— включить участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях в сферу личностно значимых ориентиров;
— развить социально значимые качества личности: инициативность, общительность, ответственность, целеустремленность, упорство, самостоятельность;
— повысить интерес к изучению своего организма и его работоспособности (с 26% до 63%);
— оказать благотворное влияние на эмоциональное состояние студентов (эмоциональная стабильность: до эксперимента - 45%, после - 79%);
— обеспечить тренировку сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма, которые являются одними из показателей здоровья человека;
— восполнить недостаток двигательной активности (прирост - 20%);
— увеличить уровень здоровья с 50% до 74%;
— создать условия для общения и взаимодействия с людьми различного возраста и интересов.
ВЫВОД
В результате внедрения в учебный процесс здоровьесберегающей методики проведения занятий со студентами, освобожденными от практических занятий по физической культуре, мы смогли: отказаться от нормативного подхода; провести диагностику физкультурно-оздоровительного процесса и его коррекцию по результатам медицинских показателей; сделать свободный выбор вида доступной двигательной активности; использовать дифференцированный и индивидуализированный подходы к занимающимся с учетом физкультурно-оздоровительных интересов, состояния здоровья, мотивационных устремлений к двигательной активности; провести динамическое сочетание теории, методики и практики физкультурно-оздоровительной деятельности; сформировать мотивы познавательной и двигательной деятельности освобожденных студентов как стимулы успешности будущей профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Джавэн, Мао. Оздоровительная китайская гимнастика / Мао Джавэн ; пер. с англ. Е. Гупало. - М. : ФАИР, 1994. - 243 с.
2. Игнатьева, Т.П. Хатха-йога для детей и взрослых : гармонизируюшие комплексы / Т.П. Игнатьева. - 2-е изд. - СПб. : Издательский Дом «Нева», 2003. - 128 с.
Контактная информация: 1епа-ша1иЬпо @шай.ги
ЦЕЛОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К СИСТЕМАТИЗАЦИИ МЕТОДОВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Мин Хе Чжин, аспирант,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье обосновывается новый подход к разработке иерархической классификации методов физического воспитания. В ее основу положены структура и содержание профессиональной деятельности учителя, преподавателя физической культуры.
Ключевые слова: методы физического воспитания, классификация методов, контроль в физическом воспитании, педагогические воздействия, проектирование в физическом воспитании.
THE INTEGRATED PRAGMATIST APPROACH FOR CLASSIFICATION OF METHODS OF PHYSICAL TRAINING
Min He Chzhin, the post-graduate student,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,
St.-Petersburg
Annotation
The article proves the new approach for working out of hierarchical classification of methods of physical training. The structure and content of professional activity of the teacher of physical training are put in its basis.
Key words: the physical training’s methods, the classification of methods, the control in physical training, the pedagogical influences, the designing in physical training.
Проблема методов физического воспитания обсуждалась и решалась на всем протяжении истории развития педагогической науки и практики. Следует иметь в виду, что многие методы, используемые в области физического воспитания и спортивной тренировки и считавшиеся в течение многих лет хрестоматийными, в действительности далеки от совершенства (Дмитриев С.В., 2005 и др.). Недостаточная разработанность вопроса о путях определения той или иной системы методов физического воспитания, неопределенность и неоднозначность их изложения в учебниках и пособиях осложняет освоение будущими специалистами соответствующего учебного материала. И, в конечном итоге, сказывается на качестве профессионального физкультурного образования. Среди многих причин, лежащих в основе наличия многообразия разноречивых взглядов на проблему методов физического воспитания, основной является отсутствие обстоятельных исследований в их систематизации. В связи с этим требуется дальнейшее углубленное изучение проблематики целостного научного освещения методов физического воспитания, их разнообразных форм и разновидностей.
Цель исследования - теоретически разработать и обосновать концепцию систематизации методов, используемых в процессе физического воспитания.
Наиболее широко в научно-методической литературе представлены следующие классификации:
1) по характеру учебно-познавательной деятельности: теоретические и практические;
2) по источнику передачи и характеру восприятия учебной информации: словесные, наглядные, практические (упражнения);
3) по отдельным сторонам процесса физического воспитания: обучения двигательным действиям, развития физических качеств, воспитания личности;
4) по специфике воздействующих факторов (сенсорного, моторного, физиологического и психологического воздействия);
5) по предмету упражняющихся воздействий (воспитания физических качеств, обучения движениям, совершенствования органов чувств, формирования психических черт личности и поведения);
6) по взаимосвязи с другими методами: неспецифические (общепедагогические) и специфические (практические);
7) по характеру решаемых задач: формирования знаний и двигательных умений и навыков; совершенствования двигательных навыков и развития физических способностей, воспитания личности.
Однако ни одна из данных классификаций не свободна от недостатков, так как в каждой из них не отражены и другие группы методов, имеющие отношение к профессионально-педагогической деятельности специалистов по физическому воспитанию. Кроме того, в этих классификациях отсутствует соподчиненность основных групп методов между собой и внутри отдельных подгрупп.
