Научная статья на тему 'Вокально-хоровая деятельность как механизм усиления ресурсов жизнестойкости студентов с немузыкальным профилем вузовской подготовки'

Вокально-хоровая деятельность как механизм усиления ресурсов жизнестойкости студентов с немузыкальным профилем вузовской подготовки Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
601
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫЕ ЗАНЯТИЯ / СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НЕМУЗЫКАЛЬНЫХ ВУЗАХ / CONTENT AND METHODS OF VOCAL-CHORAL ACTIVITIES IN UNIVERSITIES / АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / ADAPTIVE CAPABILITIES / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ. / VOCAL-CHORAL LESSONS / STRESS SUSTAINABILITY / VITALITY.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зеличёнок Е.В.

Статья посвящена раскрытию возможностей вокально-хоровой деятельности в вузах с немузыкальным профилем подготовки для усиления личностных качеств стрессоустойчивости и жизнестойкости студентов. Представлено авторское понимание вокально-хоровой деятельности как «социального оазиса», компенсирующего учебные стрессы студентов. Экспериментально доказано влияние вокально-хоровых занятий на эмоциональное состояние, адаптационные возможности и динамику стрессоустойчивости у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article is devoted to features vocal-choral activities at universities with non-musical profile training to enhance personal qualities resilience of students into the stress. Presented by the author’s understanding of vocal-choral activities as “social oasis” compensating stress training students. Experimentally shown to affect vocal-choral training on emotional state, adaptive opportunities and dynamics of stress in students.

Текст научной работы на тему «Вокально-хоровая деятельность как механизм усиления ресурсов жизнестойкости студентов с немузыкальным профилем вузовской подготовки»

ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК МЕХАНИЗМ УСИЛЕНИЯ РЕСУРСОВ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ СТУДЕНТОВ С НЕМУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОФИЛЕМ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Е. В. Зеличёнок,

ГБОУ СОШ № 1234 г. Москвы

Аннотация. Статья посвящена раскрытию возможностей вокально-хоровой деятельности в вузах с немузыкальным профилем подготовки для усиления личностных качеств стрессоустойчивости и жизнестойкости студентов. Представлено авторское понимание вокально-хоровой деятельности как «социального оазиса», компенсирующего учебные стрессы студентов. Экспериментально доказано влияние вокально-хоровых занятий на эмоциональное состояние, адаптационные возможности и динамику стрессоустойчивости у студентов.

Ключевые слова: вокально-хоровые занятия, содержание и методы вокально-хоровой деятельности в немузыкальных вузах, адаптационные возможности, стрессоустойчивость, жизнестойкость.

Summary. Article is devoted to features vocal-choral activities at universities with nonmusical profile training to enhance personal qualities resilience of students into the stress. Presented by the author's understanding of vocal-choral activities as "social oasis" compensating stress training students. Experimentally shown to affect vocal-choral training on emotional state, adaptive opportunities and dynamics of stress in students.

Keywords: vocal-choral lessons, content and methods of vocal-choral activities in universities, adaptive capabilities, stress sustainability, vitality.

65

Развитие личности в процессе обучения в вузе охватывает множество аспектов и граней, образуя сложный комплекс индивидуально-профессиональных компетенций. Важнейшей его частью является личностный потенциал жизнестойкости (термин Д. А. Леонтьева), отражающий меру готовности человека к преодолению заданных обстоятельств, в конечном

счёте преодоление личностью самой себя, а также меру прилагаемых ею усилий по работе над собой и над обстоятельствами своей жизни.

Одной из специфических форм проявления личностного потенциала является прохождение индивидуумом различных «испытывающих на прочность» условий её развития. Эти условия могут быть генетически или бы-Музыкальное искусство и образование

66

тийно заданы, а также быть выбраны самим человеком (сознательно или бессознательно). Этот процесс самодетерминации развития личности происходит на основе потенциала, осознание которого наиболее ясно приходит в период вступления во взрослость, а именно на этапе вузовского обучения.

