Большой интерес представляет гипотеза о «нервных механизмах» экстраполяционных эффектов предложенная ученым московского государственного университета Е.Н. Соколовым. Автор данной гипотезы назвал этот механизм «нервной моделью стимула». По мнению Соколова Е.Н. нервная модель представляет собой многомерное отражение внешнего раздражителя нервной системой, где в ее основе положены многочисленные исследования автора по изучению ориентировочных реакций у животных и человека. Подводя итог многолетним исследованиям «нервной модели стимула» Е.Н. Соколов пишет: «Правильно отражая внешний мир, нервная модель является системой, предвосхищающее будущее значение раздражителя (экстраполяци-онный эффект)» [12].
Суммируя и обобщая исследования ученых Е.А. Сергиенко (1992) отмечает, что психологический анализ процессов антиципации показывает многообразие форм их проявлений, которая часто имеет зависимость от поставленных задач. В основе психологических исследованиях большая часть исследователей акцентировало внимание на сознательном планировании поведения и деятельности индивида, где деятельность человека имеет целенаправленный характер. Это означает, что уже в ее начале в сознании человека имеется представление об ожидаемых результатах - предстоящих изменениях обстановки, положений в ней человека, о результатах собственных действий [11; 14].
Вопрос о месте вероятностного прогнозирования в структуре деятельности субъекта просматривается в работах А.Г. Асмолова. В своих работах автор дает связные представления об иерархической уровневой природе установки. В ней установка рассматривается ученым как стабилизирующий фактор в деятельности человека. Механизм возможного прогнозирования действует на уровне операций, которые соотнесены с условием развертывания действий. Действия человека носят соподчинен-
Библиографический список
ный характер, т.е. подчиняются осознаваемому, ожидаемому результату действий. При запуске программы вероятностного прогнозирования в контекст деятельности субъект ориентируется не только на возможность ее осуществления, но и на ее значимость для индивида. Таким образом эти процессы образуют вероятностный прогноз достижения результата и преднастройку операциональных единиц. Под операциональной установкой А.Г. Асмолов, понимает возможность и готовность индивида к осуществлению определенного способа действия. Они формируются в ситуации разрешения задачи на основе предвосхищения и базируются на прошлый опыт поведения в подобных ситуациях, и учета условий наличной ситуации» [2].
Подводя итог в теоретических подходах изучения проблемы антиципации, можно отметить, что во многих исследованиях процессы предвидения выступают как функция высокоорганизованных процессов, сознательной деятельности субъекта. В ней четкая прослеживается связи: цель и ожидаемый результат определяют деятельность индивида. Следовательно, без антиципации невозможно ни формирование цели деятельности, ни выделение задач, ни ее планирование, ни текущая регуляция, т.е. даже очень краткое рассмотрение структуры деятельности показывает, что процессы антиципации «пронизывают» все ее элементы [9; 11].
Анализ исследований и их обобщение показывает, что в антиципации проявляется системность и иерархический принцип в психической деятельности.
Антиципация, таким образом, рассматривается не только как пространственно-временное упреждение, но и как степень полноты и точности предсказания. Поэтому антиципацию нельзя сводить к вероятностному прогнозированию, так как она - результат не только повышения определенности принятия решений, но и постоянного уточнения «вероятностной части» предсказания.
1. Анохин, П.К. Избранные труды: кибернетика функциональных систем / под ред. К.В. Судакова. - М., 1998.
2. Асмолов, А.Г. Деятельность и установка // Культурно-историческая психология и конструирование миров. - М.; Воронеж, 1996.
3. Базылевич, Т.Ф. Системные исследования антиципации в структуре индивидуальности // Вопросы психологии. - 1988. - № 4.
4. Глебов, В.В. Различные подходы изучения адаптационных механизмов человека / В.В. Глебов, Е.В. Аникина, М.А. Рязанцева // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 5.
5. Глебов, В.В. Уровень психофизиологической адаптации студентов на начальном этапе обучения в системе высшей школы // Вестник Российского университета дружбы народов. - 2013. - № 5. - Сер. Экология и безопасность жизнедеятельности.
