Научная статья на тему 'Феномен толерантности в современном образовании: основные принципы и подходы'

Феномен толерантности в современном образовании: основные принципы и подходы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
838
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА / EDUCATION / TOLERANCE / MORAL CULTURE / GENERAL-CULTURAL COMPETENCE / DIALOGUE PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черникова Валентина Евгеньевна

В статье рассматриваются основные подходы к проблеме толерантности в системе образования. Рассмотрены основные факторы, способствующие формированию духовно-толерантной личности. Подчеркнута роль диалога в новой образовательной парадигме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The basic approaches to the problem of tolerance in the educational system are considered in the article. The main factors contributing the development of spiritually-tolerant personality are examined. The role of dialogue in the new educational paradigm is emphasized.

Текст научной работы на тему «Феномен толерантности в современном образовании: основные принципы и подходы»

Фшшш ннуки

ФЕНОМЕН ТОЛЕРАНТНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ

ОБРАЗОВАНИИ: ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ

В. Е. Черникова

TOLERANCE PHENOMENON IN CONTEMPORARY EDUCATION: BASIC PRINCIPLES AND APPROACHES

Chernikova V E.

The basic approaches to the problem of tolerance in the educational system are considered in the article. The main factors contributing the development of spiritually-tolerant personality are examined. The role of dialogue in the new educational paradigm is emphasized.

Key words: education, tolerance, moral culture, general-cultural competence, dialogue pedagogy.

В статье рассматриваются основные подходы к проблеме толерантности в системе образования. Рассмотрены основные факторы, способствующие формированию духовно-толерантной личности. Подчеркнута роль диалога в новой образовательной парадигме.

Ключевые слова: образование, толерантность, нравственная культура, общекультурная компетентность, диалогическая педагогика.

УДК 1.17

В современном мире с особой остротой, как никогда ранее, возникла потребность в формировании нового типа личности - человека толерантного (homo tolerans). Данная потребность является отражением таких глобальных изменений как экономическое и политическое сотрудничество, диалог различных культур, мультикультурализм, плюрализм идеологий. Поскольку формирование такого типа личности происходит в системе образования и воспитания, то педагогическая толерантность является одной из форм социокультурного бытия толерантности.

Понятие «толерантный человек» имеет сложную структуру в силу того, что толерантность выступает как психическое и духовно-нравственное качество личности и имеет специфику применительно к действиям человека в разных сферах общественной и личной жизни. Бесконечность оттенков толерантности делает невозможным их перечисление и описание, но позволяет выделить две группы толерантных качеств. К группе психических толерантных качеств относятся отсутствие равнодушия и безразличия к другим, эмпатия, соразделенность чувств и эмоций, позитивно-эмоциональное отношение к другим, отсутствие озлобленности и враждебности к другим, великодушие, отсутствие установок на конфликтное отношение к другим и т. д. (5).

К группе духовно-нравственных толерантных качеств относятся открытость другим, миролюбие, стремление к компромиссам, отсутствие судейской позиции по отно-

шению к другим, признание нормальности многообразия интересов, идей, ценностей, мировоззренческих позиций, осуждение пороков, а не их носителей, совестливость, стремление превратить других чужих в других своих, отсутствие догматизма в мировоззрении, способность к прощению и взаимопониманию, признание права других на свободный выбор, вплоть до права заблуждения и ошибки, отношение к человеку как к цели и ценности, а не как к средству и антиценности, ответственность за себя и других, уважение к другим (3).

Отношение к идеалу толерантного человека в литературе является неоднозначным. Например, существует точка зрения, согласно которой толерантность как непротивление отрицательным воздействиям приводит к снижению чувствительности к маргинальному поведению и в конце концов - к саморазрушению личности. Но, во-первых, непротивление злу включает и ненасильственное сопротивление злу. Во-вторых, понятия «непротивление злу силою» и «толерантность» не являются абсолютно тождественными, толерантность включает не только позицию признания чужих ценностей (или антиценностей), но и духовно-нравственную активность, направленную на коммуникацию, диалог, поиск взаимоприемлемой для обеих сторон позиции. Более распространенной является признание толерантности как сущностного свойства личности, обеспечивающего ее бытие с другими.

