УДК 378.011.3-051:796+929Бутовский ББК 74.489.8:75(2)д
П. А. Пилавов
РАЗВИТИЕ И ВНЕДРЕНИЕ ИДЕЙ А. БУТОВСКОГО ПО ПОДГОТОВКЕ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА
Аннотация. В статье раскрывается содержание, пути, средства и условия подготовки учителей физического воспитания и спорта в современных вузах, анализируется процесс формирования профессионализма учителя физического воспитания в научно - педагогическом наследии А. Бутовского.
Ключевые слова: учитель физической культуры, подготовка учителя, физическое воспитание, телесные упражнения, педагогическое мастерство, педагогический профессионализм.
P. A. Pilavov
DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF A. BUTOVSKIY'S IDEAS ON TRAINING OF A MODERN TEACHER OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS
Abstract. The article deals with the analysis of the content, ways, means and conditions of training of teachers of physical education and sports in modern higher educational establishments. The process of the formation of the professionalism of teachers of physical education in the scientific and pedagogical heritage of A. Butovskiy is analyzed.
Key words: teacher of physical education, teacher's training, physical education, physical exercises, pedagogical skills, pedagogical professionalism.
В последние годы заметно возрос интерес к изучению роли и места физической культуры в системе общего образования человека, пересматриваются сложившиеся ранее подходы. Все больше внимания привлекает проблема реализации воспитательного потенциала физической культуры, ее основной сущности.
Формирующаяся новая концепция физической культуры обусловливает необходимость соответствующих изменений в подготовке учителей физической культуры в системе высшего педагогического образования. Это нашло отражение в содержании нового образовательного стандарта, новых учебных планах и программах, поиске путей совершенствования профессиональной подготовки учительских кадров.
Профессиональная подготовка учителя физической культуры представляет собой процесс становления его личности, развития общей и профессиональной педагогической культуры, которые являются условием и предпосылкой эффективности профессиональной деятельности. Профессиональная готовность учителя физической культуры выступает как целостное состояние личности, выражающее качественные характеристики ее направленности, сознания, профессиональной позиции, уровня овладения профессионально-педагогическими действиями и операциями. Как известно, основу профессионального обучения студентов составляет общепедагогическая подготовка. Она представляет собой, с одной стороны, процесс обучения и воспитания будущего учителя, с другой, выступает как результат этого процесса, определяемый уровнем развития общепедагогической культуры, сформированность профессионально значимых качеств, педагогической направленности личности, овладением операциональными сторонами педагогической деятельности и др.
Различные аспекты общепедагогической подготовки, ее дидактические основы, методы, организационные формы, специфические особенности исследовались О. А. Абдуллиной, С. И. Архангельским, Ю. К. Бабанским, А. А. Вербицким, Н. В Кузьминой, Ю. Н. Кулюткиным, В. И. Ни-китенко, А. И. Пискуновым, Л. Ф. Спириным, Т. А. Стефановской, Г. С. Сухобской и др.
Процесс формирования личности будущего учителя в ходе профессиональной подготовки рассмотрен в работах Г. И. Аксеновой, Е. И. Артамоновой, Р. М. Асадуллина, Е. П. Белозерцева, Ю. В. Варданян, М. Л. Виленского, Л. К. Гребенкиной, И. Ф. Исаева, А. И. Мищенко, В. А. Слас-тенина, Е. Н. Шиянова и др.
Проблемы профессиональной подготовки учителей физической культуры в системе высшего образования разрабатывались И. П. Андриади, А. Т. Барабановым, Ю. А. Гагиным, А. М. Кузьминым, Л. П. Матвеевым, Г. Н. Пономаревым, Г. И. Хозяиновым, Ж. К. Холодовым, В. Д. Че-пиком и др.
