Научная статья на тему 'Особенности формирования физической готовности студентов вузов, проходящих обучение на военных кафедрах при гражданских вузах к профессиональной деятельности'

Особенности формирования физической готовности студентов вузов, проходящих обучение на военных кафедрах при гражданских вузах к профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
228
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРЫ / PHYSICAL CULTURE / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ПРОХОДЯЩИЕ ВОЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВОЕННАЯ КАФЕДРА / MILITARY DEPARTMENT / SERVING MILITARY EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ключников А.В., Кузьмичева Д.Г., Кузьмичев В.Д.

В статье рассматриваются особенности формирования физической подготовленности студентов вузов, проходящих обучение на военных кафедрах при гражданских вузах к будущей профессиональной деятельности. Автор статьи отмечает, что задача совершенствования физическую готовность офицеров к профессиональной деятельности ставит на одно из первых мест проблему разработки и внедрения эффективной модели их профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ключников А.В., Кузьмичева Д.Г., Кузьмичев В.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The features of the physical readiness formation higher institute’s students, studying at military sub-faculties in civilian universities to future professional activity are considered in this article. The authors of this article notes that, task of physical trainingimprovement of officers to professional activity puts a problem of development and deployment of effective model of their vocational training on one of the first places.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования физической готовности студентов вузов, проходящих обучение на военных кафедрах при гражданских вузах к профессиональной деятельности»

УДК 796.012

А. В. Ключников, Д. Г. Кузьмичева, В. Д. Кузьмичев

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ, ПРОХОДЯЩИХ ОБУЧЕНИЕ НА ВОЕННЫХ КАФЕДРАХ ПРИ ГРАЖДАНСКИХ ВУЗАХ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ключевые слова: физическая культуры, студенты, проходящие военное обучение, военная кафедра.

В статье рассматриваются особенности формирования физической подготовленности студентов вузов, проходящих обучение на военных кафедрах при гражданских вузах к будущей профессиональной деятельности. Автор статьи отмечает, что задача совершенствования физическую готовность офицеров к профессиональной деятельности ставит на одно из первых мест проблему разработки и внедрения эффективной модели их профессиональной подготовки.

Keywords: physical culture, students, serving military education, military department.

The features of the physical readiness formation higher institute's students, studying at military sub-faculties in civilian universities to future professional activity are considered in this article. The authors of this article notes that, task of physical trainingimprovement of officers to professional activity puts a problem of development and deployment of effective model of their vocational training on one of the first places.

Введение

Обязательным условием перспективного развития любого государства выступает формирование его человеческого ресурса, управление которым предполагает активное использование комплекса наук о человеке. При этомглавным фактором, обуславливающим необходимость модернизации современной системы профессионального образования, является углубляющееся противоречие между современными требованиями к уровню и качеству подготовленности специалистов и ограниченными возможностями их психического и физического совершенствования за годы обучения в вузе. Поэтому в современных условиях жизнедеятельности непрерывно повышается социальная значимость физической культуры и спорта как ведущих средств подготовки подрастающего поколения к труду и защите Отечества [1-4].

Общеизвестно, что эффективность многих видов профессионального труда во многом зависит от уровня специальной физической подготовленности, формируемой путем систематических занятий физическими упражнениями, соответствующим в определенной степени требованиям, предъявляемым профессиональной дельностью и условиями ее реализации к физическому состоянию организма.

В качестве особой разновидности физического воспитания специализированная физическая подготовка представляет собой педагогический процесс, направленный на формирование физической подготовленности к профессиональной избранной деятельности [5].

Очень часто «прикладность» физической культуры подразумевает факт ее пригодности и полезности при подготовке индивида к жизненной практике и возможность оптимизации его дееспособности согласно требований избранной профессиональной деятельности [6].

В настоящее время специализированная физическая подготовка в нашей странеосуществляется

прежде всего в виде обязательного курса физического воспитания в профессионально-технических училищах (ПТУ), СУЗах и ВУЗах.

Специализированная физическая подготовка курсантов, проходящих обучение на военнойка-федре КНИТУ реализуется в рамках учебной дисциплины «Физическая культура» согласно Наставлениям по физической подготовке 2009.

Согласно данному документу на изучение дисциплины отводится 536 часов (из них 80 часов отведено на сдачу контрольных нормативов и 2 часа отводится на лекционные занятия). В программу курса включены семь разделов: раздел 1. «Теоретическая подготовка»; раздел 2. «Гимнастика и атлетическая подготовка»; раздел 3 «Ускоренное передвижение и лёгкая атлетика»; раздел 4. «Спортивные и подвижные игры»; раздел 5. «Военно-прикладное плавание»; раздел 6. «Рукопашный бой»; раздел 7. «Лыжная подготовка»; раздел 8. «Преодоление препятствий». Кроме изучения дисциплины, в каждом семестре предусматривается участие в спортивно-массовых мероприятиях, сдача установленных контрольных нормативов и получение зачета по изучаемым разделам. В систему физического воспитания курсантов инженерных институтов также входят физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня и спортивно-массовая работа, проводимая во внеурочное время.

