Научная статья на тему 'Формирование будущего специалиста нового типа в вузе'

Формирование будущего специалиста нового типа в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
645
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СПЕЦИАЛИСТ НОВОГО ТИПА / ИННОВАЦИОННОЕ ПОВЕ-ДЕНИЕ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / CONTEMPORARY FORMATION / NEW TYPE SPECIALIST / INNOVATION BEHAVIOR / THE TOL-ERANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вислова А. Д.

Выявлены основные тенденции развития современной образовательной системы, которая направлена на формирование будущего специалиста нового типа. Это определяет специфику образовательного процесса в вузе. Развитие инновационного поведения личности студента рассматривается как цен-тральная задача в новой образовательной парадигме. Характеризуется роль различных факторов, оказывающих влияние на повышение профессионального уровня будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Are revealed the basic trends of development of con-temporary educational system, which is directed toward molding of new type future spe-cialist. This determines the specific character of educational process in Institute of Higher Education. The development of the innovation behavior of the personality of stu-dent is considered as central task in the new educational paradigm. Is characterized the role of different factors, which have an effect on raising the professional level of future specialists.

Текст научной работы на тему «Формирование будущего специалиста нового типа в вузе»

А. Д. Вислова

ФОРМИРОВАНИЕ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА НОВОГО ТИПА В ВУЗЕ

Ключевые слова: современное образование, специалист нового типа, инновационное поведение, толерантность, contemporary formation, new type specialist, innovation behavior, the tolerance.

Выявлены основные тенденции развития современной образовательной системы, которая направлена на формирование будущего специалиста нового типа. Это определяет специфику образовательного процесса в вузе. Развитие инновационного поведения личности студента рассматривается как центральная задача в новой образовательной парадигме. Характеризуется роль различных факторов, оказывающих влияние на повышение профессионального уровня будущих специалистов. Are revealed the basic trends of development of contemporary educational system, which is directed toward molding of new type future specialist. This determines the specific character of educational process in Institute of Higher Education. The development of the innovation behavior of the personality of student is considered as central task in the new educational paradigm. Is characterized the role of different factors, which have an effect on raising the professional level of future specialists.

В современном мире образование становится одним из основных направлений стратегии развития многих стран. Образование является тем главным инструментом, который позволяет повысить уровень экономической, политической и социальной жизни общества.

Переосмысливая произошедшие в России социально-экономические реформы, мы можем признаться в противоречивости их значимости. Во многом это позволяет сегодня более вдумчиво относиться к роли образования как важного механизма интеграции общества. По сути, основные цели развития общества осуществляются в образовательном процессе. Состояние образования является зеркальным отражением тенденций развития общества, и его изъяны наиболее рельефно проявляются в образовании.

По справедливому утверждению академика Ю.С. Давыдова, образование не стоит рядом с экономикой, а определяет ее развитие. Для успешного преодоления возникающих в социальной и экономической жизни общества проблем, необходимо дальнейшее совершенствование системы образования, формирование будущего специалиста нового типа с инновационным поведением.

Инновационные процессы в образовании России, вызванные реализацией Приоритетного Национального проекта «Образование», явились тем фактором, который способствовал формированию многообразия важной социальной отрасли. Наиболее четко оно проявилось, как показывают исследования, с одной стороны, в становлении инновационных видов и типов учебных заведений, в том числе негосударственных, с другой стороны, в интенсивном формировании гуманистической парадигмы образования, позволяющей приблизиться к актуализации имманентных морально-нравственных качеств субъекта образования в деятельностно-преобразующем процессе обучения и последующего функционирования.

Новый образовательный идеал зиждется на четырех принципах: учиться познавать, учиться делать, учиться жить вместе, учиться жить (курсив наш). Осмысление этих принципов приводит к выводу о том, что современное образование должно органично включать творчество в образовательный процесс, формировать мировоззрение, основанное на многокритериальности решений, терпимости к инакомыслию и нравственной ответственности за свои действия. Оно должно обеспечивать междисциплинарную организацию содержания обучения, развивать гармоничность в способах и уровнях мышления [1].

Очевидно, образование в столь динамичном мире должно отказаться от самих попыток выработки набора каких-то предписаний, устойчивых и надежных «рецептов». Образно говоря, образованию все еще не хватает «человеческого лица». Вероятно, «зациклившись на трансляции якобы бесспорных и однозначно трактуемых, к тому же лавинообразно нарастающих научных фактов... современное образование оказалось еще более беспомощным в трансляции ценностей духовных, в реализации своих, в конечном счете, главных культурообразующих и менталеобразующих функций» [2].