Современное состояние психолого-педагогической подготовки будущих учителей требует обращения к творческому наследию выдающихся отечественных педагогов прошлого с целью
решения актуальных проблем педагогики высшей школы, поиска рациональных технологий формирования важных компетенций педагогических специалистов. Важным для решения определенных задач является научное наследие выдающегося педагога Алексея Дмитриевича Бутовского. Как показывает анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, теория А. Бутовского относительно профессиональной подготовки будущего учителя физической культуры до сих пор не стала объектом глубоко изучения и тем более внедрения идей в процесс подготовки будущих учителей физкультуры, хотя его опыт является одним из ярких примеров воспитания высокообразованной, культурной и развитой личности педагога.
А. Бутовский (1838-1917) - выдающийся педагог, ученый, талантливый преподаватель высшей школы, спортивный и общественный деятель, один из основателей научной теории формирования здорового образа жизни личности, автор новаторских по своему содержанию пособий, организатор физкультурно-спортивной и оздоровительной работы в учебных и общественных учреждениях.
В процессе своей научно-педагогической деятельности педагог придавал большое значение изучению профессионализма учителя. «Обучать телесным упражнениям, - писал он, - может только человек, который сам умеет их выполнять и сам испытал на себе все значение повторной работы как со стороны усвоения навыков, так и со стороны общего психо-физиологического влияния» [2, 158-159]. В своих лекциях для будущих преподавателей "телесных упражнений" А. Бутовский неоднократно подчеркивал, чтобы слушатели настойчиво занимались физическими упражнениями, получали физкультурное образование, которое способствует формированию организма и личности под влиянием специально организованных действий, включая систему физических упражнений и видов спорта, как средства укрепления здоровья и подготовки его к будущей профессиональной деятельности.
Новаторская педагогическая деятельность А. Бутовского проявилась в преподавательской и репетиторской практике; создании подготовительных курсов по физическому воспитанию для офицеров-воспитателей; изучении и обобщении передового отечественного и зарубежного опыта по организации физкультурного образования и внеклассной воспитательной работы; участия в педагогических конгрессах; поддержке и распространении идей олимпизма; исследовании прогрессивных отечественного и зарубежного опыта. Все это позволило педагогу создать основательную теоретическую базу для дальнейшего развития на научном и теоретическом уровнях проблемы формирования, укрепления и сохранения здоровья детей и молодежи средствами физической культуры и спорта.
К профессиональным составляющим подготовки учителя А. Бутовский относил владение методикой преподавания предмета специализации. Ученый отмечал, что «учитель должен иметь вполне четкое представление о каждом упражнение со стороны его образовательного значения, ... должен понимать цель его изучения, его место в системе общего физического образования и должен уметь вести его так, чтобы эта цель достигалась с наименьшими трудностями для ученика и крупнейшей выгодой для его физического развития. Для этого он должен иметь некоторые специальные сведения о приемах и способах обучения: классифицировать учебный материал, с одной стороны - в соответствии с видами работы, с другой - по степени его сложности, разместить его как в течение всего курса, так и на каждом уроке в такой последовательности, в таком взаимном сочетании различных видов деятельности, чтобы воспитанник постепенно переходил от легкого к сложному, а вместе с тем и постепенно втягивался в работу» [1, 158-159]. Отметим, что личност-но-ориентированный подход в процессе педагогического взаимодействия - одно из главных требований к учителю, которое содержится в научном наследии ученого. А. Бутовский был убежден, что преподавательская и воспитательная деятельность требуют от учителя интеллектуального развития, нравственности и яркой индивидуальности. Поэтому он считал творчество неотъемлемым элементом педагогического труда учителя. К компонентам творческой деятельности учителя телесных упражнений педагог относил индивидуальный стиль, владение педагогической техникой (умение управлять собственным психическим состоянием, владеть своим телом как орудием воспитательного воздействия (голос, мимика, жесты), создавать эмоциональный фон урока). А. Бутовский отмечал, что «команда учителя должна быть эмоциональной и бодрой, чтобы возбуждать учеников и заставить их относиться к занятиям не только внимательно, но и охотно» [3, 28]. По мнению ученого, именно такой подход будет способствовать выявлению индивидуальных способностей учащихся и гармоничному развитию их сущностных сил. В его наследии обоснованно также воспитательный потенциал педагогической культуры учителя как составляющей его профессионального мастерства. «Сам учитель, - отмечал ученый, - должен сочетать в себе те необходимые условия внешней порядочности, которые он должен передать своим ученикам... Во-первых, он сам должен приходить на урок опрятным и требовать того же от своих учеников... Во -вторых, учитель должен вести себя так, чтобы ученики всегда относились к нему с уважением, а на уроках
поддерживалась дисциплина ...» [3, 16-17]. При этом большую роль ученый придавал самообразованию и самосовершенствованию учителя, искал пути пробуждения в учителя этого стремления.