Вопрос о включенности формирования толерантности личности в учебно-воспитательный процесс имеет длительную историко-философскую традицию его обсуждения. От Сократа идет представление о тождестве знаний и нравственности, реализовавшееся в педагогике воспитывающего обучения, основателем которой был И. Гер-барт. Воспитание рассматривалось в ней как однозначное следствие образовательного процесса и решение воспитательных задач ограничивалось рамками обучения. Согласно другому направлению в педагогике, которое в своих истоках связано с учением Ф. Фребеля, а в советский период - с педагогикой А. С. Макаренко, воспитание пред-

ставляет собой автономную область формирования человека со своими целями, задачами, методами и средствами, отличную от обучения. Более корректным представляется подход, согласно которому обучение и воспитание связаны отношениями диалектического тождества, включающего в себя различие. Действительно, при обучении гуманитарным наукам (например, философии, истории, литературе) присутствует воспитательный момент и кроме собственно задач обучения решаются задачи воспитания, например, формирования чувства любви к человеку, Родине, представителям ее духовной культуры, приобщения к национальным ценностям и т. д. В обществах с демократическими режимами одной из важнейших целей образования является формирование у учащихся демократических политических ценностей, что является фактором воспитания толерантной личности. Одной из возможностей образования служит формирование положительной Я-концепции у педагога и обучающегося, представляющей «совокупность всех представлений индивида о самом себе, сопряженных с их оценкой и соответствующим поведением» (2, с. 30).

На основе проведения психолого-педагогических исследований, П. Ф. Комо-горов доказал, что интолерантное поведение педагога по отношению к студенту формирует у последнего отрицательную Я-концепцию, что в свою очередь, вызывает «во-первых, дисгармонизацию личности, ситуацию постоянного психологического дискомфорта; во-вторых, искаженное восприятие окружающей действительности посредством неадекватного осмысления собственного опыта; в-третьих, ведет к общему негативизму ожиданий и оценок, относящихся к различным областям поведения, с которыми эти ожидания связаны» (6, с. 57).

В связи с этим возникает вопрос, почему возможности школы и вуза в деле воспитания толерантной личности не приводят к эффективным результатам. Это связано с тем, что наряду с потребностью общества в воспитании толерантности индивидов существуют факторы, препятствующие ее реализации. К последним относятся социально-

экономические, социально-политические, социально-психологические, собственно психологические и педагогические препятствия. Первый фактор включает социальное расслоение на богатых и бедных, низкий жизненный уровень, безработицу, что порождает социальные конфликты, озлобленность, недоверие друг к другу. Второй фактор свидетельствует об «отсутствии устойчивых традиций свободы, плюрализма, уважения прав и свобод других» (11, с. 152). Речь идет о том, что, поскольку тенденции плюрализма и мультикультурализма являются относительно молодыми порождениями человеческой цивилизации, у многих индивидов еще не сложился такой опыт поведения в новых условиях, чтобы собственная свобода была не свободой вседозволенности, а свободой диалога и компромисса. Третий фактор связывают с ростом экстремистских тенденций, особенно среди молодежи, порожденных в свою очередь множеством причин, в том числе социальным неравенством, пропагандой насилия и жестокости, осуществляемой в массовой культуре, и многими другими. Четвертый, собственно психологический фактор обусловлен характерным для молодого поколения нигилизмом, эгоцентризмом, максимализмом и конфликтностью.

Существование факторов, зависящих от самой системы образования и воспитания, свидетельствует о необходимости ее реформирования в направлении формирования типа духовно-толерантного человека, что требует определения принципов, раскрывающих ценностные требования к современному образованию и воспитанию. Эти принципы можно классифицировать: общенаучные, философские, педагогические, психологические.