Преодоление кризиса культуры духовности, отход от абстрактных схем обучения и воспитания и поворот к реальному человеку - это актуальные задачи современного образования. Органична для образования и другая задача - блокировать, пресекать негативные, разрушительные тенденции в общественном сознании. У подрастающего поколения следует воспитать соответствующее мировоззрение, базисное миропонимание, гуманистическую жизненную позицию, формировать инновационное поведение, толерантные качества личности.

Важнейшим фактором сегодня становится способность - и тех, кто обучает, и тех, кто учится, - разбираться в жизненных и профессиональных ситуациях, своевременно реагировать на социально-экономические изменения, уметь мыслить нестандартно, стремиться к постоянному обновлению знаний, к личностному развитию. По нашему мнению, один из векторов формирования личности, обладающей инновационным поведением, - это универсальная креативность как человеческое качество, выводящее общество в целом на принципиально иную траекторию развития, требующую и смены парадигмы отечественного образования, обновления его исходных целей и задач.

Инновационное поведение - новое образовательное понятие, которое включает в себя и воспитательный аспект. Судя по всему, экс-президент России В.В. Путин в своем выступлении на заседании Госсовета при Президенте Российской Федерации 8 февраля 2008 года, говоря о необходимости развивать человеческий капитал, безусловно, имел в виду так называемые общественные инновации - прогрессивные изменения в воспитании подрастающего поколения. По его словам, переход страны на инновационный путь развития связан, прежде всего, с масштабными инвестициями в человеческий капитал. Инвестиции в человека - это вложение в его образование, в школы и вузы, в карьерный рост молодого специалиста, в подготовку и переподготовку кадров. От мотивации к инновационному поведению граждан и отдачи, которую приносит труд каждого человека, будет зависеть будущее России, формирование в стране инновационного общества [3].

Современное образование предполагает не только знание, но и понимание общекультурной картины мира. Это ведет к усвоению во взаимосвязи базисных результатов и тенденций культуры. Модель образования, построенная на насилии, принуждении - антигуманна и разрушительна. Инициативность, любознательность, простота и открытость к жизни, доброжелательность, стремление к сотрудничеству, плюрализм, толерантность -важнейшие, если не самые основные черты личности, которые должны быть сформированы гуманитарным процессом обучения и воспитания.

Несомненно, новые общественные потребности требуют изменения образовательной парадигмы - ориентации на фундаментальность и гуманизацию образования, развитие творческого потенциала личности. Сегодня, как показывает практика, разрабатываются инновационные педагогические системы и адекватные им креативные образовательные технологии, использующие современную методологию творчества и требующие принципиально новых подходов к обучению.

Теперь образование рассматривается как способ саморазвития человека, вхождения его в культуру, в социальный мир, общение с другими людьми. Образование становится способом создания своего образа, типа личности, формирования самосознания [4].

Указанные проблемы являются актуальными и для системы высшего профессионального образования. Это связано с формированием новой парадигмы высшего образования, в основе которой лежит идея всестороннего развития личности будущего специалиста. Личностно-ориентированное высшее образование предполагает перенос акцента с информационно-репродуктивного на смыслопоисковое обучение, отказ от традиционной «знаниевой» парадигмы. Это означает, прежде всего, принципиальное изменение педагогических и методических подходов к процессу обучения: знание может быть полноценным только при «включении» в процесс его усвоения механизмов развития личности, эмоциональных составляющих, а также широкого спектра смысловых компонентов, включающего смыслы - сущности, смыслы - ценности и смыслы, связанные с практической направленностью получаемого знания. Кроме того, понимая образование как становление личности будущего специалиста, считаем, что система высшего профессионального образования призвана в процессе приобретения студентами знаний, помочь им «обрести себя», выстроить собственный мир смыслов и ценностей, овладеть творческими способами решения научных и практических проблем.

Известно, что личностно-ориентированное образование акцентирует внимание на развитии личностно-смысловой сферы студентов, характерным признаком которой выступает их отношение к постигаемой действительности, осознание ее сущности, поиск причин и смысла происходящего вокруг, критическое осмысление современных реалий жизни. Формирование критического стиля мышления у студентов предполагает обучение их глубокому и всестороннему анализу как учебной, так и «внешней» информации на предмет выявления степени ее истинности, что в немалой степени способствует формированию мировоззренческих позиций, толерантности у будущих специалистов.