В теории А. Бутовского четко определены требования к подготовки будущего учителя физической культуры:
поэтапность подготовки учителя, включавшей поначалу общее воспитание и образование, затем педагогическое, и только после этого - специальное изучение предмета и методики его преподавания;
психологические и анатомо-физиологические знания учителя;
умение использовать на практике приобретенные умения и навыки;
умение использовать исследовательские и дискуссионные формы обучения;
воспитание у будущих учителей готовности к профессиональному самосовершенствованию и
творчеству.
Анализируя вышеизложенную теорию А. Бутовского можно сделать четкий вывод о том, что ответственный и творческий труд учителя физической культуры и спорта - это подлинно гуманные и демократичные взаимоотношения со своими учениками, их родителями, коллегами.
В процессе подготовки учитель должен овладеть не только знаниями, но и уметь тонко чувствовать, с кем он общается, и соответственно вносить коррективы в манеру своего общения, что и является показателем уровня его педагогической культуры.
Культурой педагогического общения овладевают только трудолюбивые, ищущие, интересующиеся люди. Один из основных постулатов теории А. Бутовского заключен в его словах: «... если чего-то не умеете - научитесь, а чего не знаете - узнайте, а главное - неустанно совершенствуйте формы общения с воспитанниками» [4, 195].
Так же теория А. Бутовского помогает выделить профессионально значимые характеристики для современного учителя физической культуры и спорта:
- умение организовать процесс физического воспитания на основе программы занятий физическими упражнениями с учащимися 1-11-х классов в соответствии с состоянием здоровья, физического развития, физической и двигательной подготовленности учащихся;
- умение проводить разных по типу и структуре уроков физической культуры, правильно оценивать успеваемость по физической культуре учащихся;
- умение распределить физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня;
- обеспечить безопасность детей на занятиях физическими упражнениями;
- умение осуществлять управление процессом физического воспитания в школе;
- изучение современной литературы по педагогике, психологии, физиологии, гигиене, методике физического воспитания школьников и использование приобретенных знаний в педагогической деятельности;
умение изучать и обобщать передовой опыта физического воспитания школьников и в сочетании с личным опытом применить его в физическом воспитании детей;
- умение проводить исследовательскую работу в области физического воспитания учащихся;
- обеспечить технически правильное выполнение физических упражнений школьной программы по физическому воспитанию и программ в спортивных секциях, эффективно использовать в педагогической работе метод личного показа учащимся двигательных действий;
- иметь спортивную подготовку, постоянно держать себя в спортивной форме и возрастном антропометрическом равновесии.
Благодаря научному наследию великого ученого в физическом воспитании определены роль педагога-специалиста (учителя физической культуры), место и функции воспитанников (учеников), их совместная деятельность, которая направлена на реализацию задач образовательного и воспитательного характера. Также необходимо отметить, что физическая культура является одной из составляющих общей культуры человека и во многом определяет его отношение к учебе, поведение в быту, в общении со сверстниками и учителями.
В современных условиях организация общения учителя с учениками на уроке, в обеспечении его воспитательного воздействия нужна оптимальная мера. Задача педагога - определить тот порог, за которым проверенные идеи, справедливые мысли и слова как бы обесцениваются в глазах учеников и самые благие намерения встречают тогда апатию или даже противодействие.
