ПШОМИЧЕШЕ ИНУ ки
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРЕНИНГОВ РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА АДАПТАЦИЮ ПЕРВОКУРСНИКОВ
А. В. Суворова, И. В. Белашева
COMPARATIVE ANALYSIS OF EFFECTIVENESS OF DIFFERENT TRAININGS DIRECTED TO 1st -YEAR STUDENTS' ADAPTATION
Suvorova A. V., Belasheva I. V.
The materials of the comparative analysis concerning the effect of communicative competence development trainings and trainings for relieving psycho-emotional the stress upon 1st-year-students' adaptation are given in the article.
Key words: 1st -year students, adaptation, training, support, communicative competence, psycho-emotional regulation.
В статье представлен материал сравнительного анализа эффективности тренингов по развитию коммуникативной компетентности и тренингов снятия психоэмоционального напряжения на адаптацию первокурсников вуза.
Ключевые слова: первокурсники, адаптация, тренинг, психологическое сопровождение, коммуникативная компетентность, психоэмоциональная регуляция.
УДК 159.9:37.015.3
Одной из важнейших предпосылок успешной учебной деятельности первокурсников является их своевременная адаптация к условиям обучения в вузе, рассматриваемая как начальный этап включения их в профессиональное сообщество. От ее успешности зачастую зависит дальнейший ход профессиональной жизни человека (2, с. 3). На начальном этапе обучения студенты испытывают значительные сложности в учебно-познавательной деятельности, требующей сформированной познавательной самостоятельности, коммуникативных умений, ценностных ориентаций. При этом одновременно растут противоречия и возникают трудности в становлении самооценки, самосознания и формировании позитивного образа «Я». Создание благоприятных психологических и социальных условий для преодоления студентами вуза трудностей адаптации в обозначенный период обеспечивают единство, непрерывность учебно-воспитательного процесса и преемственность в развитии личности (5, с.65). Адаптация - это процесс, при котором организм приспосабливается к условиям внешней среды. Под адаптацией в широком смысле понимается особая форма отражения системами воздействий внутренней и внешней среды, заключающаяся в тенденции к установлению с ними динамического равновесия. В результате на основе индивидуального социального опыта происходит приобщение личности к определенным видам деятельности, которое происходит в данной социальной среде (4, с. 55). В
Суворова А. В., Белашева И. В.
Сравнительный анализ эффективности тренингов различной направленности
контексте целей обучения в вузе социальная адаптация первокурсника представляет процесс его интегрирования в студенчество как социальную группу и означает принятие ее норм, ценностей, стандартов, стереотипов и требований. Очевидно, в современном обществе актуализируется проблема оказания психологической поддержки индивиду в процессе формирования адаптивных механизмов поведения, в том числе и в вузе, защищающих личность от негативных последствий социализации и предоставляющих ей возможности продуктивного саморазвития и успешной самореализации. Поддерживая студента, психолог обращается к его личности, постоянно опираясь на ее сильные стороны, помогает сформировать или сохранить уверенность в себе, самоуважение, помогает «не упасть». Тем самым возможно удовлетворение таких важных потребностей каждой личности, как признание и принятие, которые будут способствовать успешной адаптации студентов к студенческой жизни и учебному процессу в целом (1, с. 121). Необходимость изучения психологической поддержки обусловлена, с одной стороны, повышением значимости высшего образования, с другой стороны - отсутствием практических технологий по оказанию целенаправленной поддержки студентам в период их адаптации к новым, незнакомым для них условиям (3, с. 54). Ускорение процессов приспособления первокурсников к новому образу жизни и деятельности, исследование психических состояний, возникающих в учебной деятельности, выявление факторов и условий, способствующих повышению адаптивности, являясь чрезвычайно важными задачами, остаются во многом нерешенными.
В связи с этим актуальным представляется рассмотрение процесса психической адаптации и психологического сопровождения студентов на начальных этапах обучения в вузе.
Научная новизна исследования заключается в разработке модели психологического сопровождения студентов-первокурсников как составной части деятельности психологической службы вуза. Предложен-
ная модель включает в себя специальные тренинговые программы и психодиагностику, обеспечивающую возможность оценки динамики происходящих изменений у первокурсников.
Гипотеза: тренинги коммуникативной компетентности у студентов первокурсников имеют наиболее высокий адаптационный потенциал по сравнению с тренингами психоэмоциональной регуляции.
Целью настоящего исследования стало изучение влияния тренингов различной направленности на адаптацию первокурсников вуза.