Известно, что студенты представляют собой особую социальную группу, объединённую возрастом, целями самоопределения, специфическими условиями труда и жизни. Получение высшего образования следует отнести к специфическому виду деятельности, связанному с высоким уровнем психических и физических нагрузок, резко возрастающих в сессионный период, с дефицитом времени и необходимостью усваивать в сжатые сроки большой объём информации, с повышенными требованиями к решению проблемных ситуаций, с жёстким контролем и регламентацией режима.

Кроме того, для юношеского возраста характерны физиологические, аффективные и когнитивные изменения в жизнедеятельности. Эмоциональная сфера юношей и девушек характеризуется периодическим переживанием неудовлетворённости жизнью, собой, другими людьми. Недостаток рефлексии и самопринятия часто приводит к переоценке своих сил и возможностей и, как следствие, к стрессу. Также всё большую значимость приобретает социальная неопределённость, связанная в том числе с реформой системы образования, что, несомненно, является дополнительным стрессорным фактором.

В связи со сказанным, изучение методов накопления студентами личностного потенциала жизнестойкости

и средств развития стрессоустойчиво-сти в образовательном процессе становится необходимым аспектом, который педагогика и психология профессионального образования должны включить в ряд приоритетных задач.

Проблемой стресса занимались многие видные западные и отечественные учёные. Так, Г. Селье считал, что стресс - это «универсальная реакция организма на различные по своему характеру раздражители» [1, с. 27]. Исследования природы стресса увлекали учёных различных областей науки - физиологии, медицины, психологии и даже философии. Среди отечественных психологов большой вклад в изучение стресса внесли И. П. Павлов [2], Л. А. Китаев-Смык [3], Ф. Ва-силюк [4], Е. М. Черепанова [5] и др.

Однако, как показал анализ литературы по данной тематике, количество работ, посвящённых изучению стрессоустойчивости молодёжи -школьников-подростков и студентов (В. А. Казначеев [6], О. В. Лозгачева [7], Т. С. Тихомирова [8], А. Б. Шан-гин [9] и др.), сегодня невелико. Ещё меньше работ, уделяющих внимание развитию стрессоустойчивости будущих педагогов и психологов (труды М. В. Журавковой [10], Л. М. Мити-ной [11], С. В. Субботина [12] и др.), что свидетельствует о недостаточном внимании исследователей к разработке проблематики в сфере профессионального образования специалистов данной области. А исследований, рассматривающих вокально-хоровую деятельность как фактор развития жизнестойкости личности, на сегодняшний день вообще не существует.

Мы же уверены, что вокально-хоровая деятельность, обладая мощным воспитательным и психологиче-

ским потенциалом, может оказывать влияние на целенаправленное формирование творческой и стрессоустойчивой личности. Личности, у которой развиты такие психические свойства, как эмпатия, эмоциональная устойчивость, организованность, лабильность, гибкость, отзывчивость, а также включённость, контроль и вызов -непременные атрибуты творческого процесса, связанного с публичной демонстрацией результатов.

Как отмечает Ю. П. Фролов в своей книге «Пение и речь в свете учения И. П. Павлова», «любая деятельность организма, включая пение, захватывает весь организм в целом. Строгая же координация и взаимодействие органов осуществляются нервной системой под контролирующим главенством коры головного мозга» [13, с. 3]. Это говорит о том, что в процессе хоровых занятий происходит усиление психофизиологической устойчивости личности за счёт развития контроля и интеграции психических и физиологических действий.

Признано, что благоприятной образовательной средой для компенсации слабого воздействия традиционных институтов социализации юношества в современных условиях являются учреждения дополнительного образования и внеучебная деятельность музыкального и художественного характера. Научное исследование адаптационных возможностей вокально-хоровой деятельности может внести вклад в доказательность данных утверждений.

Вокально-хоровой коллектив представляет собой социальную группу и в этом качестве подчиняется законам и функциям формирования «малой группы» как «оазиса» для поддержа-

ния стрессоустойчивости личности, проверки её адаптационных ресурсов. Основой развития эмоциональной устойчивости молодого человека является формирование чувства единения субъекта с группой, имеющей общее дело, общие интересы и цели. Формирование устойчивости к учебному стрессу студенческой молодёжи достигается вовлечением её в учебно-воспитательные организации различного типа. В нашем исследовании, проведённом на базе Московского психолого-педагоги че ского университета, в качестве такой организации выступил вокально-хоровой коллектив.