Не менее важна и задача развития критического стиля мышления у преподавателей высшей школы, работающих сегодня в таком образовательном пространстве, которое ставит перед ними задачу выстраивания индивидуальных образовательно-воспитательных маршрутов - на основе смыслового самоопределения в окружающей педагогической действительности и его продуктивной реализации.

Критическое осмысление фрагментов вузовской педагогической действительности преподавателем, должно происходить в контексте соотнесения реальности с системой ценностей - «миром должного», нравственными и эстетическими идеалами, различными феноменами сознания, объектами из «мира сущего», имеющими ту или иную мировоззренчески нормативную значимость для субъекта в целом [5].

Сегодня все чаще вузовское образование рассматривается как социальнопсихологический процесс по формированию будущего специалиста нового типа. Содержание этого процесса проявляется в способах взаимодействия субъектов образования, центральное место в котором занимает личность. В рассматриваемой парадигме «общими принципами организации образовательной среды в вузе выступают:

- сотрудничество - общая деятельность и согласованность действий, общение и взаимопонимание, общая устремленность в будущее и взаимная поддержка;

- жизнетворчество - включение студентов в решение реальных групповых проблем, обучение технологиям построения собственной жизни и профессиональной деятельности;

- субъектность и диалогизация отношений преподавателя и студента;

- совместная деятельность (командность, коллективность) студента и преподавателя в разных проявлениях (учебной, научно-методической, досуговой сфере). Чем в большее число разных видов совместной деятельности включен студент, тем полнее раскрывается и реализуется его личность;

- преемственность - «у нас так было, так есть и так будет». Преподаватели выступают в роли носителей и продолжателей традиций культуры высшей школы, своеобразным примером для подражания, на который во многом равняются студенты, создавая условия по освоению студентами социального пространства - общекультурного, профессионального, социальных норм;

- уважительное, доброжелательное отношение к личности [6].

Помимо передачи знаний и умений вуз выполняет задачу формирования личности профессионала, содействует его самоидентификации с профессией. Формирование профессиональной составляющей «Я-концепции» предполагает постоянную работу по формированию и детализации внутреннего образа профессиональной деятельности. Приобретению высокой квалификации сопутствуют проблемы, связанные с профессиональной компетентностью - школьная работа «на отметку» заменяется деятельностью по профессиональному самообразованию, что требует не только определенных навыков и умений, но и эрудиции. Видоизменение стиля учебной деятельности, новые способы его организации по сравнению со школой вносят свою лепту в становление профессиональной идентичности. К тому же имеющийся у студентов образ профессиональной деятельности, как правило, диффузен, неструктурирован и малореалистичен. Решение этих вопросов требует высокой внутренней самоорганизации, как самих преподавателей, так и студентов.

Вузовское образование решает важную задачу развития профессиональных способностей, которые включают следующие качества:

- способность к передаче знаний в краткой и интересной форме;

- самостоятельный и творческий склад мышления;

- находчивость, быструю и точную ориентировку;

- организаторские способности.

Вместе с тем, в дискуссиях о проблеме образования можно услышать, что выпускники вузов не подготовлены к решению практических задач. Ясно, что без трансформации высшего образования не приходится рассчитывать на трансформацию социальноэкономической сферы.

Это положение наталкивает на мысль о том, что необходимые профессиональные качества, должны культивироваться в процессе обучения в вузе, ибо специалист не может учить тому, чего сам не знает, так же, как не может дать то, чем не обладает. Справедливость данного утверждения подтверждается тем, что позитивные отношения в системе «преподаватель-студент» оказывают значительное влияние на качество образования, повышая уровень усвоения знаний студентами. Однако, как известно, учебная деятельность в вузе имеет ряд особенностей, которые можно сформулировать следующим образом:

1. деятельность преподавателя относится к сфере отношений «человек-человек» согласно Е.А. Климову, и этим определяется необходимость формирования общей психологической компетенции, в том числе умения конструктивного общения с другими людьми;

2. реформирование системы образования, внедрение новых технологий и принципов «субъект-субъектных» отношений в учебном процессе предполагает высокий уровень толерантности преподавателя, его способность строить доверительное взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса;

