Литература:
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология,- М., 2005.
2. Кузьмина Н.В. Психологическая структура деятельности учителя.- Гомель, 1976.
3. Кулюткин Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопросы психологии.- 1986.-№ 2.
4. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций.- М.: Прометей, 1993.
5. Маркова А. К. Психология труда учителя.- М.: Просвещение, 1993.
6. Мышление учителя: Личностные механизмы и формирование понятийного аппарата / Под ред. Ю.Н. Кулюткина,
Г.С. Сухобской,- М.: Педагогика, 1990.
7. Орлов A.A. Профессиональное мышление учителя как ценность // Педагогика.- 1995.- № 6.
8. Орлов A.A. Формирование педагогического мышления // Советская педагогика.- 1990.- № 1.
9. Педагогическое мышление и его формирование у студентов: Монография.-Казань: Казанский пед. ун-т., 1997.
10. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика.- Ростов н/ Д, 1996.
11. Сластенин B.A., Тамарин В.Э. Методологическая культура учителя // Советская педагогика.- 1990.- № 9.
12. Формирование личности учителя в педагогическом вузе: Сб. научных трудов.- Казань, 1989.
ПРОБЛЕМА СТАНОВЛЕНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК КОМПОНЕНТ ПРОЦЕССА АКТИВИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
О. Г. Жукова, старший преподаватель Казанского государственного технологического университета им. А.Н. Туполева (КАИ)
В настоящий момент в условиях трансформирующегося российского общества проблема культивирования толерантности особенно значима в сфере отношений между различными этническими общностями. Для многонациональной Российской Федерации особенно актуальна проблема пристального изучения, сохранения и развития всего богатства и многообразия национальных культур. Внимание к развитию культуры межнациональных отношений вызвано и геополитическим положением России как евроазиатского многонационального государства, в котором проживают более 150 этносов, в том числе 89 коренных народов. При этом коренные этносы принадлежат:
• к различным расовым и этническим группам (индоевропейской, северокавказской, уральской, алтайской, чукотско-камчатской и др.);
• к нескольким большим лингвистическим группам (славянской, тюркской, финно-угорской, кавказской, монгольской, палеоазиатской и др.);
• к различным религиозным и культурным зонам и традициям (христианской, мусульманской, буд-дистско-ламаистской, локальным шаманистским культам).
Специалисты в области демографии отмечают также увеличение этнической мозаичности состава населения России в связи с тем, что у славянских народов довольно низкая рождаемость, и основной приток насе-
Казанский педагогический журнал
10'2006
ления осуществляется из Азербайджана, Казахстана, Узбекистана и других стран ближнего зарубежья, где отмечаются дефицит вакантных рабочих мест и низкая оплата труда.
Все эти представители различных национальных групп живут в мире своих правил и норм, обычаев и традиций, которые выражаются в особом языке, манере поведения, религии, системе взглядов, социальных институтах.
В данной связи мы считаем целесообразным рассмотреть проблему этнической толерантности. Подобная форма толерантности выступает как социально-психологическая характеристика, проявляющаяся в готовности этнофоров и этнических общностей взаимодействовать с другими этнофорами и этническими группами и выражающаяся в их взаимной терпимости на основе признания и принятия различий, существующих между ними и их культурами, а также понимания и уважения.
Этническая толерантность - инте-гративное и многофункциональное явление, которое может выступать и как сложная научно-теоретическая проблема, и в то же время как этнокультурная практика, как духовная ценность и как определенная информированность в области этнологии, как психолого-педагогическая идея и как самостоятельное качество личности.
