Раздел IV. СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
УДК 378.1
ТГ. Анисимова ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К ОПТИМИЗАЦИИ
ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ В СРЕДЕ ВУЗА
Аннотация. Статья посвящена проблеме адаптации студентов к условиям вузовского обучения. Рассматриваются основные направления деятельности по оптимизации процесса адаптации студентов в среде вуза.
Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, высшее учебное заведение, студенты, оптимизация.
Tatyana ^ssmova GENERAL APPROACHES TO OPTIMIZATION
OF PROCESS OF ADAPTATION OF STUDENTS IN ENVIRONMENT OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Annotation. The article deals with the problem of students' adaptation to the conditions of university education. The basic directions of activity to optimize the process of adaptation to the environment of high school students.
Keywords: social and psychological adaptation, university, students, optimization.
Одной из проблем, связанных с получением профессионального образования вчерашними школьниками, являются трудности, с которыми они сталкиваются в период адаптации к учебе в вузе. Именно в этот период у студента происходит перестройка всей системы ценностных ориентаций личности, вырабатываются новые способы познавательной деятельности и формируются определенные типы межличностных отношений. От успешности адаптации студентов в высшем учебном заведении зависит психологический комфорт, позитивная учебная мотивация, направленность и характер учебной деятельности на старших курсах. В этой связи представляется актуальной задача оптимизации процесса социально-психологической адаптации студенческой молодежи в образовательной среде вуза.
Под адаптацией будем понимать способность человека приспосабливаться к социальным и физическим требованиям среды и успешно функционировать в ней без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой. Процесс адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в вузе затрагивает все сферы жизни и деятельности человека. На эффективность этого процесса оказывают влияние такие факторы, как специфика учебной деятельности студентов, новые условия жизнедеятельности, личностные особенности (механизмы психологической защиты, черты характера, скорость и качество адаптивных реакций), фактор адаптированности к педагогической системе (адаптация к новой системе образования, контроля, требований) и т.д. Требования учебного процесса, изменение сферы общения, новые социальные роли требуют умения быстро ориентироваться, осваивать новые виды деятельности, проявлять гибкость по отношению к иным ценностям, нормам и правилам поведения. Резкая ломка многолетнего рабочего стереотипа зачастую приводит к стрессовым реакциям, что может явиться причиной низкой успеваемости студентов и трудностей в общении.
© Анисимова Т.Г., 2014
Успешная адаптация выражается в активном творческом приспособлении студентов к условиям высшей школы, в процессе которого у них формируются навыки и умения в организации умственной деятельности, положительное отношение к избранной профессии, рациональный коллективный и личный режим труда, досуга и быта, система работы по профессиональному самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности [5].
Рассматривая процесс социально-психологической адаптации, можно заключить, что он обусловлен взаимовлиянием двух систем: адаптивной ситуации (качественно новой социальной среды, обладающей своими параметрами и предъявляющей свои критерии оценки личности) и адаптивной потребности (стремления самого субъекта привести свои установки в соответствие со сложившимися нормативами среды) [2]. Исходя из этого, можно выделить два основных направления деятельности по оптимизации процесса адаптации. Первое направление работы должно способствовать повышению адаптационных возможностей самого студента, а второе - оптимизировать условия вузовской среды для повышения эффективности процесса адаптации.
Проведенное автором в 2010-2012 гг. социологическое исследование, в рамках которого было опрошено 1110 студентов вузов г. Орла и г. Москвы показало, что немалая часть студентов-первокурсников испытывают трудности в адаптации к жизни в вузе.
В первую очередь это трудности, возникающие в учебном процессе. Так, 20 % молодых людей не справляются с большой учебной нагрузкой, 10,5 % опрошенных испытывают сложности в изучении дисциплин, почти пятая часть первокурсников (18,1 %) указывают на недостаток времени для подготовки к занятиям. А между тем успехи в учебе являются основным приоритетным фактором адаптации студентов в вузе. Хорошая успеваемость придает студенту уверенность в своих силах и правильности сделанного выбора
Но проблема адаптации детерминирована не только учебным процессом в вузе, существует и проблема установления межличностных контактов среди первокурсников, а также с преподавателями вуза. По результатам опроса пятая часть студентов имеют сложные отношения с однокурсниками, такая же доля респондентов чувствует себя в группе некомфортно, около 38 % опрошенных отмечают недостаточную сплоченность и взаимопонимание между студентами группы, 11,5 % первокурсников не имеют друзей среди однокурсников [1].
Также выявлены сложности и психологического характера. Четверть студентов часто испытывают чувство сильного одиночества, почти половина опрошенных периодически чувствуют себя несчастными, переживают депрессивные состояния.
