том формирования у курсантов вузов МВД России умений и навыков профессионального совершенствования является отсутствие прямого управления обучением и воспитанием со стороны преподавателя, необходимо предварительно подготовить курсанта к такой работе, как самоорганизация и саморегуляция учебной деятельности.
Таким образом, основной задачей формирования и развития самостоятельности личности является всестороннее согласование воздействий преподавания и учения, устранение разрыва между этими видами деятельности [5]. Совершенствование системы самостоятельной работы позволяет развивать у курсантов умения и навыки профессионального самосовершенствования через формирование у них профессиональных компетенций, что, в свою очередь, способствует формированию внутренней готовности к всестороннему раскрытию своей индивидуальности в обучении и деятельности, развитию нестандартного творческого мышления, решению возникающих служебно-
профессиональных задач через самообразование, самовоспитание и саморазвитие.
Обобщая изложенное, необходимо отметить, что целостный педагогический процесс как единство обучения и воспитания становится эффективным тогда, когда обучаемым прививается стремление к познанию и творческое отношение к усвоению изучаемого материала, когда педагог выступает как носитель современных идей, способный и заинтересованный передавать свой опыт обучаемым. Только в этом случае курсант готов осмысленно воспринимать теоретические и практические данные как основу своего профессионального роста, приобретать навыки самовоспитания, самообразования, саморазвития и самосовершенствования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Выступление Министра внутренних дел Российской Федерации генерала армии Рашида Нургалиева в «Российской газете» [Электронный ресурс] - электрон. дан. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2009/08/21/nurgaliev.html.
2. Деркач, А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований / А.А. Деркач. - М. : РАГС, 2000. - 392 с.
3. Кузнецова, И.М. Технология педагогического руководства самообразованием студентов экономического вуза / И.М. Кузнецова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 1 (47). - С. 64-68.
4. Купавцев, Т.С. Педагогическое обеспечение самостоятельной работы курсантов (слушателей) образовательных учреждений МВД России : дис. ... канд. пед. наук / Купавцев Т.С. - М., 2004. - 167 с.
5. Купавцев, Т.С. Активизация самосовершенствования курсантов вуза МВД России на основе создания проблемных ситуаций / Т. С. Купавцев // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2009. - № 102. С. 71-77.
6. Левшин, С.В. Самосовершенствование личности в педагогическом процессе / С.В. Левшин // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2008. - № 69. - С. 433-436.
Контактная информация: kupava@buimvd.ru
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ СО СТУДЕНТАМИ, ОСВОБОЖДЕННЫМИ ОТ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Елена Викторовна Матухно, кандидат педагогических наук, доцент, доцент, Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет (КнАГТУ)
Аннотация
В статье раскрыта методика построения учебного процесса студентов, освобожденных от практических занятий, позволяющая организовывать физическую активность сообразно с их ценностными ориентациями, интересами, потребностями в сфере физической культуры и решающая сложнейшие задачи социализации личности: воспитание личностных и профессиональных качеств, увеличение уровня двигательной активности, организация активного отдыха.
Ключевые слова: методика, студенты, освобожденные от практических занятий, нетра-
диционные средства, класс заболеваний, индивидуальные особенности обучающихся, уровень здоровья, врачебно-педагогический контроль.
THE RESULTS OF APPLYING THE HEALTH PRESERVING METHODS FOR LESSONS WITH STUDENTS FREED FROM PRACTICAL PHYSICAL TRAINING
Elena Viktorovna Matuhno, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
The Komsomolsk-on-Amur State Technical University
Annotation
The article presents the method of organization of educational process for the students freed from practical physical training allowing to organize the physical activity according to their value orientations, interests, needs in the sphere of physical training and solving the very complicated problems of personal socialization: the formation of personal and professional qualities, the increasing of level of motion activity, the organization of outdoor activity.
Key words: the method, the students freed from practical physical training, the alternative means, the class of diseases, the individual peculiarities of students, the standard for health, the medical and pedagogical control.
ВВЕДЕНИЕ
Работа по оздоровлению студентов, освобожденных от практических занятий, представляет собой сложный процесс, в котором необходимо использовать системный подход к применению разнообразных форм, средств, путей и методов физического воспитания, но имеющих единую целевую направленность - сохранение здоровья и развитие их двигательной активности.
Регламентирующий характер учебных занятий по физическому воспитанию со студентами, освобожденными от практических занятий (ориентация на написание реферативных работ), не позволяющий учитывать физкультурно-оздоровительные интересы и потребности занимающихся, привел к снижению двигательной активности, ухудшению здоровья, отсутствию физкультурных знаний.
Отсутствие учебно-методической литературы, методических разработок по проведению занятий, рабочих программ вынуждает преподавателей физической культуры самостоятельно искать средства и методы построения учебного процесса с данным контингентом обучающихся.
Физическое воспитание студентов, освобожденных от практических занятий, на наш взгляд, должно состоять из теоретических, практических, контрольных и самостоятельных занятий под контролем преподавателя, которые определяются особой методикой преподавания. Особое внимание хотелось бы обратить на методику построения практических занятий для данного контингента обучающихся.