К общенаучным принципам относится, например, синергетический принцип самоорганизации стохастических систем. В середине XX века исследователи относят к предмету педагогики «специфические особенности сотрудничества, самоорганизации субъектов открытой педагогической системы, осуществляющих целесообразное интерсубъектное взаимодействие на рефлек-

сивной основе» (4, с.78). Синергетика позволяет рассматривать образование как открытую систему, интегрирующую различные способы освоения мира, в которой процесс обучения строится не на копировании истории возникновения и развития наук, а на изучении комплексных учебных дисциплин, исследовании глобальных проблем современности, широкого использования возможностей компьютера и Интернета.

Среди философских принципов методологическим значением для современной системы образования и воспитания обладают принципы свободы выбора и плюрализма. Поскольку оказалось, что мир куда более многокрасочен, чем банальное деление на черное и белое, для человека нет и быть не может заранее заданных алгоритмов сознания и поведения, так что ему приходится осуществлять выбор и за каждое принятое решение нести личную ответственность. В связи с этим исследователи полагают, что на первый план в процессе образования и воспитания выходит задача учить творчеству, воспитывать самостоятельную личность, умеющую свободно принимать решения и нести за них ответственность, умеющую критически мыслить, вести дискуссию, аргументировать и учитывать аргументы оппонента, адекватно вести себя в нетипичных ситуациях.

В современном демократическом сознании признается отсутствие единственно верной идеологии и системы ценностей, которых должны придерживаться представители всех стран, цивилизаций, культур. Дж. Лакс по этому поводу замечает: «На основании того, кто мы есть, определяется то, что мы ценим и как должны действовать, и это положение составляет теоретическую посылку здорового плюрализма» (7, с. 111). Многообразие действительности, а также многоцен-ность и многогранность человеческой личности, раскрывается только в случае отношения к ним как к «фактам выбора», по выражению Дж. Лакса. Введение принципа плюрализма в систему образования и воспитания позволит преодолеть до сих пор распространенный педагогический догматизм и авторитаризм. Ограничением действия

принципа плюрализма является человеконенавистнические, наносящие вред другим представления и поведение.

Идея плюрализма ассимилирована Н. С. Розовым в разработанной им системе конструктивной аксиологии, включающей принципы равноправия ценностных систем, равноправия традиции и творчества и экзистенциального равноправия людей перед лицом ценностей. Конструктивная аксиология выступает в качестве философско-методологического основания разработанной Н. С. Розовым концепции базового гуманитарного образования в высшей школе. Выделяя в качестве ценностей гуманитарного образования ответственность за общезначимые ценности, свободное ценностное самоопределение, профессиональную и общекультурную компетентность, личностную самоактуализацию в культуре и жизни, он в число требований к содержанию гуманитарного образования в высшей школе, формулирующего общекультурную компетентность, включает коммуникативный аспект. В преподавании философии, например, важно учитывать тот факт, что данная наука не только обогащает студента знаниями мировой философской культуры, но посредством философских учений осуществляет «связь времен».

Идеи толерантности в образовании имеют собственную традицию, заложенную в концепциях «свободного воспитания» Ж.-Ж. Руссо и ненасильственного воспитания Л. Н. Толстого; педагогики сотрудничества, методики обучения миролюбию М. Липмана, концепции эмпатического психоанализа А. Фрейд и ее последователей.

Так, например, в педагогике сотрудничества обоснован принцип толерантных взаимоотношений учителя и ученика, преподавателя и студента. Сотрудничество рассматривается как «идея совместной развивающей деятельности обучающих и обучаемых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности» (10, с. 40). Исследователи педагогики сотрудничества выделяют в ней три личностные установки, свидетельст-

вующие о непосредственной взаимосвязи последней с принципом толерантности. Первая заключается в принятии самоценности личности ученика или студента. Вторая установка предлагает заменить оценочное восприятие и понимание обучающего на эм-патическое. И, наконец, третья установка провозглашает приоритет открытого доверительного общения учителя и ученика, преподавателя и студента.

