Фшшш ннуки
ФЕНОМЕН ТОЛЕРАНТНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ
ОБРАЗОВАНИИ: ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ
В. Е. Черникова
TOLERANCE PHENOMENON IN CONTEMPORARY EDUCATION: BASIC PRINCIPLES AND APPROACHES
Chernikova V E.
The basic approaches to the problem of tolerance in the educational system are considered in the article. The main factors contributing the development of spiritually-tolerant personality are examined. The role of dialogue in the new educational paradigm is emphasized.
Key words: education, tolerance, moral culture, general-cultural competence, dialogue pedagogy.
В статье рассматриваются основные подходы к проблеме толерантности в системе образования. Рассмотрены основные факторы, способствующие формированию духовно-толерантной личности. Подчеркнута роль диалога в новой образовательной парадигме.
Ключевые слова: образование, толерантность, нравственная культура, общекультурная компетентность, диалогическая педагогика.
УДК 1.17
В современном мире с особой остротой, как никогда ранее, возникла потребность в формировании нового типа личности - человека толерантного (homo tolerans). Данная потребность является отражением таких глобальных изменений как экономическое и политическое сотрудничество, диалог различных культур, мультикультурализм, плюрализм идеологий. Поскольку формирование такого типа личности происходит в системе образования и воспитания, то педагогическая толерантность является одной из форм социокультурного бытия толерантности.
Понятие «толерантный человек» имеет сложную структуру в силу того, что толерантность выступает как психическое и духовно-нравственное качество личности и имеет специфику применительно к действиям человека в разных сферах общественной и личной жизни. Бесконечность оттенков толерантности делает невозможным их перечисление и описание, но позволяет выделить две группы толерантных качеств. К группе психических толерантных качеств относятся отсутствие равнодушия и безразличия к другим, эмпатия, соразделенность чувств и эмоций, позитивно-эмоциональное отношение к другим, отсутствие озлобленности и враждебности к другим, великодушие, отсутствие установок на конфликтное отношение к другим и т. д. (5).
К группе духовно-нравственных толерантных качеств относятся открытость другим, миролюбие, стремление к компромиссам, отсутствие судейской позиции по отно-
шению к другим, признание нормальности многообразия интересов, идей, ценностей, мировоззренческих позиций, осуждение пороков, а не их носителей, совестливость, стремление превратить других чужих в других своих, отсутствие догматизма в мировоззрении, способность к прощению и взаимопониманию, признание права других на свободный выбор, вплоть до права заблуждения и ошибки, отношение к человеку как к цели и ценности, а не как к средству и антиценности, ответственность за себя и других, уважение к другим (3).
Отношение к идеалу толерантного человека в литературе является неоднозначным. Например, существует точка зрения, согласно которой толерантность как непротивление отрицательным воздействиям приводит к снижению чувствительности к маргинальному поведению и в конце концов - к саморазрушению личности. Но, во-первых, непротивление злу включает и ненасильственное сопротивление злу. Во-вторых, понятия «непротивление злу силою» и «толерантность» не являются абсолютно тождественными, толерантность включает не только позицию признания чужих ценностей (или антиценностей), но и духовно-нравственную активность, направленную на коммуникацию, диалог, поиск взаимоприемлемой для обеих сторон позиции. Более распространенной является признание толерантности как сущностного свойства личности, обеспечивающего ее бытие с другими.
Вопрос о включенности формирования толерантности личности в учебно-воспитательный процесс имеет длительную историко-философскую традицию его обсуждения. От Сократа идет представление о тождестве знаний и нравственности, реализовавшееся в педагогике воспитывающего обучения, основателем которой был И. Гер-барт. Воспитание рассматривалось в ней как однозначное следствие образовательного процесса и решение воспитательных задач ограничивалось рамками обучения. Согласно другому направлению в педагогике, которое в своих истоках связано с учением Ф. Фребеля, а в советский период - с педагогикой А. С. Макаренко, воспитание пред-
ставляет собой автономную область формирования человека со своими целями, задачами, методами и средствами, отличную от обучения. Более корректным представляется подход, согласно которому обучение и воспитание связаны отношениями диалектического тождества, включающего в себя различие. Действительно, при обучении гуманитарным наукам (например, философии, истории, литературе) присутствует воспитательный момент и кроме собственно задач обучения решаются задачи воспитания, например, формирования чувства любви к человеку, Родине, представителям ее духовной культуры, приобщения к национальным ценностям и т. д. В обществах с демократическими режимами одной из важнейших целей образования является формирование у учащихся демократических политических ценностей, что является фактором воспитания толерантной личности. Одной из возможностей образования служит формирование положительной Я-концепции у педагога и обучающегося, представляющей «совокупность всех представлений индивида о самом себе, сопряженных с их оценкой и соответствующим поведением» (2, с. 30).
