9. Suleymanov, I.I. (1984), Fundamentals of Conflict Management in the process of sports training, Omsk.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.03.2017
УДК 159.942.5:796.011.3
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ
КАК КРИТЕРИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
Надежда Егоровна Калинина, кандидат биологических наук, профессор,
Людмила Петровна Сливина, доктор медицинских наук, профессор, Марина Николаевна Жегалова, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградский государственный технический университет (ВолгГТУ), Волгоград
Аннотация
Проведено психодиагностическое тестирование и дана оценка психоэмоционального статуса студентов 1-го курса. Выявлено несоответствие между психоэмоциональными характеристиками, особенностями организации учебного процесса и требованиями будущей профессии. Обосновывается использование средств физической культуры для коррекционного воздействия на наиболее «управляемые» свойства личности.
Ключевые слова: психоэмоциональный статус, профессионально-прикладная физическая подготовленность.
PSYCHOEMOTIONAL STATUS OF STUDENTS OF TECHNICAL COLLEGES AS CRITERION OF FORMATION OF TECHNOLOGY OF PROFESSIONAL AND APPLIED PHYSICAL FITNESS
Nadezhda Egorovna Kalinina, the candidate of biological sciences, professor, Lyudmila Petrovna Slivena, the doctor of medical sciences, professor, Marina Nikolaevna Zhegalova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Volgograd State Technical University, Volgograd
Annotation
Psychodiagnosis testing is held and assessment of the psychoemotional status of students of the 1st course is given. Discrepancy between the psychoemotional characteristics features of the organization of the educational process and requirements to the future profession are revealed. Use of means of physical culture for correctional impact on the most "operated" properties of the personality is proved.
Keywords: psychoemotional status, professional and applied physical fitness.
В современных условиях социально-экономических преобразований в России всё более актуальной становится проблема адекватного формирования личности, гармонично развитой, готовой успешно выполнять весь комплекс социально значимых видов деятельности и, в первую очередь, быть конкурентоспособной на рынке труда. Наиболее перспективной в социальном плане популяционной группой является студенческая молодёжь, значительная часть которой обучается в вузах технического профиля. В то же время именно студенты, как никакая другая социальная группа, подвергаются воздействию большого количества факторов риска, связанных с условиями и образом жизни, в том числе с особенностями организации учебного процесса в вузе. При этом следует отметить, что уже абитуриенты, как правило, характеризуются высоким уровнем патологической поражённости, заболеваемости, низкими адаптационными возможностями. По данным многих авторов, в процессе обучения в вузе, у поступивших в вузы отмечается негативная динамика этих показателей (И.А. Анохина, 1955; В.А. Антикова, 1955; Н.С. Шустикова с соавт., 1998; Ю.Б. Зуевский с соавт., 1998; Г.И. Мокеев, 2000). Функциональные возможности и показатели физической работоспособности студентов сни-
жаются от младших курсов к старшим (В.Б. Мандриков, 2002). По результатам анализа медицинских осмотров число студентов, имеющих те или иные нарушения в состоянии здоровья, увеличилось по сравнению с 1992 г в 9,3 раза. Для 36% студентов характерно сочетание 3-х и более отклонений в соматическом статусе.
Исследования последних лет показали значительную распространённость несоответствия не только показателей здоровья, но и психоэмоциональных характеристик личности студентов согласно требованиям профессии (А. Д. Донника, 2005).
Согласно концепции индивидуального здоровья И.Б. Ушакова и соавторов, одной из составных частей индивидуального здоровья является состояние психоэмоционального статуса. Психодиагностическое тестирование, имеющее большое значение для выявления изменений в психологическом статусе человека как объективного критерия состояния здоровья и психической адаптации к воздействиям окружающей среды, должно стать одним из непременных компонентов исследований по оценке состояния здоровья населения. В научных исследованиях последних лет стали появляться работы, посвященные изучению психоэмоционального статуса студентов. В частности, было показано, что состояние тревожности - сигнал нарушения психической адаптации и адаптивных механизмов, при значительной интенсивности составляющий основу адаптационных повреждений. Выявлено наличие нелинейной связи тревожности и успешности обучения, доказано, что высокий уровень тревожности снижает успешность профессиональной деятельности. Оптимизированный эмоциональный фон - обязательное условие для эффективности деятельности системы саморегуляции уровня здоровья (Е.Г. Жук, 2001).
В этой связи актуализируются задачи выявления и коррекции нарушений психоэмоционального статуса у студентов, обучающихся на разных специальностях, разработка и апробация методов для ее решения в реалиях учебного заведения.
