Научная статья на тему 'Интерактивные формы и методы, приемы и средства обучения иностранному языку в вузах культуры и искусств'

Интерактивные формы и методы, приемы и средства обучения иностранному языку в вузах культуры и искусств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
357
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА / ТРАДИЦИОННАЯ ЗНАНИЕ-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПАРАДИГМА / ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА / СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ПАРАДИГМЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ / ПРИЕМЫ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матушкина Д.В.

В статье обосновывается необходимость перехода к инновационной практической деятельности, чтобы выйти из кризиса вузовского образования и ликвидировать раздел между современной педагогической наукой и профессиональным образованием, реализующим по-прежнему в педагогическом процессе вузов знание-ориентированную парадигму вместо новой, деятельностной образовательной парадигмы, включающей новые цели и задачи, новое теоретико-методологическое обоснование интегративности процессов воспитания и обучения студентов, субъект-субъектные отношения преподавателей и студентов и интерактивные формы, методы, приемы и средства обучения. Детерминирована потребность практической ориентации вузовского учебно-воспитательного процесса на выполнение целей и задач высшего образования в современных сложных, противоречивых, внутренних и внешних, объективных и субъективных факторов общественного развития, обуславливающих ведущим фактором образования и интегральность воспитания и обучения студентов. В сложившихся условиях кризиса высшего образования возрастает роль и значения вузов искусств и культуры в формировании Личности, Гражданина, Патриота и Профессионала в ходе учебного процесса. В статье обосновываются поиски реализации в педагогическом процессе основных направлений и путей решения проблем, стоящих перед вузами искусств и культуры в период их модернизации и повышения качества подготовки будущих специалистов сферы культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матушкина Д.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article proves the need to move towards innovative practical activity to overcome from the crisis of higher education and to eliminate the divide between modern educational science and professional education, realizing still in the pedagogical process of high schools the knowledge-oriented paradigm, instead of the new, activity-educational paradigm, including new targets and tasks, new theoretical and methodological substantiation of integrative education and learning processes of students, subject-subject relationship of teachers and students, and interactive forms, methods, techniques and means of education. We determinative the need of practical orientation of higher educational process on the implementation of the goals and objectives of higher education in today's complex, contradictory, internal and external, objective and subjective factors of social development, causing a leading factor in the formation and integral education and training of students. In the current crisis of higher education, the role and importance of the arts and culture of institutes in the development of Personality, Citizen, Patriot and Professional in the educational process. The article substantiates the searches of the implementation of the pedagogical process in basic directions and ways of solving the problems facing the institutes of arts and culture in the period of modernization and improvement of quality of training of future specialists of cultural sphere.

Текст научной работы на тему «Интерактивные формы и методы, приемы и средства обучения иностранному языку в вузах культуры и искусств»

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 378.016

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗАХ

КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

Д.В. Матушкина

Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: lady_di_83@mail.ru

В статье обосновывается необходимость перехода к инновационной практической деятельности, чтобы выйти из кризиса вузовского образования и ликвидировать раздел между современной педагогической наукой и профессиональным образованием, реализующим по-прежнему в педагогическом процессе вузов знание-ориентированную парадигму вместо новой, деятельностной образовательной парадигмы, включающей новые цели и задачи, новое теоретико-методологическое обоснование интегративности процессов воспитания и обучения студентов, субъект-субъектные отношения преподавателей и студентов и интерактивные формы, методы, приемы и средства обучения. Детерминирована потребность практической ориентации вузовского учебно-воспитательного процесса на выполнение целей и задач высшего образования в современных сложных, противоречивых, внутренних и внешних, объективных и субъективных факторов общественного развития, обуславливающих ведущим фактором образования и интегральность воспитания и обучения студентов. В сложившихся условиях кризиса высшего образования возрастает роль и значения вузов искусств и культуры в формировании Личности, Гражданина, Патриота и Профессионала в ходе учебного процесса. В статье обосновываются поиски реализации в педагогическом процессе основных направлений и путей решения проблем, стоящих перед вузами искусств и культуры в период их модернизации и повышения качества подготовки будущих специалистов сферы культуры.

