РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ФОРМИРОВАНИИ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ
О. А. Ахвердова, И. В. Белашева
ROLE OF PSYCHOLOGICAL SERVICE IN STUDENTS' TOLERANT PERSONALITY DEVELOPMENT
Akhverdova O. A., Belasheva I. V.
The urgent problems of educational process optimization in higher education institute by means of psychologicaf service are considered in the article; the causes of stress-resistance, their dynamics in the educational process of higher education institute are analyzed. A special attention is paid to the problems of first-year students' adaptation and future graduates' tolerant behaviour development.
Key Words: personality, students, educational field, stress-resistance, tolerance, psychological service, psychological adaptation.
В статье рассматриваются актуальные проблемы оптимизации учебно-образовательного процесса в вузе средствами психологической службы, подвергаются анализу причины стрессоустойчивости, их динамика в процессе обучения в вузе. Особое внимание уделяется проблемам адаптации первокурсников и формированию толерантного поведения у будущих выпускников.
Ключевые слова: личность, студенты, образовательное поле, стрессоустойчивость, толерантность, психолоическая служба, психологическая адаптация.
УДК 37.015.3:159.923.5
Образование - это та область социокультурной жизнедеятельности, где совершается становление духовно зрелой, нравственно свободной личности, способной отстаивать общечеловеческие ценности.
Государственная политика в сфере образования основывается на приоритете общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистическом характере образования, его научности и экологической направленности.
В числе наук, которые исследуют главную производительную силу общества - человека, его способности и дарования, эффективность деятельности, одно из центральных мест принадлежит психологии. Будучи тесно связанной с общественными, естественными и техническими науками, она расширяет диапазон своей проблематики, все активнее включается в решение задач высшего образования, в изучение особенностей деятельности студентов и преподавателей.
Становится все более очевидным, что без использования психологических знаний нельзя обеспечить продуктивное развивающее - творческое обучение студентов, их всестороннюю подготовленность к успешной профессиональной деятельности, выработать единый подход к теоретической и практической подготовке. Особую актуальность и звучание приобретает профессионализм - вы -сокая подготовленность к выполнению задач практической деятельности.
Мониторинг воспитательно-образовательного процесса в вузе указывает на необ-
ходимость оказания психологической помощи и поддержки всех его субъектов. На важность разработки этой проблемы указывают и специалисты Психологической службы СГУ, имея десятилетний опыт работы в этой сфере. Особое внимание в работе службы уделяется проблемам студентов. В ситуации, сложившейся сегодня в вузе, студент оказывается перед выбором собственного пути развития и своего будущего. Молодых людей, стоящих на пороге полноценной социальной жизни, волнуют проблемы сущности и назначения человека, его твор -ческой активности и самореализации. В то же время очевидно, что молодежь не имеет определенных жизненных навыков для решения подобных проблем. В связи с этим объективно существует необходимость ор-ганизации особой воспитательной среды как фактора личностного развития студентов, а также психологических условий формирования творческого потенциала, общей и профессиональной культуры.
Студенческий возраст - это прекрасная фаза жизни, со своей спецификой, с радостью и горем, взлетами и падениями, с победами и неудачами. Изменения социально-экономических условий жизни нашего общества повлияли на условия вузовской жизни. Утратили свое значение прежние системы ценностей, а новые еще только выстраиваются. В целом, ситуация в обществе может быть охарактеризована рядом наиболее значимых для понимания стратегии воспитания личности студентов моментов:
- отсутствием четкой, адекватной современным условиям молодежной политики;
- формированием во многом чуждой российскому менталитету молодежной субкультуры, подрывающей фундамент гармонизации воспитательной системы общества;
- переоценкой ценностей, изменением приоритетов в структуре социальнозначимых и личностно престижных профессий, специальностей;
- противоречивостью отношения к образованию в условиях рынка труда и образовательных услуг;
- ослаблением (или утратой) непреходящих педагогических ценностей, традиций, достижений опыта воспитания исторического прошлого, актуализацией проблемы обеспечения социальной, психофизиологической, духовно нравственной безопасности молодежи, преодоление аморальных средств ее социализации (4, с. 254).