Формированию толерантного отношения к миру, человечеству, культуре способствует диалогическая педагогика П. Фрейре, которая глубоко антропологична по своей сути. По его мнению, образование заключается в становлении человеческой личности посредством конкретного социального и исторического процесса, в который включен обучаемый. В связи с этим основной идеей педагогики П. Фрейре является идея консъ-ектизации, то есть встречи сознания с самим собой в мире, принадлежащем всем. Отсюда утверждается, что только в диалоге возможно раскрытие человеческого потенциала и становление личности обучаемого, ибо «сознание существует между людьми и всегда является сознанием мира» (12, с. 124). Однако педагогический диалог имеет свои особенности. Во-первых, он происходит в образовательной среде, смоделированной преподавателем, в которой он выступает в роли старшего товарища, помогающего младшему понять преимущества коммуникации над пассивным усвоением передаваемых знаний и ценностей. Во-вторых, толерантность педагога выступает условием педагогического диалога. Не случайно С. Белова определяет диалог как «позицию терпимого отношения к обучаемому, к его ценностному миру, точке зрения, к его «правде», его ошибкам. Это признание «незавершенности» личности и «авансирование» ее значимости» (1, с. 103). В-третьих, педагогический диалог играет личностно формирующую роль, воспитывает у учащихся ряд положительных душевно-духовных качеств.

Высшей целью образования (особенно высшего), согласно концепции П. Фрейре, является развитие свободной, неугнетенной, неуниженной и незамкнутой личности, что

возможно, главным образом, за счет установления равноправных отношений преподавателя и студента как партнеров во взаимном диалоге. Согласно поставленной цели П. Фрейре выделяет такие принципы диалогической педагогики, как антропологический принцип, принцип тематизации и принцип проблематизации.

Суть антропологического принципа заключается в равноправном взаимодействии субъектов учебного процесса и взаимном обучении, когда не только преподаватель, но и студент обладает определенным запасом знаний и делится ими с противоположной стороной. В новой парадигме образования должен преобладать диалог, что так важно для формирования культуры толерантности. П. Фрейре, исходя из признания общественной сущности человека, считал, что созидание человека происходит только в диалоге, в событии тогда как «монологическая позиция как замыкание на себя, изоляция не персонализирует, ибо не социализирует» (12, с. 124).

Принцип тематизации заключается в подборе основного круга тем и ключевых слов для учебного процесса, которые отбираются по следующим критериям. Они должны «во-первых, исходить из социального контекста обучаемого; во-вторых, предельно широко охватывать социальные, культурные, политические и прочие аспекты реальности, в которую включен обучаемый» (12, с. 125).

Принцип проблематизации означает подведение обучаемого к осознанию недостаточности своего знания, побуждение искать ответы на поставленные вопросы и восполнять пробелы в обучении. По мнению П. Фрейре, для эффективной реализации указанных принципов должны произойти изменения не только в сфере педагогики, но и в общественной жизни в целом. В обществе должно сформироваться отношение к каждой личности как к носителю индивидуальной ценности и как к свободному субъекту собственной судьбы.

Для рассматриваемой нами проблемы педагогической толерантности представляет интерес разработанная В. А. Петровским

психологическая концепция отраженной субъектности, в которой им обосновывается принцип «трех „П"»: понимание, принятие, признание. Суть концепции сводится к рассмотрению вопроса о «присутствии» одного индивида в сознании других индивидов. Отраженная субъектность, по мнению В. А. Петровского, есть «форма идеальной представленности... человека в моей жизненной ситуации, выступающая как источник преобразования данной ситуации в значимом для меня направлении» (8, с. 180).

Автор выделяет три формы проявления отраженной субъектности: эффекты межиндивидуального влияния, идеальный значимый другой, претворенный субъект. В первом случае нет места отношениям толерантности, так как приоритетной целью субъекта, осуществляющего отражение, выступает стремление добиться желаемого результата от объекта влияния. Выражением такого типа взаимодействия являются отношения власти и подчинения. Вторая форма отраженной субъектности включает противопоставление «Я» и «Другого», в ней нет полного взамо-проникновения взаимодействующих сторон, характерного для межиндивидуальной толерантности, сохраняются следы влияния одного субъекта на другой. В третьей форме отраженной субъектности преодолеваются недостатки первых двух форм. Общение между субъектами протекает на уровне духовных отношений, когда в полной мере раскрываются принципы толерантного взаимодействия.

