socio-cultural and ethno-cultural identification, forms tolerant attitude to representatives of other ethnic groups and cultures, and develops the skills of constructive and effective interaction with representatives of other cultures. The authors describe the experience of development and implementation of the comprehensive social and educational program for foreign students "Intercultural dialogue" in Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University. The article also represents the results of a survey conducted among foreign students on issues related to social and cultural adaptation in Russian society and the inclusion of representatives of different cultures in the polycultural space of the University.
Keywords: dialogue of cultures, polycultural personality, polycultural education, international projects, cross-cultural communication, foreign students, higher education
В эпоху глобализации в России, как и во всем мире, происходят существенные изменения в системе высшего образования. Данные изменения затрагивают не только содержание образовательного процесса, но и подходы к организации всей системы российского высшего образования, к ее функционированию на международном рынке образовательных услуг. Одной из ярко выраженных в последние годы тенденций, обусловленной стратегическими целями нашей страны в системе подготовки профессиональных кадров, является тенденция к росту количества иностранных учащихся, в том числе обучающихся за счет средств федерального бюджета Российской Федерации.
Значительное увеличение иностранных студентов - представителей различных культур и национальностей - обуславливает и актуализирует необходимость нового осмысления таких понятий, как «диалог культур», «поликультурная личность», «поликультурная образовательная среда».
Вопросу диалога культур в философии и культурологии отводится значительное место уже на протяжении достаточно длительного времени. Однако, нас, в первую очередь, интересует то, каким образом данное понятие переосмысляется в современной действительности, в особенности, применительно к вузовскому образованию и окружающему студентов контексту, связанному с жизнью в России.
По мнению Р. М. Фатыховой, «смыслообразующим компонентом в понимании культуры является связь личности с личностью, поколения с поколением, народа с другими народами» [7, с. 47]. То есть культура по своей сути диалогична, и весь культурно-исторический процесс отражает бесконечный диалог между разными культурами. Философия диалогизма, разработанная в ХХ в. М. Бубером, раскрывает глубинные вопросы бытия человека через взаимодействующие концепты «Я - Ты», где «Я» не сможет приобрести всю полноту своей индивидуальности без отношений с «Ты». Таким образом, человек познаёт свою сущность и свою национальную идентичность только благодаря взаимодействию с представителями другой культуры. «Во время диалога между партнёрами возникает что-то новое, не порождаемое каждым из участников диалога отдельно. То, что возникает в диалоге, представляет собой некоторое новое духовное содержание, имеющее культурную ценность» [Цит. по: 7, с. 50].
Именно на основе такого интерперсонального диалога, на наш взгляд, следует выстраивать парадигму отношений в системе высшего образования сегодня. Администрации высших учебных заведений необходимо учитывать всю
актуальность целесообразности подготовки студентов к межкультурному диалогу в вузе. А учитывая многонациональный состав учебных групп, следует говорить не просто о межкультурном взаимодействии в рамках учебного процесса, а о поликультурной интеракции. Павелко Н. Н. и Павлова Г. Ю. в своей работе отмечают, что «поликультурное образовательное учреждение как локальное социальное образование является модулем целостного поликультурного образовательного пространства. Это не просто институт формирования знаний, умений, навыков и организации воспитательного влияния, в котором осуществляется соединение общекультурного, социального, собственно образовательного и личностного. Это - особый подуровень педагогической деятельности, на котором общеобразовательная организация предстаёт как часть конкретной общественной структуры, обеспечивающая педагогическую поддержку адаптации личности в поликультурной среде» [6, с. 39]. Таким образом, современное образовательное учреждение, опираясь на принципы диалога культур, плюрализм мнений, многополярность современного мира и уважение прав человека, должно не только дать профессиональные знания и умения, но и решить острую проблему интеграции молодого поколения в поликультурную образовательную среду университета, сформировав поликультурную личность.
