Научная статья на тему 'Деятельностные технологии подготовки педагогов к личностно-развивающему воспитанию'

Деятельностные технологии подготовки педагогов к личностно-развивающему воспитанию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
263
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ-ВОСПИТАТЕЛЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / TEACHER EDUCATOR / ACTIVITY TECHNOLOGIES / VOCATIONAL TRAINING / EDUCATIONAL SKILLS / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафронова Елена Михайловна

Обосновывается значимость деятельностных технологий в подготовке педагога к осуществлению воспитательной функции. Уточнены условия формирования профессиональных умений в сфере воспитания, требования к процессу педагогического образования, описаны фрагменты опыта преподавания педагогических дисциплин, предполагающие рефлексивное взаимодействие участников образовательного процесса. Приведены показатели продвижения студента в приобретении воспитательной компетентности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сафронова Елена Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article highlights the importance of activity-orientated technologies in training teachers for the implementation of the educational function. The author specifies the conditions for the formation of professional skills in the field of education as well as the requirements for the process of pedagogical education. The experience of teaching pedagogical disciplines involving reflexive interaction of participants in the educational process is described. The indicators of student advancement in the acquisition of educational competence are given.

Текст научной работы на тему «Деятельностные технологии подготовки педагогов к личностно-развивающему воспитанию»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ науКИ

учитель)»: приказ Минтруда России от 18 окт. 2013 г. № 544н (ред. от 5 авг. 2016 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_155553/ (дата обращения: 13.11.2018).

6. Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания»: приказ Минтруда России от 10 января 2017 г. № 10н [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_199498/ (дата обращения: 13.11.2018).

7. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ Минобрнауки России от 17 окт. 2013 г. № 1155 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_154637/ (дата обращения: 13.11.2018).

8. Шарапова (Бахтеева) Э.И. Формирование социально-ценностного поведения детей 5-7 лет: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2008.

1. Dudchik C.B. Razvitie poznavatel'nogo interesa mladshih shkol'nikov sredstvami t'yutorskogo sopro-vozhdeniya: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 2008.

2. Korepanova M.V. Kul'turnye praktiki kak osno-va proektirovaniya obrazovatel'noj deyatel'nosti do-shkol'nikov // Detskij sad. Teoriya i praktika 2015. № 5. S. 30-37.

3. Korepanova M.V. Osobennosti stanovleniya ob-raza «Ya» rebenka // Izv. Sarat. un-ta. Ser.: Filosofiya. Psihologiya. Pedagogika. 2009. T. 9. № 4. S. 74-79."

4. Krylova N.B. Razvitie kul'turologicheskogo podhoda v sovremennoj pedagogike // Lichnost' v sociokul'turnom izmerenii: istoriya i sovremennost': sb. st. M.: Indrik, 2007. S. 132-138.

5. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere do-shkol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnovnogo ob-shchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospi-tatel', uchitel')»: prikaz Mintruda Rossii ot 18 okt. 2013 g. № 544n (red. ot 5 avg. 2016 g.) [Elektronnyj re-urs]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_155553/ (data obrashcheniya: 13.11.2018).

6. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Specialist v oblasti vospitaniya»: prikaz Mintruda Rossii ot 10 yanvarya 2017 g. № 10n [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_199498/ (data obrashcheniya: 13.11.2018).

7. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvenno-go obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazova-niya: prikaz Minobrnauki Rossii ot 17 okt. 2013 g. № 1155 [Elektronnyj resurs]. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/ (data obrashcheniya: 13.11.2018).

8. Sharapova (Bahteeva) E.I. Formirovanie so-cial'no-cennostnogo povedeniya detej 5-7 let: dis. ... kand. ped. nauk. Volgograd, 2008.

Tutoring support of cultural practices of preschoolers' social behavior

The article analyses the problem of organizing cultural practices of social behavior as a fundamental component in the social and communicative development of a preschool age child. The author highlights the significance of tutoring support of cultural practices in preschool educational organizations which is regarded as psychological and pedagogical support of positive socialization and individualization in the development of a child's personality.