Важнейшим признаком профессионализма учителя является его способность, используя те или иные формы, приемы обучения и воспитания учащихся, выражать к каждому из них свое личное отношение.
Другим важным показателем профессиональной культуры учителя является использование им разнообразных и варьирующих межличностных связей для формирования коллектива учащих-
ся. Педагогическое общение учителя физической культуры предполагает умение работать как с классным коллективом учеников и спортивной группой школьников (на уроках физической культуры, занятиях в спортивных секциях, соревнованиях), так и с большими коллективами учащихся при проведении спортивно-массовых мероприятий, дней здоровья, спортивных праздников и вечеров. Эти умения формируются на протяжении всей работы в школе и содержат навыки общения с учениками, их родителями, учителями и руководством школы, вышестоящими организациями.
В многообразной деятельности учителя физической культуры выделяют четыре функции его педагогического труда: конструктивная, коммуникативная, организаторская и познавательная.
Деятельность учителей физической культуры должна быть основана на решении таких задач, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности школьника, закрепление потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений и приобретение опыта общения между учащимися и педагогами. Физическое развитие школьников необходимо осуществлять с опорой на духовный фундамент личности. Поэтому необходимо развивать у школьников стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию.
Пример учителя физической культуры, обладающего высокой педагогической культурой, работающего над совершенствованием через самовоспитание собственной личности, является важным средством воспитания учащихся в условиях личностно-ориентированного образования. Движение в этом направлении сделает физическую культуру средством непрерывного совершенствования личности, как ребенка, так и учителя. Основное содержание деятельности преподавателя физической культуры включает в себя выполнение определенных функций - обучающую, воспитывающую, организующую.
Творческая индивидуальность педагога - это высшая характеристика его деятельности, как и всякое творчество, она тесно связана с его личностью. Труд преподавателя состоит из трех компонентов: педагогическая деятельность, педагогическое общение, личность. Личность - стержневой фактор труда, определяет его профессиональную позицию в педагогической деятельности и в педагогическом общении.
Педагогическая деятельность - это технология труда, педагогическое общение - его климат и атмосфера, а личность - ценностные ориентации, идеалы, внутренний смысл работы преподавателя. Современность предъявляет все более жесткие и разносторонние требования к педагогической деятельности. В деятельности преподавателя общение является не только средством педагогической коммуникации, но и условием профессионализма в деятельности и источником развития личности преподавателя, а также средством воспитания учащихся. Овладение основами профессионально-педагогического общения происходит на индивидуально-творческом уровне. Надо тщательно изучать и формировать собственный стиль общения, изучать отдельного ученика, наблюдать за его действиями, фиксировать данные наблюдения. Это поможет осуществлять индивидуальный подход к детям.
Таким образом, ретроспективный обзор проблемы профессионализма учителя телесных упражнений и их подготовки в научно-педагогическом наследии А. Бутовского показал, что их качественные характеристики определены ученым преимущественно с помощью терминов педагогического мастерства, творчества, культуры, совершенства без их четкой дифференциации. И хотя в творчестве А. Бутовского понятие профессионализма учителя физического воспитания еще не получило терминологического оформления, однако оно понимается в качестве важнейшего принципа педагогической работы и профессиональной подготовки.
