Научная статья на тему 'Изучение психологических трудностей первокурсников в условиях адаптации к обучению в вузе'

Изучение психологических трудностей первокурсников в условиях адаптации к обучению в вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1442
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / СТАБИЛИЗАЦИЯ ХАРАКТЕРА / ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ РЕГУЛЯЦИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ADAPTATION OF THE STABILISATION OF THE NATURE / BEHAVIORAL CONTROL / COMMUNICATION ABILITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пухачева Людмила Ивановна

Статья посвящена рассмотрению трудностей адаптации первокурсников к обучению в вузе, приобщению недавних абитуриентов к студенческим формам коллективной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study of the psychological difficulties of first-year students in the conditions of adaptation to training in a higher educational institution

The article is devoted to the difficulties of adaptation of the first-year students to study in the University, the integration of recent entrants to the student forms of collective life.

Текст научной работы на тему «Изучение психологических трудностей первокурсников в условиях адаптации к обучению в вузе»

научно-методический электронный журнал ART 13507 УДК 159.942.5:378.178

Пухачева Л. И. Изучение психологических трудностей первокурсников в условиях адаптации к обучению в вузе// Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 01. - ART 13507. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/ 13507.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Пухачева Людмила Ивановна,

старший преподаватель кафедры психологии ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Елабуга риИасИеуа 1947@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению трудностей адаптации первокурсников к обучению в вузе, приобщению недавних абитуриентов к студенческим формам коллективной жизни.

Ключевые слова: адаптация, стабилизация характера, поведенческая регуляция, коммуникативные способности.

Проблема адаптации, будучи междисциплинарной, занимает большое место в исследованиях отечественных [1 ] и зарубежных психологов. В психологическую науку термин «адаптация» был введен из биологических дисциплин. В частности, в физиологии термин означает реакцию приспособления органов чувств по отношению к воздействию соответствующих раздражителей, а в биологии - приспособление строения функций органов к условиям существования организма. Смысл приспособления остается и в психологии. Особенно это выражено в тех психологических концепциях, которые направлены на анализ взаимоотношения индивида с окружающей средой.

Психологическое содержание понятия «адаптация» является значительно более широким, чем в биологических науках. В широком смысле адаптация представляет собой динамическое образование, результат и процесс приспособления организма или личности к условиям внешней среды, а также свойство любой саморегулирующейся системы (биологической, социальной или технической), которое состоит в способности приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды.

Термин «студент» латинского происхождения, в переводе на русский язык означает усердно работающий, занимающийся, т. е. овладевающий знаниями. Студент как человек определенного возраста и как личность может характеризоваться с трех сторон: с психологической, социальной, биологической. Психологическая сторона представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности. Главное в психологической стороне - психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от которых зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований. Однако, изучая конкретного студента, надо учитывать вместе с тем особенности каждого данного индивида, его психических процессов и состояний.

Социальная сторона воплощает в себе общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе, национальности и т. д.

Биологическая сторона включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение, черты лица, цвет кожи, глаз, рост и т. д. Эта сторона в основном предопределена наследственностью и врожденными задатками, но в известных пределах изменяется под влиянием условий жизни.

Студенческий возраст характеризуется достижением наивысших, «пиковых» результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развития.

Изучение психологических трудностей первокурсников в условиях адаптации к обучению в вузе

f\j ■Л f\j

http://e-koncept.ru/2013/13507.htm

научно-методический электронный журнал ART 13507 УДК 159.942.5:378.178

Пухачева Л. И. Изучение психологических трудностей первокурсников в условиях адаптации к обучению в вузе// Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 01. - ART 13507. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/ 13507.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Если же изучить студента как личность, то возраст 18-20 лет - это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др.

Студенческий возраст характерен и тем, что в этот период достигаются многие оп-тимумы развития интеллектуальных и физических сил. Но нередко одновременно проявляются «ножницы» между этими возможностями и их действительной реализацией.

Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт.

Вместе с тем специалисты в области возрастной психологии и физиологии отмечают, что способность человека к сознательной регуляции своего поведения в 17-19 лет развита не в полной мере. Нередки немотивированный риск, неумение предвидеть последствия своих поступков, в основе которых могут быть не всегда достойные мотивы.

