Научная статья на тему 'Проблема становления толерантности как компонент процесса активизации профессионально-личностного развития студентов вузов'

Проблема становления толерантности как компонент процесса активизации профессионально-личностного развития студентов вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жукова О. Г.

The article under consideration deals with the problem of tolerance in the process of developing polycultural consciousness of students. The author pays special attention to different aspects of tolerance; special focus is made on ethnic tolerance as one of the most actual problems of our society. This work also contains a short analysis of the problem's state; two principle approaches to cultivation of tolerance are highlighted. The main mechanisms of development of tolerance in frameworks of the polycultural society are listed. The leading role of pedagogical control in the polycultural educational environment is also the subject of thorough consideration.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема становления толерантности как компонент процесса активизации профессионально-личностного развития студентов вузов»



Литература:

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология,- М., 2005.

2. Кузьмина Н.В. Психологическая структура деятельности учителя.- Гомель, 1976.

3. Кулюткин Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопросы психологии.- 1986.-№ 2.

4. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций.- М.: Прометей, 1993.

5. Маркова А. К. Психология труда учителя.- М.: Просвещение, 1993.

6. Мышление учителя: Личностные механизмы и формирование понятийного аппарата / Под ред. Ю.Н. Кулюткина,

Г.С. Сухобской,- М.: Педагогика, 1990.

7. Орлов A.A. Профессиональное мышление учителя как ценность // Педагогика.- 1995.- № 6.

8. Орлов A.A. Формирование педагогического мышления // Советская педагогика.- 1990.- № 1.

9. Педагогическое мышление и его формирование у студентов: Монография.-Казань: Казанский пед. ун-т., 1997.

10. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика.- Ростов н/ Д, 1996.

11. Сластенин B.A., Тамарин В.Э. Методологическая культура учителя // Советская педагогика.- 1990.- № 9.

12. Формирование личности учителя в педагогическом вузе: Сб. научных трудов.- Казань, 1989.

ПРОБЛЕМА СТАНОВЛЕНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК КОМПОНЕНТ ПРОЦЕССА АКТИВИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

О. Г. Жукова, старший преподаватель Казанского государственного технологического университета им. А.Н. Туполева (КАИ)

В настоящий момент в условиях трансформирующегося российского общества проблема культивирования толерантности особенно значима в сфере отношений между различными этническими общностями. Для многонациональной Российской Федерации особенно актуальна проблема пристального изучения, сохранения и развития всего богатства и многообразия национальных культур. Внимание к развитию культуры межнациональных отношений вызвано и геополитическим положением России как евроазиатского многонационального государства, в котором проживают более 150 этносов, в том числе 89 коренных народов. При этом коренные этносы принадлежат:

• к различным расовым и этническим группам (индоевропейской, северокавказской, уральской, алтайской, чукотско-камчатской и др.);

• к нескольким большим лингвистическим группам (славянской, тюркской, финно-угорской, кавказской, монгольской, палеоазиатской и др.);

• к различным религиозным и культурным зонам и традициям (христианской, мусульманской, буд-дистско-ламаистской, локальным шаманистским культам).

Специалисты в области демографии отмечают также увеличение этнической мозаичности состава населения России в связи с тем, что у славянских народов довольно низкая рождаемость, и основной приток насе-

Казанский педагогический журнал

10'2006

ления осуществляется из Азербайджана, Казахстана, Узбекистана и других стран ближнего зарубежья, где отмечаются дефицит вакантных рабочих мест и низкая оплата труда.

Все эти представители различных национальных групп живут в мире своих правил и норм, обычаев и традиций, которые выражаются в особом языке, манере поведения, религии, системе взглядов, социальных институтах.

В данной связи мы считаем целесообразным рассмотреть проблему этнической толерантности. Подобная форма толерантности выступает как социально-психологическая характеристика, проявляющаяся в готовности этнофоров и этнических общностей взаимодействовать с другими этнофорами и этническими группами и выражающаяся в их взаимной терпимости на основе признания и принятия различий, существующих между ними и их культурами, а также понимания и уважения.

Этническая толерантность - инте-гративное и многофункциональное явление, которое может выступать и как сложная научно-теоретическая проблема, и в то же время как этнокультурная практика, как духовная ценность и как определенная информированность в области этнологии, как психолого-педагогическая идея и как самостоятельное качество личности.

