Научная статья на тему 'Личностно-профессиональное развитие учителя начальных классов в системе высшего профессионального образования: опыт, проблемы и перспективы'

Личностно-профессиональное развитие учителя начальных классов в системе высшего профессионального образования: опыт, проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1229
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПАРАДИГМА ОБУЧЕНИЯ / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / СТРАТЕГИИ ОБУЧЕНИЯ / ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / PERSONAL DEVELOPMENTAL PARADIGM OF EDUCATION / PERSONAL PROFESSIONAL DEVELOPMENT / EDUCATIONAL STRATEGIES / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаева Марина Владимировна

Анализируются изменения в целевом, содержательном и технологическом аспектах профессиональной подготовки учителя начальных классов в системе высшего педагогического образования. Ключевой идеей изменений в системе профессиональной подготовки учителя начальных классов в вузе должна стать разработка образовательных стратегий и технологий включения личностно-профессионального развития будущего учителя начальных классов в логику процесса его обучения и воспитания в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Николаева Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is suggested the analysis of changes in target, substantial and technological aspects of professional training of a primary school teacher in the system of higher pedagogical education. The key idea of changes in the system of professional training of a primary school teacher in the system of a higher school should be the elaboration of educational strategies and techniques of personal and professional development of a future primary school teacher in the educational process at a higher school.

Текст научной работы на тему «Личностно-профессиональное развитие учителя начальных классов в системе высшего профессионального образования: опыт, проблемы и перспективы»

распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 163-р. (любое изд.).

3. Райнов т.И. о типе разностороннего ученого // Вестн Междунар. ин-та им. А. Богданова. 2003. № 1 (13).

Modern tendencies of preschool education specialists training

There are regarded the issues of specialists training for preschool education sphere in the conditions of innovative development of economics, increase of demands of the society for quality education.

Key words: modernization of preschool education, teaching personnel training, innovation techniques, educational resources, continuing education.

М.в. Николаева

(волгоград)

личносшо-ПроФЕссионАльноЕ развитие учителя начальных классов в системе высшего профессионального образования: ОПыт, Проблемы и ПЕрсПЕктивы

Анализируются изменения в целевом, содержательном и технологическом аспектах профессиональной подготовки учителя начальных классов в системе высшего педагогического образования. Ключевой идеей изменений в системе профессиональной подготовки учителя начальных классов в вузе должна стать разработка образовательных стратегий и технологий включения личностно-профессионального развития будущего учителя начальных классов в логику процесса его обучения и воспитания в вузе.

Ключевые слова: личностно-развивающая парадигма обучения, личностно-профессиональное развитие, стратегии обучения, технологии обучения.

Приоритеты развития современного общества требуют пересмотра целей, содержания и технологий высшего профессионального образования с целью воспитания и развития высоконравственного, творческого, компетент-

ного, профессионально-адаптированного и конкурентного специалиста.

Повышенное внимание к профессиональной подготовке учителя начальных классов на современном этапе развития образования обусловлено внедрением в массовую школьную практику новых образовательных стандартов второго поколения общего начального образования. Идеи педагогики развития (А.Г. Асмо-лов, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Элькониин, В.В. Давыдов, Л.Г. Петерсон, В.И. Слободчиков) нашли воплощение в изменении содержания и организации образовательного процесса на ступени начального общего образования. Данные изменения направлены на формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Внедрение новых стратегий обучения и воспитания в начальной школе требует, на наш взгляд, большего, чем простое изменение формы урока или использование новых педагогических средств и учебников. Проблема модернизации начального образования тесно связана с вопросом о потенциалах профессионального и личностного развития учителя как участника и организатора личностноразвивающего взаимодействия в социальнообразовательной среде.

В настоящее время возрастает исследовательский интерес к проблеме личностнопрофессионального развития будущего педагога: изучаются условия развития личности студента как субъекта педагогического процесса (Н.М. Борытко, Е.В. Бондарев-ская, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков и др.); исследуются факторы формирования профессиональной идентичности в юношеском возрасте (В.И. Исаев, В.И. Слободчиков, т.В. черникова и др.); актуализируется проблема формирования стиля учебно-профессиональной деятельности студента как фактора его личностнопрофессионального развития (Э.Ф. Зеер).

В работах Н.К. Сергеева отмечается, что педагогический вуз ориентирован на развитие личностного и творческого потенциала каждого студента и «как бы хорошо не была поставлена научно-методическая деятельность

© Николаева М.В., 2011

в вузе, без качественной индивидуальной системы работы студента, все это “не сработает”» [4, с. 59]. В исследованиях Е.В. Бондарев-ской подчеркивается, что реальные жизненные, духовно-нравственные, профессиональные проблемы студентов должны быть включены в содержание образования [1, с. 46]. В теории и практике профессионального образования активно исследуются индивидуальные способы овладения студентами учебнопрофессиональной деятельностью в вузе [2, с. 65].