МЕТОДИКА
При составлении здоровьесберегающей методики практических занятий со студентами, освобожденными от практических занятий, мы учитывали класс заболеваний, индивидуальные особенности обучающихся, уровень физического здоровья.
Структура занятия с освобожденными студентами имеет свои особенности: продолжительность занятия - 60-70 мин.: на подготовительную часть отводится 15-20 мин., на основную часть - 20-30 мин. Заключительная часть продолжительностью 1015 мин. включает в себя оздоровительную ходьбу, дыхательные упражнения, упражнения в расслаблении мышц. На занятиях нужно делать 2-3 перерыва по 2-5 мин. для отдыха студентов. Отдых протекает более эффективно в положении сидя или лежа при расслабленных мышцах.
Для повышения уровня функциональной подготовленности сердечнососудистой и дыхательной систем основная структура учебного занятия строится сле-
дующим образом: в подготовительной части занятия выполнялся комплекс дыхательной гимнастики - 15 мин. Все движения выполняются мягко, без напряжения, плавно и медленно, делается акцент на растягивании связок и мышц. Дыхание осуществляется через нос. Целью использования дыхательной гимнастики на подготовительной фазе занятия было повышение общей возбудимости ЦНС и активизация внешнего дыхания. В основной части занятия: оздоровительная ходьба с китайской оздоровительной гимнастикой бадуаньцзин, упражнения на беговых дорожках - 30 мин. В заключительной части занятия: гимнастика для рук и ладоней японского врача Йосиро Цуцуми, ходьба для снятия напряжения и расслабления - 15 мин.
Мы исключили из практических занятий прыжки, метания, упражнения с большой амплитудой движений для туловища и головы, упражнения, вызывающие задержку дыхания, резкие изменения направления и скорости движения головы и туловища, силовые упражнения и учли, что противопоказанием к занятиям доступными физическими упражнениями является острая стадия болезни.
В период возникновения инфекционных заболеваний, в большей степени простудных, основная структура учебного занятия состоит в следующем: подготовительная часть занятия: китайская гимнастика бадуаньцзин для растяжки и разогрева мышц
- 10 мин; основная часть занятия включала в себя сочетания элементов игр и комплексов упражнений гимнастики хатха-йоги, а также комбинации комплексов доступных общеразвивающих упражнений, учитывающих физическое состояние освобожденных студентов, с дыхательной гимнастикой - 30 мин.; заключительная часть занятия: для профилактики простудных заболеваний и мобилизации защитных сил организма использовались дыхательные упражнения, гимнастика для рук и ладоней -10 мин.
Для усиления восстановительных процессов нервной системы, снятия напряжения и усиления релаксационного эффекта во время основной части занятий сочетали элементы игр (баскетбол, волейбол, бадминтон, дартс) и комбинации доступных упражнений, выполняемых на разработанных тренажерах - 30 мин. Дыхательная гимнастика в подготовительной части занятия применялась для повышения общей возбудимости ЦНС и активизации внешнего дыхания - 20 мин. Комплексы доступных упражнений сопровождались специально подобранной музыкой, которая создавала соответствующий эмоциональный настрой. В заключительных частях занятий применялась гимнастика для рук и ладоней, ходьба - 15 мин.
Для профилактики глазных заболеваний наряду с упражнениями для глаз необходимо поддерживать общее состояние организма с помощью физических упражнений, так как известно, что всякое снижение двигательной активности неизбежно отражается и на функциональных свойствах зрительного аппарата. Поэтому в основной части занятий применились элементы игр и доступные упражнения, выполняемые на «Тренажерах Салохина», гимнастика для глаз - 30 мин. В подготовительной части занятий применялась оздоровительная гимнастика бадуаньцзин - 15 мин, в заключительной части оздоровительная ходьба - 10 мин.
Однако нежелательны упражнения высокой интенсивности, а также упражнения, связанные с сотрясением тела (подскоки, прыжки) или требующие большого напряжения (подтягивание на перекладине, поднятие тяжестей и т.п.), противопоказана работа, требующая длительного пребывания в согнутом положении с наклоном головы вниз или резкие наклоны туловища.
Моторная плотность на практических занятиях физической культурой освобожденных студентов приближалась к 55 - 65%, но интенсивность упражнений была низкой и постоянно варьировала. Физические нагрузки давались на пульсе 70-90 ударов в минуту, в зависимости от класса заболеваний.
Информативно ценными для определения нагрузок на занятиях физической культурой стали врачебно-педагогические наблюдения, в результате которых выявлялась: максимальная частота пульса, быстрота восстановления после различных упражнений, приспособляемость организма. В течение учебного года медицинский работник
обследовал освобожденных студентов во время проведения практических занятий по такой методике: артериальное давление и частота пульса измерялась до начала занятия, то есть до нагрузки и после занятия в течение 3-5 мин., выявляя дозировку нагрузок на организм.