6. Глебов, В.В. Психофизиологические особенности и процессы адаптации студентов первого курса разных факультетов РУДН / В.В. Глебов, Г.Г. Аракелов // Вестник Российского университета дружбы народов. - 2014. - № 2. - Сер. Экология и безопасность жизнедеятельности.
7. Краткий психологический словарь / Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - Ростов-на-Дону, 1998.
8. Ломов, Б.Ф. Антиципация в структуре деятельности / Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков. - М., 1980.
9. Мазур, А.Г. Борьба вчера и сегодня. - М., 1981.
10. Павлов, И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей деятельности (поведения) животных. - М., 1973.
11. Сергиенко, Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека. - М., 1992.
12. Соколов, Е.Н. Очерки по психофизиологии сознания. - М., 2010.
13. Сурков, Е.Н. Антиципация в спорте. - М., 1982.
14. Vaughan, H.G. The motor potentials. - Handbook of electroencephalography and clinical neurophysiology. Ed. A.Remond. Amcterdam, 1975. - vol. 8.
Bibliography
1. Anokhin, P.K. Izbrannihe trudih: kibernetika funkcionaljnihkh sistem / pod red. K.V. Sudakova. - M., 1998.
2. Asmolov, A.G. Deyateljnostj i ustanovka // Kuljturno-istoricheskaya psikhologiya i konstruirovanie mirov. - M.; Voronezh, 1996.
3. Bazihlevich, T.F. Sistemnihe issledovaniya anticipacii v strukture individualjnosti // Voprosih psikhologii. - 1988. - № 4.
4. Glebov, V.V. Razlichnihe podkhodih izucheniya adaptacionnihkh mekhanizmov cheloveka / V.V. Glebov, E.V. Anikina, M.A. Ryazanceva // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2010. - № 5.
5. Glebov, V.V. Urovenj psikhofiziologicheskoyj adaptacii studentov na nachaljnom ehtape obucheniya v sisteme vihssheyj shkolih // Vestnik Rossiyjskogo universiteta druzhbih narodov. - 2013. - № 5. - Ser. Ehkologiya i bezopasnostj zhiznedeyateljnosti.
6. Glebov, V.V. Psikhofiziologicheskie osobennosti i processih adaptacii studentov pervogo kursa raznihkh fakuljtetov RUDN / V.V. Glebov, G.G. Arakelov // Vestnik Rossiyjskogo universiteta druzhbih narodov. - 2014. - № 2. - Ser. Ehkologiya i bezopasnostj zhiznedeyateljnosti.
7. Kratkiyj psikhologicheskiyj slovarj / L.A. Karpenko, A.V. Petrovskiyj, M.G. Yaroshevskiyj. - Rostov-na-Donu, 1998.
8. Lomov, B.F. Anticipaciya v strukture deyateljnosti / B.F. Lomov, E.N. Surkov. - M., 1980.
9. Mazur, A.G. Borjba vchera i segodnya. - M., 1981.
10. Pavlov, I.P. Dvadcatiletniyj opiht objhektivnogo izucheniya vihssheyj deyateljnosti (povedeniya) zhivotnihkh. - M., 1973.
11. Sergienko, E.A. Anticipaciya v rannem ontogeneze cheloveka. - M., 1992.
12. Sokolov, E.N. Ocherki po psikhofiziologii soznaniya. - M., 2010.
13. Surkov, E.N. Anticipaciya v sporte. - M., 1982.
14. Vaughan, H.G. The motor potentials. - Handbook of electroencephalography and clinical neurophysiology. Ed. A.Remond. Amcterdam, 1975. - vol. 8.
Статья поступила в редакцию 28.10.14
УДК 159.91
Pitkevich M.Yu., Kuryasev I.A. INTERRELATION OF PSYCHO-EMOTIONAL STATE AND THE LEVEL OF UNIVERSITY STUDENTS' STRESSRESISTANCE. The work presents the results of the authors' own empirical research dedicated to the study of a psychoemotional state and level of resistance to stress among students. The students
(n=122) of the first-year in their study from different departments of the Peoples' Friendship University of Russia were given an assessment to their psychoemotional condition. On the basis of the assessment of their psychoemotional state the examined students were divided into three subgroups. The first subgroup (n=54) has a high level of uneasiness. The second group (n=41) has an average values of uneasiness. The third group (n=27) has low indicators of uneasiness. The research reveals that different levels of uneasiness differently influence the level of adaptation processes in the students' environment. So, high level of anxiety and psychological tension lead to the decrease in resistance to stress in the educational activity of first-year students. On the contrary, the average and low levels of anxiety and a psychoemotional condition of first-year students lead to the forming of an adequate level of resistance to stress and the course of adaptation processes of students.