Ключевые слова: образовательная парадигма, традиционная знание-ориентированная парадигма, деятельностная образовательная парадигма, структура деятельностной парадигмы, педагогический процесс, содержание образования, субъект-субъектные отношения преподавателей и студентов, интерактивные формы и методы, приемы и средства воспитания и обучения.

Стратегической целью российского высшего образования на современном этапе является повышение подготовки качества специалистов, поэтому проблемы

совершенствования учебно-воспитательного процесса в вузах становится все более актуальными. Это обусловлено целым рядом обстоятельств: во-первых, тем, что несмотря на возникновение инновационной педагогической науки постиндустриального этапа развития общества, к сожалению, как общее среднее, так и профессиональное образование пока что осуществляется на основе традиционной, но уже давно устаревшей системы, «ориентированной на передачу знаний, частных умений и навыков, и реализующей ассоциативно-репродуктивный принцип обучения»1. Это же в полной мере относится и к высшей профессиональной школе.

Во-вторых, смена веков, которую переживает человечество, всегда сопровождается кризисом всех сфер общественной жизни, включая и кризис образования: «Суть мирового кризиса образования в самой общей форме была определена как увеличивающийся разрыв между результатами функционирования систем образования и непрерывно меняющимися, быстро растущими, производственными, социально-культурными требованиями общества»2.

В-третьих, быстрое ускорение научно-технического процесса способствует возникновению водораздела между знаниями, получаемыми обучающимися во всех типах образовательных организаций и требованиями времени. Стремительное ускорение научно-технического прогресса приводит к тому, что получаемые в учебных заведениях знания все чаще успевают морально устаревать, прежде чем выпускники успеют получить дипломы и аттестаты. Возникает сомнение в разумности всей традиционной системы профессионального образования, связанной с длительным, часто многолетним учебно-«подготовительным» этапом, предшествующим непосредственному включению обучающихся в реальную профессиональную деятельность. Ведь нередко оказывается, что пока учащиеся знакомятся с профессией через лекции, учебники и т.п., содержание профессии изменяется настолько, что когда дипломированный специалист приходит на работу, ему говорят: забудь все, чему учили тебя в вузе и начинай учиться заново . И это констатируют многие педагоги-ученые: «Традиционная установка на передачу от педагога к обучающим «необходимого запаса знаний» становится совершенно утопической, поскольку в современных условиях устаревание информации происходит значительно быстрее, чем завершается единый цикл обучения в высшей школе. Нужно не только располагать знаниями, сколько овладевать личностными характеристиками, уметь в любой момент найти и отобрать нужные знания в созданных человечеством огромных хранилищах информации»4.

В-четвертых, модернизация всех звеньев системы российского образования на бумаге осуществляется уже более двух десятков лет. Однако, два десятилетия модернизации, а в реальности глубокой реформы российского образования не привели к ожидаемым сдвигам, сделав очевидной проблему несоответствие результатов на всех уровнях образования требованиям обучающихся, родителей, работодателей, государства и в целом информационного общества.

1 Лазарев В.С. ФГОС общего образования: блеск деклараций и перспективы реализации // Педагогика, 2015, №4. С. 51-58.

2 Турченко В.Н. Интегративна парадигма образования// CONCORDE, 2015,№ 1. С. 78-84.

3 Там же, с. 79.

4 Андреев А.Л. Компетентностная парадигма образования: опыт философско-методологического анализа / Педагогика, 2005, №4. С. 19-27.

Основная причина в том, что так или иначе реализуемые решения об основных направлениях модернизации оставляют нетронутыми системообразующие основания традиционной образовательной парадигмы уходящего индустриального общества: ее принципы, уклад жизни образовательных учреждений, педагогической технологии, нормативную основу в виде учебных планов и программ и самое главное наследование социального опыта»5.

Поэтому инновационные идеи по-прежнему не реализуются в педагогическом вузовском процессе, так как все новое ассимилируется в старом, традиционном, не приводя к ожидаемому росту качества подготовки специалистов. Все еще не совершился в учебно-воспитательном процессе тот переход, когда целью становится воспитание личности, а знания, умения, навыки, способы деятельности-средства, с помощью которой осуществляется эта цель.