Данные принципы можно рассматривать как методологический корпус педагогики толерантности, которая в настоящее время находится в стадии формирования.

К принципам педагогики толерантности следует отнести также целый ряд общепедагогических принципов, таких как общественно-ценностная направленность обучения и воспитания толерантности; осуществление комплексного подхода и организация взаимодействия различных видов педагогической деятельности; целостное и гармоничное сочетание чувственно-интеллектуального, эмоционально-волевого и действенно-практического компонентов формиро-

вания толерантности; обучение и воспитание в коллективе, цели которого являются гуманными; сочетание педагогического руководства с развитием самостоятельности, инициативы и творчества учащихся; связь учебно-воспитательной работы с жизнью, практикой (6, с. 78-83).

Нужно заметить, что в настоящее время принцип диалогического образования позволяет выйти на качественно новый уровень гуманитарной подготовки студентов. Становясь элементами системы личностных ценностей, гуманитарные знания влияют на формирование духовных основ личности и способствуют формированию таких необходимых в новых социально-экономических условиях качеств, как: гибкость мышления, его опережающий характер, высокий профессионализм, компетентность, предприимчивость, умение общаться с партнерами, нестандартный подход к решению возникающих проблем и т. п. В современных условиях основной целью гуманитарного образования становится укрепление гуманистического аспекта образования в направлении создания культурного мира, обстановки терпимости, взаимопонимания и сотрудничества.

Для того чтобы реализовать поставленную цель, гуманитарное образование должно опираться на систему ценностей, которая, согласно Н. С. Розову, включает в себя: ответственность за общезначимые ценности, свободное ценностное самоопределение, компетентность, личную самоактуализацию (9, с. 118).

Одним из требований современного образования, в том числе и гуманитарного является компетентностный подход, который включает в себя следующие компоненты:

- понимание ситуации, адекватная постановка и выполнение целей и задач в данной ситуации (проблемно-практический аспект);

- адекватное осмысление ситуации в общем культурном контексте (смысловой аспект);

- способность к адекватной оценке ситуации, ее смысла, целей, задач и норм с точки зрения личностных и общезначимых ценностей (ценностный ас-

пект).

Если личность компетентна во всех трех аспектах, то она обладает «общекультурной компетентностью». На формирование именно такой компетентности направлено гуманитарное образование, предназначенное для формирования толерантности и культуры личности.

В контексте формирования общекультурных компетенций важное место занимает этнокультурная компетентность. Приобретение этнокультурных навыков крайне необходимо для современной России, особенно для северокавказского поликультурного региона, где проблема сохранения стабильности и целостности до сих пор не потеряла своей актуальности. Основным содержанием этнокультурной компетентности, по мнению В. А. Шаповалова, является: «готовность к преодолению трудностей в коммуникативных и иных формах взаимодействия с представителями различных этнических общностей, а именно непредвзятость позиции при оценке других людей, их национально-психологических особенностей преодоление этноцентристских особенностей; способность... откликнуться на запросы, интересы и поступки людей других культур» (13, с. 11).

Использование принципа толерантности в образовательном процессе способствует формированию этнокультурной компетенции, которая в свою очередь способствует формированию нравственной культуры современной личности. Современная нравственная культура личности немыслима без широкой гуманитарной подготовки. Следовательно, студентам необходимо овладевать знаниями таких курсов, как философия, история мировой и отечественной культуры, история искусства. Формирование нравственных убеждений молодежи существенно зависит от того, насколько гармонично преподносимые знания связаны с художественными образами и ценностями, постигнутыми на эмоциональном уровне. Нравственная аргументация, обращенная к молодежи, должна быть не только логически обоснованной, но и психологически убедительной, подкрепленной ассоциативными представ-

лениями, чувствами, обязанными своим происхождением различным отраслям материального и духовного производства. Поскольку большинство общечеловеческих моральных ценностей веками развивалось в лоне мировых религий, необходимо изучать и историю мировых религий, исходить из их философского и научного осмысления. Изучение истории религий способствует приобщению студентов к нравственным ценностям мировой художественной культуры и искусства, поскольку они своим происхождением во многом обязаны существованию религии.