В понятие «поликультурная личность» вкладывается различное содержание. Так, в контексте личностно ориентированного подхода поликультурная личность рассматривается как психологическое и социальное явление. Поликультурность предполагает в человеке такие качества, как способность к восприятию общечеловеческих и национальных ценностей, готовность к межкультурным контактам и высокий уровень национального самосознания [8, с. 89]. Под поликультурной личностью понимается человек с четко сформированными социальными и психологическими качествами и свойствами, позволяющими выстраивать позитивные общественные и межличностные отношения с представителями этнических групп не зависимо от национального языка, религии, цвета кожи, менталитета, этнокультурных установок и этнических стереотипов [1, с. 137]. Иванова Л. В. и Агранат Ю. В. считают, что поликультурная личность - «это личность, являющаяся субъектом полилога культур, имеющая активную жизненную позицию, обладающая развитым чувством эмпатии и толерантности, эмоциональной устойчивостью, умением жить в мире и согласии с людьми как представителями разных культурных групп, способная к успешному самоопределению и продуктивной профессиональной деятельности в условиях культурного многообразия общества» [Цит. по: 2, с. 308].
Г. Д. Дмитриев выделяет несколько ступеней становления поликультурной личности: толерантность, понимание и принятие другой культуры, уважение культуры и утверждение культурных различий. Достижение высшей ступени развития личности в системе поликультурного становления, предложенной исследователем, возможно при условии реализации деятельностного подхода, предусматривающего развитие активной позиции учащегося. «Человек утверждает себя и свою идентичность лучше всего в
процессе деятельности. На этой стадии ... толерантности, понимания, принятия и уважения культурных различий уже недостаточно: необходима активная позиция» [4, с. 27].
Подобной точки зрения придерживается Г. Поммерин, который считает поликультурное образование деятельностно-ориентированным, а также ряд других зарубежных исследователей, изучающих вопросы поликультурного образования в Западной Европе (М. Хоманн, Ю. Зандфукс и др.) [5].
Следует отметить, что общим элементом в современном взгляде на понятие «поликультурный» является его многоаспектность и сложная структура, которая охватывает единство многих составляющих.
По нашему мнению, поликультурная личность представляет собой набор системных качеств индивида, приобретенных им в процессе межкультурного взаимодействия с социумом в поликультурном образовательном пространстве и определяющих успешность адаптации субъекта к новой социокультурной среде при одновременном сохранении его национально-культурной идентичности. Данные характеристики продиктованы идеей о том, что любая личность является одновременно носителем двух (и более) культур: микрокультуры (культурные ценности своего этноса) и макрокультуры (универсальные ценности человечества).
В данной связи мы придерживаемся мнения, что поликультурная образовательная среда может характеризоваться введением в содержание образования связанных с микрокультурой (-ами) компонентов, непредвзятым, толерантным подходом к учащимся, предоставлением равных возможностей для всех в комплексном учебно-воспитательном процессе. Задача каждого педагога современной высшей школы, таким образом, также трансформируется, от него сегодня требуется не только профессионализм в научной области, но и умение модифицировать учебный процесс так, чтобы на основе учета культурного опыта учащихся сформировать у них новые культурные ценности общего характера. Мы считаем, что современная поликультурная образовательная среда имеет следующие компоненты:
• позитивное отношение к чужеродной культуре как целостному образованию;
• позитивное отношение к отдельным представителям иной культуры;
• сформированность национально-культурной идентичности;
• активная жизненная позиция как условие успешной социализации и адаптации субъекта в поликультурном образовательном пространстве;
• включение в образовательные программы элементов разных этнических культур;
• учет национально-культурных особенностей в методике обучения;
• разработка и реализация дополнительных образовательных и воспитательно-социализирующих программ, нацеленных на формирование и развитие поликультурной личности.
Как отмечалось выше, поликультурная личность может быть сформирована в определенном социокультурном контексте. В условиях
вузовского обучения подобным социокультурным контекстом является, на наш взгляд, диалог культур, который приводит к углублению культурного саморазвития и к взаимообогащению за счет иного культурного опыта.
Многие вузы, понимая актуальность данного явления, проводят целенаправленную работу по реализации принципа поликультурности в организации учебно-воспитательного процесса в высшей школе. Значительный опыт накоплен в ведущих столичных вузах России: МГУ, РУДН, ГИРЯ им. А. С. Пушкина, МАДИ, а также в других высших заведениях регионального уровня. Так, например, в КГУ им. Н. А Некрасова регулярно проводится «Международная неделя «Диалог культур - культура диалога»» [3], в КнАГУ -фестиваль «Диалог культур».