Все это естественно создает трудности в осуществлении воспитательной работы.
Условиями успешной воспитательнообразовательной работы со студентами являются мастерство и квалифицированность педагогов, творчество и активность кураторов, инициативы администрации и традиции учебного процесса. Можно выделить и средства работы, среди которых важное место занимает создание молодежных организаций, волонтерского студенческого движения, службы психологической помощи. Деятельность психологической службы должна быть направлена на разработку психологических основ инноваций в области содержания, форм и методов учебно-воспитательного процесса и саморазвития студентов; разработку психолого-эргономических средств поддержки психомоторного развития, повышения умственной работоспособности и творческой активности студентов; психологическое обеспечение индивидуально-адаптивных и коллективно-адаптивных компьютерных программ развития личности и подготовки специалиста; разработку психодиагностических средств изучения и контроля развития профессионально-важных личностных свойств студентов; разработку и адаптацию средств диагностики и тренинга психических состояний у студентов; разработку системы психогигиенического и социально-психологического консультирования студентов; консультирование и отбор абитуриентов вуза, профориентацию школьников и студентов в условиях многоступенчатой системы обучения в вузе; создание добровольной системы накопления индивидуальной информации о развитии личности студентов и их становлении как специалистов с высшим образованием; создание методов и средств сбора психологиче-
ской информации от специалистов - выпускников о вузе с учетом их практического опыта (3, с.140).
Психологическая служба, таким образом, содействует формированию личностного и интеллектуального потенциала студентов, участвует в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности субъектов образовательного процесса, обеспечивает психологические условия для охраны здоровья и развития гуманистической направленности личности студентов, педагогических работников и других участников вуза.
Обучаясь в вузе, студент сталкивается с новыми для него способами организации жизнедеятельности. Приученные к ежедневной опеке и контролю в школе, студенты, попадая в новую среду, испытывают затруднения не только в развитии своего информационного поля, но и в самовоспитании и самообразовании. Наряду с деятельностью преподавателей вуза как носителей и передатчиков информации в вузе необходима специальная психологическая работа для достижения наибольшего воспитательного эффекта.
Многие проблемы в процессе обучения и личностного развития в вузе разрешаются средствами психологической служ-бы. Именно психологическая служба, являясь проводником психологической науки и практики, позволит поддержать и обеспечить педагогические новации, качественно совершенствовать методы обучения, воспитания и развития личности, создать благоприятные социально-психологические условия в коллективе преподавателей и учебных групп.
И одним из направлений деятельности психологической службы в образовательных учреждениях является работа по повышению толерантности учащейся молодежи к различного рода стрессовым психотравмирующим воздействиям. Стресс - это неотъемлемая часть нашей жизни. Психобиологическая сущность стресса заключается в перераспределении ресурсов человеческого организма для выживания в экстремальных условиях. Этот процесс сопровож-
дается напряжением различных адаптационных механизмов и выраженными психофизиологическими изменениями, которые, будучи чрезмерно интенсивными и продолжительными, могут оказывать вторичный повреждающий эффект и становиться причиной расстройств психической деятельности (1, с. 65-71). По своей биологической значимости стресс-реакция - это по существу реакция адаптации. На основании работ Л. А. Орберли, можно считать установленным, что повышение тонуса симпатической нервной системы является начальным, пусковым механизмом стресс-реакции.
Согласно информационной теории эмоций П. В. Симонова, эмоциональная реакция человека на действие экстремального фактора подчиняется универсальному правилу зависимости эмоций от актуальной потребности (ее качества и силы) и вероятности удовлетворения этой потребности на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта. Следовательно, один и тот же экстремальный фактор может вызывать разные эмоции, порожденные качеством доминирующей потребности: биологической (инстинкт самосохранения), социальной (следование определенному эталону поведения, велениям долга) и даже идеальной (потребность в познании, любознательность первооткрывателя). Эмоции вовлечены в архитектонику любого целенаправленного поведенческого акта и при действии экстремальных факторов являются первичными реакциями организма.