Итак, чтобы решить задачи, стоящие перед высшим профессиональным образованием (бакалавриатом и магистрантами), необходим решительный переход от традиционной, знание-ориентированной образовательной парадигмы к деятельности образовательной парадигме: «Переход от образовательной парадигмы индустриального общества к образовательной парадигме постиндустриального общества означает в первую очередь отказ, от понимания образования как получения готового знания и представления о педагоге как носителе готового знания. На смену приходит понимание образования как достояния личности, как средства ее самореализации в жизни, как средство построения личной карьеры. А это изменяет и цели обучения и воспитания и его мотивы, нормы, формы и методы, и роль педагога и т.д.»

Под образовательной парадигмой понимается «совокупность принятых в педагогическом сообществе мировоззренческих и теоретических предпосылок, определяющих конкретные подходы к проектированию процесса образования и саму образовательную практику»6.

В структуру новой деятельностной образовательной парадигмы входят, по мнению А.М. Новикова, ценности, мотивы, нормы, цели, позиция участников учебного процесса, формы, методы, средства, контроль и оценка качества обучения, воспитания и развития обучающихся.

В современных условиях содержания образования рассматривается в интегративном единстве с воспитанием: «Содержание образования и воспитания -система знаний, умений, навыков, отношений и опыта творческой деятельности овладение которыми обеспечивает развитие способностей, формирование мировоззрения и морали, поведения, подготовку к общественной жизни и труду»7.

Весьма обоснованная концепция содержания образования выдвинута в «Педагогике профессионального образования» под редакцией В.А. Сластенина. Перед определением содержания образования в этом учебном пособии раскрыты общие требования к содержанию образования, которыми мы руководствуемся при его подборе, проектировании и реализации в учебно-воспитательном процессе по иностранному языку:

5 Вербицкий А.А., Рыбакина Н.А. Методологические основы реализации образовательной парадигмы // Педагогика, 2014, №2. С. 3-15.

6 Сорокоумова Е.А. Педагогическая психология: Краткий курс. СПб: Питер, 2009. 176 с.

7 Белкин A.C. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы) / A.C. Белкин, Е.В. Ткаченко; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2005. 208 с.

1. Содержание образования - один из факторов экономического и социального прогресса. Оно должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развития общества; на совершенствование и укрепления государства.

2. Содержание образования призвано обеспечить соответствующий мировой уровень общий и профессиональной культуры общества; формирование у обучающегося картины мира, адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения); формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

3. Профессиональное образование любого уровня направленного на получение молодыми людьми профессии и соответствующей квалификации.

4. Содержание образования должно соответствовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, между народами, независимо от их расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений .

Содержание образования в высшем учебном заведении не замыкается на профессиональной подготовке, хотя именно специальность и определяет основной список дисциплины вуза. Содержание должно опережать такие насущные для современного общества проблемы, как совершенствование правого государства, интеграция человека и общества в мировую культуру, межнациональное и межконфессиональное сотрудничество. То есть, повторяя традиционную для педагогик формулу на уровне общего теоретического представления, содержания вполне отражает традиционный набор российских проблем и в этом смысле в значительной степени ими определяется, представляя собой формализацию социального заказа. В то же время подчеркивает, что содержание образования - это

9

еще и инструмент развития личности .

Особенно высокие требования к содержанию образования предъявляются к вузам искусств и культуры. Социокультурное образование связано с подготовкой специалистов как основных субъектов не только социально-культурных, но и духовно-нравственных преобразований в российском социуме, выполняющих историческую миссию формирования личности как высшей ценности общества4. Российское высшее социокультурное образование (бакалавриат и магистратура) воспринимается в условиях модернизации и реализации ФГОС ВО как особое социокультурное явление, на долю которого, по мнению Е.Н. Васильевой, выпадают две роли: первая - традиционная связанная с подготовкой специалистов, и вторая-человековедческая, которая не менее важна, чем первая, особенно в связи с усилением противоречивости национального сознания, ростом разрушаемых

8 Распоряжение Правительства Р.Ф от 29.05.2015 № 996 «Об утверждении стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025г. // Документ представлен консультант плюс www.consultant.ru (Дата сохранения 3.06.2015).