Key words: psychoemotional pressure, uneasiness, anxiety, resistance to stress, adaptation processes, megalopolis.
М.Ю. Питкевич, соискатель каф. психофизиологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Москва, E-mail: asklepiya@gmail.com; И.А. Курясев, соискатель каф. экологии человека экологического факультета РУДН, г. Москва, E-mail: arakelov@mail.ru
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И УРОВНЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
В статье представлены результаты собственных эмпирических исследований, посвященных изучению психоэмоционального состояния и уровня стрессоустойчивости студентов. На выборке студентов (n=122) первого курса разных факультетов Российского университета дружбы народов была дана оценка психоэмоциональному состоянию студентов. На основании оценки психоэмоционального состояния исследуемая выборка была разбита на три подгруппы. Первая подгруппа (n=54) имела высокий уровень тревожности. Проведен. Вторя группа (n=4l) имела средние показатели тревожности. Третья группа (n=27) имела низкие показатели тревожности. Исследование выявило, что разные уровни тревожности по-разному влияют на уровень адаптационных процессов в студенческой среде. Так высокий уровень тревожности и нервно-психического напряжения способствуют снижению стрессоустойчивости в учебной деятельности первокурсников. Напротив средний и низкий уровни тревожности и психоэмоционального состояния студентов первого курса способствовал формированию адекватному уровню стрессоустойчивости и течению адаптационных процессов учащихся.
Ключевые слова: психоэмоциональное напряжение, тревожность, стрессоустойчивость, адаптационные процессы, мегаполис.
Современная жизнь в обществе наполнена сложными взаимоотношениями, которая выражается в повышенной психической нагрузке и высоким уровнем психоэмоционального напряжения [10]. Последствия таких напряжений ведет к снижению адаптации к окружающему миру, что в целом отражается на психическом здоровье человека [3]. Поэтому особую важность приобретают задачи, направленные на сохранение психофизического здоровья человека и обучения его методам повышения сопротивляемости к стрессовым факторам. Формирование стрессоустойчивости - это путь от сознания, конфликтом мотивов, неуверенности в себя, к осознанию себя как интегральной личности, которой свойственна жизненная и познавательная активность и умение адаптации к окружающей среде [8].
На сегодняшний день существует много понятий «стресс», чаще всего ссылаются на точку зрения врачей, в частности, на Ганса Селье, основоположника теории «общий адаптационный синдром», согласно которой, рост психоэмоционального перенапряжения в организме человека приводит к так называемому дистрессу (Селье Г.) [12].
Формирование учения о стрессе, в разное время сопровождалось становлением противоположных концепций. Это объясняется с различными взглядами ученых разных научных направлений: биологии, физиологии, психологии, социологии, педагогики и т.д. В них ученые по-разному оценивали сущность и особенности проявления этого состояния [4].
Исследования, проводимые в нашей стране и за рубежом, в области сохранения психического здоровья показывают, что в стране растет число людей имеющие большие трудности в адаптивных процессах. Особенно остро стоит проблема социально-психологической адаптация студентов [2; 9; 11; 14].
Это связано с тем, что постоянное умственное и психоэмоциональное напряжение, нарушение режима труда и отдыха, несбалансированность и неравномерность питания, десинхроз часто приводят дезадаптации, что, в конечном счете, может стать причиной развития различных психических заболеваний и функциональных расстройств [3; 13].
Среди причин, вызывающих психо-эмоциональное напряжение и нервное утомление в период обучения в вузе можно поставить экзаменационный стресс. Предэкзаменационное волнение
и нарастание тревожности является причиной частых пересдачей экзаменов, что является атрибутом ежегодных экзаменационных сессий. Период подготовки к экзаменационной сессии и сдача зачетов и экзаменов часто происходит на фоне интенсивной умственной деятельности, значимым снижением двигательной активности, нарушением режима сна, что может привести к перенапряжению механизмов регуляции физиологических систем организма [5-7].