Технология общепедагогической подготовки учителя физической культуры должна представлять собой целостную совокупность действий, операций и процедур, поэтапно осуществляемых по следующему алгоритму: диагностика развития общепедагогической подготовки учителя -поэтапное развитие общепедагогической культуры посредством специально организованного обучения - вторичная; диагностика развития общепедагогической подготовки - коррекция первоначально избранной стратегии и тактики обучения. Психолого-педагогическими условиями эффективности общепедагогической подготовки учителя физической культуры выступают: фундамента-лизация учебного материала; системная организация процесса познания педагогической действительности; организация преобразовательной деятельности студентов; формирование методологического мышления учителя; актуализация человекотворческой сущности профессиональной деятельности учителя физической культуры; интеграция теоретической и практической составляющей общепедагогической подготовки. Основными тенденциями общепедагогической подготовки учителя физической культуры являются ее гуманитаризация; углубление взаимосвязи с общекультурной и предметной подготовкой; возрастание диагностичности уровня сформированности общепедагогиче-
ской культуры учителя; развитие мотивационно-ценностного отношения к профессионально-педагогической деятельности; междисциплинарная и внутридисциплинарная интеграция.
Процесс общепедагогической подготовки учителя физической культуры должен включать организацию учебно-познавательной, учебно-практической и самостоятельной практической деятельности студентов. Эти виды деятельности должны быть взаимосвязаны и ориентированы на достижение основной цели данной подготовки: формирование общепедагогической культуры личности учителя.
Учебно-познавательная деятельность направлена на познание закономерностей, принципов, способов организации физического воспитания, овладение основами педагогических операций. Учебно-практическая деятельность представляет собой процесс решения задач по применению теоретических знаний на практике в ходе выполнения практических заданий по теоретическим дисциплинам. Самостоятельная практическая деятельность выступает как процесс решения задач по организации физического воспитания школьников на основе самостоятельного планирования, осуществления и осмысления результатов собственной деятельности.
В качестве критериев сформированности общепедагогической культуры выступают:
• педагогическая направленность личности (осознание педагогических ценностей; их дифференциация; проявление установки на реализацию ценностей в профессиональной деятельности);
• субъектная позиция (осознанный профессиональный выбор; проявление потребности в профессиональной самореализации; проявление отношения к ребенку как к субъекту познания и развития);
• методологическое мышление (владение понятийно-терминологическим аппаратом педагогики; проявление интереса к психолого-педагогическим знаниям; проявление установки на преобразование педагогической теории в метод познавательной деятельности);
• рефлексия (проявление установки на моделирование деятельности; саморегуляция; самосовершенствование личности и профессиональной деятельности);
• овладение педагогическими действиями и операциями (анализ, целеполагание, проектирование, исполнение, экспертиза, коррекция).
Степень выраженности данных критериев определяет уровень сформированности общепедагогической культуры личности учителя (адаптивный, репродуктивный, эвристический, креативный).
Следовательно, подготовка учителя физической культуры может быть осуществлена благодаря применению следующих мер.
В содержание данной подготовки включается осознание, освоение и формирование установки на реализацию гуманистических ценностей физической культуры, включающих:
• идеал физического развития; и совершенства личности (здоровье, соматический облик, функциональное состояние и физическая подготовленность, двигательные качества и навыки и др.);
• ценности, связанные с социально-психологическими особенностями личности (социальное признание, самоактуализация, черты характера, проявление волевых качеств, «мышечная радость» и др.);
• духовные ценности (интеллектуальные проявляющиеся в преобразовательной, познавательной, коммуникативной и других видах деятельности).
В организации общепедагогической подготовки учителя физической культуры приоритет принадлежит личностно-ориентированным технологиям. При этом, предусматривается использование такой системы проведения аудиторных занятий, которая, с одной стороны, позволяет проводить более четкую грань между теоретической и практической подготовкой, и в то же время, способствует их взаимопроникновению, повышая роль теоретической подготовки в освоении студентами операциональных основ деятельности учителя в ходе практических и лабораторных занятий. С этой целью применяются интегрированные учебные курсы и спецкурсы.