На основе проведения психолого-педагогических исследований, П. Ф. Комо-горов доказал, что интолерантное поведение педагога по отношению к студенту формирует у последнего отрицательную Я-концепцию, что в свою очередь, вызывает «во-первых, дисгармонизацию личности, ситуацию постоянного психологического дискомфорта; во-вторых, искаженное восприятие окружающей действительности посредством неадекватного осмысления собственного опыта; в-третьих, ведет к общему негативизму ожиданий и оценок, относящихся к различным областям поведения, с которыми эти ожидания связаны» (6, с. 57).
В связи с этим возникает вопрос, почему возможности школы и вуза в деле воспитания толерантной личности не приводят к эффективным результатам. Это связано с тем, что наряду с потребностью общества в воспитании толерантности индивидов существуют факторы, препятствующие ее реализации. К последним относятся социально-
экономические, социально-политические, социально-психологические, собственно психологические и педагогические препятствия. Первый фактор включает социальное расслоение на богатых и бедных, низкий жизненный уровень, безработицу, что порождает социальные конфликты, озлобленность, недоверие друг к другу. Второй фактор свидетельствует об «отсутствии устойчивых традиций свободы, плюрализма, уважения прав и свобод других» (11, с. 152). Речь идет о том, что, поскольку тенденции плюрализма и мультикультурализма являются относительно молодыми порождениями человеческой цивилизации, у многих индивидов еще не сложился такой опыт поведения в новых условиях, чтобы собственная свобода была не свободой вседозволенности, а свободой диалога и компромисса. Третий фактор связывают с ростом экстремистских тенденций, особенно среди молодежи, порожденных в свою очередь множеством причин, в том числе социальным неравенством, пропагандой насилия и жестокости, осуществляемой в массовой культуре, и многими другими. Четвертый, собственно психологический фактор обусловлен характерным для молодого поколения нигилизмом, эгоцентризмом, максимализмом и конфликтностью.
Существование факторов, зависящих от самой системы образования и воспитания, свидетельствует о необходимости ее реформирования в направлении формирования типа духовно-толерантного человека, что требует определения принципов, раскрывающих ценностные требования к современному образованию и воспитанию. Эти принципы можно классифицировать: общенаучные, философские, педагогические, психологические.
К общенаучным принципам относится, например, синергетический принцип самоорганизации стохастических систем. В середине XX века исследователи относят к предмету педагогики «специфические особенности сотрудничества, самоорганизации субъектов открытой педагогической системы, осуществляющих целесообразное интерсубъектное взаимодействие на рефлек-
сивной основе» (4, с.78). Синергетика позволяет рассматривать образование как открытую систему, интегрирующую различные способы освоения мира, в которой процесс обучения строится не на копировании истории возникновения и развития наук, а на изучении комплексных учебных дисциплин, исследовании глобальных проблем современности, широкого использования возможностей компьютера и Интернета.
Среди философских принципов методологическим значением для современной системы образования и воспитания обладают принципы свободы выбора и плюрализма. Поскольку оказалось, что мир куда более многокрасочен, чем банальное деление на черное и белое, для человека нет и быть не может заранее заданных алгоритмов сознания и поведения, так что ему приходится осуществлять выбор и за каждое принятое решение нести личную ответственность. В связи с этим исследователи полагают, что на первый план в процессе образования и воспитания выходит задача учить творчеству, воспитывать самостоятельную личность, умеющую свободно принимать решения и нести за них ответственность, умеющую критически мыслить, вести дискуссию, аргументировать и учитывать аргументы оппонента, адекватно вести себя в нетипичных ситуациях.
В современном демократическом сознании признается отсутствие единственно верной идеологии и системы ценностей, которых должны придерживаться представители всех стран, цивилизаций, культур. Дж. Лакс по этому поводу замечает: «На основании того, кто мы есть, определяется то, что мы ценим и как должны действовать, и это положение составляет теоретическую посылку здорового плюрализма» (7, с. 111). Многообразие действительности, а также многоцен-ность и многогранность человеческой личности, раскрывается только в случае отношения к ним как к «фактам выбора», по выражению Дж. Лакса. Введение принципа плюрализма в систему образования и воспитания позволит преодолеть до сих пор распространенный педагогический догматизм и авторитаризм. Ограничением действия
принципа плюрализма является человеконенавистнические, наносящие вред другим представления и поведение.