На данный момент в науке сложилось большое многообразие определений понятия «стрессоустойчивость». Из акмеологи-ческого словаря понятие «стрессоустойчивость» определяется как «порог ранимости и характер нервно-психической реактивности личности, где ранимость понимается как минимальная степень изменения в системе человек-среда, необходимая для возникновения признаков стресса. Высокий порог обеспечивается активностью жизненных позиций и пластичностью жизненного стереотипа» [1].
Стрессоустойчивость студентов в учебной деятельности является комплексным, интегральным показателем индивида. В него входит такие личностные компоненты, как адекватный уровень нервно-психического напряжения, низкая личностная и ситуативная тревожность, высокая работоспособность и пси-хо-эмоциональная устойчивость, адекватная самооценка и толерантность к социально-культурному окружению. Таким образом, достаточный уровень стрессоустойчивости обеспечивает успешное достижение цели и реализуется в эмоциональной, мотиваци-онной и поведенческой сферах деятельности личности.
Материал и методы исследования. В исследовании приняли участие 122 студентов 1 курса экологического, инженерного и филологического факультетов Российского университета дружбы народов. Половой и возрастной состав исследуемой выборки был следующим: 52 юношей (17,8+2,2 лет) и 70 девушек (17,2+1,4 лет). Психический и эмоциональный статус исследуемой выборки студентов определяли с помощью тестового опросника САН (самочувствие, активность, настроение) и теста Ч. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина. Наше исследование было разбито на 2 этапа:
1 этап - в межсессионный период в день практических занятий, в первой половине дня (с 10:50 по 12:00).
2 этап - в день сдачи экзаменов перед получением экзаменационного билета примерно в тоже время.
Участие студентов в исследование было добровольным.
Результаты исследования и их обсуждение. На 1 этапе исследований с помощью теста Ч.Д. Спилбергера Ю.Л. Ханина, нами выявлялся уровень личностной и ситуативной тревожности исследуемой выборки студентов. Полученные результаты позволили распределить выборку на 3 группы в зависимости от уровня личностной тревожности (ЛТ): с высоким, средним и низким уровнем ЛТ.
В 1-ую группу с высоким уровнем тревожности вошло большинство - 44,3% (п=54) от общего числа обследованных первокурсников со средними значениями в группе личностной тревожности 50,5±0,2 балла.
Во 2-ую группу со средним уровнем тревожности вошло 33.6% (п=41) студентов со средними значениями в группе личностной тревожности - 35,2±0,5 баллов.
В 3-ю группу с низким уровнем тревожности были отнесены 22,1% (п=27) юношей со средними показателями личностной тревожности в группе - 20,6±0,5 балла.
Что касается уровня реактивной (ситуативной) тревожности (РТ), то наблюдалась таже закономерность, что при личностной тревожности.
Проводя изучение психоэмоционального состояния исследуемой выборки по тесту САН, выявлено, что студенты 1-ой группы оценивали свое «самочувствие» и «настроение» как среднее. Оценка по шкале «активность» была выше среднего. 2-ая и 3-я группа студентов оценивали свое состояние по трем шкалам как «хорошее» и «отличное» («самочувствие» -4,9±0,5 и 5,6±0,5 соответственно; «активность» - 4,7±0,7 и 5,8±0,4 соответственно; «настроение» - 5,2±0,2 и 6,2±0,6 соответственно).
Обсуждение результатов. Как показывают исследования Ю. В. Щербатых (2000), В.В. Глебова (2013) и В.В. Глебов и Г.Г. Аракелов стрессовое напряжение в начальный период обучения и первая экзаменационная сессия становится одним из
Библиографический список
значимых факторов, вызывающих психофизиологическое напряжение у студентов 1-го курса. Исследование показали, что способность студента сопротивляться воздействиям стресса во многом зависит от особенностей его личностных черт таких как, например, тревожность.
Одним из факторов, влияющий на адаптационные процессы первокурсников к условиям вузовского обучения, является приспособление к стрессовым ситуациям, где в комплексе выступает психоэмоциональный стресс, который наиболее деструктивен в период экзаменационной сессии. Реактивность организма студентов на экзаменационный стресс зависит от самого стрессор-ного фактора, личностных особенностей студентов, а также от того, насколько быстро проходит его адаптация к условиям вузовского обучения.