При разработке интегрированных курсов для отбора и структурирования содержания учебного материала могут применяться различные модели интеграции:
• объединение учебных предметов из одной образовательной области или блока на базе преимущественно одной дисциплины, при этом возможно сочетание различных, но близких образовательных областей, которые выступают на равных, а также предметов близких образовательных областей, где один из них сохраняет специфику, а другие выступают в качестве вспомогательной основы (например, педагогический по своим задачам и основному содержанию курс может включать теоретический и практический материал из области возрастной психологии, психологии спорта, методики физической культуры и др.);
• интеграция знаний из различных образовательных областей вокруг общих, для нескольких предметов, проблем, при этом каждая последующая изучаемая тема вытекает из предыдущей, последовательность учебного материала определяется логикой предмета изучения и развития процесса познания, учебные цели строятся на основе предметного знания, что способствует овладению
основными концептуальными понятиями и положениями, позволяет четко наметить ожидаемые результаты обучения (например, освоение студентами способов и приемов проведения самостоятельных исследований в области педагогики, психологии, методики, физической культуры, физиологии, спортивных дисциплин др.);
• учебные дисциплины и; курсы группируются вокруг социально значимой проблематики, используется любая предметная область, имеющая отношение к изучаемой теме или проблеме; критерием отбора содержания материала для изучения выступает актуальность проблематики для социума, при этом особое значение придается процессуальной стороне решения проблем, человеческим взаимоотношениям, приобретению социальных навыков (например, изучение проблемы педагогического общения с привлечением материала теории и методики воспитания, психологии, методики физической культуры, спортивной этики) и др.
Обучение представляет собой моделирование студентами на аудиторных занятиях типичных педагогических ситуаций, фрагментов уроков, спортивно-массовых мероприятий и др., фиксируемых видеозаписью для последующего обсуждения, анализа и самоанализа в группе. Оно осуществляется в несколько взаимосвязанных этапов:
• демонстрация видеозаписи, ее анализ под руководством преподавателя с целью установления содержания ситуации, выявления причинно-следственных связей, мотивов и целевых ориента-ций участников ситуации, выделения компонентов основной формируемой педагогической операции и последовательности их выполнения;
• воспроизведение студентами формируемого действия, т.е. моделирование в группе ситуации, сходной с показанной, что фиксируется видеокамерой;
• просмотр видеозаписи, самоанализ и анализ моделируемой ситуации, позволяющие студентам увидеть себя со стороны, что улучшает восприятие происходящего, ориентирует на профессиональное отношение к ситуации.
Большое значение имеет создание на занятиях положительного эмоционального фона, атмосферы взаимного уважения и доверия; организация профессионального общения студентов в ходе учебно-познавательной и учебно-практической деятельности.
Педагогическая практика играет важную роль в формировании общепедагогической культуры личности студента, обеспечивая применение психолого-педагогических знаний в условиях реального образовательно-воспитательного процесса.
Организация самостоятельной и индивидуальной работы студентов должна быть направлена на развитие и закрепление не только и не столько теоретических знаний, сколько педагогических операций, методов, процедур либо их сочетания. Важной задачей самостоятельной индивидуальной работы является развитие у студентов рефлексивного сознания, адекватной самооценки и саморегуляции. Существенную роль в решении этой задачи играет составление под руководством преподавателя и реализация каждым студентом индивидуальной образовательно-профессиональной программы, включающей самооценку профессионально-личностных качеств на основе сопоставления их с профессиограммой и выдвижение личных учебно-профессиональных задач на период обучения в вузе.
В ходе общепедагогической подготовки предполагается осуществление студенческой научно-исследовательской работы, связанной с предстоящей; профессиональной деятельностью будущих учителей физической культуры и в своем содержании учитывающей специализацию; студентов для углубленного изучения и реализации воспитательного и развивающего потенциала конкретного вида спорта.
Развитие у студентов положительной мотивации научно-исследовательской деятельности, а также общепедагогической подготовки в целом, обеспечивается посредством использования результатов проведенных ими исследований учебно-познавательной, учебно-практической и самостоятельной практической деятельности (доклады, сообщения, выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, деловые игры, тренинги и др.).