9 Богачев И. Д. Формирование будущего учителя основ профессиональной деятельности. Л.,

1990.

тенденций, отрицающих самобытность и смысл отечественных вузов искусств и культуры и с резким расслоением общества10.

Согласно ФГОС ВО в социально-культурной сфере деятельности востребованы специалисты, обладающие высоким уровнем профессиональных знаний, умений, навыков, овладевшие современными способами социокультурной деятельности, имеющие широкий кругозор, творчески развитое художественно-эстетическое мышление, высокую информационную культуру, владеющие информационно-коммуникативными технологиями и такими личностными качествами, как коммуникабельность, толерантность, эмпатийность многоаспектная общекультурная и профессиональная эрудированность, способность вести диалог отстаивать и обосновывать свою точку зрения, уметь общаться. «Сегодня из школы и вуза выходят молодые люди с крайне ущербным и очень узким диапазоном коммуникативных шаблонов поведения. А ведь именно умение общаться, которое в значительной мере определяется наличием у человека адекватных и продуктивных, коммуникативных и эмоциональных стереотипов, определяет во многом их успешность в сфере социальных и личностных взаимоотношений, а значит, в целом их карьерную успешность»11.

Содержание обучения иностранному языку в вузах искусств и культуры способно внести весьма значительный вклад в формирование личностных и профессиональных качеств будущих специалистов социально-культурной деятельности, если оно будет тесно связано с современной общественно-политической, социально-экономической и духовно-нравственной сферой общественной жизни, если на занятиях по иностранному языку будут открыты в нее «все окна и двери». В содержание образования по иностранному языку нами включены с воспитательной целью, а также для развития речи и расширения словарного запаса такие беседы, диалоги, темы дискуссий, рефлексивные полилоги, как «The Moscow Parade in honor of 70 anniversaries of the victory in the Great Patriotic War», «Immortal regiment», «Terrorism is the threat to peace and security around the Planet» , «Modern Russia», «Can we live longer?», «English language today», «Our Planet Earth. Ecological problems» и т.д. Содержание образования по иностранному языку не может в современных условиях быть аполитичным: «Сегодня ни одно из областей педагогических наук не может и не должна развиваться без учения и анализа социальных явлений, социальных аспектов. Нельзя опираться лишь на педагогическую практику чисто педагогической разработки без учета конкретных условий (противоречий) социальной среды, структур социальных отношений, места и роли человека в этих условиях, его деятельности в конкретной исторической среде. Все направления педагогических действий должны быть социально ориентированы»12. Поэтому включая в содержание методики преподавания иностранного языка широкий аспект общественной жизни для ее усвоения, анализа и осмысления, опираясь на социальную среду, мы достигаем той целевой ориентации, которая активизирует учебно-воспитательный процесс с целью социально-

10 Васильева Е.Н. Национальная парадигма российского социокультурного образования: автореф. диссер. на соиск. уч. ст. док. Соц. Наук // Тюмень, 2007. 358 с.

11 Берулава Г.А., Берулава М.Н. Новая методология развития личности в информационном образовательном пространстве // Педагогика, 2012. №4. С. 40-43.

12 Яркина Т.Ф. Социальная педагогика и социальная работа в контексте международного сотрудничества. М.: АСОПиР, 1998. 62 с.

педагогической поддержки будущего специалиста социально-культурной деятельности, построения его гармоничных отношений с окружающим миром, создавая социально-педагогические условия на занятиях по иностранному языку для самореализации, для интеграции педагогики с общей и возрастной психологией, социальной педагогикой, социологией, культурологией, способствующих созданию открытой воспитательно-образовательной системы, максимально использующей воспитательный и образовательный потенциал в процессе изучения иностранного языка для решения задачи повышения качества подготовки специалистов вузов искусств и культуры.