В Тульском государственном педагогическом университете им. Л. Н. Толстого вопросу формирования поликультурной образовательной среды уделяется большое внимание: начиная с 1977 г., количество иностранных обучающихся, приезжающих в Россию с целью получения высшего образования, имеет тенденцию к увеличению. Традиционно в вузе обучаются ежегодно представители примерно 40 государств мира, а за все годы ТГПУ им. Л. Н. Толстого принял учащихся из более 80 зарубежных стран. Администрация университета и педагогический коллектив рассматривают идею создания поликультурного образовательного пространства как одну из основополагающих: на международном факультете разработана и реализуется на протяжении последних нескольких лет комплексная программа социально-воспитательного характера «Межкультурный диалог», основная цель которой -формирование и развитие поликультурной личности. В программу входит несколько блоков мероприятий, способствующих накоплению опыта позитивных отношений с представителями иных культур, формирующих умения межкультурного взаимодействия и обеспечивающих погружение иностранных учащихся в культуру России. Вместе с тем участие в реализации мероприятий направления «Межкультурный диалог» позволяет иностранному студенту проявить себя как носителя определенной культуры в новой для него социокультурной среде.
В 2016-2017 гг. программа «Межкультурный диалог» получила грантовую поддержку Министерства образования и науки Российской Федерации и включала четыре блока мероприятий:
1. Социально значимый проект «Россия: диалог народов - диалог культур»;
2. Клуб межкультурного общения ТГПУ им. Л. Н. Толстого «Планета»;
3. Студия позитивного творческого общения «Язык. Литература. Музей»;
4. Волонтерский проект «Русский язык: миссия мира».
Рассмотрим упомянутые мероприятия подробнее. Социально значимый
проект «Россия: диалог народов - диалог культур» реализуется союзом Содружеств иностранных студентов ТГПУ им. Л. Н. Толстого и направлен на развитие межкультурного диалога в студенческой среде при определяющей роли
российской культуры как культуры принимающего сообщества. В рамках проекта организуются следующие мероприятия:
• фестиваль национальных культур «Диалог народов - диалог культур»;
• выставка предметов культуры и быта народов мира;
• выставка-дегустация «Кухни народов мира»;
• мастер-классы «Творческая планета»;
• круглый стол «Молодежь и диалог культур»;
• национально-культурная акция «Поезд Мира»;
• киножурнал «На орбитах культур»;
• межнациональные спортивные состязания на кубок Союза содружеств иностранных студентов университета.
Реализация проекта способствует воспитанию поликультурной личности, обогащению образовательного пространства университета новым социокультурным содержанием. Иностранные учащиеся получают возможность реализовывать свой творческий потенциал, объединяться в творческие коллективы, обмениваться мнениями по актуальным проблемам современности, знакомить школьников и студентов с особенностями своих национальных культур. В результате проведения спортивных акций выявляются сильнейшие команды университета, что служит толчком к дальнейшему развитию физической культуры, распространению культа здорового образа жизни среди студенческой молодежи. Спорт не только выступает инструментом объединения представителей разных национальностей, но и создает основу для плодотворного межкультурного общения в студенческой среде.
Клуб межкультурного общения ТГПУ им. Л. Н. Толстого «Планета» представляет собой неформальное объединение молодежи из числа российских и иностранных граждан, обучающихся в университете. Деятельность клуба направлена на гармонизацию межэтнических отношений, формирование гражданской позиции учащихся, распространение российской культуры и мирового культурного наследия на русском языке. В рамках работы клуба выделяются следующие направления деятельности: организация фестивалей национальных культур на русском языке и участие в фестивалях творчества российских и иностранных студентов различного уровня; разработка и реализация программы «Мир русской культуры»; разработка и реализация культурно-образовательной программы «Учимся вместе» (проведение мастер-классов, открытых уроков по изучению иностранных языков, в том числе русского языка как иностранного, проведение языковых занятий по технологии «тандем»); организация литературного клуба для иностранных и российских учащихся (интерпретация и перевод произведений писателей-соотечественников на русский язык); проведение дискуссионных площадок по наиболее актуальным проблемам современного общества; совместное проведение российских и национальных праздников; организация студенческих фотовыставок, видеосалонов, мультимедийных презентаций.
