Научная статья на тему 'Специфика социально-психологической адаптации студентов в системе негосударственного образования'

Специфика социально-психологической адаптации студентов в системе негосударственного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / МИКРОСОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / НЕЙРОПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / БИОЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫ / ПСИХОЛОГИЯ АБИТУРИЕНТА / PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / MIKRO- SOCIAL CONDITIONS / NEIROMENTAL HEALTH / BIOLOGICAL RHYTHMS / PSYCHOLOGY OF THE ENTRANT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богданов Е. Н.

в статье изучены вопросы специфики социально-психологической адаптации студентов в высших учебных заведениях системы негосударственного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

in article specificity questions socially-psychological adaptation of students in higher educational institutions of system of not state formation are studied.

Текст научной работы на тему «Специфика социально-психологической адаптации студентов в системе негосударственного образования»

Специфика спциально-пспхологическоп адаптации студентов в системе негосударственного образования

Е. Н. Богданов

Аннотация: в статье изучены вопросы специфики социально-психологической адаптации студентов в высших учебных заведениях системы негосударственного образования.

Ключевые слова: психологическая адаптация, микросоциальные условия, нейро-психическое здоровье, биологические ритмы, психология абитуриента.

The summary: in article specificity questions socially-psychological adaptation of students in higher educational institutions of system of not state formation are studied.

Keywords: psychological adaptation, mik-ro-social conditions, neiromental health, biological rhythms, psychology of the entrant.

В течение жизни человек много раз меняет свой статус, попадая в определенные микросоциальные условия (школа, институт, работа, семья), и каждый раз ему необходимо вырабатывать для этих условий новые формы поведения. Тяжесть новых взаимоотношений в первую очередь изменяют состояние психической сферы человека. Это приводит к перестройке нейро-эндокринных связей и метаболических процессов, что зачастую лежит в основе патогенеза отклонений в нервно-психическом здоровье.

В этой связи проблемы адаптации первокурсников в высшей школе в целом не являются принципиально новыми. Тем не менее, несмотря на достаточную изученность этого процесса, каждый новый набор студентов имеет свои

специфические особенности, которые являются зеркальным отражением социально-экономических перемен, происходящих в обществе.

В настоящий период, когда в системе высшего образования широко представлены негосударственные образовательные учреждения, и вступительные испытания в них существенно отличаются от тех, которые проходят школьники при поступлении в государственные вузы, проблема адаптации таких абитуриентов к процессу обучения в высшей школе стала очень актуальной.

Возможность получения платного образования как в государственных, так и в негосударственных Вузах по- новому ставит проблему уровня общеобразовательного развития школьников и формирования мотивации их обучения.

Существовавшие ранее ограничения для потока абитуриентов (проходной балл, наличие стажа в конкретной профессиональной области) в настоящее время «снимаются» экономическими решениями, еще не достаточно отрегулированными. Это, безусловно, приводит к понижению «элитности» высшего образования, увеличению количества «случайных», плохо подготовленных студентов, ориентированных не столько на обучение, сколько на получение документа о высшем образовании. Этот факт приобретает особое значение, когда идет речь о профессиональном становлении специалистов системы «человек-человеку»: психологов, врачей, учителей, и т.д. Поэтому одной из главных проблем

в процессе обучения первокурсников является формирование профессиональной мотивации студентов.

Школьники с низкой мотивацией на поступление и обучение в государственный вуз, как правило, одинаково «индифферентно» относятся к изучению любых предметов школьной программы и не всегда имеют достаточно высокий интеллектуальный уровень общеобразовательного развития для последующего обучения в вузе. Поэтому при поступлении таких абитуриентов в негосударственные образовательные учреждения у них сразу возникает проблема — несоответствие между поступающей в процессе обучения информацией и возможностью ее переработки по причине отсутствия соответствующей образовательной базы ( по сути, каждые когда-то изучавшиеся в школе понятия или термины звучат как DE NOVO). Это создает для первокурсника самые большие трудности, осложняет адаптацию и тормозит общее психическое развитие.

Помимо этого психологическая готовность к обучению в институте включает в себя также и социальную готовность.