Между тем профессиональная подготовка будущего учителя начальных классов по-прежнему строится на предметнометодической основе, «поэлементном» обучении, которое направлено на формирование отдельных профессионально значимых качеств будущего учителя, овладение им определенной суммой знаний и необходимым инструментарием педагогической деятельности. Аспекты личностно-профессионального развития студента остаются невостребованными.

Проблема профессиональной подготовки современного учителя начальных классов в системе высшего профессионального образования, на наш взгляд, заключается в разработке условий, образовательных стратегий и технологий включения личностнопрофессионального развития студента в логику процесса его обучения и воспитания в вузе.

В своем содержании личностнопрофессиональное развитие учителя начальных классов означает на личностном уровне «подтягивание» им самого себя до требований избранной профессии. Оно включает личностный опыт преодоления трудностей и препятствий и самостоятельное достижение успешных индивидуальных результатов профессионального роста как специалиста. Содержательное ядро этого процесса можно представить как синтез, органическое единство профессиональной готовности будущего учителя начальных классов и профессиональной самоактуализации [3, с. 60].

В научно-исследовательской лаборатории «Личностно-профессиональное развитие учителя начальных классов» в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете разработана целостная концепция личностно-профессионального развития учителя начальных классов в системе высшего педагогического образования. Принципиальная новизна концепции состоит в том, что личностно-профессиональное развитие педагога интерпретируется не в связи с внешними

управляющими воздействиями, а через гармонизацию индивидуальности педагога, которая рассматривается как согласованность разноуровневых индивидуальных свойств, что обеспечивает соответствие требований профессии и самих индивидуальных свойств и способствует благоприятному формированию профессионально важных качеств личности учителя начальных классов в системе высшего педагогического образования [3]. На протяжении многих лет в лаборатории осуществляется ряд исследований, направленных на изучение факторов личностно-профессионального развития студента в системе высшего профессионального образования; разрабатываются и апробируются образовательные стратегии и технологии обучения будущих учителей начальных классов; исследуются содержательные характеристики, особенности проявления стиля учебно-профессиональной деятельности студента; выявляются условия и направления организационного и психологопедагогического сопровождения личностнопрофессионального развития учителя начальных классов в системе непрерывного педагогического образования и др.

Задачи подготовки современного учителя начальных классов требуют изменений в целевом, содержательном и технологическом аспектах целостного учебно-воспитательного процесса в системе высшего педагогического образования. На современном этапе развития нашего общества смещаются акценты в понимании образования: вуз не дает готовое знание, а создает условия для формирования способностей к обучению и самосовершенствованию. В связи с этим одной из центральных является проблема соответствия форм организации учебной деятельности студента формам усваиваемой им профессиональной деятельности. Речь идет о трансформации содержания и форм учебной деятельности в соответствующие им содержание и формы профессиональной деятельности. Ключевой идеей изменений в системе профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов в вузе, на наш взгляд, должно стать овладение будущим педагогом опытом решения качественно новых профессиональных задач, определенных требованиями к образовательному результату: опытом реализации системно-деятельностного метода обучения и воспитания младшего школьника; проектирования универсальных учебных действий младших школьников; организации пространства духовно-нравственного развития млад-

ших школьников средствами учебной и вне-учебной деятельности; самоопределения, самовыражения и самореализации в самостоятельной профессиональной деятельности [4, с. 75].

В научно-исследовательской лаборатории «Личностно-профессиональное развитие учителя начальных классов» активно осуществляется разработка образовательных стратегий и технологий включения личностнопрофессионального развития студентов в логику профессиональной подготовки. Под стратегиями обучения будущих педагогов мы понимаем систему методологических и дидактических ориентиров построения образовательного процесса по подготовке будущего педагога. Разработка новых образовательных стратегий - не простая задача, значительно более сложная, чем обновление содержания учебных программ.

На основе анализа современных исследований в педагогике высшей школы, обобщения опыта зарубежных и отечественных университетов можно назвать следующие принципы современных образовательных стратегий: активное и самоуправляемое обучение; опора на жизненный опыт студента и исследовательскую практику; ориентация на рефлексивность; интерактивность и кооперация в учебном процессе. В зарубежной и отечественной практике профессионального образования апробированы ряд стратегий обучения специалистов: стратегии обучения на основе опыта, стратегии организационного обучения, стратегии обучения в практике, стратегии критичного обучения, стратегии интегрального обучения, стратегии обучения «с опорой на опыт коллег», стратегии обучения планированию карьеры, стратегия самоуправляемого обучения, стратегии рефлексивного обучения, коммуникативные стратегии обучения и др.