При оценке психоэмоционального состояния студентов технического вуза в целях повышения надежности психологической диагностики мы использовали комплекс методик, достоинством которых является простота, небольшое время выполнения, наличие жестких алгоритмов для интерпретации полученных данных. В комплекс вошли: для выявления характерологических особенностей - тест-опросник EPI Айзенка, для получения данных об уровнях личностной и реактивной тревожности - тест Спилбергера, агрессивности и враждебности - тест Баса-Дарки.
Важным свойством личности является уровень тревожности, включающий в себя элементы беспокойства, напряженности, чувства страха, мнительности, преувеличения значимости воспринимаемой информации, ожидание опасности. Высокий уровень тревожности, приводящий к выраженному психоэмоциональному напряжению, является фактором риска для здоровья и социальной, в том числе учебной дееспособности человека, т. к. может провоцировать различные функциональные нарушения, особенного невротического характера. Шкала Ч.Д. Спилбергера (1970), адаптированная для нашей страны Ю.Л. Ханиным (1976) позволяет измерить тревожность и как свойство личности (личностная тревожность - ЛТ), и как определенное состояние в конкретное время (реактивная тревожность - РТ). ЛТ - относительно устойчивая индивидуальная характеристика человека, дающая представление, с одной стороны, о его склонности воспринимать широкий круг ситуаций как угрожающих его самооценке, самоуважению, престижу и т.д., с другой - реагировать на эти ситуации проявлениями тревожности. Таким образом, ЛТ как способ индивидуального приспособления к окружению связана с гомеостатическими механизмами психической адаптации, участвующими в формировании психологического статуса личности. Реактивная или ситуативная тревожность является динамичным, ситуационно обусловленным показателем и характеризуется субъективно неприемлемыми эмоциями напряжения, беспокойства, активацией вегетативной нервной системы.
Большинство студентов, поступивших на I курс вуза, относятся к подростковому возрасту, т. е. характеризуются повышенной ранимостью психофизиологических функ-
ций в условиях хронического стресса, в который они попадают в связи с изменением жизненного стереотипа.
Мы провели пилотные исследования 196 первокурсников 17-19 лет (92 юноши и 104 девушки), поступивших на специальности «Архитектура» и «Пожарная безопасность» технического вуза. По результатам теста Спилбергера у 41,76% студентов, I курса отмечались высокие уровни ЛТ, что отражает наличие у них значимого потенциала стрессовой готовности. При этом достоверных различий в зависимости от пола не выявлено (р<0,05). Реактивная тревожность имела место у 30,77 % юношей и практически у такого же числа девушек.
Следует отметить, что проявления половых различий распространенности реактивной и особенно личностной тревожности более выражены у первокурсников специальности «Пожарная безопасность», у девушек высокий уровень ЛТ составляет 68,0% (р<0,05). Значительная распространенность высокого уровня тревожности, особенно личностной среди девушек, согласуется с полученными нами результатами оценки распространенности нейротизма в группах, дифференцированных по полу.
Достоверные различия в зависимости от избранной специальности отмечались как в отношении ЛТ, так и РТ. Личностная тревожность выше у девушек, поступивших на специальность «Пожарная безопасность» - 68,0% на «Архитектуре» 29,35%. Реактивная тревожность - у юношей первокурсников - архитектурной специальности соответствует 46,67% против 24,32% студентов «Пожарной безопасности». Распространенность сочетаний высоких уровней РТ и ЛТ, наиболее неблагоприятный вариант для психосоматического состояний человека, на обоих факультетах чаще регистрировалось у девушек.
Средние величины показателей теста Спилбергера достоверно различаются только в когортах девушек: уровень ЛТ и РТ выше у поступивших на «Пожарную безопасность» (р<0,05). У первокурсников обеих специальностей независимо от пола средние величины показателей РТ и ЛТ попадают в диапазон среднего уровня тревожности (от 35 до 44 баллов), при этом у девушек, поступивших на инженерный факультет, показатели ЛТ находятся на границе диапазонов среднего и высокого уровней тревожности.
В целях скринингового выявления невротизации и ее «качественных» особенностей у студентов была использована методика УНП (шкала невротизации). На первом курсе 75,4% юношей и 88,3% девушек имели тот или иной уровень невротизации. Первое место по распространенности доклинических и клинических уровней невротизации в совокупности у юношей занимает астения, затем тревожность и депрессия хотя выраженные различия в распространенности этих вариантов невротизации отсутствуют (р<0,05). Преобладающим является доклинический уровень невротизации, в то же время практически каждый пятый первокурсник имел уже клинические проявления невротизации, при этом наиболее распространенным вариантом невротизации такой степени выраженности и у юношей, и у девушек являлась тревожность (у 19,7% обследованных юношей и 22,5% девушек).