Юность - пора самоанализа и самооценок. Самооценка осуществляется путем сравнения идеального «Я» с реальным. Но идеальное «я» еще не выверено и может быть случайным, а реальное «Я» еще всесторонне не оценено самой личностью. Это объективное противоречие в развитии личности молодого человека может вызвать у него внутреннюю неуверенность в себе и сопровождается иногда внешней агрессивностью, развязностью.

Факт поступления в вуз укрепляет веру молодого человека в собственные силы и способности, порождает надежду на полнокровную и интересную жизнь.

Студенческий возраст является сенситивным периодом для развития основных социогенных потенций человека. Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности. За время обучения в вузе, при наличии благоприятных условий, у студентов происходит развитие всех уровней психики. Они определяют направленность ума человека, т. е. формируют склад мышления, который характеризует профессиональную направленность личности [2].

Для успешного обучения в вузе необходим довольно высокий уровень общего интеллектуального развития, в частности восприятия, представлений, памяти, мышления, внимания, эрудированности, широты познавательных интересов, уровня владения определенным кругом логических операций и т. д.

Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него особенностей учебы в вузе. На протяжении начальных курсов складывается студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к избранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности.

Развитие студента на первом курсе имеет некоторые особые черты. Первый курс решает задачи приобщения недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни.

В целом же, развитие личности студента как будущего специалиста с высшим образованием идет в ряде направлений:

- укрепляются идейная убежденность, профессиональная направленность, развиваются необходимые способности;

- совершенствуются, «профессионализируются» психические процессы, состояния, опыт;

- повышаются чувство долга, ответственность за успех профессиональной деятельности, рельефнее выступает индивидуальность студента;

http://e-koncept.ru/2013/13507.htm

научно-методический электронный журнал ART 13507 УДК 159.942.5:378.178

Пухачева Л. И. Изучение психологических трудностей первокурсников в условиях адаптации к обучению в вузе// Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 01. - ART 13507. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/ 13507.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

- растут притязания личности студента в области своей будущей профессии;

- на основе интенсивной передачи социального и профессионального опыта и формирования нужных качеств растут общая зрелость и устойчивость личности студента;

- повышается удельный вес самовоспитания студента в формировании качеств, опыта, необходимых ему как будущему специалисту;

- крепнут профессиональная самостоятельность и готовность к будущей практической работе.

Адаптация студентов первого курса к обучению в вузе связана с решением двух основных задач:

- изменение некоторых методов обучения школьников, хотя бы старших классов с учетом форм и методов, используемых в вузах;

- с первых же дней обучения студентов в вузе предоставление им необходимой информации о требованиях, методах, формах и специфических особенностях обучения каждой специальности (специализации) в вузе.

Эта проблема будет, по крайней мере, ещё достаточно долго существовать, поэтому от успешного её решения зависит, кто из поступивших в вуз успешно его закончит [3].

От того, как долго по времени и по различным затратам происходит процесс адаптации, зависят текущие и предстоящие успехи студентов, процесс их профессионального становления.

Резкая ломка многолетнего привычного рабочего стереотипа, основу которого составляет динамический стереотип, иногда приводит к нервным срывам и стрессовым реакциям. По этой причине период адаптации, связанный с ломкой прежних стереотипов, может на первых порах обусловить и сравнительно низкую успеваемость, и трудности в общении. У одних студентов выработка нового стереотипа проходит скачкообразно, у других - ровно. Несомненно, особенности этой перестройки связаны с характеристиками типа высшей нервной деятельности, однако социальные факторы имеют здесь решающее значение. Знание индивидуальных особенностей студента, на основе которых строится система включения его в новые виды деятельности и новый круг общения, дает возможность избежать дезадаптационного синдрома, сделать процесс адаптации ровным и психологически комфортным [4].

В проведенных исследованиях процесса адаптации первокурсников к вузу обычно выделяются следующие главные трудности: отрицательные переживания, связанные с уходом вчерашних учеников из школьного коллектива с его взаимной помощью и моральной поддержкой, неопределенность мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней; неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием привычки повседневного контроля педагогов; поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в общежитие; наконец, отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, справочниками, указателями.