С целью создания единой системы взаимосвязанных классификаций методов физического воспитания нами предлагается использовать целостно-деятельностный
подход, специфика которого состоит в том, что он должен отражать все структурные компоненты и этапы профессиональной деятельности специалистов конкретного профиля.
Было установлено, что в структуре профессионально-педагогической деятельности на первом этапе деятельность направлена на проектирование учебновоспитательного процесса и обеспечение условий его существования. На втором - на реализацию запланированного, непосредственное воздействие на личность занимающихся, а на третьем - на анализ и оценку результатов педагогического процесса. Поэтому предлагается выделять три группы методов, используемых в физическом воспитании: методы проектирования; методы педагогических воздействий; методы контроля. В свою очередь, в каждой из выделенных групп методов можно выделить отдельные подгруппы, виды и разновидности методов.
В исследовании мы установили, что деятельность по проектированию процесса физического воспитания включает в себя три стадии: предпроектировочную, собственно проектировочную и реализационную. В зависимости от целей и содержания проектировочной деятельности все методы можно подразделить на три типа: методы моделирования, программирования, прогнозирования и планирования. По признаку «предмет проектирования» в каждой группе необходимо различать методы, используемые для проектирования состояния занимающихся и самого процесса воспитания (его целевых результатов, содержания, форм построения занятий). По признаку «форма проявления метода» при моделировании в научно-методической литературе встречаются такие методы, как системный анализ, исторический экскурс, изучение тенденций, накопление опыта, наблюдение, опрос, тестирование, рейтинг, формализация, измерение, описание, биомеханический анализ - количественный и качественный, механико-математический и логико-математический анализ, эвристический поиск, предметно-модельная демонстрация, компьютерная имитация, компьютерная и обычная графика, компьютерный видеоанализ, рефлексивно-смысловое (ментальное) описание и построение двигательных действий (Дмитриев С.В., 2005).
Показано, что в практике физического воспитания и спорта обычно пользуются двумя методами программирования: линейным и разветвленным. Обучение по линейным и разветвленным программам осуществляется с помощью программированного учебника, пособия - безмашинный метод или метод обучающих машин - машинный метод (Войнар Ю., Бойченко С., Барта Ш., 2001).
Детальный анализ методики разработки планов позволил выявить, что в течение многих лет в физическом воспитании применялись текстуально-описательные, числовые, графические или комбинированные способы разработки и оформления планов (Матвеев Л.П., 1991). Совершенствование технологии планирования обычно связывается с внедрением методов сетевого, программно-целевого, блочно-модульного, предметно-модульного планирования (Зациорский В.М., 1969; Карнаухов Г.З., 2003).
Повышение эффективности управленческой деятельности в сфере физического воспитания и, особенно, в спорте обусловили развитие научно-практических основ прогнозирования. Для прогнозирования широко используются как интуитивные методы: метод экспертных оценок, метод интервью, эвристический метод, метод построения прогнозного сценария, историко-логический анализ; так и формализованные: метод экстраполяции, метод интерполяции, метод исторической аналогии и др. (Баландин В.И., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., 1986).
Методы, в ходе применения которых происходит реализация педагогических воздействий, мы предлагаем классифицировать по следующим видам. В зависимости от специфики воздействий все методы можно подразделить на методы вербального (речевого), невербального, сенсорно-перцептивного и моторного воздействия. По признаку ведущий вид деятельности педагога и занимающихся в процессе обучения двигательным действиям и развития физических способностей вербальные методы могут быть на основе использования внешней (устной или письменной) и внутренней речи
или комбинированные; невербальные - на основе телодвижений и поз; сенсорноперцептивного воздействия - на основе избирательного или комплексного использования зрительных, слуховых, двигательных и других ощущений, восприятий и представлений; методы моторного воздействия - на основе регламентации программы двигательных действий и нагрузки в ходе выполнения физических упражнений (строго регламентированного и частично регламентированного упражнения) в естественных условиях и на основе создания искусственных внешних условий, обеспечивающих воспроизведение действий с заданным результатом. Все эти методы, в свою очередь, могут быть классифицированы по форме проявления и назначению.
Особые трудности возникают при группировке методов строго регламентированного упражнения - у разных авторов их количество разнится, и они по-разному классифицированы. Особенно различаются методы, представленные в общей классификации и при описании методики развития различных физических способностей. Будущие специалисты вынуждены просто механически запоминать разнообразные методы развития физических способностей. Систематизацию методов контроля в физическом воспитании можно проводить на различных уровнях: объекта контроля; параметров объекта контроля; специфики контролируемых показателей; форм организации контроля. Все методы контроля по источнику получения информации можно подразделить на методы опроса, наблюдения, анализа документов, инструментальные, тестирование. В зависимости от средств и способов получения информации, формы применения и целевого назначения можно выделить отдельные их виды и разновидности.