Присущее юношеству стремление к эмоциональному разрешению стрессов обусловливает активизацию поиска индивидуумами на данном возрастном этапе адекватных средств психологической самоподдержки -с возможностью обмена эмоциями, их выплеска и трансформации в художественные образы. В силу этого вокально-хоровые занятия, будучи одним из вариантов внеучебной деятельности, для которой характерна глубокая эмоциональная включённость участников, могут рассматриваться как один из эффективных способов преодоления учебного стресса для студентов первых курсов высших учебных заведений.

Анализ вокально-хоровой деятельности как средства формирования стрессоустойчивости показал, что специфика музыкального искусства, его художественно-образная природа, психологический потенциал отвечают личностным потребностям молодёжи. Так, хор представляет собой не просто «собрание поющих», а коллектив, участники которого обладают различными по качеству голосами, му-

67

68

зыкальными способностями, вкусами, пристрастиями, но при этом объединены творческим отношением к музыке, любовью к певческому делу. Именно этим определяются особенности и трудности профессионально-технической организации работы с хором как с психодинамической развивающейся группой, где большое значение имеют формы и методы, применяемые в ходе репетиционных занятий, индивидуальный подход к каждому певцу коллектива, грамотно подобранный репертуар. Таким образом, следует отметить, что положительное влияние на психоэмоциональное состояние студентов может оказывать лишь специально организованная, методически грамотно выстроенная вокально-хо-ро вая деятельность.

Проведённый нами анализ ресурсов вокально-хоровой деятельности в контексте исследуемой проблемы дал возможность предположить, что включение её в систему вузовского образования студентов с немузыкальным профилем подготовки позволит:

• научиться управлять эмоциями в стрессе;

• перевести стресс в состояние «управляемого» явления;

• актуализировать в организме физиологические и психологические составляющие, направленные на приспособление к новой ситуации, обеспечивая при этом сопротивление воздействию стресса или адаптацию к нему;

• более эффективно осуществлять переход из опасной стрессовой фазы тревоги в фазу стабилизации, то есть сбалансированного расходования адаптационных резервов организма;

• накопить психический опыт десенсибилизации (нечувствительности) к стрессорным факторам в «лабо-

раторных» условиях, каковыми являются репетиции и концерты вокально-хорового коллектива, что позволит студентам перенести полученный психический опыт в широкий контекст учебной деятельности.

В проведённом нами исследовании объём выборки испытуемых составил 50 человек. Мы остановили свой выбор на категории студентов-психологов, поскольку их будущая профессиональная деятельность как нельзя близко и остро соприкасается с проблемами травмы и стресса. В связи с этим профессионально значимыми качествами данных специалистов являются саморегуляция, самопринятие, эмпатия, гибкость, лабильность, отзывчивость, устойчивость к стрессовым ситуациям. От профессиональной деятельности психолога зависит психологическое состояние людей, что, в свою очередь, определяет в известной степени не только их общее психофизиологическое состояние, но и результаты труда. Также следует обратить внимание на то, что у одних специалистов по мере «врастания» в профессию сохраняется оптимизм, гибкость, энтузиазм, а у других происходит процесс так называемого «эмоционального выгорания» и нередко развиваются симптомы травматического расстройства, которые могут стать причиной развития соматических заболеваний [14].

Все испытуемые были разделены на две группы: 25 студентов вошли в экспериментальную группу (ЭГ), участвовавшую в занятиях вокально-хоровой деятельностью, и 25 студентов образовали контрольную группу (КГ), не занимавшуюся вокально-хо-ро вой деятельностью. Гендерный и возрастной составы эксперименталь-

ной и контрольной групп выравнены (учащиеся 1 курса в возрасте 17-19 лет, все - женского пола).

Психодиагностический инструментарий составили эмпирические методы научного исследования: наблюдение, эксперимент (опрос и анкетирование, беседа, тестирование); измерение (методы количественной и качественной обработки эмпирических данных); обобщение и анализ результатов деятельности.