Следует помнить, что наряду с термином «физическое воспитание» широко используется и термин «физическая подготовка». Несмотря на то, что по своей сути они имеют аналогичный смысл, второй термином используется тогда, когда хотят отметить прикладную направленность физического воспитания по отношению к профессиональной деятельности, требующей определенного уровня физической подготовленности. Именно последняя является результатом физической подготовки, воплощенным в степени достигнутой физической работоспособности и сформированности двигательных

навыков, необходимых в избранной деятельности (либо способствующих ее освоению) [7-9].

В теории физического воспитания отмечается, что для развития профессионально значимых качеств необходимы воздействия, превышающие в физиологическом плане характеристики трудовой деятельности. Поэтому виды спорта, по мнению профессора В.В. Белиновича [10], являются наиболее существенным средством развития и воспитания этих качеств.

Согласно классификации, предложенной А.Б. Гандельсманом, К.М. Смирновым, все виды спорта условно можно подразделить на семь групп [11]:

- 1-я - виды спорта, предъявляющие высокие требования к уровню координационных способностей (акробатика, спортивная гимнастика, прыжки на батцте, прыжки в воду и пр.);

- 2-я - виды спорта, основой которых является способность к достижению высокой скорости в циклических локомоциях (легкоатлетический бег, ходьба на лыжах, конькобежный спорт, велоспорт);

- 3-я - виды спорта, требующие высокого уровня развития силы ибыстроты движений. Данная группа подразделяется на две подгруппы: к первой относятся виды спорта, основанные на перемещении максимальной массы (тяжелая атлетика), ко второй - на создание максимального ускорения постоянной массы (легкоатлетические метания);

- 4-я - виды спорта, в основном направленные на совершенствование функций анализаторов и способности усвоения информации в условиях противодействия соперников (все виды борьбы);

- 5-я - виды спорта, в основе которых лежит совершенство в управлении различными средствами передвижения (конный спорт, мотоспорт, автоспорт, водно--моторный спорт). Необходимость выполнения опережающих и предупреждающих действий в данных видах спорта обусловливает значительные нагрузки на центральную нервную систему и сенсорные анализаторы;

- 6-я - виды спорта, основанные на совершенствовании высшей нервной деятельности при незначительных физических нагрузках (шахматы, шашки);

- 7-я - виды спорта, основой которых является воспитание разнообразных способностей и их переключение в многоборье (биатлон, триатлон, современное пятиборье).

Так как направленность видов спорта и составляющих их элементов в значительной степени определяется структурой проведения и содержанием занятий по физической подготовке, педагог должен учитывать возможность как прямых, так и побочных отрицательных воздействий вида спорта и отдельных его элементов на профессионально значимые функции, так как установлено отрицательное воздействие некоторых видов спорта на отдельные трудовые специальности [12, 13].

Р.Т. Раевский [14] предлагает следующую характеристику прикладной направленности отдельных видов спорта:

1. Виды спорта, развивающие выносливость (бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки, плавание, велоспорт, гребля, конькобежный спорт).

2. Виды спорта, требующие сложной сенсорно-моторной координации в вариативных ситуациях (спортивные игры, все виды единоборств).

3. Виды спорта, требующие высокой координации движений (гимнастика, акробатика, прыжки в воду и на батуте и др.).

4. Виды спорта, требующие высокой координации движений и выносливости (альпинизм, скалолазание). Тренировка в этих видах спорта формирует навыки лазания и работы на высоте, страховки и самостраховки.

5. Виды спорта, связанные с управлением различными средствами передвижения (автомобильный и мотоциклетный спорт, дельтапланеризм и др.) При занятиях этими видами спорта формируются навыки по управлению различными видами транспорта, совершенствуется сенсорно-моторнойкоординация и оперативное мышление.

6. Виды спорта, требующие предельного напряжения нервной деятельности (стрельба, шахматы, шашки). Тренировка в этих видах спорта обеспечивает формирование навыков выполнения двигательных действий в условиях, требующих высокого напряжения центральной нервной системы, формирует способность к дозированию небольших мышечных напряжений, повышает концентрацию и устойчивость внимания; развивает выдержку, самообладание и терпение.

В связи с тем, что функциональная направленность видов спорта различна, существенно отличается и степень совершенствования психофизиологических функций при занятиях отдельными видами спорта.

Так, С.Б. Нарзулаев, В.В. Беляков [13], оценивая эффективность занятий различными видами спорта у сотрудников МВД, установили, что наибольшая степень выносливости отмечается у сотрудников МВД, занимающихся циклическими видами спорта; более низкая ниже - у игровиков, а самая низкая - у занимающихся видами спорта, не развивающими целенаправленно общую выносливость. Кроме того, у полицейских-«игровиков» отмечена наиболее быстрая и точная степень ориентировки в сложных и непрерывно меняющихся действиях, быстрое ицелесообразное реагирование на них, быстрая вариативность избранных планов и решений. У сотрудников МВД, занимающихся единоборствами, выявлена высокая точность движений и координированность действий, способность к быстрому переключению с одних движений на другие, существенно отличающиеся по структуре, характеру и форме.