В инновационном обучении иностранному языку в вузах искусств и культуры совместная деятельность преподавателей и студентов является способом реализации взаимодействия на основе содружества, сотрудничества, сопричастности. Субъект-субъектные отношения всех участников учебно-воспитательного процесса в условиях реализации федерального государственного стандарта высшего образования, во-первых создают возможность перейти от монологического типа общения (педагог-студент) к диалогическому, от авторитарной формы отношений к авторитетной; во-вторых, при организации педагогического взаимодействия как совместной деятельности осуществляется смена социальной пассивности студента на социальную активность, что способствует углублению процесса. Его индивидуализации и социализации; в-третьих, в процесс совместной деятельности преподавателей и обучающихся студентов активизируется механизм идентификации, способствуя возникновения эмпатийности, толерантности, воспитанию чувства сопереживания участниками педагогического процесса, понимания потребностей других, как своих собственных; в-четвертых, при совместной деятельности субъектов педагогического процесса гораздо эффективнее, как мы уже убедились, осуществляется у обучающихся процессы воспитания и самовоспитания, обучения и самообучения, развития и саморазвития. Инновационный педагогический процесс обучения иностранному языку, основанный на деятельности образовательной парадигмы, включающей теоретико-методологический базовый подход, способствующий достижению цели воспитания личности, гражданина, патриота и профессионала. Новое, соответствующее постиндустриальному информационному этапу развития общества и педагогик содержания образования, субъект-субъектные отношения участников педагогического процесса закономерно и естественно востребовали инновационных, интерактивных форм, методов, приемов и средств воспитания и обучения студентов, изучающих иностранные языки в вузах искусств и культуры. А это означает в первую очередь замену односторонней активности преподавателя на методику диалогового общения на основе эвристической дидактики, на самостоятельность, инициативность, познавательную и деятельностную активность и ответственность студентов за результатами своего воспитания и обучения. В теории современной профессиональной педагогики, в методики вузовского преподавания учебных дисциплин особенно актуально проблема трансформации объяснительно-иллюстративного типа воспитания и обучения в инновационную практику широкого использования, наряду с традиционными, интерактивных форм и методов работы. Итак, мы переходим к непосредственному изложению опыта их использования в практике обучения иностранным языкам в Белгородском государственном институте искусств и культуры.

Интерактивное воспитание и обучении осуществляемое в ходе педагогического процесса, характеризуется использованием форм, методов, приемов и средств, осуществляющих непрерывное взаимодействие и взаимопонимания преподавателей и студентов, основанное на стремлении, с одной стороны, педагога возбудить интерес обучающихся к интеллектуальному и духовно-нравственному совершенствованию на овладения культурой в процессе обучения иностранного языка, расширяющего углубленное образовательное пространство; с другой стороны, со стороны студентов - на основе их заинтересованности содержанием, формами и методами преподавания этой учебной дисциплины и осознанной ими необходимости для повышения качества подготовки к будущей социокультурной деятельности -проявление максимальных усилий в восприятии учебного предмета, стремления и желания приобрести, как новые личностные качества, так и новые знания в овладением которыми они активно участвуют.

Так, опираясь на эти теоретические обоснования, в практике учебно-воспитательной работы в инновационном режиме преподаватели кафедры иностранных языков БГИИК весьма эффективно используют интерактивные практические занятия. В самом начале интерактивного обучения проводится методический семинар для преподавателей иностранного языка по теме: «Роль и значение иностранных языков в повышении качества подготовки специалистов сферы искусств и культуры на этапе современного информационного развития общества» и диспут «Межкультурная коммуникация: в чем ее сущность и каково значение в расширение образовательного пространства?». Далее, преподавателями английского языка проводится занятие-диспут: «Англия: история развития культуры и роль английского языка в современном мире»("Еп§1апё: history of development of culture and the role of English in the modern world"). Данное занятие проводится для студентов в форме рефлексивно-проблемного полилога на изучаемом языке. Педагог, проводя диалоговое общение, задавая проблемные вопросы в течении всего занятия максимально активизирует познавательную деятельность студентов одновременно выявляя уровень их владения знаний английского языка и культуры. Также интересно и целесообразно проводится преподавателями английского языка занятие-диалог на тему «Что вы знаете об истории взаимосвязи английской и русской культуры и повлияла ли эта взаимосвязь на развития не только культуры этих стран, но и языков их народов?» Все эти занятия, инновационные по форме и содержанию, нацелены на реализацию таких элементов содержания, как когнитивный, деятельный, творческий и эмоционально-ценностный. Адекватность содержания и интерактивной методики воспитания и обучения на занятиях дают весьма положительный результат: нацеливают студентов на заинтересованное отношение к учебной дисциплине. Наряду с инновационными подходами к тематике, содержанию и формам проведения вводных занятий огромную роль, как показывает анализ нашего опыта, имеют и интерактивные практические занятия. В практике методики преподавания иностранного языка нами используются занятия-диалоги, занятия-беседы, занятия-конференции, занятия-диспуты, занятия-игры (дидактические, сюжетные, деловые, ролевые), рефлексивные занятия и т.д. Например, занятие в форме диалога на тему: «What does it unite Englishmen and Russian in the modern world and what does it separate? What are the ways of unity?»; в форме диспута: «What is the future of modern youth do you see? What is the role of that one in social process of mankind?» Необходимо часто проводить тематические занятия с группами студентов, изучающих различные