Студия позитивного творческого общения «Язык. Литература. Музей» представляет собой совместную культурно-образовательную программу ТГПУ им. Л. Н. Толстого и Дома-музея В. В. Вересаева. Спецификой проекта является погружение иностранных учащихся в активное творческое познание своей национальной литературы, а также приобщение к культуре и литературе русского народа, что создает благоприятный культурно-образовательный и эмоционально-психологический фон для иностранных учащихся в вузе. Связующим элементом для развития творческой активности студентов является их активное приобщение к специфике музейной среды, культурному и историческому наследию Тульского края, знакомство с лучшими образцами классической и современной русской литературы.
Одним из важных направлений работы студии является проведение международной научно-практической конференции «Молодежь и духовное наследие эпохи: культура, артефакты, ценности», направленной на приобщение иностранных студентов к диалогу и межкультурному взаимодействию (в 2018 г. данная конференция пройдет уже в шестой раз). Традиционно в один из дней работы конференции на базе Дома-музея В. В. Вересаева проводится научно-творческий студенческий форум «Моя страна. Моя семья. Моя культура». Программа форума включает организацию работы проблемных групп, подведение итогов конкурса студенческих творческих работ «Эпоха», проведение этновыставок и мастер-классов. Пленарное и секционные заседания, организуемые на базе ТГПУ им. Л. Н. Толстого, ведутся по шести направлениям: «Язык, как основа национальной культуры», «Литература и фольклор как духовное наследие эпохи», «Роль литературно-художественного перевода в создании культурных артефактов», «Вечные ценности в жизни и творчестве современной молодежи», «Методические аспекты изучения культуры и литературы», «История и культура родного края».
Волонтерский проект «Русский язык: миссия мира» - один из самых молодых (впервые был реализован в 2017 г. в г. Туле и в Тульской области), но в перспективе предполагает участие в нем студентов-волонтеров как в России, так и за ее пределами. Целью проекта являются создание положительного образа России в мире, популяризация идей добра и миролюбия, продвижение русского языка и русской культуры в России и за рубежом. В проекте применяются как прямые, так и дистанционные формы взаимодействия между участниками. В формате прямого взаимодействия обеспечиваются:
• во-первых, организация встреч волонтеров с российскими школьниками и иностранными гражданами, обучающимися в регионе, проведение литературно-музыкальных и художественных гостиных, лингвистических викторин, мастер-классов по русскому языку;
• во-вторых, организуются поездки российских волонтеров за рубеж и их участие в Днях России, Днях русского языка на базе зарубежных школ, университетов, Российских центров науки и культуры;
• в-третьих, разрабатываются и реализуются программы, направленные на популяризацию и распространение русского языка в странах,
из которых обучающиеся в ТГПУ им. Л. Н. Толстого иностранные учащиеся приехали.
В перспективе волонтерский проект «Русский язык: миссия мира» предусматривает формирование Интернет-сообщества заинтересованных в России и русской культуре молодых людей, желающих изучать русский язык, а также создание в сети Интернет социальной платформы, на которой все желающие могут пообщаться на русском языке с носителями языка или с изучающими русский язык иностранными гражданами, усовершенствовать свои языковые навыки, узнать актуальные новости о России, познакомиться со взглядами российской молодежи на события, происходящие в мире.
Описанные выше мероприятия комплексной программы «Межкультурный диалог», реализуемые на протяжении длительного периода, позволяют сделать вывод об их несомненной эффективности в реализации поставленных перед университетом задач по формированию поликультурной образовательной среды. С целью подтверждения данного утверждения и оценки результативности проводимой на международном факультете работы в январе-феврале 2018 г. среди иностранных учащихся ТГПУ им. Л. Н. Толстого было проведено анкетирование, включавшее 15 вопросов на тему социально-культурной адаптации студентов-граждан иностранных государств в поликультурном пространстве вуза. В исследовании приняло участие 42 человека (студенты 1-4 курсов, обучающиеся по направлению бакалавриата 45.03.01 Филология).