Key words: tutoring support, tutor, cultural practices, social development, personality, social and communicative development.

(Статья поступила в редакцию 20.12.2018)

Е.М. сАфроновА (волгоград)

деятельностные технологии подготовки педагогов к личностно-развивающему воспитанию

Обосновывается значимость деятельност-ных технологий в подготовке педагога к осуществлению воспитательной функции. Уточнены условия формирования профессиональных умений в сфере воспитания, требования к процессу педагогического образования, описаны фрагменты опыта преподавания педагогических дисциплин, предполагающие рефлексивное взаимодействие участников образовательного процесса. Приведены показатели продвижения студента в приобретении воспитательной компетентности.

Ключевые слова: педагог-воспитатель, дея-тельностные технологии, профессиональная подготовка, воспитательные умения, компетентность.

Исследователи процесса и качества педагогического образования, в том числе В.С. Лазарев, утверждают, что главным направлением в разработке научного обеспечения развития педагогического образования должно стать

О Сафронова Е.М., 2019

ИЗВЕСТИЯ вгпу

создание деятельностных технологий подготовки будущих педагогов. Это связано с тем, что «качественные изменения в каждой сфере человеческой деятельности происходят именно тогда, когда в них изменяются технологии» [4, с. 7]. Назначение этих технологии профессионального образования состоит в обеспечении необходимых и достаточных условий для формирования профессиональных умений. В одном из своих выступлений В.С. Лазарев также высказал мысль, что основная проблема профессиональной подготовки в вузе состоит в том, что в процессе такой подготовки должны формироваться профессиональные компетенции, но они не могут полноценно формироваться при доминировании лекционной формы обучения. Через «глаза и уши», по его выражению, умения не формируются: как бы внимательно человек ни слушал лекцию о том, как надо плавать, и как бы хорошо он потом ни воспроизводил услышанное, когда нужно будет плыть, он это сделать вряд ли сможет.

Что же такое деятельностная технология? Деятельностная технология в профессиональном образовании - это философия и способ конструирования и реализации такого образовательного пространства, которое предполагает активное участие, самостоятельность и рефлексивно-аналитическую позицию студента в приобретении знаний и практического опыта в сфере будущей профессиональной деятельности. Основные моменты схемы образовательной технологии, основанной на дея-тельностной теории мышления В.В. Давыдова и его теории развивающего обучения, состоят в следующем.

1. В процессе обучения реализуются постоянные переходы от решения практической (профессиональной) задачи к решению учебной задачи.

2. Важнейшим компонентом процесса обучения служит критическая самооценка. обучающиеся проходят две фазы проблематиза-ции своих умений: сначала проблематизирует-ся способ оценки результатов решения практической задачи, затем - способ решения задачи.

3. Решая учебную задачу, обучающиеся на разных стадиях выполняют разные роли: решателя практической задачи, члена рабочей группы, эксперта, оценивающего результаты и способ действия других, субъекта оценки и рефлексии собственного способа действий.

4. Основная позиция обучающего - побудитель мыслительного процесса, организатор диалога.

Каковы возможности деятельностной технологии в развитии рефлексивной и смысло-

поисковой функций личности педагога-воспитателя? на каком основании мы предполагаем, что развитие этих сфер обеспечивает повышение степени компетентности в сфере воспитания?

Результаты наших наблюдений и специальных диагностических исследований, проводимых на базе различных образовательных учреждений Волгоградской области и Ханты-мансийского автономного округа, подтверждают наличие прямой зависимости между способностью педагога к осмыслению и самостоятельному уточнению формулировок целевых установок воспитательного процесса на основе государственных документов в сфере образования и оптимальным отбором и проектированием педагогических средств для реализации воспитательных задач в конкретной образовательной ситуации.