иностранные языки. Например, круглый стол на тему: «Children of different nations. We live in dream of the world». В нем могут принимать участие студенты-иностранцы, представители разных национальностей, религиозных верований из различных стран, обучающиеся в вузе. Также занятие-конференция «Выдающиеся мировые деятели и деятели России и на современном этапе», где студенты выступают с презентациями и собственными докладами о современных выдающихся российских и иностранных представителей разных отраслей культуры. Безусловно, такие занятия-конференции не только расширяют кругозор студентов, но и воспитывают чувство уважения к культурным достижением стран. Значительную роль в повышении уровня профессиональной компетентности будущих специалистов сферы искусств и культуры играют занятия-конкурсы по составлению сценариев музыкальных вечеров, занятия-конкурсы по знанию истории культуры и национальных обычаев и традиций иноязычных государств. На занятиях по английскому языку проводятся деловые игры, например «Переводчик» («Interpreter»). Комплектуются две команды: «Англичане» и «Русские» («Englishmen and Russians»). Члены команд задают вопросы, на которые дают «переводчики». Три арбитра судят и оценивают качество переводов с английского на русский и с русского языка на английский, а затем, оценив качество «переводов, выставляют оценки как переводчикам, так и членам команд, задававшим вопросы. В свою очередь команды оценивают работу арбитров и общим усилиями выделяют в ходе обсуждения лучшего переводчика и лучшего по тематике и стилистике вопросов члена команд. Такая форма игры эффективна с точки зрения развития речи и активности в диалоге.

В вышеизложенном материале речь шла о формах и методах обучения. Кстати, они взаимообратимы. Но на каждом занятии в любом методе используются еще и приемы. Это стандартные и нестандартные ситуации, задачи, упражнения, вопросы для размышления, мозговые штурмы, понятийные диктанты, кейс-стади и т.д. Приведем пример нестандартной ситуации на занятии английского языка на изучаемом языке: «Student Nicholas received a rather difficult text to translate. The another student, Paul, is sitting close to him had exactly the same text. Paul asked Nicholas to write off it and he agreed. Without hesitation, Paul writes off the translation, listening to music, pretending focusing. Nicholas made a few mistakes in a translation, Paul have repeated them because Nicholas was an excellent student, Paul did not doubt the correctness of his translation. Imagine the surprise when the teacher put unsatisfactory to both students. Rate the act of the teacher, he was right or not, exposing such estimates? In your opinion, how was the teacher able to motivate? Justify the answer and the conclusions that you've made for yourself» («Студент Николай получил довольно сложный текст для перевода. Точно такой же текст получил еще один студент Павел, сидящий рядом. Павел попросил Николая списать перевод, и тот согласился. Недолго думая, Николай списал перевод, слушая музыку, делая при этом сосредоточенный вид. Николай допустил в переводе несколько ошибок, Павел их повторил, так как Николай был отличником, Павел не сомневался в правильности его перевода. Каково же было удивление, когда преподаватель поставил неудовлетворительно обоим студентам. Оцените поступок преподавателя. Прав, он был или нет, выставляя такие оценки? Чем. На ваш взгляд, педагог мог мотивировать? Обоснуйте ответ и выводы, которые Вы для себя сделали»).