То, каким окажется стресс для человека, определяет психотравмирующая ситуация, фактор (стрессор).
Мы постоянно сталкиваемся с различными стрессогенными психотравмирующими факторами, которые тем или иным образом влияют на нас и наше восприятие окружающего мира.
Выделяют следующие типы психотравмирующих факторов: 1) шоковые психические травмы; 2) ситуационные психотравмирующие факторы относительно кратковременного действия; 3) хронически действующие психотравмирующие ситуации;
4) факторы эмоциональной депривации.
Психотравмирующие факторы, отнесенные к первой группе, отличаются большой силой и внезапностью действия. Как правило, эти факторы связаны с угрозой жизни или благополучии человека, воздействуя непосредственно на инстинкт самосохранения. Ввиду непосредственного воздействия на инстинктивную и низшую аффективную сферы, шоковые психотравмирующие факторы не осознаются в полной мере и в силу быстроты действия не вызывают сознательной интрапсихической переработки их содержания и значения (1, с. 120.).
В отличие от шоковых факторов ситуационные психотравмирующие факторы действуют на более высокие сознательные уровни личности (Краснушкин Е. К.).
Хронически действующие психотравмирующие ситуации составляют обширную группу часто встречающихся психотравмирующих факторов. К ним относятся: ситуация длительных ссор и раздоров, родительский деспотизм, применение физических наказаний.
Особую группу составляют факторы эмоциональной депривации, т. е. различные неблагоприятные условия, в которых человек полностью или частично лишен необходимых ему эмоциональных воздействий (ласки, внимания, заботы).
При этом при выявлении стрессора, следует иметь в виду не только конституциональные свойства темперамента и характера, но также, как указывает В. Н. Мясищев, индивидуальную историю развития личности.
Важным внутренним условием воз -никновения толерантности к стрессовым воздействиям является наличие особых черт личности и развивающихся вследствие нарушения процесса ее формирования. Именно выраженность личностной изменчивости, конституционально детерминированной, ответственна за особенности преломления внешних факторов, условий, через внутреннее содержание личности. Социально-психологическая адаптивная толерантность, устойчивость индивидуального барьера психической и психофизиологической адаптации, компенсаторные возможности
личности в отношении биологических, психологических, информационных и иных патогенных стрессоров в значительной мере зависят от взаимодействия, взаимоотношения конституционально-типологических
личностных основ и внешних воздействий (2, с. 53-55).
Студенческий возраст является одним из наиболее уязвимых периодов для воздействия различных психогенных факторов. В этот период молодые люди сталкиваются с проблемой профессионального определения и формирования себя как целостной личности с определенными установками, интересами, формами поведения, причем этот процесс является субъективно-творческим и эмоционально насыщенным. Юность стремится сформировать жизненную позицию по отношению к себе, другим людям и моральным ценностям.
Целью нашего исследования стало влияние мотивационных образований на толерантность к воздействию стрессогенных факторов в процессе обучения в вузе с позиций психотипологического похода.
В исследовании были использованы следующие психодиагностические методики: методика исследования уровня невроти-зации и психопатизации (УНП), разработанная Е. В. Бажиным с соавторами (1976) и И. Б. Ласко (1980), шкала невротической тревожности Тейлора, личностный опросник Айзенка, методика исследования стрес-соустойчивости Холмса-Раге, методика исследования направленности личности О. П. Елисеева, личностный опросник К. Леонгарда.
Экспериментально-психологическое исследование проводилось в ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет». В исследовании приняло участие 136 студентов факультета психологии I кур -са (1 группа) и V курса (2 группа).
Сравнительный статистический анализ результатов исследования показывает преобладание низких показателей стрессо-устойчивости в обеих группах. Однако, студенты I курса демонстрируют более низкие значения стрессоустойчивости, чем студенты V курса (А=35,5%). Пороговая чувстви-
тельность к воздействию стрессоров больше у студентов V курса, нежели у студентов I курса (А=25,7%); 18% пятикурсников обладают высокой стрессоустойчивостью.