Отличие стратегии обучения от технологии обучения заключается в том, что первая отвечает на вопрос «Что мы делаем, чтобы достичь тех или иных целей обучения?», а вторая - на вопрос «Как мы будем действовать, чтобы эффективно достичь целей обучения?». Выбор образовательных стратегий, технологий обучения определяется рядом условий: опытом преподавателя, спецификой среды обучения, целью курса (предмета, программы, семинара и т.д.). При этом одним из важных условий выбора образовательных стратегий является полный анализ позиции обучаемых в образовательном процессе. Даже поверхностный анализ позволит сделать выводы, помо-

гающие в выборе педагогических стратегий. Можно выделить три направления для анализа:

- общая характеристика (студенты очной или заочной формы обучения, бакалавриат, магистратура, постдипломное образование и т. д.), специальность;

- начальный уровень умений и навыков (уровень компьютерной грамотности, уже приобретенная квалификация и/или опыт работы, и т. д.);

- стили обучения.

Для того чтобы определить образовательные стратегии и технологии, необходимые в работе с конкретными студентами, обучающимися по специальности «Педагогика и методика начального образования», в лаборатории «Личностно-профессиональное развитие учителя начальных классов» был проведен ряд экспериментальных исследований, направленных на изучение уровня сформирован-ности профессионально важных свойств личности студентов.

Один из циклов наших исследований посвящен изучению коммуникативных установок личности будущих учителей начальных классов. При этом акцент делался на изучение манипулятивных, авторитарных установок. Результаты показали, что около 20% обследуемых студентов обладают манипулятив-ными установками (т.е. такими, которые тесно связаны с отношением к другому человеку как к средству, а не ценности). При этом манипу-лятивные установки оказались статистически значимо связаны с двумя параметрами исследования: неуверенностью личности и потребностью занимать позицию ребенка в общении. Манипулятивные установки могут препятствовать построению отношения сотрудничества, диалога, выступают внутренним психологическим барьером личностного роста педагога. Следовательно, необходимо разработать образовательные стратегии и технологии, корректирующие данные личностные характеристики будущих педагогов.

Следующий цикл исследований был посвящен изучению коммуникативных самооценок будущих педагогов. Коммуникативная самооценка выступает внутренним регулятором в построении отношения сотрудничества в общении. обследования разных групп студентов показали, что от 20 до 30% студентов в разных группах имеют отчетливо выраженную неадекватную самооценку в общении, при этом завышенная самооценка преобладает. Иссле-

дование показало, студенты с неадекватной самооценкой значительно чаще используют психологические защитные механизмы, чем студенты с адекватной самооценкой. При завышенной и заниженной самооценках эти защитные механизмы различны. так, при завышенной самооценке часто используются механизмы проекции (сам виноват), а при заниженной проявляется механизм избегания, отрицания. На наш взгляд, знание уровня выраженности у студентов таких профессионально важных свойств личности, как коммуникативные установки, особенности самооценки и др., помогает более предметно и целенаправленно строить процесс обучения, осуществлять выбор образовательных стратегий, создавая условия для благополучного личностнопрофессионального развития студента.

При обучении обследуемых студентов были разработаны коммуникативноличностные стратегии обучения, цели которых - формирование общекультурных и общепрофессиональных компетенций, связанных с развитием умений сотрудничества, взаимодействия с коллегами, детьми в коллективе; усвоение гуманистических установок в профессиональной деятельности, развитие эмпатии и позитивного самоотношения. Обучение требует формирования умения внимательно слушать, желания понять точку зрения другого человека, стремления к достижению рабочего компромисса, бесконфликтного поведения, воспитания толерантности. Реализация стратегии проводится в тренинговых, консультационных моделях обучения с использованием методов разбора критических случаев, дискуссионных методов обучения, ролевых игр, формы группового сотрудничества, элементов тренинга. На коммуникативных учебных стратегиях выстраиваются программы обучения общению в семье, межличностному общению, педагогическому общению и т.д.