Мы считаем необходимым привести ряд идей, высказываемых различными авторами относительно содержания этнической толерантности и критериев оценки успешности ее

46

формирования. Этническая толерантность:

- обнаруживается и в известном смысле возникает в проблемно-конфликтных ситуациях взаимодействия с представителями других этнических групп. Если бы понятия «другое», «чужое» или «иное» не были отражением действительности, то и проблемы толерантности не было бы;

- предполагает терпимость в отношении людей, принадлежащих к другому этносу, осознания существования скрывающихся под различиями сходств и тождеств;

- признает наличие другого образа жизни и этнокультурных ценностей;

- основана на паритете сторон, то есть смысл этнической толерантности состоит в отношении к другому как к равноправному индивиду, исключает патернализм, когда одна из этнических общностей хочет быть покровителем другой;

- активна, то есть ей не присуще инертное, индифферентное отношение к происходящему или примиренчество и снисходительность к насилию, несправедливости, напротив, для нее характерны постоянная готовность и стремление к межэтническому диалогу или полилогу. Критерием толерантного понятия мировоззренческих различий выступает направленность на морально-нравственные принципы и нормы человеческого существования, которые в состоянии обеспечить мирные взаимоотношения этнических общностей и этнофоров;

- выражается в стремлении достичь взаимного уважения, понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения ненасильствен-

ными способами, без применения давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения;

- может никогда не проявиться, если не будет специально воспитана и сформирована.

Понимание - необходимая составляющая этнокультурной компетентности и этнической толерантности. При этом понимание с позиций этнической толерантности - это спонтанный процесс постижения этнической специфики, в то время как понимание в контексте этнокультурной компетентности - это результат познания.

Воспитание этнической толерантности неразрывно связано с формированием этнокультурной компетентности. Этническая толерантность и этнокультурная компетентность представляют собой двуединую сущность. С одной стороны, этнокультурная компетентность, основанная на знаниях об этнокультурах и опыте в области межэтнических отношений и нацеленная на взаимное понимание, предполагает толерантность между этнофорами. С другой стороны, этническая толерантность, основанная на признании и принятии этнокультурного разнообразия, дает возможность понять другие народы, а также расширить рамки этнических знаний [ 1, с. 40-61].

Проблема толерантности актуальна в профессиональной деятельности. Практика показывает, что недостаточно обладать знаниями в области иностранного языка, чтобы процесс профессиональной коммуникации с представителями иных культур являлся эффективным. Потребности поликультурного общества связаны,

прежде всего, с адекватным построением межличностных отношений, основанных на идеях толерантности, открытости миру и ощущении себя частью единой мировой культуры. Роль высших учебных заведений представляется нам особо важной в формировании установок на толерантность.

В связи с вопросом о толерантности в образовательной среде вуза, отметим два подхода к формированию толерантного сознания, которые нашли отражение в научной литературе.

Первый подход заключается в пресечении негативных, агрессивных или враждебных реакций по отношению к другому. Это могут быть определенные ограничения, описанные в правилах, уставе и других регламентирующих документах вуза наподобие тех, что можно найти в международных стандартах прав человека, различных законах, в которых содержатся не просто конкретные формулировки такого рода ограничений, но и налагается ответственность за проявления интолерантности. Регламентирующие правила могут касаться, к примеру, общественных отношений, основанных в условиях толерантности на взаимном уважении человеческого достоинства всех членов общества и уважении прав человека и характеризующихся равенством, например, равным доступом к получению образовательных услуг независимо от социальной принадлежности, пола, национальности, вероисповедания, возраста и т. д.

Другой подход к развитию и укреплению толерантности выражается в создании условий, необходимых для

Казанский педагогический журнал

10'2006

осуществления прав человека и утверждения демократии. В рамках образовательного пространства вуза переход к толерантности означает культивирование отношений открытости, реальную заинтересованность в культурных различиях, признание многообразия, развитие способности распознавать несправедливость и предпринимать шаги по ее преодолению, а также способность конструктивно разрешать разногласия и обеспечивать продвижение от конфликтных ситуаций к примирению и разрешению противоречий.

Эти два подхода не конкурируют между собой, а находятся в отношениях взаимного дополнения, особенно в ситуации, когда очевидны проявления интолерантности. Задача педагога заключается не только в моментальной реакции и пресечении таких проявлений, но, что еще более ценно, в умении распознать первые признаки возможной конфликтной ситуации с целью предотвращения ее развития и нахождения компромиссного, толерантного выхода из конфликта.