Проведение самостоятельных исследований интегративного характера с использованием теоретических знаний из предметной и психолого-педагогической образовательных областей способствует формированию в сознании студентов целостной картины педагогической действительности, а также детерминирует развитие установки на преобразование педагогической теории в метод познавательной и практической деятельности, направленной на духовно-физическое воспитание школьников.
Реализация предлагаемых технологий позволяет существенно увеличить эффективность общепедагогической подготовки учителя физической культуры, что находит отражение в значительном повышении уровня сформированности общепедагогической культуры личности каждого студента.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бутовский, А. Д. Воспитание и телесные упражнения в английских школах // Собр. соч.: в 4 т. / А. Д. Бутовский. - К.: Олимп. лит., 2009. - Т. 1. - С. 277-334.
2. Бутовский, А. Д. Наставление для производства гимнастических упражнений в гражданских учебных заведениях. Упражнения с подвижными снарядами / А. Д. Бутовский // Собр. соч.: в 4 т. / А. Д. Бутовский. -К.: Олимп. лит., 2009. - Т. 2. - С. 133-176.
3. Бутовский, А. Д. Телесные упражнения во Франции / А. Д. Бутовский // Собр. соч.: в 4 т. / А. Д. Бутовский. - К.: Олимп. лит., 2009. - Т. 1. - С. 24-109.
4. Бутовский, А. Д. Телесные упражнения как предмет преподавания / А. Д. Бутовский // Собр. соч.: в 4 т. -К.: Олимп. лит., 2009. - Т. 2. - С. 177-333.
УДК 371.3 ББК 74.489.2
А. В. Покотилова
ВАРИАНТ МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. Существует проблема конкретизации педагогических условий формирования профессиональной компетентности учителя безопасности жизнедеятельности. Атрибутом компетентности является аналитическое умение разрабатывать содержание деятельности субъекта обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Ключевые слова: «безопасность», «компетентность», «модель», «профессиональная», «умение», «учитель безопасности жизнедеятельности».
А. V. Pocotilova
VARIANT OF THE MODEL PROFESSIONAL COMPETITION THE TEACHER OF LIFE SAFETY
Abstract. There is a problem of concretization pedagogical conditions to form the professional competition the teacher of life safety. The competition attribute is the analytical ability developer of the safeguarding context from life safety.
Key words: «safety», «competence», «model», «professional», «ability», «teacher of life safety».
Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования нового поколения как социальный заказ системе педагогического образования определена задача подготовки учителя, осознающего общественную значимость личной педагогической деятельности и ориентированного в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту и способного решать профессиональные задачи самостоятельно, творчески, компетентно, на уровне мировых стандартов.
Основы профессиональной компетентности учителя, предполагающие интеграцию достаточного уровня знаний, умений, опыта, деловых и личностных качеств, а также нравственную позицию, закладываются у будущего учителя в процессе учебы в педагогическом институте. Одной из основных задач современной системы педагогического образования является подготовка для общеобразовательной школы учителя безопасности жизнедеятельности. Это обусловливает проблему конкретизации и адекватной реализации в вузе специфических педагогических условий подготовки будущего учителя безопасности жизнедеятельности.
Первоосновой компетентной профессиональной предметно-образовательной деятельности учителя безопасности жизнедеятельности выступают конкретно-предметные знания. Успешное овладение последними возможно на основе компетентностного подхода, т.е. в результате реализации такого содержания предметной подготовки учителя, которое не сводится к знаниево-ориентированному компоненту, а является целостным опытом решения профессиональных проблем, в структуре которого предметное знание выполняет ориентировочную роль. В современной педагогической науке накоплен значительный потенциал для теоретической разработки вопросов реализации в вузовской подготовке будущих учителей компетентностного подхода. Однако потенциал не получил еще должного теоретического осмысления, поскольку исследования (Е. В. Бондаревской, А. А. Леонтьева, Т. С. Поляковой, В. А. Сластенина и др.) свидетельствуют, что в педагогической практике распространены случаи, когда дипломированный учитель не толь-