Мы считаем необходимым привести ряд идей, высказываемых различными авторами относительно содержания этнической толерантности и критериев оценки успешности ее
46
формирования. Этническая толерантность:
- обнаруживается и в известном смысле возникает в проблемно-конфликтных ситуациях взаимодействия с представителями других этнических групп. Если бы понятия «другое», «чужое» или «иное» не были отражением действительности, то и проблемы толерантности не было бы;
- предполагает терпимость в отношении людей, принадлежащих к другому этносу, осознания существования скрывающихся под различиями сходств и тождеств;
- признает наличие другого образа жизни и этнокультурных ценностей;
- основана на паритете сторон, то есть смысл этнической толерантности состоит в отношении к другому как к равноправному индивиду, исключает патернализм, когда одна из этнических общностей хочет быть покровителем другой;
- активна, то есть ей не присуще инертное, индифферентное отношение к происходящему или примиренчество и снисходительность к насилию, несправедливости, напротив, для нее характерны постоянная готовность и стремление к межэтническому диалогу или полилогу. Критерием толерантного понятия мировоззренческих различий выступает направленность на морально-нравственные принципы и нормы человеческого существования, которые в состоянии обеспечить мирные взаимоотношения этнических общностей и этнофоров;
- выражается в стремлении достичь взаимного уважения, понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения ненасильствен-
ными способами, без применения давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения;
- может никогда не проявиться, если не будет специально воспитана и сформирована.
Понимание - необходимая составляющая этнокультурной компетентности и этнической толерантности. При этом понимание с позиций этнической толерантности - это спонтанный процесс постижения этнической специфики, в то время как понимание в контексте этнокультурной компетентности - это результат познания.
Воспитание этнической толерантности неразрывно связано с формированием этнокультурной компетентности. Этническая толерантность и этнокультурная компетентность представляют собой двуединую сущность. С одной стороны, этнокультурная компетентность, основанная на знаниях об этнокультурах и опыте в области межэтнических отношений и нацеленная на взаимное понимание, предполагает толерантность между этнофорами. С другой стороны, этническая толерантность, основанная на признании и принятии этнокультурного разнообразия, дает возможность понять другие народы, а также расширить рамки этнических знаний [ 1, с. 40-61].
Проблема толерантности актуальна в профессиональной деятельности. Практика показывает, что недостаточно обладать знаниями в области иностранного языка, чтобы процесс профессиональной коммуникации с представителями иных культур являлся эффективным. Потребности поликультурного общества связаны,
прежде всего, с адекватным построением межличностных отношений, основанных на идеях толерантности, открытости миру и ощущении себя частью единой мировой культуры. Роль высших учебных заведений представляется нам особо важной в формировании установок на толерантность.
В связи с вопросом о толерантности в образовательной среде вуза, отметим два подхода к формированию толерантного сознания, которые нашли отражение в научной литературе.
Первый подход заключается в пресечении негативных, агрессивных или враждебных реакций по отношению к другому. Это могут быть определенные ограничения, описанные в правилах, уставе и других регламентирующих документах вуза наподобие тех, что можно найти в международных стандартах прав человека, различных законах, в которых содержатся не просто конкретные формулировки такого рода ограничений, но и налагается ответственность за проявления интолерантности. Регламентирующие правила могут касаться, к примеру, общественных отношений, основанных в условиях толерантности на взаимном уважении человеческого достоинства всех членов общества и уважении прав человека и характеризующихся равенством, например, равным доступом к получению образовательных услуг независимо от социальной принадлежности, пола, национальности, вероисповедания, возраста и т. д.
Другой подход к развитию и укреплению толерантности выражается в создании условий, необходимых для
Казанский педагогический журнал
10'2006
осуществления прав человека и утверждения демократии. В рамках образовательного пространства вуза переход к толерантности означает культивирование отношений открытости, реальную заинтересованность в культурных различиях, признание многообразия, развитие способности распознавать несправедливость и предпринимать шаги по ее преодолению, а также способность конструктивно разрешать разногласия и обеспечивать продвижение от конфликтных ситуаций к примирению и разрешению противоречий.
Эти два подхода не конкурируют между собой, а находятся в отношениях взаимного дополнения, особенно в ситуации, когда очевидны проявления интолерантности. Задача педагога заключается не только в моментальной реакции и пресечении таких проявлений, но, что еще более ценно, в умении распознать первые признаки возможной конфликтной ситуации с целью предотвращения ее развития и нахождения компромиссного, толерантного выхода из конфликта.
В зоне ответственности людей, строящих толерантные отношения, находится поиск тех педагогических механизмов, которые способствовали бы переходу к толерантному восприятию окружающей действительности.