В зоне ответственности людей, строящих толерантные отношения, находится поиск тех педагогических механизмов, которые способствовали бы переходу к толерантному восприятию окружающей действительности.

В качестве механизмов развития толерантности исследователи предлагают:

- информирование, что подразумевает ознакомление студентов с понятием толерантности, критериями и показателями; изучение данного явле-

ния с учетом развития человеческого общества и наук;

- развитие у студентов ценностных ориентаций, включающих в себя интересы, мотивы, оценки и нормы поведения, усвоение и применение в практической деятельности и общении этических принципов толерантности (равенства, сотрудничества, свободного выбора и ценностного самоопределения);

- формирование умений и навыков толерантного межличностного взаимодействия, имеющего в своей основе ознакомление с практическо-поведенческой стороной процесса формирования толерантности и самостоятельное нахождение студентами приемов и способов душевно-духовного и делового общения [4, с. 25].

Образовательный процесс является своеобразной моделью культуры как совокупности базовых ценностей. Несомненно, толерантность как качество личности и феномен общественного бытия принадлежит к числу высших ценностей культуры.

Опыт работы в КГТУ им. А.Н. Туполева (КАИ) показывает, что у студентов разных факультетов наблюдается различный уровень развития толерантности как компонента поликультурного сознания. В целом студенты факультетов управления, маркетинга и предпринимательства и экономической теории и права в результате эксперимента продемонстрировали более высокий уровень понимания содержания понятий «толерантность», «диалог культур», «стереотип» и ряд других (57%) по сравнению со студентами Института наземного транспорта и энергетики

46

(32%). Данная ситуация объясняется, на наш взгляд, тем, что студенты гуманитарных специальностей из числа принявших участие в эксперименте по результатам опроса являются выпускниками школ-гимназий, где, как известно, приобретаются обширные знания по общественно значимым дисциплинам, осуществляется основательная подготовка учащихся по иностранным языкам, дается более полное представление о культуре зарубежных стран, развиты контакты с учебными заведениями в странах изучаемого языка. Различия наблюдаются и между показателями студентов, обучающихся на разных курсах. Так, например, студенты-второкурсники факультета экономической теории и права на 8% лучше ориентируются в проблемах поликультурного общества и более терпимо относятся к явлениям других культур, чем их коллеги-первокурсники. Студенты третьего курса того же факультета, в свою очередь, на 5-6% опережают второкурсников по сходным показателям.

В любом случае полученные экспериментальным путем данные указывают на необходимость создания комплекса мер по культивированию поликультурного сознания молодых людей как гуманитарных, так и технических специальностей в современных условиях развития экономических, политических, производственных и культурных связей со многими странами мира. При этом необходимо отметить, что одним из основных компонентов является толерантность.

Развитие толерантности студентов происходит на основе получения жи-

вых впечатлений, цельных представлений, адекватных понятий и верных суждений о себе самом и других. Одной из важных установок выступает принцип создания особой атмосферы отношений в большом коллективе университета, в условиях которой каждый его член, независимо от выполняемой им роли, социального статуса, характера, темперамента, национальности, возраста, ценностных ори-ентаций, ощущал бы свою ценность и необходимость в едином, слаженном организме. Необходимо выстраивать добрые и открытые взаимоотношения, что и является основой культуры толерантности [2, с. 94].

Это происходит на основе пробуждения интереса к другому, чему в значительной мере способствует включение в программу вуза спецкурсов «Конфликтология» и «Культура межнационального общения», облегчающих понимание идей толерантности. Через насыщение среды мероприятиями, связанными с проявлениями толерантности, происходит приобщение, освоение, усвоение и распространение опыта толерантного взаимодействия с другими. Проведение тренингов по формированию толерантного межличностного взаимодействия, дискуссий, круглых столов, семинаров по проблемам толерантности ускоряют процесс усвоения и применения в практической деятельности и общении ранее упомянутых этических принципов толерантности. Обучение навыкам диалогового общения, нахождения компромисса в споре, отстаивания своей позиции способствует выработке у студентов умения нейтрализовывать

Казанский педагогический журнал

10'2006

отрицательные тенденции и явления, угрожающие стабильности среды, поскольку образовательная среда вуза является важным условием формирования личности студента, так как создает актуальный образ в сфере межличностных отношений, в основе которых лежит толерантность. Необходимо также учитывать, что в условиях толерантной среды все участники образовательного процесса получают не только знания и информацию о толерантности, но, прежде всего, приобретают опыт жизни в открытом демократическом обществе, в котором свобода каждого развивать свою индивидуальность не ограничивается рамками неприятия, отчужденности, враждебности, независимо от социокультурной принадлежности каждого участника [4, с. 26].