Ответы на первый вопрос «В каких мероприятиях комплекса «Межкультурный диалог» Вы принимали участие в 2016 и 2017 гг.?» показали, что абсолютное большинство (45,2%) учащихся приняли участие в двух направлениях из четырех, 26,2% студентов - в трех направлениях из четырех, 16,7% - во всех мероприятиях и 11,9% - лишь в одном направлении. Причем наибольшее число студентов (90,5%) заинтересовал социально значимый проект «Россия: диалог народов - диалог культур», 81% учащихся стали участниками студии позитивного творческого общения «Язык. Литература. Музей», по 38,1% иностранных учащихся выбрали такие направления, как клуб межкультурного общения ТГПУ им. Л. Н. Толстого «Планета» и волонтерский проект «Русский язык: миссия мира». Отвечая на второй вопрос анкеты о наиболее интересном и запомнившемся мероприятии, студенты-бакалавры указали на проект «Россия: диалог народов - диалог культур» (81%). На втором месте оказалась студия позитивного творческого общения «Язык. Литература. Музей» (16,7%), а на третьем - клуб межкультурного общения ТГПУ им. Л. Н. Толстого «Планета» (7,1%). Наименьший интерес вызвал волонтерский проект «Русский язык: миссия мира» (2,4%). На наш взгляд, данные показатели обусловлены, с одной стороны, тем фактом, что к участию в волонтерском проекте, были привлечены, в первую очередь, студенты-магистранты и студенты других факультетов университета, а с другой стороны, тем, что проект реализовывался в 2017 г. впервые и не набрал еще популярность в студенческой среде. Основным стимулом к проявлению активной социальной позиции в качестве участника 59,5% студентов отметили «возможность узнать много нового о России и
русских». Далее ответы респондентов распределились следующим образом: «смог показать свою культуру» - 40,48%, «хорошо отдохнул» - 19%, «понял, что наше выступление заинтересовало людей» - 16,7%, «был награжден грамотой, благодарностью» - 4,8%.
Наивысшую популярность среди студентов социально значимый проект «Россия: диалог народов - диалог культур» имеет также в связи с тем, что он помогает, по мнению участников анкетирования, усваивать культурные ценности и традиции русского народа (47,6% студентов поставили данный критерий на первое место в третьем вопросе), а также понимать (осознавать) особенности собственной культуры (42,9% выделили это мероприятие при ответе на четвертый вопрос). Логичным и ожидаемым ответом о том, какое мероприятие более всего способствовало изучению русского языка, стало направление «Студия позитивного творческого общения «Язык. Литература. Музей»» (45,2%); на втором по популярности месте оказался волонтерский проект «Русский язык: миссия мира» (28,6%).
Шестой вопрос анкеты «Что для Вас важнее...» подтвердил значимость и необходимость поликультурной направленности учебно-воспитательного процесса в вузе, так как 62% респондентов указали, что наиболее важным для них является возможность узнать как можно больше о русской культуре, а 52,4% ответили, что желают больше узнать о культуре стран, из которых прибыли другие иностранные студенты. С одной стороны, подобные ответы убеждают нас в том, что выбор в пользу России в качестве страны для получения высшего образования был далеко не случайным, а с другой, что студенты открыты к межкультурному диалогу и готовы ассимилировать макрокультуру в лучших ее проявлениях.
При ответе на следующий вопрос «Что Вам лучше помогает узнать язык и традиции России» на первое место студенты поставили «общение с русскими» (69%), а на второе - «участие в университетских проектах и мероприятиях» (52,4%), подтвердив тем самым еще раз важность целенаправленной и последовательной организации социального адаптационного контекста в высшей школе для иностранных учащихся.
Традиции и культуру русского народа практически все респонденты воспринимают доброжелательно (97,6%), а доброжелательное отношение со стороны принимающего их социума ощущают только 88,1% студентов, 4,8% считают отношение к иностранцам со стороны русских терпимым, а 7,1% -равнодушным. Важно отметить, что негативного восприятия себя как носителя «чужой» культуры со стороны русского населения не отметил ни один студент.
Идея целесообразности воспитания поликультурной личности также подтвердилась при ответе на следующий вопрос «Где Вы чувствуете себя лучше.»: 45,2% студентов отметили, что им больше нравится обучаться в интернациональной группе, 35,71% предпочитают учиться с русскими студентами, и менее трети участников анкетирования (31%) хотели бы оставаться в мононациональных группах со своими земляками. Необходимо отметить, что большая часть студентов, выбравших вариант «среди земляков», являются студентами 1 -го курса, то есть можно утверждать, что их выбор
обоснован неполной социальной адаптацией в образовательной среде России (как иностранной, отличной от родной, так и, в принципе, к системе высшего образования, имеющей специфические характеристики при сравнении с системой среднего образования).