В качестве механизмов развития толерантности исследователи предлагают:
- информирование, что подразумевает ознакомление студентов с понятием толерантности, критериями и показателями; изучение данного явле-
ния с учетом развития человеческого общества и наук;
- развитие у студентов ценностных ориентаций, включающих в себя интересы, мотивы, оценки и нормы поведения, усвоение и применение в практической деятельности и общении этических принципов толерантности (равенства, сотрудничества, свободного выбора и ценностного самоопределения);
- формирование умений и навыков толерантного межличностного взаимодействия, имеющего в своей основе ознакомление с практическо-поведенческой стороной процесса формирования толерантности и самостоятельное нахождение студентами приемов и способов душевно-духовного и делового общения [4, с. 25].
Образовательный процесс является своеобразной моделью культуры как совокупности базовых ценностей. Несомненно, толерантность как качество личности и феномен общественного бытия принадлежит к числу высших ценностей культуры.
Опыт работы в КГТУ им. А.Н. Туполева (КАИ) показывает, что у студентов разных факультетов наблюдается различный уровень развития толерантности как компонента поликультурного сознания. В целом студенты факультетов управления, маркетинга и предпринимательства и экономической теории и права в результате эксперимента продемонстрировали более высокий уровень понимания содержания понятий «толерантность», «диалог культур», «стереотип» и ряд других (57%) по сравнению со студентами Института наземного транспорта и энергетики
46
(32%). Данная ситуация объясняется, на наш взгляд, тем, что студенты гуманитарных специальностей из числа принявших участие в эксперименте по результатам опроса являются выпускниками школ-гимназий, где, как известно, приобретаются обширные знания по общественно значимым дисциплинам, осуществляется основательная подготовка учащихся по иностранным языкам, дается более полное представление о культуре зарубежных стран, развиты контакты с учебными заведениями в странах изучаемого языка. Различия наблюдаются и между показателями студентов, обучающихся на разных курсах. Так, например, студенты-второкурсники факультета экономической теории и права на 8% лучше ориентируются в проблемах поликультурного общества и более терпимо относятся к явлениям других культур, чем их коллеги-первокурсники. Студенты третьего курса того же факультета, в свою очередь, на 5-6% опережают второкурсников по сходным показателям.
В любом случае полученные экспериментальным путем данные указывают на необходимость создания комплекса мер по культивированию поликультурного сознания молодых людей как гуманитарных, так и технических специальностей в современных условиях развития экономических, политических, производственных и культурных связей со многими странами мира. При этом необходимо отметить, что одним из основных компонентов является толерантность.
Развитие толерантности студентов происходит на основе получения жи-
вых впечатлений, цельных представлений, адекватных понятий и верных суждений о себе самом и других. Одной из важных установок выступает принцип создания особой атмосферы отношений в большом коллективе университета, в условиях которой каждый его член, независимо от выполняемой им роли, социального статуса, характера, темперамента, национальности, возраста, ценностных ори-ентаций, ощущал бы свою ценность и необходимость в едином, слаженном организме. Необходимо выстраивать добрые и открытые взаимоотношения, что и является основой культуры толерантности [2, с. 94].
Это происходит на основе пробуждения интереса к другому, чему в значительной мере способствует включение в программу вуза спецкурсов «Конфликтология» и «Культура межнационального общения», облегчающих понимание идей толерантности. Через насыщение среды мероприятиями, связанными с проявлениями толерантности, происходит приобщение, освоение, усвоение и распространение опыта толерантного взаимодействия с другими. Проведение тренингов по формированию толерантного межличностного взаимодействия, дискуссий, круглых столов, семинаров по проблемам толерантности ускоряют процесс усвоения и применения в практической деятельности и общении ранее упомянутых этических принципов толерантности. Обучение навыкам диалогового общения, нахождения компромисса в споре, отстаивания своей позиции способствует выработке у студентов умения нейтрализовывать
Казанский педагогический журнал
10'2006
отрицательные тенденции и явления, угрожающие стабильности среды, поскольку образовательная среда вуза является важным условием формирования личности студента, так как создает актуальный образ в сфере межличностных отношений, в основе которых лежит толерантность. Необходимо также учитывать, что в условиях толерантной среды все участники образовательного процесса получают не только знания и информацию о толерантности, но, прежде всего, приобретают опыт жизни в открытом демократическом обществе, в котором свобода каждого развивать свою индивидуальность не ограничивается рамками неприятия, отчужденности, враждебности, независимо от социокультурной принадлежности каждого участника [4, с. 26].