Исследование проводилось на базе ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет». Участие в исследовании приняли 46 студентов, обучающихся на 1 курсе специальности «Клиническая психология». Возраст испытуемых - 17 лет. 11% мужского и 89% женского пола. Для решения поставленных задач испытуемые были разделены на две группы: первую группу составили первокурсники, с которыми проводили тренинги, направленные на формирование и развитие коммуникативной компетентности; вторую группу составили первокурсники, с которыми проводили тренинги, направленные на снятие психоэмоционального напряжения.
На первом этапе эмпирической части нами было проведено психодиагностическое исследование, основными задачами которого были: изучение актуального эмоционального состояния, исследование уровня адап-тированности, выявление ведущей мотивации. На втором этапе были подобраны и проведены тренинговые мероприятий различной направленности у каждой из групп. На третьем этапе эмпирической части для проведения сравнительного анализа эффективности различных тренинговых программ было проведено повторное психодиагностическое исследование, с применением методик, использованных на первом этапе. И, наконец, четвертым этапом стала качественная и количественная обработка полученных эмпирических данных для проведения последующей интерпретации результатов.
Методы исследования: патохарактеро-логический диагностический опросник (А. Е. Личко), шкала тревожности (Тейлор), клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний «К-78» (К. К. Яхин, Д. М. Менделевич), опросник определения уровня невротизации и психо-патизации «УНП» (И. П. Бажин), опросник «Самочувствие, активность, настроение (САН)», опросник «Атмосфера в группе», Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) (А. Г. Маклаков и Чермянин). Методы обработки экспериментальных данных: методы первичной обработки: диаграммы, табулирование; методы вторичной обработки: вычисление среднего значения, сравнительный многовекторный психологический анализ, предложенный О. А. Ахвердовой и И. В. Боевым (1998). При разработке оценочной шкалы мы пользовались четырехбалльным выражением степени того или иного патопсихологического показателя: отсутствие признаков - 0 баллов, легкая степень выраженности - 1 балл, умеренная степень выраженности - 2 балла, выраженная степень изменений - 3 балла.
Практическая значимость работы заключается в подборе эффективной программы работы со студентами первого курса на начальном этапе адаптации к учебно-воспитательному процессу в вузе, что может с успехом применяться психологами, преподавателями и кураторами высшей школы.
Сравнительная характеристика результатов обследования в первой группе до и после проведения тренинговых мероприятий на развитие коммуникативной компетенции показала, что по методике «К-78» показатели обсессивно-фобических нарушений, астения и тревожность после проведения тре-нинговых мероприятий снизились, что проявляется в виде снижения навязчивых воспоминаний, сомнений, опасений, неуверенности в своих поступках и принятии решений, эмоциональной устойчивости, повышении работоспособности, снижении утомляемости, раздражительности, вспыльчивости, снизилась неуверенность при общении с окружающими, нетерпеливость, нерешительность.
По методике «УНП» уменьшился уровень невротизации с 3 баллов до 2, уровень психопатизации остался прежним. Снижение уровня невротизации проявляется в виде повышения эмоциональной устойчивости, оптимизма, инициативности, социальной смелости и легкости в общении.
Среднее значение тревожности по методике определения тревожности Тейлора уменьшилось с 13,7 до 11, хотя осталось на среднем уровне проявления значения -2балла. Увеличились показатели по методике «Атмосфера в коллективе» с 66 - 2 баллов до 79 - 3 баллов, методике МЛО-АМ с 2 баллов до 3 баллов. Это означает, что улучшились взаимоотношения внутри коллектива и в целом повысились адаптивные способности студентов.
Анализируя полученные результаты, можно говорить, что тренинги коммуникативной компетентности студентов-первокурсников вызывают позитивные сдвиги, повышая эффективность функционирования механизмов адаптации.
Сравнительная характеристика результатов обследования второй группы до и после проведения тренинговых мероприятий показала, что по методике «К-78» показатели вегетативных нарушений и невротической депрессии после проведения тренинго-вых мероприятий уменьшились, что проявляется в улучшении вегетативных показателей: неустойчивости сосудистого тонуса, аппетита, деятельности сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, головных болей; снижению таких проявлений, как пониженный фон настроения, ограничение контактов с окружающими, снижение интересов, чувство безрадостности. Ослабление тонуса, энергии, беспокойство по поводу чувства одиночества.
По методике «УНП» уменьшился уровень психопатизации с 2 баллов до 1, уровень невротизации остался прежним, что говорит о формировании осмотрительности, уступчивости, ориентированности на мнение окружающих, приверженности к строгому соблюдению общепринятых правил и норм поведения.
Суворова А. В., Белашева И. В.