Идея плюрализма ассимилирована Н. С. Розовым в разработанной им системе конструктивной аксиологии, включающей принципы равноправия ценностных систем, равноправия традиции и творчества и экзистенциального равноправия людей перед лицом ценностей. Конструктивная аксиология выступает в качестве философско-методологического основания разработанной Н. С. Розовым концепции базового гуманитарного образования в высшей школе. Выделяя в качестве ценностей гуманитарного образования ответственность за общезначимые ценности, свободное ценностное самоопределение, профессиональную и общекультурную компетентность, личностную самоактуализацию в культуре и жизни, он в число требований к содержанию гуманитарного образования в высшей школе, формулирующего общекультурную компетентность, включает коммуникативный аспект. В преподавании философии, например, важно учитывать тот факт, что данная наука не только обогащает студента знаниями мировой философской культуры, но посредством философских учений осуществляет «связь времен».
Идеи толерантности в образовании имеют собственную традицию, заложенную в концепциях «свободного воспитания» Ж.-Ж. Руссо и ненасильственного воспитания Л. Н. Толстого; педагогики сотрудничества, методики обучения миролюбию М. Липмана, концепции эмпатического психоанализа А. Фрейд и ее последователей.
Так, например, в педагогике сотрудничества обоснован принцип толерантных взаимоотношений учителя и ученика, преподавателя и студента. Сотрудничество рассматривается как «идея совместной развивающей деятельности обучающих и обучаемых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности» (10, с. 40). Исследователи педагогики сотрудничества выделяют в ней три личностные установки, свидетельст-
вующие о непосредственной взаимосвязи последней с принципом толерантности. Первая заключается в принятии самоценности личности ученика или студента. Вторая установка предлагает заменить оценочное восприятие и понимание обучающего на эм-патическое. И, наконец, третья установка провозглашает приоритет открытого доверительного общения учителя и ученика, преподавателя и студента.
Формированию толерантного отношения к миру, человечеству, культуре способствует диалогическая педагогика П. Фрейре, которая глубоко антропологична по своей сути. По его мнению, образование заключается в становлении человеческой личности посредством конкретного социального и исторического процесса, в который включен обучаемый. В связи с этим основной идеей педагогики П. Фрейре является идея консъ-ектизации, то есть встречи сознания с самим собой в мире, принадлежащем всем. Отсюда утверждается, что только в диалоге возможно раскрытие человеческого потенциала и становление личности обучаемого, ибо «сознание существует между людьми и всегда является сознанием мира» (12, с. 124). Однако педагогический диалог имеет свои особенности. Во-первых, он происходит в образовательной среде, смоделированной преподавателем, в которой он выступает в роли старшего товарища, помогающего младшему понять преимущества коммуникации над пассивным усвоением передаваемых знаний и ценностей. Во-вторых, толерантность педагога выступает условием педагогического диалога. Не случайно С. Белова определяет диалог как «позицию терпимого отношения к обучаемому, к его ценностному миру, точке зрения, к его «правде», его ошибкам. Это признание «незавершенности» личности и «авансирование» ее значимости» (1, с. 103). В-третьих, педагогический диалог играет личностно формирующую роль, воспитывает у учащихся ряд положительных душевно-духовных качеств.
Высшей целью образования (особенно высшего), согласно концепции П. Фрейре, является развитие свободной, неугнетенной, неуниженной и незамкнутой личности, что
возможно, главным образом, за счет установления равноправных отношений преподавателя и студента как партнеров во взаимном диалоге. Согласно поставленной цели П. Фрейре выделяет такие принципы диалогической педагогики, как антропологический принцип, принцип тематизации и принцип проблематизации.
Суть антропологического принципа заключается в равноправном взаимодействии субъектов учебного процесса и взаимном обучении, когда не только преподаватель, но и студент обладает определенным запасом знаний и делится ими с противоположной стороной. В новой парадигме образования должен преобладать диалог, что так важно для формирования культуры толерантности. П. Фрейре, исходя из признания общественной сущности человека, считал, что созидание человека происходит только в диалоге, в событии тогда как «монологическая позиция как замыкание на себя, изоляция не персонализирует, ибо не социализирует» (12, с. 124).
Принцип тематизации заключается в подборе основного круга тем и ключевых слов для учебного процесса, которые отбираются по следующим критериям. Они должны «во-первых, исходить из социального контекста обучаемого; во-вторых, предельно широко охватывать социальные, культурные, политические и прочие аспекты реальности, в которую включен обучаемый» (12, с. 125).