Отмена «возрастного ценза» в образовании существенно расширила возрастной диапазон студентов, образовалась категория лиц, получающих второе высшее образование. Такие студенты обладают высокой мотивацией на профессиональную подготовку. Однако здесь встречаются трудности иного рода: такие группы студентов отличаются устоявшимися, сложившимися когнитивными схемами, специфическими особенностями познавательной деятельности, что отражается во всех аспектах образовательного процесса

и требует от высшей школы новых методических подходов к обучению данного контингента.

Доминирование мотива, побуждающего выполнять предъявляемые вузом требования, а также познавательные интересы, которые должны были бы обеспечить первокурснику успешное приспособление к новым условиям высшей школы, у студентов негосударственных высших учебных заведений практически отсутствуют.

Среди абитуриентов, поступающих в негосударственные вузы, безусловно, есть и такие, которые пытались поступить в государственный вуз, но не набрали нужного количества баллов. Их отличает хорошо развитая мотиваци-онно-потребностная сфера, психологическая подготовленность к пониманию норм и правил обучения в высшей школе. Поэтому уровень их адаптации к образовательному процессу значительно выше, чем у тех абитуриентов, которые пришли учиться в вуз только потому, что так хотят их родители или потому, что так «принято в обществе».

Помимо указанных различий между абитуриентами, поступающими в негосударственные вузы, есть еще одно—это степень их волевого развития.

По этой причине часть первокурсников испытывает значительные трудности в процессе обучения: чрезмерное подчеркивание преподавателями недостатков в усвоении первокурсником учебной программы, в отсутствии у них общей культуры поведения в вузе — все это нередко приводит к возникновению отрицательных эмоциональных переживаний, которые вызывают у студента-первокурсника негативные эмоциональные состояния, неприязнь к учебному

процессу, неадекватное представление

о своих возможностях и, в результате, уход из института.

Теоретическими и экспериментальными исследованиями П.К. Анохина (1965), К.В. Судакова (1997) было показано, что система, обеспечивающая адаптацию, представляет собой совокупность подсистем, соединенных жесткими связями.

С точки зрения общих закономерностей под адаптацией, прежде всего, понимается потеря привычных способов взаимодействия индивида с окружающей средой и процесс создания новых, наиболее оптимальных для данного индивида. Насколько быстро, эффективно и «безболезненно» протекает этот процесс, зависит от следующих факторов:

1.Поиск, воспроизведение, переработка информации (основа познавательной адаптации);

2. Эмоциональная регуляция—(про-цесс, создающий личностное отношение к получаемой информации и воссоздающий внутреннюю устойчивость личности);

3. Социально-психологические контакты, отражающие приобретенные знания и социальный статус человека, его личностную позицию;

4. Биологический ритм «Сон-бодрствование»;

5. Состояние нейро-гуморальной системы.

Первые три фактора находят проявление во внешнем поведении индивида.

По существу, адаптационный период первокурсников проходит на общем фоне не юношеского, а еще подросткового периода. Эта особенность накладывает отпечаток на все сферы деятельности

студента (и познавательную, и эмоциональную, и социально-психологическую): эгоцентричность мышления, категоричность в суждениях, неустойчивая самооценка —все проходит через эту призму.

Рассмотрим эти процессы более подробно.

Адаптация в познавательной сфере

Привыкание студента к образовательному процессу в вузе осложняется, прежде всего, тем, что стили ведения образовательного процесса в вузе и в школе сильно отличаются.

В привычных условиях человек осуществляет решение типовых задач на познавательном, автоматическом уровне. В новых же условиях все задачи для него нетипичны, у него нет стандартных способов их решения и ему необходимо выработать новый алгоритм поведения, новые способы решения этих задач.

Даже «слабые» студенты должны освоить предметы учебного плана. Это ставит и перед ними, и перед преподавателями сложные задачи: не только «сформировать необходимый уровень ЗУН», но заложить фундамент профессионального самоопределения будущих специалистов.

Кроме того, отсутствие ежедневного контроля может вначале негативно влиять на успеваемость и нередко ведет к разочарованию и потере уверенности в себе.

Монологичность лекций также зачастую вызывает у первокурсников определенное напряжение в связи с тем, что они пытаются писать все, что произносит лектор, абсолютно не вникая при этом в содержание лекции, т.е. обучение носит репродуктивный характер.

До недавнего времени акцент образовательного процесса большинством

преподавателей был смещен на изучение профессиональных дисциплин. Общим, гуманитарно-экономическим дисциплинам, необходимым для целостного социокультурного развития личности, отводилась второстепенная роль.