Таким образом, в рамках первого направления работы по оптимизации процесса адаптации студентов в вузе необходимо внедрение форм взаимодействия с ними на следующих уровнях:
- образовательном (развитие мотивации к обучению, адаптация к учебной деятельности;
- психологическом (развитие уверенности в себе);
- межличностном (обеспечение процессов эффективного межличностного взаимодействия).
Очевидно, что для наибольшей эффективности процесса социально-психологической адаптации первокурсников необходимы сотрудничество и координация действий соответствующих служб и подразделений вуза: администрации вуза, центра по воспитательной работе совместно с кураторами учебных групп, преподавателями, студенческими общественными организациями. И ведущую роль в этом процессе играют преподаватели, курирующие учебные группы, так как куратор - это первый человек, преподаватель, с которым сталкиваются бывшие абитуриенты, ставшие студентами первого курса. Преподаватель, выполняющий функции куратора студенческой группы, - это посредник между студентами и сложной структурой жизнедеятельности вуза. Многие студенты отмечают, что спорные вопросы по поводу их академических проблем успешнее решает куратор [3]. Он знает группу и отдельных студентов лучше, чем другие преподаватели, читающие учебные курсы в течение одного
года или семестра. Куратор, находясь в постоянном контакте с первокурсниками, помогает им освоиться в социуме, изучить интересы и потребности, их индивидуальные особенности, выстроить перспективные линии формирования группы как коллектива. При этом целесообразно расставлять акценты на установление не только функционально-ролевых, но и доверительно-личностных отношений со студентами. Таким образом, можно выделить следующие направления работы кураторов групп студентов:
- проведение мероприятий по ознакомлению первокурсников с уставом, традициями, особенностями высшего учебного заведения, правами и обязанностями студентов, правилами внутреннего распорядка вуза;
- ознакомление с возрастными психофизиологическими особенностями студентов, с особенностями их потребностно-мотивационной сферы, с психологией межличностного взаимодействия и психологией учебной группы;
- проведение мероприятий, направленных на сплочение коллектива студенческой группы; создание благоприятного психологического климата в группах первокурсников;
- включение студентов в общественную жизнь вуза, в занятия творческих коллективов, в работу различных объединений, клубов и отрядов;
- помощь студентам в решении ряда вопросов (жилищно-бытовых, учебных и др.);
- индивидуальная работа со студентами по социально-психологической адаптации;
Формируя профессионально важные качества студентов, куратор должен помочь студентам
организовать их собственную учебную (познавательную, творческую) деятельность, научить студентов ставить цель, планировать свои действия, выбирать средства и способы ее достижения. Кроме этого, на первых этапах сплочения коллектива куратор сам организует мероприятия и деловые игры, постепенно он привлекает к этим делам студентов-активистов и в конце учебного года может поручить им ответственные задания. Тем самым куратор способствует развитию у студентов таких качеств, как целеустремленность, коммуникативность, самостоятельность, инициативность, организованность, дисциплинированность, взаимопомощь.
Изучая психические особенности студентов, куратор выявляет главные мотивы поведения и деятельности как отдельных студентов, так и подгрупп, которые образуются в академической группе. Это позволяет ему выстраивать со студентами благоприятные взаимоотношения и создавать условия для их самоутверждения.
Важной составляющей деятельности по оптимизации адаптации студентов к условиям обучения в вузе является психологическое сопровождение работы кураторов, которое должна осуществлять служба психологической помощи вуза.
При изменении привычных условий жизни появляются факторы, вносящие дезорганизацию в психическую деятельность, регулирующую поведение первокурсника. Состояние острых психических реакций является стадией адаптационного процесса, на которой личность начинает испытывать на себе влияние психогенных факторов изменения условий существования. Это состояние первичной дезадаптации. Человек начинает испытывать фрустрирующее влияние среды.
Применение методов психологического воздействия и психологической помощи позволит повысить эффективность адаптации на личностном уровне. Задачами такой психологической поддержки являются формирование адекватной самооценки и уровня притязаний, повышение мотивации учебной деятельности, совершенствование коммуникативной компетентности и навыков поведения в конфликтных ситуациях.
Основные проблемы, которые должны корректироваться службой психологической помощи:
1) нарушение общения с окружающими: поиск новых контактов, замкнутость и боязнь контактов, обидчивость и конфликтность и др.;
2) эмоциональные нарушения: агрессивность, эмоциональная расторможенность, внешняя эмоциональная раскованность, скрывающая застенчивость, ранимость, обидчивость, робость, тревожность;
3) комплексы (система черт, образов и переживаний, выстраивающихся вокруг «центрального» переживания и существующих бессознательно и автономно, подобно самостоятельной личности, независимой от сознания и других комплексов) [2].
Групповая и индивидуальная работа психолога со студентами помогает привести в действие адаптационные процессы, которые включают в себя как внутренние, так и внешние изменения: к внутренней адаптации относятся изменения в установках, чувствах, эмоциях и мотивации личности, к внешним - наблюдаемое поведение и поступки, в основе которых лежит внутренняя адаптация.