В исследование были включены следующие методики: тест Г. Айзенка «Самооценка психических состояний»; «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» (Ч. Д. Спилбергер, Ю. Л. Ханин); «Методика диагностики уровня социальной фрустрированности» Л. И. Вас-сермана (в модификации В. В. Бойко); «Личностная шкала проявления тревоги» Дж. Тейлора, адаптация Т. А. Немчинова; «Опросник диспо-зициональных форм Я-внимания»; 16-факторный личностный опросник Р. Кэттелла; «Опросник иерархической структуры актуальных страхов личности» Ю. Щербатых и Е. Ивле-ва; «Шкала оценок педагогом индивидуально-психологических особенностей учащихся», по Я. Стреляу.

Выбор этих методик обусловлен наиболее частым их использованием в качестве классических психодиагностических инструментов в мировой психологической практике, применяемых в исследованиях стрессо-устойчивости и зарекомендовавших себя высокой надёжностью, инте-гральностью и многоаспектностью подходов, возможностью работы с юношеской возрастной группой. Данные методики позволили изучить психоэмоциональное состояние, лич-

ностные качества, адаптационные возможности и - в целом - стрессо-устойчивость испытуемых.

Исследование состояло из двух этапов: 1) анализ показателей стрессо-устойчивости студентов-психологов; 2) оценка характера влияния занятий вокально-хоровой деятельностью на их изменение.

При анализе и обобщении экспериментальных результатов были использованы математические методы статистической обработки данных. Выявление различий в выборках испытуемых производилось на основе непараметрических критериев: Т-кри-терия Стьюдента, U-критерия Манна-Уитни и W-критерия Уилкоксона.

Выявленные по итогам первого этапа исследования результаты показателей тревожности, фрустрации, агрессивности, ригидности, эмоциональной стабильности, эмоциональной чувствительности, диспозицио-нальной активности («Я-внимания»), актуальных страхов, форм и способов поведения студентов по отдельным методикам позволили нам провести совокупный анализ данных показателей, сравнив состояние стрес-соустойчивости обеих групп испытуемых - контрольной и экспериментальной (рис. 1).

Математический анализ, проведённый по всей совокупности методик с помощью статистической компьютерной программы SPSS 14.0 для исключения исходной разнородности двух выборок при помощи T-критерия Стьюдента, выявил значимые различия в среднем значении только по двум тестам: «Личностная шкала проявления тревоги» (Дж. Тейлор, адаптация Т. А. Немчинова) и «Методика диагностики уровня социальной фру-

69

10090807060504030-// 20-/'~ 10-'"

- |РМ1 |

90+/

8070' 60' 50. 40' 30. 20. 10. 0

|ШМ2 |

Общая тревожность

Ситуативная тревожность

Личностная тревожность

100

100

90

80

70

□ М3

0

КГ

КГ

КГ

□ М1

□ М4

□ М5

т=гь

□ М7

□ М6

Фрустрированность Актуальные страхи

100' 90' 80' 70' 60' 50' 40' 30' 20' 10 0

Дополнительные показатели

Рис. 1. Показатели стрессоустойчивости контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп респондентов по итогам 1-го этапа исследования1

70

стрированности Л. И. Вассермана (в модификация В. В. Бойко)».

В остальных тестах контрольная и экспериментальная группы испытуемых показали практически одинаковые результаты, что позволило сделать вывод об однородности исходных результатов исследования у обеих групп.

Целью второго - формирующего -этапа опытно-экспериментального исследования являлась организация вокально-хоровой деятельности как «социального оазиса»2, влияющего на

формирование личностного потенциала стрессоустойчивости у студентов-психологов. Хор - это специфическая форма для налаживания межличностных отношений и определённого вида эмоционального контакта в общей художественной деятельности. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи даёт молодому человеку чрезвычайно важное чувство эмоциональной устойчивости, психологического баланса и спокойствия.