В настоящее время проблема повышения общественного статуса гуманитарного образования в российской высшей школе является весьма актуальной. На первый план выдвигаются задачи постоянного обновления содержания и структуры гуманитарного образования, использования современных информационных технологий и механизмов контроля качества.

В связи с вышесказанным, начиная с первого курса, преподаватели-гуманитарии должны начинать реализацию содержания гуманитарного и социальноэкономического образования с целью формирования у студентов социально необходимых личностных качеств, характеризующих портрет будущего специалиста, таких как: культура системного мышления, организационного поведения, коммуникативная культура, толерантность, стремление к самопознанию и саморазвитию, организаторские и лидерские качества, гибкость и креативность мышления, умение представлять свои профессиональные и личностные качества. Это необходимо осуществлять с учетом традиций отечественной педагогики и интеграции учебного и воспитательного процессов. Данная задача приобретает особую важность в негосударственных вузах. Трудность формирования профессионально значимых и социокультурных качеств будущего специалиста в негосударственном вузе обусловливается тем, что помимо всех вышеуказанных особенностей аби-

туриентов, которые поступают учиться в негосударственные вузы, их отличает еще то, что в практике учебы многие из студентов ориентируются на простую репродукцию—пассивное воспроизведение излагаемого курса. Такая ориентация не может сформировать у студентов творческих подходов для дальнейшей реализации своей профессиональной деятельности.

Учитывая эти особенности, во многих вузах уже на первом курсе вводятся элементы специализаций. Однако в негосударственных образовательных учреждениях данная практика не возможна из-за недостаточно сформированной общеобразовательной базы у первокурсников.

Поэтому более целесообразным у первокурсников негосударственных вузов, на наш взгляд, является изменение установки на форму образовательного процесса. Как показывает практика, более значительный эффект приносят занятия, на которых «монологичность» преподавателя заменяется открытым общением со студентами и подведение их к пониманию задач «изнутри».

Социально-психологическая адаптация студента

Уже было сказано, что большинство студентов первого курса в основном ориентированы на профессиональные предметы. При этом большинство из них «настроены» не на сам процесс обучения, а, скорее, на его результат. Они отождествляют себя с юристами, дизайнерами, психологами, т.е. с конечным результатом обучения, «Мастером». В то же время образы «Я-школьник», «Я-абитуриент»—еще центральны, а позиция «Я-студент»—находится в начальной стадии своего формирования.

Поэтому направленность на высокий профессионализм для первокурсника зачастую может быть маскировкой направленности на собственное «Я», что является типичным для старшего подростка.

Завышенная, но еще неустойчивая самооценка, которая проявляется в этих ориентациях, препятствует и нормальному установлению межличностных отношений. Многие первокурсники не уверены в позитивном отношении со стороны своих однокурсников; контакты пока затруднены, что также является результатом адаптационного периода, т.к. общение со сверстниками является доминирующей потребностью данного возрастного периода.

Категория «зрелых» студентов, обучающихся по заочной и вечерней формам обучения, имеют другие социальнопсихологические сложности, которые также негативно сказываются на общем процессе адаптации.

Здесь студенты, уже занимающиеся определенной профессиональной деятельностью, имеющие образование и профессиональный статус, вновь возвращаются в социальную позицию «студента», а вместе с ней принимают все требования к этой социальной роли. Нередко это порождает внутренние конфликты и сопротивление, повышает критичность и требовательность и к педагогу, и к образовательному процессу, и к вузу в целом. В таких студенческих группах становится особенно важным качество преподавания,равноправный, открытый диалог, способность педагога создавать атмосферу общего творческого процесса, а не его монологичная трансляция теоретических положений.

Эмоциональная адаптация

Напряженный период начального этапа обучения в вузе, большой объем

информации, новые формы контроля знаний — все это относится к стрессорам, сила воздействия которых превышает защитные резервы организма. Следовательно, закономерным является факт снижения работоспособности и повышенной тревожности у студентов-первокурсников уже в середине семестра. Для многих первокурсников характерно состояние своеобразной эйфории, что проявляется в повышенной эмоциональной возбудимости. Чаще всего она сменяется состоянием сильной усталости и апатии после занятий. В личной беседе многие первокурсники жаловались на нарушение сна.