Важной составляющей разработанной нами здоровьесберегающей методики является необходимость фиксации результатов диагностики, для чего была введена система «паспорта-прогноза», которая позволила вести систематический контроль за физическим развитием, приучить студентов, освобожденных от практических занятий, к потребности в самооценке, закрепить навыки самоконтроля, сознательного отношения к своему здоровью, а также заблаговременно обратить внимание на наиболее слабые стороны своего физического развития.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
В эксперименте участвовало 385 студентов, освобожденных от практических занятий. В течение трех лет автор статьи вела доступный практический раздел, разработанный с учетом только оздоровительной направленности.
Целью эксперимента являлось выявление возрастной динамики в мотивационно-ценностном, волевом, физическом и эмоционально-чувственном компонентах студентов, освобожденных от практических занятий.
Применение технических средств обучения, а именно компьютерной программы, разработанной на кафедрах физического воспитания СПбГТУ и СПбПМА, на практических занятиях с освобожденными студентами является одним из действенных способов увеличения уровня мотивационно-ценностного компонента.
В течение 3 лет консультацию по данной программе прошли 320 студентов, освобожденных от практических занятий, причем при анализе эффективности занятий с применением доступных физических упражнений было отмечено, что при повторном тестировании у занимающихся доступной оздоровительной деятельностью улучшается функциональное состояние организма, по крайней мере, на 15%. У прошедших такую консультацию появляется интерес к изучению своего организма, его работоспособности.
Следующим этапом проводимого эксперимента являлось изучение изменений в физическом компоненте. Анализ по данному критерию проводился на основе количественной оценки уровня здоровья по системе Г. Л. Апанасенко. Применение на занятиях доступных физических упражнений позволило изменить уровень здоровья у студентов, освобожденных от практических занятий, от ниже среднего до начала эксперимента до среднего и выше среднего после его проведения.
Проведение практических занятий на «Тренажерах Салохина», направленных на преодоление каких-либо препятствий, способствовало восполнению недостатка двигательной активности, проявлению воли и развитию таких качеств, как инициативность, целеустремленность, упорство, самостоятельность.
Привлечение студентов, освобожденных от практических занятий, к участию в спортивных мероприятиях (в качестве помощников судей) позволило не только инициировать интерес к физической культуре как сфере человеческой деятельности, но и обрести уверенность, повысить самооценку, актуализировать ответственность и дало возможность позиционировать себя как социально значимую личность. Участие студентов, освобожденных от практических занятий, в физкультурно-оздоровительных мероприятиях (при наличии врачебно-педагогического контроля) выступает мощным фактором стимулирования положительного эмоционального отношения к физической культуре.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Проведение практических занятий по здоровьесберегающей методике позволило:
- организовать занятия с применением доступных физических упражнений;
- включить участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях в сферу личностно значимых ориентиров;
- развить социально значимые качества личности: инициативность, общительность, ответственность, целеустремленность, упорство, самостоятельность;
- повысить интерес к изучению своего организма и его работоспособности (с 26% до 63%);
- оказать благотворное влияние на эмоциональное состояние студентов (эмоциональная стабильность: до эксперимента - 45%, после - 79%);
- обеспечить тренировку сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма, которые являются одними из показателей здоровья человека;
- восполнить недостаток двигательной активности (прирост - 20%);
- увеличить уровень здоровья с 50% до 74%;
- создать условия для общения и взаимодействия с людьми различного возраста и интересов.
ВЫВОД
В результате внедрения в учебный процесс здоровьесберегающей методики проведения занятий со студентами, освобожденными от практических занятий по физической культуре, мы смогли: отказаться от нормативного подхода; провести диагностику физкультурно-оздоровительного процесса и его коррекцию по результатам медицинских показателей; сделать свободный выбор вида доступной двигательной активности; использовать дифференцированный и индивидуализированный подходы к занимающимся с учетом физкультурно-оздоровительных интересов, состояния здоровья, мотивационных устремлений к двигательной активности; провести динамическое сочетание теории, методики и практики физкультурно-оздоровительной деятельности; сформировать мотивы познавательной и двигательной деятельности освобожденных студентов как стимулы успешности будущей профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Джавэн, Мао. Оздоровительная китайская гимнастика / Мао Джавэн ; пер. с англ. Е. Гупало. - М. : ФАИР, 1994. - 243 с.
2. Игнатьева, Т.П. Хатха-йога для детей и взрослых : гармонизируюшие комплексы / Т.П. Игнатьева. - 2-е изд. - СПб. : Издательский Дом «Нева», 2003. - 128 с.
Контактная информация: lena-matuhno @тай.т
ЦЕЛОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К СИСТЕМАТИЗАЦИИ МЕТОДОВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Мин Хе Чжин, аспирант,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье обосновывается новый подход к разработке иерархической классификации методов физического воспитания. В ее основу положены структура и содержание профессиональной деятельности учителя, преподавателя физической культуры.
Ключевые слова: методы физического воспитания, классификация методов, контроль в физическом воспитании, педагогические воздействия, проектирование в физическом воспитании.