Студенты показывают достаточно высокий уровень рефлексии при осознании своей национально-культурной идентичности, сопоставляя особенности русской культуры и культуры, носителями которой они являются. В рамках одиннадцатого вопроса мы попросили учащихся в форме открытого ответа указать три отличия их родной культуры от русской (сопоставление с иными культурами не являлось целью данного исследования, но представляется достаточно интересным дальнейшее проведение параллелей со всеми культурами, с которыми отдельно взятый студент имеет возможность познакомиться за время обучения в России; подобное сравнение может стать базисом для дальнейших научных изысканий). На первое место респонденты поставили отличия в национальной одежде (59,6%), на втором месте оказалась национальная кухня (40,5%), на третьем месте (35,7%) - традиции этикета и воспитания, четвертое место (31%) поделили «праздники» и «литература и язык». Также среди ответов значились искусство и танцы, религиозные традиции, значимость культа предков.
Непосредственно вопросу адаптации были посвящены четыре последних вопроса анкеты. Любопытно констатировать, что 54,8% студентов поставили «климат» на первое место в качестве фактора, мешающего адаптироваться к условиям проживания в России, и на второе место (26,2%) в качестве фактора, мешающего адаптироваться к условиям обучения в вузе. В похожей зависимости оказался фактор «плохое знание языка»: наибольшее количество выборов (38,1%) он получил в качестве фактора, мешающего адаптироваться к условиям обучения в вузе, и на втором месте в качестве фактора, мешающего адаптироваться к условиям проживания в России, его указали 16,7% учащихся. Среди всех анкетируемых 16,7% и 26,2% соответственно отметили, что им ничто не мешает адаптироваться к условиям проживания в России и к условиям обучения в вузе. Важно подчеркнуть отсутствие среди ответов студентов такого фактора, как «негативное отношение со стороны местных жителей» при ответе на вопрос о том, что мешает адаптироваться в России, и, соответственно, «отрицательное отношение русских студентов» - при ответе на вопрос о факторах, мешающих адаптироваться к обучению в университете. Наименьшее количество выборов (по 7,1%) набрали также ответы «бытовые условия», «питание» и «менталитет людей». Таким образом, оптимальному протеканию процесса социально-культурной адаптации в системе высшего российского образования мешают не факторы, связанные с организацией учебно-воспитательного процесса, а окружающие реалии действительности, что утверждает нас в мысли о том, что разработанная в вузе комплексная программа помогает «снимать» наиболее остро стоящие проблемы и акцентировать внимание иностранных учащихся на позитивных компонентах в структуре принимающего их социума.
Среди трудностей включения в студенческое сообщество анкетируемые указали «климат» (26,2%), «нежелание студентов из других стран общаться в бытовых ситуациях» (21,4%), «непривычную еду» (19%), «плохие жилищно-бытовые условия» (16,7%). Примечательно, что 16,7% студентов не испытывают трудностей, связанных с включением в студенческое сообщество. Подобные ответы могут свидетельствовать о достаточно благоприятном климате, сформированном в ТГПУ им. Л. Н. Толстого с целью интеграции иностранных студентов.
При ответе на последний вопрос анкеты, направленный на выявление негативных последствий языкового барьера, две трети учащихся (66,7%) отметили, что языковой барьер препятствует, в первую очередь, усвоению учебной информации, и только одна треть (33,3%) указала на то, что плохое знание языка затрудняет их общение в бытовых ситуациях и в рамках университетских проектов и мероприятий. А это означает, что решение об участии/неучастии в мероприятиях не принимается учащимися с позиций наличия языкового барьера как тормозящего фактора.
Результаты анкетирования, таким образом, подтверждают наше убеждение в том, что разработанная и реализуемая на протяжении многих лет социально и культурно ориентированная программа, основанная на диалоге культур, позволяет говорить о сформированной в вузе поликультурной образовательной среде: содействующей развитию у учащихся представлений о культурном многообразии, способствующей их социокультурной и этнокультурной идентификации, формирующей толерантное отношение к представителям других этносов и культур, а также развивающей умения и навыки конструктивного и эффективного взаимодействия с представителями иных культур.
Литература
1. Батарчук Д. С. Развитие личности в условиях многонационального общества // Образование и межнациональные отношения. Education and Interethnic Relations - IEIR2012 / под ред. Э. Р. Хакимова. Ижевск: УдГУ, 2012. Ч. 2. С. 134-143.