Наилучшее развитие функции равновесия выявлено у сотрудников МВД, занимающихся гимнастикой и акробатикой, несколько худшее - у милиционеров-борцов, слаломистов, прыгунов в воду и с трамплина. Кроме того, у первых, а также у прыгунов в воду и на батуте, отмечена наилучшая устойчивость к сильным раздражителям вестибулярного аппарата. В то жевремя наименьшая вестибулярная устойчивость зафиксирована у лыжников, легкоатлетов (кроме метателей) и боксеров.

Несомненно, что специализированная физическая подготовка должна осуществляться на основе и в единстве с общей физической подготовкой, а подбор физических упражнений должен осуществляться с учетом специфики будущей профессиональной деятельности [15, 16].

Литература

1. Кабачков, В.А. Профессиональная физическая культура в системе непрерывного образования молодежи : науч.-метод. пособие / В.А. Кабачков, С.А. Полиевский, А.Э. Буров. - М. : Советский спорт, 2010. - 296 с.

2. Пеганов, Ю.А. Содержание и методика направленной физической подготовки юношей 16-17 лет с учетом требований ВС СССР :автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Ю.А. Пеганов; ВНИИФК. - Москва, 1991.- 23 с.

3. Погудин, С.М. Концепция многоуровневой психофизической подготовки и отбора учащихся в образовательные учреждения физкультурного и «силового» профиля / С.М.Погудин // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 2004. - № 4. - С. 58-61.

4. Полянский, В.П. Теоретико-методические основы совершенствования прикладной физической культуры (ее содержания и форм) в современном обществе: ав-тореф. дис.... д-ра пед. наук. : 13.00.04 / В.П. Полянский. - М., 1999. - 62 с.

5. Кабачков, В.А. Профессиональная направленность физического воспитания в ПТУ / В.А. Кабачков, С.А. Полиевский. - М., 1991. - 214 с.

6. Жидких, В.П. Профессионально-прикладная физическая культура в системе подготовки специалистов-строителей :автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / В.П. Жидких. - Омск, 2000 - 23 с.

7. Павлова А.С. Воспитание коммуникативных и лидерских качеств будущих специалистов с помощью инновационных физкультурно-оздоровительных технологий / А.С. Павлова, А.Д. Лифанов, И.А. Зенуков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2013. - №6 (100). - С. 99-103.

8. Физическая культура и физическая подготовка : учебник для студентов вузов, курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России / под ред. Кикотя В.Я., Барчукова И.С. - М. : Изд-во : Юнити-Дана, 2007. -431 с.

9. Щеголев, В.А. Теоретические аспекты научного обоснования педагогического процесса физической подготовки в военно-учебных заведениях / В.А. Щеголев, Ю.К. Демьяненко // Военно-профессиональное обучение и физическая подготовка : межвузовский сборник. - Вып. II. - Л., 1982. - С. 43-47.

10. Белинович, В. В. Вопросы организации физического воспитания учащихся профтехучилищ с учетом профессиональной подготовки / В.В. Белинович. - М. : Высшая школа, 1967. - С. 5-8.

11. Гандельсман, А.Б. Физиологические основы методики спортивной тренировки / А. Б. Гандельсман, К. М. Смирнов. - М. : Физкультураи спорт, 1970. - 231 с.

12. Зациорский, В.М. Кибернетика, математика и спорт / В.М. Зациорский. - М. : Физкультура и спорт, 1969. -198 с.

13. Нарзулаев, С.Б. Профессионально-прикладная физическая подготовка в системе профессиональной подготовки милиционеров / С.Б. Нарзулаев, В.В. Беляков // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2007. - Вып. 5. - С. 9-13.

14. Раевский, Р. Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов / Р.Т. Раевский. - М. : Высшая школа, 1985. - 136 с.

15. Павлова А.С., Формирование конфликтологической компетентности будущих специалистов в процессе физкультурно-спортивной деятельности / А.С. Павлова, А. Д. Лифанов, И.А. Зенуков // Вестн. Казан.технол. ун-та. - 2013. - т.16. - №3. - С. 323-326.

16. Ахметвалеева Э.Т., Типология ориентации студенческой молодежи на здоровый стиль жизни / Э. Т. Ах-метвалеева, А.В. Фадеев, И.А. Зенуков, Н.Н. Мамяше-ва, Ю.А. Бабушкин // Вестн. Казан.технол. ун-та. -2013. - т.16. -№24. - С. 192-194.

© А. В. Ключников - заместитель начальника лицея ГУО «Лицей при ГИИ», klyuchnikov_av@mail.ru; Д. Г. Кузьмичев - ст. преп. кафедры физического воспитания и спорта КНИТУ; Д. Г. Кузьмичева - доц. той же кафедры.

© A. V. Klyuchnikov - the deputy chief of lyceum «Lyceum at the GEI», klyuchnikov_av@mail.ru; V. D. Kuz'michev - the senior teacher of department "Physical culture and sport", KNRTU; D. G. Kuz'micheva - the senior lecturer of the same department.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.