Однако после зимней сессии у первокурсников происходят некие изменения со стороны ЦНС, в частности, в статусе их вегетативной и лимбической систем, которые позволяют им во втором семестре значительно увереннее и эмоционально уравновешеннее проходить все формы текущего и итогового контроля по сравнению с первым полугодием.

Таким образом, можно сделать вывод

о том, что социально-психологическая и познавательная адаптация первокурсников сопровождается морфо-функ-циональными перестройками организма.

Социально-бытовая адаптация студентов

Для некоторых студентов поступление в вуз, связанное с изменением основного места их пребывания в течение дня, также является стрессогенным фактором. Результаты многих педагогических, психологических и социальных исследований показывают, что для подавляющего большинства студентов адаптация к новым для них условиям (необходи-

мость перемещения от дома до института в общественном транспорте, новое здание, незнакомые аудитории и т.д.) требует непредвиденно большего напряжения для достижения предполагаемого результата. При этом продолжительность периода адаптации в некоторых случаях может включать в себя практически весь период обучения из-за непрерывно меняющихся программ и планов.

Поэтому еще одной задачей вуза в рамках адаптации студентов к образовательному процессу является необходимость снизить возможность развития негативных психических состояний у студентов, помочь им овладеть своим поведением в новых условиях, не подавляя при этом их собственного активного поиска. Чем более успешно пройдет адаптационный период, тем более продуктивным будет в дальнейшем обучение в вузе.

Для исследования процесса адаптации студентов-первокурсников СГИ нами была использована схема наблюдения Александровской Э.М. (1983), позволяющая давать количественную оценку не только отдельных сторон адаптации, но и выводить интегральный показатель, характеризующий этот процесс.

Схема содержит семь шкал, отражающих разные стороны процесса приспособления студентов к учебному процессу в вузе.

В каждой шкале представлено шесть позиций от 0 до 5 баллов. Количественная оценка производится на основании бальных показателей отдельных поведенческих реакций.

Формы поведения, оцениваемые 5, 4 и 3 баллами, отражают разный уровень адаптации. Отсутствие адаптации соответствует 2, 1 и 0 баллов.

Первые три критерия базируются на двух шкалах.

Эффективность учебной деятельности —определяется суммированием оценок по шкалам:

1 — учебная активность;

2—усвоение знаний (успеваемость).

Усвоение норм поведения в вузе—

оценивается по шкалам:

3—поведение на занятиях;

4—поведение в перерывах между занятиями.

Успешность социальных контактов —оценивается по шкалам:

5—взаимоотношения с однокурсниками;

6—отношение к преподавателю.

Количественная оценка каждого из

перечисленных критериев колеблется в пределах от 0 до 10 баллов.

Интервал от 0 до 4 баллов характеризует зону неблагоприятных для адаптации показателей.

Эмоциональное благополучие— основывается на шкале 7, значение которой определяется оценками от 0 до

5 баллов, а зона неблагоприятных показателей адаптации включает позиции 0,

1 и 2 балла.

Общий интегральный показатель вычисляется суммированием по всем перечисленным шкалам, и размах его значений находится в пределах от 0 до 35 баллов.

Его величина может свидетельствовать о степени адаптации:

1. полной—интервал от 21 до 35 баллов;

2. неполной — от15 до 20 баллов (имеющиеся у первокурсника формы поведения хотя бы в одной из выделяемых сфер институтской жизни не соответствуют предъявляемым требованиям);

3. дезадаптация или отсутствие адап-тации—от 0 до 14 баллов.

Результаты наблюдения за учащимися первого курса психологического факультета (22 человека) в течение 20022003 учебного года показали, что адаптация к образовательному процессу ( к вузу) протекает у них по-разному и отличается по скорости и по устойчивости.

Для определенной части студентов-первокурсников (56%) процесс адаптации происходит в течение трех месяцев. Он сопровождается определенными трудностями в сфере общения и приобретения социальных контактов с однокурсниками, сниженной активностью на занятиях, трудностью выполнения правил поведения в вузе, неустойчивым вниманием и нередкими конфликтами в перерывах между занятиями.