2. Боженкова Р. К., Боженкова Н. А., Шульгина Н. П. Формирование поликультурной языковой личности иностранного студента в процессе обучения русскому языку как иностранному // Филология и культура. 2015. № 2 (40). С. 308-313
3. Ваулина Л. Н. Международная неделя «Диалог культур - культура диалога» - 2010 // Вестник Костром. гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. Т. 16. 2010. № 4. С. 254-259
4. Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование. М.: Народное образование, 1999. 208 с.
5. Новолодская С. Л. Дефиниция понятий «поликультурный» и «мультикультурный» // Вектор науки Тольят. гос. ун-та. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 234-237
6. Павелко Н. Н., Павлова Г. Ю. Диалог культур и культура толерантности в поликультурной среде образовательной организации // Вестник ИМСИТ. 2013. № 3-4 (55-56). С. 38-46
7. Фатыхова Р. М. Культура как диалог и диалог в культуре // Вестник ВЭГУ. 2009. № 1. С. 46-54
8. Яковлева М. В. Поликультурная личность как новое психологическое явление // Science and Education a New Dimension. Pedagogy and Psychology. Issue 40. 2015. № III (20)
References
1. Batarchuk D. S. Razvitiye lichnosti v usloviyakh mnogonatsional'nogo obshchestva [Development of personality in the conditions of a multiethnic society] // Obrazovaniye i mezhnatsional'nyye otnosheniya. Education and Interethnic Relations - IEIR2012 / ed. by E. R. Khakimov. Izhevsk: UdGU, 2012. Part 2. P. 134-143.
2. Bozhenkova R. K., Bozhenkova N. A., Shul'gina N. P. Formirovaniye polikul'turnoy yazykovoy lichnosti inostrannogo studenta v protsesse obucheniya russkomu yazyku kak inostrannomu [Formation of multicultural linguistic personality of an international student in the process of learning Russian as a foreign language] // Filologiya i kul'tura [Philology and culture]. 2015. No. 2 (40). P. 308-313
3. Vaulina L. N. Mezhdunarodnaya nedelya «Dialog kul'tur - kul'tura dialoga» - 2010 [International Week "Dialogue of Cultures - Culture of Dialogue" -2010] // Vestnik Kostrom. gos. un-ta im. N. A. Nekrasova. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsial'naya rabota. Yuvenologiya. Sotsiokinetika [Vestnik Kostrom. gos. un-ta im. N. A. Nekrasova. Series: Pedagogy. Psychology. Social work. Juvenology. Socio-kinetics]. Vol. 16. 2010. No. 4. P. 254-259
4. Dmitriev G. D. Mnogokul'turnoye obrazovaniye [Multicultural education]. Moscow: Narodnoye obrazovaniye, 1999. 208 p.
5. Novolodskaya S. L. Definitsiya ponyatiy «polikul'turnyy» i «mul'tikul'turnyy» [Definition of concepts "polycultural" and "multicultural"] // Vektor nauki Tol'yat. gos. un-ta. Seriya: Pedagogika, psikhologiya [Vektor nauki Tol'yat. gos. un-ta. Series: Pedagogy, psychology]. 2012. No. 1. P. 234-237
6. Pavelko N. N., Pavlova G. Yu. Dialog kul'tur i kul'tura tolerantnosti v polikul'turnoy srede obrazovatel'noy organizatsii [Dialogue of cultures and culture of tolerance in a multicultural environment of educational organization] // Vestnik IMSIT. 2013. NoNo. 3-4 (55-56). P. 38-46
7. Fatykhova R. M. Kul'tura kak dialog i dialog v kul'ture [Culture as a dialogue and dialogue in culture]//Vestnik VEGU. 2009. No 1. P. 46-54
8. Yakovleva M. V. Polikul'turnaya lichnost' kak novoye psikhologicheskoye yavleniye [Multicultural personality as a new psychological phenomenon] // Science and Education a New Dimension. Pedagogy and Psychology. Issue 40. 2015. № III (20). P. 87-90.
Статья поступила в редакцию 13.02.2018 Статья допущена к публикации 30.03.2018
The article was received by the editorial staff13.02.2018 The article is approved for publication 30.03.2018