Принцип проблематизации означает подведение обучаемого к осознанию недостаточности своего знания, побуждение искать ответы на поставленные вопросы и восполнять пробелы в обучении. По мнению П. Фрейре, для эффективной реализации указанных принципов должны произойти изменения не только в сфере педагогики, но и в общественной жизни в целом. В обществе должно сформироваться отношение к каждой личности как к носителю индивидуальной ценности и как к свободному субъекту собственной судьбы.
Для рассматриваемой нами проблемы педагогической толерантности представляет интерес разработанная В. А. Петровским
психологическая концепция отраженной субъектности, в которой им обосновывается принцип «трех „П"»: понимание, принятие, признание. Суть концепции сводится к рассмотрению вопроса о «присутствии» одного индивида в сознании других индивидов. Отраженная субъектность, по мнению В. А. Петровского, есть «форма идеальной представленности... человека в моей жизненной ситуации, выступающая как источник преобразования данной ситуации в значимом для меня направлении» (8, с. 180).
Автор выделяет три формы проявления отраженной субъектности: эффекты межиндивидуального влияния, идеальный значимый другой, претворенный субъект. В первом случае нет места отношениям толерантности, так как приоритетной целью субъекта, осуществляющего отражение, выступает стремление добиться желаемого результата от объекта влияния. Выражением такого типа взаимодействия являются отношения власти и подчинения. Вторая форма отраженной субъектности включает противопоставление «Я» и «Другого», в ней нет полного взамо-проникновения взаимодействующих сторон, характерного для межиндивидуальной толерантности, сохраняются следы влияния одного субъекта на другой. В третьей форме отраженной субъектности преодолеваются недостатки первых двух форм. Общение между субъектами протекает на уровне духовных отношений, когда в полной мере раскрываются принципы толерантного взаимодействия.
Данные принципы можно рассматривать как методологический корпус педагогики толерантности, которая в настоящее время находится в стадии формирования.
К принципам педагогики толерантности следует отнести также целый ряд общепедагогических принципов, таких как общественно-ценностная направленность обучения и воспитания толерантности; осуществление комплексного подхода и организация взаимодействия различных видов педагогической деятельности; целостное и гармоничное сочетание чувственно-интеллектуального, эмоционально-волевого и действенно-практического компонентов формиро-
вания толерантности; обучение и воспитание в коллективе, цели которого являются гуманными; сочетание педагогического руководства с развитием самостоятельности, инициативы и творчества учащихся; связь учебно-воспитательной работы с жизнью, практикой (6, с. 78-83).
Нужно заметить, что в настоящее время принцип диалогического образования позволяет выйти на качественно новый уровень гуманитарной подготовки студентов. Становясь элементами системы личностных ценностей, гуманитарные знания влияют на формирование духовных основ личности и способствуют формированию таких необходимых в новых социально-экономических условиях качеств, как: гибкость мышления, его опережающий характер, высокий профессионализм, компетентность, предприимчивость, умение общаться с партнерами, нестандартный подход к решению возникающих проблем и т. п. В современных условиях основной целью гуманитарного образования становится укрепление гуманистического аспекта образования в направлении создания культурного мира, обстановки терпимости, взаимопонимания и сотрудничества.
Для того чтобы реализовать поставленную цель, гуманитарное образование должно опираться на систему ценностей, которая, согласно Н. С. Розову, включает в себя: ответственность за общезначимые ценности, свободное ценностное самоопределение, компетентность, личную самоактуализацию (9, с. 118).
Одним из требований современного образования, в том числе и гуманитарного является компетентностный подход, который включает в себя следующие компоненты:
- понимание ситуации, адекватная постановка и выполнение целей и задач в данной ситуации (проблемно-практический аспект);
- адекватное осмысление ситуации в общем культурном контексте (смысловой аспект);
- способность к адекватной оценке ситуации, ее смысла, целей, задач и норм с точки зрения личностных и общезначимых ценностей (ценностный ас-
пект).
Если личность компетентна во всех трех аспектах, то она обладает «общекультурной компетентностью». На формирование именно такой компетентности направлено гуманитарное образование, предназначенное для формирования толерантности и культуры личности.
В контексте формирования общекультурных компетенций важное место занимает этнокультурная компетентность. Приобретение этнокультурных навыков крайне необходимо для современной России, особенно для северокавказского поликультурного региона, где проблема сохранения стабильности и целостности до сих пор не потеряла своей актуальности. Основным содержанием этнокультурной компетентности, по мнению В. А. Шаповалова, является: «готовность к преодолению трудностей в коммуникативных и иных формах взаимодействия с представителями различных этнических общностей, а именно непредвзятость позиции при оценке других людей, их национально-психологических особенностей преодоление этноцентристских особенностей; способность... откликнуться на запросы, интересы и поступки людей других культур» (13, с. 11).