Вот еще один пример нестандартной ситуации для магистрантов: «Каждый век, кроме нашего, имел свой идеал: святой, герой, джентльмен, рыцарь, мистик. А

то, что предложили мы - хорошо приспособленный человек без проблем - это очень бедная и сомнительная личность. Особенно сомнительна и опасна для растущих поколений, так как противоречия развития, свойственные детским и юношеским возрастам, значительно усилились в нынешней ситуации, которая приводит к задержке личностного развития, интенсифицирует рост квазипотрбностей, квазинтересов, отклонений в поведении, нарушает в психологической жизни, повышенную тревожность, агрессивность, существенные сдвиги в межличностных, межгрупповых отношениях. В этих новых условиях на первый план выходит самоопределение человека, осознание им своей самости. Кто я в этом мире и взаимосвязанные с ней проблемное идентичности и идентификации себя как представителя определённой группы, региона, этноса, страны, современного человеческого общества» (Абрахам Маслоу). Задание: переведите на английский язык и прочитайте эту мысль автора всей группе. Пусть каждый выскажет свое отношение к этим мыслям, свое согласие или несогласие и определяет свою позицию в современном мире и подведите итоги дискуссии.

Можем привести пример case-study: «Going to classes a student tripped and fell. Behind her the young man laughed and walked past. Tell us your opinion about the act of the young man, assess his personal qualities» («Спешащая на занятия студентка споткнулась и упала. Шедший сзади ее молодой человек засмеялся и прошел мимо. Расскажите свое мнение о поступке молодого человека, дайте оценку его личностным качествам»).

Важная роль отводится в инновационной педагогической деятельности средствам воспитания и обучения, под которыми в широком смысле понимается все то, что необходимо для реализации цели педагогического процесса: предметы, действия, явления, весь реальный мир, как обстоятельство для формирования личности, во всех его проявлениях в целом и в частности, соотношение с педагогической целью, разнообразная деятельность, в которую включается личность; материальные объекты и предметы духовной культуры. Преднамеренный процесс и выполняющие функцию развития и становления личности13.

Под средствами обучения следует понимать разнообразнейшие материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения. Главные дидактические направления средств - ускорить процесс усвоения учебного материал, т.е. приблизить учебный процесс к наиболее эффективным характеристикам. В обучении иностранному языку, создать иллюзию общения в иноязычной среде для быстрейшего освоения иностранного языка14.

Средствами обучения на занятиях иностранного языка в вузах искусств и культуры являются: языковая знаковая система, достижения культуры (живопись, музыка, литература, средства наглядности, учебные программы по теме занятия, упражнения, задачи, тестовый материал и технические средства обучения. Особое значение в современных условиях придается использованию компьютерной техники в процессе обучения и воспитания иностранным языкам с разработанным программным обеспечением. Новым достижением в технологии компьютерного

13 Белкин A.C. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы) / A.C. Белкин, Е.В. Ткаченко ; Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2005. 208 с.

14 Сластенин В.А. Педагогика профессионального образования: учебно-методическое пособие/под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2007. 576 с.

обучения являются средства обучения второго порядка, которые выполняют основные функции обучения и осуществляют их без педагога. Это расширяет дидактические возможности, придает обучению новое, принципиально иное качество, что способствует более полному удовлетворению индивидуальных потребностей обучаемого студента и развитию его индивидуальных способностей15.

Нами специально приводились примеры интерактивных форм, методов, приемов воспитания и обучения в педагогическом процессе не из учебников, а из факторов и событий современной мировой общественной жизни. «Формировать стабильную систему нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям»16. В наши дни каждый преподаватель должен в своей практической вузовской деятельности исходить из того, чтобы, обеспечить развитие у обучающихся способностей, необходимых им для жизни в динамичном, бурно и противоречиво развивающемся и изменяющимся мире.