Большая склонность к невротизации была характерна для студентов, поступивших на архитектурный факультет. Так, у юношей-студентов этого факультета достоверно чаще встречался доклинический уровень астении (91,3 против 44,7 % - у студентов специальности «Пожарная безопасность»; р<0,001), депрессии (87,0 против 36,8%; р<0,001), ипохондрии 91,3 против 39,5%; (р<0,001); у девушек - ипохондрии (74,1 и 48,8%; р<0,001). Следует отметить, что в целом достоверные различия распространенности невротизации среди первокурсников в зависимости от пола отсутствуют (р<0,05). Однако у юношей, поступивших на специальность «Архитектура», достоверно чаще, чем у девушек, имел место доклинический уровень всех вариантов невротизации(р<0,05^0,01), у девушек - клинический уровень (р<0,05). Среди первокурсников специальности «Пожарная безопасность» у девушек достоверно чаще, чем у юношей, регистрировался доклинический уровень тревожности (р<0,001) при сопоставимой распространенности более выраженной степени этого варианта невротизации.
Если судить по средним величинам показателей теста УНП, то у юношей специальности «Архитектура» достоверно выше, чем на специальности «Пожарная безопас-
ность», показатели депрессии (p<0,05), у девушек - тревожности и ипохондрии (p<0,05). Различия средних величин остальных показателей невротизации статистически незначимы. Таким образом, среди наиболее характерных черт психоэмоционального «портрета» студентов, I курса технического вуза выявлены:
1. Высокий уровень ЛТ и РТ и склонность к невротизации, что является предпосылкой к стрессовой готовности, причём у студентов специальности «Архитектура» эти признаки ярче выявлены;
2. Различия психоэмоционального статуса в связи с половой принадлежностью во многом определяют стереотип гендерного поведения;
3. Выявление несоответствия между характеристиками психоэмоционального статуса студентов-первокурсников и особенностями организации учебного процесса на модельных специальностях, требованиями, предъявляемыми будущей профессиональной деятельностью, может определить необходимость коррекционных воздействий на наиболее «управляемые» свойства личности, в том числе средствами физической культуры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Жук, Е.Г. Здоровье населения: научно-теоретические основы // Гигиеническая наука и практика на рубеже 21 века : материалы IX Всерос. съезда гигиенистов и санитарных врачей / под ред. А.И. Потапова, Г.Г. Онищенко. - М. : [б.и.], 2001. - Т. 1. - С. 434-438.
2. Кутепов, Е.Н. Сравнительная оценка психодиагностических методик, применяемых при изучении психологического статуса населения / Е.Н. Кутепов, Ж.К. Чарыева, И.В. Варфоломеева // Гигиена и санитария. - 1999. - № 3. - С. 68-71.
3. Психологический портрет студента как здоровьесберегающая основа социально-гигиенического мониторинга / К.С. Жижин, И.С. Дронов, А.Р. Квасов [и др.] // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодёжи в 21 веке : материалы международ. конгресса. - М : [б.и.], 2004. - Ч. 1. - С. 392.
4. Трутнева, Е.А. Медико-биологическая оценка морфофункционального и психологического статуса студентов с отклонениями в состоянии здоровья : автореф. дис. ... канд. мед. наук / Трутнева Е.А. - Рязань, 1999. - 24 с.
REFERENCES
1. Djuk, E.G. (2001), "Health of the population: scientific-theoretical bases", Hygienic science and practice at the turn of 21 century: materials IX of All-Russian congress of hygienists and health officers, Vol. 1, Moscow, pp. 434-438.
2. Kutepov, E.N., Charyeva, Zh. K. and Varfolomeyeva, I.V. (1999), "Comparative assessment of the psychodiagnosis techniques applied when studying the psychological status of the population", Hygiene and sanitation, No. 3, pp. 68-71.
3. Zhizhin, K.S., Dronov, I.S., Kvasov, A.R. and etc. (2004), "Psychological portrait of the student as health saving basis of social and hygienic monitoring", Health, training, education of children and youth in the 21st century: material international congress, Part 1, Moscow, pp. 392.
4. Trutneva E.A. (1999), Medical-biological assessment of the morphofunctional and psychological status of students with deflections in the state of health, dissertation, Ryazan.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.03.2017
УДК 159.923
ОБОСНОВАНИЕ ФЕНОМЕНА ПРЕДОПРЕДЕЛЁННОСТИ КАК ОСНОВЫ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ БЛАГОПОЛУЧНОЙ ЖИЗНИ
Владимир Михайлович Карлышев, кандидат педагогических наук, профессор,
Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск
Аннотация
В статье предлагается и разбирается уровневая модель предопределённости в жизни человека, объясняющая особенности поведения, свободы воли и судьбы человека, а также частичная