Все эти трудности различны по своему происхождению. Одни из них объективно неизбежны, другие носят субъективный характер и связаны со слабой подготовкой, дефектами воспитания в семье и школе.

Адаптация - это предпосылка активной деятельности и необходимое условие ее эффективности.

http://e-koncept.ru/2013/13507.htm

научно-методический электронный журнал ART 13507 УДК 159.942.5:378.178

Пухачева Л. И. Изучение психологических трудностей первокурсников в условиях адаптации к обучению в вузе// Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 01. - ART 13507. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/ 13507.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Исследователи различают три формы адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза:

- адаптация формальная, касающаяся познавательно-информационного приспособления студентов к новому окружению, к структуре высшей школы, к содержанию обучения в ней, ее требованиям, к своим обязанностям;

- общественная адаптация, т.е. процесс внутренней интеграции (объединения) групп студентов-первокурсников и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом;

- дидактическая адаптация, касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работ [5].

Во всех вузах обычно специально планируется система мероприятий, способствующая адаптации первокурсников к условиям вуза. К числу наиболее важных мероприятий относятся: работа по формированию и комплектованию академических групп; ритуал «Посвящение в студенты» и чтение курса «Психолого-педагогическое сопровождение личности»; выступления ведущих преподавателей в группах; знакомство с историей вуза и выпускниками.

Исследование студентов-первокурсников проводилось в Елабужском филиале К(П)ФУ на инженерно-технологическом факультете. Было обследовано 30 человек. В качестве методики исследования был выбран многоуровневый личностный опросник «Адаптивность», разработанный А. Г. Маклаковым, С. В. Чермяниным.

Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» предназначен для оценки адаптационных возможностей личности с учетом социально-психологических и некоторых психофизиологических характеристик, отражающих обобщенные особенности нервно-психического и социального развития.

В основу методики положено представление об адаптации как о непрерывном процессе активного приспособления человека к постоянно меняющимся условиям социальной среды и профессиональной деятельности.

Эффективность адаптации во многом зависит от того, насколько реально человек воспринимает себя и свои социальные связи, точно соизмеряет свои потребности с имеющимися возможностями и осознает мотивы своего поведения. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушению адаптации, что может сопровождаться повышенной конфликтностью, нарушением взаимоотношений, понижением работоспособности и ухудшением состояния здоровья.

Степень соответствия этому «интервалу» психической и социально-нравственной нормативности обеспечивает эффективность процесса социально-психологической адаптации, определяет личностный адаптационный потенциал, являющийся важнейшей интегральной характеристикой психического развития. Характеристику личностного потенциала адаптации можно получить, оценив уровень поведенческой регуляции, коммуникативные способности и уровень моральной нормативности.

Поведенческая регуляция - это понятие, характеризующее способность человека регулировать свое взаимодействие со средой деятельности. Она осуществляется в единстве энергетических, динамических и содержательно-смысловых аспектов. Основными элементами поведенческой регуляции являются: самооценка, уровень нервнопсихической устойчивости, а также наличие социального одобрения (социальной поддержки) со стороны окружающих людей. Все выделенные структурные элементы не являются первоосновой регуляции поведения. Они лишь отражают соотношение потребностей, мотивов, эмоционального фона настроения, самосознания, «я-концепции» и др.

rv /j ги

http://e-koncept.ru/2013/13507.htm

научно-методический электронный журнал ART 13507 УДК 159.942.5:378.178

Пухачева Л. И. Изучение психологических трудностей первокурсников в условиях адаптации к обучению в вузе// Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 01. - ART 13507. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/ 13507.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Поэтому система регуляции - это, сложное, иерархическое образование, а интеграция всех ее уровней в единый комплекс и обеспечивает устойчивость процесса регуляции поведения. Другой характеристикой, определяющей эффективность процесса социально-психологической адаптации и выступающей в качестве одной из основных составляющих личностного адаптационного потенциала, являются коммуникативные качества человека. Поскольку человек практически всегда находится в социальном окружении, его деятельность сопряжена с умением строить отношения с другими людьми.