1 Условные обозначения (здесь и далее): М1 - методика Г. Айзенка «Самооценка психических состояний»; М2 - «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» (Ч. Д. Спилбергер, Ю. Л. Ханин); М3 - «Личностная шкала проявления тревоги» (Дж. Тейлор, адаптация Т. А. Немчинова); М4 - 16-факторный личностный опросник Р. Кэттелла; М5 - «Методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л. И. Вассермана в модификации В. В. Бойко»; М6 -«Опросник диспозициональных форм Я-внимания»; М7 - «Опросник иерархической структуры актуальных страхов личности» (Ю. Щербатых и Е. Ивлева); М8 - «Шкала оценок педагогом индивидуально-психологических особенностей учащихся», по Я. Стреляу.

2 Термин К. Коннора с соавт. [15].

0

КГ

КГ

Вокально-хоровые занятия с экспериментальной группой студентов проводились на протяжении одного года. За этот период участники эксперимента приобрели необходимые для хорового исполнительства основные вокально-хоровые навыки и умения, познакомились с хоровыми произведениями различных эпох, стилей.

Как известно, решающими факторами при подборе произведений для хорового коллектива выступают особенности его состава, художественные, развивающие и воспитательные задачи репетиционной и концертно-испол-нительской деятельности. Вследствие этого репертуар хорового коллектива должен: отличаться доступностью, которая определяется вокальными особенностями произведения; быть нацеленным на преодоление исполнительских трудностей, характер которых постепенно нарастает; быть разноплановым по жанрам, стилистическим особенностям, формам строения и художественным средствам.

Также необходимо отметить, что в последнее время «модным» веянием в хоровом искусстве стало включение в исполнение произведения несложных движений, которые требуют от каждого участника коллектива, подобно певцам оперного хора, стать действующим лицом, персонажем какой-либо разыгрываемой сцены. Подобное обогащение хоровой музыки путём внемузыкальных средств не только способствует оптимизации зрительского восприятия, но и выполняет коммуникативные функции, приобретая тем самым более широкий социальный смысл.

Активизация процессов театрализации хоровой музыки, всё более отчётливо проявляющаяся в современ-

ном искусстве, является не только средством дополнительного влияния на публику. Она выступает выражением более глубокого проявления собственного «я» хористов. Театральные вставки-движения, которые апеллируют к индивидуальной ответственности за артистизм действий, чаще всего привычно «маскированные» в хоре, создают своеобразные эксвизитные ситуации. При этом значительно расширяются исполнительские задачи, которые теперь связаны с передачей художественно-драматического содержания произведения не только посредством музыкального языка, но и путём включения элементов театрализации в академическое пение. Всё это требует от хористов не только владения основными вокально-хоровыми навыками, но и актуализации таких качеств, как артистизм, ощущение свободы на сцене. Как показывает наш опыт, данный приём является одним из важнейших в повышении личностной ресурс-ности, поскольку позволяет студентам справиться с застенчивостью, преодолеть стереотипы поведения, овладеть техникой перевоплощения, что также имеет огромное значение для десенсибилизации стресса.

Работая с юношеским хором, необходимо учитывать специфику возрастных изменений голосового аппарата юношей и девушек, их отличительные особенности и закономерности, связанные с физиологическим и психическим развитием молодого человека. В связи с этим чрезвычайно важен для хоровой работы индивидуальный подход к каждому певцу коллектива. Такой подход не только обеспечивает лучшее усвоение музыкального материала, но и позволяет учесть индивидуальные особенности каждого хориста, что яв-

71

ляется необходимым условием для преодоления студентами тревожности, страха, фрустрации.

На завершающем этапе было проведено сравнительное исследование показателей стрессоустойчиво-сти у студентов-психологов, принимающих участие в занятиях вокально-хоровой деятельностью и не занимавшихся вокально-хоровой деятельностью, по тем же методикам. Графическое моделирование показателей тревожности, фрустрированности и актуальных страхов выявило более значимые по сравнению с первым этапом различия в показателях стрессоустой-чивости обеих групп испытуемых (не менее 28 %). Статистическая обработка результатов подтвердила вышеприведённые выводы (рис. 2).