В нашем исследовании психоэмоциональное напряжение в условиях ожидания экзамена приводило к значительному повышению уровня реактивной тревожности, в первую очередь -у первокурсников с высокой личностной тревожностью. Наши исследования согласуются с результатами исследований Поне-дельченко Т. В., где изучалось стрессоустойчивость студентов творческих специальностей, и был проведен сравнительный анализ данных восприимчивости к стрессу на начальном и заключительном этапах профессионализации [11].
Заключение. Разные уровни тревожности по-разному влияют на уровень адаптационных процессов в студенческой среде. Так высокий уровень тревожности и нервно-психического напряжения способствуют снижению стрессоустойчивости в учебной деятельности первокурсников. Напротив средний и низкий уровень тревожности и психоэмоционального состояния студентов первого курса повышает уровень стрессоустойчивости и способствует адекватному уровню формирования адаптационных процессов
Формирование адекватного уровня стрессоустойчивости студентов является залогом их психофизического здоровья и важным фактором обеспечения успешности освоения знаний и будущей профессии.
1. Акмеологический словарь / под общ. ред. А.А. Деркача. - М., 2004.
2. Аникина, Е.В. Социально-психологическая адаптация студентов столицы, прибывших из разных эколого-климатических зон России / Е.В. Аникина, В.В. Глебов // Вестник Международной академии наук (Русская секция). - 2010. - № 3.
3. Аракелов, Г.Г. Вегетативные составляющие стресса и личностные особенности пациентов, страдающих пограничными расстройствами / Г.Г. Аракелов, В.В. Глебов // Психологический журнал. - 2005. - № 5. - Т. 26.
4. Бодров, В.А. Информационный стресс: учеб. пособ. для вузов. - М., 2000.
5. Глебов, В.В. Психофизиологические особенности и процессы адаптации студентов первого курса разных факультетов РУДН / В.В. Глебов, Г.Г. Аракелов // Вестник РУДН. - 2014. - № 2. - Сер. Экология и безопасность жизнедеятельности.
6. Глебов, В.В. Уровень психофизиологической адаптации студентов на начальном этапе обучения в системе высшей школы // Вестник РУДН. - 2013. - № 5. - Сер. Экология и безопасность жизнедеятельности.
7. Глебов, В.В. Уровень пищевого и психофизиологического состояния студентов в условиях крупного города // Вестник РУДН. -2012. - № 2. - Сер. Экология и безопасность жизнедеятельности.
8. Глебов, В.В. Различные подходы изучения адаптационных механизмов человека / В.В. Глебов, Е.В. Аникина, М.А. Рязанцева // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 5.
9. Кузьмина, Я.В. Динамика адаптации иногородних студентов к условиям экологии столичного мегаполиса / Я.В. Кузьмина, В.В. Глебов // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 6-2.
10. Лавер, Б.И. Состояние медико-психологической и социальной адаптации человека в условиях крупного города / Б.И. Лавер, В.В. Глебов // Вестник РУДН. - 2012. - № 5. - Сер. Экология и безопасность жизнедеятельности.
11. Понедельченко, Т.В. Изучение факторов, влияющих на стрессоустойчивость студентов творческих специальностей // Культурная жизнь Юга России. - 2009. - № 5(34).
12. Селье, Г. Очерки об адаптационном синдроме / пер. с англ. - М., 1960.
13. Сидельников, А.Ю. Динамика вариабельности кардиоритма студентов вуза строительного профиля столичного мегаполиса в течение учебного года / А.Ю. Сидельников, В.В. Глебов // Высшее образование сегодня. - 2012. - № 7.
14. Сидельников, А.Ю. Психологические аспекты адаптационных процессов студентов к обучению в строительном вузе / А.Ю. Сидельников, В.В. Глебов // Вестник МГСУ. - 2012. - № 9.
15. Щербатых, Ю.В. Экзамен и здоровье студентов // Высшее образование в России. - 2000. - № 3.