Коммуникативные возможности (или умение достигнуть контакта и взаимопонимания с окружающими) у каждого человека различны. Они определяются наличием опыта и потребности общения, а также уровнем конфликтного. Не менее важной стороной процесса адаптации является соблюдение моральных норм поведения, обеспечивающих способность адекватно воспринимать индивидом предлагаемую для него определенную социальную роль.

В данном тесте вопросы, характеризующие уровень моральной нормативности индивида, отражают два основных компонента процесса социализации: восприятие морально-нравственных норм поведения и отношение к требованиям непосредственного социального окружения. Обработку результатов проводят по четырем «ключам», соответствующих шкалам: «достоверность», «нервно-психическая устойчивость», «коммуникативные способности», «моральная нормативность», «личностный адаптивный потенциал».

На каждый вопрос теста обследуемый может отвечать «да» или «нет». Поэтому при обработке результатов учитывается количество ответов, совпавших с «ключом». Каждое совпадение с «ключом» оценивается в один «сырой» балл.

Шкала достоверности оценивает степень объективности ответов. В случае если общее количество «сырых» баллов превышает 10, то полученные данные следует считать недостоверными вследствие стремления учащегося соответствовать социально желаемому типу личности.

Результаты исследования студентов-первокурсников показали, что в целом студенты первого курса адаптировались к обучению в вузе. 20% ответов явились недостоверными. Наибольшее количество - 65% студентов составляет группа высокой и нормальной адаптации. Лица этой группы достаточно легко адаптировались к новым условиям деятельности, быстро вошли в новый коллектив, достаточно легко и адекватно сориентировались в ситуации, быстро выработали стратегию своего поведения. Как правило, не конфликтны, обладают высокой эмоциональной устойчивостью.

Общее социальное самочувствие студентов довольно неплохое. Очевидно, сказывается успешное для большинства завершение вступительных экзаменов, радостное ощущение («Я - студент»).

Между характером оценки адаптации к студенческой жизни и социальным самочувствием студента существует тесная взаимосвязь: чем труднее и дольше шел процесс адаптации, тем ниже социальное самочувствие студентов. Благоприятная картина в основном определяется мнением тех студентов, кто свое социальное самочувствие оценивает достаточно высоко (4-5 баллов по 5-балльной системе).

Доля таких студентов в общем массиве достаточно велика: каждые 7 из 10 студентов оценили свое социальное самочувствие в 4 (52%) и 5 (18%) баллов. Но именно поэтому особое внимание должно быть уделено тем трем из каждых десяти студентов-первокурсников, чей процесс адаптации к вузу был трудным и долгим, а потому и свое социальное самочувствие они оценили крайне низко - в 1-2 (6%) и 3 (24%) балла.

(V Г /V

http://e-koncept.ru/2013/13507.htm

научно-методический электронный журнал ART 13507 УДК 159.942.5:378.178

Пухачева Л. И. Изучение психологических трудностей первокурсников в условиях адаптации к обучению в вузе// Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 01. - ART 13507. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/ 13507.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

25% студентов-первокурсников составили группу с удовлетворительной адаптацией. Большинство лиц этой группы обладают признаками различных акцентуаций, которые в привычных условиях частично компенсированы и могут проявляться при смене деятельности. Поэтому успех адаптации зависит от внешних условий среды. Эти лица, как правило, обладают невысокой эмоциональной устойчивостью. Возможны асоциальные срывы, проявление агрессии и конфликтности. Лица этой группы требуют индивидуального подхода, постоянного наблюдения, коррекционных мероприятий.

10% студентов-первокурсников составили группу лиц с низкой адаптацией. Лица этой группы обладают признаками явных акцентуаций характера и некоторыми признаками психопатий, а психическое состояние можно охарактеризовать, как пограничное. Возможны нервно-психические срывы. Лица этой группы обладают низкой нервнопсихической устойчивостью, конфликтны, могут допускать асоциальные поступки.

В группе студентов адаптированных на низком уровне мотивационно-смысловая симптоматика достижения характеризуется слабой ориентацией на себя, склонностью к соперничеству, излишней критичностью по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям. Реализации этой потребности препятствуют конформность, мягкость, ожидание помощи и советов, склонность к сотрудничеству, компромиссность.