3. преподавателю все чаще приходится работать со студентами, не только имеющими проблемы, связанные с обучением, но и с различными проблемами в их поведении, развитии, и налаживание с ними позитивных отношений, эффективного сотрудничества требует особых усилий с его стороны;

В настоящее время вопросы вузовской подготовки будущих специалистов привлекают пристальное внимание ученых. Так, в исследованиях Института педагогических инноваций РАО в рамках концепции развития субъективной реальности в онтогенезе (В.И. Слободчиков) обсуждаются вопросы развития компетентности будущих педагогов, проектирования условий развития их психологической компетентности. В частности,

В.В. Ряшина предлагает ролевые игры как один из оптимальных способов развития психологической компетенции [7].

Наряду с этим, актуальной остается проблема повышения уровня толерантности в ходе профессиональной подготовки педагогических кадров.

Мы считаем, что в качестве основных условий воспитания толерантности выступают следующие показатели:

1. повышение уровня информированности студентов о сущностных и содержательных характеристиках толерантности, особенностях изучения данного явления в рамках различных областей знания;

2. развитие и становление проблемы толерантности в педагогике;

3. формирование толерантности в личной системе ценностей студентов и превращение толерантности в регулятивный принцип их профессиональной и непрофессиональной деятельности;

4. формирование умений и навыков толерантного межличностного взаимодействия;

5. формирование установки на толерантность, состоящей в способности и эмоционально-волевой готовности человека к равноправному диалогу с другими, доброжелательному пониманию партнеров в общении;

6. использование лекционных, дискуссионных, игровых форм, тренингов в учебновоспитательной работе для формирования толерантности.

Образование и воспитание в условиях культуросозидающей среды должно - мы в этом убеждены - строиться на диалогической, межкультурной основе, что обеспечит гармонизацию социальных отношений, создаст возможности и условия для более эффективного становления инновационного поведения личности, способной к сохранению своей индивидуальности, активной жизнедеятельности в гражданском обществе нашего многонационального государства.

Таким образом, образовательный процесс является «человекоформирующим». При всех ее издержках, будущий специалист обретает в стенах вуза необходимые профессиональные знания и обретает важные личностные свойства. Во многом они предопределяют векторы дальнейшего профессионального роста специалиста. Они предопределяют также и способность решения проблем, рассматриваемых нами в настоящей работе.

Ведь помимо всего прочего, умение не раздражаться, не выказывать свое раздражение, находить в негативных ситуациях позитивные составляющие и делать на них опору в процессе взаимодействия - неотъемлемая часть инновационного поведения будущего специалиста нового типа.

Литература

1. Савельев, А. О будущей Доктрине высшего образования / А.Савельев, Л. Романкова // Высшее образование в России. - 1998. - № 3. - С.9-11.

2. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI в. - М., 1998. - 580 с. - С.517.

3. Путин, В.В. О стратегии развития России до 2020 года / В.В. Путин // Российская газета.-09.02.2008.- № 28(4585). - С.2.

4. Березина В.А. О реализации государственной политики в области воспитания студенческой молодежи / В.А.Березина // Сб. матер. Всерос. науч.-практ. конф. «Гуманизация образовательной и внеучебной среды высшей школы как средство воспитания толерантного сознания молодого специалиста». 16-19 окт. 2002. - М., - С.4.

5. Попков, В.А., Критическое мышление как феномен высшего профессионального образования / В.А. Попков, А.В. Коржуев // Вестник ИТИП РАО. - 2007. - № 1. - С.7-8.

6. Иванкина, Л.И.Коммуникативная культура преподавателя как фактор личностно развивающего образовательного пространства / Л.И. Иванкина, Л.А. Раточка / Сборник матер. Всерос. науч.-практ. конф. «Гуманизация образовательной и внеучебной среды высшей школы как средство воспитания толерантного сознания молодого специалиста». 16-19 окт. 2002. - М., - С. 54.

7. Ряшина, В.В. Ролевые игры как средство психологической компетентности в юношеском возрасте / В.В. Ряшина / Сб. тез. междунар. конф.: Подростки и молодежь в меняющемся обществе (проблемы девиантного поведения) - М.: Новый отсчет, 2001. - С.239.

© А. Д. Вислова - канд. психол. наук, доцент каф. теории и истории социальной работы Кабардино-Балкарского госуд. ун-та.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.