Таким образом, в современной теории и практике физического воспитания развиваются, углубляются и расширяются сформированные в 50-90-е годы ХХ века представления о номенклатуре методов. Одним из важнейших направлений в раскрытии специфики и многообразия методов физического воспитания является деятельностный подход. Такой подход позволяет широко и глубоко охватить полный их перечень и рассмотреть конкретное назначение в целостном педагогическом процессе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Войнар, Ю. Теория спорта - методология программирования : монография / Ю. Войнар, С. Бойченко, Ш. Барта. - Минск : Харвест, 2001. - 319 с.
2. Воронов, И.А. Информационные технологии в физической культуре и спорте [Электронный ресурс] : учеб. пособие / И.А. Воронов ; С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб. : [б. и.], 2007. - 1 электрон. опт. диск (СБ-ЯОМ) : ил. - (Б-ка Гуманитар. ун-та. Вып. 5). - Систем. требования: Windows 98/Ме/2000/ХР.
3. Дмитриев, С.В. Социокультурная теория двигательных действий спортсмена : проблемы, поиски, решения / С.В. Дмитриев ; М-во образования и науки Рос. Федерации ; Нижегородский гос. пед. ун-т. - Ниж. Новгород : Изд-во НГПУ, 2005. - 300 с. : ил.
4. Зациорский, В.М. Двигательные качества спортсменов (исследование по теории и методике воспитания) : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Зациорский В.М. ; Гос. центр. ин-т физ. культуры. - М., 1969. - 72 с.
5. Карнаухов, Г.З. Социально-педагогическая регуляция подготовки профессиональных кадров и квалифицированных спортсменов в политструктурной функциональной педагогической системе : дис. ... д-ра пед. наук / Карнаухов Г.З. ; Рос. гос. акад. физ. культуры . - М., 2003. - 404 с. : ил.
6. Корецкий, В.М. Профессионально-педагогическая подготовка студентов физкультурных вузов в системе дисциплин "Специализаций" : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Корецкий В.М. ; Гос. центр. ин-т физ. культуры. - М., 1989. - 45 с.
7. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры : (общие основы теории и методики физ. воспитания ; теорет.-метод. аспекты спорта и проф.-прикл. форм физ.культуры) : учеб. для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 542 с. : ил.
8. Чесноков, Д.Е. Тезаурусно-дидактическое моделирование при обучении гимнастическим упражнениям : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Чесноков Денис Евгеньевич ; С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. - СПб., 2007. - 22 с.
9. Янанис, С.В. Основы обучения движениям // Теория и методика физ. воспитания : учеб. для техникумов физ. культуры / под ред. Г.Д. Харабуги. - 2-е изд., доп. -М. : Физкультура и спорт, 1974. - С. 74-85.
Контактная информация: [email protected]
КОНЦЕПЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ГИДОВ-ПРОВОДНИКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ МАРШРУТОВ С АКТИВНЫМИ ФОРМАМИ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ТУРИСТОВ
Александр Ефимович Никулин, доцент,
Валерий Павлович Каргаполов, доктор педагогических наук, профессор, Дальневосточная государственная академия физической культуры (ДВГАФК)
г. Хабаровск
Аннотация
В работе представлена концепция организации учебного процесса по программе «Гид-проводник» на основе алгоритма, разработанного авторами дидактического комплекса.
Ключевые слова: гид-проводник, профессиональная подготовка, концепция, учебный процесс.
THE CONCEPT OF VOCATIONAL TRAINING OF GUIDES OF ECOLOGICAL ROUTES WITH ACTIVE FORMS OF TOURISTS' TRAVEL
Alexander Efimovich Nikulin, the senior lecturer,
Valery Pavlovich Kargapolov, the doctor of pedagogical sciences, the professor,
The Far East State Academy of Physical Training Khabarovsk
Annotation
The work presents the concept of organization of educational process under the program "Guide" on the basis of the algorithm developed by authors of a didactic complex.
Keywords: the guide, the vocational training, the concept, the educational process.
Исходный пункт любой системы профессионального образования - это обоснованная и тщательно подготовленная методологическая база. После того, как акценты проблемы кадрового потенциала экомаршрутов на Дальнем Востоке сместились с декларативных и чисто теоретических и приобрели практическую и деятельную окраску, актуальными стали вопросы:
Как организовать и построить учебный процесс подготовки специалистов для экологических программ в туризме?
Что должны включать в себя учебные планы и программы?
На основе, какой образовательной системы должно проходить обучение?
В связи с этим первоочередным направлением деятельности по созданию системы профессиональной комплексной подготовки «Гид-проводник экологических маршрутов с активными формами передвижения туристов» является формирование самой методологии учебного процесса (С.Я. Батышев, 1993, А.М. Новиков, 1996).
Данная задача осложняется тем, что в России нет единого образовательного стандарта по подготовке гидов-проводников, и не только для экологических туров, но и для других видов туризма. Наша страна огромна по территории и разнообразна по ландшафту и климатическим условиям. Примером такого разнообразия может служить Дальний Восток России, где есть и моря, и горы, и быстрые горные реки любой категории сложности, вулканы, пещеры и ледяные просторы Якутии и Чукотки. Как с таким разнообразием создать единую модель подготовки высококлассного специали-