В данной группе симптоматика познания сопряжена с влиянием семьи, с низким стремлением студентов к реализации своих творческих возможностей, со скромностью, робостью, уступчивостью. В процессе учебной деятельности студенты склонны к ожиданию помощи и советов от других, зачастую не имеют все это, что снижает возможности реализовать познавательную потребность. Мотивационно-смысловое образование обеспечивает личности направленность к сотрудничеству, кооперации, гибкости и компромиссам при решении проблем и в конфликтных ситуациях. Понимание реализации потребности связано с материальным благополучием, со стремление к установлению благоприятных отношений с окружающими людьми.

Слабая выраженность доминирования коррелирует с робостью, уступчивостью, трудностями переключения в процессе общения, эмоциональной чувствительностью к неудачам в общении, оценкам окружающих людей. Удовлетворенность студентов связана со стремлением к социальным контактам, с эмоциональной чувствительностью к неудачам в общении. Самопознание характеризуется стремлением к объективной информация об особенностях своего характера, способностях и других личностных качествах. Самоотношение характеризуется отсутствием собственного мнения (конформность), послушным выполнением своих обязанностей, ожиданием помощи и советов. Их характерологические особенности включают в себя скромность, робость, уступчивость, что коррелирует с негативными эмоциональными переживаниями.

В начале первого курса мотивационно-смысловая симптоматика достижения соединена со стремлением к повышению уровня своей образованности, с ценностями семейных отношений, признания, уважения, одобрение со стороны наиболее значимых лиц, к более высокому материальному положению. Значимы корреляции со стремлением к реализации творческих возможностей, со значимостью благоприятных отношений с окружающими людьми, с достижением ощутимых результатов на данный период жизни, но и с наличием «ощущением» независимости от других людей, с уверенностью в себе.

У 20% человек отмечается завышенная выраженность эгоистических черт, ориентации на себя, но при этом есть повышенная чувствительность к неудачам в работе. Симптоматика познания коррелирует со стремлением к благоприятным отношениям с

http://e-koncept.ru/2013/13507.htm

научно-методический электронный журнал ART 13507 УДК 159.942.5:378.178

Пухачева Л. И. Изучение психологических трудностей первокурсников в условиях адаптации к обучению в вузе// Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 01. - ART 13507. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/ 13507.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

окружающими людьми, заинтересованностью проблемами общественной жизни, с повышенными негативными эмоциональными переживаниями, связанными с учебой.

45% студентов стремятся разнообразить круг своего общения, установить благоприятные отношения с окружающими, изменить для этого свою личность и характер. Важным является получение морального удовлетворения, сохранение своей индивидуальности. Доминирующие тенденции характеризуются стремлением к деятельности, к разнообразию социальных контактов, к моральному удовлетворению, к независимости от других людей. Доминирование направлено на приобретение уверенности в себе, ориентированности на себя. Уверенность в себе формируется ценностью семейных отношений, признанием и одобрением со стороны других, высоким материальным положением.

Студенты направлены на достижение конкретных и ощутимых результатов, на сохранение своеобразия и неповторимости своей личности, взглядов, убеждений. Они легко переключаются в процессе общения, стремятся к разнообразию коммуникативных программ. Смыслы доминирования обнаруживают себя в учебной деятельности, в сфере увлечений, где студенты также стремятся к сохранению своеобразия. Реализация потребности в доминировании коррелирует с уровнем материального благосостояния студентов, фрустрация потребности в доминировании вызывает у студентов негативные эмоциональные переживания.

Это люди, уверенные в себе, упорные и настойчивые, стремящиеся проявить себя в сфере увлечений, в достижении более высокого уровня материального благосостояния, энергичные в стремлении к независимости. Благоприятные отношения с окружающими людьми устанавливаются за счет приспособления, мягкости, вежливости, определенной склонности к восхищению окружающими. Стремясь помочь другим людям, они получают от этого моральное удовлетворение.