существуют, как отмечают исследователи В.В. Андреева и А.В. Гаврилин, различные уровни инноваций в воспитании, среди которых такие, как уровень мастерства, уровень технологии, уровень содержания, уровень це-леполагания, уровень методологии. Знание о них необходимо использовать в подготовке современного педагога. Так, инновации на уровне методологии заключаются в изменении методологических основ воспитания, т. е. в переосмыслении его сущности и роли, что выражается в такой формуле: «не так важно, как воспитывать, важнее - что? Еще важнее -зачем?» [2, с. 54]. Мы поддерживаем точку зрения авторов статьи о том, что «в качестве механизма непрерывного образования Воспитателя (именно с большой буквы) рассматривается структурная перестройка личностного и профессионального опыта (моделей мира) на рефлексивно-гуманистическом основании. Речь идет об изменении смысловых ориентиров личности, которое может происходить в ходе рефлексии» [Там же, с. 55]. Каким же образом меняется позиция преподавателя вуза в рефлексивном образовательном процессе? несомненно, он должен переориентироваться с роли эксперта, носителя истинного, готового знания на роль координатора рефлексивного взаимодействия. Далее приведем факты образовательного процесса в педагогическом вузе, подтверждающие изменение этой позиции.

Учитывая идеи В.С. Лазарева о требованиях к процессу педагогического образования и условиям формирования профессиональных умений в области педагогической деятельности, которые приняты нами в качестве методологической основы, мы уточнили научную картину, характеризующую взаимозави-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

симость между формируемыми воспитательными умениями, условиями эффективности и требованиями к процессу становления компетентности в сфере воспитания. Кроме того, нами дается описание фрагментов опыта преподавания педагогических дисциплин, предполагающих рефлексивное взаимодействие участников образовательного процесса (студентов и преподавателя, студентов между собой). Так, в качестве условий формирования профессиональных умений в сфере воспитания, в соответствии с точкой зрения В.С. Лазарева [4, с. 2-8], выступают следующие положения:

1) умение будущего педагога выполнять действие может формироваться только в действии;

2) студент должен находиться не в позиции обучаемого, а в позиции обучающегося управлению воспитательным процессом;

3) цель формируемого воспитательного действия должна определяться студентом конкретно и полно;

4) рефлексия обучающимися недостатков своего способа действия должна стать условием формирования культурного способа действия.

К требованиям к процессу педагогического образования в аспекте развития воспитательной функции педагога можно отнести следующие:

1) для формирования умения решать практические задачи профессиональной воспитательной деятельности студенты должны решать эти задачи на занятиях;

2) чтобы находиться в позиции обучающегося воспитательной деятельности, студент должен хорошо понимать учебную задачу, которая решается одновременно с решением практической задачи;

3) для формирования смыслопоисковой и рефлексивной сфер личности будущего воспитателя необходимо опираться на диалогический подход к его образованию;

4) для формирования рефлексивности надо познакомить студентов с описанным и исследованным в педагогической науке «культурным способом действия», доведенным до технологического уровня или уровня методических рекомендаций.

Идея деятельностного подхода и потенциал применения деятельностных технологий в подготовке будущего педагога к воспитательной деятельности проиллюстрированы нами через описание многократно апробированных и повторяющихся фактов из практики преподавания дисциплин педагогического

профиля (направление подготовки «специальное (дефектологическое) образование»). Обращаем особое внимание на то, что главным для преподавателя в данном контексте становится формирование именно воспитательных умений и трудовых действий, перечисленных в табл. на с. 32-33. Так, умение изучать своих воспитанников приобретается благодаря самостоятельному выполнению контрольного задания творческого характера по разработке «Программы наблюдения за школьником (дошкольником) с нормой или нарушениями в развитии» (дисциплина «Методология психолого-педагогического исследования»), а также участию в семинаре-тренинге «учимся видеть и осознавать профессионально-педагогический смысл в окружающей жизни и искусстве», цель которого состоит в развитии профессионального мышления и педагогической позиции, способности к рефлексии педагогической ситуации и жизненных обстоятельств воспитанников, а также умения понимать и изучать обучающихся.