Bibliography
1. Akmeologicheskiyj slovarj / pod obth. red. A.A. Derkacha. - M., 2004.
2. Anikina, E.V. Socialjno-psikhologicheskaya adaptaciya studentov stolicih, pribihvshikh iz raznihkh ehkologo-klimaticheskikh zon Rossii / E.V. Anikina, V.V. Glebov // Vestnik Mezhdunarodnoyj akademii nauk (Russkaya sekciya). - 2010. - № 3.
3. Arakelov, G.G. Vegetativnihe sostavlyayuthie stressa i lichnostnihe osobennosti pacientov, stradayuthikh pogranichnihmi rasstroyjstvami / G.G. Arakelov, V.V. Glebov // Psikhologicheskiyj zhurnal. - 2005. - № 5. - T. 26.
4. Bodrov, V.A. Informacionnihyj stress: ucheb. posob. dlya vuzov. - M., 2000.
5. Glebov, V.V. Psikhofiziologicheskie osobennosti i processih adaptacii studentov pervogo kursa raznihkh fakuljtetov RUDN / V.V. Glebov, G.G. Arakelov // Vestnik RUDN. - 2014. - № 2. - Ser. Ehkologiya i bezopasnostj zhiznedeyateljnosti.
6. Glebov, V.V. Urovenj psikhofiziologicheskoyj adaptacii studentov na nachaljnom ehtape obucheniya v sisteme vihssheyj shkolih // Vestnik RUDN. - 2013. - № 5. - Ser. Ehkologiya i bezopasnostj zhiznedeyateljnosti.
7. Glebov, V.V. Urovenj pithevogo i psikhofiziologicheskogo sostoyaniya studentov v usloviyakh krupnogo goroda // Vestnik RUDN. - 2012. -№ 2. - Ser. Ehkologiya i bezopasnostj zhiznedeyateljnosti.
8. Glebov, V.V. Razlichnihe podkhodih izucheniya adaptacionnihkh mekhanizmov cheloveka / V.V. Glebov, E.V. Anikina, M.A. Ryazanceva // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2010. - № 5.
9. Kuzjmina, Ya.V. Dinamika adaptacii inogorodnikh studentov k usloviyam ehkologii stolichnogo megapolisa / Ya.V. Kuzjmina, V.V. Glebov // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2010. - № 6-2.
10. Laver, B.I. Sostoyanie mediko-psikhologicheskoyj i socialjnoyj adaptacii cheloveka v usloviyakh krupnogo goroda / B.I. Laver, V.V. Glebov // Vestnik RUDN. - 2012. - № 5. - Ser. Ehkologiya i bezopasnostj zhiznedeyateljnosti.
11. Ponedeljchenko, T.V. Izuchenie faktorov, vliyayuthikh na stressoustoyjchivostj studentov tvorcheskikh specialjnosteyj // Kuljturnaya zhiznj Yuga Rossii. - 2009. - № 5(34).
12. Selje, G. Ocherki ob adaptacionnom sindrome / per. s angl. - M., 1960.
13. Sideljnikov, A.Yu. Dinamika variabeljnosti kardioritma studentov vuza stroiteljnogo profilya stolichnogo megapolisa v techenie uchebnogo goda / A.Yu. Sideljnikov, V.V. Glebov // Vihsshee obrazovanie segodnya. - 2012. - № 7.
14. Sideljnikov, A.Yu. Psikhologicheskie aspektih adaptacionnihkh processov studentov k obucheniyu v stroiteljnom vuze / A.Yu. Sideljnikov, V.V. Glebov // Vestnik MGSU. - 2012. - № 9.
15. Therbatihkh, Yu.V. Ehkzamen i zdorovje studentov // Vihsshee obrazovanie v Rossii. - 2000. - № 3.
Статья поступила в редакцию 28.10.14
УДК 376
Prilepko Yu.V., Slusareva E.S., Shehovtsova Ye.A. THE FACTORS OF RISK AND PREVENTION OF POSSIBLE FAULTS IN DEVELOPMENT AT AN EARLY AGE. In the article the questions of influence of biological and social factors on the development of a child of an early age, their consequence, and also possibility of leveling of influence of risk factors on the development of a child of an early age and the system of prevention of violations of mental and physical development of a child of early age are considered. The authors convincingly argue that the knowledge of the risk factors, the prevention of developmental disabilities at an early stage, and the early psychological and pedagogical assistance can prevent the child's further certain difficulties in the relationships with the other children, and in the emotional, personal and cognitive development. The authors study the unfavorable affection on a child in the fetal period, which can be infections, the problems in the health of the mother.