Анализ данных, проведённый по всей совокупности методик, показал

существенную разницу в средних значениях практически по всем выделенным нами в ходе исследования факторам тревожности (личностной и ситуативной), фрустрации, агрессивности, эмоциональной стрессоустойчи-вости, общественного «Я-внимания», актуальных страхов (тест Айзенка, опросник Спилбергера, тесты Дж. Тейлора, Р. Кеттелла и Л. И. Вассермана, опросники диспозиональных форм Я-внимания и структуры актуальных страхов). Это позволило сделать вывод о зависимости результатов контрольной и экспериментальной групп испытуемых от активного формирующего фактора - занятий вокально-хо-ро вой деятельностью.

Как и ожидалось, в группе участников эксперимента уровень тревожности, фрустрированности, актуальных страхов оказался значительно ниже,

72

100 80 60 40 20 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

100<

□ М1

Общая тревожность

кг

— □ М2

Ситуативная тревожность

100 80 60 40 20 0

кг эг

Личностная тревожность

20

0

кг

эг

100 80 60 40 20 0

кг эг

Фрустрированность

100

% I

л V

л

л

л

кг эг

Актуальные страхи

100' 9080706050403020-

Дополнительные показатели

Рис. 2. Показатели стрессоустойчивости контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп испытуемых по итогам 2-го этапа исследования

50

0

0

5 6

чем в группе студентов, не обучавшихся хоровому пению. Эти результаты были дополнительно подтверждены с помощью критерия Манна-Уитни-Уилкоксона, который продемонстрировал несостоятельность нулевой гипотезы (об отсутствии значимых различий между этапами экспериментальной работы) во всех случаях, за исключением показателей теста Я. Стреляу (что требует отдельного анализа по релевантности данного теста исследуемой реальности).

По завершении второго этапа, на основании анализа результатов теста Я. Стреляу была выявлена корреляционная взаимосвязь между занятиями вокально-хоровой деятельностью и состоянием нервной системы испытуемых. Так, в экспериментальной группе отмечен значительный рост (на 36 %) числа студентов, обладающих выдержкой, высокими способностями к концентрации, работоспособностью, эмоциональной невозмутимостью. Это подтверждает положительный характер влияния вокально-хоровой деятельности на изменение показателей стрессоустойчивости студентов-психологов.

Необходимо отметить и определённые противоречия, выявленные в ходе исследования.

Так, в рамках второго этапа опытно-экспериментального исследования по результатам теста «Личностная шкала проявления тревоги» (Дж. Тейлор, адаптация Т. А. Немчинова) рост стрессоустойчивости у испытуемых контрольной и экспериментальной групп произошёл в равном процентном соотношении - на 4 %. Это свидетельствует, по-видимому, о процессе естественной личностной адаптации к учебной деятельности, не меняющей

существенно значений под влиянием вокально-хоровой деятельности. Данный результат ещё раз подтверждает тот факт, что стрессоустойчивость лиц юношеского возраста является многофакторным изменчивым феноменом, зависящим как от глубинных личностных, так и приобретённых в процессе обучения ресурсов.

Однако в целом результаты исследования подтвердили справедливость выдвинутого нами предположения о положительном влиянии вокально-хоровой деятельности на динамику показателей стрессоустойчивости у студентов-психологов. В частности, было подтверждено, что в процессе занятий вокально-хоровой деятельностью происходит повышение общей стрессоустойчивости, что выражается в понижении уровня реактивной и личностной тревожности, социальной фрустрированности и интегрального показателя актуальных страхов студентов-психологов.

Результаты эмпирического исследования позволили также сделать вывод: занятия вокально-хоровой деятельностью снижают уровень психоэмоционального напряжения студентов, положительным образом влияют на их адаптационные возможности, что стало ещё одним доказательством правомерности нашего предположения.

Были выявлены и дополнительные факторы, оказывающие влияние на формирование стрессоустойчиво-сти к учебной деятельности, среди которых следует выделить постепенное повышение сложности репертуара и фактор восприятия сцены (десенсибилизация). По нашему мнению, косвенным признаком повышения стрес-соустойчивости, формирования таких важных личностных качеств, как вы-

73

74

держка, воля и саморегуляция, в контексте хорового пения является готовность занимающихся в юношеском хоре к овладению более сложным репертуаром и выполнению более сложных вокально-исполнительских задач, а также исчезновение / ослабление страха перед сценой.