Использование принципа толерантности в образовательном процессе способствует формированию этнокультурной компетенции, которая в свою очередь способствует формированию нравственной культуры современной личности. Современная нравственная культура личности немыслима без широкой гуманитарной подготовки. Следовательно, студентам необходимо овладевать знаниями таких курсов, как философия, история мировой и отечественной культуры, история искусства. Формирование нравственных убеждений молодежи существенно зависит от того, насколько гармонично преподносимые знания связаны с художественными образами и ценностями, постигнутыми на эмоциональном уровне. Нравственная аргументация, обращенная к молодежи, должна быть не только логически обоснованной, но и психологически убедительной, подкрепленной ассоциативными представ-
лениями, чувствами, обязанными своим происхождением различным отраслям материального и духовного производства. Поскольку большинство общечеловеческих моральных ценностей веками развивалось в лоне мировых религий, необходимо изучать и историю мировых религий, исходить из их философского и научного осмысления. Изучение истории религий способствует приобщению студентов к нравственным ценностям мировой художественной культуры и искусства, поскольку они своим происхождением во многом обязаны существованию религии.
Итак, необходима обстоятельная гуманитаризация всего образования, потому, что она не только средство формирования общей культуры студентов, но и одно из необходимых средств формирования современной нравственной культуры будущих специалистов.
Одним из условий успешного решения обозначенной задачи, по-нашему мнению, является реализация проблемно-ориентированной модели образования, в соответствии с которой упор делается не на сами дисциплины, а на проблемы, которым соответствуют предметные блоки. На наш взгляд, в настоящее время данная модель уже находит свое практическое воплощение в учебной деятельности вузов. Понятно, что реализация проблемно-ориентированной модели гуманитарного образования во многом будет зависеть не только от удачно разработанного базового курса, но и от подготовленности преподавателей, их умения использовать активные методы обучения. Одно из глав-
ных требований заключается в постоянном творческом поиске, способности не замыкаться на проблемах только одной учебной дисциплины, умении диалогически мыслить и ориентироваться в многообразии культурных проявлений. В таком виде гуманитарное образование, на наш взгляд, будет способствовать приобщению обучающихся к духовной культуре.
Модернизация высшего образования дает возможность вузам сегодня право самим определять (в соответствии с федеральными стандартами) конкретное содержание и технологии образования, поэтому конкретная образовательная практика зависит от того, насколько интериоризирована профессорско-преподавательским составом концепция гуманизации и гуманитаризации образования и каким образом она воплощается в учебном процессе. Сегодня, на наш взгляд, достигнуто главное: общество начало осознавать необходимость радикального обновления целей, содержания и форм образования, и гуманитаризация образования, основанная на принципе толерантности, начинает рассматриваться как важнейшее средство этого обновления.
Модернизированное образование, важную роль в котором играет принцип толерантности может оказать влияние на создание в России культуры нового типа, воплощающей ценности и принципы обновленного гуманизма, а также способствовать возрождению духовности в обществе и повышению нравственной культуры личности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белова С. Н. Профессионализм учителя -способность к нескончаемому диалогу // Народное образование. - 2001. - №17 - С. 103110.
2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: ВЛАДОС, 2006.
3. Валитова Р. Р. Толерантность как этическая проблема. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007.
4. Весна М. А. Педагогическая синергетика. -СПб.: Лань, 2007.
5. Дмитриев А. В. Конфликтология. - М.: Гар-дарики, 2000.
6. Комогоров П. Ф. Формирование толерантности в межличностных отношениях студентов высшего учебного заведения. - Курган, 2005.
7. Лакс Дж. О плюрализме человеческой природы //Вопросы философии. - 2002. - №10. -С. 102-111.
8. Петровский В. А. Личность в психологии парадигма субъектности.- Ростов-н/Д.: Феникс, 2005.
9. Розов Н. С. Философия гуманитарного образования. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2006.
10. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. - М.: МГУ, 2003.
11. Степанов П. В. Толерантный человек: как его воспитать? // Народное образование. -2001.-№ 6 - С. 152-156.
12. Толмачева В. Н. Современная зарубежная педагогика: теории и направления. - М.: Просвещение, 2006.
13. Шаповалов В. А. Высшее образование в поликультурном обществе. - Ставрополь, 2006.
Об авторе
Черникова Валентина Евгеньевна, ГОУ ВПО
«Ставропольский государственный университет», доктор философских наук, профессор кафедры философии. Сфера научных интересов -философская антропология, философия диалога, диалогическое образование. chervalen5 @rambler. ru