С будущими учителями начальных классов мы апробировали также стратегию обучения на основе опыта (жизненного опыта; опыта, отражающего профессиональную деятельность или полученного в ходе учебных занятий). Данные стратегии обучения направлены на формирование общепедагогических, специальных компетенций у будущего педагога. Одной из целей использования стратегий обучения с опорой на опыт являлось овладение будущими учителями начальных классов опытом реализации деятельностного метода обучения младших школьников. На учебных за-

нятиях со студентами использовалась технология деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон. В ходе занятия студенты, пошагово выполняя определенные учебные действия, направленные на добывание новых знаний, решение учебной проблемы, приобретают опыт конструирования учебных занятий в начальной школе на основе деятельностного метода обучения.

Одной из эффективных стратегий обучения будущих учителей начальных классов является стратегия обучения с опорой на передовой педагогический опыт, изучение вариативных авторских школ и концепций в образовании. Формой реализации данной стратегии выступают встречи с авторами учебников школьного образования, которые позволяют более ярко увидеть профессиональную деятельность, передовой педагогический опыт, выразить эмоциональное отношение к идеям, преобразованиям в педагогической практике, способствуют формированию педагогической позиции, осознанному выбору вариативных образовательных программ, методов и форм обучения школьников. Данные стратегии обучения будущих педагогов учат их опираться на опыт коллег, отбирать в нем главное для себя, позволяют увидеть свою профессиональную деятельность, отраженную, как в зеркале, в деятельности своего коллеги.

Мы полагаем, что развитие академических и операционных умений можно натренировать традиционными учебными средствами, создание условий для благополучного личностнопрофессионального развития требует изменений в образовательных стратегиях и технологиях.

Важно отметить, что разработка образовательных стратегий включает четко сформулированные цели обучения, которые должны быть детально описаны и измерены. Анализ обучаемых должен дать достаточно информации о типах учебно-профессиональной деятельности студентов, средствах обучения и ресурсах, которые будут использоваться. Порядок, способ подачи и усиление всего этого составляют стратегии и тактики учения. Образовательные стратегии включения личностного профессионального развития студента в процесс овладения им учебно-профессиональной деятельностью могут распространяться не только на учебные занятия, поэтому важно использовать организацию учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов с учетом особенностей их личностно-профессионального раз-

вития и за пределами вуза. Сама по себе организация обучения за пределами университета не является нововведением. Студенты и ранее проходили практику на производстве, участвовали в полевых исследованиях, выполняли самостоятельные учебные работы. Однако эти формы не были институционально отработаны до уровня оценки их воздействия на развитие тех или иных профессионально важных качеств личности студента. Недостаточно также были институализированы формы обучения вне стен университета, которые не в полной мере учитывали различные виды самостоятельной активности, стили учения, потребности, имеющийся и приобретаемый жизненный опыт студентов, виртуальную среду обучения.

В исследованиях лаборатории «Личностнопрофессиональное развитие учителя начальных классов» доказано, что студент начинает искать наиболее эффективные индивидуальные приемы и способы деятельности и общения лишь в тех случаях, когда сам проявляет определенную активность. При этом главными условиями формирования индивидуального стиля считаются положительное отношение будущего педагога к деятельности и ее творческий характер. С целью обеспечения данных условий при лаборатории был создан «Центр научно-исследовательской деятельности и творческих инициатив студентов». Данный центр включает ряд отделов: психологический театр, отдел научных исследований, научное общество учащихся, отдел творческих инициатив. Студенты имеют возможность участвовать в деятельности любого отдела, согласно своим интересам и ведущей активности в учебнопрофессиональной деятельности. Результатом деятельности центра являются не только разработанные проекты, но и состояние готовности студента к сознательному, самостоятельному освоению своего профессионального будущего.

Важно подчеркнуть, что процесс оценивания эффективности и качества образовательных стратегий комплексный, поэтому требует разнообразия инструментов и участников. Следовательно, сами студенты в большей степени должны быть вовлечены в процессы оценки. Широкий ряд процедур мониторинга направлен на обсуждение результатов активности студентов: студенческие анкетные вопросы; студенческие фокусирующие группы, студенческие оценки и отчеты; рефлектирующие дневники, портфолио, досье студента.

Мы далеки от мысли, что проблема создания условий для личностнопрофессионального развития учителя начальных классов в системе непрерывного педагогического образования решена. В применении образовательных стратегий и технологий, обеспечивающих личностно-профессиональное развитие студента, есть трудности: недостаточно выражена преемственность в использовании стратегий обучения на разных учебных дисциплинах, не всегда преподаватели владеют теми или иными образовательными стратегиями и технологиями, не в полной мере изучены критерии личностно-профессионального развития педагога.