«Нервно-психическая устойчивость». Данный параметр характеризуется склонностью к сотрудничеству, компромиссностью в конфликтных ситуациях, связан с учебой, заниженным стремлением к признанию и уважению со стороны наиболее значимых людей, повышенным стремлением к установлению благоприятных отношений с другими людьми, достижением за счет этого высоких результатов.

Негативные эмоциональные переживания связаны с учебой, семьей, стремлением к повышению материального состояния, тягой к независимости, компромиссно-стью при решении конфликтных ситуаций. Низкий уровень поведенческой регуляции

- определенная склонность к нервно-психическим срывам, отсутствие адекватности самооценки и реального восприятия действительности наблюдается у 15% исследуемых студентов-первокурсников.

У остальных 85% студентов-первокурсников наблюдается высокий уровень нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции, высокая адекватная самооценка и реальное восприятие действительности.

«Моральная нормативность». Показатели моральной нормативности ниже среднего у 35% студентов-первокурсников.

На первом курсе мотивационно-смысловая симптоматика достижения коррелирует с адаптированностью, учебной тревожностью, социальными контактами. Снижается стремление к повышению уровня образованности, познавательная активность, чувствительность к неудачам в общении и деятельности. Симптоматика познания характеризуется снижением стремления к повышению уровня образованности, но возрастает стремление к признанию, одобрению, уважению со стороны значимых лиц. Уменьшается проявления конформности, ожидание помощи и советов и

pu "7 fu

http://e-koncept.ru/2013/13507.htm

КОНТ TF.TTT

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пухачева/1. И. Изучение психологических трудностей первокурсников в условиях адаптации к обучению в вузе// Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 01. - ART 13507. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/ 13507.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304120Х.

научно-методический электронный журнал ART 13507 УДК 159.942.5:378.178 других, склонность к сотрудничеству, компромиссности в конфликтных ситуациях чувствительность к неудачам в учебной деятельности. Возрастают негативные эмоциональные переживания.

У 65% студентов-первокурсников наблюдается высокий уровень моральной нормативности. Данные студенты реально оценивают свою роль в коллективе, ориентируется на соблюдение общепринятых норм поведения.

«Коммуникативные способности». У 30% опрошенных студентов наблюдается снижение коммуникативной значимости общения, необходимое в социальных контактах. Чувствительность к неудачам в общении снижается, но сохраняется ориентация на себя. В учебной деятельности снижается стремление к общению как таковому. Изменяется направленность общения: становятся важными достижение уважения, признания других. Растет стремление к независимости от других, неповторимости, своеобразию своей личности. Растут негативные эмоциональные переживания. Уверенность в себе формируется в учении, возросшим стремлением к реализации своих творческих возможностей, благоприятными отношениями с окружающими людьми, ориентацией на себя.

У 70% студентов-первокурсников наблюдается высокий уровень развития коммуникативных способностей, они легко устанавливают контакты с однокурсниками, окружающими, не конфликтны.

В целом исследуемая группа студентов-первокурсников достаточно успешно адаптировалась в учебной деятельности в вузе.

Ссылки на источники

1. Андреева Д. А. О понятии адаптация. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе // Человек и общество. - Л.: ЛГУ, 1973. - Вып. 13. - С. 62-69.

2. Вражнова М. О системе профессиональной адаптации студентов // Высшее образование в России. - 2004. - № 9. - С. 118.

3. Гапонова С. А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения // Социс. - 1994. -№ 3. - С. 131-135.

4. Жданов И. А. Адаптация и прогнозирование деятельности. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1991. - 254 с.

5. Кузнецов П. С. Адаптация как функция развития личности. - Саратов, 1991. - 189 с.

Puhacheva Ludmila,

Senior teacher, psycholoqical department of Kazan (Volga) Federal University, Yelabuga puhacheva 1947@mail.ru

The study of the psychological difficulties of first-year students in the conditions of adaptation to training in a higher educational institution Abstract. The article is devoted to the difficulties of adaptation of the first-year students to study in the University, the integration of recent entrants to the student forms of collective life.

Keywords: adaptation of the stabilisation of the nature, behavioral control, communication abilities.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»; Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук

977230412013513

http://e-koncept.ru/2013/13507.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.