Воспитание толерантного сознания крайне необходимо и может эффективно осуществляться в модели поликультурного образовательного пространства [5, с. 412]. Такое пространство реализуется через диалог, интерактивные методы общения, проблемные технологии обучения, ситуации выбора и др. Известно, что поликультурное образовательное пространство по сравнению с другими образовательными моделями обладает большим потенциалом для решения этих задач. Поликультурное образовательное пространство рассматривается в разных аспектах: как феномен культуры, как механизм передачи социального опыта, как сфера педагогических ценностей, как звено педагогической культуры, как новая информационная среда.

Однако практика показывает, что поликультурное образовательное пространство может обеспечить становление и развитие как толерантного, так и интолерантного сознания учащихся, так как нередко ему не хватает именно толерантного компонента. Обучающиеся, погруженные в «агрессивное» образовательное пространство, многие факты осваиваемой ими культуры не могут воспринимать положительно. Причиной тому могут быть интолерантность сознания самого педагога, вольно или невольно ориентирующего соответствующим образом и обучаемых, педагогический «самотек», когда студенты остаются один на один с изучаемой дисциплиной, и другие обстоятельства. Формированию интолерантного сознания студентов способствует также виртуальная реальность, активно создаваемая средствами массовой информации и имеющая ярко выраженный вектор антикультуры, бездуховности и насилия. Влияние реальной окружающей среды также часто оказывается непредсказуемым и жестоким. Поэтому влияние среды необходимо взять под педагогический контроль. Именно поэтому в организации образовательного процесса ведущая роль должна принадлежать педагогическому управлению. Необходимо также отметить, что комплексное решение сложных задач возможно лишь при условии создания инновационных моделей управления, вобравших в себя не только наиболее ценный опыт поликультурного образования, но и современные средства эффективного менеджмента. Однако многие исследователи отмечают, что

50

управленческий аспект наименее разработан [3].

Непосредственно на уровне реализации учебной деятельности задачи педагогического управления состоят в регулировании деятельности студентов путем создания ситуаций, способствующих проявлению сдержанности, уступчивости, терпимости. Педагогическое управление приобретает характер поддержки, рефлексии, актуализации толерантной оценки изучаемых студентами событий и фактов, а также толерантного поведения студентов.

На уровне личностных качеств студентов педагогические усилия способствуют превращению толерантности в стабильное качество личности. Для толерантного человека быть терпимым - это позиция и норма жизни. Осознание значимости толерантных моделей поведения, межличностного общения, фрагментов жизни и жизни в целом - все это черты и признаки толерантного человека, и современный образовательный процесс не может не принимать их в качестве базовой педагогической стратегии.

Таким образом, можно сделать вывод, что оптимальное образование поликультурно в том смысле, что оно наполнено ценностями разнородных культур, и студенты имеют возмож-

ность на основе объективной информации сформировать свое собственное суждение о явлениях данных культур. Роль преподавателя, на наш взгляд, должна заключаться в наблюдении и отслеживании восприятия обучающимися знаний о различных культурах и недопущении возможных искажений информации в сторону интолерантных воззрений.

Литература:

1. Гуров В.Н., Вулъфов Б.З., Галя-пин В.Н. и др. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. Учеб. пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2004.- 240 с.

2. Мирошниченко Л., Шарафеева А. Программа воспитания культуры толерантности в университете / / Высшее образование в России.- 2007.- № 9.- С. 94-97.

3. Пафова М.Ф. Территориальные программы развития поликультурного образования // Педагогика.- 2005.- № 9.-С. 72-79.

4. Пчелинцева И. Г. От интолерант-ности к толерантности в образовательной среде вуза // Вестник педагогических инноваций.- 2006.-№ 3.- С. 20-27.

5. Фоменко В.Т., Абакумова И.В., Демченко И. В. Диалог культур в образовательном пространстве // Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Материалы Третьего Российского Философского конгресса (16-20 сентября 2002 г.): в 3 томах.- Ростов н/Д: СКНЦ ВШ, 2002.- С. 412-414.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.