У 30% студентов-первокурсников с неустойчивой адаптацией период проявления неблагоприятных форм поведения (на занятиях учащиеся занимаются посторонними делами), что говорит

об их социальной незрелости и отсутствием возможности взять на себя роль «Студента». Они демонстрируют низкий уровень овладения образовательными программами, не активны на занятиях, мало контактируют с однокурсниками. Лишь к концу семестра, т.е. спустя почти 5 месяцев, негативные формы таких студентов сменяются на адекватные, о чем свидетельствует положительная динамика интегрального показателя.

Среди первокурсников были выявлены студенты (14%), для которых характерно нарушение нормальных форм социально-психологической адаптации, что проявляется в ограничении способностей справляться со своими учебными и социальными функциями, в нега-

тивных формах поведения и появлении крайне отрицательных эмоций. Таких студентов отличает слабо выраженная учебная активность, их социальный статус в группе снижен. При этом неуспеваемость в данном случае является как бы вторичным фактором их дезаптации.

Данные тестирования студентов-первокусников по личностному опроснику Р. Кеттела позволяют сделать вывод о том, что полноценной адаптации первокурсника к вузу способствует гармоническое развитие его личности. Студентам, характеризующимся высоким уровнем сформированности интеллектуальных функций, стойкой мотивацией к учебной деятельности, общительностью, эмоциональной стабильностью и высоким самоконтролем, в вузе обеспечены благоприятные микросоциальные и биологические условия его развития.

Студенты, у которых преобладает комплекс личностных особенностей, среди которых доминируют такие свойства, как повышенная эмоциональная лабильность, неуверенность в себе, социальная робость и низкий самоконтроль, приводят к неустойчивой адаптации.

Студенты с интеллектуальными дефектами и недоразвитием мотивацион-но-потребностной сферы, характризу-ются инфантилизмом, проявляющимся в виде двух форм: в виде моторной рас-торможенности и в виде психической тормозимости. Психотравмирующая ситуация, связанная с несостоятельностью учащихся с инфантильным типом личности в условия высшей школы, обусловливает возникновение у них астенических и неврозоподобных синдромов.

Таким образом, на основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

1. Социально-психологический процесс адаптации школьников при поступлении их в институт представляет собой процесс перестройки поведения и деятельности учащегося.

2. Критерием адаптации первокурсников к учебному процессу является положительная динамика работоспособности или ее улучшение на протяжении первого учебного полугодия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Условие, облегчающее адаптацию студентов первого курса к образовательному процессу — это ступенчатость и постепенное увеличение интенсивности информационного потока, а также оптимизация содержания и методики обучения.

4. Неустойчивость адаптации сопровождается ослаблением систем регуляции организма учащихся и появлением отклонений со стороны их нервно-психической сферы.

Литература:

1. Анохин П.К. Эмоции и эмоциональные расстройства.

В книге «Эмоции и эмоциональные расстройства», М., 1965, стр. 5-20.

2. Александровская Э.М. Критерии социальнопсихологической адаптации детей к школе.

В книге «Проблемы адаптации в гигиене детей и подростков» под ред. Г.Н. Сердюковской, С.М. Г ром-баха. М.,1983, стр. 32-39.

3. Судаков К.В. Новые акценты классической концепции стресса.

Бюллетень экспериментальной биологии и медицины, 1997, том 123, №2, стр. 124-129.

Становление индивидуальности в образовательном процессе

Аннотация: проблема становления индивидуальности в процессе образования рассматривается в двух аспектах. Первый аспект представляет теоретический анализ современных концепций идентификации личности в течение всей жизни. Второй аспект связан с выделением двух групп факторов, определяющих становление индивидуальности. Одна группа представляет собой психологопедагогические факторы, главный из которых—образовательный процесс, другая—разноуровневые свойства человека.

Ключевые слова: научные концепции индивидуальности, проблема идентификации личности в течение жизни, стили жизни, процесс образования.

Л. Б. Юшкова

The summary: the essay gives a short outline of the basic concepts of individuality in modern science and traces the origins of existing definitions of identity in lifelong period. Existence as a distinct individuality is taking into account view on two groups of factors. The first group consists in psychological and pedagogical factors. One of the moulding factors of individuality is the educational process. The factors of the second group constitute the multistruc-tural virtues. The author looks for the connection between the coming-to-be individuality and educational process. Keywords: the coming-to-be individuality in morden science, longlife identity, lifestyles, educational process as a moulding factor of individuality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.