В ходе исследования был сделан вывод о наличии сопровождающих юношеский возраст физиологических, аффективных и когнитивных изменений, обусловливающих высокую подверженность индивидуума к стрессу. В этой связи вокально-хоровая деятельность, психофизиологический механизм развития навыков которой обусловливает тесную взаимосвязь с эмоциями человека и носит коммуникативный характер, может рассматриваться в качестве одного из эффективных вариантов психологической поддержки и даже музыкальной терапии студенческих стрессов.

Таким образом, на основании полученных данных мы пришли к выводу, что вокально-хоровая деятельность представляет собой один из эффективных ресурсов формирования стрессоустойчивости в юношеском возрасте. Всё вышесказанное говорит о необходимости использования данного широкодоступного средства психологической поддержки студентов в условиях внеучебного процесса в немузыкальных вузах. Особенно важным это представляется в контексте модернизации отечественной системы образования, определяющей в качестве важнейших задач российской образовательной политики обеспечение современного качества и соблюдения здоровьесберегающих установок в вузовском образовании.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Селье, Г. Стресс без дистресса [Текст] / Г. Селье. - М. : Прогресс, 1979. - 123 с.

2. Павлов, И. П. Системный подход к психофизиологическому исследованию мозга человека [Текст] / И. П. Павлов. - Л. : Наука, 1987. - 213 с.

3. Китаев-Смык, Л. А. Психология стресса [Текст] / Л. А. Китаев-Смык. - М. : Наука, 1984. - 368 с.

4. Василюк, Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) [Текст] / Ф. Е. Василюк. - М. : Изд-во МГУ, 1984. - 200 с.

5. Черепанова, Е. М. Психологический стресс [Текст] / Е. М. Черепанова. - М. : Академия, 1997. - 96 с.

6. Казначеев, В. А. Психологические аспекты формирования стрессоустойчивости у курсантов юридического института Министерства юстиции Российской Федерации : дис. ... канд. психол. наук [Текст] / В. А. Казначеев. - Самара, 2002. - 150 с.

7. Лозгачева, О. В. Формирование стрессо-устойчивости на этапе профессионализации (на примере юридического вуза) [Текст] : дис. ... канд. психол. наук / О. В. Лозгачева. - Екатеринбург, 2004. -222 с.

8. Тихомирова, Т. С. Формирование стрес-соустойчивости школьников подросткового возраста в учебной деятельности [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Т. С. Тихомирова. - М., 2004. - 183 с.

9. Шангин, А. Б. Особенности сопряжения дыхания и кровообращения у лиц молодого возраста при психоэмоциональном напряжении, вызванном экзаменационной ситуацией [Текст] / А. Б. Шангин, В. И. Шостак. - М. б. и., 1992. - 157 с.

10. Журавкова, М. В. Профессиональный тип личности и развитие нервно-психического напряжения в педагогической деятельности [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / М. В. Журавкова. - Л., 1995. - 146 с.

11. Митина, Л. М. Психологическая диагностика эмоциональной устойчивости учителя [Текст] : учеб. пособие для практических психологов / Л. М. Митина. - Кемерово : б. и., 1992. - 71 с.

12. Субботин, С. В. Устойчивость к психическому стрессу как характеристика мета-индивидуальности учителя [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / С. В. Субботин. -Пермь, 1992. - 167 с.

13. Фролов, Ю. П. Пение и речь в свете учения И. П. Павлова [Текст] / Ю. П. Фролов. - М. : Музыка, 1966. - 99 с.

14. Психология общения: энциклопедический словарь [Текст] / под общ. ред. А. А. Бо-далёва. - М. : Когито-Центр, 2011. -556 с.

15. Connor, K. M., Jonathan, R., Davidson, T. and Li-Ching, Lee. Spirituality, Resilience, and Anger in Survivors of Violent Trauma: A Community Survey [Text] / K. M. Connor, R. Jonathan, T. Davidson and Lee Li-Ching // Journal of Traumatic Stress. - 2003. -Vol. 16. - № 5. - P. 487-494.

75

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.