Как уже отмечалось, адаптация в вузе - это проблема не только самих студентов, но и всего коллектива, образовательной среды вуза, поскольку именно в этой среде протекает процесс адаптации первокурсников. В связи с этим второе направление оптимизации процесса адаптации заключается в создании комплекса таких условий в среде вуза, которые способствовали бы повышению эффективности этого процесса.
Зачастую организация учебной деятельности на первом курсе не обеспечивает в должной мере адаптацию студентов к специфическим условиям профессиональной школы. В результате неадекватных подходов к организации педагогического процесса, направленного на решение задач адаптации студентов, несогласованности действий преподавателей, недостаточного внимания к решению этой проблемы со стороны руководителей, студенты адаптируются к учебному процессу довольно сложно. Таким образом, можно выделить следующие факторы, способствующие успешной учебной адаптации студентов:
1. Единство требований к оценке учебного труда первокурсников, результатов личностного
роста.
2. Скоординированная деятельность профессорско-преподава-тельского состава: по формированию знаний; по включению форм организации обучения (групповые, индивидуальные виды работы); по интеграции учебного материала различных предметов вокруг проблем, имеющих профессиональный аспект; по организации совместных воспитательных усилий кураторов первокурсников.
3. Максимальное использование активных и интерактивных форм обучения, активизирующих интерес к предмету и личности преподавателя, стимулирование самостоятельности и поисковой активности студентов в учебной деятельности.
4. Внедрение системы дифференцированной и индивидуальной работы преподавателей, кураторов, родителей по компенсации объективных и субъективных факторов, препятствующих успешной учебной адаптации.
Наряду с учебной, необходимым звеном в интеграции личности и среды является также социально-культурная деятельность в вузе, так как именно в этой сфере формируется активная позиция человека, обусловливающая его выбор моделей и стратегий поведения. Социально-культурная деятельность в вузе является одним из значимых факторов социальной адаптации студентов, обеспечивающих их социально-культурную интеграцию с обществом, способствующих формированию мировоззрения, этических норм, социальной мобильности, саморазвитию и самоопределению. Эта деятельность подвижна, гораздо менее регламентирована, чем учебный процесс, разнообразна, создает ситуации свободного выбора.
Систематическая, направленная на достижение определенных педагогических целей социально-культурная деятельность, выбор форм и содержания которой соответствует уровням социальной адаптированности студентов, позволит наиболее успешно осуществить профессиональное и ценност-
ное самоопределение, раскрыть творческий потенциал учащейся молодежи, сформировать потребность в социально значимой деятельности [5].
Таким образом, можно выделить следующие направления активизации условий, способных обеспечить процесс адаптации студентов-первокурсников:
- актуализация личностно-профессионального потенциала студентов посредством использования комплекса педагогических средств, интегрирующих влияние окружающей среды и собственную мотивацию обучающегося;
- обеспечение активного вовлечения студентов в различные виды социально-культурной деятельности в вузе, поощрение инициативы, расширение сферы интересов и потребностей, стимулирование приобретения дополнительных компетенций, привлечение к работе в органах самоуправления, к реализации оригинальных творческих проектов;
- стимулирование разноуровневого и разноаспектного педагогического взаимодействия преподавателей и студентов в различных видах совместной деятельности.
Рассмотрение процесса адаптации студентов в качестве системы, состоящей из двух тесно взаимосвязанных и взаимовлияющих подсистем (образовательной среды вуза и адаптирующейся личности студента) и осуществление деятельности по оптимизации данного процесса по двум указанным направлениям позволит обеспечить успешную адаптацию студенческой молодежи к условиям вуза.
Библиографический список
1. Редько Л.Л. Психолого-педагогическая поддержка адаптации студента-первокурсника в вузе / Л.Л. Редько, Ю.А. Лобейко. - М.: Илекса, 2008.
2. Афонина Т.Н. Социально-психологическая и профессиональная адаптация студентов вузов Центрального региона России (по материалам социологического исследования) / Т.Н. Афонина [и др.]. - Орел: Изд-во ОрелГАУ, 2001. - 195 с.
3. Анисимова Т.Г., Шуметов В.Г. Адаптация современного студенчества к обучению в вузе: количественный анализ результатов социологического исследования // Социологический альманах «Управление в условиях динамично развивающегося общества». -2013. - № 5. - С. 176-180.
4. Гришаев О.В., Щербакова М.В. Профессиональная роль куратора // Электронный журнал «Аккредитация в образовании». - 2009. - № 32 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.akvobr.ru/ professionalnaja_rol_kuratora.html
5. Осипенкова Н.А. Социально-культурная деятельность как фактор социальной адаптации студентов: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2007.