Воспитание толерантного сознания крайне необходимо и может эффективно осуществляться в модели поликультурного образовательного пространства [5, с. 412]. Такое пространство реализуется через диалог, интерактивные методы общения, проблемные технологии обучения, ситуации выбора и др. Известно, что поликультурное образовательное пространство по сравнению с другими образовательными моделями обладает большим потенциалом для решения этих задач. Поликультурное образовательное пространство рассматривается в разных аспектах: как феномен культуры, как механизм передачи социального опыта, как сфера педагогических ценностей, как звено педагогической культуры, как новая информационная среда.
Однако практика показывает, что поликультурное образовательное пространство может обеспечить становление и развитие как толерантного, так и интолерантного сознания учащихся, так как нередко ему не хватает именно толерантного компонента. Обучающиеся, погруженные в «агрессивное» образовательное пространство, многие факты осваиваемой ими культуры не могут воспринимать положительно. Причиной тому могут быть интолерантность сознания самого педагога, вольно или невольно ориентирующего соответствующим образом и обучаемых, педагогический «самотек», когда студенты остаются один на один с изучаемой дисциплиной, и другие обстоятельства. Формированию интолерантного сознания студентов способствует также виртуальная реальность, активно создаваемая средствами массовой информации и имеющая ярко выраженный вектор антикультуры, бездуховности и насилия. Влияние реальной окружающей среды также часто оказывается непредсказуемым и жестоким. Поэтому влияние среды необходимо взять под педагогический контроль. Именно поэтому в организации образовательного процесса ведущая роль должна принадлежать педагогическому управлению. Необходимо также отметить, что комплексное решение сложных задач возможно лишь при условии создания инновационных моделей управления, вобравших в себя не только наиболее ценный опыт поликультурного образования, но и современные средства эффективного менеджмента. Однако многие исследователи отмечают, что
50
управленческий аспект наименее разработан [3].
Непосредственно на уровне реализации учебной деятельности задачи педагогического управления состоят в регулировании деятельности студентов путем создания ситуаций, способствующих проявлению сдержанности, уступчивости, терпимости. Педагогическое управление приобретает характер поддержки, рефлексии, актуализации толерантной оценки изучаемых студентами событий и фактов, а также толерантного поведения студентов.
На уровне личностных качеств студентов педагогические усилия способствуют превращению толерантности в стабильное качество личности. Для толерантного человека быть терпимым - это позиция и норма жизни. Осознание значимости толерантных моделей поведения, межличностного общения, фрагментов жизни и жизни в целом - все это черты и признаки толерантного человека, и современный образовательный процесс не может не принимать их в качестве базовой педагогической стратегии.
Таким образом, можно сделать вывод, что оптимальное образование поликультурно в том смысле, что оно наполнено ценностями разнородных культур, и студенты имеют возмож-
ность на основе объективной информации сформировать свое собственное суждение о явлениях данных культур. Роль преподавателя, на наш взгляд, должна заключаться в наблюдении и отслеживании восприятия обучающимися знаний о различных культурах и недопущении возможных искажений информации в сторону интолерантных воззрений.
Литература:
1. Гуров В.Н., Вулъфов Б.З., Галя-пин В.Н. и др. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. Учеб. пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2004.- 240 с.
2. Мирошниченко Л., Шарафеева А. Программа воспитания культуры толерантности в университете / / Высшее образование в России.- 2007.- № 9.- С. 94-97.
3. Пафова М.Ф. Территориальные программы развития поликультурного образования // Педагогика.- 2005.- № 9.-С. 72-79.
4. Пчелинцева И. Г. От интолерант-ности к толерантности в образовательной среде вуза // Вестник педагогических инноваций.- 2006.-№ 3.- С. 20-27.
5. Фоменко В.Т., Абакумова И.В., Демченко И. В. Диалог культур в образовательном пространстве // Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Материалы Третьего Российского Философского конгресса (16-20 сентября 2002 г.): в 3 томах.- Ростов н/Д: СКНЦ ВШ, 2002.- С. 412-414.