Опишем подробнее один из семинаров-тренингов «учимся видеть и осознавать профессионально-педагогический смысл в окружающей жизни и искусстве», основное назначение которого - развитие способности к рефлексии педагогической ситуации и жизненных обстоятельств воспитанников на основе чтения современного литературного произведения, а именно рассказа н. Дашевской «Ой, то не вечер» [3]. Организация работы на занятии осуществлялась в группах, созданных по различным основаниям и принципам в зависимости от образовательной ситуации. Каждая из групп получала по два задания. Первое из них состояло в следующем: сформулировать пять-семь вопросов педагогической проблематики, связанных с воспитанием, развитием, духовным и личностным ростом человека, в связи с которыми представлена педагогическая, мировоззренческая позиция автора рассказа. Второе задание заключалось в коллективном поиске ответов на следующие вопросы:

1. Есть ли в тексте рассказа какие-либо фрагменты, которые вызвали ассоциации с вашей собственной школьной биографией и биографией одноклассников? Какие педагогические смыслы вы извлекли из этих фрагментов? Приведите примеры.

2. стоит ли и с какой целью прочитать этот рассказ с подростками и старшеклассниками? Какие вопросы возможно сформулировать для обсуждения с ними? Что стоит обсуждать вслух, а что порекомендуете оставить для внутреннего диалога?

профессиональные умения в сфере воспитания и условия их формирования в процессе педагогического образования

Условия формирования профессиональных умений в сфере воспитания Требования к процессу педагогического образования Название формируемого воспитательного умения (трудового действия) Фрагменты опыта преподавания педагогических дисциплин, предполагающие рефлексивное взаимодействие участников образовательного процесса

1. Умение выполнять действие может формироваться только в действии Для формирования умения решать практические задачи профессиональной воспитательной деятельности студенты должны решать эти задачи на занятиях 1. Умение изучать своих воспитанников 2. Умение поддерживать атмосферу успеха и достижения на занятиях и во внеурочное (внеаудиторное) время 1.1. Контрольное задание творческого характера: разработать «Программу наблюдения за деятельностью учителя, за школьником (дошкольником) с нормой или нарушениями в развитии» (дисциплина «Методология психолого-педагогического исследования») 1.2. семинар-тренинг «Учимся видеть и осознавать профессионально-педагогический смысл в окружающей жизни и искусстве». Цель: развитие профессионального мышления и педагогической позиции, способности к рефлексии педагогической ситуации и жизненных обстоятельств воспитанников, а также умения понимать и изучать обучающихся. 2.1. Педагогическая студия «Как создать ситуацию успеха». цель: приобретение студентами опыта создания ситуации успеха (дисциплина «Психолого-педагогическое сопровождение воспитания детей в коррекционно-образовательном учреждении»

2. Студент должен находиться не в позиции обучаемого, а в позиции обучающегося управлению во спитательным процессом Чтобы находиться в позиции обучающегося воспитательной деятельности, студент должен хорошо понимать учебную задачу, которая решается одновременно с решением практической задачи 3. Умение определить цели и задачи воспитательного процесса 4. Умение дифференцировать воспитанников для успешной работы с ними по обеспечению их личностного и духовно-нравственного развития. 5. Умение разрабатывать и реализовывать образовательные (воспитательные) проекты, которые обеспечивают формирование ключевых нравственных и личностных характеристик студент рефлексирует не только то, что делает, но и зачем. При ответе на вопросы Где? Когда? и Зачем? ему потребуется данное профессиональное умение. 3.1. По завершении выполнения задания по формулированию десяти воспитательных задач рефлексия в форме «Продолжи фразу: Если педагог обладает умением формулировать воспитательные задачи, то ...» 4. Круглый стол (в рамках семинарских занятий) по теме «существуют ли проблемы в воспитании детей и школьников в связи с фактом "бесполой педагогики"?» 5. Практической задаче (разработать проект «Мультипликационный фильм как средство воспитания добросердечия») соответствует учебная задача (приобрести опыт формулирования воспитательных задач, конструирования и реализации в практике личностно-развивающей ситуации, отбора оптимальных воспитательных средств, проектирования ожидаемого результата в сравнении с возможными, в соответствии с возрастными особенностями, личностными результатами