Таким образом, можно сделать следующие вывод, что инновационная деятельность преподавателей иностранного языка, основанная на последовательном внедрении в практику педагогической работы все вышеизложенные теоретико-методологические положения, при творческом, профессионально нацеленном их применении в учебно-воспитательной работе по дисциплине «Иностранный язык» показывает высокие результаты при контроле и учете знаний и умений студентов, овладениями способами практической деятельности, вносят существенный вклад в общую профессиональную компетентность будущих специалистов сферы искусств и культуры.

Список литературы

1. Андреев А. Л. . Компетентностная парадигма образования: опыт философско-методологического анализа // Педагогика, 2005, №4. - С. 19-27.

2. Белкин А.С. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы) / А.С. Белкин, Е.В. Ткаченко ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2005. - 208 с.

3. Берулава Г.А., Берулава М.Н. Новая методология развития личности в информационном образовательном пространстве // Педагогика, 2012. №4. - С. 40-43.

4. Богачев И. Д. Формирование будущего учителя основ профессиональной деятельности. - Л.,

1990.

5. Васильева Е.Н. Национальная парадигма российского социокультурного образования: автореф. диссер. на соиск. уч. ст. док. Соц. Наук. - Тюмень, 2007. - 358 с.

6. Вербицкий А. А., Рыбакина Н. А. Методологические основы реализации образовательной парадигмы // Педагогика, 2014, №2. - С. 3-15.

7. Лазарев В.С. ФГОС общего образования: блеск деклараций и перспективы реализации // Педагогика, 2015, №4. - С. 51-58.

8. Постиндустриальное образование: Публицистическая полемическая монография. - М.: Эгвес, 2008. - 136 с.

9. Распоряжение Правительства Р.Ф от 29.05.2015 № 996 «Об утверждении стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025г. // Документ представлен консультант плюс www.consultant.ru Дата сохранения 3.06.2015.

15 Там же.

16 Смирнов С. А., Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагогика: теория, системы, технологии: учебник для студентов высших и средних учебных заведений / под ред. С. А. Смирнова. М.: Академия, 2008. 512 с.

10. Сластенин В.А. Педагогика профессионального образования: учебно-методическое пособие / под ред. В. А. Сластенина. - М.: Академия, 2007. - 576 с.

11. Смирнов С. А., Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагогика: теория, системы, технологии: учебник для студентов высших и средних учебных заведений / под ред. С. А. Смирнова. - М.: Академия, 2008. -512 с.

12. Сорокоумова Е. А. Педагогическая психология: Краткий курс. - СПб: Питер, 2009. - 176 с.

13. Турченко В.Н. Интегративна парадигма образования // CONCORDE, 2015, № 1. - С. 78-84.

14. Яркина Т.Ф. Социальная педагогика и социальная работа в контексте международного сотрудничества. - М.: АСОПиР, 1998. - 62 с.

NTERACTIVE FORMS AND METHODS, METHODS AND MEANS OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING IN HIGHER EDUCATION

OF CULTURE AND ARTS

D.V. Matushkina

Belgorod state institute of arts and culture e-mail: lady_di_83@mail.ru

The article proves the need to move towards innovative practical activity to overcome from the crisis of higher education and to eliminate the divide between modern educational science and professional education, realizing still in the pedagogical process of high schools the knowledge-oriented paradigm, instead of the new, activity-educational paradigm, including new targets and tasks, new theoretical and methodological substantiation of integrative education and learning processes of students, subject-subject relationship of teachers and students, and interactive forms, methods, techniques and means of education. We determinative the need of practical orientation of higher educational process on the implementation of the goals and objectives of higher education in today's complex, contradictory, internal and external, objective and subjective factors of social development, causing a leading factor in the formation and integral education and training of students. In the current crisis of higher education, the role and importance of the arts and culture of institutes in the development of Personality, Citizen, Patriot and Professional in the educational process. The article substantiates the searches of the implementation of the pedagogical process in basic directions and ways of solving the problems facing the institutes of arts and culture in the period of modernization and improvement of quality of training of future specialists of cultural sphere.

Keywords: educational paradigm, traditional knowledge-oriented paradigm, active - educational paradigm, activity-paradigm structure of the pedagogical process, the content of education, subject-subject relationship of teachers and students, interactive forms and methods, techniques and education and training means.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.