Мы предполагаем, что студенты I курса на момент обследования не прошли все этапы адаптации к процессу обучения в вузе, в то время как студенты V курса являются более адаптированными: они более устойчивы к воздействию стрессоров, действуют тактично, руководствуясь своими способностями, распределяют свои возможности согласно результату, т. е. «включают» свои уже сформированные защитные личностные механизмы и противостоят воздействиям травмирующих факторов среды жизнедеятельности.
Анализ результатов методики УНП показал, что уровень невротизации у студентов I курса несколько выше, чем у студентов 5 курса. Применение статистических методов обработки результатов исследования позволяет утверждать наличие корреляционной связи между показателями стрес-соустойчивости и уровнем невротизации у студентов (критерий Стьюдента). Это подтверждает наше предположение о том, что студенты, только начавшие обучение в вузе, сталкиваются с многочисленными проблемами адаптивного характера:
- отрицательные переживания, связанные с уходом вчерашних учеников из школьного коллектива с его взаимной помощью и моральной поддержкой;
- неопределенность мотивации выбора профессии, недостаточная подготовка к ней;
- неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием привычки повседневного контроля педагогов;
- поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; налаживание быта и самообслуживания;
- отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, справочниками, указателями.
Все эти трудности различны по своему происхождению. Одни из них объективно неизбежны, другие носят субъективный ха-
рактер и связаны со слабой подготовкой, дефектами воспитания в семье и школе.
Студенты I курса отличаются более высоким уровнем личностной тревожности по сравнению со студентами V курса. Применение корреляционного анализа выявило пропорциональную зависимость между показателями личностной тревожности и стрессоустойчивостью.
У студентов I курса определены высокие показатели по шкале эмоциональная устойчивость - нейротизм (опросник Айзенка), что указывает на наличие у этой группы испытуемых невротической тревожности. У пятикурсников данный показатель ниже на 6 %. Это свидетельствует о том, что студенты I курса более ярко и эмоционально реагируют на события, происходящие с ними, у них снижены пороги эмоциональной чувствительности, что приводит к увеличению количества факторов, объективно и субъективно воспринимаемых как «угрожающие» и «раздражающие».
Наше исследование показало, что на развитие личности студента в вузе влияет вся совокупность социально-психологии-ческих условий: уровень общего интеллектуального развития, успешность адаптации к условиям вуза, готовность личности к обучению, успешность в межличностных отношениях, наличие благоприятного психологического климата в академической группе, направленность и сформированность устойчивого интереса студента к своей будущей общественной и профессиональной жизни, развитие самопознания и самореализации. В целом, сам процесс обучения в вузе благоприятно сказывается на показателях стрес-соустойчивости в юношеском возрасте: этот процесс стабилизирует эмоциональность и повышает психологическую толерантность к воздействию стрессоров.
ЛИТЕРАТУРА
1. Александровский Ю. А. Пограничная психиатрия и современные социальные проблемы. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 111 с.
2. Боев И. В. Жертвы терроризма (психология, психопатология и терапия): Пособие для
врачей и клинических психологов — Ставрополь: Изд-во СГМА, 2003. — 147 с.
3. Изотова Е. И. Психологическая служба в образовательном учреждении. — М.: Академия, 2007. — 288 с.
4. Шаповалов В. А. Социология молодежи. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. (в соавторстве).
Об авторах
Ахвердова Ольга Альбертовна, Ставропольский государственный университет, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой клинической психологии, декан факультета психологии. Сфера научных интересов -
личность, личностная и поведенческая изменчивость, проблемы конституционально-биологических, психологических и социальных основ личности. Автор психологической модели дифференциальной диагностики девиантного поведения. Автор более 100 научных и учебнометодических работ, в том числе монографий. а11а syvorova@mail.ru
Белашева Ирина Валерьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии. Сфера научных интересов - психология аномального развития, психология личности. kem33@1ist.ru