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ -

Продолжение таблицы

Условия формирования профессиональных умений в сфере воспитания Требования к процессу педагогического образования Название формируемого воспитательного умения (трудового действия) Фрагменты опыта преподавания педагогических дисциплин, предполагающие рефлексивное взаимодействие участников образовательного процесса

3. Конкретность и полнота определения студентом цели формируемого воспитательного действия Для формирования смыслопоисковой и рефлексивной сфер личности будущего воспитателя необходимо опираться на диалогический подход к его образованию 6. Трудовое действие: помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка 7. Трудовое действие: «реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности 6.1. Разработать педагогическую студию для родителей «Как не стать врагом своему ребенку». Цель: изучение алгоритма проектирования студии, осознание значимости миссии воспитателя и собственной роли в формировании и коррекции позиции родителей в домашнем воспитании, приобретение опыта взаимодействия с родителями. 6.2. Сравнительный анализ двух типов воспитательного взаимодействия с детьми (заполнить таблицу на основе элегий Ш.А. Амонашвили «Ходит по миру мудрец. Педагогики джунглей» и «Ходит по миру мудрец. Педагогика божественная» [1, с. 45-46, 54-56]. Цель: понимание будущим педагогом смысла овладения таким трудовым действием, как помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка. 7.1. Метод мозгового штурма «Интерактивные технологии воспитательной деятельности». Цель: осознание воспитателем потенциала интерактивных технологий воспитания. Студенты рассаживаются за длинным столом напротив друг друга, парами, каждому сидящему в правой шеренге требуется продолжить фразу Применение интерактивных форм и методов воспитательной работы на уроке и во внеурочной деятельности эффективно, т. к. ..., а сидящему напротив (в левой шеренге) необходимо внести уточнение в нее. В следующей паре выполняется то же самое задание, но с условием внимательного выслушивания предыдущих участников и без совершения повторений уже сказанного другими

4. Рефлексия обучающимися недостатков своего способа действия как условие формирования культурного способа действия Для формирования рефлексивности необходимо познакомить студентов с описанным и исследованным в педагогической науке «культурным способом действия», доведенным до технологического уровня или уровня методических рекомендаций 8. Трудовое действие: постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера. 9. Умение анализировать реализованный воспитательный проект, качество ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка) 8.1. Анализ качества формулировок воспитательных задач на основе соотнесения их с алгоритмом целеполагания и описанным в педагогических исследованиях опытом проектирования целевых установок в воспитании (С.Д. Поляков, П.В. Степанов). 9.1. Эссе «В чем ценность приобретенного мною опыта привлечения мультипликации в качестве воспитательного средства». 9.2. Анализ событийного характера реализованного воспитательного проекта (в ходе педагогической практики) на основе признаков событийности. 9.3. Контрольное творческое задание: ретроспективный анализ студентом деятельности своего классного руководителя (куратора) с целью обнаружения в ней признаков ситуации воспитания (то, что называется А.С. Роботовой «ретроспективной рефлексией» [6])

3. Какие правила, принципы взаимодействия с детьми и подростками извлечены вами для использования в собственной практике?

4. Какие выводы, связанные с воспитательной позицией будущего педагога, вы сделали для себя на основе текста рассказа? Какие из них применимы в деятельности педагога-дефектолога?

5. Учет каких закономерностей и принципов воспитания и развития личности на основе теории личностно-развивающего воспитания проявился (осознанно или неосознанно) в деятельности классного руководителя («Пал Палыча»)?