Итак, необходима обстоятельная гуманитаризация всего образования, потому, что она не только средство формирования общей культуры студентов, но и одно из необходимых средств формирования современной нравственной культуры будущих специалистов.

Одним из условий успешного решения обозначенной задачи, по-нашему мнению, является реализация проблемно-ориентированной модели образования, в соответствии с которой упор делается не на сами дисциплины, а на проблемы, которым соответствуют предметные блоки. На наш взгляд, в настоящее время данная модель уже находит свое практическое воплощение в учебной деятельности вузов. Понятно, что реализация проблемно-ориентированной модели гуманитарного образования во многом будет зависеть не только от удачно разработанного базового курса, но и от подготовленности преподавателей, их умения использовать активные методы обучения. Одно из глав-

ных требований заключается в постоянном творческом поиске, способности не замыкаться на проблемах только одной учебной дисциплины, умении диалогически мыслить и ориентироваться в многообразии культурных проявлений. В таком виде гуманитарное образование, на наш взгляд, будет способствовать приобщению обучающихся к духовной культуре.

Модернизация высшего образования дает возможность вузам сегодня право самим определять (в соответствии с федеральными стандартами) конкретное содержание и технологии образования, поэтому конкретная образовательная практика зависит от того, насколько интериоризирована профессорско-преподавательским составом концепция гуманизации и гуманитаризации образования и каким образом она воплощается в учебном процессе. Сегодня, на наш взгляд, достигнуто главное: общество начало осознавать необходимость радикального обновления целей, содержания и форм образования, и гуманитаризация образования, основанная на принципе толерантности, начинает рассматриваться как важнейшее средство этого обновления.

Модернизированное образование, важную роль в котором играет принцип толерантности может оказать влияние на создание в России культуры нового типа, воплощающей ценности и принципы обновленного гуманизма, а также способствовать возрождению духовности в обществе и повышению нравственной культуры личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белова С. Н. Профессионализм учителя -способность к нескончаемому диалогу // Народное образование. - 2001. - №17 - С. 103110.

2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: ВЛАДОС, 2006.

3. Валитова Р. Р. Толерантность как этическая проблема. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007.

4. Весна М. А. Педагогическая синергетика. -СПб.: Лань, 2007.

5. Дмитриев А. В. Конфликтология. - М.: Гар-дарики, 2000.

6. Комогоров П. Ф. Формирование толерантности в межличностных отношениях студентов высшего учебного заведения. - Курган, 2005.

7. Лакс Дж. О плюрализме человеческой природы //Вопросы философии. - 2002. - №10. -С. 102-111.

8. Петровский В. А. Личность в психологии парадигма субъектности.- Ростов-н/Д.: Феникс, 2005.

9. Розов Н. С. Философия гуманитарного образования. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2006.

10. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. - М.: МГУ, 2003.

11. Степанов П. В. Толерантный человек: как его воспитать? // Народное образование. -2001.-№ 6 - С. 152-156.

12. Толмачева В. Н. Современная зарубежная педагогика: теории и направления. - М.: Просвещение, 2006.

13. Шаповалов В. А. Высшее образование в поликультурном обществе. - Ставрополь, 2006.

Об авторе

Черникова Валентина Евгеньевна, ГОУ ВПО

«Ставропольский государственный университет», доктор философских наук, профессор кафедры философии. Сфера научных интересов -философская антропология, философия диалога, диалогическое образование. chervalen5 @rambler. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.