Перспективы решения проблемы личностно-профессионального развития учителя начальных классов в системе высшего профессионального образования связаны с разработкой образовательных стратегий и технологий обучения будущих педагогов, направленных на развитие у выпускников вуза способностей быстро и эффективно адаптироваться к условиям жизни, выполнять педагогическую деятельность в инновационном режиме. Инновации в педагогическом образовании связаны с двумя идеями. Первая заключается в том, что любое общество заинтересовано в формировании гражданского самосознания у представителей молодого поколения, в подготовке их к участию в общественной жизни. Эта идея отражается в росте внимания к стратегиям социального обучения, которые включают участие студентов в проектах социальной направленности, внедрение в учебный процесс моделей индивидуального образовательного маршрута студента с учетом стиля учебно-профессиональной деятельности. Вторая идея связана с расширением открытости образования, внедрением информационнокоммуникационных технологий и сетевого обучения.

Необходимо подчеркнуть, что процесс личностно-профессионального развития учителя начальных классов в системе высшего профессионального образования - динамическое явление. Он проходит ряд этапов и уровней. В основе динамики - развитие субъектных качеств личности и согласованность современных требований профессии и индивидуальных свойств личности педагога, а также самоопределение, самовыражение и самореализация. Это позволяет включить отдельные стадии профессионализации будущего учителя начальных классов в целостный кон-

текст развития его личности. Реализация концепции личностно-профессионального развития учителя начальных классов предусматривает построение развернутой теоретикометодологической базы для моделирования целевой, содержательной и технологической базы научно-исследовательских проектов и коррекционно-развивающих практических разработок на различных уровнях его профессионального становления в системе непрерывного педагогического образования.

литература:

1. Бондаревская Е.В. Модернизация педагогического образования в инновационном пространстве федерального университета // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Серия «Педагогические науки».

2010. №7. С. 43-47.

2. Зеер Э.Ф. Основные концептуальные положения личностно-развивающегося профессионального образования // Изв. Рос. акад. образования. 2005. №3. С. 64-70.

3. Николаева М.В. Личностно-профессио-на-льное развитие учителя начальных классов в вузе : моногр. Волгоград, 2006.

4. Николаева М.В. Проблема профессиональной подготовки учителя начальных классов в системе высшего педагогического образования в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения // Изв. Сарат. ун-та. Новая серия. Философия. Психология. Педагогика.

2011. Т. 11. Вып. 1. С. 74-79.

5. Сергеев Н.К. Педагогическое образование: в поисках модели, адекватной времени // Ректор вуза. 2010. № 2. С. 54-62.

Personal and professional development of a primary school teacher in the system of higher professional education: experience, problems and perspectives

There is suggested the analysis of changes in target, substantial and technological aspects of professional training of a primary school teacher in the system of higher pedagogical education. The key idea of changes in the system of professional training of a primary school teacher in the system of a higher school should be the elaboration of educational strategies and techniques of personal and professional development of a future primary school teacher in the educational process at a higher school.

Key words: personal developmental paradigm of education, personal professional development, educational strategies, educational technologies.

Е.В. ДАНШьчуК (волгоград)

эволюция курса информатики в школе:

Поиск новой парадигмы Подготовки будущего учителя информатики в педагогическом вузе

В условиях становления информационного общества рассмотрена актуальность развития новой компетенции учителя информатики, направленной на решение личностно-развивающих, воспитательных задач в школьном курсе информатики, - формирование информационной компетентности учащегося, основ научного мировоззрения, воспитание нравственных, этических норм поведения в информационной среде и др.

Ключевые слова: теория и методика обучения информатике, личностно-развивающие, воспитательные задачи, информационная культура, информационная компетентность, мировоззрение, информационная картина мира.

Современный учитель информатики в школе... Еще десять лет назад чувствующий свою уверенность в необходимости преподавания устройства компьютера, принципов двоичного кодирования информации, программирования, основ логики и теории алгоритмов и т.д., а сегодня теряющийся перед вопросами учащихся о различии в возможностях iPad, iPod и iPhone, специфике общения в сетевых сообществах, проблеме интернет-зависимости. Сегодня в школе учитель информатики - системный администратор и администратор баз данных, файлового сервера, вебсервера; ответственный за школьный сайт и использование Интернета; инженер по вычислительной технике и лаборант по ее обслуживанию; консультант учителей и организатор информатизации образования и т. д. Но при этом он - человек, который обречен постоянно отставать от своих учеников в изучении новых компьютерных «гаджетов» и «программу-лин». Как бы он ни старался, все равно не будет успевать за технологиями: пока новое доходит до школы, оно успевает состариться, и это нужно принять как неизбежное. Однако догонять все равно придется, иначе теряется сам смысл слова «учитель».

© Данильчук Е.В., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.