В качестве образца выполнения студентам предлагается перечень значимых для понимания воспитанников фрагментов рассказа, имеющих профессионально-педагогический смысл: совместная дорога к месту начала похода на электричке в восприятии старшеклассника (как расположились в вагоне, «кто с кем»; кто в центре группы и почему; самочувствие каждого среди других); зарождающаяся дружба главного героя Антона с кумиром класса - гитаристом Кирюхой на почве признания первого как знатока и специалиста в музыке; зарождение и развитие отношений «он - она» на основе понимания интересов и талантов друг друга (сюжетная линия «Сашка - Антон»), открытие друг друга и себя («Я, знаешь, никогда раньше так не пел» (Антон); «Знаешь, Тоха, я ведь раньше думала: ты такой совершенно неинтересный, как валенок» (Сашка); раскрытие различных граней личности человека (школьника) во внешкольной ситуации, ситуации похода: Сашка и Кирилл в глазах Антона, представшие в новых обстоятельствах иначе, чем обычно; открытие классным руководителем «Пал Палычем» музыкальных интересов воспитанников, личные «пересечения» в плане музыкальных предпочтений («Надо же, не думал, что ваше поколение поет битлов!»). В соответствии со схемой деятельностной технологии основная позиция преподавателя состояла в побуждении к активному мыслительному процессу и организации диалогического общения на профессиональную тему.

Полагаем, что вопрос о показателях успешного продвижения будущего педагога в приобретении профессиональной компетентности в воспитательной деятельности является крайне значимым в процессе повышения качества педагогического образования. В связи с этим нами продолжается научный поиск в этой сфере [5, с. 156]. На сегодняшний день к таким показателям можно отнести а) понимание и при-

нятие студентами такой трактовки современного воспитания, как «процесс диалогического взаимодействия»; б) попытку самостоятельно размышлять о признаках-проявлениях возникновения ситуации воспитания, целенаправленно сконструированной педагогом или спонтанно возникшей; в) зарождение интереса к процессу освоения компетенций в целепола-гании в сфере воспитания; г) активность, вовлеченность студентов в процесс поиска ответов на вопросы, связанные с феноменологией воспитания как явления, выявлением его сущностных характеристик; д) освоение опыта отбора адекватных воспитательной ситуации педагогических средств и умение обосновать и доказать их целесообразность; е) понимание значимости, ценности умения осуществлять педагогическую рефлексию в сфере воспитания.

Список литературы

1. Амонашвили Ш.А. Искусство семейного воспитания. Педагогическое эссе. 5-е изд. М., 2016.

2. Андреева В.В., Гаврилин А.В. Подготовка педагога к инновациям в воспитательной деятельности // Воспитательная работа в школе. 2012. № 4. С. 53-57.

3. Дашевская Н. «Ой, то не вечер» // Вальс в четыре руки: сборник рассказов / сост. Лада Исупо-ва. М.: Изд-во АСТ, 2016. С. 26-44.

4. Лазарев В.С. Ключевые проблемы модернизации педагогического образования // Профессиональное образование. Столица. 2017. № 11. С. 2-8.

5. Подготовка педагога к воспитательной деятельности в культурно-образовательном пространстве университета: кол. моногр. / науч. ред. Г.М. Борликов.; Калм. гос. ун-т им. Б.Б. Городови-кова. Элиста: КалмГУ, 2018.

6. Роботова А.С. Оптимистический смысл деятельности преподавателя высшей школы // Высшее

образование в России. 2018. № 2(220). С. 66-77. * * *

1. Amonashvili Sh.A. Iskusstvo semejnogo vos-pitaniya. Pedagogicheskoe esse. 5-e izd. M., 2016.

2. Andreeva V.V., Gavrilin A.V. Podgotovka pe-dagoga k innovaciyam v vospitatel'noj deyatel'nosti // Vospitatel'naya rabota v shkole. 2012. № 4. S. 53-57.