Сравнительный анализ эффективности тренингов различной направленности
Среднее значение тревожности по методике определения тревожности Тейлора уменьшилось с 13 до 11,1, хотя осталось на среднем уровне проявления значения признака - 2 балла.
Увеличились показатели по методике «САН»: шкала С - с 44 (2 балла) до 50,4 (3 балла), шкала А - с 43 (2 балла) до 48,7 (3 балла), шкала Н - с 48 (2 балла) до 51 (3 балла), что говорит об улучшении в целом самочувствия, настроения, увеличении уровня активности.
Полученные результаты позволяют говорить о том, что тренинги психоэмоциональной регуляции также вызывают позитивные сдвиги, указывая на улучшение состояния психологического здоровья.
В целом, сравнивая изменения психологических показателей обеих групп, мы видим, что и тренинги развития коммуникативной компетентности, и тренинги психоэмоциональной регуляции оказывают очевидный положительный эффект. Но в первой группе адаптивные способности увеличились на 12%, а во второй - на 4%. Т. е., можно предполагать, что на начальном этапе адаптации к обучению в вузе, для первокурсника первостепенное значение имеет «нахождение своего места» в группе, признание новым микросоциумом. Тренинги, направленные на развитие коммуникативной компетенции, позволяют в кратчайшие сроки членам группы, во-первых, лучше узнать друг друга, во-вторых, качественно презентовать себя группе, в-третьих, найти свое место в группе и, в-четвертых, сформироваться группе как целостной единице. Тренинги, направленные на снятие психоэмоционального напряжения, также оказывают мощный положительный эффект (это подтверждается снижением показателя по шкале психопатизации методики УНП). Тренинги психоэмоциональной регуляции имеют интравертированную направленность, а коммуникативные тренинги - экстраверти-
рованную. Вероятно, у первокурсников большая часть активности ориентированна «вовне», чем и объясняется большая эффективность тренингов, повышающих коммуникативную компетентность.
Представленные результаты подтверждают гипотезу исследования о том, что тренинги коммуникативной компетенции имеют более высокий адаптационный потенциал по сравнению с тренингами психоэмоциональной регуляции.
В целом, анализируя теоретический и эмпирический материал, представленный в работе, можно сказать, что сложность приспособления студентов к началу учебного процесса в вузе обусловлена не только изменившимися социальными условиями, но и особенностями юношеского возраста, наступившего в это время. Период юности -это период самоопределения. Самоопределение - социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое - составляет основную задачу юношеского возраста. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. И на пути формирования самоопределения встречаются многочисленные проблемы. Именно в этот период стоит говорить об адаптации. С точки зрения социальной психологии, процесс адаптации понимается как процесс вхождения личности в малую группу, усвоения сложившихся норм, отношений, занятие определенного места в структуре отношений между ее членами. Кардинальное изменение социальных условий приводит к затруднениям в формировании межличностных отношений в коллективе, что приводит к затруднениям в процессе адаптации. Психологические тренинги способствуют восстановлению психологического здоровья, что сопровождается повышением толерантности к стрессорам, более надежным функционированием барьера индивидуальной психической и психологической адаптации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ахвердова О. А., Боев О. И., Бабич А. И. Сравнительная эффективность психокоррекции личностных и поведенческих проявлений непатологического девиантного поведения у подростков // Вестник Ставропольского государственного университета. №65 (6). — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2009. — С. 119-125.
2. Абакарова Э. Г., Макадей Л. И., Дегтярева Г. Н. Особенности психологической адаптации студентов первокурсников к обучению в вузе.// Личность: культура и образование: материалы 52-й научно-методической конференции преподавателей и студентов (апрель, 2007). — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2007. — С. 3—4.
3. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. — М.: Ось, 2002.
4. Завьялова Е. К. Психологические механизмы социальной адаптации человека // Вестник Балтийской педагогической академии. Выпуск 40. — Санкт-Петербург: Изд-во БПА, 2001. — С. 55—60.
5. Рубцова В. Л. К вопросу адаптации студентов первокурсников к учебной деятельности в вузе // Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина. — Тамбов: Изд-во ТГУ, 2004. — С. 63—71.
Об авторах
Суворова Алла Валентиновна, ГОУ ВПО
«Ставропольский государственный университет», кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии. Сфера научных интересов - психология личности, психодиагностика, психокоррекция, психотерапия, психология труда. Автор более 100 научных и учебно-методических работ. alla_syvorova@mail.ru
Белашева Ирина Валерьевна, ГОУ ВПО
«Ставропольский государственный университет», кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии. Сфера научных интересов - психология аномального развития, психология личности. klinpsych@,mail. ги