Key words: children of an early age, factors of risk, biological factors of risk, social factors of risk, prevention of problems in of mental and physical development, system of prevention.
Ю.В. Прилепко, канд. психол. наук, доц., декан психолого-педагогического факультета, ГБОУ ВПО «Ставропольский гос. педагогический институт», г. Ставрополь, E-mail: prilepko.yulya@yandex.ru; Е.С. Слюсарева, канд. психол. наук, доц., декан факультета специальной педагогики, ГБОу ВПО «Ставропольский гос. педагогический институт», г. Ставрополь; Е.А. Шеховцова, канд. психол. наук, доц. каф. специальной и клинической психологии ГБОУ ВПО «Ставропольский гос. педагогический институт», г. Ставрополь, E-mail: pole.76@mail.ru
ФАКТОРЫ РИСКА И ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВОЗМОЖНЫХ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
В статье рассматриваются вопросы влияния биологических и социальных факторов на развитие ребенка раннего возраста, их последствия, а также возможности нивелирования влияния факторов риска на развитие ребенка раннего возрасте и система профилактики нарушений психического и физического развития ребенка раннего возраста. Авторы убедительно доказывают, что знание факторов риска, профилактика нарушений развития в раннем возрасте, а также ранняя психолого-педагогическая помощь способны предупредить появление у ребенка в дальнейшем тех или иных трудностей во взаимоотношениях с окружающими, эмоционально-личностном и когнитивном развитии.
Ключевые слова: дети раннего возраста, факторы риска, биологические факторы риска, социальные факторы риска, профилактика нарушений психического и физического развития, система профилактики.
В последнее время отмечается тенденция роста числа детей с серьёзными нарушениями в состоянии здоровья, негативно влияющими на процесс их развития, обучения и социализации. Нарушения в состоянии здоровья сказываются на общем развитии детей. В отчетах медицинских работников говорится, что в настоящее время значительно меньше детей, чем в прошлые годы, развивается в соответствии со своим календарным возрастом: их число за последнее время снизилось с 85% до 65%, возросло число детей с замедленными темпами созревания [1]. Именно поэтому проблемы раннего возраста все более привлекают внимание многих специалистов в области педагогики, психологии, медицины и других смежных наук.
Период раннего детства является определяющим для развития человека на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст относится к критическим периодам онтогенеза в становлении всех органов и систем. Именно в первые годы жизни уточняется программа развития организма, формируется его устойчивость к неблагоприятным условиям внешней среды, складывается уровень нервно-психического и физического развития.
Нарушения психического развития чаще всего проявляются уже в младенческом и раннем возрасте. Однако многие заболевания в детском возрасте не имеют ранних симптомов, поэтому нарушение и задержка психомоторного развития может стать первым признаком неблагополучия. У грудных детей при различ-
ных по этиологии и патогенезу заболеваниях нервной системы задержка возрастного психомоторного развития является ведущим синдромом. У большинства детей с нарушениями развития отмечаются смещения срока начала держания головы, сидения, ползания, ходьбы; беспокойство ребенка, частые приступы плача, расстройство сна, срыгивание и плохой набор массы тела в первый год жизни и, так называемый, синдром «вертикализа-ции» когда в горизонтальном положении, ребенок беспокоится и кричит, а в вертикальном положении, когда его держат головой вверх - успокаивается [2].
Именно поэтому большой процент детей с теми или иными проблемами в развитии в раннем возрасте имеют общий диагноз - задержка (или отставание) психомоторного развития (ЗПМР). Задержка психомоторного развития, диагностированная у детей первого года жизни, позднее может приводить к таким нарушениям, как задержка психического развития, умственная отсталость, детский церебральный паралич, речевые нарушения.
У детей, которые в дальнейшем демонстрируют выраженные отклонения в психическом развитии, комплекс оживления и другие эмоционально-мимические и голосовые реакции на все окружающие стимулы отсутствуют, появляются в более поздние сроки или проявляются парадоксально.
Особое место стоит уделить предречевому и речевому развитию - важной составляющей высших психических функций, а соответственно и психического развития в целом. Возникновение