3. Dashevskaya N. «Oj, to ne vecher» // Val's v chetyre ruki: sbornik rasskazov / sost. Lada Isupova. M.: Izd-vo AST, 2016. S. 26-44.

4. Lazarev V.S. Klyuchevye problemy moderniza-cii pedagogicheskogo obrazovaniya // Professional'noe obrazovanie. Stolica. 2017. № 11. S. 2-8.

5. Podgotovka pedagoga k vospitatel'noj deya-tel'siteta: kollekt. monogr. / nauch. red. G.M. Borli-kov.; Kalm. gos. un-t im. B.B. Gorodovikova. Elista: KalmGU, 2018.

педагогические науки

6. Robotova A.S. Optimisticheskij smysl deya-tel'nosti prepodavatelya vysshej shkoly // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2018. № 2(220). S. 66-77.

Activity-orientated technologies in training teachers for personal development education

The article highlights the importance of activity-orientated technologies in training teachers for the implementation of the educational function. The author specifies the conditions for the formation of professional skills in the field of education as well as the requirements for the process of pedagogical education. The experience of teaching pedagogical disciplines involving reflexive interaction of participants in the educational process is described. The indicators of student advancement in the acquisition of educational competence are given.

Key words: teacher educator, activity technologies, vocational training, educational skills, competence.

(Статья поступила в редакцию 30.01.2019)

Д.н. гергилев, в.и. колмаков, о.и. сАвин

(Красноярск)

гуманизация и гуманитаризация инженерного образования

Рассматриваются изменения в содержании инженерного высшего образования, его гуманитаризация. Анализируются ключевые проблемы инженерного образования, представлены примеры по разрешению этих проблем в Сибирском федеральном университете.

Ключевые слова: инженеры, высшее образование, гуманитаризация, гуманизация.

Вопрос гуманитаризации инженерного образования становится все более актуальным в современном мире. Это вызвано технократической перегрузкой и недостатком гуманитарной составляющей при подготовке специ-

алистов по данному профилю. Человечество долго измеряло свои успехи исключительно количеством пройденных этапов научно-технического прогресса. Новая глобальная ситуация убеждает, что сам этот прогресс - производная от культуры и, как следствие, образования. Поэтому необходимость гуманитаризации инженерного образования детерминирована мировыми изменениями в жизни современного общества, в характере мышления человека XXI в., сложившимися под влиянием рационалистического взгляда на мир. В системе образования происходит демаркация гуманитарного и технического знания. В обществе сформировалась потребность - преодолеть обозначившийся раскол культуры на гуманитарную и техническую составляющие [3, с. 48-49]. Этот раскол проявляется, с точки зрения экспертных организаций, и в снижении качества российского образования. Например, если в 1991 г. ЮНЕСКО ставило советское высшее образование на 3-е место в мире, то в 2012 г. Россия опустилась в этом рейтинге на 35-ю ступень [5].

Согласно указу Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. №2 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», стратегическая цель обеспечения национальной безопасности в области культуры определяется как развитие общей гуманитарной и информационно-телекоммуникационной среды. Это ставит перед инженерным образованием задачу подготовки активного и конкурентоспособного специалиста, обладающего высоким уровнем общей и профессиональной культуры [7, с. 45-47].

Отметим, что включение в качестве обязательной гуманитарной составляющей в образовательные программы демонстрируют одни из лучших университетов Старого (Парижская политехническая школа, Мюнхенский университет имени Людвига Максимилиана) и Нового Света (Массачусетский технологический институт). На наш взгляд, обсуждение проблем гуманизации и гуманитаризации высшего инженерного образования является важной частью современного научного диалога. Инженеры, воспитанные в заданной парадигме, будут способны создавать артефакты, которые позволят российскому обществу конструировать наиболее комфортную среду для жизнедеятельности. В этой связи можно выделить несколько проблем инженерного образования.

О Гергилев Д.Н., Колмаков В.И., Савин О.И., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.